ПК 4.3
методическая разработка

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии

Игровая технология – это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо.

Игровые технологии в обучении использовались как эффективный способ передачи информации в целях образования и воспитания детей уже издавна. Это традиционный метод обмена знаниями от старшего поколения к младшему. Как интерактивный, его использовали в народной педагогике. В дошкольных заведениях и внешкольных учреждениях наиболее часто встречаются случаи использования этих методов.

Современная школа развивается, и педагоги отдают большее предпочтение активизации и интенсификации процесса учебы. Игровые технологии стали составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.

Игры применяются для усвоения темы как самостоятельная технология и как часть большого процесса. Иногда применяется в качестве закрепления материала на финальном обобщающем уроке. Наиболее популярным является применение технологии, как одного из методов внеклассной работы.

В зависимости от использования игровых технологий выделяют следующие виды уроков:

  1. Уроки с использованием разнообразных игровых заданий (КВН, конкурсы, соревнования и т.д.).
  2. Уроки с использованием игровых упражнений и заданий.
  3. Уроки с использованием игры лишь на определенном этапе урока (например, применение игры для знакомства с новым учебным материалом).

Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который выполняет следующие функции:

  • Развлекательная. Нацелена пробуждать интерес к процессу, развлекать и вдохновлять.
  • Коммуникативная. Это отличное поле для отработки базовых навыков. Целью задания является разговор, приводящий к общей цели.
  • Игротератевтическая. Проецирование трудностей разных сфер в заданную ситуацию.
  • Распознавательная. Зацикленность на самоизучении в ходе игровой деятельности.
  • Корректировочная. Игроки в процессе стараются найти возможные варианты развития событий, вводят положительные изменения в ситуацию.
  • Межнационального общения. В основу положены социально-культурные ценности человечества.
  • Социализация. Хорошим примером является общежитие. Участников игры помещают в условия, где им не избежать объективных взаимоотношений.

Конспект урока математики

«Приемы устных вычислений. Умножение и деление в пределах 1000»

3 класс

Этап урока.

Методы и приемы

Хроно

метраж

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

II. Актуализация знаний и мотивация

7 мин

Поиграем с вами в игру «Молчанка». Все знают правила игры?

Хорошо. Тогда смотрим на задание и молча с помощью карточек показываем ответ.

Молодцы! Все справились хорошо. Пока мы играли, к нам пришло письмо от Знайки. А в письме – задачи. Знайка просит помощи. Давайте их решим устно! Попробуем? (задачи на слайде)

Да. Решаем пример устно и молча каждый сам. Затем показываем ответ на карточке.

Отвечают на задания.

Да

Конспект урока окружающего мира

«Планеты Солнечной системы»

4 класс

Этап урока

Методы и приемы

Хроно

метраж

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

II. Актуализация знаний и мотивация

3 мин

Команда готова, теперь нужно подготовить космический корабль. Необходимо запустить в работу главный компьютер корабля. Для этого надо ввести пароль. Он состоит из следующих кодовых знаков:

Обозначьте кодовым знаком с помощью карточек каждое моё высказывание, согласившись со мной или нет:

Земля – это одна из планет Солнечной системы.  ДА

Солнце – ближайшая к нам звезда, раскалённый  газовый шар.  ДА

Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.  НЕТ

Специалистов,  изучающих астрономию, называют астронавтами.  НЕТ

Земля движется вокруг Солнца.  ДА

Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.  НЕТ

Вводим пароль. Кто не допустил ошибок, тот имеет право на пять баллов.

Отлично! Корабль готов, двигатель запущен. Предлагаю штурманам проложить маршрут, разгадав кроссворд.

Выкладывают с помощью карточек шифр, отвечая на высказывания

Конспект урока русского языка

«Суффикс»

3 класс

Этап урока

Методы и приемы

Хроно

метраж

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

VII. Включение в систему знаний

Словесный

5 мин

Разгадаем шарады.

Корень мой находится в цене.

В очерке найдите приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале.

Какой корень у нашего слова?

А какая будет приставка?

Какой же суффикс в слове?

Какой получим ответ?

Корень – с дорогой роднится,

В сборе приставка таится,

Суффикс как в слове дневник.

Целым же – в космос проник.

Какой может быть корень? Что с дорогой роднится?

Нашли приставку?

Смогли определить суффикс?

Какое же слово получится?

цен-

о-

-к-

Оценка

Путь, пут-

с-

-ник

Спутник



Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает также организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

Главные цели проблемного обучения:

  1. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
  2. Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
  3. Развитие профессионального проблемного мышления.

Далеко не всё в учебном процессе может быть для учащихся интересным. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе получения знаний школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, эмоции, создаётся обстановка увлечённости, раздумий, поиска. Дети сами планируют свои действия, отбирают материал для достижения цели, контролируют свою деятельность и оценивают её результаты. Это положительно сказывается на отношении школьника к учению.

При проблемном обучении ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, а не просто заучивают этапы получения результата. В начальной школе проблемные ситуации можно использовать практически на всех предметах, на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.

С использованием на уроках проблемных ситуаций существенно меняется роль учителя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. Учитель и учащиеся становятся равноправными участниками совместной учебной деятельности. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний. Важно и то, что решение проблем на уроках, приучают учащихся думать, искать решение, а это является одним из средств формирования мышления.

В современной теории проблемного обучения выделяется десять дидактических способов создания проблемных ситуаций:

1. Побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.

2. Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике.

3. Поиск новых путей практического применения обучающимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения.

4. Побуждение обучающихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них.

5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

6. Побуждение обучающихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации.

7. Побуждение обучающихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов.

8. Ознакомление обучающихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем.

9. Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций.

10. Варьирование, переформулировка задач и вопросов.

Конспект урока русского языка

«Значение и употребление глаголов в речи»

3 класс

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

IV. Открытие нового знания

Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо

17 мин

Возьмите карточки, пожалуйста, и прочитайте первый текст.

Из каких частей речи состоит этот текст?

Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен, статичен?

Теперь прочитайте, пожалуйста, второй текст на карточке.

Как изменился текст?

Что его изменило?

Почему неподвижная картинка ожила и даже как бы зазвучала? С помощь какой части речи это произошло?

Читают текст

Имя существительное, имя прилагательное

Дается только описание картинки. Нет действия

Читают текст

Картина стала подвижной, живой, потому что появились глаголы

Конспект урока математики

«Нумерация. Счет предметов. Разряды»

4 класс

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

VII. Включение в систему знаний

5 мин

Итак, посмотрите на задание в упр. 10 в учебнике

Что сначала сделаем?

Кто тяжелее: собака или белочка?

На сколько белочка легче собаки?

Кто тяжелее: собака или мишка?

На сколько собака легче мишки?

Значит кто тяжелее: мишка или белочка?

А как узнать на сколько грамм?

Сравним собаку и белочку. Узнаем, кто тяжелее и на сколько

Собака

На 400 г

Мишка

На 300 г

Мишка

300 + 400 = 700 г

Конспект урока математики

«Площадь прямоугольника»

3 класс

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

III. Постановка учебной задачи

3 мин

На прошлом уроке вы узнали, в каких единицах измеряется площадь фигур. Подскажите мне?

А что такое квадратный сантиметр?

Вы уже знаете, что значит найти площадь?

У всех есть такой квадрат?

Тогда попробуйте измерить с помощью него площадь учебника. И площадь стола.

Удобно вам измерять? Почему не удобно?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня с вами на уроке?

Правильно! Но не о площади всех предметов, а только определенной фигуры. Какой формы был учебник и стол? О площади какой именно фигуры пойдет речь?

И какую мы цель поставим с вами на урок?

В квадратных сантиметрах

Квадрат со стороной 1 см

Узнать, сколько раз в фигуре помещается квадрат со стороной 1 см

Да

Нет. Очень долго, особенно стол

О площади

Прямоугольной

О площади прямоугольника

Научиться измерять площадь прямоугольника более удобным способом



Предварительный просмотр:

Технология моделирования

Моделирование – это метод познания интересующих нас качеств объекта через модели. Это процесс создания моделей и действия с ними, позволяющие исследовать отдельные, интересующие нас качества, стороны, свойства объекта.

Моделирование относится к группе практических методов обучения и предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого объекта или явления. В процессе рассуждений сами учащиеся под руководством учителя создают модели: чертят план местности, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений, чертят схемы всевозможных связей, а также изготавливают их из картона, бумаги, пластилина. Сформированный навык моделирования помогает быстро ориентироваться в информации, выделять главное и фиксировать в форме модели.

Основные черты технологии учебного моделирования:

• создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной активности учащихся;

• формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;

• формирование и развитие личностных качеств школьников;

• высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.

Моделирование на уроках математики позволяет свести изучение сложного к простому. Нужно научить школьников самим строить модели при решении математической (сюжетной) задачи.

Для построения модели любой сюжетной задачи необходимо выделить в задаче цель, данные величины, зафиксировать все отношения, чтобы с опорой на эту модель можно было продолжить анализ, позволяющий составить план и искать оптимальные пути решения.

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, т.к. с ней связано приобретение орфографического навыка. Эту задачу поможет решить прием моделирования орфографического понятия. Создание схемы (модели) решает проблему личностно-деятельного подхода в обучении, значительно активизирует учебный процесс. Особое внимание придается усвоению понятий и правил в процессе применения (практикования), исключающего зазубривания.

Очень важное условие в работе со схемами – то, что они должны непременно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться. Таким образом, схемы – опоры включают в процесс запоминания зрительную память, развивают образное мышление, позволяют разнообразить работу на уроке, активизируют познавательную деятельность учащихся, повышают «плотность» урока, дают возможность применять необычные формы контроля.

Моделирование на уроках литературного чтения – это введение системы заместителей (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов и моделей обложек книг. Модель учащиеся могут нарисовать, вырезать из бумаги, т.е. слушание и говорение сочетаются с практической деятельностью школьников. Это позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно для юного слушателя, также даёт возможность включить каждого ребёнка в активный процесс и в формирование специальных читательских умений (умение ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения).

Одним из приоритетных видов деятельности уроков окружающего мира является моделирование объектов и явлений окружающего мира. Ученик прочно усваивает то, что познается через его самостоятельную деятельность, то, что требует познавательных и практических усилий. Сами обучающиеся под руководством учителя создают различные модели: чертят план местности, строят простейшие графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, чертят схемы всевозможных связей, изготавливают различные модели из глины, песка, пластилина, картона, бумаги и т.д.

Значительное место в учебном процессе занимает техническое моделирование и конструирование, которые призваны расширить знания учащихся об окружающей действительности, машинах, механизмах, их использовании в хозяйстве. Создавая те или другие изделия, дети знакомятся с различными профессиями, людьми труда, что очень важно для профессиональной ориентации.

В процессе работы младшие школьники создают различные по сложности, но доступные для выполнения конструкции из легкообрабатываемых материалов, пользуясь различными инструментами и приспособлениями. У детей отрабатываются навыки и умения, расширяется политехнический кругозор. Получая от учителя теоретические сведения, учащиеся узнают много новых слов, за счет технической терминологии происходит расширение словарного запаса.

Важно обратить внимание на методическую сторону использования детских изделий, их практическую направленность. Они могут служить наглядными пособиями, выставочными экспонатами, подарками. Из макетов различных сооружений можно построить макет улицы, на которой находится школа, модели машин можно использовать при изучении Правил дорожного движения.

Конспект урока русского языка

«Приставка»

3 класс

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный

Беседа

5 мин

Откройте, пожалуйста, свои тетради. Запишем сегодняшнее число и классная работа.

Теперь запишите пословицу и объясните ее смысл.

Учиться всегда пригодится.

Молодцы! Теперь откройте учебник в самом конце. Рассмотрите схему строения слова на форзаце учебника.

С какими частями слова вы уже достаточно хорошо познакомились?

Что такое корень?

Что такое окончание?

С какими частями слова только предстоит познакомиться?

Выполняют письмо по образцу, объясняют смысл пословицы

Рассматривают схему.

Корень и окончание

Корень – это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов

Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении

С приставкой и суффиксом

Конспект урока математики

«Нумерация. Счет предметов. Разряды»

4 класс

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

V.Первичное закрепление во внешней речи

10 мин

Прочитаем задачу в упр. 5.

О ком говориться в задаче?

Сколько всего в классе учеников?

Сколько мальчиков?

А как узнать сколько девочек?

Как думаете, удобнее записать задачу кратко или нарисовать схему?

Сколько получилось?

Давайте составим задачи, обратные данной и нарисуем к ним схемы

Прочитаем задачу в упр. 6

Что значит в 6 раз старше?

Что значит на 4 года моложе?

Сделаем чертеж к задаче

Напишите в тетрадях решение и ответ.

Об учениках в классе

19

9

Из общего числа вычесть мальчиков

Удобнее нарисовать схему

19 - 9 = 10

Известно, сколько учеников в классе и сколько девочек. Найти количество мальчиков.

Известно, сколько девочек и мальчиков. Найти количество всех учеников в классе

Умножить на 6

Вычесть 4

1. 10 * 6 = 60

2. 60 - 4 = 56

Конспект урока окружающего мира

«Планеты Солнечной системы»

4 класс

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

V.Первичное закрепление во внешней речи

5 мин

Мы познакомились со всеми планетами Солнечной системы.

Какие у них у всех есть сходства?

Каждая планета имеет свои особенности, которые отличают ее от всех остальных. Давайте заполним таблицу. Подпишите название к каждой планете.

А теперь запишем рядом с каждой из них то, что вам больше всего запомнилось.

Название планеты

Рисунок

Особенности

Меркурий

Самая маленькая и самая быстрая планета.

Нет атмосферы.

Венера

Самая жаркая планета.

Крутится в обратную сторону. Самая яркая планета.

Земля

Имеется жизнь на планете. Большая часть покрыта водой.

Марс

Похож на Землю. Красная планета. Есть два спутника.

Юпитер

Самая большая планета. Похож на приплюснутый шар. Всегда бушуют ураганы.

Сатурн

Имеет кольца. Крупная планета.

Уран

На планете холодно. Зеленый цвет придает газ метан.

Нептун

Самая холодная планета, так как самая отдаленная.

Они все имеют круглую форму.

Все планеты вращаются вокруг Солнца и вокруг своей оси.

Подписывают планеты.

Заполняют таблицу