ПК 4.4
методическая разработка


Предварительный просмотр:

Отчет по результатам анкетирования учителей начальных классов

В настоящее время в школе работают 4 учителя начальных классов. Два учителя имеют высшее педагогическое образование и два учителя среднее профессиональное педагогическое образование.

Средний педагогический стаж – 16 лет. Учителя 1 и 3 классов имеют стаж чуть более 10 лет, учитель 2 класса имеет педагогический стаж 42 года. Учитель 4 класса работает в школе первый год. Все учителя вели свою педагогическую деятельность в данной школе.

Во всех классах обучение ведётся по УМК «Школа России». Каждый учитель проходил различные курсы по повышению квалификации. Один из учителей является заместителем директора по воспитательной работе. Другой учитель выполняет обязанности педагога-организатора.

В своей работе учителя начальных классов используют различные традиционные и современные педагогические технологии: коллективную систему обучения, обучение в сотрудничестве (групповую и командную работу), проектные и исследовательские методы обучения и т.п. В 1, 2, 3 классах учителя начальных классов ведут один кружок внеурочной деятельности. Остальные часы внеурочной деятельности имеют спортивно-оздоровительное направление и проводятся под руководством учителя физкультуры.

Согласно последним данным качество обученности учеников резко снизилось. Самый высокий показатель составляет всего лишь 56% у учителя с высоким стажем работы. Опытные педагоги показывают качество обученности около 43-47%. Педагог только начавший работать в школе дает самый низкий показатель качества – 37%.

Основные трудности на данный момент учителя испытывают из-за дистанционного образования. Также школа сельской местности не имеет возможности создавать коррекционные классы или параллели между классами. Таким образом, в одном классе необходимо уделить внимание и ученикам с ОВЗ, и ученикам, испытывающим трудности в обучении, и ученикам, имеющим более высокие способности. К сожалению, детей с ОВЗ значительно выше, чем положено по СанПину. Тьюторы и психологи, необходимые для сопровождения детей с ОВЗ, отсутствуют. Помимо основных обязанностей учителя начальных классов выполняют еще и дополнительные. Такие как педагог-организатор, методист, глава профсоюза, совмещение со ставкой учителя-предметника.



Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на статью “Развитие самостоятельности на уроках математики”

кандидата педагогических наук, доцента кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Р.Ф. Швецовой

В работе автора приведены примеры дидактических материалов по отдельным темам курса математики начальной школы, которые можно использовать для проведения свободной работы на различных этапах урока. Свободная работа предполагает такую организацию учебной деятельности учащихся, при которой они сами выбирают задания и определяют порядок работы, а также направлена на развитие самостоятельности учащихся на уроках математики.

Представленная статья несомненно актуальна, поскольку умение ставить перед собой определенные цели, добиваться их решения собственными силами, планируя, корректируя и контролируя весь процесс, является одним из ведущих качеств личности.

Автор статьи приводит материалы трех основных блоков: материалы для включения в систему знаний и повторения; материалы для пропедевтической подготовки к восприятию новых знаний; материалы для дополнительного развития, не относящиеся к программе, но расширяющие кругозор, воспитывающие познавательный интерес, познавательную активность, уважение к умственному труду.

Также в работе рассматриваются уровни развития самостоятельности младших школьников в учебной деятельности. Развитие личностной самостоятельности предполагается в ходе получения опыта свободной работы, при соблюдении определенных условий, таких как подготовка дидактической среды и актуализация ситуации свободного выбора.

Безусловной заслугой автора является развивающий потенциал представленных дидактических материалов, направленных на мотивацию школьника к самостоятельности и освоению опыта индивидуальной учебной деятельности.

К недостаткам работы можно отнести отсутствие дидактических материалов для слабоуспевающих обучающихся из третьего блока, направленные на расширение математического кругозора.

Описанные в данной статье дидактические материалы способствуют более успешному развитию самостоятельности младших школьников на уроках математики.

Научная статья Р.Ф. Швецовой “Развитие самостоятельности на уроках математики” полностью отвечает требованиям и может быть рекомендована к публикации.

Шарипова Анна Евгеньевна,

группа 401НК

Челябинского педагогического колледжа №1



Предварительный просмотр:

Вступление: Здравствуйте, уважаемые присутствующие! Я, Шарипова Анна, студентка 301 НК группы, и мой научный руководитель Мирзоян Регина Владимировна, представляем вашему вниманию курсовой проект на тему: «LEGO-конструирование как средство развития познавательных интересов младших школьников».

Актуальность данной темы заключается в проблеме развития и формирования познавательного процесса у младших школьников. В современных образовательных программах одной из приоритетных задач является развитие любознательности, познавательной активности и самостоятельности. В реальной практике остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию познавательного интереса. В настоящее время в системе образования детей младшей школы появились новые игры и развлечения, и традиционными наглядными средствами детей уже сложно удивить. Поэтому в работе с младшими школьниками можно использовать конструктора «LEGO». Конструирование из LEGO полностью отвечает интересам, способностям и возможностям детей, а также являются великолепным средством для интеллектуального развития младших школьников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей. Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие в режиме игры и формирует навыки общения и сотрудничества.

Разработками методики формирования игровой деятельности при помощи конструктора Лего занимались такие ученые, как Е. В. Фешина и Т. В. Лусс. Исследователи: З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева, Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддьяков, Ф. Фребель – рассматривали детское конструирование как деятельность, в процессе которой развивается сам ребенок, а также предлагали разные формы организации обучения.

Исследование данной проблемы обусловило выбор темы проекта: LEGO-конструирование как средство развития познавательных интересов младших школьников.

Целью курсовой работы является на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы рассмотреть LEGO-конструирование как эффективное средство в процессе развития познавательных интересов у младших школьников.

Задачи и методы исследования вы можете увидеть на слайде.

Основная часть: 

В теории нами рассмотрены понятие и свойства познавательного интереса. Познавательный интерес – это целенаправленное стремление личности к овладению знаниями и познанию окружающего мира. Это сильный, значительный и существенный фактор, влияющий на учебную деятельность школьника. И самое главное – развитие интереса и объем приобретенных знаний имеют тесную взаимосвязь, которая была установлена еще С. Л. Рубинштейном: знания являются фундаментом познавательного интереса, без которых он не может возникнуть, но и удовлетворение интереса непременно ведет к обогащению знаний.

У младшего школьника довольно рано возникают познавательные интересы. Ребенок часто приходит в школу с кругозором, превышающим те сведения, которые ему предоставляют в первый год. Но с широтой интересов приходят и их негативные стороны:

  • неустойчивость, ситуативность, и без поддержки учителя могут быстро угаснуть и не возобновиться;
  • малоосознанность, т.е. ученик не может назвать, что и почему ему нравится в данном предмете;
  • слабая обобщенность – интересы могут охватывать один или несколько предметов, объединенных по их внешним признакам;
  • ориентированность на учебный результат, а не на способы учебной деятельности;
  • неспособность преодолевать трудности при достижении цели.

Исследования И.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной и Т.А. Куликовой доказали, что познавательный интерес не является присущим человеку от рождения, он складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования.

Важность познавательного интереса не вызывает никаких сомнений, но вопрос о том, каким образом достичь положительного результата в его формировании и развитии, до сих пор не нашел своего окончательного ответа. Проблема развития познавательного интереса младших школьников не имеет однозначного решения по причине ее многофакторности. В своих исследования А.К. Маркова рассматривает два типа условий: внешние и внутренние. И если с воздействием на внешнюю сторону интереса не возникает проблем, т.к. достаточно сосредоточить внимание на средствах обучения, то на мотивы и потребности ребенка учитель не может воздействовать в полном объеме. Тем не менее, опираясь на огромный опыт прошлого и исследования современной педагогики, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса младшего школьника.

На слайде: 2.1. 2.1. Возможности LEGO-конструирования как средство развития познавательных интересов младших школьников

Одним из таких условий и решением данной проблемы является LEGO-конструирование. Оно отвечает всем требованиям, т. к. является межпредметной наукой, в которой происходит синтез физики, математики и информатики, а также окружающего мира и предметов художественно-эстетического характера в зависимости от образовательных целей и задач.

Работа детей с LEGO-конструкторами дает возможность сформировать навыки деятельности в области программирования, обмена информацией, развитию инновационного мышления, формированию умения выстраивать алгоритмы своей деятельности, умения планировать и прогнозировать учебную деятельность. А также формирует не только навыки технического планирования и конструирования, но и развивает коммуникационные и поведенческие навыки, социализирует и дисциплинирует ребенка.

Для ребенка младшего школьного возраста LEGO-конструирование является отличным средством развития и обучения

На слайде: 2.2. Разновидности LEGO-конструирования

В конструкторах LEGO представлены 4 основные серии, которые вы видите на слайде. Наше внимание привлекла серия LEGO Education. Так как отличительной особенностью этой линии является сфера использования продукта: детские сады, школы и другие учебные учреждения, которые подразумевают участие в образовательном процессе профессионального преподавателя. Серия представляет собой наборы для профессионального педагогического применения на базе деталей конструктора LEGO, а также специальные образовательные методики и программное обеспечение.

В свою очередь серия Education подразделяется на три уровня, в соответствии с уровнем образования. Нас интересует LEGO Education Mindstorms. Это конструкторы для создания программируемых роботов и соответствующее программное обеспечение. Роботы применяются не только на уроках физики, информатики, математики и программирования в средней школе, но возможны на занятиях внеурочной деятельности как в средней, так и в начальной школе.

На слайде: 2.3. Методика организации и реализации занятий по LEGO-конструированию в рамках внеурочной деятельности

Однако возникла проблема в том, что на русском языке нет подходящих учебников, методических пособий и учебных программ для обучения робототехнике и программированию с помощью LEGO Education Mindstorms. Помимо этого наличие программ внеурочной деятельности по данному направлению очень ограничено. Из того, что имеется на данный момент, нет ни одной программы, которая отвечала бы всем необходимым требованиям. Вследствие чего возникает необходимость для создания и разработки программы «Исследователи Лего» во внеурочной деятельности младших школьников.

Заключение.

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса младших школьников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по познавательному развитию, а именно при помощи LEGO-конструирования и робототехники, в ходе которых у младших школьников развиваются все основные мыслительные процессы. Эффективность LEGO-конструирования не вызывает сомнения. Однако возникает проблема недостаточности методической базы для использования LEGO-конструирования на занятиях внеурочной деятельности.

Спасибо за внимание, мы готовы ответить на ваши вопросы.


Предварительный просмотр: