Доклад. "Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе".
методическая разработка

Оксана Николаевна Узюмская

Доклад. "Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе»

Слайд 1.(тема)

СЛАЙД 2

В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно - деятельностный подход, который предполагает “разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности”.

СЛАЙД 3

Поэтому одна из главных задач школы дать детям современное образование, соответствующее изменившимся потребностям личности и общества, тем самым реализовать право детей на доступное и качественное образование.

Главным условием для повышения качества образования, я считаю раскрытие творческих способностей детей, побуждение их к работе мысли и чувства. Если уроки станут такими, то результат будет достигнут.

ПОЭТОМУ в основе моих уроков всегда соблюдаются следующие принципы. (читать со слайда)

- построение обучения с учетом психологических особенностей и возможностей младшего школьника;  

- использование методик направленных на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности

-дифференцированный подход позволяющий корректировать возникающие трудности, ориентация на конечный результат обучения.

Когда ученику интересно на уроке, он сам стремится к познанию нового, и учителю остается только правильно направлять и корректировать это путь. В идеале — каждый ученик движется по своему образовательному маршруту. В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения.

Работаю по УМК «Школа России». Переработанные издания учебников сохраняют лучшие традиции начальной школы (формирование знаний и умений) и дополненные заданиями развивающего характера. Основной целью данного комплекта является развитие интереса у ребенка к истории своей страны, познанию ее духовного величия. Учебники имеют доступный для детей язык, красочные иллюстрации, материал изложен так, что изучить его можно самостоятельно.

Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения.

От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.

Поэтому я, основываясь на выбранных принципах, использую следующие технологии.

СЛАЙД 4

-        развивающее обучение;

 -        проблемное обучение;

-        разноуровневое обучение;

-        коллективная система обучения;

-        исследовательские методы обучения;

-        проектные методы обучения;

-        технологии модульного и модульно-блочного обучения;

-    обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

-информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

Какими бы универсальными не были данные технологии, особенности предмета требуют и особого подхода. Наиболее удобными считаю для уроков литературы использовать следующие технологии. (СЛАЙД 5)

  1.  «Дискуссионные качели»

Суть этой занимательной формы — в имитации раскачивающихся качелей: два партнера (ими становятся две группы детей, расположившиеся друг против друга) поочередно раскачивают качели. После того, как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывают суждения по предложенному вопросу, — «качели» начинают свое движение. Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания детей, педагог поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы детей исчерпаны. Он останавливает «качели»: «долго качаться нельзя — голова закружится!» подводит итог дискуссии.

2.  «Час тихого чтения» возникает в противовес беспредельному увлечению школьников теле- и видеофильмами, вытесняющими из жизни школьника общение с книгой, освобождающими развивающуюся психику юного человека от усилий воображения, мышления и памяти. В тот день, когда проводится час тихого чтения, дети и учитель приносят с собой в школу внепрограммную книгу, которую они «сейчас читают», им предоставляется общее для всех членов школьного коллектива время, когда в тишине и удобстве каждый человек может спокойно почитать принесенную им книгу. За 1–2 дня появляются листки-памятки, учитель напоминает детям о задуманном деле. В итоге очень редко отдельные школьники забывают захватить с собой в школу книгу. Воспитательный потенциал «часа тихого чтения» не исчерпывается до конца, если по окончании его не обнародуется список читаемых детьми и учителем книг. Этот список вывешивается к концу учебного дня: «Что сегодня мы читаем»

 3.  Игра «Разброс мнений». Получив карточку с написанной в ней фразой, необходимо порассуждать на предложенную тему. Карточки. — Как ты понимаешь: «Что такое добро?»  И здесь учителю не надо давать оценки правильно/неправильно. Важнее запустить рефлексивные процессы, создать ситуацию оборачивания на самих себя.

4. Игра «Водоворот» продолжает предыдущую игру. Дети меняются своими работами. Если согласны с мнением своих одноклассников, то рядом с высказыванием ставят — «+», если не согласны — «-», а если что-то непонятно, то «?» .

5. «Круглый стол» — письменная работа. Это коллективный метод обучения высказывания своего мнения, отношение по предложенной идее путем передачи по кругу общего места. Подхваченная идея получает свое дальнейшее развитие при индивидуальном участии каждого учащегося.

На уроках русского языка применяю следующие технологии: (СЛАЙД 6)

1. «Словарный диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной карточке). Сверху подписывают: «Составлял…». Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают: «Выполнял…». Заранее договариваются, сколько должно быть слов или словосочетаний.

2. «Графический диктант» Каждый ученик выписывает из художественных текстов, учебников  3–4 предложения на изученные орфограммы, а сосед по парте вставляет буквы,  работаем в паре. (взаимообмен и проверка)

3. «Определи пару» (работаем всей группой) Столбиком пишу слова с разными орфограммами, например: муравьи, сильный, стрижи, арбуз. Затем читаю слово, а учащиеся, подумав, записывают его напротив слова на такое же орфографическое правило, обосновывая свой ответ, объясняя написание и делая при этом необходимые условные обозначения (выделение орфограммы обязательно). Например слова: чижи, косьба, коньки, сова. Некоторые слова требуют записи напротив нескольких слов, данных в столбике на доске.

4.   «С мира по нитке» этот метод хорош на любом предмете, так как позволяет собрать разнообразную информацию по теме урока, проанализировать и обобщить её, актуализирует и расширяет личный опыт учащихся. Заранее сообщается тема урока. Дети ищут материал по теме. Игра проводится в форме круглого стола.

5.  «Карточка — зачёт для соседа» После изучения какой-либо большой темы, раздела каждый ученик составляет «карточку-зачет для соседа». Заранее обговариваем, сколько должно быть заданий и какие, например: один теоретический вопрос (устно) и два практических вопроса (письменно). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит отметку прямо на карточке, остальные задания выполняются письменно.

Продуктивными педагогическими технологиями для уроков математики считаю: (СЛАЙД 7)

1.  «Мозговой штурм» — это групповое генерирование идей по какой-либо проблеме. Это один из наиболее важных методов в репертуаре техник личностного роста. Результативное использование «мозгового штурма» при соблюдении его принципа это путь к развитию творческого нестандартного мышления. Принцип «мозгового штурма» прост: Учитель ставит задачу и просит всех участников обсуждения высказывать свои мысли по поводу решения этой задачи. «Мозговой штурм» можно считать удавшимся, если высказанные во время первого этапа пять или шесть идей послужат впоследствии базой для решений проблемы. Например, при решении задач.

 2. Система Жана-Поля Мартана «Учение через обучение». Обучение в небольших группах, где дети обучают друг друга. Четвероклассники способны в коллективно-распределительной работе планировать части урока и подбирать задания к каждой части плана. Это касается уроков решения учебных задач. Планирую предлагать детям готовить и проводить фрагменты уроков в соответствии с составленным ими планом. Передача детям учительской функции планирования и проведения одного из его этапов осуществляется постепенно. Подготовительной работой к такой форме организации учебной деятельности считаю необходимым научить детей, подбирать задания к каждому пункту плана. Вопросы типа: «Зачем я подобрала такое задание? Что полезного в нём?» помогают детям осознать критерии подбора заданий к каждому пункту плана. Впоследствии, когда учащиеся сами начинают придумывать задания, они задают подобные вопросы одноклассникам: «С какой целью ты придумал это задание? Что ты хотел проверить им? В процессе такой работы и складываются критерии подбора заданий. Составляю карту мониторинга для отслеживания обученности, личных достижений, личного роста каждого ученика и класса в целом; провожу коррекцию знаний по результатам.

СЛАЙД 8

Ожидаемые результаты:

- позитивная динамика обученности школьников

- рост учебных и внеучебных достижений учащихся

- повышение компетентности и квалификации учителя

СЛАЙД 9-11

 РЕЗУЛЬТАТЫ уч-ся комплексных работ, олимпиад, конкурсов.

Для освоения новых педагогических технологий требуется время, специальная подготовка и профессионализм учителя. Чтобы ориентироваться в существующих технологиях, знакомиться с последними достижениями педагогики и психологии, направленными на совершенствование учебного процесса и повышения его эффективности, учитель обязан постоянно совершенствоваться сам.

СЛАЙД 12

Качество образования “задает” качество жизни человека и общества. Чем больше мы воспитываем успешных учеников, тем больше понимаем, что работаем качественно. Каждый педагог- творец технологии. Создание технологии невозможно без творчества.

.                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе».

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе. Актуальность темы.Педагогические технологии.Практика реализации....

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, ...

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе...

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе.

Доклад выступления на школьном методическом объединении учителей начальных классов....

Презентация. "Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе"

Презентация. "Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе"...

Применение активных и интерактивных технологий обучения как средство повышения качества образования в начальной школе в формировании универсальных учебных действий младших школьников.

Материал содержит описание опыта по теме "Применение активных и интерактивных технологий обучения как средство повышения качества образования"...