Девиантное поведение у детей с нарушениями слуха.
статья

Белоусова Юлия Александровна

В настоящее время отмечается рост численности проблем, связанных с девиантным поведением. Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Актуальность и возросшее значение рассматриваемой проблемы обуславливается недостаточной разработанностью проблемы профилактики девиантного поведения детей с нарушениями слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deviantnoe_povedenie_u_detey_s_narusheniem_sluha.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Девиантное поведение у детей с нарушениями слуха.

В настоящее время отмечается рост численности проблем, связанных с девиантным поведением. Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, глубинно воздействующей на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, в связи с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте.

Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой это ожидают от него окружающие. В свою очередь он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиям общества с другой, служит реальным источником девиации.

Высокая научная и общественная значимость проблемы девиантного поведения находит подтверждение в многочисленных теоретических и прикладных исследованиях этого вопроса. Изучение имеющейся по данной проблеме литературы показало, что в целом в области предупреждения и преодоления девиантного поведения существуют значительные теоретические достижения. Причины и последствия девиантного поведения выявлены и изучены М.А. Галагузовой, Л.М. Шипициной, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейбергом и др., анализ работ которых позволил выделить в числе основных факторов девиантного поведения подростков такие, как отклонения от нормы в состоянии здоровья, нарушения в сфере межличностных взаимоотношений, ошибки педагогов, ошибки семейного воспитания, социальные причины, психотравмирующие ситуации и т.п.

Проблемами преодоления и профилактики различных проявлений девиантного поведения занимались такие зарубежные ученые, как: Э. Дюркгейм, Р. Мертон, И. Гофман, Э. Лемерт, Г. Беккер, Н. Смелзер А. Коэн, З. Фрейд, Ч. Ломброзо, У. Шелдон и др.; в России различные аспекты девиантного поведения изучались и изучаются рядом исследователей и ученых, таких, как: Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, Е.В. Змановская, Л.Б. Шнейдер, В.И. Кудрявцев, И.С.Кон. В.Д. Менделевич, А.Е. Личко, С.А. Беличев и др.

У подростков с нарушенным слухом данная картина усугубляется особенностями их развития. Нарушение или полная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими; замедляет процесс усвоения информации; обедняет опыт детей, что отрицательно сказывается на поведении ребёнка в целом, которое характеризуется импульсивностью, немотивированной агрессией по отношению к окружающим, эмоциональной грубостью, озлобленностью, как в отношении сверстников, так и в отношении взрослых; повышенной тревожностью; преобладанием защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение, что мешает не только проведению занятий с педагогом и психологом, но и социализации детей в группах, в общении со сверстниками.

Все больше таких подростков вовлекается в такие формы поведения, как хулиганство, воровство, кражи, избиения, угон автомашин, бродяжничество, наркомания, сексуальные девиации и др., что является высокой степенью риска, как для самого подростка, так и для общества в целом. Интенсивный рост девиантного (в том числе криминогенного) сознания и поведения подростков справедливо отнесен к одной из наиболее опасных социальных болезней современного российского общества.

Актуальность и возросшее значение рассматриваемой проблемы обусловливается недостаточной разработанностью проблемы профилактики девиантного поведения детей с нарушениями слуха.

Для предупреждения и предотвращения девиантного поведения важна правильно организованная профилактика.

Л.А. Азарова, считает, профилактика – это целенаправленно организуемое психолого-педагогическое воздействие с четким определением средств форм и методов.

По мнению М.А. Ковальчук, профилактика – это система общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом[14].

Условиями успешной профилактической работы является ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность.

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика - это работа с популяцией условно здоровых людей, в которой существует определенное количество лиц из группы риска.

В этот контингент могут входить молодые люди, относящиеся к группе риска, употребляющих спиртные напитки, наркотики; лица, имеющие генетическую предрасположенность к психическим заболеваниям или находящиеся в неблагоприятных семейных или социальных условиях и т.д.

Вторичная профилактика - это раннее выявление и реабилитация первичных отклонений и работа с «группой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время. Вторичная профилактика направлена на популяцию людей, у которых поведение риска уже сформировано. Вторичная профилактика - это система действий, направленная на изменение уже сложившихся дезадаптивных форм поведения и позитивное развитие личностных ресурсов и личностных стратегий.

Третичная профилактика направлена на предупреждение, рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением. Она направлена на группу лиц, с устойчивыми формами дезадаптивного поведения и желающих изменить это положение к лучшему. Третичная профилактика - это система действий, направленных на уменьшение риска возобновления девиаций и активизацию личностных ресурсов, способствующих адаптации к условиям среды и формированию социально-эффективных стратегий поведения[12].

Первичная, вторичная и третичная формы профилактики тесно связаны между собой, и разделить их очень сложно.

Говоря о первой форме профилактики - организации социальной среды, важно отметить, что через доступность, наглядность и понятность, а точнее - через социальную рекламу можно сформировать у подростков с нарушениями слуха установки на здоровый образ жизни. Особо важное значение имеют: интернет-ролики, статьи, журналы, специально подобранные кинофильмы, литературные произведения.

Вторая форма профилактики – тренинги. Говоря о тренингах, важно отметить, что в следствии того, что у детей с нарушениями слуха, будет наблюдаться: скованность, неуверенность, непонимание, страх и т.д., важно проводить тренинговые занятия по тщательно разработанной инструкции. А для предотвращения девиантного поведения, необходимо брать тему: «Уверенность». Целью будет являться: повышение уверенности в себе и в своём поведении. Занятия необходимо чередовать с формированием навыков правильного поведения, где дети учатся, преодолевать девиации. В ходе тренинга подростки должны понять, к чему может привести неправильная форма личностного настроя.

Третья форма профилактики - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. В школе-интернате, эта форма характеризуется экскурсиями, творчеством, выездом учащихся в другие населённые пункты. Благодаря чему, у учащихся повышается самооценка, активность, эмоциональность, творческий потенциал и уменьшается вероятность к девиациям.

Четвёртая форма - организация здорового образа жизни. Цель – предотвращение девиантного поведения у детей как с нарушениями слуха, так и без. Благодаря:

- увеличению секций физическо-оздоровительной, спортивной, технической направленности;

- созданию кружков по интересам системы дополнительного образования;

- профилактическим мероприятиям в образовательных учреждениях с обязательным вовлечением родителей, у детей с нарушениями слуха формируется: равноправие, повышение функционального уровня, адаптация  в социальной среде.

Пятая форма - активизация личностных ресурсов, характеризуется тем, что у детей с нарушениями слуха будет проявляться меньшая активность во всех видах деятельности, что связано с самим дефектом нарушения.

Также, можно выделить дополнительную форму профилактики девиантного поведения подростков - использование в работе интерактивных технологий.   Суть интерактивного взаимодействия в профилактической работе состоит в том, чтобы занятия были организованы таким образом, чтобы все воспитанники оказываются вовлечёнными в совместную творческую деятельность. Они получают возможность оценивать свои поступки не столько через оценку взрослого человека, сколько через отношение к ним окружающих сверстников. Интерактивные технологии в профилактике девиантного поведения подростков, имеющих нарушения слуха, создают благоприятную среду, в которой педагог направляет, организует работу, следит за выполнением правил, в ходе работы предоставляет новую информацию. Совместная деятельность учащихся во время занятий с использованием интерактивных технологий означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый вклад, идет контакт между участниками на уровне поступков и реакций на эти поступки, создается атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки. В ходе диалогового общения воспитанники учатся критически мыслить, решать проблемы, принимать продуманные решения, участвовать в обсуждениях. В своей работе с детьми и подростками данной категории, педагог может использовать различные имеющиеся интерактивные психолого-педагогические технологии, такие как ролевая игра, дискуссия, энергизаторы, мозговой штурм, и т.п.

   Наиболее эффективной интерактивной технологией для профилактической работы с подростками имеющими нарушения слуха, является игра. Освоение окружающих ребёнка вещей, отношений между людьми, пониманий тех значений, которые несёт общественная жизнь, труд и обязанности взрослых - со всем этим он знакомится играя. Одной из ведущих игр по предотвращению девиаций у подростков, будет являться игра - «Найди решение».

В данной игре можно сочетать элементы различных интерактивных технологий:

- Ролевая игра - обыгрывание участниками предложенных сюжетов с правонарушениями из известных сказок, пример: сказка Успенского «Приключения крокодила Гены и его друзей». Ситуация: Старуха Шапокляк крадёт билеты у крокодила Гены и Чебурашки и т.д.);

- Дискуссия - детям предлагаются реальные ситуации из жизни самих участников, в которых они нередко оказываются. Каждый участник высказывает свое мнение по той или иной теме на основании своих знаний и опыта. Важно, что мнения, высказанные в ходе дискуссии, не критикуются и не оцениваются.

- Пантомима - Участникам дается карточки с основными правами человека. Одно из этих прав они должны изобразить. Команда соперников отгадывает, что это за право. Сочетание элементов театрализованного и интеллектуального конкурса позволяет раскрыть свой потенциал;

- Мозговой штурм - Ученикам даются ситуации их обыденной жизни. Используя статьи, в качестве справочного материала, они должны ответить на поставленные вопросы и найти решение ситуации, позволяющее не попадать в нее. Это хороший метод включения в работу всех членов группы, позволяет выслушать мнение каждого, быстро генерировать множество идей. Каждый имеет возможность высказать свое мнение, что конечно повышает самооценку, тем более об этом говорить и основные правила работы группы: «Не критикуй! Не выноси информацию из группы! Здесь и сегодня!».

- «Энергизаторы» - короткие небольшие упражнения, которые позволяют восстановить и мобилизовать энергию группы. Иногда они могут нести определенный смысл, а часто можно использовать и вместо физпауз. Они снимают физическое и психическое напряжение, помогают получить удовольствие от учебы, сплачивают в игре коллектив.

Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи подросткам необходимо представлять не только контингент таких учащихся, но и их психологические особенности.  В этом случае используется помощь службы сопровождения – школьного психолога.

Важно помнить, что работа в таком педагогическом учреждении с ребёнком строится индивидуально. Главное, чтобы в этой работе активно участвовали все воспитательные службы школы и, конечно, весь педагогический коллектив.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Психологическая профилактика девиантного поведения - это система общих и специальных мероприятий  направленая на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.

2. Организация профилактической работы с детьми имеющими нарушения слуха требует соблюдения следующих условий: правильно подобраные методы и средства работы, чётко изложеная инструкция, учёт индивидуальных особенностей ребёнка

3. Профилактика девиантного поведения подростков осуществляется в следующих формах: организация социальной среды, активное социальное обучение социально-важным навыкам (групповые тренинги), организация деятельности, альтернативной девиантному поведению, организация здорового образа жизни, активизация личностных ресурсов, использование в работе интерактивных технологий.

Таким образом, благодаря своевременному выявлению у детей с нарушениями слуха девиантного поведения и правильно организованной работе по данному направлению, можно вовремя изменить позицию ребёнка на окружающий мир и перенаправить его на правильную жизненную позицию.

Список литературы:

  1. Аккерман Н. Роль семьи в проявлении расстройств у детей // Семейная психотерапия: Хрестоматия / Сост. Э.Г. Эйдимиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2010. - с. 287-307.
  2. Басов Н.Ф. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие[Текст] / Под редакцией доктора педагогических наук, профессора Н.Ф. Басова. - М.: КНОРУС, 2012. – 400
  3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений- М.: Академия, 2002. - с. 3-203
  4. Айхорн А. «Трудный подросток». - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2011. - с. 304.
  5. Девиантность и социальный контроль в России (XIX - XXвв.): Тенденции и социологическое осмысление. - СПб., 2009. - с. 56-60.
  6. Девиантное поведение // Словарь-справочник по социальной работе. / Под ред. Е.И.Холостовой. Юрист. - М.: 1997. - С.67-69.
  7. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков: Пособие для психологов, педагогов, психосоциальных и социальных работников / Под ред. С.А. Беличевой. - М., 2010. - с. 287.
  8. Зиядова Д. Почему подросток совершает преступление? // Воспитание школьника. - 2008. - №8. - С.17-21.
  9. Зубенко В. Девиантное поведение: сущность, причины, профилактика. ОБЖ. - 2009. - №4. - С.42-44.
  10. 3мановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - с. 288.
  11.  Зотова О.И Проблемы отклоняющегося поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.: Наука, 2010. - с. 343-365.
  12. А.И. Кравченко, Социология: учебное пособие для студентов ВУЗов, - Екатеринбург: Деловая книга, 2008г. - с. 65.
  13. Курбатов В.И. Социальная работа. - Ростов н/Д: «Феникс», 2007. - 576 с.
  14. Манжалова Л.П. Психологическая характеристика личности подростков правонарушителей и система коррекционно-реабилитационной работы // Гуманистическая и социально-психологическая поддержка личности. Ч.2. - Чита, 2000.
  15. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 184 с.
  16. Плоткин М.М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей // Педагогика. - 2007. - №1. - С.47-51.
  17. Прейскурант Е.П. К вопросу о стратегиях социально-педагогической превенции девиантного поведения подростков // Дети группы риска. С-П. 1998. - С.129-130.
  18. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - С-П.: Издательство «Питер», 2008. - 656 с.
  19. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2010. - с.115.
  20. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. Учебно-профилактическое пособие. - М.: «Издательство ГНОМ и Д». 2008. - с. 96
  21. Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания Воспитание школьника. - 2007. №7. - С.44-46.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей детей с нарушением слуха по использованию слухового аппарата.

В данной статье даны полезные советы родителям о  слуховых аппаратах...

Читательское развитие и приобщение к чтению детей с нарушением слуха

Работа над чтением с детьми с нарушением слуха....

Коррекционно-развивающие игры – как один из методов обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Применение коррекционных игр на уроках у младших школьников I,II вида.Игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной кате...

Тревожность у детей с нарушением слуха школьного возраста.

В работе о тревожности у детей с нарушением слуха в школьном возрасте. Причины тревожности. Результаты диагностики....

Психология детей с нарушениями слуха.

    Для того чтобы успешно построить коррекционную работу  для достижения компенсаторного развития психики глухих детей, а также подготовить их к жизни в современном обществ необ...

Коррекция девиантного поведения подростков с интеллектуальными нарушениями

Данная работа посвящена исследованию феномена девиации и исследованию подходов для корректировки отклоняющегося поведения.Девиации — это отклонения от нормы поведения, принятой в данном обществе...