Системно-деятельностный подход в НОО
учебно-методический материал

Малыхина Светлана Александровна

 Методический материал для школьного методического обьединения

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sdp_malyhina.ppt1.37 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Слайд 2

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД − позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности .

Слайд 3

Цель обучения: Дать человеку умение действовать Формирование способа действий Методологическая основа стандартов нового поколения - Цель подхода: 1. воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, 2. развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. системно-деятельностный подход

Слайд 4

Деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование личности, а так же готовности к жизни в современном мире. В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход, главный принцип которого: ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности . Именно в действии порождается знание.

Слайд 5

Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется системно - деятельностным Понятие системно-деятельностного подхода было введено ещё в 1985 году. Он основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания. Ещё Сократ говорило том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в самостоятельную учебно - познавательную деятельность.

Слайд 6

Первое преимущество Второе преимущество Универсальные учебные действия – это широкая ориентация учащихся в различных предметных областях познания и их мотивация к обучению Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся Системно-деятельностный подход

Слайд 7

Дидактические принципы системно – деятельностного подхода Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества

Слайд 8

Традиционный урок Современный урок 1. Орг. момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Актуализация опорных знаний. 4. Объяснение нового материала. 5. Первичное закрепление. 6. Самостоятельная работа. 7. Итог урока. 1. Самоопределение деятельности. 2. Актуализация опорных знаний. 3. Постановка проблемы (создание проблемной ситуации) 4. Открытие новых знаний. 5. Первичное закрепление. 6. Включение нового знания в систему знаний (повторение). 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу. 8. Рефлексия деятельности.

Слайд 9

Цели урока Планируемые результаты Воспитывающая Личностные результаты Развивающая Метапредметные результаты Обучающая Предметные результаты

Слайд 10

Интересный урок – это … «…когда на уроке учитель открывает тайну…» «… урок с творческим домашним заданием…» «…когда мы не сидим весь урок на месте…» «…когда нас распределяют по группам и мы сами выступаем у доски…» «…когда у нас проходят читательские конференции, и мы сами придумываем задания…»

Слайд 11

Самоопределение деятельности. делать надо хочу

Слайд 12

Структура урока Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) (1-2 минуты) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4-5 минут) Постановка учебной задачи (4-5 минут) Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) (7-8 минут) Первичное закрепление (4-5 минут) Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) (4-5 минут) Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут) Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – (2-3 минуты)

Слайд 13

Реализовать основные принципы системно-деятельностного подхода на уроках помогает использование различных педагогических технологий. Технология проблемного обучения. Технология развивающего обучения. Технология личностно-ориентированного обучения. Информационная технология. Технология развития критического мышления. Игровые технологии. Проектное обучение.

Слайд 14

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Информационные технологии позволяют ребёнку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывают самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивают дисциплину интеллектуальной деятельности. Формы работы: презентации учителя, создание собственных презентаций; видеоуроки, прослушивание аудиозаписей; проверочные работы, тесты; использование интернет-ресурсов для подготовки проектов, домашних заданий.

Слайд 15

ТЕХНОЛОГИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ, ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Основные приёмы данной технологии: выразительное чтение, инсценирование, этюд, ролевая игра. Драматизация (инсценирование) помогает учащимся зримо увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение школьников, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Приём драматизации обеспечивает яркость внешних представлений, которые можно рассматривать как важную форму наглядности. Драматизация для детей, способствуя их отождествлению с героями произведения, служит средством, которое обостряет восприятие морального опыта, отражённого в книге. Участвуя в инсценировании, ученики приобретают опыт не только моральных чувств и оценок, но и поведения.

Слайд 16

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Проектная деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формировать адекватную самооценку и, главное, интенсивно развиваться.

Слайд 17

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (АМО) – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом

Слайд 18

Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных на конце слова» Детям предлагается 2 картинки: лук и луг. – Что изображено? Запишите эти слова в тетрадь. – Запишите под каждой картиной слово на доске.(Возникает спор, т.к. дети по-разному написали слово «луг»). Кто из ребят прав?

Слайд 19

«ПОЗДОРОВАЙСЯ ГЛАЗАМИ» Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. - Давайте начнём наш урок с этого упражнения. - Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. (Выполнение упражнения). С этого упражнения вы можете начинать любой урок. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Слайд 20

Игра-приветствие «Друг-какой… «Друг, ты – здоровый, добрый, работоспособный, аккуратный, волевой, смелый, трудолюбивый, веселый, удачи тебе на весь день!» Данный вариант игры можно проводить после изучения темы «Прилагательное».

Слайд 21

ФРУКТОВЫЙ САД Тема «Деление с остатком» Вы видите перед собой два больших плаката с нарисованными на каждом из них деревом. Одно дерево яблоня, а второе -лимонное дерево. На яблоках записать свои ожидания, а опасения на лимонах. Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика. Ученикам данный метод позволит более чётко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Слайд 22

ФРУКТОВЫЙ САД

Слайд 23

«ИНФО-УГАДАЙ-КА» Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. На уроке русского языка или литературного чтения учителем дается ряд вопросов , работа проводится в группах. - Предположите тему урока.

Слайд 24

«ИНФО-УГАДАЙ-КА» Предположите тему урока. На доске слова: 1 столбик - мышь, дочь, ложь; 2 столбик – шалаш, грач, малыш . - Выберите из карточек № 1 (существительное, прилагательное, глагол) нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. - Выберите из карточек № 2 (без Ь, с Ь) нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Сравните слова каждого столбика. - Выберите из карточек № 1 (жен. род, муж. род) нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Итог: на доске появляется группа карточек сущ., без Ь, с Ь, жен. род и муж. род.. Формулируем тему.

Слайд 25

МЕТОД «ИНФО-УГАДАЙКА» МЫШЬ ШАЛАШ СУЩ. М. Р. с Ь без Ь

Слайд 26

МОЗГОВОЙ ШТУРМ 5-7 человек. Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы, фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика не допускается. Регламент – до 15 минут. Второй этап – коллективное обсуждение предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить. Третий этап - выбор наиболее перспективных решений. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке. Проблема должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием является возможность многих вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

Слайд 27

МЕТОД «КАРТИНА» «Правописание парных согласных в корне слова» Изготавливаются самодельные пазлы. Лист бумаги совпадает с размером открытки, на которой изображена игрушка, делится на четыре части. В каждой части написано слово с пропущенной парной согласной.

Слайд 28

Применяется на обобщающих уроках окружающего мира К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках технологии изготавливают блокноты, книги необычных форм. Задание: разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого урока. «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Слайд 29

МЕТОД «СИНКВЕЙН» имя существительное имя прилагательное имя прилагательное глагол Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы глагол глагол

Слайд 30

СИНКВЕЙН Глагол. Важный, необходимый. Действует, изменяется, обозначает. Глаголом жги сердца людей! Знание.

Слайд 31

В работе со словарными словами Ученик. Умный, воспитанный. Читает, узнает, умнеет. Я хочу хорошо учиться. Школьник.

Слайд 32

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В. М. Гаршин «Лягушка -путешественница» Лягушка Лупоглазая, толстая. Соображает, болтает, хвастает. Изобретает необыкновенный способ передвижения. Путешественница.

Слайд 33

ДИАМАНТА Учитель. Талантливый, опытный. Учит, воспитывает, развивает. Школа, звонок, парта, знание. Запоминает, трудится, старается. Способный, трудолюбивый. Ученик.

Слайд 34

МЕТОД «ИТОГОВЫЙ КРУГ» Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп по содержанию прочитанного, те, в свою очередь, отвечают.

Слайд 35

РЕФЛЕКСИЯ Выбери любое предложение и продолжи: Сегодня на уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось … Сегодня я сумел… Мне было трудно выполнить…

Слайд 36

ЧЕТЫРЕ СТИХИИ «Четыре стихии»- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу «земля» - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу «вода» - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу «возду»" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу «огонь» - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку.

Слайд 37

АМО: «За» и «Против» «ЗА» АМО Развивают коммуникативные умения и навыки учащихся Чувство успешности ученика делает процесс обучения более продуктивным Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания АМО дают возможность менять формы деятельности

Слайд 38

АМО: «За» и «Против» «ПРОТИВ » Процесс обучения может превратиться в анархию, если учитель не владеет методиками интерактива Из-за эмоциональности детей на уроках создается рабочий шум Для некоторых детей работа в группе с использованием АМО – способ ничего не делать Увлечение АМ может увести от главного на уроке- получения знаний по конкретному вопросу

Слайд 39

Педагог должен знать - принципиальные особенности конкретной образовательной технологии; - особенности организации образовательного процесса, направленного на формирование УУД у учащихся с помощью конкретной образовательной технологии в соответствии с ФГОС НОО.

Слайд 40

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ учебные действия (УУД) МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ

Слайд 41

«Ребенок будет тянуться к урокам, если он найдет в них условия для более интересного и стремительного движения своей жизни» Ш.А. Амонашвили

Слайд 42

Заключение Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно . Применение технологии системно - деятельностного метода обучения формирует всесторонне развитую личность, обладающую критическим мышлением. Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отражённого в положениях Закона РФ « Об образовании» и в Федеральном Государственном Образовательном стандарте. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму»

Слайд 43

ВТОРАЯ ВСТРЕЧА ПОДОШЛА К КОНЦУ….. БУДЕМ ДРУЖИТЬ ! тел. 8 960 1 06 35 56 Малыхина Светлана Александровна

Слайд 44

ВКЛЮЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В РАЗНООБРАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ УМК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы творческой группы по теме "Системно-деятельностный подход"

план работы творческой группы по теме системно-деятельностного подхода МОУ "СОШ №8" города Усть-Илимска...

Выстраивание уроков в рамках системно-деятельностного подхода

Материал поможет  использовать системно-деятельностный подход в работе...

Системно - деятельностный подход при организации урока.

Методические рекомендациипо организации урока в рамках системно - деятельностного подхода...

Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»

Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...

Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....

Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода....