Индивидуальный подход в обучении с учетом модальности восприятия младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Матвеева Галина Евгеньевна

Индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения. В индивидуальном подходе нуждается каждый без исключения ученик. Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ученика. В связи с этим, педагог должен учитывать тип темперамента, индивидуальные особенности своих учеников.

Только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей. Зная особенности условно-рефлекторной и психической деятельности учеников класса, можно правильно выбирать темп учебной работы, определять объём содержания уроков, виды и формы организации труда учащихся, обеспечивать рациональное и эффективное использование их сил и возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_podhod.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Индивидуальный подход

в обучении с учетом модальности восприятия младших школьников

Индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения. В индивидуальном подходе нуждается каждый без исключения ученик. Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ученика. В связи с этим, педагог должен учитывать тип темперамента, индивидуальные особенности своих учеников.

Только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей. Зная особенности условно-рефлекторной и психической деятельности учеников класса, можно правильно выбирать темп учебной работы, определять объём содержания уроков, виды и формы организации труда учащихся, обеспечивать рациональное и эффективное использование их сил и возможностей.

Современные тенденции школьного образования и гуманистический, личностно-ориентированный подходы требуют более углубленной индивидуализации обучения. Традиционно при организации учебного процесса мы учитываем такие свойства личности учащихся, к которым психологи относят особенности памяти, мышления, внимания, познавательных способностей и.т.д.

Но, необходимо учитывать и особенности их восприятия окружающего мира. По типу восприятия психологи разделяют личности на аудиалов, визуалов и кинестетиков. [Ананьев 1992, Гвоздева 2000]

Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения;

аудиалы – те, кто в основном получают информацию через слуховой канал;

кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через эмоционально – тактильный анализатор. Доминирующая модальность может меняться в течение жизни.

    Вместе с тем достоверно известно, что в начальную школу учащиеся поступают преимущественно как кинестетические создания. Учителя знают, что их подопечные познают реальность, овладевают учебной деятельностью, прикасаясь, собирая и разбирая. Между третьим и четвертым классами обучение меняется, и большую часть информации учащиеся получают на слух. Ученики, которые не адаптировались к этому методу, попадают в затруднительное положение в условиях школьной жизни.

      Таким образом, можно предположить, что знание индивидуальных и возрастных особенностей процесса восприятия, их учет в педагогическом процессе может явиться толчком к разнообразию методов преподавания, а также позволило бы сделать реальностью индивидуальный подход в обучении, что, в свою очередь, повысило бы эффективность обучения в целом.

Учитель должен обладать гибким стилем преподавания, владеть приемами воздействия на зрительную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы. Только воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником.

Так, для  визуалов желательно, чтобы информация была представлена в картинках, таблицах, схемах и диаграммах. Такие учащиеся предпочитают разбирать текст произведения или читать «с листа», чем слушать устное объяснение учителя. Кинестетики же лучше воспринимают информацию во время практического выполнения задания. Аудиалы должны обучаться при использовании устных объяснений преподавателя и аудиолекций.

Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего места, в сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность. Аудиалы должны обучаться в условиях тишины, незначительный шум в классе мешает им усваивать информацию.

Кинестетикам необходим комфорт. Тесная обувь или низкая температура в классе негативно влияет на их работоспособность и результаты деятельности.

    Полноценное взаимодействие учителя с учащимися на уроке возможно только в том случае, если он владеет техникой изложения материала во всех трех модальностях (многосенсорное обучение).

Ученик с визуальной памятью способен «видеть слова глазами мозга». Визуализация информации – основной ключ к успеху. Одна из важнейших задач учителя - научить школьников с любой модальностью визуализировать запоминаемую информацию, проводить образные и эмоциональные ассоциации с материалом. Чем ярче и сильнее будет эмоциональное и образное подкрепление запоминаемой информации, тем выше успех в обучении. Ученик с кинестетической памятью способен запоминать учебный материал через двигательную активность. Этот вид памяти особенно развит у детей младшего школьного возраста. Следует научить школьников «транслировать» знакомую им кинестетическую память в аудиальную и визуальную, необходимые в дальнейшем обучении. Ученик с аудиальной память использует свой мозг в качестве магнитофона. Получив вопрос, он «мысленно выбирает кассету с ответом» и аудиально «прокручивает» всю информацию, пока не получит ответ. Ученик, запомнивший информацию аудиально, вынужден транслировать информацию в другую модальность, что вызывает затруднения.

Многосенсорное обучение школьников возможно на всех уроках. Именно от мастерства, творчества и энтузиазма учителя зависит то, как он будет предоставлять информацию на уроках.

Современные технологии обучения позволили организовать работу в группах. Дифференциация по группам осуществлялась выявление ведущего способа восприятия информации.

Во время организации и проведения уроков  учитываю индивидуальные особенности учащихся всего класса и каждого учащегося в отдельности. Поэтому на этапе объяснения нового материал учитываю  отличия типов восприятия информации. В одном классе учащиеся воспринимают одну и ту же информацию по- разному. Кому-то необходимо все очень подробно объяснять, останавливаясь на каждом шаге, а другим достаточно рассказать основную идею и они далее самостоятельно приступают к её реализации.

Например,  на уроках литературы  применяю:

- Для визуалов: использование наглядности (портреты), сравнение образов, варьирование интонацией голоса, обращение к прошлому, инсценировка произведения, выразительное чтение по ролям, использование выражений: «вглядитесь», «представьте», «что увидели?», «что заметили?», «что общего?».

- Для кинестетиков: поощрение в виде пожимания руки и прикосновения, сравнение чувств учащихся с чувствами автора произведения и учителя, передача собственного эмоционального состояния, ритм стиха отбивается учащимися рукой или ногой, школьники могут стоять во время урока или отвечать сидя, использование выражений: «почувствуйте», «похолодело», «потеплело», «ощутите себя маленькой частицей» и т.д.

- Для аудиалов: чтение стихов, работа хором, варьирование громкости голоса, паузы в речи, формулировка выводов, обучение и проверка других, нахождение фрагментов текста, цитирование строк (детализация), несогласие с мнением класса, использование выражений: «вслушайтесь», «что услышали?».

Так, описываем летний лес на уроке: «Представьте себе голубое небо, желтое солнце, зеленую листву на деревьях, а на поляне белые ромашки и фиолетовые колокольчики (для визуалов). Почувствуйте, как солнце пригревает ваши плечи, как вы босыми ногами идете по шелковой траве, как трогаете руками шершавую поверхность ствола, как пахнут цветы, какая вкусная и сочная земляника (для кинестетиков). Послушайте, как поют птицы, жужжат пчелы, ветер шумит в кронах деревьев (для аудиалов)».

На уроках познания мира предлагаю не просто запомнить и объяснить правила поведения в лесу, а даю возможность «почувствовать», «увидеть» и «услышать» эти правила, использую слова, соответствующие модальностным характеристикам учащихся: «Закройте глаза, представьте, что вы травинка. На дворе зима, а вы спите в уютном зернышке под теплым снежным одеялом. Что вы чувствуете? Какой сон вы видите? Слышите ли вы что-нибудь под снегом? (Учащиеся отвечают на вопросы вслух, не открывая глаз). Но вот пригрело солнышко, вам стало влажно, душно, тесно в зернышке, захотелось на свежий воздух. Пошевелите плечами, растолкайте землю, выберитесь на поверхность и повернитесь к свету. Как красиво вокруг! Что вы ощущаете? Что вы видите вокруг? Какие звуки вас окружают? А теперь откройте глаза. Хорошо, что мы люди, а не травинки! Что мы можем сказать тем, кто идет в лес?». При изучении темы «Полезные ископаемые» использую образцы, которые дети могут рассмотреть, потрогать. При изучении темы «Растения» использую гербарий, красочные иллюстрации. Описание и представление пустыни: «закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, ни травинки только песок.» Также использую презентации на изучаемые темы.

  • При изучении нового материала составляю опорные схемы при активном участии детей. Аудиалы, проговаривая правила, хорошо их запоминают. (русский язык. «Части речи.») Схемы оформляю в разных цветах и на доске работаю мелом разного цвета. Это очень важно для визуалов. После того, как схема коллективно составлена, дети переписывают её в тетрадь. Это помогает лучшему усвоению материала кинестетиками.
  • Объясняя новый материал, стараюсь говорить выразительно, важные моменты выделяю интонацией. Прошу повторить детей. Это важно для аудиалов. Прочитаем это правило в учебнике, разберём его. “Как поняли?” (Для визуалов)
  • На уроке русского языка при работе с орфограммами подчёркиваем их зеленым (красным) мелом.
  • Ежедневно провожу “Минутку орфографического проговаривания”. Читаем слова так, как они пишутся. (использую карточки)
  • Детям-кинестетикам очень трудно сидеть без движения, поэтому я регулярно провожу физкультминутки.
  • Ребенок-визуал, как правило, немногословен. Поэтому развитию речи нужно уделить особое внимание, так же как и коммуникабельности. Если ученик шалит, самое эффективное замечание – жест, например, пригрозить пальцем или укоризненно покачать головой. Аудиал отреагирует на устное замечание, а расшалившегося кинестетика можно успокоить, положив ему руку на плечо.

На уроках литературы, математики использую обучении в диалоге, где  этап урока проговаривается в парах или тройках, причём в обсуждении активно участвует каждый ученик. Дети объясняют друг другу материал, ход решения задачи, повторяют правила, пересказывают, рассказывают, излагают свой план действий. Этот приём  работы даёт возможность высказаться и разговорчивому аудиалу, и молчаливому визуалу, и медлительному в мыслях кинестетику. Развивается речь учащихся, возможность озвучить свой путь рассуждений помогает лучше понять материал, выявить ошибки, решает проблемы социализации, учит сравнивать и оценивать свои  и чужие ответы.

 Работа по составлению ассоциаций помогает развивать образное мышление, память, воображение. Дифференцированный подход позволяет применять этот приём с максимальным эффектом. Например, при изучении слов с непроверяемым написанием, детям предлагается придумать ассоциацию по внешнему виду (форме, цвету, размеру) – это задача для визуалов, по звучанию (можно рифму) – аудиалы легко справляются с этой задачей, по возможным движениям – работа для кинестетиков. Этот приём широко используется  при изучении слов с непроверяемым написанием. Например, запоминая слово «собака» дети говорят о том, что буква «о» похожа на миску собачки, коврик, носик, хвост «колечком» и т.д. Каждый выбирает свой образ, который запоминает и связывает с данным словом.

Использование одной общей модальности способно обеспечить взаимопонимание учителя и ученика, доверительные отношения даже на подсознательном уровне.

ВЫВОДЫ:

1. В период школьного онтогенеза наблюдается общая тенденция развития ведущей репрезентативной системы: в начальной школе ведущей является кинестетическая, в средней школе ведущими являются кинестетическая и аудиальная, в старшей школе - визуальная.

2. «Точкой перегиба» от кинестетической к визуальной и аудиальной репрезентациям можно считать возраст 11-13 лет, когда происходит массированная перестройка модальной структуры восприятия.

Таким образом, если учитель будет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика (с точки зрения способа восприятия информации), то будет не только достигаться цель конкретного урока, но и учащийся будет учиться воспринимать информацию разными способами. А это, в свою очередь, послужит залогом успешности каждого ребёнка при обучении предметам.

Литература.

  1. Акимова Г. Е. "Как помочь своему ребенку", Екатеринбург: У-Фактория, 2003.
  2. О.А.Кулягинова “Психология детства – азбука для родителей”. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  3. М. Гриндер. “ Исправление школьного конвейера”

4. Рабунский Е. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. – М.,1975. – 182 с.

5. Сиротюк А. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: Творческий центр, 2003. – 290 с.

6. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990. – 188 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника.

В последнее время много говориться о необходимости повышения уровня мотивации школьников в учебном процессе. Это достаточно сложная психологическая проблема, которая обеспечивается целым рядом...

Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника

Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника....

Методическая работа «Деятельностный подход в обучении — основа организации учебной деятельности младших школьников »

Методическая работа «Деятельностный подход в  обучении — основа организации учебной деятельности младших школьников »....

Системно-деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знан...

Технология дифференцированного и индивидуального подходов к обучению с учетом ведущей сенсорной модальности.

В данной работе представлены методические рекомендации для учителей начальных классов, которые  помогут  освоить основные приемы и методы технологии   дифференциации обучения на...

Индивидуальный подход в обучении с учетом модальности восприятия младших школьников

Современные тенденции школьного образования и гуманистический, личностно-ориентированный подходы требуют более углубленной индивидуализации обучения. Традиционно при организации учебного процесса мы у...

Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника

Принципы деятельности учителя в условиях реализации деятельностного подхода в обучении...