ПК 4.4
материал

Кузьмина Анастасия Андреевна

Оформление педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРАТКИЙ

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ
СЛОВАРЬ ПО ФИЛОСОФИИ

Выполнила: Кузьмина Анастасия

студентка 46 группы

Челябинск, 2022

Агностицизм - (от греч. agnostos – «недоступный познанию») - философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины.

Аксиология - изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Альтруизм - (от лат. «другой») – нравственный принцип, согласно которому благо другого, и он сам нравственно более значимы, чем собственное «Я» и его благо; принцип поведения и этическое учение, основанные на ценности бескорыстного принесения блага другому человеку.

Анализ - (от греч. analysis – «разложение») - 1) мысленное или реальное расчленение объекта на элементы. В зависимости от характера исследуемого объекта А. выступает в различных формах. Расчленение целого на составные части позволяет выявить строение исследуемого объекта, его структуру; расчленение сложного явления на более простые элементы позволяет отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому. А. развивающегося процесса позволяет выделить в нем различные этапы и противоречивые тенденции. 2) научное исследование вообще.

Анархизм - («без» и «власть») - свободное мышление, заключающее в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.

Антропогенез - учение о происхождении человека.

Антропология - (от греч. anthropos – «человек и логос – слово, учение») - наука о происхождении и эволюции человека, об образовании человеческих рас и о вариациях физического строения человека.

Антропоцентризм - (от греч. anthropos – «человек» и лат. centrum – «центр») - мировоззрение, согласно которому человек помещается в центр мироздания, а бог – на периферию.

Апейрон в философии – это понятие, которое было введено Анаксимандром. Означает оно бесконечное, неопределенное, не имеющее пределов первичное вещество.

Апологеты - (от греч. «оправдание») - защитительная речь или защитительное письмо, сочинение, текст, направленный на защиту чего или кого-либо.

Апологетика - (с греч. «апология» - заступничество, оправдание) - течение в христианской теологии и философии, выступавшее в защиту христианского вероучения в период борьбы с язычеством (1-5 вв.). Выдающиеся представители: Юстин, Татиан, Ориген.

Архетип - (с греч, начало + образ) - прообраз, первичная форма, образец. Карл Юнг определяет этим термином структурные элементы коллективного бессознательного, лежащего в основе психики человека и этносов. Архетип един для всех человеческих культур, но задавлен нормами и эталонами современной культуры.

Аскетизм - строгий образ жизни с отказом от жизненных удовольствий.

Атомизм - натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов.

«Вещь в себе»  - одно из основных понятий философии Канта, согласно которому теоретическое познание возможно лишь относительно явлений, но не относительно непознаваемой их основы, рассудочно мыслимых предметов. Адекватный перевод с немецкого языка «вещь сама по себе».

Волюнтаризм - (лат. voluntas – «воля») – идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества.

Всеединство - внутреннее органическое единство бытия как универсума. Идея всеединства была представлена во многих философских концепциях, начиная с древнегреческой натурфилософии.

Гедонизм - («наслаждение», «удовольствие») — философское направление этики, считающее радость и удовольствие высшим благом и условием счастья в хорошей жизни (материально ориентированного, корыстного взгляда на жизнь). 

Гелиоцентризм - (от греч. helios  «солнце», от лат. сentron  - «центр»)  - научное представление о солнечной системе, выдвинутое великим польским астрономом Н. Коперником (1473-1543) и отвергнувшее антинаучные геоцентрические взгляды (см. Геоцентризм). 

Генезис – происхождение, возникновение чего-либо.

Геоцентризм - ложное учение о строении солнечной системы, согласно к-рому Земля считается неподвижным центром Вселенной, вокруг нее вращаются Солнце, звезды, планеты.

Герменевтика - (от греч. hermeneutikos – «разъясняющий, истолковывающий») – искусство, традиция и способы толкования текстов, учение о принципах их интерпретации. 

Гносеология - (греч. gnosis - «знание», logos -  «учение») - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания. Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным отношением.

Гуманизм - (от лат. humanitas - «человечность», humanus - «человечный», homo - «человек») - этическая жизненная позиция, утверждающая, что люди имеют право в свободной форме определять смысл и форму своей жизни.

Дедукция - это движение мысли от общего знания к частному, от общего положения к особенному.

Диалектика - (от греч. dialektike - «искусство вести беседу») – философское учение о внутреннем противоречии всего существующего и метод познания мира в единстве и постоянном изменении.

Диалектика - это учение о развитии, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Идея развития является сущностным принципом мировоззрения.

Догматизм - (греч. dogmatos  «полагать, верить»). Учение, согласно которому религиозные истины даны были изначально и навсегда Богом и не подлежат обсуждению.

Догматизм - (от греч.  «мнение, учение, решение») - концепция мышления человека, которая настраивает его принимать понятия, факты, формулировки с позиции догмы (считающимися неизменными вечными положениями, не подвергаемыми критике) и опирающийся на них.

Дуализм – философское учение, признающее равными два начала: духовное и материальное.

Евгеника - (от греч. - «хорошего рода, благородный») - учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Учение было призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде.

Западничество - сложившееся в 1830-1850-х годах направление общественной и философской мысли. 
        
Идеализм - обозначение широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи в сфере бытия.

Идеализм - это течение, которое утверждает, что наш дух, подсознание и сознание, мысли, мечты и все духовное являются первичными.

Индукция - (с лат.  «наведение»). Метод и принцип познания, основанный на движении от частного, отдельного, единичного ко всеобщему и закономерному. В отличие от дедукции идет от опыта и наблюдения, делает общие выводы по определенному классу исследуемых объектов.

Иррационализм - философские концепции, утверждающие, что бытие абсурдно, хаотично, не закономерно, и считающие основными способами познания интуицию, в чувствование, эмпатию, любовь, внезапное озарение.

Киники - одна из наиболее значительных сократических философских школ. Её родоначальником считается ученик Сократа Антисфен, ярким представителем - Диоген Синопский.

Коммунизм - (от лат. commūnis - «общий») - гипотетический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве.

Космизм - специфическое мировосприятие, умонастроение, основанное на вере в органическое единение человека и Вселенной.

Космоцентризм - (от греч. kosmos «Вселенная» + centrum «центр») - философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов.

Космоцентризм - древнегреческое учение, согласно которому, космос есть непрерывно изменяющее целое. Он никем не сотворен, вечен, бесконечен, гармоничен и разумен. Космос является причиной и условием существования всего живого.

Креационизм - (от лат. сreatio  «творение») - теологическая и мировоззренческая концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

Материализм - (лат. materialis  «вещественный») - философское мировоззрение, в соответствии с которым материя, как объективная реальность, является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) - вторичным (результатом, следствием).

Материя - (вещество) - философская категория для обозначения физической субстанции, в противоположность сознанию (духу).

Метафизика - философское учение о недоступных опыту, сверхчувственных принципах бытия.

Методология - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

Монада - термин обозначающий простейший элемент, неделимую часть бытия. 

Монотеизм - религиозное представление о существовании только одного Бога или единственности Бога.

Натурфилософия - направление в философии, изучающее общие принципы развития природы.

Неотомизм - официальная философская доктрина католической церкви, основывающаяся на учении Фомы Аквинского. Социальная философия неотомизма осуждает секуляризацию социального бытия, т. к. она угрожает существованию целостного человека, ведет к его моральной деградации. Отсюда делается вывод о главенствующей роли религии и церкви в нормальном, естественном развитии общества.

Неотомизм - (от имени Фомы Аквинского) - официальная философия католицизма с 1879 по 1962, современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля.

Номинализм - (от лат. nominalis «касающийся имени») - направление средневековой схоластики. Реально существуют только отдельные вещи и их качества. Вещи существуют раньше понятий. Первичность предмета и вторичность понятий.

Ноосфера - (от греч. noos  «разум» и sphaira – «сфера») сфера разума, область планеты, обхваченная разумной деятельностью человека.

Онтология - (от греч. ontos  «сущее») - раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии - учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введен немецким философом Р. Гоклениусом (1613).

Пантеизм – учение, рассматривающее Бога в качестве безличной силы, постоянно присутствующей в мире (все есть Бог).

Патристика - (от греч. pater – «отец») – традиционно – одна из богословных дисциплин, имеющая своим предметом изучение творение святых отцов церкви и систематическое изложение содержащегося в них учения.

Пессимизм - (с лат.  рessimus – «наихудший») – отрицательный, негативный взгляд на жизнь.

Пифагорейцы – ученики и последователи Пифагора, сторонники пифагоризма.

Позитивизм - (с лат.  рositivus – «положительный») – философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования

Политеизм - система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь. Политеизм является религиозной системой и типом теизма, в рамках которого, политеизм противостоит монотеизму — вере в единого Бога, и атеизму — отрицающему существование единого Бога и любых других богов.

Постмодернизм - (фр. postmodernisme  «после модернизма») - термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века и XXI века он употребляется как для характеристики пост неклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве.

Прагматизм – субъективноидеалистическое философское учение.  Философия  не размышление о первых началах бытия, а общий метод решения проблем, встающих перед людьми в различных  жизненных ситуациях, в процессе их практической деятельности, протекающей в непрерывно меняющемся мире.

Психоанализ – это, прежде всего, герменевтика – искусство истолкования сновидений, текстов художественных произведений, явлений культуры.

Рационализм – философские направлении, считающие разум основой познания и поведения людей и полагающие, что разумность устройства бытия, логический порядок вещей.

Реализм - направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой романтизма и предшествовало символизму (если не выделять натурализм).

Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому чувственность является гл. формой достоверного познания. 

Синтез - (от греч. - соединение, сочетание, составление) – соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое, которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.

Скептицизм - (от др. греч.  «рассматривающий, исследующий») — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям.

Славянофильство - сложившееся в 1830-е -1850-е направление русской общественной и философской мысли, представители которого выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия. Течение возникло в противовес западничеству, сторонники которого выступали за ориентацию России на западноевропейские культурные и идеологические ценности.

Соборность - духовная общность народа, многих совместно живущих людей. Единение людей проявляется как в мирской, так и в религиозной сфере.

Софисты - (от др. греч. - «умелец, изобретатель, мудрец, знаток, мастер, художник, создатель») - древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноимённого философского направления, распространённого в Греции во 2-й половине V — 1-й половине IV веков до н. э. Изначально термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека, однако уже в древности приобрёл уничижительное значение.

Социализм - обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства. Под социализмом также понимают общественный строй.

Социология - (лат. societas  «общество» и греч. logos - «учение») - наука об обществе, о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях между этими общностями и социальных механизмах как самодостаточных средствах регулирования социальных отношении.

Социальная философия - область филос. познания, обращенная на общество, историю и человека как субъекта социокультурных взаимодействий.

Социогенез - процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества.

Стоицизм - философская школа, возникшая в Афинах ок. 300 г. до н. э. во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Именование получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. - «расписной портик»), где основатель стоицизма Зенон Китийский впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.

Субстанция - (лат. substantia  «сущность»; «то - что лежит в основе») - объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого.

Схоластика – 1) Средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных политических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви. 2) Знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом.

Теодицея - (новолат. theodicea  «богооправдание» от греч. - «бог, божество» + греч. - «право, справедливость») - совокупность религиозно-философских доктрин, призванных оправдать управление Вселенной добрым Божеством, несмотря на наличие зла в мире. Термин введён Лейбницем в 1710 году.

Теология - (греч.) - богословие, учение о Боге. В узком смысле, в отличие от религиозной философии, - система догм христианского вероучения. 

Теоцентризм - (от греч. theos – «Бог» и латинского centrum – «центр») – центральное положение Бога. В соответствии с этим взглядом источником всякого блага, истины и красоты является Бог.

Томизм - (учение Фомы Аквинского) - доктрина, выступающая не столько учением о догматах веры, сколько учением о способах постижения этого учения посредством разума.

Тоталитаризм - (с лат. - «целый, полный») - общественно-политический строй, основанный на авторитарном вмешательстве властных структур во все сферы жизни общества и отдельного человека. Этот строй характеризуют ликвидация демократических свобод, однопартийная система, репрессии в отношении инакомыслящих.

Трансцендентальность - (с лат. тranscendens – «выходящий за пределы») – связывающее части содержания, находящиеся по разные стороны некоторого предела.

Универсалии - (от лат. universalis - «общий») - термин средневековой философии, обозначающий общие понятия.

Утилитаризм - (от лат. utilitas – «польза, выгода») – принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности для человека, для достижения какой-либо цели.

Фашизм - это политическая идеология, которая основана на превосходстве одних рас или наций над другими (расизм), а также фашизм - один из видов государственного режима тоталитарного типа, характеризуется открытой диктатурой, направленным и организованным с целью подавление прогрессивных общественных движений.

Феноменология - (от греч. phainomena «явление + логия») – направление в философии исследующее смыслы, значения, сущности, наука о сознании созерцающем сущности.

Философия - (греч. Любомудрие) - наука о достижении человеком мудрости, о познании истины и добра. Философическое сочиненье. Философский факультет - камень, у алхимиков: мнимое искусство делать золото.

Футурология - (от лат. futurum  «будущее» и греч. logos  «учение») - область знаний, охватывающая перспективы социальных процессов.

Эволюционизм - (также эволюционное учение) - система идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих её биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной.

Экзистенциализм - (от лат. exsistentia «существование») – направление западной философии XX века, постигающее существование человека через иррационалистические методы: в нерассудочные, чувственные и т.д.

Эклектика - (от греч. eklektikos «выбирающий») – механическое соединение разнородных, часто противоположных методов, взглядов, теорий, принципов и т.д.

Эксперимент - (лат. experimentum  «проба, опыт») - исследование явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении.

Элеаты - древнегреческая философская школа раннего периода, существовавшая в конце VI − первой половине V веков до н. э., в городе Элее, в Великой Греции (юг Италии).

Эмпиризм - это познание на основе чувственного опыта, руководствующегося принципом, что «нет ничего в интеллекте, чего бы не было в чувстве». Мышление сводится к процессу обобщения, комбинирования простых идей, ведущих к формированию более сложных идей (Дж. Локк). Главный недостаток эмпиризма: игнорирование творческой активности субъекта.

Эпикуреизм - материалистическое учение древнегреческого философа Эпикура, считавшего удовлетворение жизненных потребностей основой счастья человека.

Эстетика - философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии, наука о прекрасном.

Эсхатология - (греч. esсhatos  «последний, конечный» и logos  «слово, знание, учение») - религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде.

Этика - одна из форм идеологии, учение о морали. Совокупность норм поведения.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческий проект на тему: «История моей малой Родины» Выполнила студентка 36 группы Кузьмина Анастасия

Слайд 2

Достопримечательности поселка Ишалино Железная дорога поселка Ишалино созданная в 1812 году. 25 октября 1896г. по этой железной дороге прошел первый поезд

Слайд 3

Школа поселка Ишалино В 1974 году построили Краснооктябрьскую среднюю школу.

Слайд 4

Детский сад поселка Ишалино Первый детский сад был открыт в марте 1968 г.

Слайд 5

Дом Культуры поселка Ишалино В 1987 году в нашем посёлке построено новое здание сельского ДК, сюда же переезжает библиотека.

Слайд 6

Достопримечательности поселка.



Предварительный просмотр:

1.  Наиболее важная вещь, которую вы должны знать о своем ребенке, заключается в том, что в первую очередь он - ребенок. У него те же желания и потребности, что и у всех детей. И на первое место должны быть поставлены потребности детства, а не нарушений зрения.

В данный момент вашему ребенку больше всего необходимо то, что необходимо всем детям: ваша любовь, ваше внимание, ваше терпение, дом и пища. И вы уже знаете, как предоставить ему все это. Это самое важное.

2.  У вашего ребенка есть проблемы со зрением, но это вовсе не значит, что он страдает умственной отсталостью

Ребенку требуется больше времени, помощи и практики.

3.  Ваш ребенок может подносить предметы очень близко к глазам, чтобы рассмотреть их

Он может также держать предметы не прямо перед собой, а сбоку, или наклонять голову набок. Он поступает так, потому что может рассмотреть эти предметы с помощью периферического зрения. Позвольте вашему ребенку держать предметы и поворачивать голову так, как ему удобнее при рассматривании предмета.

4.  Ваш ребенок должен использовать другие органы чувств (осязание, слух, обоняние и вкус) для ознакомления с окружающим его миром

Вот способы, которыми ваш ребенок может пользоваться для познания окружающего мира:

·  с помощью осязания он может научиться распознавать предметы домашнего обихода, такие, как ложки, вилки, различные емкости, одежду, игрушки и инструменты;

·  с помощью слуха он может научиться узнавать людей по их голосам, животных или предметы по звукам, издаваемым ими, например, машины, холодильники;

·  с помощью обоняния он может научиться распознавать пищу и такие места, как магазины, например, булочные или цветочные магазины;

·  по вкусу ребенок определит вид и характер пищи.

5.  Разговаривайте с вашим ребенком

Вам необходимо рассказать вашему ребенку о предметах, которые его окружают. Объясняйте ему, что происходит вокруг, что вы делаете, где вы находитесь, к чему он прикасается, что он слышит, что ест или воспринимает с помощью обоняния.

6.  Давайте вашему ребенку точные указания

Давая ребенку указание или объясняя ему, где что находится, избегайте употребления выражений “там” или “здесь”, а также жестов. Так как ваш ребенок имеет проблемы со зрением, эти слова и действия не несут для него никакой смысловой нагрузки. Будьте точны! Например, не употребляя выражения: ”Ваза с яблоками стоит вон там”, будьте точны и скажите: “Ваза с яблоками стоит на полу позади тебя”.

7.  Помогайте своему ребенку узнавать, где какие вещи хранятся, напоминайте, что после использования их нужно класть на то же самое место

8.  Кладите свои руки поверх рук ребенка и направляйте его действия, стоя за его спиной

Когда вы обучаете ребенка каким-либо новым действиям, встаньте, сядьте или опуститесь на колени позади него и положите свои руки на его, чтобы направлять его движения. Например, стоя за его спиной, показывайте ему, как пользоваться ложкой или вилкой или как застегивать рубашку. Для ребенка проще имитировать ваши движения, если вы стоите за его спиной, так как он ощущает движения вашего тела.

9.  Помогите своему ребенку развить хорошую осанку

Хорошая осанка важна для каждого из нас. Это помогает не только поддерживать мускулатуру в хорошем состоянии, но также делает нас визуально более привлекательными. Вид людей с хорошей осанкой побуждает нас исправлять свою. Дети с нарушением зрения не имеют такого постоянного стимула. Помогите своему ребенку развить привычку стоять прямо и ровно. Если вы видите, что он опускает голову или горбит плечи, напомните ему о необходимости стоять прямо: “Ты так прекрасно выглядишь, когда не горбишься”.

10.  Помогите своему ребенку развить привычку поворачивать лицо к собеседнику

Напоминайте своему ребенку о необходимости поворачивать лицо к человеку, разговаривающему с ним. Это поможет говорящему узнать, что его действительно слушают. Это также проявление уважения к собеседнику.

11.  Предоставьте вашему ребенку как можно больше условий для приобретения опыта

Ваш ребенок узнает окружающий мир по вашим рассказам, но еще больше он узнает, принимая непосредственное участие в происходящем или прикасаясь к предметам, которые вы описываете.

Например, ваш ребенок лучше поймет, как готовится пища, если вы позволите ему помогать вам при подборе продуктов и непосредственно при приготовлении пищи, чем если он только будет слушать ваши рассказы.

12.  Позвольте своему ребенку принимать полноценное участие в делах семьи

Позвольте своему ребенку помогать вам в ежедневных делах.

13.  Чтобы познавать окружающий мир, вашему ребенку необходимо быть активным

Так как ваш ребенок имеет проблемы со зрением, вы, возможно, очень боитесь, что он поранится. Все дети должны проявлять активность при познании окружающего мира. Все дети набивают себе шишки, пока растут. Конечно, вам нужно проверять, безопасна ли для ребенка игровая площадка. Но не мешайте ему принимать участие в активных играх или исследовании окружающего пространства



Предварительный просмотр:

Детки в клетке или травля в младших и средних отрядах…

Часто объясняют травлю с позиций этологии, мол, есть альфа-особи, есть омега-особи, и т. д. Все это, конечно, есть. Но люди все же посложней обезьян будут, и к этому все не сводится. Как минимум, эта теория не объясняет, почему есть группы без травли. Да, со своими звездами, середнячками и "особыми", но при этом без насилия. Поэтому этот подход часто не устраивает. Можно объявить, что это, мол, у них такое распределение, и просто он омега, и все. Всем расслабиться.

Между тем вопрос именно в этом. Почему некоторые детские коллективы оказываются беззащитны перед групповой иерархией, вшитой от природы, а другие-то нет. Живут по-человечески. До подросткового возраста это полностью зависит от взрослых. Если есть авторитетный взрослый, который насилия не приемлет, его не будет.

Есть и такие вожатые, что сами провоцируют, им это кажется очень классным способом управлять детским коллективом. Иногда невольно провоцируют. Например, как это может быть на эстафете. Всем весело, вожатому легко. Плохо неспортивным детям, которым достается за то, что "подвели команду". Если вожатый никак это не отслеживает и не работает с этим, а наоборот, подогревает азарт, травля неизбежна.

Ну, а дальше вступают в силу действие системных законов. После того, как группа назначила "козла отпущения" и сложилась как дисфункциональная, то есть замешанная на насилии, она такой и останется без сильных причин измениться. Распробовав вкус насилия, детский коллектив остановиться сам не может. Если дети оказываются предоставлены сами себе -- дело может далеко зайти. "Повелитель мух" или "Чучело" -- там все подробненько описано.

Плюс общий высокий уровень разлитой агрессии. Когда перекрыты каналы для направления агрессии по адресу, к источнику унижения и попрания прав -- в нашем случае наверх, к властям -- агрессия расползается вширь, лезет во все дыры, проникает в щели. Она в воздухе разлита, а уж форма найдется.

Тут важен сам настрой важен. Для начала - о том, что заводит в тупик взрослых, которые пытаются справиться с травлей в детской группе.

О типичных ошибках, неверных убеждениях и стратегиях, которые часто приводят к тому, что ситуация травли консервируется или даже усугубляется.


1. Ждать, что само пройдет 

Само не проходит. У детей до подросткового возраста - точно, позже есть небольшой шанс. Если в группе найдутся достаточно авторитетные дети (не обязательно лидеры), которые вдруг увидят эту ситуацию иначе и решатся заявить о своем видении. Возможно, не полностью прекратить, но сильно уменьшить травлю это может. Как правило, до 12 с собственной моралью у детей слабовато. И задавать им моральные ориентиры обязаны взрослые. Дети в этом возрасте очень готовы их услышать и принять. И, наоборот, в подростковой группе взрослый может и не справиться, если там уже сложилась, так сказать, "антимораль". По крайней мере, ему будет гораздо труднее.


2. Оправдывать, объясняя 

Объяснений, почему возникает травля - воз и маленькая тележка. Здесь и потребность возраста, и давление закрытой системы (лагерь или школа), и групповая иерархия (альфы-омеги), и личные особенности детей (например, пережитый опыт насилия, приведший к виктимности или агрессивности). Все это очень важно и интересно, и, безусловно, стоит изучать и понимать.

Но. Если из всего этого делается вывод: "так что же вы хотите, вот ведь сколько причин, потому и травят", это и есть оправдывать, объясняя. Травля в конкретном классе, от которой страдают прямо сейчас конкретные дети - не вопрос научных изысканий, это вопрос морали и прав человека. С этой точки зрения без разницы, кто какая буква. Будь ты хоть трижды альфа, будь он хоть сто раз странный и "не такой", травить не смей!

Если в голове взрослого такого твердого убеждения нет, и он в упоении от собственной проницательности "анализирует причины", вместо того, чтобы дать определенную оценку и выдвинуть требования, остановить травлю он не сможет. Кроме того, причины часто столь глобальные, что устранить их невозможно. Скажем, агрессию в обществе или насильственность и закрытость ненкой детской системы. Или вот дети, обделенные любовью родителей и потому самоутверждающиеся за счет других, всегда были, есть и будут. Это не значит, что надо терпеть травлю. Надо ставить цели скромнее: нет задачи изменить причины, есть задача изменить ПОВЕДЕНИЕ конкретной группы детей.


3. Путать травлю и непопулярность 

Подмена проблемы. Никто никому не обязан, чтобы его все любили. Не могут быть все одинаково популярны. Суть травли - не в том, что кто-то кого-то не любит. Суть травли - НАСИЛИЕ. Это групповое насилие, эмоциональное и/или физическое. И именно за это отвечает взрослый, которому доверена группа детей. За их защищенность от насилия.

Многим детям, кстати, и не нужна особая популярность в отряде, они вполне без нее проживут. Они могут быть от природы интровертны, застенчивы или просто душой принадлежать не к этой, случайно собранной по административному признаку, а совсем к другой группе. Они хотят одного - безопасности. И имеют на нее полное право.

Педагоги, сводящие все к непопулярности, часто искренне стараются исправить дело. Они обращают внимание группы на достоинства жертвы, пытаются повысить ее рейтинг особыми поручениями и т. д. И это все очень мило и действенно, при одном условии: травля как насилие УЖЕ прекращена. Тогда да, можно грамоты на стенку вешать. Если нет - все и любые достоинства жертвы в глазах группы, захваченной азартом травли, будут мгновенно превращены в недостатки. В грязной атмосфере насилия не пробьются ростки интереса и уважения. Сначала надо провести дезинфекцию.

Эту ошибку, кстати, нередко поддерживают детские книжки и фильмы. «Соверши подвиг, впечатли всех, и жизнь наладится». Если дело только в непопулярности - может быть. Если идет травля - нет. И даже может быть наоборот.


4. Считать травлю проблемой жертвы 

Конечно, явственно страдает именно жертва. Те, кто травит, прямо сейчас могут выглядеть очень довольными собой. Однако важно понимать, что страдают в результате все.

Страдает жертва, получившая опыт унижения, отвержения и незащищенности, травму самооценки, а то и нарушения эмоционально развитии из-за долгого и сильного стресса.

Страдают свидетели, те, кто стоял в стороне и делал вид, что ничего особенного не происходит, и в это самое время получал опыт бессилия перед властью толпы и стыда за свое слабодушие, поскольку не решился вступиться и поддерживал травлю из страха самому оказаться жертвой. Этот опыт иногда может быть полезен для подростка, у которого уже есть достаточно сил для морального выбора. Например, как испытанный острый стыд заставляет что-то делать. Но для ребенка младшего возраста такой опыт всегда травматичен и разрушителен, стыд загоняет его в угол, и все. Это все равно как насильно ставить ребенка на ноги до того, как они достаточно окрепли. Будет искривление костей.

Страдают преследователи, получая опыт шакалов в стае, или опыт кукловода, опыт безнаказанности, иллюзию своей силы и правоты. Этот опыт приводит к огрублению чувств, отрезанию возможностей для тонких и близких отношений, в конечном итоге - к деструктивным, асоциальным чертам личности. Пиррова победа, которая потом обернется одиночеством и положением изгоя во взрослом коллективе, где никто уже не станет особо бояться такого "булли", а вот общаться с ним особо не захочет. Даже если он будет успешен и станет начальником, счастья в его жизни будем немного, носи он хоть сплошное "Прада", как известно.

Наконец, это все плохо для группы в целом, для ее эффективности, способности справляться с трудностями. Насилие - страшный пожиратель энергии, ни на что другое сил у группы уже не остается. В том числе и на остальную деятельность в лагере.

Не говоря уже о том, что тлеющая подолгу травля всегда прорывается вспышками настоящего насилия. И тогда абсолютно любой - в том числе и этот ребенок может оказаться "назначен" группой исполнить ее волю и "дать ему как следует". Он сам потом не сможет объяснить, почему так озверел и почему сделал то, что ему вовсе не свойственно. Ну, а дальше варианты. Либо он сам рискует совершить серьезное преступление, либо доведенная до отчаяния жертва даст отпор и…


5. Считать травлю проблемой личностей, а не группы 

Это подход типа "все дело в том, что они такие".

Чаще всего приходится слышать, что жертва - "такая" (причем неважно, в негативном ключе: глупая, некрасивая, конфликтная или в позитивном: одаренная, нестандартная, "индиго" и т. д.).

"Козлом отпущения" может стать каждый. Это иллюзия, что для этого надо быть каким-то особо ненормальным. Да, иногда и так бывает. А иногда и вовсе наоборот. И вообще как угодно. Очки (веснушки), толщина (худоба), национальность, бедная одежда - все пойдет. Да, есть качества, которые способствуют закреплению этой роли - чувствительность, обидчивость, просто повышенная ранимость в этот период. Есть и особый случай детей виктимных, переживших насилие и так привлекающих внимание к себе. Но, в общем и целом причина травли -- не в особенностях жертвы, а в особенностях ГРУППЫ. Один и тот же ребенок может быть изгоем в одной группе и своим в другой. Или перестать быть изгоем в той же самой за короткий срок, скажем, после смены вожатого.

Пытаться решить проблему травли, решая личные проблемы действующих лиц - все равно что пытаться решить проблему аварий на дорогах не разумными ПДД и контролем за их исполнением, а развитием у каждого отдельного водителя скорости реакции, вежливости и любви к ближнему. Конечно, помогать детям решать внутренние проблемы тоже нужно, но это работа долгая и в ситуации актуальной травли невозможная обычно. Надо сначала прекратить травмирующее воздействие, а потом уж лечить.
6. Давить на жалость 

Пытаться объяснить агрессорам, как жертве плохо и призывать посочувствовать. Не поможет чаще всего. Только укрепит их в позиции сильного, который хочет - казнит, хочет - милует. А жертву обидит, унизит или подкрепит ее беспомощность. Особенно если это мальчик. Очень частая ошибка.


7. Принимать правил игры 

Это самое важное, пожалуй. Ошибка -- выбирать между виктимностью и агрессией. Любая ситуация насилия провоцирует именно этот выбор. Либо "меня бьют, потому что я слабый, и всегда будут бить". Либо "меня бить не будут ни за что, я сильный и бить буду я". При всей кажущейся разнице обе эти позиции сходны. Они обе базируются на одном и том же убеждении о том, как устроен мир. А именно: "сильный бьет слабого". Поэтому если взрослый идентифицируется или подталкивает ребенка идентифицироваться с одной из этих позиций, он тем самым подкрепляет эту картину мира.

Подталкивать ребенка - это значит говорить ему "подумай, в чем ты сам виноват" или "дай ему, чтоб неповадно было". В том и другом случае ребенок получает от взрослого такой посыл: "Мир, знаешь ли, устроен так и другого мира у нас для тебя нет. Ты можешь капитулировать перед насилием, предать себя и измениться так, как от тебя требуют. Им виднее, каким ты должен быть, они сильны, а значит - правы. Или можешь наплевать на собственную безопасность (не бойся!), и озвереть, тогда тебя не тронут. Еще вариант: отрезать от себя чувства (не обращай внимания!) и научиться изображать лицом не то, что происходит внутри. Выбирай!". По сути, взрослый в этом случае солидаризируется с травлей как явлением и оставляет ребенка один на один с ней. Ребенок за всеми этими "Учись налаживать отношения" или "Дай сдачи" слышит: "Тебя никто не защитит, даже не надейся. Справляйся сам, как знаешь".

Собственно, оно, может, и ничего, если, опять же, мы имеем дело с подростком, которому уже пора обретать самостоятельность и рассчитывать на себя. Если до этого у него было достаточно поддержки и если даже сейчас он все же застрахован от совсем крайних проявлений насилия, он может справиться. Тогда, как справедливо кто-то отметил, это будет инициация, опыт болезненный, но ведущий к развитию. Заодно подросток сможет принять собственное решение о том, так или не так устроен мир и готов ли он с этим мироустройством согласиться. Это тоже зависит от того, была ли ему прежде взрослыми предъявлена иная система ценностей и есть ли у него тыл в семье.

Если же ребенок младше, такое поведение взрослых лишает его защищенности и обрекает на преждевременную инициацию, которую да, сильный ребенок может пройти, но всегда дорого за это платит. А слабый так и вообще ломается. И начинает верить, что "мир устроен так"…

Когда выше было сказано, что нужно идти на конфронтацию, то именно это имелось в виду. Не конфронтацию с конкретными глупыми детьми, а конфронтацию с правилами игры по которым "сильный имеет право бить слабого". С травлей как насилием, как болезнью, отравой, моральной ржавчиной. С тем, чего не должно быть. Что нельзя оправдывать, от чего ЛЮБОЙ ребенок должен быть защищен -- и точка.

Этот тот самый главный вывод, о котором уже написано ранее. Без конфронтации здесь невозможно, уговоры не помогут, "командообразование" тоже. Идти на конфронтацию неохота, неловко, нет опыта, потому что сами мы почти все имеем опыт жертвы и/или опыт травящего, и сами мечемся между виктимностью и агрессивностью.

А надо.


Ну, и осталось про то,
что собственно можно сделать. Так вот, про что можно сделать. Конечно, ситуации очень разнообразны, это общие принципы и шаги.


1. Назвать явление 

Никаких "У вашего подопечного (у Пети Смирнова) не ладится с ровесниками". Когда ребенка намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут, портят его вещи, когда его толкают, щипают, бьют, обзывают, подчеркнуто игнорируют -- это называется ТРАВЛЯ. Насилие. Пока не назовете своим именем, все будут делать вид, что ничего особенного не происходит.

Дальше нужно понять, кто готов взять на себя ответственность за прекращение этого дела. Признак того, что готов - как раз готовность назвать травлю травлей. Идеально, если это сразу вожатый. Если же он продолжает петь песню про "Ну, он такой" -- придется идти выше. Надо найти того, кто назовет происходящее своим именем. И с него начинать работу. Если это руководитель, пусть отдаст распоряжение и отследит выполнение, или сделает сам, раз подчиненные не способны. После вопроса "То есть вы расписываетесь в том, что вы с травлей ребенка в отряде справиться не можете?".

Дальше тот взрослый, кто взял на себя общественность, для простоты будем называть его вожатым в лагере, хотя это может быть школьный психолог, тренер и т. д. должен поговорить с группой, в которой происходит травля и НАЗВАТЬ явление группе.

Как правило, видно, насколько дети не осознают, что именно делают. У них в голове это называется "мы его дразним" или "мы так играем" или "мы его не любим". Они должны узнать от взрослого, что когда они делают так и эдак, это называется вот так и это -- недопустимо.

Бывает, необходимо описать ситуацию с точки зрения жертвы. Иначе не получается вытащить другого вожатого из "подумаешь, дети всегда друг друга дразнят". Предложите напарнику представить себе: "Вот вы приходите на работу. Никто не здоровается, все отворачиваются. Вы идете по коридору -- сзади смешки и шепот. Вы приходите на педсовет, садитесь. Тут же все сидящие рядом встают и демонстративно отсаживаются подальше. Однажды вы срываетесь и кричите, вас тут же вызывают к директору и отчитывают за недопустимое поведение. Вы пытаетесь пожаловаться и слышите в ответ: нужно уметь ладить с коллегами!" Ваше самочувствие? Как долго вы сможете выдержать?"

Важно: не давить на жалость. Ни в коем случае не "представляете, как ему плохо, как он несчастен?". Только: как было бы ВАМ в такой ситуации? Что чувствовали бы ВЫ? И если в ответ идут живые чувства, не злорадствовать и не нападать. Только сочувствие: да, это всякому тяжело. Мы люди и нам важно быть вместе. Иногда первого пункта и хватает, если только-только началось.


2. Дать однозначную оценку 

Люди могут быть очень разными они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить и грызть друг друга, как пауки в банке. Люди на то и люди разумные, что они способны научиться быть вместе и работать вместе без того, чтобы, даже если они очень-очень разные и кто-то кому-то кажется совсем неправильным. Можно привести примеры, что нам может казаться неправильным в других людях: внешность, национальность, реакции, увлечения и т. д. Привести примеры, как одно и то же качество в разные времена и в разных группах оценивалось по-разному.

Конечно, все это получится, только если сам взрослый так искренне считает. Это должна быть проповедь, а не нотация.


3. Обозначить травлю как проблему группы 

Когда на людей наезжают, предъявляя им моральное обвинение, они начинают защищаться. В этот момент их не интересует, правы они или нет, главное -- оправдаться. Дети не исключение. Особенно дети, зачинщики травли, потому что очень часто это дети с нарциссической травмой, абсолютно неспособные переносить стыд и вину. И они будут драться, как гладиаторы за свою роль "супер-пупер альф". То есть в ответ на называние травли насилием, вы услышите: "А чего он? А мы ничего.. А это не я." и все в таком духе. Понятно, что толку от обсуждения в таком ключе не будет. Поэтому не надо его вести. Не надо спорить о фактах, выяснять, что именно "он", кто именно что и т. д. Нужно обозначить травлю как болезнь ГРУППЫ. Так и сказать: есть болезни, которые поражают не людей, а группы, классы, компании. Вот если человек не моет руки, он может подхватить инфекцию и заболеть. А если группа не следит за чистотой отношений, она тоже может заболеть - насилием. Это очень грустно, это всем вредно и плохо. И давайте-ка вместе срочно лечиться, чтобы у нас был здоровый, дружный класс. Это позволит зачинщикам сохранить лицо и даже предоставит им возможность хотя бы попробовать примерить роль недеструктивной "альфы", которая "отвечает за здоровье отряда". И, что особенно важно, это снимает противопоставление между жертвами-насильниками-свидетелями. Все в одной лодке, общая проблема, давайте вместе решать.

С детьми постарше можно посмотреть и обсудить "Повелителя мух" или (лучше) "Чучело". С маленькими -- "Гадкого утенка".


4. Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор 

Результат не будет прочным, если дети просто погнутся под формальные требования вожатого. Задача -- вывести их из "стайного" азарта в осознанную позицию, включить моральную оценку происходящего. Можно предложить детям оценить, каков из вклад в болезнь класса под названием "травля". Допустим 1 балл -- это " я никогда в этом не участвую", 2 балла -- "я иногда это делаю, но потом жалею", 3 балла -- "травил, травлю и буду травить, это здорово". Пусть все одновременно покажут на пальцах -- сколько баллов они поставили бы себе? Если это не подростки, "троек" не будет, даже у самых отпетых агрессоров. В этом месте ни в коем случае нельзя пытаться уличить: нет, на самом деле ты травишь. Наоборот, нужно сказать:"Как я рад, у меня от сердца отлегло. Никто из вас не считает, что травить -- это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, нам будет нетрудно вылечить свой отряд". Так моральная оценка травли становится не внешней, навязанной взрослым, ее дают сами дети.

Если группа очень погрязла в удовольствии от насилия, конфронтация может быть более жесткой. Я описывала прием с "Гадким утенком" в книжке, перескажу здесь коротко. Напомнив детям тот отрывок, в котором описана травля, можно сказать примерно следующее: "Обычно, читая эту сказку, мы думаем о главном герое, об утенке. Нам его жаль, мы за него переживаем. Но сейчас я хочу, чтобы мы подумали о вот этих курах и утках. С утенком-то все потом будет хорошо, он улетит с лебедями. А они? Они так и останутся злыми, не способными ни сочувствовать, ни летать. Когда в классе возникает похожая ситуация, каждому приходится определиться: кто он-то в этой истории. Среди вас есть желающие быть тупыми злобными курами? Каков ваш выбор?".

Этот же прием может помочь родителям осознать, что если травят не их ребенка, а наоборот, это тоже очень серьезно. Их дети находятся в роли тупых и злобных кур, а такие роли присыхают так крепко, что начинают менять личность. Они этого хотят для своих детей?

Для индивидуального разговора с ребенком, не понимающим, что плохого в травле, это тоже подходит.


5. Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт 

До сих пор речь шла о том, как не надо. Ошибкой было бы остановиться на этом, потому что, запретив детям прежние способы реагировать и вести себя и не дав других, мы провоцируем стресс, растерянность и возвращение к старому.

Момент, когда прежняя, "плохая" групповая динамика прервана, раскрутка ее губительной спирали прекращена, самый подходящий, чтобы запустить динамику новую. И это важно делать вместе.

Достаточно просто вместе с детьми сформулировать правила жизни в группе. Например: "У нас никто не выясняет отношения кулаками. У нас не оскорбляют друг друга. У нас не смотрят спокойно, если двое дерутся -- их разнимают.". Если дети постарше, можно разобрать более сложные ситуации, например, то, что люди по-разному чувствительны, и то, что для одного -- дружеская борьба, для другого может быть больно. Это может найти отражение в таком, например, правиле. "Если я вижу, что невольно задел и обидел человека, я прекращу делать то, что я делаю немедленно". Но слишком много, тонко и сложно не надо, по крайней мере для начала.

Правила выписываются на большом листе и за них все голосуют. Еще лучше -- чтобы каждый поставил подпись, что обязуется их выполнять. Этот прием называется "заключение контракта", он прекрасно работает в терапевтических и тренинговых группах для взрослых, и с детьми тоже вполне эффективен. Если правила кто-то нарушает, ему могут просто молча указать на плакат с его собственной подписью.


6. Мониторинг и поддержка позитивных изменений 

Это очень важно. А оно притихнет, но будет тлеть, как торфяное болото. Очень важно чтобы взрослый, который взялся разруливать ситуацию, не бросал группу. Он должен регулярно спрашивать, как дела, что удается, что трудно, чем помочь. Можно сделать "счетчик травли", какой-нибудь сосуд или доску, куда каждый, кому сегодня досталось или кто видел что-то, что было похожее на насилие, может положить камешек или воткнуть кнопку. По количеству камешков определяется, хороший ли сегодня был день, лучше ли на этой неделе, чем на прошлой и т. д. Да множество есть всяких фишек, тренеры и игротехники их знают. Можно ставить спектакли, сочинять сказки и делать коллажи про "хронику выздоровления", сделать "график температуры! и т. д. Суть в том, что группа постоянно получает заинтересованный интерес от авторитетного взрослого и по-прежнему считает победу над травлей своим общим делом.


7. Гармонизировать иерархию 

Вот теперь пора думать про популярность. Про то, чтобы каждый имел признание в чем-то своем, мог предъявить себя группе, быть полезным и ценным в ней.

Праздники, конкурсы, смотры талантов, походы, экспедиции, игры на командообразование -- арсенал богатый, гуляй - не хочу. Чем дольше группе предстоит прожить в этом составе, тем этот этап важнее.

Признак гармоничной групповой иерархии -- отсутствие жестко закрепленных ролей "альф", "бет" и "омег", гибкое перетекание ролей: в этой ситуации лидером становится тот, в той -- другой. Один лучше всех рисует, другой хохмит, третий забивает голы, четвертый придумывает игры. Чем больше разнообразной и осмысленной деятельности, тем здоровее группа.

Ну, это уже из серии "совсем хорошо". Даже если так прям не получается, достаточно мирного, спокойного сосуществования, а реализовываться дети могут в других местах.


Как-то так. И никакой тут неразрешимой проблемы естественно нет. Конечно, есть множество осложненных ситуаций, например, агрессивное поведение жертвы, или устойчивая виктимность, или поддержка травли родителями (по телефону). Но это уже надо вникать и думать, как быть в данном случае. А общая стратегия примерно описана выше.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Секреты общения с детьми»

Подготовила: Кузьмина Анастасия 46 группа

 6 фраз, которые не следует говорить детям
Фразы, которые родители часто говорят детям «в сердцах» вряд ли проходят бесследно... Если изо дня в день говорить ребенку одну из ниже приведенных фраз, то можно нечаянно нанести ущерб хрупкой детской психике, и даже повлиять на формирование личности. Причем многие фразы на первый взгляд кажутся весьма безобидными…
1. Не трогай меня!
Эта фраза подразумевает разные варианты посыла: «оставь меня в покое», «не мешай мне», «мне сейчас не до тебя». Бывает и такое, что один из родителей после рабочего дня попросту хочет отдохнуть и не видит в этих репликах ничего оскорбляющего. Однако дети привыкли все воспринимать буквально, потому могут интерпретировать фразу: мне не хотят уделять внимания или я мешаю своим родителям.

2. Какой-ты у меня капризный…
Не нужно говорить малышу и следующую фразу: какой ты у меня маленький, глупенький, ленивый… Даже если вы произносите ее ласковым голосом.
Так родители невзначай наделяют ребенка ярлыком, который может закрепится за ним на всю жизнь. Так, из маленького ленивца может вырасти неопрятный мужчина, а из капризной девочки – женщина, которая будет недовольна любым выбором в жизни.

► 3. Немедленно успокойся!
Если у ребенка начинается истерика – мы сразу же пытаемся его успокоить, лишь бы он прекратил плакать. Однако тем самым мы даем ему понять, что выражать эмоции – неприлично или плохо, поэтому лучше уж держать их в себе. А ведь накопленные обиды зачастую трансформируются в болезни, где они и находят выход. Потому пускай ребенок успокаивается естественным образом - после того, как его пожалеют, приласкают и дадут понять, что его чувства понимают.

► 4. Бери пример с Коли
Если родители преподносят в качестве хорошего примера поведение другого ребенка, то не удивительно, что у малыша сформируется негативное отношение к "образцовому" объекту. Более того, у ребенка может затаиться обида и ревность по отношению к образцовому сверстнику или сформироваться неправильный вывод: «меня не любят таким, какой я есть, поэтому если я буду вести себя хорошо –  заслужу родительскую любовь». Любят ведь детей не за что-то, а вопреки всему, не так ли?
5. Умница ты моя!
Помните, что хвалить ребенка нужно за что-то определенное: за реальные достижения, за хорошие поступки, за правильные действия. В противном случае - похвала обесценивается и ребенок воспринимает ее как обыденность. Старайтесь хвалить каждый раз по-разному, не произнося одну и ту же фразу.
► 6. У тебя все равно не получится!
Не зря психологи считают, что эта фраза с раннего детства программирует ребенка на неудачу. Если заранее убеждать малыша в том, что он не справится с заданием, то в будущем он по любому поводу будет обращаться за посторонней помощью, боясь совершить ошибку и быть раскритикованным. •        

Говорите своему ребенку: 

1. Я люблю тебя. 

2. Люблю тебя, не смотря ни на что. 

3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня. 

4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя. 

5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой. 

6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя. 

7. Люблю тебя как до Луны, вокруг звезд и обратно. 

8. Спасибо. 

9. Мне понравилось сегодня с тобой играть. 

10. Мою любимое воспоминание за день, когда мы с тобой *______* (что вы делали вместе).

Рассказывайте: 

11. Историю их рождения или усыновления. 

12. О том как вы *нежничали* с ними, когда они были маленькие. 

13. Историю о том, как вы выбирали им имена. 

14 О себе в их возрасте. 

15. О том, как встретились их бабушки и дедушки. 

16. Какие ваши любимые цвета. 

17. Что иногда вам тоже сложно. 

18. Что когда вы держите их за руку и сжимаете ее 3 раза, это секретный код, который означает - *люблю тебя*. 

19. Какой у вас план. 

20. Чем вы сейчас занимаетесь.


Слушайте: 
21. Вашего ребенка в машине. 

22. Что ваш ребенок рассказывает про свои игрушки, и подумайте, насколько это для него важно. 

23. Вопрос, в котором ваш ребенок действительно нуждается вашей помощи. 

24. На одну секунду дольше, чем позволяет ваше терпение. 

25. Чувства, которые стоят за словами вашего ребенка. 

Спрашивайте: 
26. Почему ты думаешь, это случилось? 

27. Как думаешь, что будет если _____? 

28. Как нам это выяснить? 

29. О чем ты думаешь? 

30. Какое у тебя самое приятное воспоминание за день? 

31. Как думаешь, какое *оно* на вкус? 


Показывайте: 
32. Как сделать что-то, вместо того, чтобы запрещать это делать. 

33. Как свистеть в травинки. 

34. Как тасовать карты, сделать веер (домик). 

35. Как резать еду. 

36. Как складывать белье. 

37. Как искать информацию, когда вы не знаете ответа. 

38. Привязанность к вашему супругу. 

38. Что заботиться о себе (ухаживать за собой) очень важно.

Выделите время: 
39. Чтобы понаблюдать за строительными площадками. 

40. Чтобы посмотреть на птиц. 

41. Чтобы ваш ребенок помог вам готовить. 

42. Ходить в какие-то места вместе.  

43. Чтобы выполнять задания в темпе вашего ребенка. 

44. Чтобы просто посидеть с вашим ребенком, пока он играет. 

Порадуйте своего ребенка: 
45. Сделайте сюрприз и уберите в его комнате. 

46. Положите шоколад в блины. 

47. Выложите еду или закуску в форме смайлика. 

48. Сделайте какие-то звуковые эффекты, когда помогаете им что-то делать. 

49. Играйте с ними на полу. 

Отпускайте: 
50. Чувство вины. 

51. Ваши мысли о том, как должно было быть. 

52. Вашу потребность быть правым. 

Отдавайте: 
53. Смотрите на вашего ребенка добрыми глазами. 

54. Улыбайтесь, когда ваш ребенок заходит в комнату. 

55. Отвечайте взаимностью, когда ваш ребенок вас касается. 

56. Настройте контакт, прежде чем что-то говорить (исправлять), чтобы ваш ребенок действительно вас услышал. 

57. Давайте вашему ребенку возможность справится со
 своим недовольством (гневом, злостью), прежде чем оказать ему помощь. 
58. Выберите сами ваш любимый способ быть добрым к вашему ребенку.