ПК 4.4
методическая разработка

Слюсарь Анна Владимировна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

 

Слюсарь Анна Владимировна, Ртищева Ксения Ивановна

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

МАРИИ МОНТЕССОРИ

РЕФЕРАТ

                                                                             Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

                                                 Курс: 4, группа: 42

Челябинск, 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

1.1 Историческая справка         4

1.2 Общая характеристика технологии М. Монтессори        5

1.3 Особенности организации образовательной деятельности младших школьников        8

1.4 Применение технологии М. Монтессори в России        15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        19

ПРИЛОЖЕНИЕ - Заповеди Марии Монтессори        22

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. На сегодняшний день, как показывает педагогическая действительность, имеется не так много альтернативных педагогических систем, которые, пройдя, по сути, столетний путь, не только сохранились в авторском варианте, но и усилили свои позиции, прочно заняв определенную нишу в мировом педагогическом процессе. И одной из них является педагогика Монтессори.  Для таких авторских школ, как Вальдорфская, Саммерхилл или школа Монтессори, личность каждого ребенка всегда представляет неповторимую индивидуальность, имеющая право на любовь и уважение. А также то, что авторы названных школ проводили в жизнь реально, а не декларативно идею об основной миссии учителя. Образ мыслей, убеждения и взгляды учителя должны быть направлены на помощь ребенку в самосовершенствовании его личности [1].

Тема педагогической системы Марии Монтессори является актуальной, так как Монтессори-педагогика ориентируется на личность ребенка, и может быть признана уникальной, она гуманистически направлена и признана очень продуктивной большим количеством педагогов разных стран. Монтессори использовала гуманистический подход к воспитанию детей и ставила его во главе своей педагогической системы, подчиняя педагогические принципы нуждам ребенка. При этом педагог должен выступать как помощник, а не как регламентатор формирования ребенка  [9].

1.1 Историческая справка  

Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей XIX века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. По этой причине Мария начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально только для ребят с задержкой развития. Но, убедившись в успехе своей образовательно-развивающей системы, Мария Монтессори адаптировала ее для всех детей  [14].

Педагогике Монтессори за это время были посвящены сотни статей и десятки книг на многих языках мира. В результате многолетней напряженной творческой деятельности ей удалось создать стройную систему, которая благодаря высокому технологизму может быть перенесена в дошкольное, школьное, семейное воспитание [9].

 Основой метода Монтессори стали опыты Клода Бернарда по воспитанию лиц с ограниченными возможностями. Наибольшее влияние имели работы Эдуарда Сегена, который предложил ряд теоретических принципов воспитания, успешно применяемых в современной педагогике и получивших распространение во многом благодаря Монтессори.

Мария изучила педагогическую систему, разработанную французским психиатром, и уже в 1898 году начала экспериментальную работу с детьми. Монтессори применила основную идею Эдуарда Сегена — использование дидактического материала в целях развития восприятия путем тренировки. При этом она пользовалась как предложенными Сегеном, так и разработанными самостоятельно упражнениями. Успех от ее занятий с детьми невозможно было не заметить. Во время открытого экзамена по орфографии и письму ее выпускники, имеющие несомненные признаки умственной отсталости, демонстрировали те же результаты, что и их сверстники, посещающие начальную школу.

В дальнейшем ее опыт получил практическое применение при воспитании здоровых детей. Вначале это были дети дошкольного возраста, воспитанники открывшегося в 1907 году в рабочем квартале Сан-Лоренцо в Риме "Дома ребенка". Позднее там стали находиться и школьники до 12 лет [4].

Попытки открытия классов Монтессори в начальной школе оказались неудачными. К сожалению, классы, открытые в начале 1990-х, не смогли подтвердить преимущества метода, а кроме того, их инициаторы создали вокруг этих классов конфликт с органами управления образованием.

Только в 1998 г. первая группа отечественных педагогов начала обучение на курсе для учителей классов 6-12 в Мюнхене. Именно в Мюнхене стало понятно, что существуют две стратегии открытия классов Монтессори в начальной школе. Именно с обучения педагогов необходимо начинать создание школ Монтессори [6].

Оформление идей Марии Монтессори в виде педагогической системы, того, что мы называем сегодня Монтессори-педагогикой, — следует отнести к периоду начала первой мировой войны [10].

1.2 Общая характеристика технологии М. Монтессори

Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребенок, обеспечивает ему основу для интересных занятий и учит его пользоваться ей. Мария считала, что любые практические действия, теории, модели оценки сущего могут строиться только на фундаментальных знаниях о развивающемся человеке, об антропологии человеческой жизни [13].

Что же привлекало и до сих пор привлекает в идеях и методических разработках М.Монтессори? Прежде всего, это подлинный гуманизм ее воспитательной и образовательной системы, обращенной к природе ребенка, отсутствие какого-либо авторитаризма. В рамках, определенных педагогом, ребенок мог выбирать работу, которая нравилась ему и соответствовала его внутренним интересам. Он свободно и спонтанно проявлял свои чувства, более того испытывал удовольствие и энтузиазм от подобной деятельности, потому что поступал не по чьей-то указке, а по собственному желанию [1].

Другой отличительной чертой технологии Монтессори является максимально возможная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, использование четко продуманной и умело инструментированной программой развития каждого ребенка, рассчитанной и на сегодняшний день, и на много лет вперед, органически соединяющей в себе и обучение, и воспитание на основе побуждения и поддержания детской активности. Совершенствуя свои умения, ребенок постепенно приобретал чувство независимости и уверенности. Вместе с тем у него пробуждалась любовь к учению, и формировались мотивы для напряженной самостоятельной познавательной деятельности [2].

В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку - любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью к свободе и самопроизвольности [3].

Дисциплину М.Монтессори также трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом [8].

Важной новацией М.Монтессори стало разрушение традиционной классно-урочной системы и создание оригинального учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, построенного на признании за каждым учеником права на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфичные способы овладения знаниями [15].

В отличие от своих предшественников Монтессори интересовалась именно жизнью ребенка, которого она отличала от взрослого человека. Это был чисто научный подход, потому что выводы делались на основе строгих научных наблюдений, сделанных в лабораторных условиях. Эти научные наблюдения ясно показывали, что существуют процессы, которые нельзя обнаружить у взрослых, поскольку они протекают у них иначе, чем у детей [1].

В работе “Разум ребенка” Мария Монтессори определяла фундаментальный закон своей антропологии. Малыш в отличие от взрослого человека развивается не по направлению к смерти - он движется к жизни, потому что его задачей является построение человека во всей полноте его жизненных сил. Как только взрослая личность оказывается сформированной, ребенок исчезает [1].

Еще одним важным моментом для школ Монтессори является наличие преемственности. Как пишет сама Монтессори: «...каждый период существенно отличается от двух других, тем не менее, в каждом закладывается основание для последующего. Чтобы нормально развиваться во втором периоде, человек должен быть хорошо развит в первом» [6].

Все, что М.Монтессори в свое время выявляла почти интуитивно, сегодня подтверждено антропологическими науками (педагогикой, возрастной и педагогической психологией, антропологией, медициной). Сегодня фактор свободы признается принципиально важным для развития и обучения. Поскольку учебный процесс по существу должен управляться мотивами, то это значит лишь одно: ребенок учится только тому, что он хочет, что вызывает в нем интерес, где он может проявить свою активность, если ему дается время и свобода работать с предметами так долго, как он этого желает [1].

1.3 Особенности организации образовательной деятельности младших школьников

Школа М.Монтессори - открытая система, далеко вышедшая сегодня за рамки педагогической теории и методики своей создательницы. Это - огромный коллективный опыт ее учеников и последователей, постоянно расширяющейся и развивающейся, впитывающей в себя множество новых элементов и особенностей, обусловленных местом и временем использования, возрастом детей, конкретными педагогическими задачами, типом воспитательного учреждения, особенностями составом семьи и другие [15].

Феномен педагогики М.Монтессори заключается и в ее безграничной вере в природу ребенка, и в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, и в ее ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности. М.Монтессори была убеждена в том, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности [1].

Технология Монтессори - методика раннего развития, но классы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты. Младшие учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество [14].

Задача Монтессори-педагога – создать максимально благоприятную для ребенка воспитывающую и обучающую среду, обеспечивающую его комфортное самочувствие, расцвет всех его способностей. Ребенок должен иметь возможность удовлетворять свои интересы, проявлять присущую ему от природы активность [15].

Еще одна задача педагога - подстроиться под интересы ребенка. Важно дать свободу мышления, действий и чувств. Так дети будут учиться всему легко и с удовольствием. Взрослый в обучении играет второстепенную роль: он не наставник, а помощник. Задача взрослого - только заинтересовать ребенка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.

Обязательно есть правила, которые помогают упорядочить процессы в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда они были взяты. Так детей учат поддерживать порядок.

Направление на развитие мелкой моторики, чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.

Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен дойти до всего сам.

В ребенке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой [14].

Основные педагогические идеи, воплощенные в практику школы Марией Монтессори.

Создание подготовительной среды. Подготовленная среда – это жизненное пространство, в котором ребенок может хорошо себя чувствовать и осуществлять свободную деятельность, направленную на познание окружающего мира и созидание собственного «Я». Окружающая его среда устроена таким образом, чтобы максимально побуждать к наблюдению, переживанию и действию. При этом, строгая упорядоченность педагогически организованного мира ведет ребенка и к упорядочению самого себя  [11].

Еще одна особенность - это открытые двери. Дети свободно перемещаются из комнаты в комнату, попадая туда, где занимаются более старшие. Еще одна находка - перегородки между классами выполненные в виде низких, на уровне детских голов, стен.

Монтессори-класс охватывает ряд зон:

  • зону практической жизни -  здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами.
  • зону сенсорного развития - дает ребенку возможность использовать свои чувства при изучении окружающего мира.
  • зоны - языковую, математическую, географическую, естественнонаучную обеспечивают материалами, основной целью которых является умственное развития ребенка  [12].

Многие Монтессори-школы дополняют среду, окружающую ребенка, такими зонами, как: музыкальная, искусства и танцев, работы по дереву, иностранного языка, способствующими дальнейшему обогащению общего развития ребенка [15].

Поскольку в начальной Монтессори-школе дети живут в разновозрастных классах, то учебная среда младшего класса отличается от старшего. В свободной работе у младших упор делается на конкретные дидактические материалы, разумеется, более сложные, чем в детском саду [1].

Дидактический материал. Монтессори-материалы являются составной частью так называемой педагогической подготовительной среды. Большинство из них собраны в серии и рассчитаны на то, что малыш сможет их потрогать, ощупать рукой, увидеть или услышать различия. Эти материалы были устроены таким образом, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, что самое главное, упражняя собственную активность. Ученики могут переделывать работу так часто, как они хотят, они повторяют это спонтанно, пока не почувствовали, что овладели материалом. Взрослым не нужно было указывать на промахи детей и их самоуважение не ущемлялось [1].

Важное требование к организации процессов обучения - повторение на одном и том же содержании, но с новой формой. Кроме того, предоставляется возможность самостоятельного выбора ребенком вида работы, что способствует развитию самоорганизации и творчества [7].

Вместо уроков в начальной Монтессори-школе остается свободная работа. Дважды в день проводятся так называемые Круги (почти все они связаны с обсуждением событий, происходящих в жизни детей дома и в школе): перед началом занятий и перед завершением. Первый круг педагоги называют "рефлексивным" - это своеобразный настрой на предстоящий день. Второй Круг - информационно-дидактический. На него дети собираются по годам обучения, чтобы осуществить своеобразную сборку полученных в свободном полете знаний.

Большое значение в развитии у детей двигательной активности Монтессори придает и свободным играм, общению с естественной средой – природой.

Способность наслаждаться тишиной приводит детей к духовным открытиям, оказывая благоприятное воздействие на их способность к концентрации внимания и на развитие воли. Короткие упражнения (2-5 мин.) в абсолютном молчании приучают к терпению. Эти упражнения приводят к успокоению детской нервной системы, поскольку представляют собой не только гигиенический аспект в этой сфере, но и являются лучшим стимулом для проявления волевых центров.

Главная форма воспитания и обучения по Монтессори - самостоятельные индивидуальные занятия детей или специально разработанный Монтессори урок, основа которого - сжатость, простота и объективность, то есть максимальное сосредоточение ребенка на предмете занятий [1].

Для начальных классов Монтессори крайне важны трехчасовые учебные циклы, подготовленная среда, разновозрастной класс, а также определенным образом организованная самостоятельная работа самих детей. Средствами обучения являются сами Монтессори-материалы, различная художественная и научно-популярная литература, лаборатории для проведения опытов, различные инструменты и материалы для ручного труда [6].

Трехчасовой учебный цикл представляет собой время, когда все дети в классе занимаются продуктивной деятельностью. Учитель дает короткие уроки небольшим группам детей, объясняет новые темы, демонстрирует, как заниматься с дидактическим материалом, рассказывает истории и задает много вопросов, которые становятся трамплином для самостоятельных детских исследований. После урока дети продолжают заниматься выбранной деятельностью, так или иначе связанной с теми уроками, на которых они были в последнее время. В школе, как правило, два трехчасовых учебных цикла [6].

Еженедельно каждый обучающийся встречается с учителем на 5-10 минут, на встречу приносит свой дневник и работы за неделю. Учитель и обучающийся вместе обсуждают успехи и трудности ребенка, намечают план дальнейших действий, что позволяет учителю быть в контакте с каждым ребенком и помогать ему самостоятельно выстраивать свою образовательную траекторию [6].

Урок должен даваться на основе индивидуального подхода. Так как двое детей в один и тот же момент не могут находиться на совершенно одинаковом уровне развития, наилучший момент для этого особого урока не будет совпадать в двух разных случаях. Свободные дети не обязаны оставаться неподвижно на своих местах и прислушиваться к учителю или присматриваться к тому, что он делает, поэтому коллективные уроки в школе Монтессори имеют весьма второстепенное значение и зачастую почти совсем упразднены.

Групповое занятие никогда не продолжается долго, занимая максимально около четверти часа. Целью группового занятия является не научить детей чему-то, а, прежде всего, пробудить их заинтересованность. Если дети во время группового занятия почувствовали интерес к чему-либо, у них возникает мотивации для дальнейшего изучения этой темы [1].

Ученики начальных классов начинают вести учёт своей работы. Это может быть в форме журнала, рабочего плана или таблицы. В некоторых классах дети заключают контракты, в которых они соглашаются выполнять определенную работу в течение недели или месяца. Так же, как и в детском саду, в школе 6–12-летние дети обладают свободой выбора занятий, места работы и формы индивидуально, в паре или в группе. Отслеживание хода своей работы помогает ребенку сделать правильный выбор занятия и позволяет учителю увидеть, какие презентации были освоены, а какие ещё нужно показать.

Монтессори считает, что оптимальное количество детей в группе тридцать-сорок человек. Группы составляются из детей различного возраста (разница, по крайней мере, три года). Работа в таких разновозрастных группах ставит высокие требования к социальным навыкам детей: если один ребенок работает, другой не может бездельничать; если один занят с каким-либо материалом, другому приходится ждать, пока наступит его очередь. При этом количество экземпляров того или иного материала сознательно ограничивается, таким образом, дети учатся не только работать вместе, но и договариваются о том, кто первый будет использовать определенный материал.

В дополнение к точности и упорядоченности М. Монтессори определила и конкретные требования к уроку, например, простота ("ничего, кроме безусловной истины") и краткость ("веди счет словам своим"). Длительность урока незначительна - от 0,5 до 2-3 минут. Урок должен исходить от самого ребенка, а не от взрослого. Учитель, наблюдая за детьми, должен понять, когда можно перейти к уроку, создать соответствующую атмосферу и установить личностный контакт с ребенком. На коврике (или на столе) должен лежать только материал для урока для того, чтобы, как говорила Монтессори, ограничить поле сознания ребенка предметом урока.

Сначала учитель показывает всю последовательность действий при работе с материалом. После этого он предлагает ребенку попробовать использовать материал так, как только что было показано, если ребенок понял презентацию, он переходит к самостоятельной работе, а учитель наблюдает [5].

Всех, кто бывает в настоящих группах Монтессори, удивляет, что дети в них не только самостоятельны, но и свободны. Они не только перемещаются по групповой комнате, как хотят, но и берут с полок любой материал. С другой стороны никто не бегает, ни кричит, все сосредоточено работают и после окончания занятия самостоятельно ставят всё на место. Это поразительное сочетание дисциплины и свободы, возникающее в группах Монтессори, прямое следствие независимости, которую осваивает ребенок. В Монтессори-группах активность поощряется и является необходимой, но она упорядочивается и направляется на осознанное освоение окружающей действительности [11].

Следующее преимущество, которое приносит ребёнку свобода - это способность полной спонтанной концентрации, являющейся внешним аспектом внутреннего развития.

Наиболее серьезное препятствие для распространения системы Монтессори заключается в том, чтобы подготовить подходящих педагогов, не только проникшихся принципами этой системы, в которой идея самовоспитания стоит на центральном месте, но и всегда готовых к исследовательскому характеру своей работы. Учитель Монтессори-школы должен сам знать и уметь все, чему хочет научиться ребенок.

Монтессори считает, что позицией учителя всегда должна оставаться позиция любви. И цели учителя в этой связи заключаются в том, чтобы видеть ребенка, чувствовать его и понимать свою задачу.

В правильно организованном образовательном процессе, по глубокому убеждению Монтессори, ребенок идет впереди, а учитель – за ним, поддерживая его во всем. Однако, указывает при этом она, учителю необходимо отказаться от своей собственной активности с тем, чтобы более активным мог стать сам ребенок. Таким образом, учитель должен дать ребенку свободу, чтобы тот мог проявить себя, иначе взрослый во всей его превосходящей силе начинает ему противостоять [1].

1.4 Применение технологии М. Монтессори в России

В современной России большинство Монтессори-школ возникают на базе детского сада Монтессори. Дети растут, а у родителей есть запрос на Монтессори-образование, по крайней мере, в начальной школе, поскольку многим современным родителям важен психологический комфорт ребенка и развитие его индивидуальности, а также индивидуальный темп обучения.

В это же время растет интерес педагогов к начальной школе Монтессори. Многие из этих молодых людей свободно владеют английским и другими иностранными языками, поэтому могут учиться за границей на курсах Международной Ассоциации Монтессори (AMI). Получение такого образования дает возможность глубоко понять метод, закрепить навыки работы с Монтессори-материалами, а главное, основательно познакомится с работой школ Монтессори и пройти в них практику под руководством опытных учителей.

Сейчас в России более тридцати действующих Монтессори-педагогов начальной школы с международными дипломами. Это больше, чем во многих странах Европы, но мало для нашей огромной страны. Продолжают функционировать российские курсы для Монтессори-педагогов с русскими и приглашенными из-за границы преподавателями, которые позволяют познакомиться с методом Монтессори для начальной школы с разной степенью погруженности.

Несмотря на большой интерес к Монтессори-школе со стороны учителей и родителей, организовать начальную Монтессори-школу в России непросто. Специфика Мон-тессори-школы с трехчасовыми учебными циклами вместо 45-минутных уроков и с разновозрастными классами, обучающимися в подготовленной среде, создает ряд формальных трудностей для открытия частных школ и создания Монтессори-классов в государственных школах.

В настоящее время в России существует всего 6 лицензированных Монтессори-школ, но зато они представлены от Москвы до Владивостока. Реальная география таких школ значительно шире. Большая часть начальных Монтессори-школ по всей России функционируют в качестве семейных классов: родители, чьи дети окончили Монтес-сори-сады, выбирают семейную форму образования и организуют совместное обучение детей в рамках Монтессори-метода. Такие семейные «школы» позволяют наиболее полно и гибко реализовывать метод Монтессори и использовать все традиционные для Монтессори-педагогики средства обучения. В государственных школах периодически возникают экспериментальные классы с элементами Монтессори-педагогики, описанные в диссертациях Т. Г. Беловой, Н. В. Игошиной, В. П. Никитиной, Р. Ф. Швецовой [6].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система Марии Монтессори пользуется мировым признанием. Она получила широкое распространение и является замечательным примером эффективности практического осуществления идеи свободного воспитания, сильного, гуманистически ориентированного течения педагогики, которое появилось на рубеже XIX-XX вв в Америке и Европе.

Одной из главных заслуг М. Монтессори является именно то, что своей системой она впервые дала возможность применить индивидуальную систему воспитания в классах, где находится от двадцати пяти до тридцати детей, причем этот класс может быть руководимым опытной учительницей с одной помощницей.

Заслугой Монтессори явилось то, что она впервые ввела в практику работу дошкольных учреждений систематические антропологические измерения, видоизменив и приспособив к условиям детского учреждения конструкцию антропометра, предложила соответствующую систему фиксации антропометрических показателей.

Начальная Монтессори-школа – это теплое сообщество: разновозрастные группы, стимулирующая среда с высококвалифицированными преподавателями и материалами, побуждающими исследовать и изучать. Дети учатся встречать трудности с уверенностью в собственных силах и находить своё место в окружающем мире.

Задача учителя - вдохновить детей на самостоятельные исследования, задать вектор этих исследований, очертить круг тем, научить пользоваться материалами и литературой, формулировать мысли, создавать логические связи, классифицировать, не бояться ошибаться и пробовать снова.

Достоинство современной Монтессори-школы не в том, что ее выпускники овладевают большим объемом знаний, а в том, что они учатся чувствовать себя, свой темп, свои сильные стороны, спокойно относятся к ошибкам и готовы их исправлять, умеют радоваться за других и поддерживать друг друга. Особая ценность Монтессори-школ в том, что бок о бок учатся ребята разных возрастов.

Монтессори-метод помогает каждому ребенку осознать свою ценность и значимость, учит выявлять свои сильные стороны и опираться на них. Верить в себя, но при этом уважать чужую точку зрения и строить гармоничные отношения с окружающим социумом. Для детей классов Монтессори обучение - это процесс, в котором они открывают себя для строительства нового мира. В этом и состоит главная актуальность школ Монтессори сегодня.

Плюсы:

  • Дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы.
  • На занятиях не скучно, малыши любознательны и инициативны.
  • Они могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями.
  • Дети знают, что такое «личные границы» и «кто Я есть».

Минусы:

  • После методики Монтессори детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ, где все вместе делают одно и то же, и педагог должен восприниматься как авторитет, а не как помощник.
  • Пособия довольно дорогостоящие, и они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям, и их должно быть достаточное количество.
  • Сложно воссоздать монтессори-среду в домашних условиях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Монографии, учебники, учебные пособия

1) Валеев, А.А. Гуманистическая педагогика Марии Монтессори: методическое пособие для студентов педагогических вузов по истории образования и педагогической мысли. // Казань: ТГГПУ, 2005. - 75 с.

Интернет - ресурсы

2) Гуманистическая педагогика м. монтессори // Студопедия [сайт]. 2022. - URL:https://studopedia.ru/5_34080_gumanisticheskaya-pedagogika-m-montessori.html  (дата обращения: 24.03.2022).

3) Жизнь и педагогическая деятельность Марии Монтессори // nsportal.ru [сайт]. 2022. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/21/zhizn-i-pedagogicheskaya-deyatelnost-marii-montessori  (дата обращения: 24.03.2022).

4) История возникновения Монтессори-педагогики - Педагогическая система М. Монтессори // Studbooks.net [сайт]. 2022. - URL:https://studbooks.net/1929020/pedagogika/istoriya_vozniknoveniya_montessori_pedagogiki (дата обращения: 24.03.2022).

5) Монтессори в школе: Монтессори 6-12, методика и эффективность // URL:https://mchildren.ru/nachalnaya-shkola-montessori/  (дата обращения: 24.03.2022).

6) Начальная школа в педагогике М. Монтессори // КиберЛенинка [сайт]. 2022. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/nachalnaya-shkola-v-pedagogike-m-montessori  (дата обращения: 24.03.2022).

7) НПО "Монтессори" - О монтессори-материалах// URL:http://www.montessori-material.ru/articles.html (дата обращения: 24.03.2022).

8) Педагогическое наследие Марии Монтессори и современность - дошкольное образование, прочее// Копилка уроков [сайт]. 2022. - URL:https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/piedaghoghichieskoie-nasliediie-marii-montiessori-i-sovriemiennost  (дата обращения: 24.03.2022).

9) Педагогическая система Марии Монтессори // nsportal.ru [сайт]. 2022. - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/03/18/pedagogicheskaya-sistema-marii-montessori (дата обращения: 24.03.2022).

10) Педагогическая система М. Монтессори. Реферат. Педагогика. 2013-12-13 // [сайт]. 2020. - URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=699352  (дата обращения: 24.03.2022).

11) Подготовленная среда у Марии Монтессори // Студопедия [сайт]. 2022. - URL:https://studopedia.ru/26_66380_podgotovlennaya-sreda-u-marii-montessori.html (дата обращения: 24.03.2022).

12) Принципы педагогической системы М. Монтессори. Предметная среда – элемент педагогической системы М. Монтессори // Студопедия [сайт]. 2022. - URL:https://studopedia.ru/18_56534_ritm--istochnik-garmonii.html (дата обращения: 24.03.2022).

13) Реферат по методике Марии Монтессори // Инфоурок [сайт]. 2022. - URL:https://infourok.ru/referat-po-metodike-marii-montessori-5661673.html (дата обращения: 24.03.2022).

14) Система педагогики Монтессори: основные принципы и суть методики раннего развития Монтессори // Фоксфорд [сайт]. 2022. - URL:https://externat-foxford-ru.turbopages.org/turbo/externat.foxford.ru/s/polezno-znat/metodika-rannego-razvitiya-montessori (дата обращения: 24.03.2022).

15) Сущность, цели и задачи системы М. Монтессори - Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Марии Монтессори // Studbook.net [сайт]. 2022. URL:

https://studbooks.net/1845480/pedagogika/suschnost_tseli_zadachi_sistemy_montessori (дата обращения: 24.03.2022).

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

“Заповеди Марии Монтессори”

1. Детей учит то, что их окружает.

2. Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.

3. Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.

4. Если ребенку демонстрируют враждебность - он учится драться.

5. Если с ребенком честны - он учится справедливости.

6. Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.

7. Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.

8. Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.

9. Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.

10. Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.

11. Если ребенка часто подбадривают - он приобретает уверенность в себе.

12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым - он учится находить в этом мире любовь.

13. Не говорите плохо о ребенке - ни при нем, ни без него.

14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.

15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.

16. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.

17. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.

18. Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

19. В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер - предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.