ПК 4.4.
методическая разработка (4 класс)

Закирова Эльвира Рахимовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Алгоритм тезисов к выступлению по итогам обобщения

педагогического опыта образовательного учреждения

        Здравствуйте! Меня зовут Эльвира Рахимовна.  Мне бы хотелось представить Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 74».

Начнём с истории создания образовательного учреждения. В 1957 году открыли школу. Уже в 1965 году школа получила статус – восьмилетняя школа№74. Основой организации учебно-воспитательного процесса стали спортивные и трудовые дела, изучение истории родного города. Начало зарождения школьных традиций: поход на гору Соколинку, предметные недели, день здоровья. В 1970 году было открытие музея боевой славы. Друзьями школы становятся челябинские танкисты-добровольцы 63-й танковой бригады. В 1981 году школа  получила звание «Школа– победитель» соц. соревнования по подготовке к новому учебному году. Была получена Почётная грамота Металлургического исполкома. В 1983 году школа начала эксперимент по обучению детей пятилетнего возраста. Начат эксперимент по переходу на обучение по пятидневной рабочей неделе. В 1995 году школа получает лицензию на право осуществление образовательной деятельности и становится муниципальным общеобразовательным учреждением основной школой №74. Приоритетным в работе школы стало эколого-валеологическое направление. В настоящее время школа активно развивается. Ученики стремятся выходить на все соревнования и олимпиады за школу, активно развивается музей, который в 2005 году получил название «Комплексный историко-краеведческий музей».

Структура методической службы в образовательном учреждении.

Директор

Педагогический совет

Заместитель директора по УВР (нач.школа)

Методическое объединение учителей нач. школы

Учителя начальной школы

Основные направления  методической  деятельности школы

- Формирование у педагогов нового подхода к оценке образовательных результатов обучающихся на основе использования отчетов модуля МСОКО АИС СГО.

- Создание условий для повышения квалификации учителей через курсовую подготовку, самообразование, участие в семинарах, конкурсах, РМО,  ШМО, конференциях, мастер-классах (в том числе метод.работа с молодыми и вновь прибывшими педагогами).

- Разработка основной образовательной программы среднего общего образования и рабочих программ по всем предметам.

- Информационно-методическое обеспечение управление качеством образования. Проведение мониторинговых мероприятий.

- Обобщение и трансляция опыта работы учителей через систему проведения мастер-классов, открытых уроков, творческих отчетов, публикаций, разработку методических материалов.

Формы методической работы:

- тематические педагогические советы;

- совещание при директоре;

-  работа методического совета школы;

- работа методических объединений;

-  работа педагогов над темами самообразования;

-  проведение мастер-классов;

-  открытые уроки;

-  обобщение передового педагогического опыта учителей;

-  внеклассная работа;

-  аттестация педагогических кадров, участие в конкурсах и конференциях;

-  организация и контроль курсовой подготовки учителей;

-  участие в семинарах и вебинарах;

- конкурсы педагогического мастерства;

- методические недели;

- творческие группы;

- психолого-педагогический консилиум.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

Закирова Эльвира Рахимовна

Особенности организации работы вожатых в детском оздоровительном лагере

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

Специальность: 44.02.02

с оценкой_______________________

Преподавание в начальных классах

«      » _______________ 2020 года

Курс: 2 , группа:  25

Руководитель:  Золотникова Е.А.,

преподаватель МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя,

первой квалификационной категории

Челябинск, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «РАБОТА ВОЖАТЫХ» В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

  1. Значение работы вожатых в детском оздоровительном лагере
  2. История и опыт вожатской деятельности в России                       6
  3. Первые лагеря за Рубежом и в России                                               8     

5

1.4. Работа вожатых как составляющая воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере

9

1.5. Общая характеристика понятия «работа вожатых» в современной психолого – педагогической литературе

13

 

Выводы по 1 главе

20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

21

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

23

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы и темы исследования. Из обращения Президента Российской Федерации В.В. Путина к участникам, организаторам и гостям Съезда Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» 19 мая 2016 года: «Вопросам воспитания подрастающего поколения на основе высоких духовно-нравственных идеалов, ценностей патриотизма, гражданственности, уважения к истории Отечества – неизменно уделяется приоритетное внимание государства. Уверен, чтобы достичь поставленных целей, вы должны вдумчиво, творчески использовать лучшие традиции воспитания и просвещения, которыми по праву гордится наша страна. И в то же время – искать новые, интересные форматы работы, активнее задействовать мощный потенциал добровольческих, творческих, военно-патриотических, спортивных организаций» [1, с. 1].

 В условиях динамики современных экономических и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых. Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают детские оздоровительные лагеря. Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса, поскольку непрерывность воспитания позволяет повысить эффективность воспитательных воздействий. Система лагеря основана на таком взаимодействии педагога и ребенка, при котором с помощью педагога дети способны определять направление, средства и темп собственного развития. Педагог помогает ребенку приобрести необходимые знания и навыки, благодаря которым подросток может успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретаемый опыт. Иными словами, данная модель создает атмосферу, которая способствует проявлению индивидуальных способностей и развитию ребенка.

В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования следует, что работа вожатых в оздоровительном лагере необходима, но для этого необходимо найти средство, которое позволили бы вожатому полноценно реализовать данный процесс.

Цель исследования: на основе анализа теоретической и психолого-педагогической литературы изучить систему организации работы вожатых в детском оздоровительном лагере        

Для достижения цели необходима постановка следующих задач исследования:

  • На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность такого понятия как  «организация работы вожатых» в современной психолого-педагогической литературе.

Проанализировать современные подходы к организации работы вожатых в детском оздоровительном лагере;

  • Выявить значение работы вожатых в детском оздоровительном лагере.

Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, сравнение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «РАБОТА ВОЖАТЫХ» В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

1.1. Значение работы вожатых в детском оздоровительном лагере

Вожатый (понятие появляется впервые в конце реферата, это не есть хорошо) - организуют оздоровительно-досуговую деятельность в отряде, являются руководителями и организаторами отрядных творческих дел, осуществляют учебу актива отряда, несут ответственность за жизнь и здоровье детей. Осуществляют контроль режимных моментов, организуют дежурство отряда по столовой, посещение душа, медицинского кабинета, кружка, секции и т.д. Проводят с детьми беседы по правилам техники безопасности, личной гигиены.

Вожатый должен обладать определенным перечнем личностных качеств, т. к. в ходе смены он собственным примером формирует в сознании детей образ полноценного и активного члена нашего общества. Вожатый находится рядом с детьми круглосуточно и от этого влияние на них только усиливается.

В ходе смены при работе с детьми возникают определенные трудности, решение которых в первую очередь возлагается на плечи вожатого. Детям трудно адаптироваться в новом коллективе — вожатому необходимо найти подход к каждому. Дети тоскуют по дому — нужно заменить родителей на время смены. Дети вступают в открытые конфликты — необходимо решить их еще на стадии развития. Современные дети имеют размытое представление о поддержке, товариществе, работе в команде — нужно активно формировать эти качества в ходе смены. У подростков часто возникают проблемы в общении с противоположенным полом — вожатый должен помочь наладить девочкам и мальчикам контакт. Могут возникнуть даже проблемы межэтнического характера, которые также приходится решать тому человеку, который находится с детьми рядом [3].

Помимо представленных проблем существует и множество других, решение которые требует определенного педагогического опыта и вожатской заинтересованности. Вожатый должен любить детей, быть стрессоустойчив, уверен в своих силах и способен направлять свой отряд в верном направлении.

В итоге хочется сказать, что в воспитательной системе летнего оздоровительного лагеря вожатый является ключевым звеном. Он реализует общелагерные цели и задачи в пределах своего отряда, являясь посредником между администрацией и детьми. Вожатый организует досуг, контролирует соблюдение дисциплинарных моментов, отвечает за жизнь и здоровье каждого ребенка. Вожатый детского лагеря — это не профессия, а скорее состояние души. Профессии можно научиться, а быть другом, опорой, лидером сможет далеко не каждый.

1.2. История и опыт вожатской деятельности в России

В современной России большое внимание уделяется вопросам разработки модели культурно-оздоровительного и оздоровительно-образовательного пространства загородного детского лагеря. В связи с этим оправдан интерес к богатому историческому и педагогическому опыту детского лагеря дореволюционной России и Советского Союза.

Летние колонии начала хх века

Основная миссия – компенсация недостатков жизни ребенка в летний период в крупном городе (недостаток зеленых насаждений во дворах, платность парков, занятость родителей, отсутствие у них отпусков в этот период времени), в этой линии проявляются идеи Викторианского общества о широком использовании сил природы для физического и морального развития человека.

Целевая группа – дети из бедных семей с ослабленным иммунитетом. Отправка осуществлялась организацией питания (детей обеспечивали молоком). Велся учет роста, но только по назначению школьных врачей, уделяли большое внимание физическому развитию воспитанников, организовывалось обучение детей бытовым и гигиеническим навыкам (заправка кровати, уборка помещений, починка одежды, чистка зубов и т.п.). Осуществлялось развитие кругозора ребенка путем естественнонаучного просвещения, (путешествия, экскурсии). Организовывали для детей сельскохозяйственные работы (работа на огороде, помощь местным крестьянам в уборке сена), походы в лес за грибами, ягодами и лекарственными растениями. Воспитанники проводили время с пользой и получали полезные знания.

Пионерский лагерь как санаторий

От латинского «sano» – лечу, исцеляю. Лечебно-профилактическая организация для непосредственного лечения и профилактики заболеваний, использующая главным образом природные факторы (благоприятный климат, лечебные грязи, минеральные воды) в сочетании с лечебной физкультурой, рациональным питание, при соблюдении строго определенного режима лечения и отдыха. Например, в 1876 году практика организованного оздоровления детей в США и в Европе.

Пионерский лагерь как коммуна

От французского «commune» – община, сообщество. Идейное и кооперативное сообщество, группа лиц, объединившихся для совместной жизни на началах общности имущества и труда, в которой решения принимаются по общему согласию. Например, деятельность пионерских отрядов может рассматриваться как общественно-полезная деятельность.

1.3. Первые лагеря за Рубежом и в России

В Европе в 1876 году в швейцарских Альпах был построен первый в мире лагерь отдыха. В него входило всего 68 детей, в основном это были дети из рабочих семей. В качестве воспитателей выступали их же родители-добровольцы. Позднее в лагерях появились и педагоги. Дети занимали себя сами: строили шалаши, дома на деревьях, устраивали соревнования между собой, разучивали танцы и песни. Взрослые устраивали мероприятия для поддержания командного духа, организовывали походы и различные экскурсии. Игры на свежем воздухе, коллективные походы и жизнь за пределами цивилизации благоприятно влияют на здоровье и эмоциональное состояние детей.

После этого летние лагеря стали организовывать и во всем мире. Они появились и в Северной Америке в 1880-х годах. Созданные для детей из элитных семей, они располагались в глухих лесах. Нация болела, вырождалась, детская смертность была очень высокой. И решение создать детские летние кампусы было продиктовано тем, что преимущества сил природы для физического и морального блага человека неоспоримы. Популярность таких кампусов росла, и в 1890-е годы их появилось столько, что даже средний класс и малообеспеченные семьи из бедных слоев городского населения смогли позволить себе отправлять в них своих мальчиков. Первые летние лагеря для девочек также стали появляться в начале 20-го века, создавались они «для нового, более самостоятельного поколения женщин».

Таким образом, общество начало признавать неизбежность феминизации. Так в 1902 году появляются лагерь Kehonka в Нью-Гемпшире, Wyonegonic в Бриджтоне (штат Мэн), в 1911 и 1912 годах появляются лагеря Camp Fire Girls и Girl Scouts of the USA. Вскоре начинается строительство летних кампусов для девочек из семей среднего класса.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что культурно-оздоровительные и оздоровительно-образовательные пространства загородного детского лагеря быстро набирают свои обороты и в наше время стала популярным отдыхом для современных детей.

1.4. Работа вожатых как составляющая воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере

К основным задачам воспитательной работы с детьми в условиях лагеря можно отнести:

1. Воспитание детей и подростков на основе принципов гуманизма, духовности, нравственности, исходя из народных, национальных истоков и традиций истории и современности.

2. Максимальное внимание развитию личности ребенка, раскрытию его способностей на основе реализации интересов и неудовлетворенных в школе потребностей (прежде всего духовных, интеллектуальных, а также двигательных). Это требует перехода на принципиально новую позицию – позицию признания самоценности каждого ребенка.

3. Широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту современной жизни, создание в лагере стиля и тона семейных отношений, подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества.

4. Пересмотр традиционного подхода к работе по оздоровлению детей (лагерь обязан целенаправленно укреплять здоровье детей, закаливать их).

5. Организация разнообразной досуговой деятельности и прежде всего – активного общения с природой (уникальная возможность летнего времени).

При правильной организации педагогической деятельности детский оздоровительный лагерь обеспечивает благоприятную атмосферу для самовоспитания и самопознания. В условиях лагеря раскрываются все ведущие виды деятельности: спортивная, коммуникативная, образовательная, трудовая, эстетическая, познавательная, художественно-творческая и пр.

В ходе проведения одной лагерной смены с каждым ребенком должна быть проведена следующая работа:

-   формирование потребности «быть личностью»;

- создание условий для вовлечения детей в развивающую деятельность; -          создание условий, позволяющих детям почувствовать себя в новых социальных ролях;

- создание условий для участия в природоохранных мероприятиях; -          помощь в поиске единомышленников;

-   помощь в воспитании самоорганизации;

- организация оздоровительного отдыха: утренняя зарядка, купание, спортивные игры;

- предоставление возможности участвовать в конкурсах, познать радость успеха;

 - предоставление возможности участвовать в играх и мероприятиях, доставляющих удовольствие и поднимающих настроение.

План воспитательной работы — это программа деятельности вожатого по созданию условий, содействующих воспитанию, развитию, оздоровлению и отдыху детей в лагере.

При планировании содержания воспитательной работы с отрядом важно учесть все новое и позитивное, что накоплено в практике деятельности педагогов, вожатых. Для планирования воспитательной работы с детьми и подростками в детском оздоровительном лагере большое значение имеет учет направлений всестороннего развития личности ребенка. План должен базироваться на сочетании ближайших, средних и дальних перспектив.

Приступая к планированию, вожатому следует:

  • ознакомиться с программой данного лагеря;  
  • определить с будущим напарником цели и задачи предстоящей работы на смену;  
  • изучить возрастные особенности детей, ожидания детей данного возраста;
  • использовать данные из детских анкет (увлечения, желаемые поручения, умения и др.);
  • изучить возможности оздоровительного лагеря (традиции, периодичность общелагерных, отрядных дел) и подумать, как можно их использовать в своей работе;  
  • отобрать средства, формы, методы, которыми вожатый владеет; составить модель смены с учетом возможностей оздоровительного лагеря; создать творческую атмосферу в отряде;
  • учитывать интересы детей.

В своей деятельности вожатый использует 2 вида плана: план-сетку работы отряда на смену и ежедневный план работы вожатого.

План-сетка является внутренним нормативным документом, определяющим и регулирующим жизнедеятельность отряда. В план-сетку мероприятий на лагерную смену включаются общелагерные и отрядные мероприятия, работа по подготовке к ним, указываются ответственные лица. План-сетка отрядных мероприятий на лагерную смену составляется в период подготовки к работе детского лагеря педагогическим коллективом лагеря и корректируется с учетом пожеланий и интересов детей уже в организационный период смены. При составлении плана-сетки может использоваться принцип деления дня на два основных временных периода, пригодных для организации различных мероприятий, трудовых дел, активного отдыха: первая половина дня соответствует времени с 10.00 до 12.00; вторая половина — с 14.00 до 16.00 (или с 19.00 до 21.00).

Исходными данными для планирования работы отрядного коллектива в детском оздоровительном лагере могут служить:

  • задачи лагерного периода;
  • модель смены;
  • календарь народных летних праздников;
  • общественно-политические праздники страны, региона, города;
  • традиции лагеря;
  • информация о детях (возрастные особенности, их ожидания);  
  • личные воспоминания вожатого о своем детстве, его ожидания.

При составлении плана - сетки отрядных мероприятий следует учитывать следующие моменты:

  1. Эмоциональная и физическая загруженность детей;
  2. Соотношение отрядных и общелагерных мероприятий;
  3. Время проведения мероприятий;
  4. Резерв свободного времени ребенка;
  5. Погодные условия;
  6. Работа секций и кружков.

План-сетка жизнедеятельности отряда на смену разрабатывается в первую очередь в интересах самих ребят, поэтому он должен быть размещен в общедоступном и видном месте как источник информации для детей — в отрядном уголке. Форма плана-сетки, используемая в лагере, должна быть необычной, так как восприятие детей отличается от восприятия взрослых. План-сетка может быть оформлен, например, в виде дома с окнами, карты страны приключений, перекидного календаря, кубика Рубика, поезда, аппликации и т.д. Главное, он должен быть интересным, привлекательным для ребят, как по виду, так и по содержанию.

Ежедневный план работы вожатого (планирование на каждый день) — это план, в котором отражен порядок последовательных действий вожатого, необходимых при организации каждого дня. В этом документе вожатый отмечает для себя основные моменты подготовки к мероприятию, на каких организационных моментах следует сконцентрировать свое внимание и усилия, исполнение каких заданий нужно проконтролировать.

Структуру плана работы вожатого на каждый день составляют следующие позиции: временной интервал дня, организационные моменты, деятельность вожатого, дата и день недели. Данный план вожатый составляет ежедневно на последующий день после планерки, когда намечается основной перечень дел

Требования к анализу дня: непрерывность записей, глубина анализа, конструктивность, объективность.

Из всеговышеперечисленного, мы можем сделать вывод о том, что воспитательный процесс в детском оздоровительном лагере это один из важных процессов в лагерной смене.

1.5. Общая характеристика понятия «работа вожатых» в современной психолого – педагогической литературе

От работы вожатого с детьми зависит весь творческий процесс в оздоровительном лагере, т.к. он должен заинтересовать и организовать коллективную деятельность ребят, от ведущего при организации детского концерта до спортивного судейства или психологического анализа короткой беседы.

Как известно, заранее продуманный план, педагогический проект, авторская программа педагогического коллектива — добрая половина успеха задуманного взрослыми в работе с детьми.

«Основная цель оздоровительного лагеря заключается в создание благоприятных условий для интеллектуальной, физической и психической реабилитации школьников после напряженного учебного года и разностороннего развития личности в условиях лета» [12, с. 5].

Эта же цель должна быть реализована в работе вожатых, воспитателей и детского коллектива. Именно поэтому, даже опытный вожатый уделяет достаточно много времени в организации своей деятельности с детским коллективом, отрядами и группами по интересам (занятия в кружках, спортивных секциях, творческих бригадах и т. п.), организации индивидуальной работе с каждым из ребят. Эта работа может включать в себя несколько этапов:

На первом, ознакомившись в ходе своей подготовки с условиями работы в детском оздоровительном лагере, правами и обязанностями детей и взрослых, ожидаемыми трудностями, способами решения типичных проблемных ситуаций, формами и методами работы, вожатый может приступить к планированию своей деятельности. Это важно сделать до отъезда в детский лагерь с учетом рекомендаций его руководства, так как планирование — основа будущей эффективной работы всего педагогического коллектива.

Необходимо учитывать, что этот этап является основным средством обеспечения комплексного подхода к воспитанию, основой для содержательной и целенаправленной деятельности не только отдельного отряда, но и всего оздоровительного лагеря. «Грамотно составленный план работы вожатого-воспитателя с детским коллективом и каждым ребенком в отдельности является основой для проектирования и программирования всей творческой работы».

Другой аспект этой работы заключается в том, что, проектируя, а тем более, программируя свою деятельность, отрядный вожатый исходит из реальных условий, традиций своего отряда, лагеря, возможностей всего педагогического коллектива, материально-технической базы оздоровительного лагеря. Именно поэтому:

План— это стратегия и тактика в деятельности вожатого, документ, в котором отражена система воспитательной деятельности начинающего педагога в работе с детьми, поиск своего «Я», определение перспектив сотрудничества со всеми участниками воспитательного процесса: администрацией лагеря, его сотрудниками, вожатыми и воспитателями других отрядов, родителями детей.

План, по сути дела, это первоначальный проект развития личности ребенка, детского коллектива, всех взрослых, как организаторов оздоровительного лагеря, в котором будет проходить вся воспитательная, творческая, а возможно, и научно-исследовательская работа участников.

План, как впрочем, проект или программа деятельности оздоровительного лагеря — это документы, которые в максимальной степени должны учитывать содержательные ориентиры деятельности детей и взрослых (нельзя же объять необъятное), определяющий ее порядок, объем, временные границы, индивидуальные, возрастные возможности детей в работе, как всего педагогического коллектива, так и каждого вожатого (сотрудника) в лагере.

В-третьих, вожатым необходимо помнить, что самой главной задачей детских лагерей в работе с детьми в летний период является оздоровление детей в широком смысле этого слова, которое невозможно без создания благоприятного климата в детском коллективе, организации разнообразной творческой деятельности, способствующей духовному, интеллектуальному и физическому развитию ребенка. При этом важно осознавать, что любая интеллектуальная, физкультурно-спортивная, трудовая деятельность должна быть посильной для конкретного ребенка и одновременно, достаточно сложной и интересной для него, соответствовать его запросам. Она должна стимулировать творчество и самостоятельность детей, развивать их межличностные контакты, допускать возможность выбора способов достижения заданных целей, способствовать удовлетворению потребностей личности в самоутверждении. При этом важно реализовать ряд принципов в организации планирования, проектирования, программирования и проведении лагерной смены.

Проектирование и программирование лагерной смены включает в себя исследование личности каждого ребенка, возможностей детского и педагогического коллектива лагеря и самих вожатых. Оно может быть построено на таких компонентах, как системно-структурный, системно-функциональный и системно-диагностический подходы к организации всей смены в оздоровительном лагере.

В оздоровительных лагерях рекомендуется составлять перспективный и календарный планы на смену, а также ежедневный план на каждый день (утро — день — вечер) не только педагогическим работникам, но и самим ребятам (или в содружестве детей и взрослых).

При этом важно учесть, что перспективный план разрабатывается на весь период (лето) работы лагеря. Поэтому он включает в себя не только: цель и воспитательные задачи, которые реализуются в работе с детьми в лагере, но и важнейшие условия в которых он функционирует: особенности смены, детского и взрослого коллективов, планируемые мероприятия, планы работы кружков и т. п.

Особенностью календарного плана является тот факт, что он конкретизирует и дополняет перспективный план. Именно поэтому календарные планы разрабатывают не только представители администрации лагеря, но и вожатые, воспитатели, руководители детских объединений, совместно с детьми на каждую смену. На их основе разрабатываются планы работы педагогического коллектива, вожатых, самих отрядов на каждый день, с учетом особенностей погодных условий и других факторов.

Планирование работы отряда на предстоящий день, как правило, включает в себя организацию воспитательных дел с детьми после завтрака, полдника и ужина (учитывать режим дня в лагере), правильно распределять время на воспитание, культурное развитие, общение между детьми, оздоровление, отдых и спорт. По существу эти же идеи должны быть реализованы в проектной или программной деятельности вожатых в оздоровительном лагере [6].

В летнем оздоровительном лагере вся работа вожатых и воспитателей, направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Так, например, утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10—15 минут: в хорошую погоду — на открытом воздухе, в непогоду — в проветриваемом спортивном зале.

Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, — создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса детей на весь день. Далее организуются спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, психологические тренинги, беседы с врачом, спортивные праздники развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни.

Для их достижения реализуются такие методы воспитания, как соревнование и поощрение, которые способствуют эмоционально-физическому развитию каждого ребенка, но и укрепляют их дух, патриотизм, заряд бодрости и оптимизма.

Помимо этого, в свободные минуты воспитанники принимают участие в подвижных играх, включающих все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки и т. п. Все они способствуют созданию хорошего настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры — еще и воспитанию дружбы.

Кроме того, в каждом лагере большое внимание уделяется пропаганде правильного питания и формированию навыков здорового образа жизни. С этой целью можно организовать работу по программе «Три недели в лагере Здоровья», тесно сотрудничая с врачом и главным поваром оздоровительного лагеря. С медицинским работником можно проводить беседы на темы: — «Оказание первой доврачебной помощи», «Осанка — основа красивой походки», «Твой режим дня на каникулах». Ребята участвуют в создании профилактической газеты, ежедневно ведут «Журнал здоровья».

В рамках этого направления, обязательно проводятся оздоровительные процедуры: закаливание, солнечные и воздушные ванны. Желательно, чтобы закаливание проходило ежедневно, например, перед тихим часом в виде мытья ног, с постепенным снижением температуры воды. Такую же процедуру необходимо организовывать и перед ночным сном.

Для принятия солнечных ванн с детьми может подойти лужайка, лесная полянка, сквер или школьный парк. Важно, чтобы дети как можно больше находились и дышали свежим воздухом, поэтому максимальное количество мероприятий и режимных моментов в лагере организуется на улице [9].

В условиях летнего отдыха у ребят не должно пропадать стремление к познанию окружающего мира, закрепления школьных знаний, просто это стремление должно реализоваться в других, отличных от школьных уроков, формах: диспутах, беседах, экскурсиях, встречах с учеными и специалистами различных сфер деятельности людей.

В силу своих возрастных особенностей ребята всегда стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа и окружающая среда.

Поэтому интеллектуальная работа с детьми должна быть направлена на расширение кругозора, развитие интеллекта, познавательной активности воспитанников: развивать мышление, память, внимание, творческое воображение, а также формировать положительные эмоций от самого процесса обучения, потребности в своем непрерывном образовании [2].

Передовой опыт показывает, что кружковая деятельность с детьми, как правило, осуществляется через работу в детских одновозрастных или разновозрастных коллективах, которые функционируют на территории, как самого лагеря, так и за его пределами. Сами кружки могут носить самые разные наименования, например: «Школа лидера», «Юного следопыта», или «Веселая кисточка», «Музыкальный калейдоскоп», «Мягкая игрушка» и другие.

Она объединяет детей по интересам в малые группы и носит вариативный характер [8].

Таким образом, вся работа вожатого в лагере может быть основана на следующих мотивациях: воспитание творческого и интеллектуального потенциала детей и взрослых;  формирование основ здорового образа жизни и укрепление физического здоровья; развитие индивидуальных способностей каждого ребенка, его интересов и потребностей; развитие лидерских и организаторских качеств, участвуя в деятельности лагеря; создание благоприятного микроклимата в отрядах для развития коммуникативных способностей и толерантности детей, подростков и молодежи; повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм, расширение кругозора; формирование устойчивого интереса к миру профессий, включая педагогический профиль, организации воспитательной работе с младшими детьми по месту жительства и в учреждениях образования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что нужно, чтобы  каждый из детей в лагере нашел для себя новых друзей, включился в интересные занятия: игры, конкурсы, соревнования и праздники, чтобы лето и своих вожатых он запомнил на всю свою оставшуюся жизнь и мог использовать свои знания, умения и навыки на благо своей Родины.

Выводы по 1 главе

Культурно-оздоровительные и оздоровительно-образовательные пространства загородного детского лагеря быстро набирают свои обороты и в наше время становятся популярным отдыхом для современных детей.

Воспитательный процесс в детском оздоровительном лагере это один из важных процессов в лагерной смене.

Каждый из детей в лагере должен найти для себя новых друзей, включился в интересные занятия: игры, конкурсы, соревнования и праздники, чтобы лето и своих вожатых он запомнил на всю свою оставшуюся жизнь и мог использовать свои знания, умения и навыки на благо своей Родины.

Организация практико-ориентированной подготовки будущих вожатых важная составляющая лагерной смены.

Воспитательной системе летнего оздоровительного лагеря вожатый является ключевым звеном. Он реализует общелагерные цели и задачи в пределах своего отряда, являясь посредником между администрацией и детьми. Вожатый организует досуг, контролирует соблюдение дисциплинарных моментов, отвечает за жизнь и здоровье каждого ребенка. Вожатый детского лагеря — это не профессия, а скорее состояние души. Профессии можно научиться, а быть другом, опорой, лидером сможет далеко не каждый.

Заключение

В рамках современного детства, ставшего, с одной стороны, значительно более активным в своей рефлексии окружающего мира, а с другой — более инфантильным в плане социальной направленности, качественно изменяются отношения внутри детского сообщества.

Это связано, в том числе, и с тем, что ныне к минимуму сведены структуры, обеспечивающие формирование детского социума. В ходе работы была изучена летняя оздоровительная кампания и можно с уверенностью сказать, что современное детское движение в России переходит в новую стадию. Какая кампания изучена?? Где это представлено в реферате? 

Для его развития при некотором общем несовершенстве имеются реальные правовые основы.

Крупнейшие общероссийские и межрегиональные детские общественные объединения уже прошли стадию становления.

Установлено, что эффективной деятельности учреждения сферы отдыха и оздоровления детей и подростков способствует грамотная кадровая политика администрации, правильная организация управления коллективом, работа психологической службы, организация профильных смен, а также позитивное отношение детско-родительского коллектива к работе учреждения, которое осуществляется за счет правильной работы всех компонентов вышеизложенной модели организации работы детских оздоровительно-образовательных центров Тюменской области.

Таким образом, цель работы, а именно, проанализировать теоретическое понятие «Работа вожатых» в детском оздоровительно лагере достигнута, задачи выполнены.

В курсовой работе мы планируем …

Библиографический список

  1. Lenta.ru: [Электронный ресурс]. Москва, 1999-2020. URL: https://lenta.ru/news/2019/03/25/rsd/ (Дата обращения: 29.03.2020).
  2. Айкашев, Г.С. Ориентир для творчества. Выпуск № 2 [Текст] / Г.С. Айкашев. – Елабуга: Учебно- методическое пособие для студентов, 2007. – 120 с.
  3.  Вожатый как ключевое звено воспитательной системы летнего оздоровительного лагеря: [Электронный ресурс]. Москва, 2011. URL: https://moluch.ru/archive/97/21563/ (Дата обращения: 29.03.2020).
  4. Ильин, Е. Н. Путь к ученику [Текст] / Е. Н. Ильин. – Москва: Просвещение, 1988. – 202 с.
  5. История вожатского дела [Текст]: методические рекомендации / Н. Ю. Галой, И. А. Горбенко, Л. А. Долинская; под ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. – Москва: МПГУ, 2017. – 200 с. 
  6. Колесникова, И. А. Развитие личности в образовательном процессе [Текст] / И. А. Колесникова. – Москва: Просвещение, 2012. – 116 с.
  7. Кругликова, Г.Г. Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков [Текст]: учебное пособие / Г.Г. Кругликова, Г.Р., Линкер.  — Нижневартовск: Нижневартовский гуманитарный университет, 2003. - 236 с.
  8.  Методика работы в ДОЛ: [Электронный ресурс]. Москва, 2003. URL: http://summercamp.ru/index.php5/Методика_планирования_работы_в_ДОЛ (Дата обращения: 29.03.2020).
  9. Программа летнего оздоровительного лагеря «Солнышко»: [Электронный ресурс]. Москва, 2007. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/programma-letnego-ozdorovitelnogo-lagerya-solnyshko (Дата обращения: 29.03.2020).
  10. Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике [Текст] /Е.С. Рапацевич. - Москва: Современное слово, 2001. - 719 с.
  11. Сысоева, М. Е. Организация летнего отдыха детей [Текст] / М. Е. Сысоева. – Москва: Учебно-методическое пособие, 1999. – 255 с.
  12. Тазиев, С.Ф. Организация воспитательного процесса в детском оздоровительно лагере [Текст] / С.Ф. Тазиев. – Альметьевск: Методические рекомендации, 2005. – 120 с.




Предварительный просмотр: