Тема «Повышение качества образования по предметам в начальной школе»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

 

    «Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.

 Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»

/Шалва Амонашвили/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_kachestva_obrazovaniya.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Повышение качества образования по предметам в начальной школе»

Мастер-класс по теме «Создание проблемных ситуаций на уроках  как условие повышения качества образования по предметам в начальной школе».

Собрала материал и провела: учитель начальных классов филиала МБОУ «Якушкинская СОШ» в с.Аксумла Нурлатского муниципального района РТ.

 

    «Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.

 Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»

/Шалва Амонашвили/

Вы слышали о Лохнесском чудовище?  Как оно выглядит? Опишите его: цвет, размер, форма.

-Вы все описываете одно существо, тогда почему у вас разное описание?

- Может ли эта ситуация быть началом проблемного урока?

Это простой пример создания проблемной ситуации. Проблемное обучение всегда было основой развивающего урока. Именно поэтому мне интересно обсудить с вами эту тему.

Наша сегодняшняя встреча пройдёт под девизом: «Создать проблему? Нет проблем!»

Важнейшим приоритетом современного урока  становится формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной степени предопределяет успешность всего последующего обучения.

Ученик получает знание не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании. Учащиеся становятся способными приобретать собственный опыт творческой деятельности. Дети учатся активно пользоваться доступными для них источниками информации, знают, где найти нужный материал, так как на первое место становится развитие мышления, а не памяти.

Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение  с которым вызывает у детей  эмоциональную реакцию удивления или  затруднения.

Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщить, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы.

Сегодня мы будем говорить о технологии постановки учебной проблемы.

Поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока.

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом.

Как вы думаете, какой из методов я использовала в начале нашей встречи, описывая чудовище?

Давайте рассмотрим подробнее каждый метод.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

  1. создания проблемной ситуации;
  2. побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:
  3. побуждения к формулированию учебной проблемы;
  4. принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, содержащие противоречие.

Существует несколько приёмов формулировки вопросов:

1.Добиться осознания противоречивости двух фактов можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?». Если же классу предъявлялись не факты, а противоположные научные теории или точки зрения, диалог строится иначе: «Почему вы удивились? Сколько существует теорий (точек зрения)?».

 2. Если возник разброс мнений, уместно спросить: «Сколько же в нашем классе разных мнений?».

3. Развести различные представления учеников можно репликой:

«Вы что предполагали? А что получается на самом деле?».

4.При  осознании  не решаемой ситуации стимулируется фразами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?».

Или  «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?».

  1. Если проблема легко решается,  спрашиваете так: «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?».

Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах «удивления и затруднения», то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Принятие ученических формулировок учебной проблемы. Если строится проблемный урок, то тема заранее не известна. При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала - поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Вот это интересно! Кто может выразить мысль точнее?».

Демонстрация приемов  с включением в деятельность педагогов

Давайте попробуем  проследить этапы проблемного диалога на примерах.

(Занятие по экологии. Тема «Фрукты»)

Демонстрация 3 яблок 1-красное, 1 – зеленое, 1 – желтое

В: Что это? Что  у них общего?  (предъявление первого факта) Где вы можете их видеть?

Д: Это яблоки. Они  растут в саду. Это фрукты. Они растут на деревьях.

В: Какого они цвета?  (предъявление 2-го факта)

Д: Красное,  желтое, зеленое (возникновение  проблемной ситуации)

В: Что  интересного заметили? (побуждение к осознанию  противоречия)

Д: Все  это яблоки, но цвет у них разный (осознание противоречия)

В: Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)

Д: Почему они разные по цвету? (учебная проблема как вопрос).                                            

Занятие по математике. Тема «Масса»

Перед  детьми математическая игра : гиря = 1 кг  и пуховая подушка весом = 1 кг.

В: Перед  вами   математическая  гиря и  пуховая подушка. Что  тяжелее?  (вопрос  на ошибку)

Д: 1.Подушка  больше она  тяжелее  2. Гиря  тяжелее, она  металлическая.

В: Давайте  поговорим:  взвешивание на весах (предъявление факта)

Д: Испытывают  удивление (возникновение проблемной ситуации)

В: Что  вы  сказали сначала?  Д: Ответы детей

В: А как оказалось  на самом деле?  Побуждение к осознанию противоречия

В: Какой же  будет тема занятия? (побуждение к формулированию проблемы)

Д: Вес. Масса (учебная проблема как тема занятия)

Подводящий к теме диалог

Второй путь к учебной проблеме заключается ... А хотите сами догадаться, в чем его суть? Тогда начнем с примера.

Урок русского языка по теме «Безударные гласные в приставках» .

        Учитель                                                              Ученики                                                                                                  

  • Спишите из упражнения слова
  • «забег, поход, подкоп                                                     --записывают слова,  
  • Поставьте ударение.                                                         –ставят ударение        
  • Подчеркните безударные гласные.                               --подчеркивают безударные             

                                                                                              гласные

  • Найдите безударные гласные,                                                
  • Обозначьте их.                                                обозначают
  • Какое правило о безударных

 гласных мы уже знаем?-                                             — О безударной гласной в                

                                                                                                 корне

  • В какой части слова находятся безударные гласные?       - в приставке                                                     
  • Значит, какая сегодня тема урока?                                     — Безударные гласные в

                                                                                               приставках

Нетрудно заметить, что в приведенном примере учитель работал методом диалога. Вот только каким был диалог? Таким же, как в предыдущих случаях? Побуждающим? Нет. Мы встретились с иным типом диалога — подводящим. Он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.

В подводящем диалоге показывается логическая цепочка создания проблемной ситуации на методах сравнения, нахождения общего и различий.

В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычное), и мыслительные (проанализируй, сравни). Но последний вопрос учителя обязательно будет на обобщение, а ответом на него станет формулировка темы урока, ибо нет особого смысла подводить учеников к какому-то непонятному вопросу.

Таким образом, второй способ постановки учебной проблемы — подводящий к теме диалог. Как видите, он проще первого. Учителю не нужно создавать проблемную ситуацию: подводящий диалог, как правило, прекрасно выстраивается «от повторения». Педагогу не требуется следить за своей реакцией на реплики учеников: неожиданный ответ бывает лишь на плохо сформулированный вопрос.

ПРИМЕНЯЕМ МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЕМЫ

Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тогда подведем к теме урока от пройденного материала. А если начинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается учителю: сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет, что торжественно объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам и получается скучный традиционный урок.

Где же выход? Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока? Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

Я хочу предложить вам в качестве «яркого пятна»  русскую народную сказку «Колобок».

Свяжите эту сказку с уроком математики и решите задачу: Сколько мог весить колобок, если бабка завела тесто из 500г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды.    А какая тема урока может быть?

Свяжите эту сказку с уроком русского языка. Какую тему вы можете изучать?

(безударные гласные в корне слова, этимология слова  КОЛОБОК. Суф. уменьшит.-ласкат. производное от колоб "круглый хлебец",)

Свяжите сказку с уроком окружающего мира. Кто встретился по дороге Колобку? Чем питаются эти звери? Кто реально опасен для Колобка?

Мы убедились, что учебную проблему можно поставить тремя методами. Напомните мне эти методы.

Первый — побуждающий от проблемной ситуации диалог. Второй — подводящий к теме диалог. Третий — сообщение темы с мотивирующим приемом.

Какой из методов подходит для ситуации с Лохнесским чудовищем?  

«Плюсы» проблемного урока

  • Проблемный урок характеризует творческая, а не репродуктивная (следование заданным эталонам) деятельность учеников, которая обеспечивает более глубокое усвоение знаний, развитие интеллекта и творчества, воспитание активной позиции, не вызывая при этом перегрузок. Для ребят это действительно “учение с увлечением”.

«Минусы» проблемного урока

  • Не со всеми дети можно использовать данную технологию

Рефлексия.

- Выберите подходящую пословицу, которая на ваш взгляд подходит к сегодняшнему занятию.

Смелость города берет.

Всякому овощу свое время.

Старая песня на новый лад.

Через тернии к звездам.

О монах, ты идешь трудной дорогой.

Учиться обучая.

Ах, как я устал от этой суеты.        

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

А закончить свой мастер-класс я хочу следующими словами: «И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться». Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даем.

«То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!». Удачи вам!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Блохин И.А., Ляхин В.В., Стрекозин В.П. О проблемном обучении в начальных классах//Начальная школа. - 2003. - №3.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.

Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1985.

Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.

Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1998. - 91 с.

Сереброва И.В. Развитие внимания и логического мышления на уроках по математике//Начальная школа. - 2005. - №2.

Якиманская И.С Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000.

ФГОС НОО – М. «Просвещение» - 2010.

Приложение

Приём создания проблемной ситуации

Вопросы и предложения для противоречия

Вопросы и предложения для формулирования проблемы

  1. Предъявить противоречивые факты

Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видят?

Какой вопрос возникает? В чём вы испытываете затруднение?

2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или заданием.

СКОЛЬКО Мнений?

Какая тема урока? Какая цель урока?

Зачем нам это надо?

3.Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

Что вы предполагали сначала?Что получилось?

Сформулируйте проблему.Как будет действовать дальше?

4.Дать практическое задание не выполнимое вообще.

Можете ли вы выполнить задание? В чём затруднение?

Чего мы не знаем? Какова цель урока?

5.Дать практическое задание не сходный с предыдущим.

Вы смогли выполнить задание?Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока?

6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим.Показать неприменимость старых знаний.

Что хотели сделать? Что сделали?Какие знания применили?Задание выполнено?

Какова будет цель урока?

Памятка.

Методы  постановки учебной проблемы:

-побуждающий от проблемной ситуации диалог;

-подводящий к теме диалог;

          -сообщение темы с мотивирующим приемом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Повышение качества образования".

laquo;Повышение качества образования» Качество образования – это одна из основных проблем современной школы. Это процесс постоянного совершенствования.  Из чего же о...

Тема:"Повышение качества образования на уроках в начальной школе"

Выступление на педагогическом совете комплекса...

Программа повышения качества образования на уроках в начальных классах

   Цель программы : повысить уровень знаний младших школьников в течение всего  периода обучения  в начальной школе   без ущерба физического и психического состоян...

Доклад на тему: «Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя».

В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно уч...

Повышение качества образования по математике в начальной школе

Повышение качества образования по математике в начальной школе Как сделать так, чтобы наши ученики самостоятельно могли открывать новые знания и показывать высокие результаты по предмету? Стратег...