Функциональная грамотность
материал (4 класс)
В презентации рассказываетс о формировании функциональной грамотности в начальной школе на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни! Сенека (4 г. до н.э.-65 г.н.э.)
Основные недостатки современного школьного образования Недостаточно владеют смысловым чтением Не справляются с задачами на интерпретацию информации Затрудняются в решении задач, требующих анализа, обобщения Не умеют высказывать предложения, строить доказательства Недостаточно сформировано умение работать с моделями
Термин «функциональная грамотность» впервые был предложен и введён в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 г. Функциональная грамотность понималась как совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. (применялось в основном к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности)
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А.А. Леонтьев Функциональная грамотность связана с готовностью - добывать знания - применять знания и умения - оценивать знания и умения - осуществлять саморазвитие
Функциональная грамотность младшего школьника Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется показателями: - готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования; - возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности; - способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества; - совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее. Авторский коллектив под рук. Н.Ф. Виноградовой
Сущность грамотности – не сами знания, а 4 главных способности школьника: Применяю Готов к саморазвитию Оцениваю Добываю
Функциональная грамотность Интегративные компоненты Читательская Информационная Коммуникативная Социальная Предметные компоненты Языковая Литературная Математическая Естественнонаучная Общекультурная
День Единого Текста Цель : научить современных школьников вдумчиво читать , извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями. Задачи : - повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя; - развитие интереса учеников к изучаемым предметам; - помощь учителям и ученикам в раскрытии своего творческого потенциала, организаторских способностей; -создание благоприятной творческой атмосферы.
Сказка об Амуре Это было давным - давно. Стали на земле появляться маленькие ручейки. Там пробьётся маленький родничок, потом ещё где-нибудь побежит ручеёк. Но они всегда грустили, так как не было у них друзей. Как-то узнали они о том, что где-то тоже появляются ручейки, только от капелек, которые вместе с тучками плавают по небу. Капельки были очень высоко и всё- всё видели, а когда шёл дождь, она падали в ручейки и обо всём рассказывали. Некоторые оставались навсегда в этих ручейках из капелек. Вот к ним и побежали наши маленькие ручейки. Так стали появляться реки. Большие и малые реки тоже хотели знать больше обо всём и спешили всё вперёд и вперёд, пробивая себе дорогу в новых местах! Так появились реки Амгунь , Шилка, Зея , Бурея, Сунгари, Уссури. Начали они ссориться и спорить, кто же из них главная река. Каждая решила, что только она - главная поилица-кормилица всех живущих в дальневосточной тайге – людей, животных, птиц и растений всяких. Пришли они все к Амуру с поклоном, попросили рассудить их: - Скажи нам, кто из нас главнее, кто из нас важнее? Долго думал Амур над их спором, а потом обнял их всех и ответил: - Давайте не будем спорить о том, кто главнее. Каждая из вас хороша, каждая из вас помогает жить и травам, и деревьям, и птицам, и зверям. Давайте жить вместе и дружно! Очень мудро всё решил Великий Амур. Вот и стали все реки Дальнего Востока с тех пор называть Амур «батюшкой», потому что объединил он их всех. И несут они теперь дружно свои воды к широкому Татарскому проливу. Привольно рыбам, которая водится в них в великом множестве. Легко катерам, лодкам и теплоходам. А по берегам их люди строят красивые города и воспевают в своих песнях и Амур, и все его реки. Не веришь моей сказке? Тогда сам посмотри на карту, и увидишь, где батюшка Амур принял в объятия навсегда своих дружных попутчиц - Амгунь , Шилка, Зея , Бурея, Сунгари, Уссури.
Литературное чтение 4 класс Сказка «Великий Амур – батюшка» автор Холощак Анастасия , жительница города Хабаровск. - Определите жанр произведения ( рассказ. повесть, сказка, драма, басня, стихотворение и т.д.) - Докажите, что это сказка ( приведи примеры из текста ) - Какая это сказка? Докажите ( авторская ). - Разделите текст на части ( 4 части ) - Выделите главную мысль в каждой смысловой части текста.
Литературное чтение 4 класс - Составьте план ( работа в парах ) ( примерный план: 1. Маленькие ручейки и капельки. 2. Спор рек. 3. Давайте жить вместе и дружно! 4. Реки в объятиях Амура-батюшки.) - В каких словах выражена главная мысль произведения? ( Давайте жить вместе и дружно!) - Придумайте продолжение сказки ( творческое задание ).
Литературное чтение 4 класс
Русский язык 4 класс - Выпиши собственные имена существительные ( Амгунь , Амур, Бурея, Зея , Сунгари, Уссури, Шилка, Дальний Восток, Татарский пролив). - Найди слова или слово, в котором букв больше, чем звуков ( Амгунь , Дальний ). - Найди слова в которых звуков больше, чем букв ( Бурея, Зея )
Русский язык 4 класс Выполните фонетический разбор слова Амур. Амур ( а м у р ) – 2 слога, 4 буквы, 4 звука а (а)- гласн , безуд . м (м)- согл ., непарн ., звонк ., парн .,твёрд. у (у)- гласн ., ударн . р (р)- согл ., непарн , звонк ., парн ., твёрд.
Русский язык 4 класс - Найди и выпиши предложение с однородными подлежащими, выдели грамматическую основу, определи склонение существительных ( Так появились реки (1скл) Амгунь (3 скл ) , Шилка(1скл.), Зея (1скл.), Бурея (1скл.), Сунгари(нескл.), Уссури(нескл.) ).
Русский язык 4 класс
Математика 4 класс Исходя из данных (презентация), заполни таблицу. Переведи в другие единицы измерения длины (например, метры) 1км=1000м Название реки Протяженность реки (км) Протяженность реки (м) Амур 2 824 2 824 000 Шилка 560 560 000 Зея 1 242 1 242 000 Бурея 623 623 000 Сунгари 1 927 1 927 000 Уссури 897 897 000 Амгунь 723 723 000 .
Математика 4 класс Запиши длины рек в порядке возрастания и в порядке убывания. А) 560, 623, 723, 897, 1 242, 1 927, 2 824. Б) 2 824, 1 927, 1 242, 897, 723, 623, 560. - Сравни длины рек. Назови самую длинную по протяженности, самую короткую. (Самая длинная Амур = 2 824 км, самая короткая Шилка = 560 км)
Математика 4 класс Реши задачу: Два путешественника отправились в плавание на кораблях по великим рекам Дальнего Востока. Первый путешественник плыл по реке Амур, второй – по реке Шилка. Кто из путешественников проплывет большее расстояние по воде и на сколько? -2 824 560
Математика 4 класс
Формы проведения уроков и внеурочной деятельности Урок-исследование Урок-путешествие Деловая игра («Поиск будущего», «Конференция экологов», «Заседание кабинета министров», «Экологический форум») Ролевая игра («Заседание клуба юных экологов», «Клуб кинопутешественников ») Исследовательская игра («Копилка чудес», «Тайны лесов») Игра-викторина Квест Учебная и исследовательская лаборатория Экскурсия и виртуальная экскурсия Творческая гостиная Интерактивный праздник
Социальная функциональная грамотность младшего школьника Готовность успешно социализироваться в изменяющемся обществе, приспосабливаться к различным социальным ситуациям, в том числе, экстремальным. Совокупность способностей, умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие этой готовности. Способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, элементарно проектировать способы реализации в будущем своих желаний, интересов и свое развитие. Наличие качеств личности, которые обеспечивают ответственность за свою деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств. Авторский коллектив под рук. Н.Ф. Виноградовой
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/07/picture-1204022-1578411591.jpg)
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/07/picture-1204022-1578411591.jpg)
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/07/picture-1204022-1578411591.jpg)
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/29/picture-1310021-1611921337.jpg)
Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.
laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/02/picture-454385-1549109392.jpg)
Статья " Функциональная грамотность или как помочь ребенку стать информационно грамотным».
Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционирова...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/29/picture-1310021-1611921337.jpg)
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/22/picture-1145564-1558522653.jpg)
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....