Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.
методическая разработка

Современное начальное общее образование находится в условиях модернизации и обновления: изменились его приоритеты, цели, ценности, обновляется содержание. От ценностей формирования знаний и предметных умений, начальная школа переориентируется на ценности развития способностей, умений и желаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_obshcheuchebnyh_umeniy.docx37.41 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Учитель МБОУ «СШ № 11»

г. Нижневартовска

Шепелева Ольга Григорьевна

Сегодня мы работаем по стандартам II поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменение системы оценивания.

В образовательном стандарте начального общего образования определено, что важнейшим приоритетом остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности у младших школьников.

Овладение умениями самоорганизации: определять цель выполнения задания, планирование его и целесообразное выполнение, контроль и оценивание хода, результатов его выполнения, является обязательным минимумом для младших школьников

В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования говорится, что современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению».

На смену старым требованиям приходят новые: умение видеть проблему, спокойно принимать её и самостоятельно решать . Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной.

Основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, воспитания умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных задач.

В условиях личностно ориентированного начального образования особую актуальность приобретают психолого- воспитательные проблемы формирования умений самоорганизации деятельности у младших школьников как личностного, субъектного образования, так как они выступают средством продуктивного усвоения элементов содержания образования, обеспечивают развитие ключевой образовательной учебно-познавательной компетенции, влияют на воспитание личностных качеств (инициативности, самостоятельности, организованности) и способствуют становлению рефлексивной деятельности школьников.

Особое внимание уделяется формированию умений самоорганизации в системе образовательных учреждений закрытого типа. Эти умения способствуют успешной социальной адаптации воспитанников, которая позволит вести им позволит вести им в дальнейшем самостоятельный образ жизни.

Сегодня в большинстве школ осуществляется инновационная деятельность: разрабатываются и реализуются программы развития школ, ведётся экспериментальная работа. Осваиваются новые образовательные программы и технологии.

В структуре учебных мотивов личности существуют и внешние и внутренние мотивы.

К внутренним мотивам относятся те, которые заложены в самой учебной деятельности. Это стремление узнать новые факты, овладеть знаниями , способами действий, проникнуть в суть явлений, стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач.

Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности, называется внешними. Это широкие социальные и мотивы (долга, ответственности перед обществом, родителями, учителями), личные мотивы (стремление получить одобрение, хорошие отметки, быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей).

Цель учителя: развитие личности обучающихся на основе УУД, познания и освоения мира.

Задачи:создание условий для формирования базовых навыков самообразования, самоорганизации и самовоспитания, которые обеспечат готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытия интеллектуальных творческих возможностей учащихся.

Самоорганизация – это свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя время, силы, средства.

Самоорганизация – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

Говоря о формировании у школьников самоорганизации, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи.

Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение.

Вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

С первого класса необходимо учить детей соблюдать режим дня, дежурить в классе и столовой, вовлекать ребят в практическую деятельность и стараются развивать у них интерес к этой деятельности.

Каждый ученик имеет поручение, постепенно эти поручения усложняются. Пребывание детей в школе невозможно без труда по самообслуживанию, тесно связано с усвоением санитарно-гигиенических навыков и развитием общей культуры школьников.

В результате многократных повторений одних и тех же действий в определенной последовательности у ребенка вырабатываются необходимые навыки, привычки, которые в дальнейшем прочно закрепляются и способствуют формированию у учащихся самоорганизации.

Важно постоянно учить детей строить отношения друг с другом на основе знаний: умению объяснять, рассказывать, слушать других, оказывать помощь.

Со второго класса привыкают заполнять дневник и записывать другие задания. Ведение дневника способствует формированию самоорганизации, чувства ответственности, выработке самоконтроля.

Если дети выполняют домашнее задание по русскому языку, воспитатель предлагает им: «правила самоподготовки по русскому языку». Когда прочитали задание, повторили правило, пройденное на уроке, надо напомнить, что им нужна та памятка, которой они пользовались на уроке.

Главные задачи по отношению к ученикам:

• Развивать веру в успех.

• Считать ошибки нормальным и нужным явлением.

• Обращать внимание на прошлые успехи.

• Сделать процесс обучения ощутимым

• Признавать и видеть достижения каждого.

• Учить детей управлять собственной деятельностью.

Самостоятельная работа является средством формирования у детей активности и самоорганизации, развития их умственных способностей получения глубоких знаний.

Особенность мотивации самостоятельной работы – это активная мыслительная деятельность. Особое место в процессе формирования самостоятельности занимает начальная школа.

Самостоятельные работы могут проводиться как в письменной, так и в устной форме. Например, если второклассник плохо читает, не воспринимает предъявляемую ему задачу, придётся учить его вдумываться в смысл задания, тренировать в пересказе того, что нужно сделать, в расчленении задания на составные части.

Если уровень подготовки разных учащихся значительно различается, необходимо обеспечить дифференцированную работу по предмету.

Учитель определяет задачу каждой самостоятельной работы, обучает рациональным приёмам умственного труда, инструктирует учащихся перед выполнением задания, наблюдает за ходом самостоятельной работы. Своевременно оказывает помощь учащимся в преодолении трудностей и исправлении допускаемых ошибок, анализирует и оценивает результаты каждой работы.

Виды воспроизводящих самостоятельных работ могут быть различными:

  • самостоятельное чтение учебника или других источников, нахождение ответов на вопросы учителя;
  • наглядное оформление изучаемого в виде плана, примеров, таблиц, схем;
  • наблюдения и опыты над материалом в соответствии с определенным заданием;
  • упражнения в подведении фактов языка под изучаемые понятия и правила;
  • составление программы действий по применению правила;
  • изложение материала в соответствии с различными вариантами заданий (развернутое, сжатое, выборочное);
  • рецензирование устного или письменного ответа товарища.

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах.

Например, учащиеся получили задание: определить правильное написание слов. Вопрос, над которым я предложу подумать: почему важно не ошибиться в написании данных слов, к чему может привести орфографическая ошибка? Далее конкретизируются учебные задачи:

какие правила нужно применить в первом и втором случае? Следующий шаг – выбор соответствующего способа решения задач.

Обязательно провожу контроль правильности решения включением данных слов в словосочетание или предложение.

Выделяют основные этапы развития самоорганизации у детей:

  • Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания). Например, работа по алгоритму. Алгоритм, в котором все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна.
  • Ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самоорганизации).

Пример: работа по памятке. Памятка - инструкция, в которой даются указания о необходимости конкретных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них.

Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в ситуациях, которые повторяются, наиболее знакомых видах деятельности (этап более полной с самоорганизацией).

Я использую приемы активизации учебно-воспитательной деятельности младших школьников. Они помогают развивать активные самостоятельные действия учащихся в учебном процессе. Это ситуации, в которых ученик проявляет следующие си умения :

- выполняет задания, рассчитанные на изучение дополнительной литературы;

- защищает свое мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретенные знания;

- задает вопросы, выясняя не понятное для себя понятие;

- помогает другим учащимся при затруднениях;

- ищет несколько решений поставленной задачи;

- выбирает задания из поисковых и творческих задач;

- осуществляет самопроверку, анализ познавательных и практических действий.

Современное начальное общее образование находится в условиях модернизации и обновления: изменились его приоритеты, цели, ценности, обновляется содержание. От ценностей формирования знаний и предметных умений начальная школа переориентируется на ценности развития способностей, умений и желаний учиться.

Основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, воспитания умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных задач.

Проведена диагностика сформированности универсальных учебных действий (УУД) по следующим методикам:

  1. Личностные УУД
  1. Методика №1«Лесенка».
  2. Методика №2Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
  1. Регулятивные УУД
  1. Методика №3 «Тест простых поручений».
  1. Познавательные УУД
  1. Методика №4 «Выделение существенных признаков» методика Э. Ф. Замбицявичене (сокращенный вариант первая серия) «Определение уровня умственного развития младших школьников»
  1. Коммуникативные УУД
  1. Методика №5 "Рукавички" (Г.А. Цукерман).

Методика «Лесенка» предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как оценивает себя сам, как по его мнению, оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. Был использован групповой вариант методики, который позволяет оперативно выявить уровень самооценки.

На основании данных проведенной диагностики в целом выявлен завышенный уровень самооценки 39%, что характерно именно для первоклассников и является для них возрастной нормой.

Именно поэтому в первом классе не используется бальная (отметочная) система. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе.

43% опрошенных имеют адекватную самооценку, т.е. у детей сформировано положительное отношение к себе, они умеют оценивать себя и свою деятельность.

У 18% заниженная самооценка. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ребенка. В данном, конкретном случае - проблемы во взаимоотношениях в семье; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми.

Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку первоклассников.

По результатам оценки школьной мотивации, 76% имеют высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У детей в наличии познавательный мотив, желание наиболее успешно выполнять все школьные требования. Учащиеся четко выполняют указания учителя, старательные и ответственные.

17% имеют позитивное отношение к школе. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравиться чувствовать себя учеником. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей мере.

У 7% низкая школьная мотивация. Дети на уроке часто занимаются посторонними делами, играми. У таких детей затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии нестойкой адаптации к школе.

В результате диагностики уровня сформированности регулятивных УУД были выявлены следующие результаты:

- у 52% обучающихся выявлен высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, умение сознательного контроля своих действий;  

- 30% ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности;

- 18% - низкий уровень регуляции действий, постоянное нарушение заданной системы требований, предложенной взрослым.

Для исследования словесно-логического мышления использована методика Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра для диагностики умственного развития младших школьников. По результатам диагностики выявились следующие уровни словесно-логического мышления: высокий - 49%, средний - 38%, низкий - 13%.

Данная диагностика выявила следующие результаты сформированности логических операций:

1. исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.

2. исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.

Методика "Рукавички" (Г.А. Цукерман) (Коммуникативные УУД) предназначена для выявления уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

На основании данных проведенной диагностики в целом выявлен Высокий уровень сформированности 52% – рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. У 37%средний уровень сформированности – сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия. 11% обучающихся - не идут на контакт (агрессивен или пассивен).

Литература:
1. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151

2. «Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир» Руководители проекта: О. Б. Логинова, В.В. Фирсов, М.Р. Леонтьева.

3. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).

4. Блохина Е.А. Подходы к решению задачи формирования универсальных учебных действий младших школьников / Е.А. Блохина // Начальная школа плюс До и После. — 2009. — № 9 — С. 20—25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС

В статье говорится о формировании общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников....

Доклад "Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС."

Наша цель:Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и по...

«Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»

laquo;Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»...

«Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Актуальность:В ФГОС второго поколения говорится, что «в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основ...

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС

В статье сформулирована приоритетная цель школьного образования в свете ФГОС нового поколения, дана классификация УУД....

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС

Тема самообразования: Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.Цель: способствовать формированию УУД через внедрение ра...