«Создание условий, способствующих развитию интеллектуального и творческого потенциала школьников, вовлечения их в научно-исследовательскую и проектную деятельность»
статья

Введенская Ольга Викторовна

Предварительный просмотр:

Выступление на Августовской педагогической конференции

учителей начальных классов г.о.Жуковский Московской области

«Создание условий, способствующих развитию интеллектуального и творческого потенциала школьников, вовлечения их в научно-исследовательскую и проектную деятельность»

Выступление подготовила

учитель начальных классов

МОУ школы № 3

с углублённым изучением

английского языка

Введенская Ольга Викторовна

26.08.2020

- Здравствуйте, уважаемые коллеги, Напомню тему своего выступления.

Создание условий, способствующих развитию интеллектуального и творческого потенциала школьников, вовлечения их в научно-исследовательскую и проектную деятельность

Считаю данную тему актуальной и важной. 

Во-первых, на сегодняшний день основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С моей точки зрения, теми способностями, которые позволяют эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление во всех его проявлениях, креативность, умение ориентироваться в образовательном пространстве.

Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли большие изменения. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, выпускник школы должен активизировать свои познавательные и творческие способности.  Именно в младшем школьном возрасте закладывается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. В этот период начинают складываться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе познания и творчества.

Основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов остаётся урок. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь начинают развиваться вышеперечисленные качества. Уверена, что обучащиеся должны учиться «добывать» знания и применять их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда.

На уроках применяю разнообразные приёмы организации познавательной деятельности, включаю учеников в решение проблемных задач, поисковую деятельность, приучаю к наблюдению, интерпретации и обобщению материала. В этом случае обеспечивается разноуровневость и вариативность в решении учебных задач. Уделяю в своей работе большое внимание личностно-ориентированному подходу, помогаю ребёнку в развитии индивидуальных качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально.

Широко применяю технологию дифференцированного обучения, которая содействует формированию у учеников положительной «Я – концепции».

А так же применяю технологию коллективного взаимообучения. Деление класса на группы и пары помогает организовать взаимопроверку работы друг друга и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий.

Активно внедряю игры, которые способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу. В результате соединения учебной и игровой деятельности стараюсь научить детей моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания.  

Для индивидуальной работы использую разноуровневые задания сайта ЯндексУчебник. Эти формы работы помогают мне прививать и поддерживать интерес к изучаемым предметам, повышают интеллектуальный и творческий потенциал обучающихся. И как результат - увеличивается процент учащихся, участвующих в различных предметных, творческих конкурсах, повышается их результативность.

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, и у каждого учителя свои «рецепты» и наработки, проверенные на практике. Но всё же собственная исследовательская практика, считаю, - один из самых эффективных. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Именно в начальной школе создаются психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирована на самостоятельную работу учащихся.

Считаю, что начинать такую работу целесообразно с 1 класса.

Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включает в себя: поддержание исследовательской активности на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Во втором классе работа нацелена: на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы. Большое внимание уделяется работе с информацией. Дети учатся прогнозированию, выделению основной мысли и опорных слов, аргументированному выражению своих мыслей по прочитанному, анализу справочных и литературных источников. Мы ставим эксперименты, проводим опыты, учимся анализировать и правильно оформлять результаты.

В третьем и четвертом классах продолжается обогащение исследовательского опыта через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, её средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.

При организации такой работы учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находится в зоне ближайшего развития.

Исследовательские работы часто требуют родительского участия. Родителям необходимо раскрыть основные этапы проектной деятельности и формы их возможного в ней участия, чтобы они не брали на себя выполнение всей работы над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Для этого провожу для родителей мастер-класс, на котором объясняю суть и значимость проектной деятельности, организую совместную работу родительского коллектива над мини-проектом и рефлексию.

Уже который выпуск со 2 и по 4 класс в моей педагогической практике стало традицией давать задание на лето, так называемые «Летние проекты». Ребёнок сам выбирает тему исследования, вид проекта, формат защиты. Летние каникулы – хорошая возможность погрузиться без спешки в исследование, создать качественный, интересный продукт. На первых неделях учебных занятий провожу защиту летних проектов, организую классную научно-исследовательскую конференцию. Интересные проекты показываем другим классам начальной школы, особо удачные проекты участвуют в научно-практических конференциях школы и города. Такая систематическая работа даёт свои результаты: дети с удовольствием выполняют исследовательские и творческие проекты, участвуют в конкурсах,  становятся призёрами и победителями.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что развитие интеллектуальных способностей, развитие самостоятельного, творческого, поискового, исследовательского мышления является одной из основных задач школьного обучения вообще и в начальных классах в частности. Начальное образование должно заложить базовые основы интеллектуального развития детей, которые создали бы условия для воспитания творческого, самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, способного применять полученные знания. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.

«Талантливому ребенку талантливого педагога, а талантливому учителю – талантливого менеджера-управленца».      Президент РФ Дмитрий Медведев 5 ноября 2008 года в Послании Феде...

Использование инновационных методов работы с целью развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся в начальной школе.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной...

по теме:" Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся начальной школы в процессе организации проектной деятельности"

Формирование личности, способной к креативной познавательной деятельности, к активной жизненной позиции, к творческому самовыражению, к самореализации учебной деятельности младших школьников, в процес...

доклад "повышение качества образования, создание образовательной среды для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся"

Качество знаний учащихся остаётся проблемой номер один. Важное место здесь занимает проектная деятельность – учебный проект, посредством которого осуществляется влияние данной деятельности на пов...

Мастер-класс "Создание условий для полноценного интеллектуального и творческого развития учащихся младших классов их успешная адаптация в образовательной и социальной среде.

Создание условий для полноценного интеллектуального и творческого развития учащихся младших классов их успешная адаптация в образовательной и социальной среде....

Творческий проект "Новогодняя мастерская"Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих развитию личности и творческих способностей, каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Творческий проект "Новогодняя мастерская"Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих  развитию личности и творческих способностей,  каждого ребёнка с ограни...