ПК 4.3.
методическая разработка

Латмарина Марина Александровна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология

Говоря о здоровье, мы имеем в виду не только то, что у человека нет заболеваний и отклонений от нормального развития. Здоровым является полностью благополучный в физическом и психологическом плане индивид.

Институт возрастной физиологии РАО приводит статистику, согласно которой нахождение ребёнка в современной образовательной среде ведёт к факторам риска, ухудшающим их здоровье. От 20 до 40 % негативного воздействия несёт именно школьное обучение.

С помощью технологий здоровьесбережения учебный процесс положительно влияет на состояние ребёнка. Они предполагают:

  • создание доброжелательной атмосферы общения, исключение стрессовых ситуаций, в результате – комфортная психологическая обстановка;
  • предъявление посильных требований к ученикам;
  • учебная нагрузка, соответствующая возрасту детей;
  • организация процесса обучения, учитывающая возрастные, половые, культурные, индивидуальные и психологические различия обучающихся;
  • физическая активность в необходимом количестве.

Какие средства обучения позволяют достигнуть указанных выше целей и задач:

  • направленные на двигательную активность;
  • природные оздоровительные факторы;
  • гигиенические.

Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе по ФГОС – нелёгкая задача для учителя. Это не только проведение физкультминуток и гимнастики для глаз. Чтобы формировать у ребёнка культуру сохранения здоровья, нужно постоянно уделять внимание этому вопросу.

Фрагмент урока математики по теме «Единицы времени»

Физминутка

(1-3 мин)

Фронтальная

Проводится физминутка

Давайте немного разомнемся. Я буду называть

предметы и показывать действия этих предметов,

а вы будете за мной повторять.

1) "Часики" - повороты глазами влево - вправо

без поворота головы.

2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо,

а затем вперед и назад.

3) "Колесики" - круговые движения согнутыми

в локтях и приставленными к плечам руками.

4) "Будильник" - хлопки над головой.

5) "Пружинка" - приседания.

6) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.

Разминаются, выполняют упражнения.

Повторяют движения за учителем.

Фрагмент урока обучение письму по теме «Письмо строчной  письменной  буквы  «з»

Физминутка

(1-3 мин)

Фронтальная

Проводится физминутка

Пальчиковая гимнастика

“Паучок”

Паучок ходил по ветке,   (Руки скрещены, пальцы каждой руки  “бегут”)

А за ним ходили детки.  (По предплечью, а затем по плечу др.руки)

Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие

Паучков на землю смыл. (движения; хлопок ладонями по столу/коленям)

Солнце стало пригревать,  (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу)

Паучок ползет опять,  (пальцы растопырены, качаем руками.)

А за ним ползут все детки, (Действия аналогичны первоначальным.)

Чтобы погулять по ветке.  (“Паучки” ползают по голове.)

Разминаются, выполняют упражнения.

Выполняют упражнения пальчиковой гимнастики

Умение саморегуляции

 

Фрагмент внеурочного занятия «Моя малая Родина» по теме «Лес»

Физминутка

(1-3 мин)

Фронтальная

Проводится физминутка

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)

Вот лиса идёт по лесу.

Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают. (Бег на месте.)

Вот голодная лиса (Ходьба на месте.)

Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)

Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)

Садится, отдыхает. (Дети садятся за парты.)

Разминаются, выполняют упражнения.

Выполняют упражнения под текст

Умение саморегуляции



Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения — это такая система обучения, в которой преподаватель на занятии предлагает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно ее разрешают. Методика помогает творческому овладению знаниями и развитию мыслительных способностей.


Учащиеся разбираются в проблемной ситуации и выходят на ее решение, когда она изначально правильно сформулирована. Для этого важно заложить в ситуацию следующие условия:

- учащиеся не знают способов решения поставленной задачи, их прежних знаний недостаточно для объяснения нового факта;
- студентам придется использовать ранее полученные знания в новых практических условиях;
- между теоретически возможным решением задачи и практической неосуществимостью выбранного способа есть явное противоречие.

К выдвигаемой проблеме есть несколько требований. Если одно из них не будет выполнено, не возникнет и проблемная ситуация.

  1. Проблема должна быть понятной учащимся. То есть сформулирована так, чтобы большинство представляли себе о чем идет речь.
  2. Проблема должна быть посильной для большинства. В противном случае преподавателю придется либо потратить много времени на пояснения, либо решать задачу самому.
  3. Проблема должна быть сформулирована интересно. Развлекательный формат может способствовать успешному решению больше, чем серьезный пример.

Недостатки

Проблемное обучение как метод имеет ряд недостатков:

  • не по каждой теме занятия легко сформулировать проблему;
  • не для любого учебного материала можно смоделировать проблему;
  • подготовка такого занятия требует много времени преподавателя.

Тем не менее проблемное обучение как образовательная технология зарекомендовало себя в качестве рабочего инструмента на занятиях.

Фрагмент урока русского языка по теме «Времена глаголов»

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Наглядный;

Словесный: беседа, подводящий, побуждающий диалог

1.Актуализирует знания, подводит к теме урока.

-Посмотрите, на доске записаны предложения.

-Прочитайте предложения.

Начался урок.

Начинается урок.

Начнется урок.

-Найдите в предложениях глаголы. Сравните их. Чем они отличаются?

- У этих глаголов есть еще одно отличительное свойство. Чтобы узнать какое, отгадайте ребус.

Авермен  лгаоговл

- Начался, начинается, начнется.

-  Отличаются окончаниями, вопросами и тд.

- Времена глаголов

П: уметь строить логическую цепочку рассуждений, уметь четко отвечать на вопросы учителя;

М: овладение способностью принимать и сохранять взаимосвязь с учителем;

Л: усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Презентация

Фрагмент урока математики по теме «Приёмы устных вычислений вида: 180.4, 900:3»

Подводит учащихся к теме урока.

- Рассмотрите примеры.

4 ∙ 2     40 ∙ 2      400 ∙ 2

9 : 3     90 : 3      900 : 3

- Чем они отличаются?

- Назовите ответы в первом столбике. Как выполнить вычисления во втором столбике?

- Почему у вас не получилось решить примеры третьего столбика? Приходилось ли нам решать примеры, подобные примерам третьего столбике? Есть те, кто уже догадался, как решать такие примеры?

40 ∙ 2 = 4 дес ∙ 2 = 8 дес = 80

90 : 3 = 9 дес : 3 = 3 дес = 30

Ответы детей.

- У нас возникло затруднение. Мы не знаем как решать данные примеры.

ПУУД:

Проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики

Презентация

Фрагмент урока русского языка по теме «Единственное и множественное число глагола»

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)        

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Метод:

Словесный

Прием: беседа

Фронтальная форма

1.Актуализирует знания, подводит к теме урока.

- Посмотрите на доску.

- Прочитайте слова.

- Читает, поют, пишет, играют, рисует, убирают.

- К какой части речи вы их отнесете?

- Почему?

- Хорошо ребята, теперь вам нужно разделить слова на 2 группы, по какому признаку мы можем их разделить?

Что делает?                      Что делают?

Читает                                  поют

Пишет                             играют

Рисует                             убирают

- По какому признаку разделили слова?

- На какой вопрос отвечают глаголы 1-го столбика?

- На какой вопрос отвечают глаголы 2-го столбика?

- А как вы думаете, в первом столбике глаголы обозначают действие одного предмета или нескольких? А во втором столбике глаголы обозначают действие одного или нескольких предметов?

- Можем ли мы предположить, что эти глаголы стоят в единственном или множественном числе?

- Подайте сигнал, если вы хотите узнать новую информацию о глаголе.

- Читает, поют, пишет, играют, рисует, убирают.

- Это глаголы.

- Обозначают действие предмета, отвечают на вопрос что делают, что делает.

- По вопросу.

- Что делает?

- Что делают?

- Одного, нескольких.

- Да.

Формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других

аргументировать свою позицию, мнение;

Презентация



Предварительный просмотр:

Технология проектного обучения

Проектная технология представляет собой систему получения знаний, когда ученики вовлечены в процесс планирования и выполнения проектов, т.е. практических заданий, которые постепенно усложняются. Упор делается на самостоятельное выполнение, как индивидуально, так и в группе.

Проект назначается на определенный промежуток времени.

Основная цель проектного обучения

Понятно, что любая теория мертва без практики, поэтому цель проектного обучения — научить решать практические задачи, привязать полученные знания к реальной жизни. Учащиеся приобретают знания из различных источников. В процессе они развивают:

  • коммуникативные навыки, способность к работе в группе;
  • умение исследовать, т.е. выявлять проблему, ставить задачу, собирать информацию, делать выводы, строить гипотезы и обобщения;
  • системное мышление;
  • воображение, творческие способности;
  • память;
  • внимание.

Принципы технологии

  1. Основа процесса — это учащийся и его способности. Главное — активность самого ребенка, без его волевого участия и желания процесс обучения будет невозможен. 
  2. Учебный процесс направлен на развитие творческих способностей. Учащийся имеет право выбора: от постановки задачи до способов и методов ее решения.
  3. Комплексный подход обучения способствует развитию личности. Для получения результатов ученик должен задействовать все свои имеющиеся на данный момент знания и навыки, а также взаимодействовать с преподавателями, своими одноклассниками, искать консультантов со стороны, применять фантазию и умение анализировать факты.
  4. Универсальность, может быть использована в любом учебном процессе. Методика проектов применима к любой науке, ведь все учебные дисциплины так или иначе связаны с реальной жизнью.

Фрагмент урока по окружающему миру по теме «На севере Европы»

«Открытие» детьми нового знания

  (7-8 мин)        

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению        

Метод:

Словесный

Прием: беседа

Фронтальная форма

1. Создание проектов

Класс делится на группы. У каждой группы листочек с таблицей, которую они заполняют в течение всего урока. Работа осуществляется по следующему алгоритму:

1. Прочитать в учебнике материал по стране.

2. Заполнить сведения о стране.

3. Сделать защитный проект о своей стране.

 4. Используя дополнительную литературу, дополнить своей проект новой информацией.

- Я расставила на парты таблички с названиями стран. Сейчас я подойду к каждому из вас, вы вытянете цветной листочек. Если ваш цвет совпадает с цветом на табличке, значит ту страну вы и будете изучать.

- Прежде, чем мы начнем работу, послушайте алгоритм урока. Для начала вы откроете учебники на странице 108. Найдете свою страну на следующих страницах. Прочитаете материал по вашей стране. Заполните таблицу. Когда вы заполните таблицу, я вам раздам листок А3, где вы начнете создавать свой проект по своей стране, укажите в этом проекте все, что написали на листочке, но только не в форме таблицы. Можете сделать красочные рисунки. Используйте цветные карандаши, фломастеры и  так далее. Затем я вам раздам карточки, на которых есть рисунки и интересные сведения о вашей стране. За 15 минут до конца урока, вы защите свой проект рассказом о вашей стране. Остальные ребята, будут записывать данные о вашей стране.

 - Повторите алгоритм работы.

- Так как работа коллективная, напомните мне, как нужно работать в группах.

- Я желаю вам удачи! У вас получаются очень интересные проекты.

Слушают инструкцию к уроку.

1) Найти в учебнике материал по своей стране.

2) Заполнить таблицу.

 3) Нарисовать плакат по своей стране.

4) Дополнить плакат рисунками и интересной информацией.

5) Защитить проект.

6) Заполнить таблицу по другим странам.

1) Не мешать окружающим.

2) Работать нужно все вместе.

3) Не кричать, не спорить. Приступают к работе.

Выявлять причинно-следственные связи;

в ходе диалога или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

Презентация

Раздаточный материал

Учебник

Первичное закрепление

(4-5 мин)        

Усвоение нового способа действий        

Формы: фронтальна, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: демонстрация на слайде

Практический метод: защита проектов

Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

- Время выполнения проектов подошло к концу. Сделаем жеребьевку, под каким номером, какая страна будет выступать. - Первая страна, представители данной страны, выходите к доске, представьте вашу страну. Остальные ребята, берем ручку и таблицу, заполняем информацию по данной  стране. Далее, точно так же, остальные страны защищают свой проект.

Вытягивают номер карточки. Защищают проекты, заполняют таблицу.

УУПД:

Выявлять причинно-следственные связи.

УУКД:

формулировать собственное мнение и позицию

УУРД:

составлять план и последовательность действий.

Фрагмент внеурочного занятия «Моя малая Родина» по теме «Времена года»

Основной

22 минуты

- Давайте откроем учебники на странице 31, и прочитаем про времена года в Челябинской области. Для этого я поделю вас на 4 подгруппы. Каждая подгруппа будет читать про свое время года. После прочтения вы должны будете ответить на мои вопросы. На это задание у вас есть 5 минут.

- Первая подгруппа, кто сможет назвать мне приметы зимы?

- Вторая подгруппа, назовите приметы весны?

- Третья подгруппа, какие приметы у лета?

- Четвертая подгруппа, какие приметы у осени?

Молодцы, ребята

- А сейчас я предлагаю вам узнать или вспомнить почему меняются времена года. Посмотрим видео

- Почему же изменяются времена года?

Смена времен года – это явление перемены климата на Земле, благодаря вращению земли вокруг Солнца.

- А теперь я предлагаю вам нарисовать ваше любимое время года. У вас есть 10 минут на то, чтобы нарисовать его

Дети открывают учебники, отвечают, читают, рассуждают


Дети отвечают

Смотрят видео

Дети отвечают

Дети рисуют

К: Владение диалогической и монологической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

П: Определение основной и второстепенной информации

К: Аргументация своего мнения

П: Анализ, сравнение

П:понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Слайд

Фрагмент урока окружающего мира по теме «Города России»

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, достижения цели, создание ситуации успеха        

Метод: практический

Метод: наблюдение, стимулирование  успехов, поощрение

Индивидуальная форма

1. Организовывает работу обучающихся.

2. Организует        обсуждение различных        вариантов, предложенных учащимися.

— Вслушайтесь в названия городов: Дмитров, Владимир, Ярославль. Как вы думаете, как могли появиться эти названия?

- Эти города получили названия по именам основавших их князей.

— А теперь вслушайтесь в названия таких городов, как Волгоград, Донецк, Ужгород. Может быть, вам стало понятно, как они появились?

- Этим городам дали названия реки, на которых они стоят: Волга, Уж, Донец.

— В Подмосковье есть город Бронницы. Как вы думаете, как появилось это название?

- Часто города называли по занятиям жителей. В далекие времена в подмосковных Бронницах изготовляли воинские доспехи — броню.

- Верно, сейчас я раздам вам карточки с информацией о каком-либо городе, ваша задача: прочитать ее, осмыслить и подготовиться рассказать о данном городе классу.

- Во время прослушивания вы тоже не будете сидеть без дела, посмотрите на таблицу, которую я вам дала. В первом столбце пишем город, во втором - год образования, и в третий особенность.

Город

Год образования

Особенность

- Ребята, посмотрите на таблицу. Вопросы есть?

- Итак, давайте послушаем о Самаре.

- Что запишем о Самаре?

- Послушаем о Перми

- Следующий город Казань

- Нижний Новгород

- Москва

- Курск

- Саратов

- Ростов-на-Дону

1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.

- Город получил название от реки Самары. Официальная дата основания города — 1586 год. В 1877 году через город прошла Оренбургская железная дорога. Самарская пристань, принимавшая до 1000 кораблей за год, была одной из лучших на Волге. Помимо развитой торговли в окрестностях Самары наладилось выращивание пшеницы и город стал крупнейшим производителем муки во всей России.

- Датой основания Перми принято считать 1723 год. Именно в этот год на реке Егошиха  начинается строительство медеплавильного завода. Первая знаменательная дата в истории Перми – это постройка церкви Петра и Павла, которой было суждено стать первым каменным зданием Перми. Сегодня здание Петропавловского собора – не просто самое старое здание Перми, но и первый храм первогорода, его духовный центр.

- Год основания: 1005 г. Версий о происхождении названия Казани более 30. Наиболее принятая связывает Казань со словом «казан» - котел. 2 апреля 2009 года Казань официально зарегистрировала товарный знак «Третья столица России».

Нижний Новгород был основан в 1221 году. Жизнь города кардинально изменилась после решения о переносе в Нижний Новгород Макарьевской ярмарки. Нижний Новгород сразу же выдвинулся на положение третьего города в России. На Нижегородской ярмарке устанавливались общероссийские годовые цены на хлеб, текстиль, кожу и другие важнейшие товары. Её функционирование много значило для всей Европы.

- Основание Москвы датируется 1147 годом. В городской черте сохранились крупные лесные и парковые массивы, среди которых: Лосиный остров, Измайловский парк, Тимирязевский парк, Ботанический сад, Нескучный сад, Битцевский лесопарк. Огромное количество музеев, существующих в Москве уступает только таким крупным городам как Нью-Йорк и Мадрид. Самые крупные музеи Москвы: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Третьяковская галерея.

- Название города Курск впервые упоминается в 1239 г. В городе — много музеев (Курский государственный областной краеведческий музей, Литературный музей, Музей Курской битвы, трамвая, автомобильного транспорта, истории локомотивного депо, противопожарного дела, Зоологический музей Курского Государственного Университета, областной музей археологии, Военно-исторический музей «Юные защитники родины» и др.), 3 выставочных зала, 8 библиотек, 3 театра, планетарий, 14 домов культуры, 9 кинотеатров, 33 храма, в 1990-х открыты духовные семинария и гимназия.

- Основан как сторожевая крепость для охраны южных рубежей Русского государства в 1590 году. Является ведущим центром высшего образования, научно-исследовательской и проектной деятельности. Помимо одного из старейших университетов России, функционирует более двух десятков вузов. Развиты машиностроение, нефтяная и химич. промышленность.

- Город Ростов-на-Дону был основан в 1749 году. Он расположен на юге России, на берегах реки Дон, в 40 километрах от места его впадения в Азовское море. Первоначально город строился как таможенный пост, потом здесь была заложена мощная крепость, охраняющая южные рубежи Российской империи. В городе насчитывается свыше 1000 памятников истории и культурного наследия. Здесь много необычайно красивых зданий, соборов, парков и просто домов.

Р.: действие с

учетом выделенных

учителем

ориентиров

Р.: принятие и

сохранение учебной

задачи

Раздаточный материал