ПК 4.4
учебно-методический материал

Евгения Александровна Болтенко

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые члены комиссии!

СЛАЙД 1. На современном этапе развития системы образования РФ главные правила по построению урока, а также к результатам обучения диктует Федеральный государственный образовательный стандарт, так как именно он отражает социальный заказ нашего общества. В частности, в ФГОС НОО отмечается особая важность смыслового чтения и подчеркивается, что чтение носит метапредметный характер, следовательно, грамотное чтение является универсальным учебным действием. А значит, на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию функциональной грамотности. Также необходимо отметить, что в Законе «Об образовании» сделан акцент на формирование всесторонне развитой личности.

СЛАЙД 2. Данной проблематикой занимался ряд отечественных и зарубежных ученых, такие как Сластенин, Рубенштейн, Селиванов, Якобсон.

СЛАЙД 3. В связи с этим была сформулирована тема нашего исследования: «Проблема формирования функциональной грамотности младших школьников».

СЛАЙД 4. На основании вышеизложенной проблемы была сформулирована цель исследования; определены объект и предмет исследования.

СЛАЙД 5. Методы, которые были использованы в работе – на экране.

СЛАЙД 6. Задачи теоретической части исследования – на экране.

СЛАЙД 7. В теории нами рассмотрены следующие вопросы:

1.1. Психолого-педагогический анализ понятия «функциональная грамотность» младших школьников

1.2. Состояние проблемы формирования функциональной грамотности младших школьников

1.3. Условия успешного формирования функциональной грамотности младших школьников

СЛАЙД 8. По мере рассмотрения вопросов мы пришли к выводу, что в работе будем придерживаться следующих терминов:

Функциональная грамотность – способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений И Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами в трактовке А.А.Плешакова.

СЛАЙД 9. Основными результатами теоретической части исследования можно считать проведенный анализ историографии проблемы, а также выделение основных структурных компонентов функциональной грамотности.

СЛАЙД 10. В методической части исследования нами рассмотрены следующие вопросы:

2.1. Типология заданий по формированию функциональной грамотности младших школьников

2.2. Методы активизации познавательной деятельности обучающихся

2.3. Методические приёмы формирования функциональной грамотности младших школьников

Слайд 11. Нами были рассмотрены типологии заданий по формированию функциональной грамотности, а также методы познавательной активизации учащихся по Ильиной.

В процессе изучения методической литературы мы пришли к выводу, что благодаря технологиям активного чтения обучающиеся получают навыки смыслового чтения, которые формируют читательскую грамотность и дают практические навыки чтения различных текстов.

Слайд 12-13. И выделили некоторые наиболее эффективные, на наш взгляд, технологии, которые учитель может использовать на уроках, как в начальной, так и в основной, и средней школе.

Слайд 14. В рамках курсового проекта мы планируем разработать рабочую тетрадь по развитию читательской грамотности учащихся начальной школы с помощью технологий активного чтения и скорочтения. Перед вами концепция нашего продукта.

Слайд 15. Изменения, происходящие сегодня в образовании, направлены на формирование функционально развитой личности: обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Они требуют от учителя перехода от традиционных методов обучения к новым. В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. 

В выпускной квалификационной работе мы планируем более широко взглянуть на проблему формирования функциональной грамотности, рассмотреть её составляющие подробнее, а также дальнейшую разработку рабочей тетради, её апробацию.

Спасибо! Готова ответить на Ваши вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Актуальность исследования ФГОС НОО: «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования : должны отражать овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствие целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»

Слайд 2

Актуальность исследования Исследованием проблемы формирования функциональной грамотности в педагогической теории и образовательной практике занимались многие психологи и педагоги: А. Е. Ольшанникова , В. И. Селиванов, С.Л. Рубинштейн, В. В. Ветрова , Л. И. Божович , А. И. Захаров, В. А. Сластенин , В. П. Каширина, И. В. Дубровина, Г. А. Цукерман , А. Л. Венгер , М. И. Лисина, Р. С. Немов , С. Г. Якобсон, Г. С. Никифоров

Слайд 3

ПРОБЛЕМА Г ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Курсовой проект Выполнила: студентка 301НК группы Болтенко Е.А. Научный руководитель: преподаватель психолого-педагогических дисциплин высшей квалификационной категории Городцова Е.С. Министерство образования и науки Челябинской области ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1» Кафедра психолого-педагогических дисциплин

Слайд 4

Цель работы – изучить теоретические и методические основы изучаемой проблемы и обосновать технологии возможного применения методических средств для формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках. В качестве объекта исследования выступает образовательный процесс в начальной школе. Предмет исследования – методические средства формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках в общеобразовательной школе.

Слайд 5

Методы: теоретические – анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, школьной практики, анализ педагогической документации, сравнение, анализ, синтез характеристик и понятий, обобщение, систематизация.

Слайд 6

Задачи исследования 1. Рассмотреть общие теоретические основы функциональной грамотности личности; 2. Изучить особенности функциональной грамотности младших школьников; 3. Проанализировать возможности педагогических технологий, используемых на уроках для личностного развития обучающегося, в частности, развития его функциональной грамотности; 4. Предложить основные методы и приемы развития функциональной грамотности младших школьников.

Слайд 7

Глава 1. Научно-педагогические основы формирования функциональной грамотности младших школьников Рассмотрены вопросы: 1.1. Психолого-педагогический анализ понятия «функциональная грамотность» младших школьников 1.2. Состояние проблемы формирования функциональной грамотности младших школьников 1.3. Условия успешного формирования функциональной грамотности младших школьников

Слайд 8

Основные понятия главы 1 Функциональная грамотность – способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Рассмотрены точки зрения: В.Г. Горецкий, М.И. Моро, А.А. Плешаков, Л.Ф. Климанова, В.П. Канакина , Роговцева Н.И.

Слайд 10

Глава 2. Методика формирования функциональной грамотности младших школьников в образовательном процессе Рассмотрены вопросы: 2.1. Типология заданий по формированию функциональной грамотности младших школьников 2.2. Методы активизации познавательной деятельности обучающихся 2.3. Методические приёмы формирования функциональной грамотности младших школьников

Слайд 11

Технология активного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. ( Винникова Е.Г.) Основные понятия главы 2

Слайд 12

Основные понятия главы 2

Слайд 13

Основные понятия главы 2

Слайд 14

Технологии создания будущего продукта

Слайд 15

Заключение Формирование функциональной грамотности в начальной школе – долгий и трудоемкий процесс, но благодаря технологиям активного чтения обучающиеся получают возможность усвоить навыки смыслового чтения, которые формируют читательскую грамотность и дают практические навыки чтения различных текстов. В работе рассмотрено определение функциональной и читательской грамотностей; представлены технологии, которые учитель может использовать на уроках, как в начальной, так и в основной, и средней школе.

Слайд 16

ПРОБЛЕМА Г ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Курсовой проект Выполнила: студентка 301НК группы Болтенко Е.А. Научный руководитель: преподаватель психолого-педагогических дисциплин высшей квалификационной категории Городцова Е.С. Министерство образования и науки Челябинской области ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1» Кафедра психолого-педагогических дисциплин


Предварительный просмотр: