ПК 4.4
материал

Хлиманкова Юлия Алексеевна

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Курсовая работа «Формирование речевого опыта младших школьников в работе с малыми фольклорными жанрами на уроках литературного чтения» Выполнила: Хлиманкова Юлия, 301-НК Руководитель: Кошкарова Л . С . Челябинск 2022

Слайд 2

Цель исследования: рассмотреть методические приемы использования малых фольклорных жанров как средства обогащения речевого опыта младших школьников на уроках литературного чтения .

Слайд 3

Предмет исследования: методические приемы использования малых фольклорных жанров как средства обогащения речевого опыта младших школьников на уроках литературного чтения . Объект исследования: образовательный процесс на уроках литературного чтения в начальной школе.

Слайд 4

Задачи исследования: 1)проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования ; 2 ) определить и описать методические приемы использования малых фольклорных жанров как средств обогащения речевого опыта младших школьников на уроках литературного чтения ; 3 ) сформулировать методические рекомендации по обогащению речевого опыта младших школьников на основе использования малых фольклорных жанров на уроках литературного чтения ; 4) обобщить результаты исследования, сделать вывод о целесообразности использования средств наглядности как эффективного метода в анализе литературного произведения.

Слайд 5

Методы исследования : теоретический анализ, синтез, классификация, обобщение.

Слайд 6

ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ОПЫТА МЛАШИХ ШКОЛЬНИК В РАБОТЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ЖАНРАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 1 .1. Общая характеристика речи . Возрастные особенности речевого развития детей младшего возраста . 1 .2. Понятие «фольклор» . Классификация малых фольклорные жанров . 1 .3. Возможности использования малых фольклорных жанров в развитии речи младших школьников .

Слайд 7

Владеть речью, или иметь речевой опыт – это значит знать средства языка и использовать их в соответствии с законами языка: обогащать словарный запас, соблюдать грамматический строй речи, уметь выражать свои мысли и чувства, создавать собственные высказывания

Слайд 8

Фольклор – создаваемая народом поэзия, это устное словесное художественное творчество, возникло в процессе формирования человеческой речи.

Слайд 9

Название определение назначения Пестушки и Потешки Короткие приговорки или песенки, сопровождающие игровые движения или физические упражнения (потягивание, разведение рук, тормошение , поглаживание, подбрасывание, щекотание) Помогают установить эмоциональный контакт со взрослым, без чего немыслимо нормальное психическое и физическое развитие ребенка, обучают языку и мелодике, дают первые представления о реалиях окружающей действительности. Считалка Стихотворное произведение преимущественно юмористического характера, в котором счет является ритмизующей основой Использовалась в детских играх для установления очереди и выбора лиц, исполняющих ту или иную роль. Считалки помогают разучить большее количество стихотворных строк и, следовательно, способствуют развитию памяти. Кроме познавательной функции, они несут в себе также эстетическую и этическую функции.

Слайд 10

Колыбельные песни Песни, созданные для того, чтобы с помощью размеренного ритма и монотонного напева укачивать, убаюкивать ребенка В колыбельных песнях обычно обращаются к ребенку с пожеланиями сна, здоровья, роста, иногда содержатся просьбы слушаться окружающих, не ложиться на край, не капризничать, не поднимать головы. Прибаутка Рассказы или сказки, не сопровождаемые движениями и забавляющие ребенка своим содержанием, ритмом, мелодией. Главная роль прибауток - познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто по этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огнь, быки выпивают воду и т.д. Скороговорки Небольшое произведение, состоящее из одной или двух фраз, которое строится на сочетании слов и звуков, затруднительных для произношения, особенно при быстром их произнесении. Используются для развития артикуляции речевого аппарата

Слайд 11

Молчанки Название объясняется порядком действий во время самой игры: один из детей начинает читать текст, чаще всего комического содержания, в конце которого дается указание замолчать С помощью молчанки вырабатывается умение владеть своими эмоциями, сдерживать желания. Голосянки Участники соревнуются в том, кто дольше протянет тот или иной звук, не переводя дыхания. Обычно они повторяют рифмованный текст вслед за водящим Игра способствует формированию навыков правильного дыхания

Слайд 12

Заклички Небольшие песенки или рифмованные приговоры, исполнявшиеся вне праздничного ритуала. Они содержат словесное обращение к силам природы, животным, насекомым и растениям, посвященное определенному случаю или выражающее какую-либо просьбу Небылицы Произведения различной жанровой принадлежности, изображающие действительность с преднамеренным нарушением хронологической последовательности событий, причинно - следственных связей и создающие полную несообразностей художественную картину мира. Важным их свойством является алогизм Развитие образного мышления, воображения, обогащение речи ребенка

Слайд 13

Усова Александра Платоновна Оксана Семёновна Ушакова

Слайд 14

ГЛАВА 2 . МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ЖАНРАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 2 .1. Анализ работы по обогащению речевого опыта на основе использования малых фольклорных жанров на уроках литературного 2.2. Анализ программы и учебников литературного чтения УМК «Школа РОССИИ» по формированию речевого опыта младших школьников в работе с малыми фольклорными жанрами 2.3. Методические рекомендации по обогащению речевого опыта младших школьников на основе использования малых фольклорных жанров на уроках литературного чтения

Слайд 19

Методика работы с малыми фольклорными жанрами: Работа с пословицами; Работа с потешками ; Работа со скороговорками; Работа с загадками;

Слайд 20

Заключение Теоретический анализ позволяет сделать следующие выводы: 1)фольклор – это произведения, созданные народом и бытующие в нем. Фольклор – синтетическое искусство, соединяющее в себе особенности нескольких искусств; 2)Особенно разработаны малые словесные фольклорные жанры: Колыбельные песни, потешки , прибаутки, заклички , приговорки, дразнилки, страшилки, игры, пословицы и поговорки, загадки. Методический анализ современных школьных программ и учебников позволяет сделать следующие выводы: 1)Проанализировано содержание программы и учебников УМК «Школа России» с целью определения роли малых фольклорных жанров в обогащении речевого опыта младших школьников, изучению жанров устного народного творчества; 2)Наличие эпитетов, сравнений, фольклорных формул, свойственных языку традиционных текстов способствуе т развитию его ассоциативного мышления, творческого воображения, в целом – обогащает речевой опыт.

Слайд 21

В выпускной квалификационной работе планируется: 1) Разработать критерии и показатели уровня способности и умение работы с фольклорными жанрами. 2)Провести диагностику уровня речевого опыта младших школьников в работе с малыми фольклорными жанрами на уроках литературного чтения.