Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
статья

Рыжакова Татьяна Валентиновна

 Формирование навыков  смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе как средство повышения читательской активности младших школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на методическом объединении учителей начальных классов.

Тема: Формирование навыков  смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе как средство повышения читательской активности младших школьников»

«Люди перестают мыслить,

когда перестают читать»  Д. Дидро

Начальная школа – особый этап в жизни ребенка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему  школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу к самообучению и самообразованию.

Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста.  Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её. Получалось как в русской пословице «Читает – летает, да ничего не понимает».

 

 Почему сегодня мы стоим перед необходимостью разработки и применения новых подходов к
обучению чтению?
 

Происходят глобальные процессы информатизации общества, увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки. 

Новые условия порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию. Залог успеха - в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать.

Почему сегодня актуальны разработка и применения новых подходов к обучению чтению?

Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы становятся предметом пристального внимания со стороны государства. «Наше общество стало катастрофически мало читать. Снижение читательского интереса регистрируют во всем мире, но это вовсе не значит, что Россия должна следовать такому тренду» - заявил в одном из своих выступлений Президент РФ В.В.Путин

По результатам международного исследования PISA (Programmer for International Student Assessment) обучающиеся российских школ в своем большинстве:

- не умеют работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;

- не умеют анализировать самостоятельно описанную ситуацию;

- не умеют составлять развёрнутый ответ в виде текста, выделять и анализировать детали;

не умеют использовать разные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый (с ориентацией на отбор нужной информации), аналитический;

- не могут ответить на вопросы, предполагающие многократное возращение к условию с целью получить из него дополнительную информацию;

- не могут учесть точку зрения или знания адресата;

- не могут определить замысел и цели автора текста.

Каковы причины стойкого неприятия
читательской деятельности младших школьников?

  • изменение роли книги в обществе

-    исчезли традиции семейного чтения

  • отсутствие духовной  потребности в книге как средстве познания мира и самопознания
  • снижение интеллектуальных способностей и здорового познавательного интереса у старших дошкольников
  •  сужение литературного кругозора
  • обеднение словарного запаса ребёнка
  • отсутствие мотивации в освоении литературной речи
  • технической стороне чтения в методике и практике начального обучения всегда уделялось достаточно много внимания, а понятие «смысловое чтение» и методика его формирования до принятия ФГОС НОО фактически отсутствовали

  Таким образом,  данная проблема является актуальной в современной школе, и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен  закладываться  навык смыслового чтения.

Учитывая выше сказанное, я определила цель образовательной деятельности для решения данной проблемы: выявление наиболее эффективных технологий по формированию  навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе.

 

Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Осмысленность чтения предполагает  формирование следующих умений:

  •  выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
  • пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
  • отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
  • определять эмоциональный характер текста;
  • выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
  • опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
  • определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
  • уметь прогнозировать содержание читаемого;
  • осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
  • формулировать тему небольшого текста;
  • работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
  • выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
  • определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
  • находить главную мысль, сформулированную в тексте;

 Мне хотелось бы поделиться   приёмами игрового сопровождения работы с текстом. Эти приёмы могут быть использованы как в период обучения грамоте, так и на более старших ступенях обучения.  Вашему вниманию я предлагают несколько приемов игрового сопровождения работы младших школьников с текстом:

чтение с хлопками;

Цель приема "Чтение с хлопками" это мысленное выделение детьми указанного учителем учебного материала. Хлопок должен быть осуществлен во время чтения вслух на слова, в которых есть изучаемая буква.

Постепенно интеллектуальная нагрузка может увеличиваться. Можно перейти к чтению с двумя хлопками. Например, на твердые и мягкие согласные: один хлопок, если прочитывается слово с твердой согласной, два хлопка, если прочитывается слово с мягкой согласной. Учащихся предупреждают заранее, что хлопок должен производиться во время чтения, а не после него.

чтение текста с прикрытой нижней половиной каждой строки;

Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, т.е. открыты глазу, а нижние не видны и находились под листом. После прочтения первой строчки листок сдвигается вниз так, чтоб была прикрыта нижняя часть второй строчки, потом третьей и т. д.

чтение слов с повтором;

Хороший результат в развитии навыка скоростного и осознанного чтения даёт упражнение «Чтение с повтором». Следует проводить работу следующим образом. Можно взять любой текст, например «Звёзды».

Звёзды – огромные раскалённые шары. Все раскалённые предметы светят. Вспомните, например, как выглядят дрова в костре. Но звёзды не греют нашу планету и кажутся маленькими. Это происходит потому, что они находятся очень далеко от Земли.

Читать следует так.

Звёзды –

Звёзды – огромные

Звёзды – огромные раскалённые

Звёзды – огромные раскалённые шары.

Звёзды – огромные раскалённые шары.

выбрасывание кулачков; 

школьники поднимают левую руку с зажатым кулачком, если произносится слово с буквой, обозначающей твердый звук, и поднимают правую руку с зажатым кулачком, если читается слово с буквой, обозначающей мягкий согласный.

Данный прием способствует (кроме развития техники чтения) усиленному развитию сосредоточенности и распределения внимания, а также развитию оперативной памяти, без которой в дальнейшем невозможно качественное изучение русского языка, усиливает интерес к процессу чтения текста в начальной школе.

чтение с выделением ключевого по смыслу слова;

чтение «половины» каждого слова;  

Данное упражнение ведёт к резкому уменьшению ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями.

  • чтение текста с добавлением слов;

  Упражнение предназначено для совершенствования умения учащихся прогнозировать состав  предложения, что ведёт к усвоению смысла прочитанного.

Все эти приемы я изучила и реализовала на практике.

Заключение

   Ученые установили, что на успеваемость школьников влияет более двухсот факторов. Фактором номер один является овладение навыками осознанного чтения.  Смысловое чтение – это путь решения познавательных, регулятивных, коммуникативных задач, поиск нужной информации, её интерпретация, самоконтроль, формирование собственной точки зрения.

Таким образом,  продуманная и целенаправленная  работа с текстом направленная на формирование навыков смыслового чтения, является приоритетной задачей в работе учителя   начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

«Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образован...

Доклад на тему "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе"

Доклад  на тему "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальных классах"...

Доклад «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе».

Доклад «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»....

«Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

laquo;Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»...