ПК 4.4
методическая разработка

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра общественных естественно-научных дисциплин

Никольская Анна Владимировна

Технология развития критического мышления в начальной школе

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

с оценкой «____» (____________)

«_____» _____________ 2020 года

Участие в Конкурсе рефератов:

Рекомендован _________________

подпись руководителя

Не рекомендован ______________

подпись руководителя

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс: 2, группа: 22

Руководитель: Сачкова Т.А.,

преподаватель МДК 01.09. Обществознание с методикой преподавания.

Челябинск, 2020


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Историческая справка о развитии понятия «критическое мышление»

5

1.2. Общая характеристика понятия «критическое мышление» в современной психолого-педагогической литературе

6

1.3. Возрастные особенности младших школьников в развитии критического мышления

10

1.4. Развитие критического мышления у младших школьников с помощью современных технологий обучения

17

Выводы по 1 главе

20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

23

ПРИЛОЖЕНИЕ А Условия работы над исследованием

25

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Этапы работы над исследованием

25


Введение

Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранением единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы и других, остро стоит вопрос формирования у учащихся универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира. То есть воспитание компетентной личности, способной эффективно действовать в нестандартной ситуации, на основе целостного восприятия мира.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) нового поколения предусматривают необходимость перехода к компетентностно-деятельностному подходу в обучении.

Компетентностный подход в обучении основывается на компетентностно-ориентированных заданиях и современных образовательных технологиях. Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованной деятельности учащихся. Одна из СОТ - технология развития критического мышления.

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, который  является, по сути, ретрансляцией знаний и опыта учителя, современный урок должен стать «театром»  действий ученика, который становится активный участником образовательного процесса, который самостоятельно планирует свою учебную деятельность и  который способен к адекватной самооценке. Учителю же, в свою очередь отводится роль координатора действий ученика.

Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи иноязычного основного среднего образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий обеспечивающих  обучающимся, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию. 

Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. 


  1. Историческая справка о развитии понятия «критическое мышление»

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам [14].

Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который вошел в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» – понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.

Актуальной темы подтверждают и еще несколько факторов. Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Оно позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности [7].

В связи с введением в образовательный процесс стандартов второго поколения и вступлением в силу нового закона об образовании вся деятельность участников образовательного процесса очень изменилась.

Проблема формирования критического мышления стала актуальной за рубежом в последние 20-25 лет. Среди исследователей, которые занимаются этой проблемой с философской, психологической и педагогической точек зрения можно отметить таких, как Д.Халперн, Д. Клустер, Дж. Стил, К.Меридит, Ч. Темпл и др. Лишь в последние 10-15 лет она привлекла внимание отечественных ученых с точки зрения необходимости и возможности формирования критического мышления обучающихся, студентов и педагогов, хотя исследования по формированию критического мышления школьников были начаты еще в 70-е годы прошлого столетия и возобновлены лишь в конце 90-х годов.

Термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж.Пиаже, Дж.Брунер, Л.С. Выготский, но в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно [9,с.5].

  1. Общая характеристика понятия «критическое мышление» в современной психолого-педагогической литературе

Одной из приоритетных задач современной школы является воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать, и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения.

Оптимальным способом решения поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления. Критическое мышление  предполагает  умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений,  умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки. Кроме того, данный тип мышления включает в себя готовность отказаться от своего решения в пользу более эффективного, открытость для новых идей, умение делать объективные выводы, что обусловливает понимание неоднозначности мира [4].

Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника.

Такой ученик чувствует себя уверенно, работая с разными типами информации, умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира,  возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей. Следовательно, он более успешно сможет адаптироваться в современной жизни.

Педагогами давно установлено, что основной акцент в преподавании должен делаться не на усвоение учащимися излагаемой информации и механическое запоминание ими учебного материала, а на развитие мышления учащихся. Необходимо также обучать аналитически, рассматривать изучаемую сферу, что предполагает разложение, расчленение, исследование начал, элементарных принципов, в силу которых рассуждение принимает доказательный характер.

Интеллектуальное развитие современного человека определяется не объемом знаний, сведений, удерживаемых в памяти, а  готовностью человека с помощью критического анализа отбирать необходимые ему знания, умением работать с информацией и осмыслять её.

Формирование критического мышления учащихся в процессе обучения приобретает особенно большое значение не только в связи с новыми задачами, поставленными перед школой в современных условиях. В личностно ориентированной педагогике способы формирования критического мышления должны соответствовать развитию современного общества и усилению внимания к внутреннему миру личности [12].

В настоящее время существует множество определений критического мышления. Так, Д. Халперн в книге «Психология критического мышления» пишет: «Критическое мышление – это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата». Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи. Критическое мышление включает в себя оценку самого мыслительного процесса – хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения» [5].

Клустер Д. в книге «Что такое критическое мышление» критическое мышление, понятие, которое состоит из пяти пунктов. «Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы… Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением – это словно подтверждает нашу правоту. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.

Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.  Мыслительные способности детей будут еще совершенствоваться при обучении. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любопытны по своей природе. Мы замечаем что-то новое – и хотим узнать больше информации об этом предмете или явлении.

Американский философ и педагог Джон Дьюи считает, что критическое мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой. «Главный вопрос, который должен быть задан по поводу ситуации или явления, взятого за отправную точку процесса обучения, есть вопрос о том, какого рода проблемы это явление порождает». По мнению Дьюи, фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. «Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, (ученик) действительно думает».

Из этого следует, что при подготовке к занятиям учитель должен определить круг стоящих перед учениками проблем, а в дальнейшем, когда ученики будут к этому готовы, помочь им сформулировать эти проблемы самостоятельно. Благодаря критическому мышлению учение... превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу и приходят к решению реальных жизненных проблем. Собирая данные, анализируя тексты, сопоставляя альтернативные точки зрения и используя возможности коллективного обсуждения, они ищут и находят ответы на волнующие их вопросы. Профессор Ралф Х. Джонсон из Канады определяет критическое мышление как «особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения». Определение Джонсона подчеркивает роль критического мышления в решении вопросов и проблем.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также осознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими, – или, как пишет философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии». Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся [6].

Поэтому учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогам удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.» [15].

  1. Возрастные особенности младших школьников в развитии критического мышления.

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Все психические процессы: мышление, воображение, память, восприятие, речь - уже прошли достаточно долгий путь развития. Различные познавательные процессы, обеспечивающие многообразные виды деятельности ребенка, функционируют не изолировано друг от друга. Они представляют сложную систему, каждая часть взаимосвязана с остальными.

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переходном этапе развития. В этот период осуществляется переход от мышления наглядно – образного к словесно-логическому, понятийному. Словесно-логическое мышление формируется постепенно на протяжении младшего школьного возраста.

В развитии мышления младших школьников наблюдаются две основные стадии. На первой стадии (она приблизительно совпадает с обучением в первом и втором классах) их мыслительная деятельность еще во многом напоминает мышление школьника. Анализ учебного материала производится здесь по преимуществу в наглядно-действенном плане. Дети опираются при этом на реальные предметы или их прямые заместители изображения (такой анализ иногда называют практически действенным или чувственным). Учащиеся 1-2 классов зачастую судят о предметах и ситуациях весьма односторонне, схватывая какой-либо единичный внешний признак. Умозаключения детей опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии. Обоснование вывода осуществляется не на основе логических аргументов, а путем прямого соотношения, суждения с воспринимаемыми сведениями [10].

На основе систематической учебной деятельности к 3 классу изменяется характер мышления младших школьников. С этими изменениями связана вторая стадия в развитии мышления. В 1-2 классах особая забота учителя состоит в том, чтобы показать детям связи, существующие между отдельными элементами, усваиваемых сведений. С каждым годом увеличивается объем знаний, требующих указания таких связей или соотношений между понятиями. В основе суждения школьников о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания. экспериментальные работы А. С. Выготского, Ф. Н. Леонтьева, С.Л. Рубенштейна свидетельствуют о том, что ни одно из специфических качеств - логического мышления, творческое воображение, осмысленная память - не может развиваться у ребенка независимо от воспитания, результате спонтанного созревания врожденных задатков. Они формируются на протяжении детства, в процессе воспитания, которое играет, как писал. Л. С. Выготский «Ведущую роль в психическом развитии ребенка» [10].

  1. Развитие критического мышления у младших школьников с помощью современных технологий обучения

Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо. Во многом формированию такому произвольному управляемому мышлению способствует задания учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению. При общении в начальных классах у детей формируется осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждается пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно просит школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения. В процессе решения учебных задач у детей формируется такие операции логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация [8].

Особые трудности возникают у младших школьников при установлении причинно-следственных связей. Это можно объяснить тем, что при умозаключении от причины к следствию устанавливается прямая связь. А при умозаключении от факта к вызвавшей его причине такая связь непосредственно не дана, так как указанный факт может быть следствием самых разных причин, которые нужно специально анализировать.

Овладением анализом начинается с умения ребенка выделять в предметах и явлениях. Овладением анализом начинается умения ребенка выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки. Как известно, любой предмет можно рассматривать с разных точек зрения. В зависимости от этого на первый план выступают та или иная черта, свойства предмета. Умения выделять свойства дается младшим школьникам с большим трудом. И это понятно, ведь конкретное мышление ребенка должно проделывать сложную работу абстрагирования свойства от предмета. Как правило, из бесконечного множества свойств какого-либо предмета первоклассники могут выделить всего лишь два-три. По мере развития детей, расширения их кругозора и знакомства с различными аспектами действительности такая способность, безусловно, совершенствуется. Однако это не исключает необходимости специально учить младших школьников видеть в предметах и явлениях разные их стороны, выделять множество свойств. Параллельно с овладением приемом выделения свойств путем сравнения различных предметов или явлений, необходимо выводить понятие общих и отличительных, существенных и несущественных признаков, при этом используется такие операции мышления как анализ, синтез, сравнение и обобщение.

По мере овладения учебной деятельностью умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. В ходе обучения дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений. Овладение анализом начинается с умения ребенка выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки. Для развития этого умения необходимо показать детям прием сравнения одного предмета с другими, которые имеют другие свойства [12].

Каждое психическое действие в своем развитии проходит ряд этапов. Начинается с внешнего практического действия с материальными предметами, затем предмет заменяется схемой, затем действие выполняется в плане громкой речи, затем с проговариванием про себя, и наконец, действие становится умственным.

В процессе обучения задания приобретают более сложный характер: в результате выделения отличительных и общих признаков уже нескольких предметов, дети пытаются разбить их на группы. Здесь необходима такая операция мышления как классификация. В начальной школе необходимость классифицировать используется на большинстве уроков, как при введении нового понятия, так и на этапе закрепления. В процессе классификации дети осуществляют анализ предложенной ситуации, выделяют в ней наиболее существенные компоненты, используя операции анализа и синтеза, и производит обобщение по каждой группе предметов, входящих в класс. В результате этого происходит классификация предметов по существенному признаку.

Как видно из вышеизложенных фактов все операции логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только взаимообусловленное их развитие способствует развитию логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации необходимы учащимся начальных классов, без овладения ими не происходит полноценного усвоения учебного материала. Эти данные показывают, что именно в школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности.

Познавательная активность и любознательность ребенка постоянно направлены на познавание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Мышление неразрывно связано с речью. Чем активнее ребенок в умственном отношении, тем больше он задает вопросов и тем эти вопросы разнообразнее [16].

Суждения детей обычно единичны и опираются на личный опыт. Поэтому они категоричны и обычно относятся к наглядной действительности. Младший школьник предпочитает при объяснении чего-либо все свести к частному и любит читать книжки с сюжетом, насыщенным всякими приключениями.

Все эти данные свидетельствуют о большом качественном сдвиге в мышлении школьника по сравнению с мышлением дошкольника; вместе с тем они обнаруживают и границы этой новой ступени мышления; мысль еще с трудом выходит за пределы сопоставления ближайших фактов; сложные системы опосредований ей еще малодоступны.

Овладение ими характеризует следующую ступень развития мысли. Оперируя уже на этой ступени многообразными понятиями вещей, явлений, процессов, мышление ребенка подготовляется, таким образом, к осознанию самих понятий в их свойствах и взаимоотношениях. Тем самым внутри этой ступени мышления создаются предпосылки, возможности для перехода на следующую ступень. Эти возможности реализуются у ребенка по мере того, как в ходе обучения он овладевает системой теоретического знания.

С приходом в школу у ребенка происходит перестройка всей системы отношений с окружающей действительностью: он вступает в новые взаимоотношения с миром, его деятельность становится социально значимой. В жизни первоклассника появляется учитель - представитель культуры, носитель и транслятор образцов поведения и новых форм знаний. Переход к учебной деятельности осуществляется на фоне противоречия, возникающего внутри социальной ситуации развития ребенка: дошкольник «перерастает» развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры, отношений, которые складывались у него со взрослыми и сверстниками «по поводу игры». Совсем недавно взаимоотношения, регламентируемые игровой ролью, игровыми правилами, являлись источником развития ребенка, но теперь эта ситуация исчерпала себя. Изменилось отношение к игре, дошкольник все отчетливее понимает, что занимает незначимую в социальном окружении позицию. Все чаще у него возникает потребность выполнять «нужную» и «важную» для других работу, и эта потребность складывается во внутреннюю позицию школьника. Ребенок приобретает способность «выходить» за пределы конкретной ситуации и смотреть на себя как бы со стороны, глазами взрослого. Именно поэтому кризис, возникающий при переходе к школьному обучению, называют «кризисом потери непосредственности».

Изменение содержания жизни ребенка происходит благодаря смене ведущей деятельности, каковой в дошкольном возрасте была сюжетно-ролевая игра. Для формирования предпосылок новой ведущей деятельности - учебной — особенно эффективны настольные игры с правилами, которые приближены к ней по своему содержанию и форме. Игра остается значимой для ребенка на протяжении всего младшего школьного возраста, но теперь она уже не является ведущим типом деятельности. В учебной деятельности наиболее полно представлены необходимые для дальнейшего развития ребенка взаимоотношения со взрослым (учителем), и через обучение школьник получает возможность усваивать основы теоретических знаний, которые в этот возрастной период являются источником его развития. Учебная деятельность определяет характер всех видов деятельности младшего школьника: игровой, общения и др. [8].

В начале обучения у ребенка есть только желание учиться, которое даже не является учебной мотивацией в собственном смысле этого слова. Основные компоненты учебной деятельности выполняются учителем. Постепенно все действия становятся совместно-разделенными, затем выполняются учащимися самостоятельно, учитель только предлагает задачи и образцы.

В.В. Давыдов считает, что именно внутри учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования: учебно-познавательный интерес, произвольность познавательных процессов и рефлексия собственных действий.

Развитие произвольности и воображения в начальной школе способствует формированию и других новообразований младшего школьного возраста: содержательного анализа объекта, направленного на выявление существенных отношений задачи, рефлексии - обращенности учащегося на способ действия, планирования - постановки цели, выстраивания действий, прогнозирования результата, поиска и выбора оптимального решения. Предпосылками развития этих новообразований служат способность детей видеть целостность контекста ситуации и умение занимать «точку» вовне.

Согласно положениям Л.С. Выготского о становлении высших психических функций, к окончанию начальной школы восприятие и память учащихся становятся произвольными, осознанными, опосредствованными. В ходе обучения происходит дальнейшая интеллектуализация психических процессов. Дети усваивают общий способ действий, причинно-следственные отношения, учатся выделять существенное, строить умозаключения и логические цепочки. Развивается мышление детей, постепенно становящееся теоретическим. Особенно значимым в развитии мышления является формирование внутреннего плана действий и рефлексии (осознание себя как субъекта деятельности, осознание способов осуществления деятельности).

Изменяется восприятие ребенка, перерастая в организованную ориентировочно-исследовательскую деятельность. Мышление изменяет характер восприятия, которое интеллектуализируется. Становится организованной, осмысленной и память учащихся. Четко выделяется задача запомнить, для чего используются различные способы и средства, важнейшим из которых является речь. Она становится все более произвольной, сознательной, увеличиваются словарный запас, смысловая наполненность единиц речи, усложняется грамматическое оформление высказывания. Развивается графическая деятельность учащихся во всех своих составляющих, от успешности которой многое зависит при обучении [12].

Новообразованиями младшего школьного возраста становятся также самоконтроль и самооценка, которые формируются путем интериоризации внешнего контроля и оценки.

Изменяется и личность школьника. На основе произвольности поведения, самоконтроля и самооценки, сформировавшихся в учебной деятельности, изменяется способ саморегуляции, возникает и развивается самосознание. Сначала ребенок осознает себя с точки зрения своих школьных успехов. По отношению к взрослому он пока не критичен, взрослый для ребенка - образец поведения. Постепенно критичность к взрослым увеличивается, возрастает интерес к общению со сверстниками [15].

Характерными особенностями развитого критического мышления являются: оценочность, включая и ценностную сторону оценки, открытость новым идеям, рефлексия оснований собственных критических суждений. Обучение действиям критического мышления предполагает усвоение таких умений как: применять в спорах аргументы, смотреть на старые идеи с новой точки зрения, отличать факты от предположений, отличать обоснованное оценочное суждение от эмоционального, выделять причинно-следственные связи и обнаруживать, если имеются, ошибки в них, видеть несообразности и ошибки в изучаемом материале и находить рациональные способы их устранения [11,12].

Изучение явления "критическое мышление" показывает, что данный вид мышления может развиваться спонтанно, но стихийное развитие не обеспечивает формирования критического мышления на высоком уровне. Только в процессе обучающей деятельности могут быть сформированы такие структурные элементы данного вида мышления, как поиск возможных неправильностей; видение положительных и отрицательных сторон в объекте познания; различать субъективно выведенное оценочное суждение от суждения основанного на фактах; поиск путей аргументации обнаруженных ошибок.

Таким образом, современная начальная школа ставит перед собой задачу развития у учащихся в первую очередь, мышления. Формирование у младших школьников способности самостоятельно делать обобщения является крайне важным с общеразвивающей точки зрения. В связи с изменениями в содержании и методике обучения технологии в начальной школе, которые ставят своей целью развивать у учащихся способности к эмпирическому, а в перспективе и теоретическому обобщению, важно обучать детей различным приемам моделирующей деятельности с помощью вещественной, схематической и символической наглядности. А также учить их сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Технология развития критического мышления - интерактивная технология, направленная на развитие критического мышления. Критическое мышление - творческое, рефлексивное мышление, помогающее произвести проверку предложенных решений, определить собственные приоритеты и принять ответственность за сделанный выбор [3].

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

При традиционной системе обучения целью выступало формирование у детей азов грамотности, когда учитель показывает и объясняет, а ученик – запоминает и повторяет; а общение на уроке, как правило, было фронтальное. ТРКМ меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готовых знаний, подчинению, послушанию, монотонной работе не уроке, а значит, меняет и его смысловые установки. При использовании ТРКМ учащиеся являются субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов; у детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

Урок, построенный в соответствии с технологией критического мышления, состоит из трёх фаз: стадия вызова; осмысление; рефлексия [9].

Стадия вызова. Задачи - это вызвать уже имеющиеся знания (повторить, вспомнить);

-создать ассоциации по изучаемому вопросу;

- активизировать учащихся;

-заинтересовать, мотивировать на дальнейшую работу

Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Во время работы на этой стадии принимаются все версии. Дети включены в активный поиск, они воспроизводят информацию. Ребенок ставит перед собой вопрос «что я знаю? по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает и хочет узнать. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.

Структура педагогической технологии развития критического мышления посредством чтения и письма стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Важным в данной технологии является следование трем фазам: evocation (вызов, пробуждение), realization (осмысление новой информации), reflection (рефлексия) и соблюдение определенных условий: активность участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т. д. Урок, занятие, серия уроков (занятий), тема, курс могут быть построены в соответствии с заявленным алгоритмом.

Первая стадия — «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.  Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание.  Третья стадия — стадия «рефлексии» — размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний [1].

Предложенные далее приемы отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области и направлены на общее ознакомление педагогов с технологией развития критического мышления (КМ), которая позволяет учителю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Она дает реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства. Учитель, получающий в руки технологию, а не готовые рецепты хороших уроков, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.

Педагоги, работающие с детьми в рамках критического мышления, отмечают следующие преимущества данной технологии:

  • работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
  • есть возможность повторения, усвоения материала;
  • усиливается диалог по поводу смысла текста;
  • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
  • появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
  • обостряется любознательность, наблюдательность;
  • дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  • письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;
  • в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;
  • развивает активное слушание;
  • исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;
  • предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.


Выводы по 1 главе

Анализ научной психолого – педагогической, нормативной литературы по проблеме исследования показал, что тема развитие критического мышления в начальной школе носит актуальный характер.

Понятие «критическое мышление» не новое в научной литературе, достаточно изучено и введено в педагогическую практику. В образовательном стандарте развитие критического мышления закреплено на федеральном уровне.

Изучение сущности понятия «критическое мышление» в отечественной и зарубежной литературе позволяет нам утверждать, что «ключевыми характеристиками» данного понятия является умение определять важность аргументов и идей, оценивать чужую (иную) точку зрения, выстраивать обоснованные аргументы, выявлять несоответствия и ошибки в ходе рассуждления и т.п.

Организация развития критического мышления в начальной школе требует определённых знаний от учителя и формированных метапредметных компетенций от ученика.

Требования ФГОС НОО определяют исследовательскую деятельность как один из ведущих видов организации познавательной деятельности, обучающихся и эффективного средства достижения планируемых результатов обучения.


Заключение

Современная образовательная система должна не только давать умение адекватно воспринимать информацию, но и научить получать ее, оперировать ею, применять ее к конкретным жизненным ситуациям, интерпретировать эту информацию. Так рождается новое знание на основе уже имеющегося. Необходимым является также развитие у учащегося определенного объема умений и навыков работы с различными источниками знаний, воспитание способности не репродуцировать знания, а расширять их, применять в различных жизненных ситуациях. Важно уметь сформировать собственное отношение к фактам, проблемам, уметь выслушать других, найти совместные пути решения проблем. Цель данной образовательной технологи (по идее ее создателей) – развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. И основной путь к самообразованию – развитие критического рефлексивного мышления, обучение рефлексии, развитие когнитивных и метакогнитивных умений высокого уровня. Работа, построенная в режиме данной технологии, позволяет осуществить рефлексивное взаимодействие и на этапе совместной постановки цели, и в совместной деятельности на стадии осмысления, а на стадии рефлексии оценить собственную деятельность, методы, предлагаемые учителем, деятельность других учащихся – провести рефлексию процесса учения с целью определения достижения учениками и учителем запланированных результатов.


Список использованных источников

  1. Сергеева Б.В., Оганесян В.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 2. – С. 97-106;
  2. Клустер Д. Что такое критическое мышление / Д. Клустер // М.: Русский язык. – 2002. – № 29.
  3. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011 – 223с.
  4. Бутенко, А.В., Ходос, Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
  5. Загашев, И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.
  6.  Д. Халперн, «Психология критического мышления» - 2000 - 512с.
  7. https://infourok.ru/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-tehnologii-kriticheskogo-mishleniya-3327877.html
  8. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/11/22/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-mladshego-shkolnika
  9. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2011/02/27/sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii-tekhnologiya
  10. http://www.old.tuvsu.ru/upload/osnovnoy/VKR/OFO/KPI/440301%20NO-4/Chuldum%20Ayana%20Baylakovna.pdf
  11. https://infourok.ru/ispolzovanie-sovremennih-tehnologiy-obucheniya-v-usloviyah-realizacii-fgos-tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-949652.html
  12. https://www.sites.google.com/site/sovremennyetehnologii1317/home/tehnologia-razvitia-kriticeskogo-myslenia
  13. https://urok.1sept.ru/статьи/525189/
  14. https://crithink.org/ua/publikacii/kratkaya-istoriya-idei-kriticheskogo-myshleniya/
  15. https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200202902
  16. https://multiurok.ru/files/osobennosti-kriticheskogo-myshleniia-mladshego-shk.html


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

(1СЛАЙД) Исследовательская работа на тему «Интерактивные технологии для развития критического мышления у младших школьников» выполненная Никольской Анной из 32 группы.

(2 СЛАЙД) Актуальность проблемы развития критического мышления подтверждается  тем, что современный ребёнок должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самостоятельной деятельности, выявлять, наблюдать, принимать продуманные решения, т.е. критически мыслить.

(3 СЛАЙД) Таким образом, целью исследования является изучение различных интерактивных технологий для развития критического мышления младших школьников.

Объект исследования – образовательный процесс на уроках окружающего мира в начальной школе.

Предмет исследования – развитие критического мышления младших школьников.

(4 СЛАЙД) Задачи  исследования:

  1. Определить содержание понятия «критическое мышление», «интерактивные технологии»;
  2. Проанализировать возрастные особенности развития критического мышления у младших школьников;
  3. Рассмотреть интерактивные методы, формы и средства обучения, развивающие критическое мышление у младших школьников;
  4. Рассмотреть технологии применения интерактивных методов обучения для развития критического мышления в начальной школе.

(5 СЛАЙД) Методы исследования на слайде.

(6 СЛАЙД) Задачи теоретического исследования:

  1. Рассмотреть понятие «критическое мышление»;
  2. Рассмотреть возрастные особенности развития критического мышления у младших школьников;
  3. Проанализировать развитие критического мышления у младших школьников с помощью современных технологий.

В теории нами рассмотрены понятие «критическое мышление», возрастные особенности развития критического мышления у младших школьников, развитие критического мышления у младших школьников с помощью современных технологий.

(7 СЛАЙД) Критическое мышление — это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что — отвергнуть. Необходимо помнить, что нужны не только способности к внутреннему размышлению, но и умение обсуждать, взаимодействовать с другими людьми…критическое  мышление учит способам активных действий, в том числе и социально значимых.

(8 СЛАЙД) В развитии мышления младших школьников наблюдаются две основные стадии. На первой (1-2 класс) стадии анализ учебного материала -производится здесь по преимуществу в наглядно-действенном плане. На второй стадии (3 класс) в основе суждения школьников о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания.

(9 СЛАЙД) Технология развития критического мышления - интерактивная технология, направленная на развитие критического мышления. Урок, построенный в соответствии с технологией критического мышления, состоит из трёх фаз: стадия вызова; осмысление; рефлексия. Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

Анализ научной психолого – педагогической, нормативной литературы по проблеме исследования показал, что тема развитие критического мышления в начальной школе носит актуальный характер. Понятие «критическое мышление» не новое в научной литературе, достаточно изучено и введено в педагогическую практику.

(10 СЛАЙД) Задачи методической части исследования:

  1. Рассмотреть понятие «интерактивные технологии обучения»;
  2. Проанализировать интерактивные методы обучения;
  3. Рассмотреть интерактивные технологии обучения для развития критического мышления младших школьников.

Мы обратились к психолого-педагогической современной литературе, нами рассмотрено понятие «интерактивные технологии», его особенности, интерактивные методы, средства и формы обучения и технология применения интерактивных методов обучения для развития критического мышления у младших школьников.

(11 СЛАЙД) В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителя и учеников:  пассивные, активные, интерактивные методы. 

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает развитие интеллектуальных способностей обучающихся, самостоятельности мышления, критичности ума. Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик".

(12 СЛАЙД) На уроке «окружающего мира» по программе «Перспектива» можно использовать следующие интерактивные методы по формированию критического мышления.

Одним из рассмотренных примеров является статья под авторством учителя начальных классов Ляховой Антонины Анатольевны, которая содержит конкретные примеры использования  применения интерактивных методов обучения на уроке окружающего мира  использования интерактивных методов обучения на уроках окружающего мира в начальных классах.

«Развитию связной речи, созданию целостной картины способствует метод «Пазл»… Это позволять не только развивать коммуникативные навыки работы в группе, но и стимулирует внимание, умение слушать и воспроизводить услышанное, повышает ответственность учащихся».

Так же была рассмотрена разработка учителя начальных классов Егошиной Светланы Вениаминовны:

«Урок в форме пресс-конференции также является одним из самых эффективных интерактивных методов обучения в работе…
эффективная форма проведения уроков окружающего мира в 4 классе – репортаж с места действия исторического события. Ученики находят видеофрагмент, отображающий историческое событие, а затем берут интервью у «участников» этих событий».

Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность младшего школьника.

Во второй главе было рассмотрено понятие «интерактивные технологии». На основании изученного материла, можно сделать вывод о том, что главной особенностью интерактивных технологий является вынужденная интеллектуальная активность, так как сама технология учебного процесса активизирует мышление.

Так же был произведён анализ технологии применения интерактивных методов обучения для развития критического мышления. Изучив данный материал, можно сделать вывод о том, что при использовании интерактивного обучения в начальной школе  у учащихся вырабатывается критическое отношение к себе, умение видеть свои ошибки и адекватно относиться к ним.

(13 СЛАЙД) В данной работе были рассмотрены понятия «критическое мышление», возрастные особенности развития критического мышления, «интерактивные технологии», интерактивные технологии для развития критического мышления младших школьников.

К изучению данной проблемы в настоящее время обращено внимание как зарубежных, так и отечественных учёных. Но так же было выявлено, что при достаточной эффективности интерактивных методов обучения во время урока, не многие современные учителя используют интерактивные методы обучения. Связано это с тем, что при подготовке к уроку, на котором будут использоваться интерактивные методы обучения от учителя, требуется дополнительная подготовка и проявления творчества.

(14 СЛАЙД) Перспектива исследования связана с апробацией диагностического материала в условиях начальной школы для выявления эффективных интерактивных методов обучения для развития критического мышления и применения в процессе обучения методических приёмов работы на уроках окружающего мира.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Никольская Анна студентка 32 группы курсовая работа «Интерактивные технологии для развития критического мышления у младших школьников» руководитель - Сачкова Т.А

Слайд 2

Актуальность проблемы исследования заключается в современный ребёнок должен обладать критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях. Проблемой исследования занимаются Д.Халперн, Д. Клустер, Дж. Стил, К.Меридит, Ч. Темпл и др.

Слайд 3

Целью исследования - изучение различных интерактивных технологий для развития критического мышления младших школьников. Объект исследования – процесс развития критического мышления младших школьников. Предмет исследования – развитие критического мышления младших школьников.

Слайд 4

Задачи исследования: Определить содержание понятия «критическое мышление», «интерактивные технологии»; Проанализировать возрастные особенности развития критического мышления у младших школьников; Рассмотреть интерактивные методы, формы и средства обучения, развивающие критическое мышление у младших школьников; Рассмотреть технологии применения интерактивных методов обучения для развития критического мышления в начальной школе.

Слайд 5

Методы исследования: анализ современной психолого-педагогической литературы; сравнение точек зрения на данную проблему различных ведущих педагогов, психологов, методистов, педагогов-практиков; обобщение полученных сведений и др.

Слайд 6

Глава 1. Теоретические основы технологии развития критического мышления у младших Рассмотрены вопросы: понятие «критическое мышление»; возрастные особенности развития критического мышления у младших школьников; развитие критического мышления у младших школьников с помощью современных технологий.

Слайд 7

Основные понятия главы 1. Критическое мышление — это процесс соотнесения внешней информации с име­ющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что мож­но принять, что необходимо дополнить, а что — отвергнуть. Технология развития критического мышления - интерактивная технология, направленная на развитие критического мышления. Рассмотрены точки зрения Д. Халперн, Ж. Пиаже, А. С. Выготского, Ф. Н. Леонтьева, С.Л. Рубенштейна.

Слайд 8

В развитие мышления младших школьников: 1 стадия: Учащиеся 1-2 классов зачастую судят о предметах и ситуациях весьма односторонне. Умозаключения детей опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии. 2 стадия: К 3 классу изменяется характер мышления младших школьников В основе суждения о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания.

Слайд 9

Технологические этапы: 1 фаза Вызов У учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. 2 фаза Осмысление Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». 3 фаза Рефлексия Ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии

Слайд 10

Глава 2. Интерактивные технологии для развития критического мышления у младших школьников Рассмотрены вопросы: понятие «интерактивные технологии обучения»; интерактивные методы обучения; интерактивные технологии обучения для развития критического мышления младших школьников.

Слайд 12

Интерактивные методы на уроке «окружающий мир» Тема урока Интерактивные технологии «Родная страна» Интерактивный тест «Страницы истории России» Интерактивный кроссворд «Моё отчество» Интерактивная викторина «Путешествие за границу России» Игра «Путешествие»

Слайд 13

Заключение при достаточной эффективности интерактивных методов обучения во время урока, не многие современные учителя используют интерактивные методы обучения; критическое мышление развивается быстрее и эффективнее, если во время урока учащиеся являются активными; интерактивные методы обучения обеспечивают возможность вовлечения большинства учащихся в когнитивный процесс, что необходимо для развития критического мышления.

Слайд 14

В выпускной квалификационной работе мы планируем апробировать диагностический материал в условиях начальной школы для выявления эффективных интерактивных методов обучения для развития критического мышления и применения в процессе обучения методических приёмов работы на уроках окружающего мира.

Слайд 15

Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на Ваши вопросы.



Предварительный просмотр:

Выступление по итогам обобщения

педагогического опыта образовательного учреждения

Главным событием в истории села было основание школы. Она стала существовать с 1886 года, после того, как была построена церковь.  В 1915 году в с. Есаулово было двухклассное училище, учителем и директором был Полежаев Иннокентий Поликарпович. Примерно через 10 лет школа стала 4-х летней начальной 1 ступени, школа размещалась в деревянном одноэтажном доме на месте детского дома. В1928 году школой заведовал Демидов Георгий Петрович.

В 1940-41 годах, перед войной Есаульская школа была неполной средней. После войны, в 1946 году школа снова стала неполной средней.

В 1962 году геологическая экспедиция построила для школы одноэтажное щитовое здание с шестью классными комнатами, учительской и буфетом

В 1973 году началось строительство новой школы, строили её военные строители, и уже в 1975 году школа была принята под звуки военного оркестра. В 1987 году директором школы стала Сокрутенко Надежда Владимировна, с 1994 - Буц Нина Александровна, с 2007 года - Бархатова Надежда Викторовна.

Переориентация процесса обучения на новые цели по развитию личности обучающегося, требует от всей системы методического обеспечения новых подходов к целенаправленному развитию способностей педагога, а это возможно благодаря построению такой системы методической работы, которая обеспечит полноценное раскрытие творческого потенциала каждого педагога.

Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Предпосылками творческой деятельности является гибкость мышления, критичность, способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др. Поэтому  целесообразным явилось создание в структуре модели методической службы проблемных и творческих групп.

Формы методической работы в образовательном учреждении:

  • Педсовет
  • Единый методический день
  • Публичный отчет
  • Работа стажировочной площадки
  • Обобщение передового опыта
  • Трансляция лучших достижений через печать
  • Фестиваль методических и педагогических идей,
  • Мастер – класс конкретных педагогов по проблеме

Серьёзным направлением методической работы является повышение профессиональной квалификации педагогов. Повышение профессионального уровня педагогических кадров, соответствующего запросам современной жизни  – необходимое условие модернизации системы образования.  В новых требованиях к результатам образования педагогов  заложено всё: и управление, и экономика,  и переподготовка.  

В школе  есть  благоприятные условия для самообразования учителей.  Например, в помощь учителям созданы  тематические каталоги статей из методических журналов.   Тематические каталоги  хранятся в методическом кабинете.  Личные педагогические библиотеки также используются  для самообразования не только их владельцами, но и коллег.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1»

Портфолио работ по теме

«Гигиеническое обеспечение среды образовательного учреждения»

по ОП 03. Возрастная анатомия, физиология и  гигиена

студенток 22 группы
специальности СПО  44.02.02. Преподаватели начальных классов

Никольской Анны и Ртищевой Ксении

                                                                      Проверено:

                                                     Преподаватель: Пометун Надежда Николаевна

                                                                         Оценка   ____________________________

                                                                          Дата________________________________

Содержание:

  1. Факторы, негативно влияющие на здоровье детей.

  1. Виды факторов.

  1. Гигиенические условия обеспечения образовательного процесса.

  1. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса.

  1. «Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. Санитарно-гигиенические требования как условие реализации государственных образовательных стандартов».


ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Дети проводят в образовательных учреждениях значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Сохранение здоровья ребёнка – важный показатель личного успеха педагога.

На здоровье детей влияет огромное количество факторов:

  1. факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями);
  2. все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников.

Среди факторов непосредственно связанных с образовательным процессом особое влияние на здоровье детей оказывают:

  1. шум;
  2. освещенность;
  3. воздушная среда;
  4. размер помещений, кубатура;
  5. дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы);
  6. используемые стройматериалы, краска;
  7. мебель: размеры, размещение в помещении;
  8. видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры;
  9. пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания;
  10. качество питьевой воды, используемой в школе;
  11. экологическое состояние прилегающей к школе территории;
  12. состояние сантехнического оборудования.

Существуют учебно-организационные факторы (в большей степени зависящие от администрации учреждения):

  1. объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям учащихся;
  2. расписание занятий, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;
  3. организационно-педагогические условия проведения занятия (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);
  4. объем физической нагрузки;
  5. медицинское и психологическое обеспечение школы;
  6. участие родителей учащихся в жизни школы;
  7. стиль управления администрации;
  8. психологический климат педагогического коллектива;
  9. наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся;
  10. позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Также психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от педагога):

  1. психологический климат на занятиях, наличие эмоциональных разрядок;
  2. стиль педагогического общения педагога с учащимися;
  3. характер проведения опросов;
  4. степень реализации педагогом индивидуального подхода к учащимся (особенно, группы риска);
  5. соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся;
  6. степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся;
  7. личные, психологические особенности педагога, его характера, эмоциональных проявлений;
  8. состояние здоровья педагога, его образ жизни и отношение к своему здоровью;
  9. обременение педагога собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения;
  10. степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности педагога;
  11. профессиональная подготовленность педагога по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий;
  12. Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии охватывают все направления работы педагога по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.  

 

Гигиенические условия обеспечения образовательного процесса.

Администрация учреждения и преподаватели, используя здоровьесберегающие образовательные технологии, должны обращать внимание на следующие факторы, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса:

  1. действие звуковых раздражителей, так как от их воздействия на организм у учащихся возникает головная боль, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, повышение артериального давления, снижение функций центральной нервной системы, расстройства внимания. Для устранения раздражающих посторонних звуков педагоги стараются по возможности создавать спокойную звуковую обстановку.
  2.  воздушно-тепловой режим, температура воздуха в учебных помещениях поддерживаться в пределах 18-21°С, во внеучебное время - не ниже 15°С; относительная влажность воздуха в пределах 40-60 %. До начала занятий и после их окончания по возможности осуществляется сквозное проветривание учебных помещений.
  3. естественное и искусственное освещение. Учебная деятельность в условиях недостаточной и неправильной освещенности рабочего места приводит к прогрессирующему ухудшению зрения, снижению работоспособности, повышению нервно-психического напряжения, утомляемости.
  4.  цветовая гамма интерьера. Для создания благоприятной окружающей обстановки при оформлении интерьера для учебных помещений использована матовая поверхность светлых тонов желтого, бежевого, зеленого и голубого. Мебель цвета натурального дерева.
  5. рациональное питание учащихся - важный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий процессы роста и развития организма, условие сохранения здоровья в любом возрасте.

 

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса.

Педагогу в организации и проведении  занятия необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за занятие. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на занятии методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (учащиеся в роли педагога, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, учащийся как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение педагога использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на занятии (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые педагогом методы повышения это8/й мотивации;

11) наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на занятии;

13) наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; 

В конце занятия следует обратить внимание на следующее:

14) плотность занятия, т.е. количество времени, затраченного на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания занятия:

-         быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

-         спокойное завершение занятия: учащиеся имеют возможность задать педагогу вопросы, педагог может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися. 

 

«Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. Санитарно-гигиенические требования как условие реализации государственных образовательных стандартов »

Здоровье – полное психическое, физическое, социальное и духовно-нравственное благополучие человека.

Здоровый образ жизни – осознанная деятельность, обеспечивающая здоровое и безопасное существование и успешное развитие обучающегося в условиях семьи, школы и социума.

Здоровьесберегающие технологии – совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у обучающихся, воспитанников культуры здоровья (Чечельницкая С.М.).

Рационально организованный образовательный процесс – образовательный процесс, организованный в соответствии с положениями санитарно – эпидемиологических норм и требований.

Санитарно-гигиенические условия учебного помещения – совокупность нормативных требований к параметрам микроклимата в классе (температура, влажность и скорость движения воздуха), к оборудованию и освещенности учебного помещения.

Школьные факторы риска – факторы образовательного процесса, отрицательно влияющие на здоровье обучающихся, воспитанников.

Ведущие специалисты института возрастной физиологии РАО выделяют следующие школьные факторы риска: стрессовая тактика педагогических воздействий (мало кто из родителей обращает внимание на плохой сон, аппетит ребенка, его плаксивость без причины); стресс ограниченного времени (это — один из самых тяжелых стрессов, который накапливается в течение 2-х недель без отдыха, а наши дети в таком состоянии живут годы); несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям учащихся (например, когда мы наших детей заставляем читать с секундомером, требуя при этом от них скорости чтения 120 слов в минуту, в то время как восприятие информации возможно лишь при скорости не более 80-90 слов в минуту); интенсификация и нерациональная организация учебного процесса; отсутствие системной, комплексной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; недостаточная квалификация педагогов в вопросах возрастной физиологии, психологии, охраны здоровья школьников, несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям; снижение уровня медицинского контроля за здоровьем школьников; плохая организация питания; в ряде мест отсутствие спортивных залов и квалифицированных преподавателей физической культуры; низкая культура семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья.

В соответствии с п. 9 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» предметом и содержанием экспертизы, проводимой при лицензировании образовательной деятельности, является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

Таким образом, прослеживается прямая взаимосвязь между федеральным государственным образовательным стандартом и государственными требованиями, которые предъявляются к образовательным учреждениям и организациям при проведении процедуры лицензирования. Предмет и содержание экспертизы, проводимой лицензирующими органами, определяются требованиями, зафиксированными в ФГОС.

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму, размещению и архитектурным особенностям здания образовательного учреждения, его территории, отдельным помещениям, средствам обучения, учебному оборудованию); требований к санитарно-бытовым условиям (оборудование гардеробов, санузлов, мест личной гигиены); требований к социально-бытовым условиям (оборудование в учебных кабинетах и лабораториях, рабочих мест учителя и каждого обучающегося; учительской с рабочей зоной и местами для отдыха; комнат психологической разгрузки; административных кабинетов (помещений); помещений для питания обучающихся, хранения и приготовления пищи, а также, при необходимости, транспортное обеспечение обслуживания обучающихся); требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждений.

Основной нормативный документ, в котором отражены санитарно-эпидемиологические требования к образовательному процессу - это Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Положения данного документа направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях и устанавливают санитарно - эпидемиологические требования к:

  • размещению общеобразовательного учреждения;
  • территории общеобразовательного учреждения;
  • зданию общеобразовательного учреждения;
  • оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;
  • воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;
  • естественному и искусственному освещению;
  • водоснабжению и канализации;
  • помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений,
  • размещенных в приспособленных зданиях;
  • режиму образовательного процесса;
  • организации медицинского обслуживания обучающихся;
  • санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;
  • соблюдению санитарных правил.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сопроводительная презентация к реферату. Выполнили: студентки 22 группы специальности СПО 44.02.02. Преподаватели начальных классов Никольская Анна и Ртищева Ксения Гигиеническое обеспечение среды образовательного учреждения.

Слайд 2

Содержание : Факторы, негативно влияющие на здоровье детей . Виды факторов . Гигиенические условия обеспечения образовательного процесса . Здоровьесберегающая организация образовательного процесса . «Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. Санитарно-гигиенические требования как условие реализации государственных образовательных стандартов ».

Слайд 3

Дети проводят в образовательных учреждениях значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Сохранение здоровья ребёнка – важный показатель личного успеха педагога.

Слайд 4

Факторы непосредственно связанных с образовательным процессом: учебно-организационные факторы (в большей степени зависящие от администрации учреждения ); психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от педагога ) ;

Слайд 7

полное психическое, физическое, социальное и духовно-нравственное благополучие человека . Здоровье

Слайд 8

осознанная деятельность, обеспечивающая здоровое и безопасное существование и успешное развитие обучающегося в условиях семьи, школы и социума . Здоровый образ жизни

Слайд 9

совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, способствующих воспитанию у обучающихся, воспитанников культуры здоровья ( Чечельницкая С.М .). Здоровьесберегающие технологии

Слайд 10

образовательный процесс, организованный в соответствии с положениями санитарно – эпидемиологических норм и требований . Рационально организованный образовательный процесс

Слайд 11

совокупность нормативных требований к параметрам микроклимата в классе, к оборудованию и освещенности учебного помещения . Санитарно-гигиенические условия учебного помещения

Слайд 12

факторы образовательного процесса, отрицательно влияющие на здоровье обучающихся, воспитанников . Школьные факторы риска

Слайд 13

Берегите своё здоровье и здоровье детей! Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Отчет

Студентка ГБПОУ «ЧПК № 1» Никольская Анна Владимировна группы 22

Специальности 050146/44.02.02 Преподавание в начальных классах

проходил(а) практику Практика по классному руководству

с «16»  января 2020 года по «25» мая 2020года

в __ МАОУ СОШ №104 г. Челябинск,  3  класс____

(наименование образовательного учреждения, класс)

под руководством     Гарбуз Олеся Александровна

                                        (Ф.И.О. работника образовательного учреждения)

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Анализ деятельности

документ, удостоверяющий выполнение задания

(если есть)

ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты

  1. Проведено три диагностических методики:

1) диагностическая методика уровня развития ученического самоуправления;

2) диагностическая методика развития коллектива;

3) диагностическая методика на выявление уровня воспитанности.

  1. Выявлено, что в классе хорошо развиты взаимоотношения между учащимися в классном коллективе; учащиеся хорошо справляются с групповыми работами.

таблицы с результатами диагностик

+

Выводы

ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу

В соответствии с планом воспитательной работы было спланировано воспитательная работа для 3 класса 3-4 четверти, включающая следующие направления: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное,  социальная деятельность, спортивно-оздоровительное, взаимодействие с родителями учащихся.

план воспитательной работы на четверть

ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия, классный час

Проведено 2 внеклассных мероприятия на темы «Первое мая - праздник мира и труда», «До свидания, 3 класс!».

Проведено 4 классных часа на темы «Дети войны», «Памятники Великой Отечественной войны в Челябинске», «Улицы- герои в Челябинске», «Символы войны».

конспекты классного часа и внеклассного мероприятия

ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий, классного часа

На классном часе у меня получилось в интересной форме преподнести новый материал, организовать работу в парах, в группах, индивидуальную работу.

У меня не получилось поддерживать дисциплину в течение всего классного часа.

На внеклассном мероприятии у меня получилось организовать работу с классом в интересной форме,

У меня не получилось поддерживать дисциплину в течение всего внеклассного мероприятия.

анализ классного часа

анализ внеклассного мероприятия

ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями

В соответствии с планом воспитательной работы класса мы спланировали план заседаний родительского комитета на год с учетом всех организации работы в 3 классе.

заседания родительского комитета

ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания

В соответствии с планом работы родительского комитета нами были составлены темы «Как помочь ребёнку стать внимательнее?», «Как научить ребенка организованности», «Налаживание взаимоотношений в классе», «Вот и стали мы на год взрослей».

Я испытывала трудности в составлении оригинальных тем.

темы родительских собраний

ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями

При составлении протокола родительского собрания у меня не возникало вопросов, потому что протокол родительского собрания был составлен вместе  с руководителем практики, при использовании уже утвержденного протокола собрания.

Протокол родительского собрания

ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом

В течение практики я наблюдала за взаимодействием классного руководителя с сотрудниками учреждения, работающими с классом, и сделала следующие выводы:

классный руководитель часто взаимодействует с различными сотрудниками образовательного учреждения: с учителями других начальных классов, заведующим столовой и медицинским работником.

циклограмма классного руководителя по взаимодействию с сотрудниками, работающими с классом



Предварительный просмотр:

ВЫПОЛНИЛА НИКОЛЬСКАЯ АННА 22 ГРУППА

Гигиенические условия обеспечения образовательного процесса.

Администрация учреждения и преподаватели, используя здоровье сберегающие образовательные технологии, должны обращать внимание на следующие факторы, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса

воздушно-тепловой режим, температура воздуха в учебных помещениях поддерживаться в пределах 18-21°С, во внеучебное время - не ниже 15°С; относительная влажность воздуха в пределах 40-60 %. До начала занятий и после их окончания по возможности осуществляется сквозное проветривание учебных помещений.

цветовая гамма интерьера. Для создания благоприятной окружающей обстановки при оформлении интерьера для учебных помещений использована матовая поверхность светлых тонов желтого, бежевого, зеленого и голубого. Мебель цвета натурального дерева.

действие звуковых раздражителей, так как от их воздействия на организм у учащихся возникает головная боль, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, повышение артериального давления, снижение функций центральной нервной системы, расстройства внимания. Для устранения раздражающих посторонних звуков педагоги стараются по возможности создавать спокойную звуковую обстановку.

естественное и искусственное освещение. Учебная деятельность в условиях недостаточной и неправильной освещенности рабочего места приводит к прогрессирующему ухудшению зрения, снижению работоспособности, повышению нервно-психического напряжения, утомляемости.

рациональное питание учащихся - важный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий процессы роста и развития организма, условие сохранения здоровья в любом возрасте.

  • Здоровье сберегающая организация образовательного процесса.

    Педагогу в организации и проведении занятия необходимо учитывать:

    1) обстановку и гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

    2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за занятие. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

    3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

    4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

    5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

    6) наличие и выбор места на занятии методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (учащиеся в роли педагога, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, учащийся как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

    7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение педагога использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

    8) позы учащихся, чередование поз;

    9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

    10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на занятии (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые педагогом методы повышения это8/й мотивации;

    11) наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

    12) психологический климат на занятии;

    13) наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

    В конце занятия следует обратить внимание на следующее:

    14) плотность занятия, т.е. количество времени, затраченного на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

    15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

    16) темп и особенности окончания занятия:

    - быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

    - спокойное завершение занятия: учащиеся имеют возможность задать педагогу вопросы, педагог может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися.