ПК 4.1
материал

Антонюк Анастасия Александровна

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учётом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ

РУССКИЙ ЯЗЫК

Структурные элементы рабочей программы

Наличие

(да/нет)

Титульный лист

наименование образовательной организации

нет

название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования)

нет

сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория)

нет

год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса

нет

Пояснительная записка

перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса

нет

наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса

нет

цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса

нет

Общую характеристику учебного предмета, курса

структура учебного предмета

нет

содержание учебного предмета

да

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

предметная область, к которую входит данный учебный предмет

нет

место и роль учебного предмета в обучении

нет

количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования

нет

сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса

нет

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

ценностные ориентиры начального образования

нет

обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей

нет

Результаты освоения учебного предмета, курса

личностные результаты освоения учебного предмета русский язык

да

метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык

да

предметные результаты освоения учебного предмета русский язык

Да

Содержание учебного предмета, курса

перечень и название разделов учебного предмета

да

необходимое количество часов для изучения раздела

нет

содержание учебного раздела

да

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

да

количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы

да

вид занятий (теоретические или практические, количество часов)

да

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

учебно-методическая литература

нет

технические средства обучения

нет

цифровые образовательные ресурсы

нет

Система оценки достижения планируемых результатов

характеристика всех видов контроля

да

 

Выводы: В ходе анализа было выявлено, что данная рабочая программа готова к работе. Рабочая программа составлена на основе ФГОС от 2009 года, из-за особенностей формулировки предметных УУД в планируемых результатах.

В рабочей программе некоторые  компоненты отсутствуют, а именно: титульный лист, пояснительная записка, структура учебного предмета, характеристика всех видов контроля, описание видов занятий.  Отражены такие основные  компоненты как: место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане, календарно-тематическое планирование. Все компоненты, которые есть в рабочей программе,  правильно описаны. 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 106 города Челябинска»

454071, Челябинская Область , г. Челябинск, ул. Грибоедова, д.35

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Русский язык»

на 4 четверть 2022-2023 учебного года

Челябинск, 2023

Дата

Тема и тип урока

Контрольная работа

(час)

Виды деятельности уч-ся

Формы контроля

Раздел “Морфология ” (28 ч)

1

03.04.2023

Понятие об имени прилагательном как части речи.

Проверка домашнего задания. Постановка учебной задачи. Выполнение упражнений письменно. Ответы на вопросы по теме урока. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос

2

04.04.2023

Как  определить имена прилагательные?

Проверка домашнего задания. Упражнение с проблемной ситуацией. Постановка учебной задачи. Обсуждение как определять имена прилагательные в предложении. Упражнения на определение имен прилагательных. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, тестирование.

3

05.04.2023

Роль имён прилагательных в тексте.

Проверка домашнего задания. Упражнение на создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Обсуждение рели имен прилагательных в тексте. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Обсуждение, взаимопроверка,

выборочная проверка письменных упражнений.

4

06.04.2023

Род имен прилагательных.

Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по теме посредством игры “Знаю-не знаю”. Постановка учебной задачи. Составление алгоритма на тему урока. Упражнение на определение рода имен прилагательных.

Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у  доски.

5

10.04.2023

Правописание родовых окончаний имен прилагательных

Актуализация знаний на тему. Проверка домашнего задания.  Постановка учебной задачи. Упражнение на определение рода имен прилагательных. Обсуждение правописания окончаний. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у  доски.

6

11.04.2023

Закрепление.  Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Актуализация знаний на тему. Проверка домашнего задания.  Постановка учебной задачи. Упражнения на правописание родовых окончаний имен прилагательных. Самостоятельная работа. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Самостоятельное выполнение письменной работы.

7

12.04.2023

Число имен прилагательных.

Проверка домашнего задания. Упражнения на создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Обсуждение числа имен прилагательных. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос

8

13.04.2023

Изменение имен прилагательных по падежам.

Актуализация знаний на тему. Проверка домашнего задания.  Постановка учебной задачи. Обсуждение изменений имен прилагательных по падежам. Упражнения на изменение имен прилагательных по падежам. Самостоятельная работа. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос

9

14.04.2023

Закрепление. Изменение имен прилагательных по падежам.

Актуализация знаний на тему. Проверка домашнего задания.  Постановка учебной задачи. Упражнения на изменение имен прилагательных по падежам. Самостоятельная работа. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос, самостоятельное выполнение письменной работы.

10

17.04.2023

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

1

Актуализация знаний на тему. Постановка учебной задачи. Диктант по теме «Имя прилагательное». Рефлексия.

Диктант

11

18.04.2023

Проект «Имена прилагательные в загадках»

Актуализация знаний на тему. Постановка учебной задачи. Создание проекта в группах. Защита проекта Запись домашнего задания. Рефлексия.

Защита проекта

12

19.04.2023

Личные местоимения 1,2,3-го лица

Проверка домашнего задания. Упражнения на создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Обсуждение личных местоимений 1,2,3-го лица. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос

13

20.04.2023

Изменение личных местоимений по родам.

Проверка домашнего задания. Упражнения на создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Упражнение на изменение личных местоимений по родам. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос

14

21.04.2023

Закрепление. Изменение личных местоимений по родам.

Актуализация знаний на тему. Проверка домашнего задания.  Постановка учебной задачи. Обсуждение изменений имен прилагательных по падежам. Упражнения на изменение личных местоимений по родам. Самостоятельная работа. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос, самостоятельное выполнение письменной работы.

15

24.04.2023

Обучающее изложение по теме «Кошкин выкормыш»

1

Актуализация знаний на тему. Постановка учебной задачи. Изложение по тексту «Кошкин выкормыш». Рефлексия.

Изложение

16

25.04.2023

Что обозначает глагол?

Проверка домашнего задания. Упражнения на создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Обсуждения того что обозначает глагол. Упражнение на определение глагола. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос

17

26.04.2023

Определении лексического значения глагола.

Проверка домашнего задания. Упражнения на создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Обсуждения того какое лексическое значение глагола. Упражнение на определение лексического значение глагола. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос

18

27.04.2023

Неопределенная форма глагола.

Актуализация знаний на тему. Проверка домашнего задания.  Постановка учебной задачи. Обсуждение по теме неопределенная форма глагола. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос

19

28.04.2023

Закрепление. Неопределенная форма глагола.

Актуализация знаний на тему. Проверка домашнего задания.  Постановка учебной задачи. Обсуждение по теме неопределенная форма глагола. Самостоятельная работа. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос, самостоятельное выполнение письменной работы.

20

02.05.2023

Число глаголов.

Проверка домашнего задания. Упражнения на создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Обсуждения числа глаголов. Упражнение на определение числа глагола. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос

21

03.05.2023

Времена глаголов.

Проверка домашнего задания. Упражнения на создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Обсуждения времен глаголов. Упражнение на определение времен глагола. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос

22

04.05.2023

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов.

Проверка домашнего задания. Упражнения на создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Обсуждения времен глаголов 2 лица. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос

23

05.05.2023

Изменение глаголов по временам.

Проверка домашнего задания. Упражнения на создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Обсуждения изменений глаголов по временам. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос

24

08.05.2023

Обучающее изложение по теме «Лось»

1

Актуализация знаний на тему. Постановка учебной задачи. Изложение по тексту «Лось». Рефлексия.

Изложение

25

10.05.2023

Род  глаголов в прошедшем времени.

Проверка домашнего задания. Дать представление о роде глаголов, приводить собственные примеры. Постановка учебной задачи. Упражнение на определение рода глаголов прошедшего времени. Обобщение изученного. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Устный опрос, работа у доски.

26

11.05.2023

Частица не с глаголом.

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний. Обсуждение частицы не с глаголом. Дать представление о правописании частицы не с глаголом. Выполнение письменных упражнений по теме урока. Обобщение изученного. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Устный опрос, работа у доски.,

выборочная проверка письменных заданий в тетради

27

12.05.2023

Обобщение изученного по теме «Глагол»

Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по теме “Глагол”. Постановка учебной задачи. Выполнение упражнения. Письменное выполнение упражнения по теме. Обобщение изученного на уроке. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Устный опрос, работа у доски.

28

15.05.2023

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1

Актуализация знаний на тему. Постановка учебной задачи. Диктант по теме «Глагол». Рефлексия.

Диктант

Раздел “Повторение” (6 ч)

29

16.05.2023

Части речи.

Актуализация знаний. Повторение частей речи. Выполнение письменных упражнений по теме урока. Обобщение изученного. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Устный опрос, работа у доски.,

выборочная проверка письменных заданий в тетради

30

17.05.2023

Обобщение изученного о слове, предложении

Актуализация знаний. Выполнение письменных упражнений по теме урока. Обобщение изученного по темам раздела «слово и предложение». Запись домашнего задания. Рефлексия.

Самостоятельное выполнение письменной работы.

31

18.05.2023

Правописание окончаний имён прилагательных

Актуализация знаний. Повторение окончаний имен прилагательных.  Выполнение письменных упражнений по теме урока. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Устный опрос, работа у доски.,

выборочная проверка письменных заданий в тетради

32

19.05.2023

Правописание приставок и предлогов.

Актуализация знаний. Выполнение письменных упражнений по теме урока. Обобщение изученного по правописанию приставок. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Устный опрос, работа у доски.,

выборочная проверка письменных заданий в тетради

33

22.05.2023

Правописание безударных гласных. Правописание значимых частей слов.

Актуализация знаний. Повторение правописания безударных гласных. Выполнение письменных упражнений по теме урока. Самостоятельная работа. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Самостоятельное выполнение письменной работы.

34

23.05.2023

Итоговый контрольный диктант.

Актуализация знаний на тему. Постановка учебной задачи. Итоговый диктант по всем пройденным темам Рефлексия.

Диктант

35

24.05.2023

Текст. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?»

Актуализация знаний на тему. Постановка учебной задачи. Сочинение по теме «Почему я жду летних каникул?»

Сочинение

Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

УОНЗ – урок открытия нового знания.

УР – урок рефлексии.

УОМН – урок общей методической направленности.

УРК – урок развивающего контроля.



Предварительный просмотр:

Антонюк, Султангареева, Тачилкина, Шерстобитова

Анализ УМК «Школа России»

Общее в оформлении:

  • В едином стиле выполнены обложки учебников( на каждой обложке название, картинка, написан класса и какая часть, эмблема программы "Школа России")
  • Учебники с крупным и читабельным шрифтом.
  • Есть основные условные обозначения:

(Общие для всех учебников: Работа в парах, задания повышенной сложности, кроме учебника по окружающему миру)

Задание повышенной сложности)

  • Спокойные тона
  • Каждый раздел отделен друг от друга страницей с названием раздела, где написана тема раздела,  с чем дети познакомятся, чему научатся (Шмуцтитул)
  • В каждом учебнике есть страницы для любознательных, проверим себя и свои достижения "Наши проекты", также есть "Страницы для любознательных", но они отсутствуют в литературном чтении. ( в качестве дополнительного материала)
  • Каждый учебник разделен на 2 части
  • Каждое произведение сопровождается иллюстрациями, иллюстрации разные по стилю. Некоторые более реалистичные, некоторые стилизованные.

Литературное чтение, (3 класс 2 часть):

  • Цветовая гамма спокойная, не яркая. Все страницы в одном цвете: розовом
  • Содержание учебника разделено на разделы
  • В конце учебника есть раздел "Советуем прочитать", где перечислен список, рекомендованный к прочтению данного возраста детей ( стр 218, 219)
  • После каждого раздела есть страницы " Проверим себя и оценим свои достижения, где учащиеся могут выполнить задания и проверить свои знания (стр 106)
  • Перед изучением каждого произведения есть портрет и ФИО автора (стр 46)
  • В содержание учебника помещён раздел " Наши проекты ", где даны на выбор темы проектов, проект предполагает работу в группе (стр 120, 121)
  • В конце учебника есть словарик, где написаны непонятные для детей слова с указанием страниц, где это слово может встретиться ( стр 216, 217)
  • Обозначений начала урока, конца нет, но можно догадаться, что одно произведение один урок или один автор один урок.
  • Задания расположены после произведения в виде вопросов и связаны с содержанием произведений.
  • Определение внутри текста, условными обозначениями ( синий, розовый)
  • Картинки связаны с времена года. Произведение, тоже связано с временами года.

Окружающий мир, (1 класс, 2 часть) :

  • Оформление: цвета во всём учебнике, спокойные. Картинки яркие, не вызывающие вопросов, четкие, разного размера и разного стиля, есть более реалистичные, а есть более стилизованные. Каждая тема урока выделена ярким цветом. Размер учебника: А4. Форзац никак не оформлен.
  • Удобство: учебник наполнен множеством картинок и фотографий, которые больше раскрывать тему урока.
  • Условные обозначения: присутствуют 8 условных знаков, таких как: что узнаем, чему научимся; работаем в паре; работа в группе; работаем со взрослыми; моделирование; рабочая тетрадь; атлас-определитель «От земли до неба»; сделаем вывод. Героев в учебнике нет.
  • Содержание: разделено на разделы, в которых на находятся темы уроков. Обычно 1 урок располагается на целой странице. Присутствуют темы с проектами на странице 6 и странице 44. Также присутствуют «Странички для любознательных», что говорит о том, что присутствует и рассчитывается материалы повышенной сложности. Дополнительно представлены такие темы как: «проверим себя», «оценим свои достижения».
  • Построение урока, задания: на страницах понятно, то где начинается урок и где заканчивается, в этом помогают условные знаки. Далее идёт текст подводящий к теме урока, затем идут несколько заданий, после заданий следует вывод, который сделают обучающие и учитель. Для проверки изученной темы присутствует после каждой темы вопросы по теме.
  • Для индивидуального подхода, созданы странички для любознательных (стр. 18, 50); так же проекты (стр. 6, 44)
  • Муравьишка и черепашка- показывают начала и конец урока.
  • Есть цветные лица - система оценивания при проверки себя.
  • В конце темы или начале темы написано, что  мы узнаем на следующем уроке.

Русский язык, (3 класс, 2 часть) :

  • Удобство: на форзаце есть памятки: части речи, падежи, род, время глагола.
  • Учебник сделан в розово-оранжевом цвете. ( границы страницы оранжевые, номер розовый - стр 42,43, иногда зеленый- стр 70-71, фиолетовым - 113, оранжевый -92) - цвет страницы от раздела.
  • Картинки отлично прорисованы. Есть картинки - более реалистичные,но есть и более стилизованные Разного размера: есть маленькие- страница 15, 5. Средние - стр 35. Большие - стр 105. Рисунки/картинки связаны с упражнениями.
  • Есть "картинная галерея" , где картины во весь лист - между страницами 128-129.
  • Условные обозначения, наполнена различными знаками ( сведения о языке, высказываем своё мнение, развиваем свою речь, задание повышенной сложности, работаем со словарем, работаем в парах. Также есть пояснение таким цифрам - 1,2,3,4)
  • Содержание: в конце учебника есть справочный материал на разные темы ( со стр 144-158)
  • Большой раздел выделен отдельной стр- стр 63.
  • Подразделы взяты в цветную рамку. ( розовое - стр 8, фиолетовый-  стр 100, оранжевый - 92, зелёный - 64)
  •  Есть страницы " Наши проекты" - стр 18
  • Присутствует страничка "Для любознательных" - для успевающих.  Стр 17.
  • Построение урока, задания: количество уроков зависит от количества правила в теме. Правила выделены в светло-оранжевой рамке - стр 11.
  • Первое задание в учебнике направлена на постановку темы. Сначала погружение ( общее) , а следующие задание на углубление.
  • Задания повышенной сложности (восклицательный знак) стр 86, номер 152
  • Словарные слова - курсивом. Чёрным - важные слова. Зелёные - морфемы.

Математика, (3 класс, 2 часть) :

  • На форзацах подсказки в виде таблицы умножения, единиц длины и площади
  • Условные обозначения начала урока, вставить вместо кружка знак равенства или неравенства (стр. 7), вставь пропущенное число, рисунок на полях (стр. 9), проверь себя и оцени свои успехи 33
  • Весь учебник выполнен в голубом цвете.
  • Страницы с темами выполнены в одном стиле, страницы для любознательных имеют немного другой вид(12, 22, 40)
  • Два раздела: Числа от 1 до 100 и Числа от 1 до 1000
  • На урок подразумевается по одной странице. На новую тему выделяется в среднем по развороту. Новая тема начинается с правила под чертой
  • Сами темы выделены не явно, некоторые темы выделены крупно в самом верху и есть в оглавлении, но некоторые темы обозначены на полях, в оглавлении их нет, что затрудняет работу с учебником.
  • В учебнике первые задания направлены на объяснение темы, остальные на повторение уже ранее изученного. (Например, стр 6, 1 задание на умножение суммы на число (по теме урока), найди периметр треугольника, найти значение выражения)
  • В основном задания распределены от легкого к сложным(задания повышенной сложности находятся в конце страницы, или разворота)
  • Треугольник розовый - обозначение новой темы. Закончили тему - значок с вопросом
  • Задания сбоку - дополнительные задания. Задания на развитие логики - для успевающих детей.
  • Встречаются персонажи на страницах. Но основных героев нет.
  • Материал для контрольных работ.
  • В учебнике прослеживается структура урока.
  • Минус: в учебнике где-то задан раздел, но в течении страниц, не написаны темы. Не сказано, где разделение на темы.
  • Картинка является частью задания

Окружающий мир ( методическое пособие),( 1 класс) :

  • Методическое пособие не цветное.
  • Перед разделами присутствует "ВВЕДЕНИЕ", после разделов

 " ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ" рассчитанные на каждого урок

"Примеры уроков по другим разделам".

  • Методическое пособие направлено на рассказ об основной идеи курса,  соответствии ФГОС, особенностях структуры, особенностях компонентов УМК, структуре и содержании урока.
  • Расписаны планируемые результаты: предметные, метапредметные, личностные.
  • Методичка меньше по размеру. Учебники А4, методичка А5

Вывод: проанализировав данную линейку - УМК "Школа Россия", мы сделали вывод. Программа удобна для использования в начальной школе, структурирована, присутствуют задания повышенной сложности, есть дополнительный материал. Приятно смотреть на учебник, он выполнен в спокойных тонах, и присутствует много иллюстрации. Данная программа пригодна для использования.



Предварительный просмотр:

Антонюк, Султангареева, Тачилкина, Шерстобитова

Анализ УМК “Перспектива”

Общее:

  • Обложки учебников выполнены в одном стиле. В единых цветах. Но присутствуют  разные герои на учебнике.
  • Форзацы не оформлены (только в русском языке есть оформление)
  • В условных обозначениях во всех учебниках есть работа в паре и задание повышенной сложности (кроме литературного чтения)
  • В едином стиле выполнены обложки учебников( на каждой обложке название, картинка, написан класса и какая часть, эмблема программы "Перспектива")
  • Учебники с крупным и читабельным шрифтом.
  • Есть общая Герой УМК -совёнок. ( но в математике - персонажи вообще не участвуют, а в окружающем мире - он появляется во время раздела и есть отдельная страничка совёнка)
  • В Русском и Литературном чтении есть герои : профессор Самоваров, Аня, Ваня.
  • Приветственное слово есть в русском и литературного чтения

Литературное чтение( 3 класс, 1 часть) :

Оформление:

  • Единый стиль, в оранжевых тонах.
  • Картинки соответствуют произведению. Есть большие картинки ( стр 103) , маленькие (стр 116), среднее ( стр 117).
  • Также есть фотографии ( стр 75,145,147)
  • Картины к произведениям. ( стр 51).

Удобство:

  •  Тема выделены, по особенному выделены "вопросы и задание", разделы для дополнительных заданий, тем выделен в голубой прямоугольник.
  • Пословицы и поговорки взяты в прямоугольник цветной( персиковый, мятный),( стр 29)
  • Памятка - светло-оранжевый прямоугольник в теме( стр 94)

Условные обозначения

  •  Присутствуют ( работаем в паре, работа в группе, читаем вместе со взрослым, работа в " Творческой тетради", ищим информацию  работаем со "Словарём" В конце учебника. ( Ищим информацию - голубой прямоугольник, обозначается прямо в тексте (стр 76)

Содержание:

  • Есть герои Ваня и Аня и Профессор Самоваров. В начале раздела идёт разговор между персонажами. Эти разговоры связаны с предстоящей темой и произведениями. ( стр 4-5 , 74).
  • Последовательность изучения: Книга-мои друзья; жизнь дана на добрые дела; волшебная сказка;люби всех живое; картины русской природы

Особенность:

  • Есть рубрики: мы идем в музей книги( стр 10), советуем прочитать( стр 34),самостоятельное чтение(стр 35), наш театр ( стр 40), маленькие и большие секреты страны Литературы ( стр 46), семейное чтение (стр 39).
  • Есть словарик со словами и страницами где присутствует данное слово. Пример: пуще - это больше, сильнее, страница 55.

Задания:

  • Такие задания для: "Вспомните"(стр 5), " Знаете ли вы"(стр 5), "Обсудите с другом/друзьями"(стр 14).
  • Задания выстроена от простого к сложному ( стр 28-29)
  • Заданий от 1-13.

 

Русский язык (4 класс, 1 часть):

Оформление:

  •  Цвета во всём учебнике, спокойные. Картинки яркие, не вызывающие вопросов, четкие, разного размера и разного стиля, в основном картинки стилизованные. Каждая тема урока выделена условным обозначением «звонок» Размер учебника: А4. Форзац оформлен правилами по РЯ.

Удобство: 

  • Учебник наполнен множеством упражнений а также, картинами, которые больше раскрывать тему урока. На страницах нет названия тем, но есть название раздела.

Условные обозначения:

  • Присутствуют 6 условных знаков, таких как: начало урока, работаем самостоятельно, работаем в паре, сравниваем, задания повышенной сложности, для любознательных.
  • Герои в учебнике - Профессор Самоваров, Ваня, Аня, Сова. Обычно профессор подводит итог. С них начинается начала раздела и подведение к памятке.

Содержание:

  • Разделено на разделы, в которых на находятся темы уроков. Всего 6 разделов.
  • Обычно 1 урок располагается на целой странице или же на половине.  Присутствуют такие рубрики как: «Узелки на память»- обобщенная информация, в них расположены правила по теме урока (идут после информацию после профессора Самоварова), «Творческая переменка» (33 стр.)- задания для обобщения. Дополнительно представлены такие темы как: «проверь себя». Есть целый раздел со словариками.

Построение урока, задания:

  •  На страницах понятно, то где начинается урок и где заканчивается, в этом помогают условные знаки. Далее идет диалог между героями подводящий к теме урока, затем идут задания, после заданий следует вывод, который подводит Профессор вместе с учащимися и учителем. Для индивидуального подхода, созданы твой словарик, словесное творчество.
  • Часто встречаются стихотворения и поговорить - эти задания: на артикуляционного аппарата (для коммуникации).
  • Задания : пойди в библиотеку и т.д, - исследовательская деятельность.
  • Задания построены на идеи, что есть два ученика, которые выполняют задания

Математика (4 класс, 2 часть):

  • Оформление: 
  • окантовка учебника выполнена в оранжевом цвете, картинки выполнены ярко, соответствуют заданиям в учебнике. Картинка и есть задание.
  • В условных обозначениях: начало урока, объяснение нового материала (всегда находится на полях напротив правил) , вставать вместо кружка один из знаков, сравни.
  • Удобства:
  • Все определения и правила в учебнике четко обозначены рамочкой и сопровождаются картинками, чаще всего соответствующие заданию.
  • Уроки друг от друга отделены чертой.
  • Содержание:
  • Разделов в конкретно этом учебнике нет. На тему в среднем выделяется 4 страницы. В учебнике темы могут располагаться не с начала страницы, а с середины или даже с конца.  Начало урока обозначено колокольчиком.
  • В отличии от других учебников комплекта нет никакого вступления, или шмуцтитула, учебник сразу начинается с темы.
  • Героев в учебнике нет.
  • В учебнике даются материалы для повторения и самоконтроля, к которым можно обратиться, а также в конце учебника есть итоговое повторение за курс класса.Есть практическое работы после темы.
  • -задания располагаются от лёгкого к сложным, сначала задания на тему урока, потому задания связанные с другими темами. Можно проследить ход урока.урока.
  • В конце есть приложение, которое можно использовать ( вырезать).
  • Каждая тема имеет свой порядок заданий. (1, 2,3,4).
  • Задания: на логическое мышление.

Окружающий мир( 3 класс, 2 часть):

Оформление:

  • Тона во всём учебнике спокойные. Картинки яркие, разного размера, разного стиля, есть более реалистичный, есть более стилизованные. Каждая тема выделена ярким цветом , в каждой теме есть подтемы, они выделены зелёным цветом. Размер учебника- А4. Форзац никак не оформлен

Удобство:

  • -учебник наполнен множеством картинок и фотографий, которые помогают в восприятии учебного материала. Есть карты.

Условные обозначения:

  • В учебнике есть такие условные обозначения, как: работаем самостоятельно, работаем в паре или в группе, узнаем  подробнее, сравниваем, задания повышенной сложности, "Странички Умного Совёнка",  рабочая тетрадь,  атлас-определитель
  • Герои в учебнике есть, они сопровождают обучающихся на протяжении всех тем - Совёнок, Ваня и Аня (дети) - про них в учебнике не говорится, но они повторяются из страницы в страницу.

Содержание:

  • Содержание учебника разделены на разделы и каждый раздел начинается со шмуц-титул, на нём написано что дети узнают и чему научатся, изучая определенный раздел. На одну тему выделено 4 страниц, в конце учебника есть странички умного совёнка, где расположен доп.материал, которые обучающиеся могут изучить. Также есть рубрика, где учащимся предлагается выполнить необычные интересные проекты "За страницами учебника".
  • Прослеживается структура урока ( начала, конец, основная часть).

Построение урока:

  • На страницах учебника понятно, где начинается тема, так как в начале темы есть вопросы для повторения прошлой темы, затем идёт текстовый материал ,задания по теме и в конце темы описаны небольшие выводы по теме , вопросы для проверки "Проверим себя", вопросы на обдумывание " Подумаем! " И вопросы для обсуждения "Обсудим".
  • Для индивидуальной работы созданы рубрики " Узнаем подробнее " и "Странички умного совёнка"

 задания: можно некоторые организовать в виде внеклассного мероприятия. ( контурные карты, проекты).

  • Задания на развитие логического мышления, анализ текста, коммуникативных навыков, вопросы поискового характера, репродуктивные вопросы.
  • Материал разнообразный, обширный. Материал, который можно встретить потом в других предметах.
  • Информация с картинками грамотно распределены на протяжении всего учебника. Достаточно информации для изучения.

Методичка окружающий мир 1 класс:

  • Не выделяется из общего стиля. Под учебники.Размер А5.
  • В начале сборника собраны такие темы : " Научно-методический основы курса и их рреализация в УМК", "Методические особенности структуры и содержания пособия", " Календарно-тематическое планирование учебного материала. 1 класс", "Планируемые Результаты на конец учебного года", "Поурочное разработки".
  • Следом следуют следующие разделы, которые наполнены уроками: " Мы и наш мир", "Наш класс",  "Наш дом и семья", " Город и село", " Родная страна".
  • В уроке расписываются: целевые установки ( предметные, метапредметные, личностные результаты),  оборудование, предварительная работа, ход урока(Целеполагание, аналитический этап, тренировочные упражнения, вывод и обобщение, региональный компонент, физкультминутки, рекомендации для занятий в семье).


Предварительный просмотр:

Антонюк, Султангареева, Тачилкина

Анализ УМК “Школа 21 века”

Общее:

  • В едином стиле выполнены обложки учебников, на каждой обложке название, картинка, написан класса и какая часть учебника «Начальная Школа XXI века».
  • Форзацы не оформлены (только в окружающем мире на форзаце есть наглядность - "как развивалась жизнь на земле" и "как мы узнаем о прошлом")
  • В условных обозначениях во всех учебниках есть вспомни материал, обрати внимание, (кроме литературного чтения)
  • Учебники с крупным и читабельным шрифтом.
  • В начале учебников нет приветственного слова, но в окружающем мире есть памятка "Как работать с учебником".
    Темы разделены на разделы, кроме русского языка.

Русский язык (4класс,1часть):

Оформление:

  • Цвета во всём учебнике, спокойные, блеклые. Картинки спокойные, не вызывающие вопросов, четкие, разного размера и разного стиля, в основном картинки стилизованные. Каждый урок выделен. Форзац не оформлен.

Удобство:

  • Учебник наполнен множеством упражнений. На страницах много разного шрифта, который мешает восприятию текста. Есть названия тем.
  • Условные обозначения:
    Присутствуют 7 условных знаков, таких как: тайна языка (формулировка языкового закона или орфографического правила), обрати внимание, вспомни материал, пиши правильно, трудная тема (задание), работа в парах, подсказка.
  • Герои в учебнике отсутствуют.

Содержание:

  • Содержание не разделено на разделы, посто написаны темы уроков.
    1 урок не нормализировать по страницам, т.е он всегда разный по количеству страниц. Присутствуют такие рубрики как: «Путешествие в прошлое» - окунание детей в историю (19 стр.) «Давай подумаем» (16 стр.) - какие то вопросы для размышления. Есть раздел твои помощники. Там находятся правила и разборы по русскому языку, так же находится словарик.
  • Построение урока, задания:
    На страницах понятно, то где начинается урок и где заканчивается, в этом помогают условные знаки. Далее идут упражнения по теме.
    Выделяются цветом правила по теме.
    Задания направлены на самостоятельную деятельность.

Окружающий мир (3класс)

Оформление:

  • Страницы во всём учебнике белые,без выделения разделов цветом.
  • Картинки спокойные, не вызывающие, четкие, разного размера и разного стиля, есть фотографии и картины известных художников, нет их названий но они отмечены условным обозначением "Картинная галерея ".

Удобство:

  • Учебник наполнен текстовым блоком, так же в самой теме есть задания по картинкам (приведи примеры событий,которые происходят в настоящее время, уже и относятся к прошлому или еще не наступили.
  • Есть разделы , на них написано, что дети узнают, на какие вопросы ответят.
  • Условные обозначения:
    Присутствуют 10 условных знаков, таких как: вспомни материал первого,второго или третьего класса, выскажи предположение, обрати внимание: главная мысль текста, этот удивительный мир материал для любознательных, жил на свете человек Здесь ты прочитаешь о том, как человек познавал мир, задание, задание по выбору, это задание ты выполнишь дома, практическая работа, картинная галерея ты познакомишься с картинами известных художников
  • Героев в учебнике окружающего мира нет.

Содержание:

  • Разделено на разделы, в которых на находятся темы уроков. Всего 6 разделов.
  • Обычно 1 тема располагается на 5-6 страницах, в каждой теме есть подтемы. Присутствуют такие рубрики как: "жил на свете человек" и " Этот удивительный мир ", где есть информация для дополнительного чтения, *обрати внимание": главная мысль , где есть основные мысли по теме и практическая работа, где детям предлагается выполнить практическую работу по теме.
  • Дополнительно представлены такие рубрики после темы как: «выскажи предположение», " Это задание ты выполнишь дома ". Есть целый раздел с толковым словарём. В начале некоторых тем есть вопросы для повторения материала первого, второго или третьего класса.
  • Построение урока, задания:
    На страницах понятно, то где начинается урок и где заканчивается, в этом помогают условные обозначения.
  • Задания: рассмотри рисунки, прочитай подписи, расскажи, каким странам принадлежат растения-символы. Догадайся, догадайся,какое значение имеет яркая окраска плодов вишни, рябины, черёмухи-направлены на развитие мыслительных процессов, формирования собственного мнения.

Математика(2класс,2часть)

Оформление:

  • Темы выделены жирным шрифтом, так же дается значок "узнаем новое"
  • Картинки соответствуют заданию, иногда задание и сосредоточено в картинках.
  • В условных обозначениях: прочитай самостоятельно, обсудим вместе, обрати внимание, запомни, выполни в тетради, используй цветные палочки, используй фишки, используй чертежный угольник, выполни трудное задание, расширяем свои знания.

Удобства:

  • Все определения и правила в учебнике четко выделены на полях красным цветом.

Содержание:

  • Разделов в конкретно этом учебнике нет. На тему выделяется от 3 до 8 страниц.
  • Героев в учебнике нет.
    -задания располагаются от лёгкого к сложным, сначала задания на тему урока, потому задания связанные с другими темами
  • Каждая тема имеет свой порядок заданий. (1, 2,3,4).

Литературное чтение (1 класс)

Оформление:

  • Каждая тема и рубрика выделена жирным шрифтом, а так же четвертью солнца
  • Условные обозначения
    Присутствуют (Обрати внимание. Это важно, ответь на вопросы. Выполни задания, задания по желанию или выбору, послушай, словарь, книжная полка, проба пера. Выполнил творческую работу, произведения для дополнительного чтения)

Удобства:

  • Слова для словаря выделяются цветной рамкой и условным обозначением.
  • В книжной полке представлены фотографии книг, которые можно прочитать

Содержание:

  • Множество разделов в которых даются рубрик "проверь себя" и "книжная полка" а так же отдельно в содержании прописаны пословицы, загадки. Которые касаются темы урока (Например: Рассказ "Потерянный день" и даётся пословица "Минута час бережёт")
  • Задания: В среднем даётся 4-5 заданий на тему. Одно задание выполняется по желанию.
    Часто присутствуют формулировки "Как ты думаешь…? Подумай и расскажи. Объясни… . Как ты представляешь…?



Предварительный просмотр:

Анализ УМК “Планета знаний”

Хотим представить вам анализ УМК “Планета знаний” и привести свои аргументы в защиту данного учебно-методического комплекта. 

Цель программы: Создание образовательного пространства, характеризующегося разнообразием видов учебной деятельности, в котором младший школьник выступает как субъект, обладающий правом выбора вида учебной деятельности, партнера, средств. 

Задачи программы: 

  • практическое усвоение учащимися нового стандарта начального общего образования ; 
  • формирование, развитие и сохранение у учащихся интереса к учебной деятельности; 
  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; 
  • интеллектуальное, эмоционально-ценностное, социально- личностное, познавательное, эстетическое развитие; 
  • проявление самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности. 

Программа для начальной школы «Планета знаний» разработана командой заслуженных педагогов России, писателей и художников. Известные практики и теоретики, авторы УМК «Планеты знаний»:

  • Т. Андрианова;
  • В. Илюхина;
  • Э. Кац;
  • Е. Насоновская;
  • С. Ларькина;
  • Е. Саплина.

Объединить их сумела Ирина Петрова. Учитель начальных классов, а ныне руководитель отдела начального образования в Министерстве РФ.

Учебники программы «Планета знаний» выпускаются с 2003 года. Данная программа была запущена в 2009-2010 учебном году. На экране вы можете видеть примеры учебников из УМК “Планета знаний”. Хотим рассказать о плюсах учебников каждого предмета по отдельности и в общем. Чем они оснащены и полезны.

Учебник “Окружающий мир” 4 класс, 2 часть 

Авторы   в приветственном слове погружают в определённую сюжетную линию, в окружающем мире это путешествие по многим городам и регионам. На каждом развороте помещены иллюстрации, как фотографии, так и  картины известных художников. После каждого раздела есть проверочные работы и проекты с планом подготовки проекта. Во всём учебнике 3 проекта, которые могут использоваться в качестве контроля знаний..Также есть дополнительные задания для детей под названием "Мозаика заданий" Направленные на углубление и повторение знаний. Героя в учебниках. В конце учебника есть словарь с незнакомыми словами, в который дети на протяжении изучения тем смогут к нему обращаться. В верхнем углу каждой страницы есть украшение в виде радуги. Каждая тема выделена своим цветом. В каждом разделе по 4-8 тем. Например в разделе древнерусское государство 4 темы, а в разделе современная Россия 8 тем. На каждую тему выделено по 1-2 страницы. 

Учебник “Математика” 4 класс, 2 часть

В приветственном слове авторы учебника, дают своим читателям совет, о том, что математики не стоит бояться и нужно постараться сделать ее своим другом. На каждом развороте помещены иллюстрации, чаще всего связанные с представленным заданием. Примерно каждые 3-5 тем встречаются проверочные работы и математический тренажер. Так же дается проект с планом его подготовки. Всего в учебнике два раздела, несколько подразделов, в которых в среднем по 5 тем. В целом на тему выделяется по развороту учебника. Задания в учебнике распределены  основном от  легкого к сложному, первые задания направлены на объяснение темы, чаще всего они все на первой странице, остальные обращаются к прошлым темам. В конце учебника есть итоговые тестовые задания, с которыми ученик может поработать. 

Учебник “Литературное чтение” 3 класс, 2 часть

В приветственном слове авторы учебника, дают своим читателям понять, что они узнают много нового, произведения помогут увидеть много прекрасного в родной природе, поможет разобраться в своем отношении к ней. Каждый раздел начинается в названия выделенного жирным шрифтом. Разделы хорошо отделены друг от друга. Картинки представленные в учебнике крупные, даже могут располагаться на всю страницу, выполнены в спокойных тонах.

После каждого произведения есть вопросы и задания, их достаточно много (достаточно заданий на поиск информации, творческие задания, работа в паре). Проектная деятельность также присутствует в этом учебнике, дети могут выбрать вопрос по которому они будут делать свой проект. Также есть небольшой раздел как читальный зал, где дети могут прочитать те произведения, которые они заходят. В конце есть словарик синонимов и устойчивых выражений.

Все учебники планеты знаний похожи между собой, каждая обложка в белом стиле и имеют различные картинки под названиями предмета

В русском языке преимущественно преобладает оранжевые цвета, форзац показан в виде игры с прохождением различных разделов, этой тематики придерживается весь учебник, каждая тема начинается с такого плана-игры.

Также условные обозначения схожи, в каждом есть обозначение основной части и вариативной и это видно на каждой странице учебника

Все учебники погружаюсь нас в различные сюжетные линии, в русском языке это путешествие по стране русский язык.

На каждом развороте присутствует рисунок и цветовая гамма рисунков и самих страниц спокойная не вызывающая

После каждого раздела есть проверочная работа и даже оформление страниц имеет особенный дизайн, также после проверочных работ присутствует школа грамоте, направленная на углубление знаний

В конце учебника есть справочное бюро, где где собраны различные памятки, включая словари и план выполнения проекта, также в конце есть раздел посвященный средствам языка, которые мы используем во время общения

Обобщение по всем учебникам.

В комплект для каждого класса входят учебники:

  • “Русский язык”
  •  “Математика”
  • “Литературное чтение”
  • “Окружающий мир”
  • “Английский язык”
  • “Изобразительное искусство”
  • “Музыка”
  • “Технология”
  • “Физическая культура”

Каждый учебник обеспечен рабочими тетрадями для учащихся и методическими пособиями для учителей, а также электронными приложениями и аудиодисками.

Все учебные материалы богато иллюстрированы, их приятно изучать.  Обложки всех учебников УМК "Планеты Знаний" выполнены в одном стиле, название предметов написан в едином шрифте, под названием предмета написан класс, помещены иллюстрации и внизу обложки написано издательство, в данном случае издательство " Астрель". У каждого учебника на форзаце помещены разделы, которые дети пройдут в этом учебнике в форме маршрутного листа. Во всех учебниках в условных обозначениях выделены инвариантная часть и вариативная и основные условные обозначения. 

Авторы  в приветственном слове погружают в определённую сюжетную линию. В учебниках есть много справочной информации, памяток для детей. В УМК содержатся различные виды работы (групповая, парная, индивидуальная). Каждый раздел завершается проверочной работой. В учебниках заложен самоконтроль и самооценивание (напиши и проверь, расскажи чему научились на уроке). Начало каждого раздела начинается также с маршрутного листа, обучающимся сразу видно, что они будут проходить в будущем.

Но несмотря на все достоинства, учебно-методический комплект также имеет и недостатки. 

● Мало теории. В учебниках нет пояснений и правил. Если ученик что-то недопонял на уроке, придётся искать информацию где-то ещё. 

 ● Большое количество проектных заданий, начиная с первого класса, которые ученик не в состоянии выполнить самостоятельно. 

 ● Зачастую запутанные задания в учебниках, приоритет логических заданий в математике в ущерб изучению простых арифметических действий. 

● Некоторые задания по уровню сложности не соответствуют возрасту ребёнка. 

Как же можно обойти все недостатки УМК? В учебнике мало теории, но учителю в помощь даются методические пособия, и учитель может воспользоваться дополнительным материалом. Проектные задания опираются на новый стандарт, в котором говорится о том, что в обучающихся должна развиваться самостоятельная личность. Как раз таки в проекте это и проявляется, учащиеся сами выполняют работу, а учитель является наставником.

Итак, сделаем выводы:

Проектная деятельность, информационный поиск, задания повышенной сложности — всё это требует участия старших. Если у родителей достаточно времени и сил, чтобы помогать ребёнку с учёбой, «Планета знаний» поможет добиться отличных результатов.  

Программа предполагает, что ребёнок к первому классу уже умеет читать и знает азы счёта. Для дошкольников разработан специальный подготовительный курс «Планета знаний. Предшкольная пора».

Если родители не готовы помогать ребёнку с уроками, или он сам не может тратить много времени на домашние задания (например, профессионально занимается спортом или посещает несколько кружков) — лучше выбрать другую программу обучения, если есть возможность.