ПК 4.3
учебно-методическое пособие (1, 2, 3, 4 класс)

Загородняя Анастасия Константиновна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в
условиях реализации ФГОС
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из
главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о
здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом
состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье:
физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь
задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой
и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и
эмоционально благоприятную атмосферу в школе.
В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение
здоровья обучающихся. Наряду с неблагоприятными социальными и
экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное
влияние школы на здоровье детей.
Исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей,
приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4
раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до
12,3%, с нервно-психическими расстройствами- с 5,6 до 16,4%, с нарушением
осанки с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьниковнарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%.
Таким образом, перед учителем стоит задача сохранения и укрепления
здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и
психологическая и физическая нагрузка на детский организм.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на
основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным
направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего
школьного возраста.
Здоровьесберегающие технологии — это совокупность форм и приемов
организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога.
На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают
следующим требованиям:
Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие
стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность
требований, предъявляемых к ребенку).
Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при
распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с
психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными
особенностями каждого ребенка).
Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основная

цель здоровьесберегающих технологий –

сохранение

и

укрепление здоровья учащихся.
Отсюда возникают основные задачи:

обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на

период обучения в школе;
снижение уровня заболеваемости учащихся;
сохранение работоспособности на уроках;
формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому
образу жизни;

формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
Основные принципы здоровьесбережения в начальной школе:

1. «Не навреди».
2. Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
3. Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья
должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
4. Соответствие содержания обучения возрасту.
5. «Успех порождает успех». То есть, нейтрализация всего негативного
и акцентирование положительных факторов.
6. Ответственность за свое здоровье.
Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и
методика их использования по ФГОС
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по
которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от
профессионализма педагогов.
Данную технологию эффективнее использовать комплексно, сочетая
технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.
Физкультурная минутка — динамическая пауза во
время
интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей.
Время - 23 минуты.
Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик
много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных
занятий.
Время — 2-3 минуты.
Смена видов деятельности — это целесообразное чередование
различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые
моменты).
Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения
интереса учащихся.
Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по
развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые
повторения, которые используются на уроках не только для умственного,
психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального
напряжения.
Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые – развивают
творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность
учащихся к процессу познания.
Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для
снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой
информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков
природы.
Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние
помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим
технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура,
наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
Посадка учащихся. Неправильная посадка, которую принимает
ребенок во время уроков, может привести не только к нарушению осанки, но и
быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже
заболеваниям.
Технологии, создающие положительный психологический
климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие
мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, улучшают
микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки
юмора, занимательные моменты, которые помогают снять напряжение при
больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
Беседы о здоровье. Нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той
или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие
к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части
уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем,
безопасностью.

Работа

с

родителями.

Непрерывность

действия

здоровьесберегающих

технологий

невозможно

проследить

без

участия

родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания,
следят за физическим здоровьем ребенка (беседы на классных часах,
выступления медицинских работников на родительских собраниях).
Результаты от внедрения в обучение здоровьесберегающей
технологии:
снижение показателей заболеваемости детей;
улучшение психологического климата в коллективах;
повышение мотивации к учебной деятельности;
прирост учебных достижений.
Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее
работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается
простор для педагогического творчества.



Предварительный просмотр:

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

Николай Николаевич Носов. «Затейники»

Урок «открытие нового знания»

- Я заметила, что вы устали, давайте встанем и отдохнем.

Послушайте песенку. Кто узнал ее?

 - Все верно, в траве сидел кузнечик, и сейчас мы тоже представим, что мы с вами кузнечики.

ПОДНИМАЙТЕ ПЛЕЧИКИ, ПРЫГАЙТЕ КУЗНЕЧИКИ,

ПРЫГ СКОК, ПРЫГ СКОК.

СЕЛИ, ТРАВУШКУ ПОКУШАЛИ, ТИШИНУ ПОСЛУШАЛИ,

ТИШЕ, ТИШЕ, ВЫСОКО, ПРЫГАЙ НА НОСКАХ ЛЕГКО.

- Вот мы и передохнули, теперь можете садиться.

Порядок выполнений действий. Скобки

Урок «открытие нового знания»

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале…
Вправо, влево повернитесь!
Наклонитесь, поклонитесь!

Откуда берется снег и лед?

Урок «открытие нового знания»

Проводит физминутку с показом упражнений под музыку.

-Давайте немножко отдохнем вместе с весёлыми снежинками.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.
Вдруг из тучи над землей

Полетел снежинок рой.
Ветер дунул, загудел —

Рой снежинок вверх взлетел.

Ветер с ними кружится,
Может быть, подружится.



Предварительный просмотр:

Технология дифференцированного обучения на уроках в начальной
школе
Внедрение современных образовательных технологий становится
необходимым условием реализации ФГОС нового поколения.
Формировать у учащихся основные УУД позволяет технология
дифференцированного обучения, которая является базовой технологией ФГОС.
В настоящее время дифференциация обучения прочно вошла в практику работы
общеобразовательной школы. Практически нет такого общеобразовательного
учреждения, в котором не присутствовали бы те или иные формы
дифференциации.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного
процесса, при котором учитель работает с группой обучающихся, составленной
с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих
качеств.
В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его
процессе учитываются индивидуальные различия школьников.
Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда
происходит усвоение, а также при повторении пройденного.
Цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей,
способностей, адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся.
Положительные стороны дифференцированного обучения:
сильным учащимся можно уделить время;
слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
повышается уровень Я-концепции (ситуация успеха, повышается
самооценка у слабого);
повышается уровень мотивации у сильных учеников
Выделяют два основных вида дифференциации обучения
школьников:
1. Внешняя дифференциация (дифференцированное обучение).
Предполагает создание особых типов школ и классов.
2. Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы).
Предполагает организацию работы внутри класса.
В российском образовании применяется дифференциация:
- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели,
разновозрастные группы);
- по полу (мужские, женские, смешанные классы);
- по области интересов (гуманитарные, физико-математические,
биолого- химические и др. группы, направления, отделения, школы);
- по уровню умственного развития (способные, одаренные, дети с
ЗПР);
- по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие);
- по личностно-психологическим типам (типу мышления,
темпераменту и др.).
Существует дифференциация как предоставление разноуровневых
заданий:
- по уровню сложности;
- по объёму;
- по степени креативности: по образцу / творчески;
- по обязательности выполнения;
- по степени самостоятельности: выполнил сам, с консультантом, с
алгоритмом (образец выполнения), с учителем.
Дифференциация сохраняет и развивает индивидуальность ребенка
воспитывает такого человека, который представлял бы собой неповторимую
личность. Целенаправленная дифференцированная работа смягчает недостатки
домашнего воспитания, она особенно необходима тем ученикам, которые растут
в неблагоприятных семьях. В этом смысле на дифференциацию ложиться миссия
большого социального значения.



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока математики с применением технологии дифференцированного обучения
(дифференциация по способу организации)

Класс

Образовательная
программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

2

«Перспективная
начальная школа»

«Сравнение
двузначных
чисел»

Включение в
систему
знаний

У: Ребята, а сейчас вы будете работать в группах по 4 человека. Каждая
группа получила свое задание. Посмотрите, все ли вам понятно?
Приступайте. У вас есть 4 минуты.
1/3 группы (сильные обучающиеся): сравните выражения: 84+7_76-9,
25+5_25-5, 14+8_15+7.
2/4 группы (обучающиеся со средними знаниями):
сравните двузначные числа 15_12, 10_14, 25_15,34_43.
5/6 группы (слабые обучающиеся): сравните двузначные числа
используя алгоритм сравнения: 15_12, 10_13, 12_21, 56_58.
У: Заканчиваем. Давайте проверим вашу работу.
О: Отвечают.
У: Молодцы!


Фрагмент урока математики с применением технологии дифференцированного обучения
(дифференциация по сложности)

Класс

Образовательная
программа

Тема урока

Этап урока

Пример использования образовательной технологии

2

«Школа России»

«Буквенные
выражения»

Актуализация
знаний,
мотивация

У: Ребята, наш урок мы начнём со счёта. Каждый из вас сейчас получит
карточку.
Сильным обучающимся:
Запишите все двузначные числа, у которых десятки равны 4, а единицы
разные. Сколько десятков и единиц в наименьшем и наибольшем числе?
Средним обучающимся:
6 дес. = ... ед. 90 = ... дес.
4 дес. = ... ед.
50 = ... дес.
Слабым обучающимся:
57 = 50 + ...
39=... + 9
83 = 80+...
У: Проверяем. (Имя сильного ученика), какие числа ты записала? Сколько
десятков и единиц в наименьшем числе?
(Имя ученика со средними знаниями), какие числа ты вставил?
(появляются на слайде). У кого не так, кто делал эту карточку?
(Имя слабого ученика), какие числа ты вставил? (появляются на слайде). У
кого по-другому? Молодцы!



Предварительный просмотр:

Дистанционные образовательные технологии на уроках в начальной
школе
В наше время жизнь все разнообразней и сложнее. Она требует от человека
не привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой
ориентации, способности творчески мыслить. С развитием новых технологий
развивается мир. Прогресс пришёл и в образование. Основная цель обучения в
начальной школе — научить каждого ребенка за четыре года осваивать,
преобразовывать и использовать в практической деятельности огромную
информацию. Главное детей надо учить самостоятельному поиску
информации, а также ее обработке с использованием новейших технологий,
рациональному использованию своего времени, эффективному сотрудничеству
с одноклассниками, учителями, родителями. Сочетание традиционных методов
обучения и сетевых дистанционных образовательных технологий (ДОТ)
поможет учителю в решении этой проблемы.
Использование ДОТ в начальной школе позволяет сделать процесс
обучения более интересным для детей и продуктивным.
Дистанционное обучение представляет собой такой тип обучения, в основе
которого лежит образовательное взаимодействие удалённых друг от друга
педагогов и школьников с помощью компьютеров, телекоммуникационных
технологий, а также ресурсов сети Интернет.
К плюсам дистанционного образования можно отнести:
обучение в индивидуальном темпе — скорость
изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных
обстоятельств и потребностей;
свобода и гибкость — учащийся может самостоятельно планировать
время, место и продолжительность занятий;
мобильность — эффективная реализация обратной связи между
преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и
оснований успешности процесса обучения;
технологичность — использование в образовательном процессе
новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;
творчество — комфортные условия для творческого самовыражения
обучаемого;
разгрузка учителя (меньше времени уходит на проверку и
оценивание работ учащихся).
Педагоги организуют дистанционное взаимодействие на разных сетевых
площадках, создают интернет-сайты и т.д.
Примеры использования образовательных веб-сервисов приведены в
таблице.

Веб-сервис

Использование

http://learningapps.org/

Создание интерактивных образовательных
тренажёров.

spiderscribe.net/

Создание ментальных карт (карт знаний),
организация «Мозгового штурма».

http://www.imagechef.com/ic/word_mosaic/

Создание облака ключевых слов.

goanimate.com/videos/

Создание видеороликов и мультфильмов.

Google Forms

Создание тестов и анкет.

Google - презентации

Создание и совместное редактирование
презентаций.

Конструктор тестов «Оnline Тest Рad»

Позволяет без труда создать свой мини-сайт,
разработать тесты, кроссворды и др.

«Учи.ру»

Это отечественная онлайн-платформа, где
ученики из всех регионов России изучают
школьные предметы в интерактивной форме.

«Якласс»

Информационный интернет портал для
школьников. учителей и родителей. Это
своеобразный журнал учителя, который
позволяет проводить тестирования знаний
ребенка удаленно.

testedu.ru

Содержит огромное количество тестов для
начальной, основной и средней школы. Все
тесты интерактивные, учителю не надо
проверять результаты, компьютер сделает это
сам и выдаст процент правильно решенных
заданий.

Решу ВПР

Образовательный портал для подготовки к
экзаменам, содержит задания для подготовки
к ВПР с решениями.

«Российская электронная школа»

Апробированный структурный элемент
госпрограммы России «Развитие
образования».

Использование дистанционных образовательных технологий в учебном
процессе позволяет сделать обучение более продуктивным. Благодаря
использованию ДОТ, младшие школьники могут дополнить и проверить свои
знания по теме предмета, отправить выполненные домашние задания на
проверку, пройти обучающее тестирование, обсудить интересующие темы,
принять участие в различных сетевых образовательных инициативах (проекты,
конкурсы, игры) под руководством педагога.
Таким образом, младшие школьники всегда включены в образовательный
процесс, даже если пропустили урок, а родители имеют возможность
ознакомиться с изучаемым материалом, принять участие в обсуждении важных
вопросов, быть в курсе происходящих в школе событий.
Следует отметить, что дистанционное обучение в начальной школе, в силу
своей новизны, имеет и некоторые недостатки.
Так, один из основных недостатков дистанционного обучения в начальной
школе заключается в том, что подобное получение знаний является применимым
далеко не для всех детей, предполагая собой определённую степень
ответственности и самомотивации. Данная проблема является достаточно
сложным и весомым препятствием для получения дистанционного образования
многих школьников 1-4 классов, и может быть решена только посредством
контроля со стороны родителей.
Недостатком дистанционного способа обучения является и необходимость
качественных интерактивных средств коммуникации, например компьютер,
скоростной интернет, которые доступны не всем категориям граждан.
Нельзя не сказать и о трудностях, которые предстают перед учителем в
процессе реализации дистанционного образования в начальной школе. Ведь
данный процесс является достаточно трудоемким для него, и требует больших
временных затрат, особенно тщательной подготовки.
Таким образом, дистанционное образование в начальной школе является
довольно эффективным и актуальным типом образования, которое имеет
множество преимуществ перед современной системой образования.
В настоящее время применение форм дистанционного обучения привело к
росту участия детей в дистанционных конкурсах, олимпиадах разного уровня,
высоким результатам проверочных, контрольных, диагностических работ и ВПР.
Классы начальной школы лидируют на сервисе «ЯКласс» в «Топе классов
в школе», занимают призовые места в конкурсах, олимпиадах и других
мероприятиях самого разного уровня.
Применение дистанционной образовательной технологии на уроках в начальной школе



УМК: «Школа России»
Класс: 2
Предмет: окружающий мир
Тема: «В гости к Весне»
Задания для дистанционного обучения.
Следуйте данной инструкции:
1. Посмотрите урок №29 на сайте РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/6078/conspect/.
2. Выполните задание на закрепление: https://learningapps.org/display?v=p596z8gx220.
3. Откройте рабочую тетрадь на странице 54. Выполните номер 1.
Ваша задача заполнить таблицу: что наблюдали в неживой / живой природе.
4. Выполните номер 2.
Обозначьте цифрами порядок следования весенних месяцев.
Желаю удачи!