П.К. 4.4.
методическая разработка

Швецова Александра Аркадьевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys.docx83.73 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАКОНЫ ОТРЯДА

Закон территории

Знай, за границу ход закрыт!

И содержи в порядке быт!

Если кто-нибудь решит

Посмотреть, как ежик спит,

В парк скорее убежит,

То такой закон гласит –

Нарушитель будет тот,

Кто с территории уйдет!!!

Закон здоровья

Запомни – пить сырую воду нельзя!

Со здоровьем мы друзья!

Закон творчества

Делу любому –задора, веселья,

Желания искусства и точности,

Будешь работать тогда без сомненья

Ты по закону творчества!

Закон доброго отношения

Не будет конфликтов и ругани грязной,

А будут улыбки, сюрпризы, проказы.

Закон зелени

Прекрасен лагеря зеленый наряд.

Ты ветки не трогай, цветам будь как брат.

Закон времени или закон «ноль- ноль»

Будем время мы беречь –

Будет больше разных встреч.

Закон правой руки

У нас в отряде закон един,

Слушают все, когда говорит один!

Закон дружбы

Всем, кто в лагере помнить нужно:

Наш закон, товарищи – дружба!

ФОРМЫ РАБОТЫ С ОТРЯДОМ

 

Формы работы – это целостная педагогическая акция, представляющая собой совокупность организаторских приемов и педагогических средств, обеспечивающих внешнее выражение конкретного педагогического процесса

Атака – акция, имеющая целью быстрое исправление недостатков, выполнение определенного задания силами всего отряда. Обычно используют трудовые атаки, которые проходят в очень сжатое время (до 1-2 часов).

Вечер – действие комплексного характера, проводимое в вечернее время суток. Обычно вечер включает в себя другие варианты форм работы, например, конкурсы. В практике наиболее часто используются тематические вечера («вечер бардовской песни», «вечер разгаданных и неразгаданных тайн» и пр.).

Викторина – один из вариантов интеллектуального турнира. Суть ее известна: участникам предлагаются вопросы, на которые необходимо найти правильные ответы. Викторина может быть очной, когда все действия от до поиска ответа происходят сразу. Но может  быть и заочной. В этом случае вопросы предлагаются, к примеру, утром, а отрветы (обычно в письменном виде) получаются организаторами вечером.

Викторина имеет золотое правило: «Каков вопрос – таков ответ!» Поэтому помните о корректности вопроса и его формулировки.

Десант – трудовая акция, проводимая для помощи другим людям в важном деле. В десанте участвуют добровольцы (обычно часть отряда) и проводится он:

-          по просьбе тех, кто нуждается в помощи;

-          по заданию руководящих органов отряда или лагеря;

-          по собственному почину.

Десант обычно проходит с выходом (выездом) на объект работы и длится от нескольких часов до 2-3 дней.

Диспут –форма работы с целью  публичного обсуждения актуальных вопросов или важной проблемы. В ходе диспута происходит  демонстративное столкновение мнений. Проблема диспута должна быть  полемичной. Диспут предполагает предварительное объявление основных вопросов, выносимых на обсуждение. Обычно это вопросы морально-этического  и эстетического характера. Чтобы диспут не перешел  в обыкновенную перепалку, крайне важно сосредоточить внимание  участников на культуре спора.

Защита проекта – акция, во время которой дети делятся на группы и

выполняют задания по подготовке и последующей защите проекта, воплощающего представление группы о чем-либо. Общая структура данной формы такова:

-  выбор общей темы;

-  формирование проектных групп;

-  подготовка к защите (выбор способа представления проекта, изготовление иллюстраций, подготовка выступления);

-  защита (сообщение проектных групп, обсуждение);

-  оценка проектов, подведение итогов.

Конкурс – это состязание в каком-либо виде деятельности, имеющее целью выделить наилучших участников, лучшие работы и т.п. Обычно конкурсами не называют состязание в спорте и интеллекте.

  Организация конкурса (или конкурсной программы – объединение нескольких конкурсов с общей темой) предполагает:

-  разработку условий и критериев конкурса;

-  формулировку конкурсных заданий;

-  яркое интересное название.

Костер – ритуальная форма работы в лагере, которая представляет собой определенную содержательную программу, проводимую у вечернего огня. Костры бывают торжественными (праздничными) и рядовыми. К первым относятся костры, посвященные открытию и закрытию смены, каким-то торжественным событиям в жизни страны, региона, лагеря, отряда.

К другой группе относятся костры-огоньки, костры-представления, гостевые костры.

Костер-огонек – форма свободного общения, возможность осмысления каких-либо вопросов, подведение итогов дня, разговор о планах на предстоящее.

  Костер-представление  имеет разнообразную содержательную программу. Конкурсы, песни, сценки, шутки – здесь все возможно. На таком костре могут быть и гости-зрители.

  На гостевой костер приглашаются, как  это понятно из названия, гости. Этот костер –форма разговора, беседы. На таком костре возможны творческие подарки для гостей.

  Надо помнить, что при проведении костра особое внимание обращают на ритуал зажжения и на правила безопасности.

  Линейка – одна из организационных форм работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщение им важной информации. Линейка – это ритуальное представление. Линейки бывают торжественными (открытие и закрытие смены и пр.) и рабочими (утренняя линейка с информацией о плане на день). При проведении линейки может быть использована  лагерно-отрядная атрибутика (вынос флага, сдача рапорта, специальный звуковой сигнал и т.д.). Продолжительность

линейки не должна превышать  15 мин.

  Музчас (музыкальный час) – форма художественного направления, представляющая собой песенно-игровое занятие. Содержание: разучивание новых и исполнение уже знакомых песен, проведение музыкальных игр и конкурсов. Продолжительность в среднем от 40 мин. До 1,5 часа (все зависит от индивидуальных особенностей группы).

  Огонек – это специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом  и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек  - это камерное общение, сугубо отрядная форма работы. Выделяют:

-          огонек знакомства;

-          огонек оргпериода;

-          огонек – анализ дня;

-          огонек прощания;

-          тематический огонек

(Подробнее методическое описание огоньков представлено в журнале «Народное образование» –1999 г., №5).

  Поход – комплексная акция, включающая в себя небольшое путешествие, экскурсию, лагерь-бивак. В лагере обычно проводят однодневные походы и двухдневные (с ночевкой). Наиболее часто встречаются пешие походы, но могут быть вело -  и водные походы. Перед походом, независимо от  его разновидности, необходимо:

-          определить цель, наметить маршрут, обдумать возможные сложности, оформить необходимые документы;

-          собрать снаряжение;

-          провести проверку физической готовности детей, их турнавыков.

В поход с группой более 20 человек идут не менее 2 взрослых, желательно присутствие  и медработника.

Разведка – форма получения детьми информации об окружающем мире. Используется  обычно как этап планирования жизнедеятельности  отряда, как поиск интересных дел.

Виды разведок:

-разведка-наблюдение;

разведка-интервью;

разведка-игра;

разведка-экскурсия;

разведка-изучение документов.

  Сбор – общее собрание всех членов отряда, всех ребят лагеря для обсуждения совместно с педагогами важнейших вопросов жизнедеятельности на смене. В некоторых лагерях и отрядах это высший орган самоуправления.

  Варианты проведения сбора:

1.      Сбор-рождение отряда. Оформление «лица» отряда: содержание деятельности, название, атрибутика, руководящие органы и т.п.

2.      Сбор-старт. Перспективное планирование на определенный срок или разработка плана предстоящей акции.

3.      Экстренный сбор. Сбор-ЧП, обсуждение события, требующего принятия немедленного решения.

4.      Праздничный (торжественный) сбор. Общее собрание, посвященное какому-то знаменательному событию.

Спортчас (спортивный час) – форма организации физкультурно-оздоровительной работы. Проводить спортчас может и физрук, и сам педагог (все зависит от содержания деятельности). На спортчасе можно разучивать и проводить спортивные командные игры и их вариации (волейбол, пионербол, футбол, снайпер и пр.), а  также различные подвижные игры и состязания. Главное, чтобы было безопасно, полезно и весело.

Турнир – состязание в определенном виде деятельности, проводящееся, как правило, по круговой системе, когда все участники имеют между собой личную встречу с целью выявить лучшего, победителя. Данная форма используется и в спорте, и в интеллектуальных соревнованиях, значительно реже – в художественно-прикладном направлении детского творчества (футбольный, шахматный турниры, турнир эрудитов, «Рыцарский турнир»). Присутствие в названии проводимого творческого соперничества термина «турнир» нацеливает организаторов именно на круговую форму состязания. Здесь возможны несколько вариантов:

1.      Соперники разбиваются на пары, и победители выходят в следующий тур, где опять проходят парные встречи до выявления одного победителя.

2.      Соперники встречаются друг с другом по кругу. Победителем окажется тот, кто в личных встречах одержал больше побед.

Турниры, как и конкурсы, могут быть индивидуально-личными и командными. Для турнира, также как и для конкурса, важно яркое, интригующее название.

Тренинг – форма практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы. Базовые методы тренинга –групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Численность группы обычно от 7 до 15 человек. Наиболее известны тренинг поведенческий, тренинг чувствительности, тренинг ролевой,  видеотренинг и прочее.

Фестиваль – массовое празднество, предполагающее смотр лучших  работ, достижений в каком-то виде деятельности. Это комплексная акция, состоящая из разнообразных элементов – от выставок и конкурсов до вечеров и парадов (фестиваль друзей, театральный фестиваль, фестиваль

юмора и пр.).

Экскурсия – групповое посещение достопримечательного места с образовательной целью (экскурсия по лагерю «кругосветка», экскурсия в музей, на предприятие и пр.).

Эстафета – форма организации соревнования в различных видах деятельности. Суть эстафеты в поочередном преодолении участниками одной группы определенных этапов, препятствий игрового маршрута («эстафетную палочку»).

Ярмарка – развернутое на определенной площадке совместное развлечение (гуляние) детей и взрослых, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы. Алгоритм проведения:

-          общий сбор, начало-зачин (от линейки до карнавала);

-          свободное движение участников по ярмарочной площадке;

-          свободный выбор аттракционов и участие в них;

-          финальный сбор.

Чем разнообразнее формы деятельности ребенка, тем большее количество социальных ролей он получает для социального творчества и тем он разностороннее развивается.

НАЗВАНИЕ И ДЕВИЗ ОТРЯДА

Экологический отряд "Юные экологи"

Девиз: Мы экологи планеты, Мы защитники Земли, Пусть всегда растут деревья, Пусть всегда цветут сады".

Экологический отряд "Дети экологии" 

 Девиз: Выбрали дорогу и уверенно идем. Мы экологи, нас много и планету мы спасем!"

Экологический отряд: "Друзья природы" 

 Девиз: "В наших бережных руках

Прекрасен шар земной!

 Природа создала всех нас

И важен здесь любой!"

Девиз: "Давайте друзья, в любую погоду

 Будем беречь родную природу!"

Экологический отряд "Природа вокруг нас"

Девиз: "Береги свою планету, ведь другой на свете нету!".

Экологический отряд "Экогруппа" 

Девиз: "Мы природу охраняем, все живое сберегаем. Какой для планеты будет 21 век, зависит и от тебя человек."

Отряд: Одуванчик
Девиз: Держаться вместе, чтоб не сдуло.

Отряд: Лесные шишки
Девиз: Мы братва - лесные шишки, Все тихони словно мышки, Не гуляем по углам, Все на свете пополам.

Отряд: Лесная братва

Девиз: Мы лесная братва- маршируем – раз-два! Победим любого – раз, и готово!

Название отряда: «Жуки»

Девиз: Мы подвижные жуки Две ноги и две руки Мы на месте не сидим Тут и там мы победим!

Название отряда: «Бурундуки»

Девиз: Бурундуки не знают скуки Они умельцы на все руки!

КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЛА

Познавательное КТД

ТУРНИР-ВИКТОРИНА
Познавательное дело-обозрение, в котором участвует несколько команд и каждая команда коллективно готовит вопросы и ответы по выбранной теме или по нескольким темам.

Турнир-викторина сочетает особенности викторины (вопросы, познавательные задачи и ответы-решения) и турнира (команды по очереди атакуют и обороняются).

Турнир-викторина расширяет кругозор ребят, развивает познавательные интересы, формирует умение вести коллективный поиск истины.

Участвовать в турнире-викторине могут как первичные коллективы (звездочки, звенья, группы), так и сводные команды, созданные, например, из представителей пионерских отрядов, комсомольских классов и т. д.

Способы проведения турнира-викторины.

1. «Цепочка» (или «по кругу»).

Проводится, когда участвует пять и больше команд (например, звездочки одной октябрятской группы). 1-я команда задает 2-й (по кругу) вопрос или несколько вопросов (их количество определяется организаторами заранее), 2-я — 3-й, 3-я — 4-й и т. д. Последняя атакует первую.

Варианты:

а) вопросы задаются на одну, общую тему, выбираемую сообща всеми командами путем конкурса на лучшие предложения (окончательное решение выносит совет капитанов и ведущих);

б) каждая команда выбирает свою тему; приняв эстафету атаки, называет эту тему, а потом уже атакует.

2. «Змейка» (на общую тему или на свои темы).

Проводится так же, как в предыдущем варианте, только эстафета атаки передается не по кругу, а в произвольном порядке.

3. «Атака веером».

Каждая команда по очереди становится атакующей и задает по одному вопросу всем остальным. Этот способ целесообразно использовать, когда участвуют три или четыре команды.

4. «Оборона веером».

Каждая команда по очереди занимает оборону, и ей задают по одному вопросу все остальные. Этот способ также применяется в турнире-викторине из трех или четырех команд.

5. Перекрестный поединок.

Проводится между двумя командами, которые готовят но нескольку вопросов и задают их поочередно друг другу. Варианты:

а) поединок на общую тему, выбранную сообща;

б) поединок на разные темы, задуманные каждой командой.

Круг тем, которые могут быть взяты для турнира-викторины, очень широк: «Времена года», «Растения», «Животные», «Лес», «Родной край», «Путешествия», «Народы мира», «Страны и континенты», «Арктика и Антарктика», «Космос», «Занимательная математика», «Химия вокруг нас», «Профессии», «Транспорт», «Море и моряки», «Спорт», «Сказки», «Писатели и книги», «Музыка», «Живопись», «Кино», «Культура поведения», «Правила, уличного движения», «Суеверия и приметы» и т. д.

Подготовка.

Участники проводят общий сбор-старт, определяются команды, выбирается способ проведения турнира-викторины, затем на коротких совещаниях (15–20 минут) каждая команда придумывает себе название, выбирает капитана и подготавливает предложение о теме (если решено провести турнир-викторину на общую тему или на общие темы — в два-три тура). В заключение общего сбора команды объявляют свои названия, представляют своих капитанов (которые вместе с ведущими составляют совет дела — штаб турнира-викторины) и выдвигают предложения о теме. На короткой летучке (несколько минут) совет дела отбирает самую удачную тему.

После общего сбора-старта сразу же проводится турнир-викторина («молнией») или дается время (день или несколько дней) для подготовки по командам. В первом случае команды тут же, в течение 10–15 минут, придумывают вопросы для противников (и свою тему, если решено проводить турнир-викторину не по общей теме). Во втором случае ребята думают дольше, знакомятся с литературой, советуются со старшими и т. д.

Советы организаторам.

Вести турнир-викторину может один педагог, но лучше вместе с кем-либо из старших ребят.

Ориентируйте участников на интересные вопросы, требующие работы мысли, особенно типа «почему?».

Главное в турнире-викторине не тренировка памяти, а коллективный поиск решения трудных познавательных задач, обмен опытом — мыслями, впечатлениями, предположениями. Ведущие направляют этот поиск и, если необходимо, участвуют в нем.

Строго придерживайтесь правила: после того как задан вопрос, никто не должен «выскакивать» с ответом, а вся команда тихонько совещается. На это дается одинаковое время, например полминуты.

Если команда, задавшая вопрос, не удовлетворена ответом, то ведущие предлагают ответить любой другой команде: «Идите на выручку!» Если никто не сможет внести ясности, слово предоставляется самой атакующей команде.

Если и ответ атакующей команды не удовлетворил участников, то ведущие объявляют продолжение поиска. Пусть ребята поищут ответ в последующие дни, поспорят, пороются в литературе.

Можно оценивать ответы в баллах (например, за правильный и полный — 2 балла, за неполный — 1 балл), премируя также и наиболее удачные вопросы, остроумие участников, дружную работу команды и т. д. Можно и не делать этого, чтобы азарт «набирания баллов» не отвлекал внимания от главного, не снижал интереса к процессу поиска истины.

По вопросам, которые вызвали наибольший интерес во время турнира-викторины, стоит продолжить коллективную работу и использовать другие познавательные дела, например вечер разгаданных и неразгаданных тайн, защиту фантастических проектов, пресс-конференцию.

Художественные КТД

КОНЦЕРТ-«МОЛНИЯ»

Игра-обозрение, участники которой (несколько команд) готовят за короткое время (не более 30 минут) импровизированные коллективные выступления по общей программе.

Программа концерта-«молнии» составляется также экспромтом, лучше всего советом капитанов команд по предложению участников.

В программу включаются несколько (3–5) обязательных для каждой команды жанров, например: хоровое пение, танец, декламация, сценка, оригинальный жанр.

Программа может быть усложнена таким заданием: объединить все обязательные номера единой темой или сюжетом. В результате каждая команда покажет небольшую концертную сюиту или даже спектакль. При этом возможны два варианта:

а) тема (сюжет) таких сюит-спектаклей для всех команд общая (выбирается также сообща — советом капитанов по предложениям команд);

б) каждая команда, начиная подготовку, придумывает свою тему (сюжет).

Примеры тем (сюжетов):

«День в пионерском лагере», «В туристском походе», «Праздник на корабле», «Лесной карнавал», «На всемирном фестивале молодежи», «Встреча друзей с Кубы (другой страны)», «В Антарктиде» и др.

Порядок игры-обозрения.

1. Создание команд (если решено участвовать сводными коллективами), выборы капитанов, составление программ (перечня обязательных жанров и т. д.);

2. Подготовка концерта по командам (время — 15–20 минут, в любом случае не больше получаса);

3. Поочередные выступления команд (каждой дается 5–7 минут).

Советы организаторам.

Завершить концерт хорошо общей песней, например самой удачной из тех, которые были исполнены во время командных выступлений.

Проводить концерт-«молнию» можно во время праздничных утренников, вечеров на привале в походе, в перерыве для отдыха между трудом, во время ожидания начала какого-либо дела (особенно когда это ожидание неожиданно затягивается) и т. д.

Соревнования между командами устраивать не стоит. Пусть каждое выступление имеет одну цель — удовольствие, радость товарищей, а весь концерт будет своеобразным обменом сюрпризами.

Участниками концерта-молнии могут быть и постоянные коллективы (например, октябрятские звездочки со своими старшими друзьями, пионерские звенья, классные коллективы), и сводные объединения. Сводные команды можно создавать различными способами: по жребию, по именам участников (объединения тезок — «Вали, Али, Оли и Коли»; «Тани, Ани, Вани, Мани»; «Сережи и Людмилы» и т. п.), по времени их рождения (например, «Зима», «Лето», «Весна», «Осень») и т. д.

Помните, что главное в игре — проявление творческих способностей, находчивости, остроумия, фантазии каждого участника, сплочение коллектива, утверждение мажорного тона его жизни.

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Ролевая игра, заключающаяся в подготовке и показе спектаклей для своего коллектива и окружающих людей.

Участниками этого дела могут быть учащиеся одного класса — октябрятской группы, пионерского отряда и их взрослые друзья, но лучше, если будут действовать в содружестве старшие и младшие, например пионеры и октябрята.

«Строительство» театра начинается на общем сборе. Все участники игры сообща решают, какие цехи (отделы) будут в составе театра, затем создаются сводные бригады по цехам, выбираются командиры бригад (начальники цехов) и совет дела — дирекция театра, в которую входят начальники цехов и главные руководители (директор, художественный руководитель) — взрослые и старшие ребята.

Так же сообща выясняется «репертуарный вопрос». Если решено поставить готовую пьесу, то проводится конкурс между сводными бригадами на лучшее предложение о том, какую именно пьесу взять. Если решено играть свою пьесу (например, инсценировать известную сказку, рассказ и др.), то создается литературная бригада (литературный цех), которой и поручается написать текст представления, или проводится конкурс между первичными коллективами (октябрятскими звездочками, пионерскими звеньями), сводными бригадами (цехами) на лучшую тему (сюжет) спектакля. На следующем общем сборе все предложения обсуждаются, а затем уже выбирается специальная литературная бригада, которая пишет сценарий (его также можно создать приемом эстафеты от одного первичного коллектива к другому, как рассказ-эстафету). После создания пьесы дирекция распределяет работу между цехами (бригадами) и руководит подготовкой спектакля.

Примерная структура кукольного театра:

1) дирекция — главные руководители и начальники цехов (командиры бригад);

2) литературный цех;

3) кукольный цех (изготовление кукол);

4) актерский цех (бригада кукловодов);

5) бутафорский цех (изготовление реквизита);

6) декорационный цех (работа над декорациями);

7) световой цех (сценические звуки, шумы, музыкальное сопровождение).

После каждого представления общий сбор-«огонек» обсуждает: что было хорошо? Что не получилось? Что предлагается? Каждый цех высказывает свои мнения и предложения.

Спортивные КТД

ВЕСЕЛАЯ СПАРТАКИАДА

Несколько коротких спортивных состязаний, объединенных в форме творческой игры.

Веселая спартакиада прививает интерес к спорту, развивает ловкость, находчивость, меткость, умение соотносить свои действия с действиями других, ориентироваться в обстановке и быстро принимать нужные решения. Это КТД — хорошее средство поднятия тонуса жизни коллектива, сплочения мальчиков и девочек, старших и младших, ребят и взрослых.

Основные типы состязаний.

1. Комбинированная эстафета (с участием команды, разделенной по отдельным этапам).

2. Общекомандные выступления:

выполнение одного или нескольких заданий последовательно каждым членом команды по очереди;

выполнение одного или нескольких заданий (последовательно) всей командой.

3. Состязания представителей команд: групповые и индивидуальные поединки (например, капитанов команд).

В спартакиаде могут участвовать две или более команд, причем в отдельных видах состязаний команды могут выступать или одновременно, или по очереди, или, если участвуют 4 и более команд, попарно, по олимпийской системе (проигравшие выбывают из соревнований, а победители участвуют в следующем туре).

Любая веселая спартакиада отличается игровым характером каждого вида состязаний, может включать элементы эксцентрики, буффонады, нужно также использовать возможности, которые представляют для таких соревнований условия данного времени года. Например, летняя спартакиада — летние условия (зеленый луг, вода, лес).

Примерный ход веселой спартакиады.

1. Распределение на команды.

2. Работа по командам: выбор капитана, придумывание названия команды, девиза, гимна, приветствия, изготовление формы (атрибутов) в соответствии с названием.

3. Открытие спартакиады: выход, рапорты, парад команд, представление судей, подъем флага, сообщение порядка состязаний.

4. Тренировка по командам.

5. Состязание команд.

6. Финал: награждение команд (в том числе шуточными призами), выступление команд и судей, спуск флага, общая песня, уход каждой команды с песней.

Тренировку к состязаниям можно проводить и до открытия спартакиады — после оформления команд. В этом случае судейская коллегия объявляет заранее виды соревнований, причем тренировка может продолжаться длительное время, достаточное для отработки каждого задания-упражнения.

Примерные виды состязаний (для всех времен года).

1. Комбинированная эстафета «Руки — ноги — голова» с такими примерно этапами: «тачка» (один ходит на руках, другой держит его за ноги); «страус» (бегут вдвоем в таком положении, что голова одного находится под мышкой у другого); «черепаха» (бег на четвереньках, спиной к земле); «трехножка» (бегут вдвоем так, что правая нога одного связана с левой ногой другого) и т. п.

2. «Слалом». Команды с равным количеством участников выстраиваются у подножия холма в колонну по одному. По сигналу судьи команды взбираются на гору, огибают каждая свой контрольный пост (флажок), сбегают с горы и выстраиваются перед стартовой чертой в колонну так, чтобы пришедший первым оказался сзади, а пришедший последним — впереди колонны с поднятой рукой.

3. «Змейка». Команды выстраиваются перед стартовой чертой в колонну по одному. По команде ведущего участники приседают, кладут руки на плечи друг другу и гусиным шагом проходят между поставленными поленьями (палками или камнями), огибая их, как при слаломе.

Дойдя до противоположной линии, «змейка» поворачивает и снова проходит дистанцию, огибая препятствия. Время прохождения командой всего маршрута определяется по последнему участнику, пересекшему линию старта — финиша.

4. Перетягивание каната. Соревнование команд по перетягиванию каната производится на площадке длиной 15–20 м, разделенной поперек на равные части нейтральной линией.

Команды «противников» выстраиваются в колонны друг против друга, причем участники, возглавляющие колонны, становятся, вплотную к нейтральной линии, не наступая на нее. Команды держат канат так, чтобы его середина, отмеченная красной тесьмой, находилась точно над этой линией, и по сигналу судьи начинают тянуть канат, стремясь к тому, чтобы ближайший к линии участник команды «противника» переступил через нее. Запрещается: подавать сигналы, координирующие действия участников своей команды; перехватывать канат руками за тесьму на стороне противника.

В перетягивании каната, как и во всяком командном соревновании, выигрывают согласованность, одновременность действий, физическое развитие и воля участников команды к победе.

5. Штурм и борьба за флаг. Флаг устанавливают на видном месте, лучше всего на холме. В зависимости от количества участников и пересеченности местности определяется зона защиты флага, обнесенная вокруг чертой. Здесь располагается команда, цель которой в том, чтобы не допустить выноса флага из своей зоны. Команда, расположенная вне черты (например, у подножия холма), по сигналу судьи стремится в наикратчайший отрезок времени вынести флаг за черту зоны защиты.

В этой игре надо суметь наметить наиболее подходящий план действий, организовать четкое и быстрое руководство своей командой, проявить гибкость и оперативность, стремясь предусмотреть и упредить действия «противника», внося изменения в намеченный ранее план действий.

Игра позволяет выявить наиболее инициативных, способных к руководству ребят, подчеркивает значение организованности и умения быстро ориентироваться по обстоятельствам.

6. Стрельба по мишеням. Проводится в любое время года, причем в качестве снарядов могут быть использованы мячи, шишки, снежки и т. п., а мишени лучше делать «злодейскими».

Порядок стрельбы также можно использовать разный: или каждый член команды стреляет по очереди, или команда стреляет залпом, или стреляют выделенные снайперы. Стрельба проводится из положения стоя, лежа, с колена и др.

Советы организаторам.

Взрослые могут быть членами команд (поровну), болельщиками, судьями (вместе с ребятами). Главным судьей лучше быть взрослому.

Смело придумывайте новые варианты и другие виды состязаний.

Члены совета дела (штаба спартакиады) могут быть не только судьями, но и тренерами команд во время подготовки к состязаниям.

На оформление команд и тренировку времени не жалейте!

Пусть награду, хотя бы и шуточную (но не обидную), получит каждая команда.

Командам до завершения финальной церемонии не выходить из принятых ролей, даже на поражения реагировать соответственно этим ролям.

Закон веселой спартакиады — задор, добрая шутка, взаимное подбадривание.

Экологическое КТД

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА.

В первой половине дня дети по отрядам выходят на этапы. На каждом их ждет определенное задание, связанное с природой. Каждый отряд ходит по своему маршруту. Весь маршрут детям сразу не известен. На каждом этапе они узнают, что их ожидает впереди.

Этапы соревнований.

  1. Станция «Бабушка-загадушка».

Детям предлагаются загадки о лесе, цветах, животных, птицах, неживой природе.

- Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

-Кто поёт, надувая воздушные пузыри. (лягушка)

- Месяц видел, а солнце скрыло. (роса)

- В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (дождь)

- Кто без рук, без топора строит дом. (птица)

- Не зверь, а воет. (ветер)

- Много мастеров срубили избу без углов. (муравьи и муравейник).

- Очаг один, а всю землю греет. (солнце).

- Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (смородина)

  1. Станция «Пословица недаром молвится».

1) Детям дается начало пословицы, они должны продолжить ее.

2) Вспомнить и назвать как можно больше пословиц (поговорок), связанных с природой.

– Апрель с водою, май с – с травою.

- В цвету трава – косить пора.

- Что летом родится, зимой пригодится.

- Не бывает хлеба без труда.

- Весна даёт цветы, а осень - плоды.

- При солнышке тепло, при матери добро.

3.Станция «С песней весело шагать». На этом этапе отряд должен исполнить песню о природе.

4.Станция «Где, чей дом?».

На асфальте начерчены круги с надписями: небо, озеро, льды, болото.

Ответственный за этап называет животных и растения. Например: воробей, белый медведь, кувшинка, цапля, бурый медведь, осока и т. д.

Дети должны встать в тот круг, который является домом названного обитателя. (Воробей - небо; цапля — болото.)

5.Станция «Зеленый патруль».

Дети рассказывают о правилах поведения в лесу, о том, что можно и что нельзя делать в лесу.

На этом же этапе можно предложить детям прослушать рассказ и найти в нем ошибки в поведении школьников:

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара так не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Незнакомые нам грибы мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток, разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы их все равно разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце поднималось все выше, становилось все жарче.

На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже сильно устали. В лесу много муравейников. Петя решил показать нам, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было уже не страшно –мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги поползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, это уж», - тихо сказала Маша. «Все равно - гадина!» - ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд подошел к городу. Весело прошел день!

6.Станция «Лечебница Айболита»

Примерные вопросы:

  1. Из какого растения изготавливают лекарство, улучшающее аппетит?(Корень одуванчика)
  2. Сок, какого растения останавливает кровотечение? (Пастушья сумка)
  3. Каким растением лечат нарывы, порезы? (Листом подорожника)
  4. Расскажи о каком-либо лекарственном растении. Для чего оно служит, как его используют (если возможно — покажи).

7. Станция «Белка»

- Назови грибы, которые знаешь.

- Какой гриб самый ядовитый? ( Бледная поганка)

- Какие ягоды ядовиты? (Вороний глаз, волчье лыко, и др.)

- Чем ценны плоды шиповника? (в них много витамина С)

- Какие ягоды растут в наших лесах?

8. На этом этапе дети рисуют плакаты в защиту природы.

Все плакаты затем вывешиваются, чтобы все могли их увидеть.

Днем в отрядах можно провести конкурс рисунков или конкурс поделок из природного материала (это не должны быть листья, зеленые ветки, цветы).

ИГРЫ

ИГРЫ В АВТОБУСЕ

Угадалки
Предложить детям угадать ваше имя, а потом и имя вашего отца, из которого они выведут ваше отчество. А потом они могут попытаться угадать вашу любимую песню (назовите популярную и всем знакомую песню, чтобы у вас был шанс услышать ее исполнение по вашей просьбе), ваше любимое блюдо и т.д.


Ухо – нос
А теперь давайте возьмемся правой рукой за нос, а левой за правое ухо, попробуйте быстро хлопнуть в ладоши, а затем взяться левой рукой за нос, а правой за левое ухо. Попробуйте проделать это несколько раз подряд.


Что мы взяли с собой 
Можно выяснить, не забыли ли мы взять с собой в лагерь что-то важное. Для этого вы задаете подобные вопросы: «Полотенце взяли?», «Хорошее настроение взяли?», «Глаза взяли?», «Жареного бегемота взяли?», а ребята будут хором на них отвечать. Если окажется, что кто-то прихватил с собой в лагерь желтую подводную лодку или запасные коленки, поинтересуйтесь, каким образом удалось упаковать их в чемодан, где это продается, можно ли посмотреть, померить и есть ли разрешение на провоз этого ценного предмета в автобусе. Только не превращайте свой комментарий из шуточного в язвительно – саркастический.

Гол — мимо!

Два ряда в автобусе выступают в роли двух команд.
Если вожатый поднимает правую руку вверх, то первая команда кричит «Гол!». Если вожатый поднимает левую руку, то вторая команда кричит «Мимо!».
Если подняты обе руки — обе команды кричат «Ура!».

Знакомство

— Кто помнит, как зовут вожатых?

-С нами вы уже познакомились, а теперь мы хотим познакомиться с вами. Поэтому на счет «три» каждый громко выкрикнет свое имя (вожатые пытаются угадать, сколько Маш, Дим, … в отряде; Вот тебя зовут Федя, нет?, А как? Маша? Все запомнили, что это Маша, а не Федя, …)

-Сейчас мы пустим по рядам рулон туалетной бумаги. Пусть каждый отмотает себе столько, сколько захочет. Отмотали? Молодцы! Теперь складываем бумагу гармошкой. Ну а теперь, разгибая нашу гармошку, мы будем рассказывать о себе по предложению на каждый загиб. Интересно, чей рассказ получится длиннее? Начиная свой рассказ не забудьте представиться.

ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ

  • Атомы-молекулы

Участники бродят «в хаотичном броуновском движении». Каждый из них - атом. Ведущий объявляет, в молекулу из какого количества атомов они должны построиться.

  • Человек к человеку

Участники разбиваются на пары. Галящий дает команды, которые выполняются каждой парой. Например: рука к руке, спина к спине, ухо к уху и т.д. Фигура усложняется. После этой команды «Человек к человеку», каждый участник ищет себе новую пару. Задача галящего успеть найти себе пару. Оставшийся без пары становится новым галящим.

  • Построение

Отряд делится на 2 команды, которые как можно быстрее и точнее должны построиться по каким-либо параметрам: по росту, цвету глаз, длине волос, размеру ноги, числу карманов, дням рождения, величине вытянутой руки и т.д.

  • Построение

Игра в круге. Все закрывают глаза. Инструкция: в полной тишине построить круг, треугольник, квадрат, ромб и т.д.

  • Крокодил

Необходимо что-либо изобразить, используя всех участников команды, например: различные буквы, фигуры; оркестр, электричку, сороконожку, танк; болельщиков, команда которых проигрывает; зрителей, смотрящих крутой боевик; людей в очереди за колбасой; пациентов у кабинета стоматолога; известные картины и т.д.

  • Путанка

Водящий отворачивается. Участники, стоя в кругу и взявшись за руки, начинают путаться между собой, образуя живой клубок (запутывать может сам вожатый, играя вместе с детьми). Задача водящего – распутать этот клубок, не разрывая рук.

  • Гусеница

Отряд становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что отряд – это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку и т.д.

  • Импульс

Играющие образуют круг и держатся за руки, галящий передает «импульс» - рукопожатие - в одну сторону. Засекается время, за которое «импульс» к нему возвратится. Надо увеличить темп.

ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО

Снежный ком

Вожатый объясняет правила: "Друзья, сейчас мы попробуем познакомиться со всеми вместе. Для этого нужно быть очень внимательными. Правила нашей игры такие: первый человек называет свое имя. Его сосед называет имя первого и свое. Сосед соседа называет имя первого, второго и свое. И так далее".

1 чел. Петя;

2 чел. Петя, Вася;

3 чел. Петя, Вася, Лена;

4 чел. Петя, Вася, Лена, Оля ...

Желательно чтобы вожатый оказался последним и правильно без ошибок назвал все имена ребят (завоевание расположения группы).

Варианты этой игры:

1.    назвать свое имя и сделать какое-нибудь движение;

2.    имя + слово, с которым ты ассоциируешься;

3.    имя + слово, предмет, который тебе нравится на ту же букву.

Часы

Ведущий раздает каждому участнику часы. Дается несколько минут, чтобы все назначили друг другу встречи на определенное время и записали имя своего товарища напротив определенного времени. Нельзя встречаться с одним человеком 2 раза.

Все показывают часы с заполненными делениями.

Вожатый объявляет: "Сейчас час дня и в час дня мы говорим о том, какую музыку мы любим. У вас есть 3 минуты". Ребята находят человека, с которым у них назначена встреча на час и болтают с ним о музыке.

"А теперь 2 часа. И мы говорим о том, как вчера мы собирались в лагерь и что нам сказали родные на прощанье", и т.д.

Расскажи про своего соседа

Ребята сидят в кругу. Вожатый предлагает им внимательно посмотреть на своего соседа справа и попробовать догадаться, какой он в жизни (или каким был в 5 лет, каким станет, когда ему будет 30 лет). Потом каждый рассказывает.

Здравствуйте!

Все участники должны просто подходить друг к другу и, радостно улыбаясь, говорить «Здравствуйте!». Но говорить все это они должны, пожимая друг другу руки, локти, пальцы, спины, ноги, уши и все те части тела, которые называет ведущий-вожатый, который сам активный участник игры. Смелее!

Игра «Комплимент»

Перед началом игры все участники становятся в круг. Затем первый игрок начинает с комплимента своему соседу. Только комплимент должен начинаться на первую букву имени того человека, которому он адресован. Например, если Вася делает комплимент Даше, то этот комплимент должен начинаться с буквы «Д»: добрая, душевная, дорогая и т.д. Тот, кто не сможет придумать комплимент своему соседу, выбывает из игры. Побеждают те, кто смог придумать или вспомнить наибольшее количество комплиментов.

ИГРЫ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРА

Фотография на память

Группе предлагается "сфотографироваться на память" и встать перед ка-мерой. Обычно в центре встают люди с завышенной самооценкой.

Скульптура

Вожатый предлагает ребятам построить скульптурную экспозицию "Наша семейка в лагере" в течении 5 минут. По тому, кто возьмет на себя роль прораба, судят о        лидерах.
Посчитай

Командам выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами. Задача – найти сумму всех чисел и назвать результат.

Задания

Вот еще один вариант выявления лидеров, состоящий из нескольких игр. Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую Начали!. Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом, вы создадите дух соревнования, который является немаловажным для ребят.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. Начали! Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встали полкоманды. Начали! Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.

Карабас

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово КА-РА-БАС и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причём столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции.

В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ребят.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие ребята, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу счастливых. Безынициативной является та группа отряда, которая не встаёт вообще. Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

ИГРЫ С ЗАЛОМ

Как чихает слон 
Зал делится на три части. Первая говорит: «Ящики, ящики…», вторая – «хрящики», а третья самозабвенно кричит: «потащили, потащили…». А потом все вместе. 

 Киносъемка 
Будем снимать «Белое солнце пустыни». Зал делится на две части. Первая говорит: «Чух-чух-чух…», изображая мотор катера, вторая всеми возможными путями изображает взрыв. Помимо всего этого из зала выбирается мальчик, который будет играть Сухова, то есть во время работы катера кричать: «Верещагин, не заводи мотор!», и девочка, на роль жены Верещагина, после взрыва кричащей что есть мочи: «Пашка!!!». Сначала все репетируется по отдельности, а потом все вместе, добиваясь желаемого        эффекта. 

Гол – мимо
Зал делится на две части. Когда ведущий поднимает правую руку, правая половина кричит «Гол!», когда он поднимает левую руку, левая половина кричит «Мимо!», если же ведущий поднимает обе руки. То все кричат «Шайба!» 
   

Дождик 
Чтобы добиться тишины можно провести эту игру. Ведущий предлагает детям послушать дождик. Для этого сначала все хлопают указательным пальцем по руке, затем добавляют другой, третий, четвертый, а потом полностью ладонью. А теперь в обратном        порядке. 

 Гиппопотам 
Ведущий дети 
Меня укусил гиппопотам – Меня укусил гиппопотам 
(разводят руки в стороны) 
От страха я на дерево залез – От страха я на дерево залез 
(показывают, как лезут на дерево) 
И вот я здесь – И вот я здесь 
(показывают руками на себя) 
А рука моя там – А рука моя там 
(одну руку отводят в сторону) 
Меня укусил гиппопотам - Меня укусил гиппопотам 
(разводят руки в стороны, но отведенную на предыдущей фразе руку не возвращают, а держат ее в этом положении до самого конца игры) 
Меня укусил гиппопотам - Меня укусил гиппопотам 
(разводят руки в стороны) 
От страха я на дерево залез - От страха я на дерево залез 
(показывают, как лезут на дерево) 
И вот я здесь - И вот я здесь 
(показывают руками на себя) 
А нога моя там - А нога моя там 
(одну ногу оставляют в сторону) 
Меня укусил гиппопотам - Меня укусил гиппопотам 
(и так далее про все части тела, не забывая про то что уже гиппопотам “откусил”) 

 Поезд 
Задача ведущего (вожатого) разделить сидящих в зале на 8 команд и распределить между ними следующие роли: 
1. Колеса поезда. Встают, изображая вращающиеся колеса, и говорят: «Чух-чух». 
2. Гудок. Встают говоря: «Ту-ту-у-у-у». 
3. 1 час. Встают, покачивая головой из стороны в сторону, и произносят: «Так – так - так» 
4. Пассажиры. Машут руками 
5. Стоп-кран. Имитируют нажатие стоп- крана и произносят: «Кх-кх-кх». 
6. Тетя. Поправляют прическу 
7. Собака. Лают. 
Ведущий сообщает детям, что они отправляются в путешествие, и начинает свой рассказ, по ходу которого дети должны выполнять движения. 
«Однажды утром поезд «Иркутск – Наушки» отправился в путь. Весело стучали его колеса, иногда машинист подавал гудок, пассажиры весело болтали друг с другом. Незаметно прошел час, незаметно прошел второй час. Вдруг одна тетя выбежала из вагона и нажала стоп- кран. Колеса перестали стучать, а пассажиры от неожиданности попадали со своих мест. Дело в том, что тетя забыла покормить свою собаку перед отъездом. После того, как тетя сошла с поезда, машинист подал гудок, и вновь застучали колеса, а пассажиры обнимали друг друга, радуясь, что остались живы. Но больше всех была рада собака!» 

Бегемот 
Толстый, толстый бегемот /показывать руками живот/ 
Сделал левый поворот, /волна правой рукой влево/ 
Взял билет на пароход /правой рукой показываем «Yes»/ 
И в дорогу бутерброд. /правой рукой помазывать по левой/ 
Открывает шире рот, /пружинисто раздвигать руки вверх и вниз/ 
Ест огромный бутерброд, /показать, как широко загребают руками/ 
Набивает пищевод. /толочь правой рукой, набивать/ 
А теперь наоборот… 
/И так далее, убыстряя темп/ 

ИГРЫ В ПОМЕЩЕНИИ

Миссис Мамбл

10-15 человек садятся в круг. Один начинает игру следующим вопросом, обращенным к соседу справа: "Миссис Мабл дома" Тот должен ответить: "Не знаю, спрошу у соседа" И задает соседу тот же вопрос, на который получает тот же ответ. Все удовольствие участники получают оттого, как произносятся слова. Их надо говорит, не показывая зубы, т.е. закусывая губы.

Робби

Для игры нужно от 5 и более человек. Ведущий произносит некоторые команды. Если он скажет. Робби говорит .... (сделать то-то), то остальные выполняют команду. Если же ведущий просто говорит команду (сделать то-то), то ее выполнять не нужно. Кто допустит ошибку, выходит из игры. Команды могут быть следующие: закрыть глаза, поднять руки, опустить руки, подпрыгнуть вверх, мяукнуть и т.д. Выигрывает тот, кто остается последним.

Запомни вещи

На стол выкладываются 15-20 различных предметов. Игрокам дается 30 секунд для того, чтобы их запомнить. После чего предметы накрываются. Каждый участник пишет то, что он запомнил. Выигрывает тот, кто больше предметов запомнил. Игру можно сделать командной, т. е. запоминает не один чело- век, а команда; выигрывает команда, которая назвала больше предметов.

Мешок

Ведущий предлагает детям представить себя слепыми и угадывать предметы на ощупь. Для этого берется мешочек, в который складываются самые разные предметы: часы, яблоко, спички, стакан и т.п. По желанию каждый может протянуть руку в мешочек и вытащить один за другим предметы, угадывая их.

Крокодил

Для игры требуется как минимум 4 человека. Игроки делятся на две команды с примерно одинаковым количеством человек. Первая команда загадывает какое-нибудь слово, например, "ученик". Затем они вызывают одного любого игрока из противоположной команды и говорят ему это загаданное слово. Задача этого игрока - в пантомиме изобразить это слово для своей команды, чтобы та угадала его. Когда игрок будет показывать загаданное слово, то его команда вслух начинает угадывать. Например: ты показываешь школу7 На что игрок может отвечать кивком головы, но не должен произносить никаких слов или звуков. Когда слово угадано, команды меняются ролями.

Дирижер

Для игры требуется не менее 5 человек. Все становятся в круг, один игрок выходит. Выбирается один человек, который будет "дирижером". Он будет показывать, как будто играет на музыкальных инструментах, а все повторять за ним. Угадывающий игрок входит, и все начинают играть, повторяя за "дирижером", угадывающий игрок же должен узнать, кто "дирижер". Если он угадал меньше, чем с трех попыток, то становится в круг, а вместо него выходит "дирижер", а если ему не удалось угадать двух раз, то он опять угадывает, только выбирают нового дирижера.

Запомни детали

Для игры необходимо 5-15 человек. Ведущий с одним игроком выходят и меняют какую-нибудь деталь во внешности этого игрока. Например, расстегивают одну пуговицу, подкатывают рукав или изменяют прическу. Затем они возвращаются к остальным игрокам, которые должны угадать, что изменилось.

Звонящий

У всех завязаны глаза, кроме ведущего. Он должен всё время перемещаться по комнате с колокольчиком в руке . Остальные пытаются поймать ведущего по звону колокольчика. Иногда они ловят друг друга и убеждаются что ошиблись, услышав звон колокольчика вдалеке Игрок, поймавший и узнавший звонящего, становится ведущим.

Кого нет?

Участники сидят на стульях. Ведущий выходит из комнаты. В это время одного из игроков накрывают одеялом, остальные игроки меняются местами. Затем зовут ведущего. Он должен будет найти и определить как можно быстрее: кого в комнате нет. Если ведущий называет спрятавшегося, последний становится ведущим. Выигрывает тот, кто быстрее определил: кого нет.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

Запрещенное движение

Дети, идя по кругу, повторяют все движения за воспитателем, кроме одного, например: "Руки вверх!". Тот, кто выполняет "запрещенное" движение, становится в конец колонны. Таким образом более внимательные дети окажутся в начале колонны, и они считаются победителями.

Белки, орехи, шишки

Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя беличье гнездо. Между собой они договариваются, кто будет белкой, кто - орехом, кто -шишкой. Водящий один, гнезда у него нет. Есть в этой игре еще и ведущий, который произносит слова: белки, шишки, орехи. Если он сказал белки, то все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим. Если ведущий говорит: орехи, то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, который становится орехом. Водящий и ведущий могут быть разными людьми, а может обе функции выполнять один человек. Ведущим может быть подана команда: белки-шишки-орехи, и тогда меняются местами сразу все.

Подскоки

Ведущий стоит в кругу, а остальные за пределами круга. Они то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Водящий может ловить только тех, кто в кругу, коснувшись их рукой.

Выше ноги от земли

Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой не можно выбегать. Затем выбирают одного ловца. Он начинает ловить игроков, что убегают. При этом дети стараются оторвать ноги от земли (стать на скамейку или камень). В таком положении ловец не имеет права их осалить. Ловцу запрещается подстерегать игрока, а остальные не должны оставаться с поднятыми ногами более чем 20-30 секунд. Если ловец догонит игрока, то они меняются ролями.

 Кто идет

Выбирают водящего - "совушку", остальные дети изображают птичек. Птички свободно бегают по площадке, размахивая руками, как крыльями. "Совушка" сидит в дупле (обозначенное на площадке место). Когда руководитель произнесет слово "Ночь", совушка вылетает из дупла и бегает по площадке, зорко следя за птичками. Птички по сигналу "Ночь" должны остановиться на месте и не двигаться. Кто пошевелится, того "совушка" уводит в свой дом, и сама снова выбегает на площадку. Когда руководитель скажет "День", "совушка" прячется в дупло, а птички, кроме уведенных совушкой, начинают летать. Игра прерывается, когда совушка уведет к себе 3-х птичек. Тогда выбирают новую совушку и игра возобновляется.

Факел (Знамя)

Чтобы играть в эту игру понадобится большая прямоугольная площадка (размером примерно 25х50 метров). Площадка делится на две части. В конце каждой части рисуется круг, в который кладется "факел", ("знамя", в общем, любая подходящая палка). Игроки делятся на две команды, в каждой из которой от 5 до 15 человек (чем больше, тем лучше). Смысл игры заключается в следующем:

Игроки должны пробраться в круг противоположенной команды, взять "знамя" и вернуться на свою половину поля. Запрещается выходить за пределы игровой площадки. Естественно все не так просто, как кажется с самого начала, т.к. при попытке пробраться в круг, игроки противоположенной команды мешают это сделать. Если на чужой половине поля до игрока дотронулся соперник, то игрок, который пытался пробраться в круг, стоит на месте. А стоит он так до тех пор, пока его не "освободит" кто-нибудь из своей команды. Единственным спасительным уголком на поле является круг, где лежит "знамя" и "своя" половина поля. За каждый "захват" знамени команде дается одно очко. Выигрывает та команда, которая "украла" знамя у противника большее количество раз. Не смотря на всю простоту игры, она очень увлекательна. Играть в неё могут как мальчики, так и девочки. Кроме того, чтобы пробраться в "тыл врага" нужно немного подумать и разработать "тактику и стратегию ведения диверсионно-подрывной деятельности". Обычно, часть игроков отвлекает команду соперника, а самый быстрый пытается пробраться в круг. В общем, поле для фантазии огромное. Играйте и наслаждайтесь….

Гуси-лебеди

Учитель обращается к гусям: «Гуси-гуси!»

Гуси отвечают:

— Га-га-га!

 — Есть хотите?

 — Да, да, да!

 — Ну, летите!

 — Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой!

 — Ну, летите, злого волка берегитесь!

После этих слов гуси спешат домой от одной линии к другой, а выбежавший волк (волки) старается поймать («запятнать») как можно больше гусей. Пойманных гусей волк отводит в свое логово.

После двух-трех таких «перелетов» выбирается новый волк, а пойманные гуси возвращаются в игру, которая начинается сначала.

Два кольца.

 Группа стоит взявшись за руки вокруг нарисованного на земле кольца. Внутри этого большого кольца находится маленькое. Человек может находиться только либо вне большого кольца, либо внутри малого. Задача каждого - заставить других наступить на запретную территорию и при этом удержаться самому.

Хвост дракона

Играющие выстраиваются в колонну по-одному и берут друг друга за пояс или за плечи. Задача игрока, стоящего первым, - поймать игрока, стоящего последним. Внимание! Игру лучше всего проводить на поляне.

Тише едешь - дальше будешь

Водящий становится лицом к стене. Остальные выстраиваются в шеренгу на расстоянии 20-30 шагов от водящего. Водящий произносит: «Тише едешь - дальше будешь». Игроки в этот момент приближаются, говоря: «А приедешь - дома будешь!».  После этих слов водящий резко поворачивается к игрокам. Тот, кого он заметил в движении, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто приблизился настолько, что может коснуться стоящего у стены. Выигравший становится водящим.

РЕЧЕВКИ, КРИЧАЛКИ

Всяко разно

Эй, ребята, шире шаг!
Нам нельзя скучать никак!
Нет, наверно, в целом мире Веселей, Дружней ребят.
Не грустим в семействе нашем, Мы поем, танцуем, пляшем.
Все занятья хороши — веселимся от души!

***

Раз, Два!
Три Четыре!
Эй ребята, шире шаг!
Нет наверно в целом мире, веселей, дружней ребят!
Не грустят в семействе нашем,
Мы поем, танцуем, пляшем!
Все занятья хороши,
Веселимся от души!
Все сумеем сделать сами.
SMS отправим маме!
Эй, дружок, не унывай,
Нашу песню запевай!

***

-Раз, два, три, четыре, эй, ребята, шире шаг.
Нет, наверно, в целом мире веселей, дружней ребят.
Не грустят в семействе нашем, мы поем, рисуем, пляшем.
Все занятья хороши, веселимся от души.
Раз, два! Пацаны! Три! Четыре! И девчата!
Раз, два! Кто же мы? – обалденные ребята!
Не страшны нам труд и грусть,
Нам с дороги не свернуть.
Будем вместе мы всегда, мы теперь одна семья!

***

Кто шагает с рюкзаками?
Кто со скукой не знаком?
Кто отстал, не отставай.
Кто устал, не унывай!
Кто идти захочет с нами,
Нашу песню запевай

***

Эй, лихая детвора,
Собираться нам пора.
Бим — бом! Та — ра — ра!
Никогда не скучно нам.
Солнце светит ярко — ярко,
Нам от солнца жарко — жарко!
Лето, воздух и вода — Наши лучшие друзья!

***

Солнечному лету рады все ребята.
Отдых, море, дружба, — что еще нам надо.
Обещаем загореть и не разу не болеть.
Плавать как дельфины,
Выгибая спины.
Дружно лету детвора
Грянем громкое "УРА!"

***

Три! Шесть! Восемь! Пять!
Прибыли мы отдыхать!
Три! Пятнадцать! Восемнадцать!
Нам охота оторваться!

***

В: парам — парей
Д: хей
В: парам — парей
Д: хей-хей
В: парам — парей
Д: хей-хей-хей
В: настроенье какова
Д: (большим пальцем вверх) -во
В: все такого мнения
Д: да
В: Все без исключения
Д: да
В: молодцы
Д: УРА

Без вожатых никогда
Не уходим никуда.

***

Мы отрядная душа. 
С нами смена хороша,
Мы сильные и смелые,
Как негры загорелые!

***

Сидели два медведя — Сидели два медведя
На тоненьком суку — На тоненьком суку
Один сидел как следует — Один сидел как следует
Другой кричал "ку-ку" — Другой кричал "ку-ку"
Раз ку-ку — Раз ку-ку
Два ку-ку — Два ку-ку
Оба шлёпнулись в муку — Оба шлёпнулись в муку
Рот в муке — Рот в муке
Нос в муке — Нос в муке
Оба в кислом молоке — Оба в кислом молоке

***

Ведущий: Раз, два!
Все: Три, четыре!
Ведущий: Раз, два!
Все: Три, четыре!
Ведущий: Кто идет?
Все: Отряд здоровых
смелых и веселых
задорных друзей.
Ведущий: Раз, два!
Все: Три, четыре!
Ведущий: Мы здоровье сохраним,
Мы здоровьем дорожим.
И даем мы всем рецепты,
Все: Как здоровье сохранить,
Чтобы бодрым и веселым
Нам до старости прожить.

***

У меня есть паровозик — ТУ — ТУ — ЧИ — ЧИ
Он меня по рельсам возит — ТУ — ТУ — ЧИ — ЧИ
У него труба и печка — ТУ — ТУ — ЧИ — ЧИ
И волшебное колечко — ТУ — ТУ — ЧИ — ЧИ
Мы отправимся с вокзала — ТУ — ТУ — ЧИ — ЧИ
У него четыре зала — ТУ — ТУ — ЧИ — ЧИ
Мы поедем до Парижа — ТУ — ТУ — ЧИ — ЧИ
А быть может и поближе — ТУ — ТУ — ЧИ — ЧИ
Тут пошёл весенний дождик — ТУ — ТУ — ЧИ — ЧИ
И застрял наш паровозик — ТУ — ТУ — ЧИ — ЧИ
Мы стоим в огромной луже — ТУ — ТУ — ЧИ — ЧИ
Тут уж нам не до Парижу — ТУ — ТУ — ЧИ – ЧИ

***

Алёнушки — мы! Иванушки — мы! 
Вместе мы лучшие люди страны! 
Товарища мы не оставим в беде, 
Всегда вместе мы во всем и везде!

***

Мы такие офигенные
Мы такие опупенные
Просто необыкновенные!

***

Аджи-аджи-аджи
Ай-яй-яй
Аджи-Аджи-Аджи
Ай-яй-яй
Аджи
Ай
Аджи
Ай
Аджи-аджи-аджи
Ай-яй-яй

***

Солнце встало над горой
Солнце встало над горой
Бракозябра ходит злой
Бракозябра ходит злой
Я дубинушку найду
Я дубинушку найду
К бракозябре подойду
К бракозябре подойду

Ооооооо, бракозябра
Ооооооо, бракозябра
Ууууууу, бракозябра
Ууууууу, бракозябра

***

Чика-бум — крутая песня……
Чика-бум — крутая песня
Мы поем её все вместе……
Мы поем её все вместе
Если нужен классный шум…
Если нужен классный шум
Пойте с нами — чика-бум…..
Пойте с нами — чика-бум
Пою я — бум-чика-бум ……
Пою я — бум-чика-бум
Пою я — бум-чика-бум ……
Пою я — бум-чика-бум
Пою я — бум-чика-рака-чика-рака-чика-бум ………
Пою я — бум-чика-рака-чика-рака-чика-бум

Спортивные

Смолоду закалишься —
На весь век сгодишься.

***

Чтобы день твой был в порядке,
Начни его с зарядки.

***

В здоровом теле — здоровый дух.

***

Кто делает зарядку — растет богатырем.

***

Побеждать — наша судьба,
Победим вас как всегда.

***

Тот, кто с нами хочет плыть,
Ловким, смелым должен быть!

***

Наши парни лучше ваших, 
Наши парни красивей. 
Наши парни ваших краше, 
И, конечно же сильней!

***

Сорок восемь, двадцать шесть
Руки есть и ноги есть
Сорок восемь, двадцать пять
Значит, надо побеждать!

***

Мы физкультурники, ребята!
Все болезни — берегись!
Перед самоподготовкой
Час спортивный становись!

***

На зарядку выходи! На зарядку всех буди.
Все ребята говорят: физзарядка – друг ребят!
Физкультурненький — ребенок, набирайся-ка силенок!
Физзарядка по утрам не во вред – на пользу нам.
Левая! Правая! Бегая, плавая.
Вырастем смелыми, на солнце загорелыми.

***

Мы идем на стадион.
Отряд наш будет чемпион.
Кто задору, солнца рад?
Эй, спортсмены стройтесь в ряд!
А команда есть?
Есть!
Капитан наш здесь?
Здесь!
Выходи скорей на поле
Поддержать отряда честь.

***

Раз, два! — По порядку…
Три, четыре! — Стройся в ряд!
Три, четыре! — На зарядку!
Раз, два! — Все подряд!
Левая — правая!
Бегая — плавая!
Растем мы смелыми,
На солнце загорелыми.
Наши ноги — быстрые
Метки — наши выстрелы.
Крепки — наши мускулы,
И глаза не тусклые.
Раз, два! — По порядку,
Три, четыре! — На зарядку!

***

Пейте дети молоко, 
Вам до наших далеко. 
Пейте дети простоквашу, 
Всё равно победа наша!

Столовские

Спасибо нам, что мы поели,
А приготовить может каждый!

***

С благодарностью мы к вам обращаемся опять,
Вкусно варите вы нам, кушать хочется опять,
Но мы знаем, что сейчас наш желудок полный,
С благодарностью от нас вам привет огромный!

***

Еле ночь мы пережили,
И дождались мы утра,
Потому что завтрак ждали,
Дорогие повара.

***

Мы поели, мы попили,
Червячка мы заморили,
Мы пойдём, передохнём
И опять поесть придём!

***

Гречка вкусная была,
Тюлька тоже ничего.
Но капуста лучше всех,
Поваров мы любим всех.

***

Спасибо за кашу,
Спасибо за чай,
Кухня, к обеду
Нас снова встречай!

***

Вожатый: Открывайте шире двери
Дети:Открывайте шире двери
— Мы голодные как звери
— Мы голодные как звери

-Очень кушать мы хотим
-Очень кушать мы хотим

— Даже повора съедим
— Даже повора съедим

***

Команде наших поваров
Мы говорим спасибо!
Все было круто, просто класс,
На славу и на диво!

***

Ничего на свете лучше нет,
Чем тарелка с тремя порциями котлет.

***

Макароны, макароны
Мы так долго ждали вас,

Вы пришли и мы готовы
Поприветствовать всех вас.

***

Будем кушать макароны —
Станем мы как чемпионы.

***

Даже пасмурное утро
Не испортит завтрак нам.
Любим мы молочный супчик
И спасибо поварам!

***

Музыкальный дали суп,
Петь мы любим тоже.
Звуков много издаём,
Но будет это позже.

***

Спасибо нашим поварам
За макароны и сырок,
За помидоры и чаёк.

***

1,2 – помидоры 
3,4 – огурцы 
5,6 – мы обжоры 
7,8 – молодцы 
1,2 – яблоки 
3,4 – груши 
Мы идём в столовую, 
Мы хотим покушать!