П.К. 4.3
методическая разработка

Швецова Александра Аркадьевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

            Самое ценное у человека - это здоровье, именно оно обеспечит ему

долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и

укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с раннего

детства.

            Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной

особенностью всей образовательной системы.

            С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений

деятельности педагога становятся здоровьесберегающие образовательные

технологии.

            В соответствии с Федеральным государственным образовательным

стандартом образования должно осуществляться укрепление физического и

духовного здоровья учащихся. Одно из требований, к результатам

обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый

образ жизни.

           Здоровьесберегающие образовательные технологии как

составляющей внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально

взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов

обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его

здоровья.

          «Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного

из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья

– в качестве приоритетного направления деятельности образовательного

учреждения». (Пояснительная записка к Федеральным государственным

образовательным стандартам общего образования (МНО РФ.Москва, 2011))

          Технология – это системный метод создания, применения и

определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом

технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей

задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

          Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все

направления деятельности учреждения образования по формированию,

сохранению и укреплению здоровья учащихся.

          Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в

школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик

обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в

соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и

гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической

нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и

рационально организованный двигательный режим.

           Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить

национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша

новая школа».

           Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья

учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья, формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.

          Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете

внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся,

формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных

технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

           Эти технологии используют принципы, методы и приёмы обучения и

воспитания как современные, так и традиционные.

          Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных

технологий обучения используются основные средства обучения: средства

двигательной направленности; оздоровительные силы природы;

гигиенические.

          Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:

- отсутствие назидательности и авторитарности

- элементы индивидуализации обучения

- наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников

- интерес к учебе, желание идти на занятия

- наличие физкультминуток

- наличие гигиенического контроля.

          Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация,

нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он

живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования,

т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени

его бодрствования. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый

школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников

отмечаются функциональные отклонения.

          Задача каждого учителя - изучить основы здоровьесберегающих

технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения

здоровьесбережения своих воспитанников.

          За последние годы накоплен достаточно обширный теоретический и

практический материал по обеспечению здоровья школьников в

образовательном процессе на уроке.

          Современный здоровьесберегающий урок любого учителяпредметника разнообразен.

          Урок, считаю, главное поле реализации здоровьесберегающих

образовательных технологий. Включение в урок специальных методических

приёмов и средств обеспечивает выполнение этой задачи и не требует

больших материальных и временных затрат. Учебно-воспитательный процесс на уроке должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма учащегося через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, регламентированных СанПиНами; осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий при организации обучения и воспитания школьника, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала.

Каким же должен быть современный здоровьесберегающий урок?

Прежде всего, здоровьесберегающий урок должен:

        Воспитывать и стимулировать у детей желание вести здоровый образ

жизни, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня, показывать им,

что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

         Это урок, соблюдающий «Условия здоровьесбережения»:

- выполнение требований СанПиН

- соблюдение этапов урок

- использование методов групповой работы

- использование интерактивных методов

          Это урок, на котором соблюдаются здоровьесберегающие действия:

- оптимальная плотность урока

- индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени

- чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания и т.п.

- оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы

- минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

          Какова же «Структура современного здоровьесберегающего

урока»?

          У каждого учителя свои методы, приемы.

          Проверка домашнего задания (построена как рефлексия (что было трудно легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).

Вводная часть урока организуется как актуализация знаний по теме урока.

Основная часть формулирует новые представления (это наиболее

информативная часть урока).

          Заключительная часть используется для закрепления.

          Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта.

Важное условие урока - это создание положительной психологической

атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках

          В своей педагогической деятельности использую следующие

здоровьесберегающие технологии в соответствии с особенностями каждого

возраста на основе личностно-ориентированного подхода к детям.

          Нельзя забывать о гигиенических условиях проведения урока, которые

влияют на состояние здоровья учащихся и учителя. Они выделены в

рекомендациях по проведению урока:

- Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать

норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения

класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых

раздражителей)

- Норма видов учебной деятельности на уровне  4-7 (опрос учащихся,

письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных

пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач)

- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов

учебной деятельности – 7-10 минут.

- Количество видов преподавания (словесный, наглядный,

самостоятельная работа) должно быть не менее трех.

- На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые

соответствовали бы видам работы.

- Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки,

минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких

упражнений с 3-4 повторениями каждого.

- Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация:

оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция

внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от

активности, интерес к изучаемому материалу.

          Динамические игры и паузы

          Для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов

считал, что любая мысль заканчивается движением. Многим людям легче

мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе,

покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. На двигательной активности построены все нейропсихологические

коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что

неподвижный ребенок не обучается. В процессе работы я широко применяю

динамические игры и паузы, которые хорошо развивают

психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают

функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.

          Упражнение №1:

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся

И кивнем затем по кругу.

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки.

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки.

          Кинезиологические упражнения

          Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия

на мышцы тела, т.е. путем физической активности.

          Кинезиологические методы позволяют активизировать различные

отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей

человека.

          Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий

активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария

обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе

систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка

развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация

внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими

эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, работу

можно начинать с кинезиологического комплекса, например, «Зеркальное

рисование»:

          - Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать

одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты,

треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого

упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда

деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается

эффективность работы всего мозга.

           Упражнение №2:

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз – кулак сожмем, на счет два – в локтях согнем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

          Упражнения для глаз

          Основной объем информации дети получают через зрительный

анализатор. Установлено, что эффективность зрительного восприятия

повышается в условиях широкого пространственного обзора. Отличительной

особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов»

является то, что дидактический материал размещается на максимально

возможном от детей удалении.

          Каждому упражнению можно придать игровой или творческий

характер. Например, на кончик указки прикрепляется изображение жёлтого

листочка и предлагается проследить глазами, как листочек кружится под

порывом ветра по заданной траектории. Систематические занятия по схеме

способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной

возбудимости, агрессии

          Упражнения для глаз хорошо сочетаются с общими физическими

упражнениями. Например, игра «Весёлые человечки». На карточках, которые

быстро показывает учитель, схематично изображены человечки,

выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения

1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его

движения.

          «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза.

Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в

воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

         Упражнение №3:

Носиком дышу, дышу глубоко,

Глубоко и тихо, как угодно.

Выполню задание, задержу дыхание…

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим: глубже, шире.

          Упражнение №4:

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте, не спеша.

Как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

Ловим снег – хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега нам и вам.

Размахнись рукой – бросок!

Прямо в цель летит снежок.

          Упражнение №5:

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты – молодец!

          Мимические упражнения.

На карточках нарисованы лица (так называемые смайлики) с

различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные. Дети их

копируют. А также можно предложить карточки с изображением эмоций.

Дети их повторяют.

          Релаксация

          Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих

напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения

на релаксацию проводятся под спокойную расслабляющую музыку.

          Упражнение «Путешествие на облаке»

          - Сядьте удобно и закройте глаза. Два раза глубоко вдохните и

выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на

белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако

медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши

лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое

место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное

и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и

поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Потянитесь,

выпрямитесь, снова будьте бодрыми, свежими и внимательными (также

можно предложить упражнение «Сон» («Зүүдэн») - закрыть глаза,

расслабиться, будто собираетесь спать. Подумать о чем-нибудь очень

приятном.

          Дыхательно-голосовые игры и упражнения

Дыхательные упражнения используются на уроках с материалом

устного характера. Эти регулярные упражнения способствуют профилактике

заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.

           Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного

характера, позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую

позу у учащихся. Они обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую

работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую

память, а также снимают утомления и дают возможность избежать

переутомления.

          Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов, слов,

предложений и фраз.

           «Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса) –

произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта.

Необходимо заметить, что развитие правильного дыхания способствует

общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной

саморегуляции.

          Работа с текстом

          1. Словарная работа.

Дети списывают с доски слова: спасибо, пожалуйста, спокойной ночи,

здравствуйте. Учитель просит подумать, что общего между этими словами, и

продолжить список. Затем говорит: «Дети, слова, которые вы написали,

называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди,

которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще их друг другу. Когда  люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно

исполняются, давайте вместе скажем:

          2. Контрольное списывание текстов о здоровье.

          Следует отметить необходимость того, чтобы и сами школьники

ощущали ответственность за состояние своего зрения, осанки, нервной

системы, понимали, что только совместными усилиями можно получить

необходимые результаты (постоянно как учитель слежу за осанкой детей во

время урока).

Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в рамках

реализации ФГОС прослеживается в возросшем уровне компетентности

учащихся в вопросах здоровьесбережения, в развитии их физических

навыков, двигательной активности и, в целом, на общем состоянии здоровья

детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний, положительных

изменениях в состоянии здоровья учеников.

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить

перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать

важность сохранения здоровья.

          Каковы же результаты внедрения в обучение здоровьесберегающей технологии?

- снижение показателей заболеваемости детей

- улучшение психологического климата в коллективах

- повышение мотивации к учебной деятельности

- прирост учебных достижений

          Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее

работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается

простор для педагогического творчества.

          В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо,

хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте

его крепким и здоровым».

          От здоровья детей зависит многое в успешном освоении школьной

программы. «Здоровые дети – здоровая нация». Будем следовать этому,

уделяя огромное внимание здоровью учащихся.



Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

   Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Систематически совершенствуя и углубляя свои знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обратила внимание на понижение активности учащихся в учебном процессе. Считаю, что это тенденция понижения активности учащихся относится не только к предмету технология, но и ко всем предметам учебного процесса, так как общая идея экономического процесса позволяет детям лучше себя чувствовать в роли потребителя, а не творца.

   Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.


ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  1. История происхождения игровых технологий

Проблема игры, по одной из компетенций возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного социально-экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточием общественной жизни, им предавалось религиознополитическое значение. Древние греки считали, что боги покровительствуют игрокам, и поэтому Ф. Шиллер, к примеру, утверждал, что античные игры божественны и могут служить идеалом любых последующих видов досуга человека. В Древнем Китае праздничные игры открывал император и сам в них участвовал. В советское время сохранение и развитие традиций игровой культуры народа, весьма деформированных тоталитарным режимом, начиналось с практики летних загородных лагерей, хранивших игровое богатство общества. Впервые игровые технологии в практике подготовки специалистов в СССР были разработаны в 1932 году. Советские ученые, которые поставили цель при отсутствии опыта в каком-либо новом организационном мероприятии предварительно попытаться в лабораторных условиях проанализировать его внедрение в жизнь, выявив возможные трудности и пути их устранения (Бирштейн М.М.) В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз). Особенно широко игровые технологии стали использоваться в последние годы. Переход к рыночной экономике, необходимость неформальной системы подготовки специалистов стали стимулом широкого применения игровых технологий в учебном процессе. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игра – одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

   В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.

   Современная теоретическая разработка различных аспектов феномена игры осуществляется в нескольких направлениях: изучение психологопедагогической сущности игры; изучение культурологических оснований игры; изучение социологических свойств и качеств игры; изучение организационнодеятельностных игр; изучение возможностей игры в производственноэкономической сфере.

  1. Сущность игровых технологий

        

   Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике не нова.  В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификаии игры и определение её каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но, к настоящему моменту, научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребёнка и взрослого, эмпирическим путём выявлена биологическая природа игры и её обусловленность психологическими и социальными факторами.

   Игровые технологии нашли широкое применение в практике. Они имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Игра, как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Это вызвано, с одной стороны, развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, с другой стороны – обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности.

   Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

   Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющий возрастные потребности данной категории учеников. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

  1. Игра как метод обучения

    Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

   Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элемент более общей технологии;
  • в качестве урока или его части (введение, контроль);
  • как технология внеклассной работы.

  Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в. качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

     Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе нетрудно указать источник знаний. Это - учитель - лицо обучающее. Процесс обучения может вестись в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо учитель опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.

  1. Функции игры

  Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элемент более общей технологии;
  • в качестве урока или его части (введение, контроль);
  • как технология внеклассной работы.

   Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

  Социокультурное назначение игры. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

  Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

  Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.

  Коммуникативная игра. Игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная.

  Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.

  Диагностическая функция игры. Диагностика - способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое "поле самовыражения".

  Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учений. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д. Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.

  Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекиионные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

  Развлекательная функция игры. Развлечение - это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх - поиск Игра обладает магией, способной давать пишу фантазии выводящей на развлекательность.

  1. Виды игровых технологий

   В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

   Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Классификация педагогических игр

1.     По области применения:

—физические

—интеллектуальные

—трудовые

—социальные

—психологические

2.     По характеру педагогического процесса:

—обучающие

—тренинговые

—контролирующие

—обобщающие

—познавательные

—творческие

—развивающие

3.     По игровой технологии:

—предметные

—сюжетные

—ролевые

—деловые

—имитационные

—драматизация

4.     По предметной области:

—математические, химические, биологические, физические, экологические

—музыкальные

—трудовые

—спортивные

—экономически

5.     По игровой среде:

—без предметов

—с предметами

—настольные

—комнатные

—уличные

—компьютерные

—телевизионные

Какие задачи решает использование такой формы обучения:

—Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.

—Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.

—Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

Обучение в игре позволяет научить:

Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия , обосновывать, применять.

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

-   стимулируется познавательная деятельность

-   активизируется мыслительная деятельность

-   самопроизвольно запоминаются сведения

-   формируется ассоциативное запоминание

-   усиливается мотивация к изучению предмета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:

·         перегрузка однообразным учебным материалом;

·         несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;

·         ограниченные возможности для творческого самоуправления. 

Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова.

   Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования

Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

   Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:

·         помогает снять чувство усталости;

·         раскрывает способности детей, их индивидуальность;

·         усиливает непроизвольное запоминание. 

   Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий.

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии. 

  Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

  Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Зайцев В.С. Игровые технологии в профессиональном образовании : учебно-методическое пособие. – Челябинск : Издательство «Библиотека А. Миллера», 2019. - 23 с.
  2. «Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС», - Международный педагогический портал «Солнечный свет» WWW.solncesvet.ru
  3. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко. — Текст : // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.

УМК «Школа России», Литературное чтение, 2 класс, «И в шутку и всерьёз»

Игра «Шифр»

III. Постановка учебной задачи

Практический: работа с карточками

Словесный: беседа

5 мин.

- Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока вам нужно будет в группах разгадать шифр. У вас на партах лежат карточки с этим шифром, на ней написаны буквы английского и русского алфавита. Но помните, что некоторые буквы похожи в обоих алфавитах, поэтому вам нужно быть очень внимательными. Ваша задача найти буквы русского алфавита и прочитать зашифрованное слово.

Карточка

RИWXZB GШIUУRWQTKLJУ VИX ZRYBCLJGEPSQWЬЁJNVЗFS

- Итак, что же у нас получилось?

- Правильно, это название нового раздела и тема нашего сегодняшнего урока. Как вы его понимаете?  И может ли такое быть?

- А как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?

- Какие цели вы поставите себе на этот урок?

Разгадывают шифр

- У нас получилось «И в шутку и всерьёз».

- Мы будем говорить и изучать произведения, которые автор писал серьёзно, но в них есть шутки. Я думаю может.

- Юмористические произведения.

- Познакомиться с новым разделом, научимся понимать особенности юмористического произведения.

Л:смыслообразование.

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Р: целеполагание.