ПК 4.1
методическая разработка

Тачилкина Екатерина Николаевна

Выбирать учебно - методический комплект, разрабатывать учебно - методические материалы (рабочие программы, учебно - тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учётом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ рабочей программы «Русский язык», Школа России

Структурные элементы рабочей программы

Наличие

(да/нет)

Титульный лист

наименование образовательной организации

Да

название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования)

Да

сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория)

Да

год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса

Да

Пояснительная записка

перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса

Да

наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса

Да

цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса

Да

Общую характеристику учебного предмета, курса

структура учебного предмета

Нет

содержание учебного предмета

Да

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

предметная область, в которую входит данный учебный предмет

Да

место и роль учебного предмета в обучении

Да

количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования

Да

сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса

Да

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

ценностные ориентиры начального образования

Нет

обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей

Нет

Результаты освоения учебного предмета, курса

личностные результаты освоения учебного предмета русский язык

Да

метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык

Да

предметные результаты освоения учебного предмета русский язык

Да

Содержание учебного предмета, курса

перечень и название разделов учебного предмета

Да

необходимое количество часов для изучения раздела

Да

содержание учебного раздела

Да

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

 Да

количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы

 Да

вид занятий (теоретические или практические, количество часов)

 Нет

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

учебно-методическая литература

 Да

технические средства обучения

 Нет

цифровые образовательные ресурсы

 Нет

Система оценки достижения планируемых результатов

характеристика всех видов контроля

 Нет

Вывод:

В рабочей программе присутствуют все основные компоненты. Особенность, которую можно увидеть это, что компонент с планируемыми результатами стоит первоначально, чем содержание учебного предмета. Другие компоненты описаны правильно.

Отсутствуют: структура учебного предмета, компоненты «Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета», «Система оценки достижения планируемых результатов», в тематическом планировании отсутствует описание видов занятий (теоретические или практические, количество часов).

Данная рабочая программа составлена на основе ФГОС от 2009 года, так как в планируемых результатах предметные УУД разделены на: Обучающийся научится, Обучающийся получит возможность научиться.

Учитывая все недочёты этой рабочей программы, можно сказать, что она готова к работе.



Предварительный просмотр:

Анализ УМК “Перспектива”

Общее:

  • Обложки учебников выполнены в одном стиле. В единых цветах. Но присутствуют  разные герои на учебнике.
  • Форзацы не оформлены (только в русском языке есть оформление)
  • В условных обозначениях во всех учебниках есть работа в паре и задание повышенной сложности (кроме литературного чтения)
  • В едином стиле выполнены обложки учебников( на каждой обложке название, картинка, написан класса и какая часть, эмблема программы "Перспектива")
  • Учебники с крупным и читабельным шрифтом.
  • Есть общая Герой УМК -совёнок. ( но в математике - персонажи вообще не участвуют, а в окружающем мире - он появляется во время раздела и есть отдельная страничка совёнка)
  • В Русском и Литературном чтении есть герои : профессор Самоваров, Аня, Ваня.
  • Приветственное слово есть в русском и литературного чтения

Литературное чтение( 3 класс, 1 часть) :

Оформление:

  • Единый стиль, в оранжевых тонах.
  • Картинки соответствуют произведению. Есть большие картинки ( стр 103) , маленькие (стр 116), среднее ( стр 117).
  • Также есть фотографии ( стр 75,145,147)
  • Картины к произведениям. ( стр 51).

Удобство:

  •  Тема выделены, по особенному выделены "вопросы и задание", разделы для дополнительных заданий, тем выделен в голубой прямоугольник.
  • Пословицы и поговорки взяты в прямоугольник цветной( персиковый, мятный),( стр 29)
  • Памятка - светло-оранжевый прямоугольник в теме( стр 94)

Условные обозначения

  •  Присутствуют ( работаем в паре, работа в группе, читаем вместе со взрослым, работа в " Творческой тетради", ищим информацию  работаем со "Словарём" В конце учебника. ( Ищим информацию - голубой прямоугольник, обозначается прямо в тексте (стр 76)

Содержание:

  • Есть герои Ваня и Аня и Профессор Самоваров. В начале раздела идёт разговор между персонажами. Эти разговоры связаны с предстоящей темой и произведениями. ( стр 4-5 , 74).
  • Последовательность изучения: Книга-мои друзья; жизнь дана на добрые дела; волшебная сказка;люби всех живое; картины русской природы

Особенность:

  • Есть рубрики: мы идем в музей книги( стр 10), советуем прочитать( стр 34),самостоятельное чтение(стр 35), наш театр ( стр 40), маленькие и большие секреты страны Литературы ( стр 46), семейное чтение (стр 39).
  • Есть словарик со словами и страницами? где присутствует данное слово. Пример: пуще - это больше, сильнее, страница 55.

Задания:

  • Такие задания для: "Вспомните"(стр. 5), " Знаете ли вы"(стр. 5), "Обсудите с другом/друзьями"(стр. 14).
  • Задания выстроена от простого к сложному (стр. 28-29)
  • Заданий от 1-13.

 

Русский язык (4 класс, 1 часть):

Оформление:

  •  Цвета во всём учебнике, спокойные. Картинки яркие, не вызывающие вопросов, четкие, разного размера и разного стиля, в основном картинки стилизованные. Каждая тема урока выделена условным обозначением «звонок» Размер учебника: А4. Форзац оформлен правилами по РЯ.

Удобство: 

  • Учебник наполнен множеством упражнений а также, картинами, которые больше раскрывать тему урока. На страницах нет названия тем, но есть название раздела.

Условные обозначения:

  • Присутствуют 6 условных знаков, таких как: начало урока, работаем самостоятельно, работаем в паре, сравниваем, задания повышенной сложности, для любознательных.
  • Герои в учебнике - Профессор Самоваров, Ваня, Аня, Сова. Обычно профессор подводит итог. С них начинается начала раздела и подведение к памятке.

Содержание:

  • Разделено на разделы, в которых на находятся темы уроков. Всего 6 разделов.
  • Обычно 1 урок располагается на целой странице или же на половине.  Присутствуют такие рубрики как: «Узелки на память»- обобщенная информация, в них расположены правила по теме урока (идут после информацию после профессора Самоварова), «Творческая переменка» (33 стр.)- задания для обобщения. Дополнительно представлены такие темы как: «проверь себя». Есть целый раздел со словариками.

Построение урока, задания:

  •  На страницах понятно, то где начинается урок и где заканчивается, в этом помогают условные знаки. Далее идет диалог между героями подводящий к теме урока, затем идут задания, после заданий следует вывод, который подводит Профессор вместе с учащимися и учителем. Для индивидуального подхода, созданы твой словарик, словесное творчество.
  • Часто встречаются стихотворения и поговорить - эти задания: на артикуляционного аппарата (для коммуникации).
  • Задания : пойди в библиотеку и т.д, - исследовательская деятельность.
  • Задания построены на идеи, что есть два ученика, которые выполняют задания

Математика (4 класс, 2 часть):

  • Оформление: 
  • окантовка учебника выполнена в оранжевом цвете, картинки выполнены ярко, соответствуют заданиям в учебнике. Картинка и есть задание.
  • В условных обозначениях: начало урока, объяснение нового материала (всегда находится на полях напротив правил) , вставать вместо кружка один из знаков, сравни.
  • Удобства:
  • Все определения и правила в учебнике четко обозначены рамочкой и сопровождаются картинками, чаще всего соответствующие заданию.
  • Уроки друг от друга отделены чертой.
  • Содержание:
  • Разделов в конкретно этом учебнике нет. На тему в среднем выделяется 4 страницы. В учебнике темы могут располагаться не с начала страницы, а с середины или даже с конца.  Начало урока обозначено колокольчиком.
  • В отличии от других учебников комплекта нет никакого вступления, или шмуцтитула, учебник сразу начинается с темы.
  • Героев в учебнике нет.
  • В учебнике даются материалы для повторения и самоконтроля, к которым можно обратиться, а также в конце учебника есть итоговое повторение за курс класса.Есть практическое работы после темы.
  • -задания располагаются от лёгкого к сложным, сначала задания на тему урока, потому задания связанные с другими темами. Можно проследить ход урока.урока.
  • В конце есть приложение, которое можно использовать ( вырезать).
  • Каждая тема имеет свой порядок заданий. (1, 2,3,4).
  • Задания: на логическое мышление.

Окружающий мир( 3 класс, 2 часть):

Оформление:

  • Тона во всём учебнике спокойные. Картинки яркие, разного размера, разного стиля, есть более реалистичный, есть более стилизованные. Каждая тема выделена ярким цветом , в каждой теме есть подтемы, они выделены зелёным цветом. Размер учебника- А4. Форзац никак не оформлен

Удобство:

  • -учебник наполнен множеством картинок и фотографий, которые помогают в восприятии учебного материала. Есть карты.

Условные обозначения:

  • В учебнике есть такие условные обозначения, как: работаем самостоятельно, работаем в паре или в группе, узнаем  подробнее, сравниваем, задания повышенной сложности, "Странички Умного Совёнка",  рабочая тетрадь,  атлас-определитель
  • Герои в учебнике есть, они сопровождают обучающихся на протяжении всех тем - Совёнок, Ваня и Аня (дети) - про них в учебнике не говорится, но они повторяются из страницы в страницу.

Содержание:

  • Содержание учебника разделены на разделы и каждый раздел начинается со шмуц-титул, на нём написано что дети узнают и чему научатся, изучая определенный раздел. На одну тему выделено 4 страниц, в конце учебника есть странички умного совёнка, где расположен доп.материал, которые обучающиеся могут изучить. Также есть рубрика, где учащимся предлагается выполнить необычные интересные проекты "За страницами учебника".
  • Прослеживается структура урока ( начала, конец, основная часть).

Построение урока:

  • На страницах учебника понятно, где начинается тема, так как в начале темы есть вопросы для повторения прошлой темы, затем идёт текстовый материал ,задания по теме и в конце темы описаны небольшие выводы по теме , вопросы для проверки "Проверим себя", вопросы на обдумывание " Подумаем! " И вопросы для обсуждения "Обсудим".
  • Для индивидуальной работы созданы рубрики " Узнаем подробнее " и "Странички умного совёнка"

 задания: можно некоторые организовать в виде внеклассного мероприятия. ( контурные карты, проекты).

  • Задания на развитие логического мышления, анализ текста, коммуникативных навыков, вопросы поискового характера, репродуктивные вопросы.
  • Материал разнообразный, обширный. Материал, который можно встретить потом в других предметах.
  • Информация с картинками грамотно распределены на протяжении всего учебника. Достаточно информации для изучения.

Методичка окружающий мир 1 класс:

  • Не выделяется из общего стиля. Под учебники.Размер А5.
  • В начале сборника собраны такие темы : " Научно-методический основы курса и их рреализация в УМК", "Методические особенности структуры и содержания пособия", " Календарно-тематическое планирование учебного материала. 1 класс", "Планируемые Результаты на конец учебного года", "Поурочное разработки".
  • Следом следуют следующие разделы, которые наполнены уроками: " Мы и наш мир", "Наш класс",  "Наш дом и семья", " Город и село", " Родная страна".
  • В уроке расписываются: целевые установки ( предметные, метапредметные, личностные результаты),  оборудование, предварительная работа, ход урока(Целеполагание, аналитический этап, тренировочные упражнения, вывод и обобщение, региональный компонент, физкультминутки, рекомендации для занятий в семье).


Предварительный просмотр:

Анализ УМК “Школа 21 века”

Общее:

  • В едином стиле выполнены обложки учебников, на каждой обложке название, картинка, написан класса и какая часть учебника «Начальная Школа XXI века».
  • Форзацы не оформлены (только в окружающем мире на форзаце есть наглядность - "как развивалась жизнь на земле" и "как мы узнаем о прошлом")
  • В условных обозначениях во всех учебниках есть вспомни материал, обрати внимание, (кроме литературного чтения)
  • Учебники с крупным и читабельным шрифтом.
  • В начале учебников нет приветственного слова, но в окружающем мире есть памятка "Как работать с учебником".
  • Темы разделены на разделы, кроме русского языка.

Русский язык (4 класс, 1 часть):

Оформление:

  • Цвета во всём учебнике, спокойные, блеклые. Картинки спокойные, не вызывающие вопросов, четкие, разного размера и разного стиля, в основном картинки стилизованные. Каждый урок выделен. Форзац не оформлен.

Удобство: 

  • Учебник наполнен множеством упражнений. На страницах много разного шрифта, который мешает восприятию текста. Есть названия тем.

Условные обозначения:

  • Присутствуют 7 условных знаков, таких как: тайна языка (формулировка языкового закона или орфографического правила), обрати внимание, вспомни материал, пиши правильно, трудная тема (задание), работа в парах, подсказка.
  • Герои в учебнике отсутствуют.

Содержание:

  • Содержание не разделено на разделы, посто написаны темы уроков.
  • 1 урок не нормализировать по страницам, т.е он всегда разный по количеству страниц. Присутствуют такие рубрики как: «Путешествие в прошлое» - окунание детей в историю (19 стр.) «Давай подумаем» (16 стр.) - какие то вопросы для размышления. Есть раздел твои помощники. Там находятся правила и разборы по русскому языку, так же находится словарик.

Построение урока, задания:

  • На страницах понятно, то где начинается урок и где заканчивается, в этом помогают условные знаки. Далее идут упражнения по теме.
  • Выделяются цветом правила по теме.
  • Задания направлены на самостоятельную деятельность.

Окружающий мир ( 3 класс)

Оформление:

  • Страницы во всём учебнике белые,без выделения разделов цветом. Картинки спокойные, не вызывающие, четкие, разного размера и разного стиля, есть фотографии и картины известных художников, нет их названий но они отмечены условным обозначением   "Картинная галерея ".

Удобство: 

  • Учебник наполнен текстовым блоком, так же  в самой теме есть задания по картинкам (приведи примеры событий,которые происходят в настоящее время, уже и относятся к прошлому или еще не наступили. Есть разделы , на них написано, что дети узнают, на какие вопросы ответят.

Условные обозначения:

  • Присутствуют 10  условных знаков, таких как: вспомни материал первого,второго или третьего класса, выскажи предположение, обрати внимание: главная мысль текста,  этот удивительный мир материал для любознательных, жил на свете человек Здесь ты прочитаешь о том, как человек познавал мир, задание, задание по выбору, это задание ты выполнишь дома, практическая работа, картинная галерея ты познакомишься с картинами известных художников
  • Героев в учебнике окружающего мира нет.

Содержание:

  • Разделено на разделы, в которых на находятся темы уроков. Всего  6 разделов.
  • Обычно 1 тема располагается на 5-6  страницах, в каждой теме есть подтемы.Присутствуют такие рубрики как: "жил на свете человек" и " Этот удивительный мир ", где есть информация для дополнительного чтения, *обрати внимание": главная мысль , где есть основные мысли по теме и практическая работа, где детям предлагается выполнить практическую работу по теме.
  • Дополнительно представлены такие рубрики после темы как: «выскажи предположение», " Это задание ты выполнишь дома ". Есть целый раздел с толковым словарём. В начале некоторых тем есть вопросы для повторения материала первого, второго или третьего класса.

Построение урока, задания:

  •  На страницах понятно, то где начинается урок и где заканчивается, в этом помогают условные обозначения.
  • Задания : рассмотри рисунки, прочитай подписи, расскажи, каким странам принадлежат растения-символы. Догадайся, догадайся,какое значение имеет яркая окраска плодов вишни, рябины, черёмухи-направлены на развитие мыслительных процессов, формирования собственного мнения.

Математика(2 класс, 2 часть)

Оформление:

  • Темы выделены жирным шрифтом, так же дается значок "узнаем новое"
  • Картинки соответствуют заданию, иногда задание и сосредоточено в картинках.

В условных обозначениях: прочитай самостоятельно, обсудим вместе, обрати внимание, запомни, выполни в тетради, используй цветные палочки, используй фишки, используй чертежный угольник, выполни трудное задание, расширяем свои знания.

Удобства:

  • Все определения и правила в учебнике четко выделены на полях красным цветом.

Содержание:

Разделов в конкретно этом учебнике нет. На тему выделяется от 3 до 8 страниц.

Героев в учебнике нет.

-задания располагаются от лёгкого к сложным, сначала задания на тему урока, потому задания связанные с другими темами

Каждая тема имеет свой порядок заданий. (1, 2,3,4).

Литературное чтение (1 класс)

Оформление:

  • Каждая тема и рубрика выделена жирным шрифтом, а так же четвертью солнца

Условные обозначения

Присутствуют (Обрати внимание. Это важно, ответь на вопросы. Выполни задания, задания по желанию или выбору, послушай, словарь, книжная полка, проба пера. Выполнил творческую работу, произведения для дополнительного чтения)

Удобства:

  • Слова для словаря выделяются цветной рамкой и условным обозначением.
  • В книжной полке представлены фотографии книг, которые можно прочитать

Содержание:

  • Множество разделов в которых даются рубрик "проверь себя" и "книжная полка" а так же отдельно в содержании прописаны пословицы, загадки. Которые касаются темы урока (Например: Рассказ "Потерянный день" и даётся пословица "Минута час бережёт")

Задания:

  • В среднем даётся 4-5 заданий на тему. Одно задание выполняется по желанию.
  • Часто присутствуют формулировки "Как ты думаешь…? Подумай и расскажи. Объясни… . Как ты представляешь…?



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 74»

454052, Челябинская область, Челябинск, Комаровского, 7Б

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Русский язык»

на 4 четверть 2022-2023 учебного года

Челябинск, 2023

Дата

Тема и тип урока

Контрольная работа

(час)

Виды деятельности уч-ся

Формы контроля

Раздел “Морфология ” (28 ч)

1

03.04.2023

Понятие об имени прилагательном как части речи.

Проверка домашнего задания. Постановка учебной задачи. Выполнение упражнений письменно. Ответы на вопросы по теме урока. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос

2

04.04.2023

Как  определить имена прилагательные?

Проверка домашнего задания. Упражнение с проблемной ситуацией. Постановка учебной задачи. Обсуждение как определять имена прилагательные в предложении. Упражнения на определение имен прилагательных. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, тестирование.

3

05.04.2023

Роль имён прилагательных в тексте.

Проверка домашнего задания. Упражнение на создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Обсуждение рели имен прилагательных в тексте. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Обсуждение, взаимопроверка,

выборочная проверка письменных упражнений.

4

06.04.2023

Род имен прилагательных.

Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по теме посредством игры “Знаю-не знаю”. Постановка учебной задачи. Составление алгоритма на тему урока. Упражнение на определение рода имен прилагательных.

Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у  доски.

5

10.04.2023

Правописание родовых окончаний имен прилагательных

Актуализация знаний на тему. Проверка домашнего задания.  Постановка учебной задачи. Упражнение на определение рода имен прилагательных. Обсуждение правописания окончаний. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у  доски.

6

11.04.2023

Закрепление.  Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Актуализация знаний на тему. Проверка домашнего задания.  Постановка учебной задачи. Упражнения на правописание родовых окончаний имен прилагательных. Самостоятельная работа. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Самостоятельное выполнение письменной работы.

7

12.04.2023

Число имен прилагательных.

Проверка домашнего задания. Упражнения на создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Обсуждение числа имен прилагательных. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос

8

13.04.2023

Изменение имен прилагательных по падежам.

Актуализация знаний на тему. Проверка домашнего задания.  Постановка учебной задачи. Обсуждение изменений имен прилагательных по падежам. Упражнения на изменение имен прилагательных по падежам. Самостоятельная работа. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос

9

14.04.2023

Закрепление. Изменение имен прилагательных по падежам.

Актуализация знаний на тему. Проверка домашнего задания.  Постановка учебной задачи. Упражнения на изменение имен прилагательных по падежам. Самостоятельная работа. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос, самостоятельное выполнение письменной работы.

10

17.04.2023

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

1

Актуализация знаний на тему. Постановка учебной задачи. Диктант по теме «Имя прилагательное». Рефлексия.

Диктант

11

18.04.2023

Проект «Имена прилагательные в загадках»

Актуализация знаний на тему. Постановка учебной задачи. Создание проекта в группах. Защита проекта Запись домашнего задания. Рефлексия.

Защита проекта

12

19.04.2023

Личные местоимения 1,2,3-го лица

Проверка домашнего задания. Упражнения на создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Обсуждение личных местоимений 1,2,3-го лица. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос

13

20.04.2023

Изменение личных местоимений по родам.

Проверка домашнего задания. Упражнения на создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Упражнение на изменение личных местоимений по родам. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос

14

21.04.2023

Закрепление. Изменение личных местоимений по родам.

Актуализация знаний на тему. Проверка домашнего задания.  Постановка учебной задачи. Обсуждение изменений имен прилагательных по падежам. Упражнения на изменение личных местоимений по родам. Самостоятельная работа. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос, самостоятельное выполнение письменной работы.

15

24.04.2023

Обучающее изложение по теме «Кошкин выкормыш»

1

Актуализация знаний на тему. Постановка учебной задачи. Изложение по тексту «Кошкин выкормыш». Рефлексия.

Изложение

16

25.04.2023

Что обозначает глагол?

Проверка домашнего задания. Упражнения на создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Обсуждения того что обозначает глагол. Упражнение на определение глагола. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос

17

26.04.2023

Определении лексического значения глагола.

Проверка домашнего задания. Упражнения на создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Обсуждения того какое лексическое значение глагола. Упражнение на определение лексического значение глагола. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос

18

27.04.2023

Неопределенная форма глагола.

Актуализация знаний на тему. Проверка домашнего задания.  Постановка учебной задачи. Обсуждение по теме неопределенная форма глагола. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос

19

28.04.2023

Закрепление. Неопределенная форма глагола.

Актуализация знаний на тему. Проверка домашнего задания.  Постановка учебной задачи. Обсуждение по теме неопределенная форма глагола. Самостоятельная работа. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос, самостоятельное выполнение письменной работы.

20

02.05.2023

Число глаголов.

Проверка домашнего задания. Упражнения на создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Обсуждения числа глаголов. Упражнение на определение числа глагола. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос

21

03.05.2023

Времена глаголов.

Проверка домашнего задания. Упражнения на создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Обсуждения времен глаголов. Упражнение на определение времен глагола. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос

22

04.05.2023

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов.

Проверка домашнего задания. Упражнения на создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Обсуждения времен глаголов 2 лица. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос

23

05.05.2023

Изменение глаголов по временам.

Проверка домашнего задания. Упражнения на создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Обсуждения изменений глаголов по временам. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Работа у доски, устный опрос

24

08.05.2023

Обучающее изложение по теме «Лось»

1

Актуализация знаний на тему. Постановка учебной задачи. Изложение по тексту «Лось». Рефлексия.

Изложение

25

10.05.2023

Род  глаголов в прошедшем времени.

Проверка домашнего задания. Дать представление о роде глаголов, приводить собственные примеры. Постановка учебной задачи. Упражнение на определение рода глаголов прошедшего времени. Обобщение изученного. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Устный опрос, работа у доски.

26

11.05.2023

Частица не с глаголом.

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний. Обсуждение частицы не с глаголом. Дать представление о правописании частицы не с глаголом. Выполнение письменных упражнений по теме урока. Обобщение изученного. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Устный опрос, работа у доски.,

выборочная проверка письменных заданий в тетради

27

12.05.2023

Обобщение изученного по теме «Глагол»

Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по теме “Глагол”. Постановка учебной задачи. Выполнение упражнения. Письменное выполнение упражнения по теме. Обобщение изученного на уроке. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Устный опрос, работа у доски.

28

15.05.2023

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1

Актуализация знаний на тему. Постановка учебной задачи. Диктант по теме «Глагол». Рефлексия.

Диктант

Раздел “Повторение” (6 ч)

29

16.05.2023

Части речи.

Актуализация знаний. Повторение частей речи. Выполнение письменных упражнений по теме урока. Обобщение изученного. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Устный опрос, работа у доски.,

выборочная проверка письменных заданий в тетради

30

17.05.2023

Обобщение изученного о слове, предложении

Актуализация знаний. Выполнение письменных упражнений по теме урока. Обобщение изученного по темам раздела «слово и предложение». Запись домашнего задания. Рефлексия.

Самостоятельное выполнение письменной работы.

31

18.05.2023

Правописание окончаний имён прилагательных

Актуализация знаний. Повторение окончаний имен прилагательных.  Выполнение письменных упражнений по теме урока. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Устный опрос, работа у доски.,

выборочная проверка письменных заданий в тетради

32

19.05.2023

Правописание приставок и предлогов.

Актуализация знаний. Выполнение письменных упражнений по теме урока. Обобщение изученного по правописанию приставок. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Устный опрос, работа у доски.,

выборочная проверка письменных заданий в тетради

33

22.05.2023

Правописание безударных гласных. Правописание значимых частей слов.

Актуализация знаний. Повторение правописания безударных гласных. Выполнение письменных упражнений по теме урока. Самостоятельная работа. Запись домашнего задания. Рефлексия.

Самостоятельное выполнение письменной работы.

34

23.05.2023

Итоговый контрольный диктант.

Актуализация знаний на тему. Постановка учебной задачи. Итоговый диктант по всем пройденным темам Рефлексия.

Диктант

35

24.05.2023

Текст. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?»

Актуализация знаний на тему. Постановка учебной задачи. Сочинение по теме «Почему я жду летних каникул?»

Сочинение

Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

УОНЗ – урок открытия нового знания.

УР – урок рефлексии.

УОМН – урок общей методической направленности.

УРК – урок развивающего контроля.



Предварительный просмотр:

Вариативность выбора образовательной программы и УМК.

Система Эльконина-Давыдова

1) Авторский коллектив

Мы команда “ЭД”

2) Основные принципы программы

В системе Эльконина - Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами:

1. Предметом усвоения являются общие способы действия - способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа  устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.

2. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением, то есть информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован  в «чистом виде».

3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба  мысли.

3) Преимущества по отношению к другим программа

Обложка: яркая, качественная, все  картинки соответствуют тематике предмета. У неё единое цветовое решение, указано наименование предмета, имена фамилии авторов, класс и часть.

Преимущества программы:

Знания не даются детям в готовом виде. Обучение организовано так, чтобы школьники смогли самостоятельно поставить задачу, предположить способы её решения, а затем критически оценить то, что получилось. Основные формы деятельности на уроках — дискуссия и эксперимент. Работа на уроках идёт в парах или небольших группах. Учитель ставит перед классом проблему и предлагает каждой группе найти решение. При этом он корректирует работу учеников наводящими вопросами.  По системе Эльконина–Давыдова неправильных ответов не существует. Любое предположение — «рабочая версия». В системе Эльконина–Давыдова нет привычной системы оценок. В конце занятия ученикам предлагается оценить свои успехи. Ребята самостоятельно выбирают критерии оценивания для каждого типа заданий. Чаще всего, ученики рисуют шкалу напротив каждого задания и отмечают на ней, насколько точно сформулирован ответ или насколько аккуратно оформлена работа. Затем преподаватель тоже оценивает работу по выбранной шкале. Считается, что такой метод ученику позволяет понять, насколько хорошо он выполнил задание, а учителю — получить представление о самооценке ребёнка. Ещё одна особенность программы — «ловушки», когда учитель намеренно ошибается, а ученики должны это заметить и поправить его. Это позволяет формировать у школьников критическое мышление, приучить их к мысли, что любое знание нуждается в проверке.  На уроках часто применяются дидактические, ролевые и другие игры. Обучение через игру помогает детям раскрыть творческие способности и использовать для решения проблем не только знания, но и фантазию. По программе Эльконина–Давыдова домашние задания сведены к минимуму. Система предполагает, что знания ученики получают в ходе дискуссий в классе, а не за учебниками дома.

Высокая эффективность развития и личностного роста ребёнка в процессе обучения. В ходе освоения образовательной программы у детей усвоение теоретических знаний совмещается с развитием логического мышления и раскрытием творческого потенциала. Навыки анализа и полученная в процессе обучения информация способствуют развитию масштабного мышления.

3) Герои:

Весь учебник русского языка сопровождается героями Алёшей и Машей. В остальных учебниках герои отсутствуют.

4) Возможные трудности при ее реализации

Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем.

В отличие от традиционной, эмпирической системы, в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках. Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями.

В результате обучения по системе Эльконина - Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне.

Но существует и ряд недостатков:

1. Новеньким детям бывает сложно влиться в учебный процесс. И наоборот, детям, сменившим систему Эльконина–Давыдова на традиционную программу, например, «Школу России», трудно перестроиться.

2. По замыслу создателей системы, дети должны не зубрить правила, а понимать принципы. Поэтому обучение русскому начинается с основ языкознания, а курс математики — с теории происхождения чисел. Насколько актуальны эти знания в первом классе — спорный вопрос.

3. Система Эльконина–Давыдова рассчитана только на начальные классы. Продолжать обучение в средней и старшей школе придётся по другим программам.

4.Педагог должен не только владеть методическими приёмами системы, но и буквально мыслить её категориями. От его профессионализма зависит, насколько эффективным будет обучение.

5.Отсутствие оценок, беспрекословного авторитета учителя и другие особенности системы вызывают недоумение у некоторых родителей.

5) Что думают учителя и родители о программе.

Учителя думают по-разному. Некоторые хвалят программу, говорят, что она содержит специальный механизм развития, который очень пригодится в старших классах. Так же многие думают, что особо развитым деткам такая система необходима.

Очень хвалят русский язык, литературное чтение, окружающий мир. А вот о математике Александровой мнения не очень благоприятные, говорят, что уж слишком все сложно. В качестве еще одного минуса рассматривают отсутствие преемственности со средним звеном образовательного процесса.

Родители.

Некоторые ее хвалят, называют самой лучшей из имеющихся. Говорят, что она действительно развивает логическое мышление детей. Главное, чтобы детям хватило сил с ней справиться, и чтобы учитель был грамотным специалистом.

Другие программой недовольны, особенно русским языком. Там есть проблемы с терминологией, которую родителям, учившимся по старым СССР-овским стандартам, понять практически невозможно. А это затрудняет родительское участие в процессе подготовки уроков. Также негативные отзывы имеются и про окружающий мир, который без интернета понять невозможно. Слишком уж сложно.

Также родители указывают на то, что на подготовку уроков по данной программе уходит слишком много времени.

Как видите, единого мнения нет. Сколько людей – столько и мнений, как говорится.