Программа "Школа будущих первоклассников"
рабочая программа

Ленчук Наталья Геннадьевна

Поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни: он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые формы деятельности. И если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью была игра, то в школе таковой становится учебная деятельность.Ни для кого  не секрет, что успеваемость учащегося начальной школы, качество усвоения им знаний и вся его дальнейшая «школьная карьера» во многом зависят от  дошкольной подготовки. Почему один ребенок хорошо успевает в начальных классах, а другой сталкивается с серьёзными проблемами? Причину надо искать в развитии, которое получает ребенок в первые шесть-семь лет своей жизни.

            Как помочь ребенку,  который не  получил  необходимого развития в домашних условиях? Как подготовить его к обучению в школе? Такую помощь могут оказать школьные образовательные учреждения, в которых организована предшкольная подготовка. Курс подготовки к школе вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы  каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен. 

          Проблема готовности ребенка к школе существует давно, но  понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_budushchih_pervoklassnikov.docx56.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 50

«Рассмотрено      

на педагогическом совете № 3

от  29.12.2022

__

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ г. Иркутска СОШ № 50

__________ О.В. Пискунова

«___» ________ 20____ г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«Школа будущего первоклассника»

                               

                                                                                                   

Иркутск,2022

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1

Наименование программы

Школа будущего первоклассника «Школа будущего ученика»

2

Основание для разработки программы

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

3

Основные разработчики программы

Ленчук Н.Г.

Тельминова Л.Г.

Афонькина Н.С.

Маслова В.А.

Яковенко С.В.

4

Основная цель программы

Всестороннее развитие, формирование разнообразных способностей и подготовка к школе дошкольников с учетом возрастных и психических особенностей.

5

Задачи программы

продолжать всестороннее воспитание и развитие детей; развивать познавательный интерес, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность; формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе; совершенствовать речь: учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа; гоготовить детей к обучению грамоте;  развивать художественно-творческие способности детей в различных видах художественной деятельности; формировать основные представления об окружающем мире; воспитывать организованность, дисциплинированность, уважение к старшим, умение и желание объединяться для совместной игры и труда.

6

Условия достижения цели и задач программы

Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов

7

Основные направления программы

Адаптация к школьному обучению проходит через:

формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;

расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;

обогащение активного словаря ребенка, связной речи;

логическую и символическую пропедевтику.

8

Сроки реализации программы

От 2023 года

9

Пользователи основных мероприятий программы

Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

10

Ожидаемые результаты

обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,

развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,

формирование его готовности к систематическому обучению

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

           Поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни: он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые формы деятельности. И если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью была игра, то в школе таковой становится учебная деятельность.

 Ни для кого  не секрет, что успеваемость учащегося начальной школы, качество усвоения им знаний и вся его дальнейшая «школьная карьера» во многом зависят от  дошкольной подготовки. Почему один ребенок хорошо успевает в начальных классах, а другой сталкивается с серьёзными проблемами? Причину надо искать в развитии, которое получает ребенок в первые шесть-семь лет своей жизни.

            Как помочь ребенку,  который не  получил  необходимого развития в домашних условиях? Как подготовить его к обучению в школе? Такую помощь могут оказать школьные образовательные учреждения, в которых организована предшкольная подготовка. Курс подготовки к школе вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы  каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и жизнерадостен.  

          Проблема готовности ребенка к школе существует давно, но  понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.

Кроме того, готовность к обучению определяется пониманием ребенка смысла учебных задач, их отличия от практических, осознанием способов выполнения действий, навыками самоконтроля, развитием волевых качеств, умения наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.

Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе. Вопервых, это общее развитие. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта.

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще не научился. Ребенок может долго и в деталях запоминать какое-то событие, если оно чем-то привлекло его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него интереса, ему пока еще достаточно трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Ровно, как и умение более широкого плана – делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки – дошкольники в школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Целью подготовительного курса  является: всестороннее развитие, формирование разнообразных способностей и подготовка к школе дошкольников с учетом возрастных и психических особенностей.

Задачи  данного курса:

  • продолжать всестороннее воспитание и развитие детей;
  • развивать         познавательный                  интерес,         воспитывать         устойчивое         внимание, наблюдательность;
  • формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе;
  • совершенствовать  речь: учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа; готовить детей к обучению грамоте;
  • развивать художественно-творческие способности детей в различных видах художественной деятельности;
  • формировать основные представления об окружающем мире;
  • воспитывать организованность, дисциплинированность, уважение к старшим,  умение и желание   объединяться для совместной игры и труда.

        Важными условиями эффективной работы с детьми по программе «Школа будущего первоклассника» являются:

  • обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
  • создать условия для развития у детей разнообразных способностей;
  • обеспечить всестороннюю подготовку детей к школе без лишнего давления и перегрузки; -  наладить  сотрудничество школы и родителей (законных представителей).

         Основные принципы работы педагогов при подготовке детей к школе:

  • учет индивидуальных особенностей и способностей детей;
  • интегрированный подход к построению педагогического процесса;
  • разнообразие форм и методов  развития детей, разумное сочетание классических и инновационных направлений работы;
  • систематичность и последовательность занятий;
  • уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • вариативность содержания и форм проведения занятий; - наглядность;

     -адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;

  • практическая направленность;      - занимательность.

Порядок организации работы «Школы будущих первоклассников»:

  • группы формируются из детей 6-7летнего возраста;
  • продолжительность обучения составляет 12 недель (февраль – апрель);
  • наполняемость групп не более 15 человек;
  • режим занятий:  1 раз в неделю (суббота) – 4 занятия по 25 минут.

 Детям, обучающимся в «Школе будущих первоклассников», предлагаются следующие учебные занятия:

  1. Риторика для маленьких.
  2. Математические ступеньки.
  3. Окружающий мир.
  4. Изобразительное творчество.

 

 

 

 

 «Риторика для маленьких»  

 

Общие цели курса для уровня обучения

Курс «Риторика для маленьких» рассчитан на обучение детей шести-семилетнего возраста и, носит пропедевтический характер.

Цель предлагаемого курса — пробудить желание детей общаться, вызвать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие пятилетним ученикам темы.  Познавательный аспект 

-формирование у ребенка необходимых для начала обучения в школе знаний, умений и навыков;  

-пробуждение у ребенка любознательности, исследовательских интересов и формирование на этой основе умения учиться;  

Развивающий аспект 

-развитие личности ребенка;  

-выявление и развитие у детей творческих способностей;  

-развитие у детей коммуникативных способностей и социальных навыков;  

Воспитывающий аспект 

-психологическая подготовка ребенка к последующему школьному обучению;

 -воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы.

 

Информация об используемом УМК

Учебное пособие  О.С.Сорокко и Р.И.Никольская  «Риторика» Изд. «Просвещение», М.,2012.

Интернет-ресурсы.

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
  2. Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru  

Материально-техническое обеспечение

Технические средства обучения: персональный компьютер, мультимедийный проектор.

Экранно-звуковые пособия: видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса; аудиозаписи соответствующие содержанию обучения; видеофильмы соответствующего содержания; слайды соответствующего содержания; мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

 

Количество часов  

Курс изучается в период подготовки к школе, рассчитан на 12 часов (1час в неделю), 12 недель. Количество практических часов – 12.

 

Приоритетные формы и методы работы с учащимися

Особенностью методики обучения предмету является то, что речевое развитие предполагает в первую очередь использование групповых форм работы, связанных с анализом своей и чужой речи, с самостоятельностью выбора речевого поведения в различных ситуациях. Пример (образец) выполнения заданий дает педагог. Преподавание риторики требует от педагога способности быть равноправным партнером, собеседником пятилетних детей, который делится с ними своими наблюдениями, чувствами, переживаниями и с интересом выслушивает их высказывания на различные темы, наравне с детьми сочиняет сказки, считалки и загадки, показывает пример эффективного речевого поведения в незапланированных ситуациях.

Занятия риторикой могут (а нередко и должны) отступать от традиционных форм урока, поскольку сами риторические задачи и игры создают совершенно иную ситуацию общения. Вхождение в новые роли, поведение в воображаемых обстоятельствах создают творческую атмосферу, способствующую развитию важнейших коммуникативных умений, пробуждающую желание не только высказаться, но быть понятым и самому понять других участников общения.

Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.

Используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, учебные игры, методы стимулирования и мотивации. Приёмы: повествование, объяснение, беседа,  диалог, рассказ.

 

Формы контроля:

Правильность решения заданий определяет не только учитель, но и сами дети, используя такие критерии оценки, как: осуществилось общение или нет, насколько успешно осуществилось и т. д. Риторические задачи и игры носят развивающий характер, способствуют развитию литературно-творческих задатков ребенка, формируют интерес, вкус к правильной, точной и выразительной устной речи. 

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Риторика для маленьких» Личностные

  • Осознать роль  ученика (права, обязанности, нормы поведения). 
  • Проявлять интерес, мотивацию к учению.
  • Оценивать  жизненные ситуации  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Метапредметные Регулятивные УУД

  1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.  
  2. Определять цель выполнения заданий на занятиях, в жизненных ситуациях под руководством учителя.  
  3. Определять план выполнения заданий под руководством учителя.

Познавательные УУД

1. Отвечать на простые вопросы учителя.

2.Уметь анализировать: выделять в объектах существенные и несущественные признаки.

3.Осуществлять логическое действие, синтез.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5.Устанавливать причинно – следственные связи.

6. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

7.Определять тему; пересказывать прочитанное или прослушанное.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать речь других.

2.Сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.

  1. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по группе.
  2. Задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений.
  3. Участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях.
  4. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Предметные планируемые результаты: 

дети должны уметь:

  • составлять небольшие рассказы, пересказывать художественные произведения (соответственно возрасту);
  • связно и последовательно излагать содержание текста; - давать характеристику герою;
  • описывать предмет.

 

Содержание учебного курса

Раздел,  тема

Количество часов

всего  

теорети- ческих

практи- ческих

экскур сий

Я и всё- всё- всё…

6

-

6

-

Говорю и показываю

3

-

3

-

Разговариваю и рассказываю

3

-

3

-

Итого:

12

-

12

-


Тематическое планирование

 

Тема занятия 

Виды учебной деятельности 

Дата проведения

По плану

По факту

1

Вводное         занятие

«Давайте познакомимся. Мои любимые игрушки, игры. Расскажи сказку» 

Говорить, слушать, высказывать своё мнение, задавать вопросы. ( Как зовут твоих родителей? Какая у них профессия? Расскажи об одном из самых счастливых дней. Вспомни сказку и расскажи, что в ней было самым интересным для тебя. В каких интересных местах ты бывал?)

Рисовать по памяти (Нарисуй портрет папы или мамы, нарисуй свою любимую игрушку), сравнивать и давать характеристики предметам и событиям.  

 

 

 

2

Мои любимые книжки. Мой любимый мультик.

 

 

3

Мои занятия. Моя работа по дому.

 

 

4

Мои друзья. Мои домашние животные.

 

 

5

Я радуюсь!

Я огорчаюсь…

 

 

6

Я гуляю, путешествую…

 

 

7

От шёпота до крика. Когда – громко? Когда – тихо?

 

 

8

Говорю и медленно, и быстро.

 Голоса бывают разные.

 

 

9

Понимаю без слов.

 Говорю         не         только словами.

 

 

10

Говорю,         слушаю, отвечаю..

Рассказываю сам.

 

 

11

Передаю         настроение голосом.

Говорю         радостно         или грустно.

 

 

 

12

Спрашиваю о непонятном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе обучения дошкольников Игра 1.       «Полслова за вами» 

Цель:     Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух.

Содержание: Учитель произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.

Игра 2. «Опиши предмет» 

Цель:      Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам.

Содержание: Учитель или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное. Игра 3. «Я знаю» 

Цели: Развитие речи обучающихся, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания.

Содержание: Учитель (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:

 - Я знаю пять имен мальчиков:  

Саша - раз, Дима - два, Игорь - три, Денис - четыре, Володя - пять.

Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.) .

Игра 4. «Догадайся, что показал» (пантомима) 

Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.  

Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться что изображается. Возможно использование для пантомимы нескольких желающих.

Игра 5.  «Расшифруй письмо» 

Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться    на поиске необходимой буквы или слога.  

Содержание: Учитель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами. Игра 6. «Кто лучше» 

Игра организуется на основе игры 5, где дети уже сами зашифровывают слова, используя значки, предложенные учителем. Разгадываем слова вместе, выясняя кто лучше сумел зашифровать слово.

Игра 7. «Кто наблюдательнее» 

Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и наблюдательности.  

Содержание: Учитель предлагает детям текст, где обучающиеся находят выбранную учителем букву.

Игра 8. «Сочини сказку о предмете». 

Цель: Развитие речи учащихсчя, пополнение словарного запаса.  

Содержание: Учитель или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета.

Игра 9. «День - ночь» 

Цель: Развитие речи учащихся, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия.

Содержание: Учитель называет слово, дети - противоположное ему по значению: «День - ночь, сладкий - кислый» и др.

Игра 10. «Подружи букву» 

Дети соединяют звуки в слоги устно, а на письме - записывают пары букв (слоги- слияния) Игра 11. «Идем в гости» 

Дети делятся на группы: хозяева и гости. «Хозяева» должны встретить «гостей», используя «волшебные слова». «Гости отвечают тем же».

Игра 12. «Составь слово» 

Дети составляют слова из предложенных учителем слогов. Слоги могут быть ярко и красочно иллюстрированы. Например, в виде шаров или цветов, которые надо собрать в один пучок или букет.

Игра 13. «Разложи по-порядку» 

Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже, т.е. разложить по-порядку.

Игра 14. «Сказочные владения Радуги. Опиши» 

Дети описывают предметы, окружающие их, используя знания о цветах радуги, стараясь как можно ярче описать тот или иной предмет.

Игра 15. «Молоточки» 

Дети «отстукивают» ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых учителем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания о гласных звуках и об ударении.

Игра 16. « Буква заблудилась» 

Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место.

Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, а так же развитию фонематического слуха.

Игра 17. «Время рассердилось и ушло. Догони» 

Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после, потом, сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые предложил учитель.

Игра 18.        «Когда это бывает» 

Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным учителем. В ходе игры повторяются временные категории. Возможно использование иллюстраций.

Игра 19.        «Колокольчики» 

Смысл игры заключается в поиске звонких согласных в словах, произносимых учителем. Дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук. Игра способствует развитию внимания и фонематического слуха детей.

Игра 20.        «Исправь ошибки» 

Смысл игры заключается в поиске звуков или букв, которые были неверно указаны сказочным гостем (Незнайка, Буратино). Игра иллюстрируется. Игра 21.         «Слова» 

Учитель задает вопросы что? кто? какой? что делает? и другие. Дети находят слова, отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч, передаваемый отвечающим детям.

Игра 22.         «Узелки на память» 

Дети завязывают узелки каждый на своей веревочке, вспоминая правила, вопросы, звуки и

буквы. Все комментируется вслух. Материал подбирается преподавателем.

 

 

«Математические ступеньки»  

Программа составлена на основе авторской программы предшкольной подготовки будущих первоклассников «Математические ступеньки» под редакцией С. И. Волковой, которая соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.

Общие цели курса  для уровня обучения

В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются:

      — развитие эмоционально-волевой сферы;

      — развитие коммуникативных навыков;

      — формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;       — сохранение здоровья дошкольников.

      Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.

Задания курса направлены на создание положительной мотивации,   на формирование познавательного интереса   к знаниям. Система представленных на занятиях «Математические ступеньки»  задач  и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели:

познавательный, развивающий, воспитывающий. Познавательный аспект 

-формирование у ребенка необходимых для начала обучения в школе знаний, умений и навыков;  

-пробуждение у ребенка любознательности, исследовательских интересов и формирование на этой основе умения учиться;  

Развивающий аспект 

-развитие личности ребенка;  

-выявление и развитие у детей творческих способностей;  

        -развитие         у         детей         коммуникативных         способностей         и         социальных         навыков;  

Воспитывающий аспект 

-психологическая подготовка ребенка к последующему школьному обучению; -воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы.

 

Общая характеристика учебного курса:

      В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

      В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.

       

 

Информация об используемом УМК С. И. Волкова «Математические ступеньки» изд. «Просвещение», М.,2012.

  

Интернет-ресурсы.

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-

collection.edu.ru

  1. Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru  

 

Технические средства обучения: персональный компьютер, мультимедийный проектор.

Экранно-звуковые пособия: видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса; аудиозаписи соответствующие содержанию обучения; видеофильмы соответствующего содержания; слайды соответствующего содержания; мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

 

Количество часов. Курс изучается  в период подготовки к школе, рассчитан на  12 занятий  (1час в неделю), 12 недель.

Количество практических часов – 12.

 

Приоритетные формы и методы работы с учащимися

  Реализация         целей         образовательного         процесса         курса         «Математические         ступеньки» осуществляется  с опорой на   современные образовательные технологии деятельностного типа: информационно-коммуникационная технология, что позволяет активизировать и мотивировать познавательную деятельность, творческий потенциал обучающихся, соблюдать принципы здоровьесбережения, осуществлять дифференцированный подход. При групповой и парной работе с использованием технических средств, в значимой мере реализуется технология обучения в сотрудничестве.  

Также для реализации образовательного процесса используются игровые технологии. Дети дошкольного возраста легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжаются игры с предметами, игрушками, речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений; инсценировка; ролевая игра; конкурс; предметная игра; сочетание всех элементов на одном уроке.

Игровые технологии способствуют обогащению и закреплению у детей бытового словаря,

связной речи; игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляют волю.

 

 Формы контроля

В качестве подведения  итогов, результатов освоения данного курса, могут быть организованы следующие мероприятия:

  • мини-проект;
  • участие в празднике.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Математические ступеньки» Личностные

  • Осознать роль  ученика (права, обязанности, нормы поведения). 
  • Проявлять интерес, мотивацию к учению.

Метапредметные Регулятивные УУД

  1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.  
  2. Определять цель выполнения заданий на занятиях, в жизненных ситуациях под руководством учителя.  
  3. Определять план выполнения заданий под руководством учителя.

Познавательные УУД

1. Отвечать на простые вопросы учителя.

2.Уметь анализировать: выделять в объектах существенные и несущественные признаки.

3.Осуществлять логическое действие, синтез.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5.Устанавливать причинно – следственные связи.

6. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать речь других.

2.Сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.

  1. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по группе.
  2. Задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений.
  3. Участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях.
  4. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  5. Принимать правила работы в паре.

Предметные

        Учащиеся научатся:          

  • продолжать заданную закономерность;
  • называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
  • вести счет предметов в пределах 10;
  • соотносить число предметов и цифру;
  • сравнивать группы предметов  с помощью составления пар;
  • составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
  • классифицировать  объекты  по форме, цвету, размеру, общему названию;  
  • устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра; - распознавать известные геометрические фигуры  (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
  • обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку  и изображать простейшие фигуры «от руки»;
  • ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги. 

 

Содержание учебного курса «Математические ступеньки»:

Раздел, тема

Количество часов

всего

теорети-

ческих

практи-

ческих

экскурсий

Числа от 0 до 10. Счет предметов. Сравнение предметов.      

       

4

-

4

-

Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник

(квадрат), круг.

4

-

4

-

Содержательно-логические задания на развитие.

4

-

4

-

Итого:

12

-

12

-

 

 

 

Содержание программы  

      Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.

      Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.

      Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.

      Содержательно-логические задания на развитие:

      — внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;

      — воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;

      — памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;

      — мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.

 

Тематическое планирование

 

 

Тема занятия 

Виды учебной деятельности 

Дата проведения

По плану

По факту

1

Признаки         предметов

(размер, цвет, форма)

Понятия         «большой,

маленький»

Понятия         «высокий,

низкий», «выше-ниже» 

Говорить, слушать, высказывать своё мнение, задавать вопросы.

Сравнивать изображённые предметы, находить сходства и различия.

Пересчитывать предметы на рисунке, сравнивать количество предметов в группах (больше, меньше, столько же).

Различать геометрические фигуры.

 

Соотносить количество предметов на рисунке и количество символов

(точек, палочек) в тетради.

Сравнивать форму, цвет, размер изображённых предметов.

Упорядочивать         изображённые предметы по размеру.

 

Соотносить названия чисел с количеством предметов и с цифрами.  

 

 

 

2

Слева. Справа. Длинный, короткий.

Больше. Меньше. Столько же.

 

 

3

Круг. Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат Справа. Слева. Вверху.

Внизу. Раньше. Позже  

 

 

4

Легкий. Тяжелый. Сравнение фигур,

предметов

 

 

5

Число и цифра 1

Число и цифра 2

 

 

6

Число и цифра 3

Число и цифра 4

 

 

7

Число и цифра 0

Число и цифра 5

 

 

8

Равенство

Сложение и вычитание

 

 

9

Число и цифра 6

Число и цифра 7

 

 

10

Число и цифра 8

Число и цифра 9, состав

чисел 6-9 

 

 

11

Число 10. Состав числа 10 Сложение и вычитание в

пределах 10 

 

 

12

Математический праздник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Окружающий мир»  

 

Особое значение курса "Окружающий мир" заключается в формировании у детей 6 лет целостного представления о мире и месте человека в нем. Это и определяет его цель - формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему         миру.

      Задачи курса: 

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире и их расширение;
  • формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии, в том числе с помощью непосредственных наблюдений, действий с предметами, элементарных экспериментов;
  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
  • воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.

 

Общая характеристика учебного курса

        Программа  нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественно-научным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественно-научного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе.

Информация об используемом УМК

  1. Плешаков А.А. «Зелёная тропинка»: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение,

2009

Материально-техническое обеспечение Технические средства обучения 1. Персональный компьютер.

2. Проектор. 3. Мультимедийная доска.

 

Интернет-ресурсы.

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-

collection.edu.ru

  1. Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru  

                 Приоритетные формы и методы работы с учащимися

 Реализация целей образовательного процесса курса «Окружающий мир» осуществляется  с опорой на   современные образовательные технологии деятельностного типа: информационнокоммуникационная технология, что позволяет активизировать и мотивировать познавательную деятельность, творческий потенциал обучающихся, соблюдать принципы здоровьесбережения, осуществлять дифференцированный подход. При групповой и парной работе с использованием технических средств, в значимой мере реализуется технология обучения в сотрудничестве.  

Также для реализации образовательного процесса используются игровые технологии. Дети дошкольного возраста легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжаются игры с предметами, игрушками, речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений; инсценировка; ролевая игра; конкурс; предметная игра; сочетание нескольких элементов на одном занятий.

Игровые технологии способствуют обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляют волю.        Методы обучения:  

Методы формирования взглядов и обмен информацией:

  • повествование;
  • объяснение;
  • диалог;
  • доказательство; - рассказ;
  • рассуждение; - беседа.

Методы стимулирования и мотивации;

  • игры;
  • соревнования;
  • познавательные беседы;
  • создание ситуации успеха;
  • творческие задания

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностные

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение, интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
  • знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;  понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения;
  • чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края; могут быть сформированы:
  • устойчивый интерес к изучению природы и человека;
  • установка на здоровый образ жизни и ее реализация в своем поведении; Предметные
  • рассказывать, что изображено на иллюстрациях;
  • отвечать на вопросы учителя (с опорой на иллюстрацию);
  • называть и различать окружающие предметы и их признаки;
  • называть космические тела;
  • называть и различать время суток, времена года;
  • знать разновидности водоёмов;
  • различать природные явления;
  • сопоставлять признаки предметов и явлений, определять сходство и различия. Метапредметные

Регулятивные УУД

  • Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.  
  • Определять цель выполнения заданий  

    Познавательные УУД

  • Отвечать на простые вопросы учителя;
  • Уметь  выделять в объектах существенные  признаки;
  • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
  • Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Коммуникативные УУД

  • Слушать и понимать речь других.
  • Сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.
  • Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
  • Задавать вопросы   Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

 

Предметное содержание курса  Что нас окружает?

Воздух.

Космос.

Встреча с солнцем.

Звёзды и созвездия.

Дружная семья планет.

Планета Земля.

Встреча с луной.

День, ночь, сутки.

Времена года.

Вода на земле.

Волшебница вода.

Что у тебя под ногами? Страны и города.

 

Тематическое планирование

 

Тема уроков

Виды учебной деятельности

Проведение

По плану

По факту

1

Что нас окружает?

 

Отвечать на вопросы, различать живую и неживую природу и их признаки.

 

 

2

Воздух.

 

Знать значение воздуха для всего живого, проводить простейшие опыты с воздухом.

 

 

3

Космос.

 

Называть тела космоса, имя первого космонавта.

 

 

4

Встреча с солнцем. Звёзды и созвездия

Называть признаки солнца, находить общие и отличительные признаки круглых предметов, в том числе и солнца; называть созвездия.  профессии людей, связанные с космосом

 

 

5

Дружная семья планет.

 

Знать названия и основные различия планет.

 

 

6

Планета Земля.

 

Различать Землю и модель Земли глобус, различать каким цветом обозначается на карте и глобусе суша, вода, горы, равнина.

 

 

7

Встреча с луной.

 

Знать о том, что Луна является спутником Земли, различать фазы Луны.

 

 

8

День, ночь, сутки.

 

Различать время суток.

 

 

9

Времена года.

 

Различать времена года, давать словесную характеристику по картинкам.

 

 

10

Вода         на         земле.

Волшебница вода.

 

 

Знать         разновидности         водоёмов                  и различать их.

 

 

11

Что у тебя под ногами?

 

Перечислять основные  горные породы, знать как человек их использует.

 

 

12

Страны и города.

 

Различать герб, гимн, флаг России. Называть несколько стран, названия городов.

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Изобразительное творчество»  

                                                   

Цель учебного курса «Изобразительное творчество» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

 

 Сроки реализации рабочей программы

Данная рабочая программа по предмету рассчитана на реализацию в 2017-2018 учебном

году. Всего в данном учебном году будет реализовано 12 часов. Из них 12 часов практических.  

 

Информация об используемом УМК    

Лыкова И.А.  «Изобразительная деятельность» методические рекомендации. - М.: Карапуз-

дидактика, 2014.  

Интернет-ресурсы.

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-

collection.edu.ru

  1. Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru  

 

Приоритетные формы и методы работы с учащимися

  Реализация целей образовательного процесса курса «Изобразительное творчество» позволяет активизировать и мотивировать познавательную деятельность, творческий потенциал обучающихся с опорой на   современные образовательные технологии деятельностного типа:  

  • информационно-коммуникационная,
  • здоровьесбережения,  
  • игровые,
  • дифференцированного обучение, - коллективно-творческого дела.

Программа «Изобразительное творчество» предусматривает чередование занятий индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. 

 

Формы контроля

В качестве подведения  итогов, результатов освоения данного курса, могут быть организованы следующие мероприятия:

  • мини-выставки в конце каждого занятия и по итогам работы курса,
  • участие в празднике.

 

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса 

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе

«Изобразительное творчество» 

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Метапредметные результаты характеризуют уровень  сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся         в познавательной и практической творческой деятельности:

Регулятивные УУД:

-организовывать свое рабочее место под руководством учителя.  

-определять цель выполнения заданий;

  • выполнять работу по заданной инструкции;
  • осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью. Познавательные УУД: - различать цвета и их оттенки,
  • соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
  • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
  • отвечать на простые вопросы учителя;
  • уметь  выделять в объектах существенные  признаки;
  • сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
  • группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Коммуникативные УУД:
  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
  • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; 
  • выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; - договариваться и приходить к общему решению.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:  

-знание основных видов художественной деятельности; 

  • организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
  • передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов; - конструировать из бумаги на основе техники оригами,  сминания, сгибания; - пользоваться простейшими приёмами лепки.

Содержание учебного курса

Конфетница для мамы  

Салфетка для конфетницы  

Такие разные зонтики  

Мы на луг ходили, мы лужок лепили  

Качели-карусели  

Чудесная мозаика  

Наш уголок природы

Рыбки играют, рыбки сверкают

Наша клумба  

Азбука в картинках  Ажурная закладка для Букваря С чего начинается Родина?  

 

Тематическое планирование

 

Тема уроков

Виды учебной деятельности

Проведение

По плану

По факту

1

Конфетница для мамы  

лепка

02.18

 

2

Салфетка         для

конфетницы  

 

выполнение аппликации

02.18

 

3

Такие разные зонтики  

 

рисование

02.18

 

4

Мы на луг ходили, мы лужок лепили  

 

лепка

03.18

 

5

Качели-карусели  

 

выполнение аппликации

03.18

 

6

Чудесная мозаика  

 

рисование

03.18

 

7

Наш уголок природы

 

лепка

03.18

 

8

Рыбки         играют,         рыбки

сверкают

 

рисование 

04.18

 

9

Наша клумба  

 

выполнение аппликации

04.18

 

10

Азбука в картинках  

 

лепка

04.18

 

11

Ажурная закладка для

Букваря

 

выполнение аппликации

04.18

 

12

С         чего         начинается

Родина?  

 

рисование

04.18

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности для будущих первоклассников"36 занятий для будущих отличников"

Задания выполняются в тетрадях на печатной основе "36 занятий для будущих отличников", автор - Людмила Мищенкова. Так же для преподавателя есть методические рекомендации. Занятия очень разнообразные, ...

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

ПРОЕКТ «ПЕРВОКЛАССНИК» подготовительные курсы будущих первоклассников

Подготовительные занятия для детей, которые позволяют выявить уровнь подготовленности будущих первоклассников Данный курс позволит перенести адаптационный курс более “мягко”....

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут  для ребенка в семье, в детском саду, в школе....