Экспериментально-психологическая методика «Пиктограмма». Методика А.Р. Лурия.
учебно-методический материал (3 класс)

          Данная методика используется для диагностики детей, подростков и взрослых в групповой и индивидуальном обследовании.  Для выявления индивидуальных  типологических особенностей личности (художественный, мыслительный тип).

Кроме того пиктограммы применяются к стихам, рассказам, скороговоркам эффективны для развития и активизации связной речи детей. Они облегчают ознакомление детей с природой и явлениями окружающей действительности. При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: они не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». Мы можем рассмотреть применение данного метода на примере, конкретного урока. Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди». В данном случае, для того, чтобы ребенок смог восстановить в памяти прочитанный материал на уроке, мы зарисовываем каждый эпизод. Тем самым беспрепятственно в дальнейшем сможем пересказать всю сказку. Можем нарисовать понравившийся сюжет.

Помимо диагностического значения в исследовании мыслительной деятельности метод пиктограммы может быть использован и для характеристики личностных особенностей детей и подростков, их психического состояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_piktogramma.docx206.41 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментально-психологическая методика «Пиктограмма». Методика А.Р. Лурия.

Фомичева Светлана Леонидовна

МОУ «Лицей № 1» г. Всеволожск

Методика «Пиктограмма» принадлежит к числу наиболее привлекательных способов психологической диагностики, она основана на древнейших способах передачи информации.

Впервые она была предложена А. Р. Лурия в 30-е годы прошлого века для изучения опосредованного запоминания.Основана на идее Л.С. Выгодского об опосредованной природе запоминания.

Сейчас возможности этой методики в практике психодиагностики и коррекции психического развития шире. К ней обращаются при необходимости анализа различных нарушений мышления и памяти. Так как метод пиктограммы представляет значительно более широкие возможности для исследования ассоциативного процесса, самостоятельной продукции ребенка.

Используется для диагностики детей, подростков и взрослых в групповой и индивидуальном обследовании.  Для выявления индивидуальных  типологических особенностей личности (художественный, мыслительный тип). Кроме того пиктограммы применяются к стихам, рассказам, скороговоркам эффективны для развития и активизации связной речи детей. Они облегчают ознакомление детей с природой и явлениями окружающей действительности. При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: они не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть».

Мы можем рассмотреть применение данного метода на примере конкретного урока. Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди». В данном случае, для того, чтобы ребенок смог восстановить в памяти прочитанный материал на уроке, мы зарисовываем каждый эпизод. Тем самым беспрепятственно в дальнейшем сможем пересказать всю сказку. Можем нарисовать понравившийся сюжет.

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Temp3_03-03-2023_17-19-33.zip\IMG_20230301_162259_667.jpg

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Temp2_03-03-2023_17-19-33.zip\IMG_20230301_162230_272.jpg

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Temp2_03-03-2023_17-19-33.zip\IMG_20230301_162212_259.jpg

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Temp3_03-03-2023_17-19-33.zip\IMG_20230301_162306_920.jpg

                     1                            2                        3                          4    

Например, рис. 1. Иван Андреевич Крылов «Кукушка и петух». Рис. 2 и 3. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди». Рис. 4. В.Г. Короленко «Дети подземелья (В сокращении)».

Необходимым условием использования методики является достаточная сформированность графической деятельности в соответствии с условными возрастными нормативами.

Цель– исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления.

Стимульный материал:лист белой бумаги формата А4, простой карандаш и набор слов для запоминания.

Инструкция (вариант для детей):

 «Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой сможешь вспомнить потом это слово».  

Инструкция (вариант для взрослых):

Вам предстоит запомнить перечень слов и словосочетаний. Для запоминания вы можете использовать прием зарисовок, то есть нарисовать какое-либо изображение, которое потом позволит вам вспомнить то или иное слово и словосочетание. Воспроизведение слов и словосочетаний на основе пиктограмм выполняется с отсрочкой не менее 30минут. После перерыва вспомните, и запишите те слова и словосочетания, которые были вам предъявлены.

Для детей может быть использован следующий набор из 12 слов.

  • Веселый праздник
  • Обман
  • Вкусный ужин
  • Расставание
  • Строгая воспитательница
  • Развитие
  • Тяжелая работа
  • Слепой мальчик
  • Теплой ветер
  • Страх
  • Болезнь
  • Веселая компания

Для взрослых:

  • Веселый праздник
  • Вкусный ужин
  • Мальчик-трус
  • Радость
  • Надежда
  • Любовь
  • Отчаяние
  • Глухая старуха
  • Трудный разговор
  • Моя профессия
  • Страх
  • Развитие

https://studfile.net/html/2706/1287/html_0CToJnmSuh.Fwjj/img-UMyqRM.jpg

Анализ результатов детей: фиксируется количество правильно
воспроизведенных слов, которое говорит нам об объеме опосредованной памяти,
который должен быть больше, чем объем непосредственной памяти, и в норме для
детей этого возраста составляет 10-12 слов (т.е. практически стопроцентное
воспроизведение).
Уровень развития образного мышления исследуется при помощи анализа
рисунков. При этом у детей с низким уровнем мышления рисунки мало связаны с
темой либо их связь поверхностная, в то время как у детей с высоким уровнем
образного мышления рисунки отражают суть данного предмета. Например, для
вкусного ужина может быть нарисован торт, стол с каким-то блюдом, тарелка с едой и т.п.
Для детей 5 лет нормой являются адекватные рисунки для простых
слов и отказ или буквальное, конкретное отражение сложных слов.

В то же время для детей 6 лет и старше нормой является адекватное изображение всех слов данной пиктограммы. Необходимо отметить те случаи, когда ребенок рисует практически однотипные, мало связанные с содержанием слова рисунки, но в то же время
правильно воспроизводит слова.

Это говорит о том, что низкий уровень мышления
компенсируется в данном случае хорошей механической памятью. В то же время
тот факт, что у ребенка отмечается низкий уровень развития и памяти, и мышления
может в какой-то степени быть показателем его общего интеллектуального
отставания.

Большой интерес представляет сравнение данных о воспроизведенном
материале при непосредственном и опосредованном запоминании, так как в случае
хорошего развития образного мышления оно может компенсировать недостаток
памяти.

При этом ребенок воспроизводит нормальное количество слов (10-12) в
пиктограмме, однако при непосредственном запоминании может запомнить их
меньше нормы, например всего 3-5 слов.

Анализ расположения рисунков на листе бумаги показывает способность ребенка
правильно организовать свою деятельность, что особенно важно учитывать при
диагностике 6-леток, так как это является одним из параметров, связанных с
готовностью к школьному обучению.

Помимо диагностического значения в исследовании мыслительной деятельности метод пиктограммы может быть использован и для характеристики личностных особенностей детей и подростков, их психического состояния.

Анализ личностных особенностей опирается на 3 типа образов:

- образов, непосредственно касающихся личных опасений или устремлений;

- эгоцентрических образов, в которых собственное «Я» ребенка (его эгоцентричность) рассматривается в контексте субъективной эмоциональной обусловленности;

- формальных, «холодных» образов, хотя и уместных для символизации заданного понятия и возможно адекватных по содержанию, но далеких от личных переживаний, эмоционально безразличных.

Анализ результатов взрослых:в результате тестирования вы получаете от испытуемых изображения, нарисованные в столбик или в строку (см. рис. 1. Образец выполнения «Пиктограммы»), которые при обработке делятся на 5 основных видов:

  1. Абстрактные изображения (А) — это штриховки, линии или геометрические формы, расшифровать смысл которых может только сам человек, который их нарисовал.
  2. Знаково-символические изображения (3) — это рисунки относительно правильных геометрических форм, среди которых часто встречаются известные символы, например, на слово «Любовь» часто рисуют сердце, на словосочетание «Глухая старуха» — зачеркнутое ухо.
  3. Конкретные изображения (К) — обычно содержат конкретные предметы или явления, например, на словосочетание «Вкусный ужин» обычно изображается праздничный стол, на «Мальчик-трус» — трясущейся от страха человек, на «Веселый праздник» — воздушные шарики, флажки, салют и т. д.
  4. Сюжетные изображения (С) — это изображения каких-либо действий и действующих лиц, связанных определенной ситуацией. Например, на слово «Игра» изображают человечков, играющих в мяч, на словосочетание «Трудный разговор» — дуэль, на словосочетание «Моя профессия» — человека в процессе работы и т. д.
  5. Метафорические изображения (М) — это обозначение заданного слова или словосочетания через метафору, иносказание, художественный образ. Например, на слово «Любовь» рисуют две горящие свечи, на слово «Дружба» – руки, которые никак не могут встретиться в рукопожатии, что символизирует двойственность дружбы, или рукопожатие.

Работа с изображениями в пиктограммах проводится по этапам.

  1. Этап дифференциации рисунков. Внимательно просмотрите все рисунки и возле каждого рисунка проставьте букву, соответствующую начальной букве названия вида изображения (А, 3, К, С, М). В случае затруднений в отнесении рисунков к тому или иному виду, что часто случается при определении метафорического изображения, ставьте две буквы, например МК: это будет означать, что метафора выполнена на основе конкретного изображения, МС — на основесюжетного изображения.

Для более точной дифференциации рисунков по видам изображенийв «Пиктограмме» необходим определенный опыт, поэтому следует потренироваться и просмотреть пиктограммы несколько раз.https://studfile.net/html/2706/1287/html_0CToJnmSuh.Fwjj/img-1Sgmq5.jpg

  1. Этап подсчета изображений. Подсчитайте, сколько всего выполнено изображении, а затем количество изображений по видам (см таблицу).

Количество изображений по видам

Всего изображении

Количество словесных воспроизведений

Количество правильныхвоспро-изведений

А

3

К

С

М

12

12

12

2

6

1

3

3. Этап интерпретации. Интерпретация «Пиктограммы» может быть осуществлена по преобладанию видов изображений.

1) Если доминируют такие виды изображений, как абстрактное и знаково-символическое, то человека можно отнести к «мысли тельному типу», причем к такому, который организует свой мыслительный процесс в направлении обобщения. Это люди, которые могут критично относиться к тем или иным ситуациям, формировать о них определенные суждения, делать соответствующие выводы (см. характеристики «мыслительного типа» по К. Юнгу).

2) Если доминируют конкретные изображения, то с высокой долей вероятности можно утверждать, что их исполнил человек целенаправленный, ориентированный на конкретную деятельность, четкий конечный результат. Обычно такие рисунки коррелируют с типом «руководитель», выявляемым по тесту «Конструктивный рисунок человечков из геометрических фигур».

Список литературы:

  1. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2005. -384 с.
  2. Херсонский Б.Г. «Пиктограмма» как метод исследования личности в норме и при некоторых нервно-психических заболеваниях[Текст]:автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. мед. наук (19.00.04), 1982.
  3. [Электронный ресурс]: https://studfile.net/preview/5643447/page:16/
  4. [Электронный ресурс]:http://sdshi.vgr.muzkult.ru/media/2018/08/01/1224986725/Piktogramma.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика детей методикой «Лесенка», Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман

Тестирование «Лесенка» выполняется без сложной подготовки. Детям потребуются:нарисованная лестница из семи ступеней;вырезанные фигурки девочки, мальчика;карандаш. Методика «Рука...

Методика "запоминание 10 слов" Лурия А.Р.

Методика "запоминание 10 слов" Лурия А.Р....

Методика «Запоминание 10 слов», А.Р. Лурия

Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение....

Методика заучивания "!0 слов" А.Р.Лурия

Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение....

Методика «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия

Методика для исследования процессов памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения информации...

Методика "Заучивание 10 слов" А.Р.Лурия- для исследования процессов памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Методика А.Р.Лурия позволяет учителю провести исследование процессов памяти, запоминания.сохранение и воспроизведение информации детьми....