ПК 4.3
методическая разработка

Дегтярева Анастасия Игоревна

Системативизация и оценивание педагогического опыты и образовательных технологий в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра психолого-педагогическихдисциплин

Дегтярева Анастасия Игоревна

Скорнякова Анна Алексеевна

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

с оценкой «____» (____________)

«_____» _____________ 2023 года

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс: 4, группа: 41

Преподаватель: Ульянова  Т.А.

Челябинск, 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

5

1.1. История возникновения и развития  организации исследовательской   технологии в начальной школе

1.2. Сущность, цели и виды исследовательской технологии

1.3. Методика организации исследовательской технологии  в начальной школе

Выводы по 1 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие  изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Объектом  исследования была выбрана учебно-исследовательская технология.

Предметом исследования является использование исследовательской технологии в начальной школе

В связи с этим была определена цель: изучить учебно-исследовательскую технологию, ее виды, формы и спроектировать систему организации исследовательской деятельности в начальной школе.

Задачи:

1. Определить  сущность, виды и цели учебно-исследовательской технологии.

2. Рассмотреть алгоритм поэтапных действий при организации учебно-исследовательской работы в начальной школе.

3. Описать  систему организации исследовательской деятельности в учебном процессе начальной школы.

В работе использовались следующие методы исследования: анализ методической, психолого-педагогической литературы, обобщение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. История возникновения и развития  организации исследовательской   технологии в начальной школе

Исследовательский подход в образовательной практике был востребован с глубокой древности, с того момента, как появилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении. Одним из первых ученых, внедрявших в практику обучения исследовательские методы, был Сократ. Позже знаменитый немецкий ученый Фридрих Адольф Дистервег назвал метод "сократовской беседы" венцом учительского искусства. Крылатой стала его фраза о том, что "плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить". Идеи исследовательского обучения находили своих сторонников в среде ярких представителей просветительской педагогики России 18 века. Среди них были Феофан Прокопович, Василий Никитич Татищев, Иван Тихонович Посошков.

С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Потому и желание современных педагогов максимально приблизить учебную деятельность ребенка в школе к познавательной постепенно трансформируетсяв реальную потребность.Отечественные педагогика и педагогическая психология разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Современные специалисты проявляют повышенный интерес к изысканиям своих коллег в плане исследовательского обучения и обучения по "методу проектов" начала ХХ века, разработкам педагогов и психологов ряда западных стран, сохранивших и развивших традиции активного использования продуктивных методов обучения.[1]

1.2. Сущность, цели и виды исследовательской технологии

Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным, т.е. его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения самостоятельно полученных новых знаний, личностно значимые для учащегося. Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования [3, С.43].

Перед тем, как начинать со школьниками исследования, необходимо четко поставить цели и задачи. [11, С.78].

На каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб формальному протоколу, - иначе исследование, главный смысл которого - в активизации познавательной активности учащихся, может постепенно превращаться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов [2, С.142].

 Учебно-исследовательская деятельность - это деятельность учащихся, связанная с решением творческих и исследовательских задач с заранее неизвестным решением. В отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения [9, С.12].

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Учебно-исследовательская деятельность должна выполнять следующие дидактические функции:

- мотивационную;

- информационную;

- контрольно-корректирующую (тренировочную) [7, С.267].

 Огородникова Н.В. подразделяет учебно-исследовательскую деятельность на несколько форм, но это разделение является достаточно условным и зачастую предложенные формы сочетаются и успешно дополняют друг друга.

а) Традиционная урочная система.

Для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся представляется урок. Учителя используют на уроке педагогические технологии, основанные на применении исследовательского метода обучения [5, С.57].

Применение исследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи, анализа первоисточников, разрешения поставленной учителем проблемы и другое [8, С.118].

б) Нетрадиционная урочная система.

Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок - исследование, урок - лаборатория, урок - творческий отчёт, урок изобретательства, урок - «Удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок - рассказ об учёных, урок - защита исследовательских проектов  и т. п. [4, С.128].

в) Учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов [10, С.58].

Обычно школьный эксперимент осуществляется на базе школы на школьном оборудовании. Учебный эксперимент может включать в себя элементы настоящего научного исследования (наблюдение и изучение фактов и явлений, выявление проблемы, постановка исследовательской задачи, определение цели, задач и гипотезы эксперимента, разработка методики исследования  и т.д.) [5, С.59].

г) Домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное по времени.

1.3 Методика организации исследовательской технологии  в начальной школе

Для того чтобы организовать исследовательскую деятельность    прежде всего нужно выявить у учащихся готовность к данному виду деятельности.

Чтобы найти именно того ребенка, которому это интересно,  и который доведет работу до конца необходимо использовать диагностику  и на уроке и во внеурочное время.

На уроке, прежде всего это практические виды деятельности – выполнение практических работ, составление проектов, презентаций. При проверке таких заданий обращается внимание на научность данной работы, на творческий подход к выполнению заданий, если это проект или презентация, то на использование дополнительной литературы. Во время демонстрации данной работы предлагаются слушателям подискутировать на тему, что понравилось в данной работе и что можно порекомендовать.

 Особое внимание нужно обращать на то, чем обусловлена постановка цели (гипотеза), как достигается поставленная цель, на умение сделать выводы по проделанной работе. По окончанию дискуссии проводится диагностика, предлагается ответить на несколько вопросов направленных на выявление отношения к данному виду деятельности. Например, вопросы могут быть такими:

1) Интересна ли тебе была данная работа?

2) Если да, то чем, если нет то почему?

3) Хотелось бы расширить представление по данной теме? – этот вопрос дает возможность выявить интерес к определенной теме.

 При анализе  анкет обращается особое внимание на тех учащихся, у которых к данному виду работы проявляется стабильный интерес. В дальнейшем именно этим детям предлагается участие в научно исследовательской работе.

Во внеурочное время на занятиях  необходимо рассказывать о научно - исследовательских проектах, об их значении для каждого ученика, о различных уровнях защиты проектов. Помогать определиться с выбором темы. Для этого предлагаю  ответить на вопросы:  

1) Подумай, какие объекты тебя привлекают больше всего?

2) Почему и чем интересен именно этот объект?

3) Что бы хотелось узнать об этом объекте нового?

4) Чем обусловлен данный интерес? (Выход на актуальность.)[6, С.420].

Для организации учебно-исследовательской работы школьников, приемлемо создавать в школах учебно-исследовательские группы. Создание и дальнейшее развитие этих групп является одним из продуктивных путей организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В первый блок учебно-исследовательской деятельности входит деятельность учителя. К функциям учителя относятся следующие:

1. Учитель знакомит с построением исследования, с методами;

2. Выявляет наиболее значимые для учащихся элементы содержания курса и устанавливает их соответствие с базисной программой и учебно-воспитательными задачами курса;

3. Организует их изучение методами в той или иной науке (наблюдение, измерение, опрос, интерпретация информации и другие);

4. Формирует исследовательскую группу из числа учащихся, проявивших интерес и способности к исследованию какой-либо из поднятых проблем;

5. Знакомит учащихся с методикой проведения учебно-исследовательской работы (проводит инструктаж);

6. Подводит итоги первоначального ознакомления с темой на основе сбора эмпирического, помогает в его анализе;

7. Проводит учебное занятие с привлечением материалов проведенной учебно-исследовательской деятельностью (дискуссия);

8. Оценивает самостоятельную работу участников исследовательской группы.

Во второй блок учебно-исследовательской деятельности входит сама деятельность школьников. К функциям учащихся относятся следующие:

1. Ознакомление учащимися со структурой и методами учебно-исследовательской работы;

2. Участие в совместном поиске тем для исследования, содержание которых отвечает их познавательным интересам и ценностным ориентациям;

3. Объединение в группы для исследования интересующей их проблемы;

4. Планирование самостоятельной исследовательской работы по избранной проблеме;

5. Организация и проведение исследования в соответствии с разработанной программой;

6. Подведение итогов проведенного исследования (выводы и обобщения) и формулирование наиболее острых вопросов для дальнейшего дискуссионного обсуждения всем классом на уроке, учебном занятии или во внеурочное время;

7. Участие в дискуссионном изучении темы;

8. Выполнение контрольной работы по изученной проблеме или теме, в целях проверки приобретенных знаний и умений, а также выполнение письменного отчета о проведенном исследовании.

С помощью данной модели учебно-исследовательской деятельности организуется исследовательская работа на достаточно высоком профессиональном уровне. Так же данная модель помогает учащимся овладеть алгоритмом научного исследования - системой постоянных и строго определенных действий.

Пример проекта:

1) Название проекта: «Подготовка к 9 мая»

2) Руководитель проекта: Скорнякова Анна Алексеевна 41 группа

3) Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: окружающий мир

4) Тип проекта: информационный

5) Цель проекта: развития чувства патриотизма, гордости за свой народ, свою Родину

6) Задачи проекта:

- Выполнить буклеты с информацией ко Дню Победы;

- Рассказать о празднике и его значимости в истории;

- Организовать экскурсию с классом по военным достопримечательностям Челябинска

7) Необходимое оборудование: проектор, презентация, листочки со стихотворениями, информационный буклет

8) Предполагаемые продукт(ы) проекта: информационный буклет к 9 мая

9) Аннотация (краткое описание проекта):

Проект ориентирован на учеников 2 класса в целях воспитания любви и уважения к своей Родине, к своему народу, к своей истории на внеклассном мероприятии.

10) Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс): учащиеся 2в класса

11) Описание этапов работы над проектом:

1. Подготовительный: составление конспекта на урок технологии, сбор информации по празднику. Заранее выдаются детям задания: короткие стихотворения, а более сильным детям - буклеты.

2. Основной. Проведение внеклассного мероприятия. Рассказ о празднике и почему его отмечают. Экскурсия.

3. Заключительный. Выставка буклетов к 9 мая.

12) Презентация результатов проекта (2-3 фотографии).

Выводы по 1 главе

 Выдвигается значение научной новизны исследований, возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования. И, в то же время, учебно-исследовательская деятельность учащихся - это относительно самостоятельное изучение, решение учащимися отдельных проблем, творческих и исследовательских задач различными средствами в условиях совместной деятельности учителя и учащихся. 

При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования - опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роль и значение исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения в школе состоит в том, что с их помощью в значительной мере решаются проблемы формирования общественного сознания у подрастающего поколения, более глубокого изучения учащимися социально-исторических процессов и явлений.

Поставленные в начале работы задачи: определить цель, сущность, виды; описать методику  организации учебно-исследовательской работы в образовании были достигнуты в полной мере.

Посредством использования следующих методов исследования: анализа методической, психолого-педагогической литературы, практической работы по проектированию организации исследовательской деятельности,  доказано, что использование учебно-исследовательской деятельности способствует реализации творческого потенциала школьников, формированию их научных взглядов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Исследовательская технология. Технология эвристического обучения. // Studbooks.net: [сайт]. 2023. URL: https://studbooks.net/1920173/pedagogika/issledovskaya_tehnologiya (дата обращения: 19.03.2023)

2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, 1999. - № 10. - с. - 42-47.

3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М.: МГДД(Ю)Т, 2002. 110 с.

4. Ланина И.Я. Не уроком единым: Развитие интереса к школьным предметам. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.

5. Педагогический словарь под редакцией Каирова И.А. и других, в 2-ух томах, М.: Издательство Академии педагогических наук. 1970. - т.II. - 765 с.

6. Поддьяков А.Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister. - 1999.- N 1. - с. 85-95.

7. Саввичев А.С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции. // Народное образование,1999. - № 10. - с. - 23-29.

8. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. - №1. - с. 34-45.

9. Словарь педагогических терминов под редакцией Березикова В.Н., М.: Учебный проект, 1996. - 367 с.

10. Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. - №4. - с. 14-22.

11. Хуторская А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 298 с.



Предварительный просмотр:

Поисково-исследовательские технологии обучения.

Исследовательский принцип в педагогике предполагает самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся в процессе обучения, моделирование или повторение процесса реального научного поиска и научного открытия. Исследование – это «процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно-значимых новых данных» [Психолого-педагогический словарь для учителей и, С. 191, 346].

Одна из характерных тенденций разработок в русле исследовательского обучения – изучение проблем, связанных с жизненными потребностями и интересами учащихся. При выборе проблем необходимо учитывать предшествующую подготовку и опыт учащихся, наличие у них возможностей исследовать проблему. Проблемы должны естественно возникать из опыта и потребностей самих учащихся.

Процесс поискового и исследовательского обучения направлен не только на приобретение знаний. В ходе его у учащихся формируются общеучебные компетентности:

  • поиска знания;
  • обучение основным мыслительным действиям и операциям – анализу, синтезу, обобщению.
  • формирование культуры рефлексивного мышления;
  • формирование навыков выбора направления деятельности и принятия решений;
  • обучение процедурам обсуждения, формирование дискуссионной культуры;
  • эмоциональное и личностное развитие в процессе учебной деятельности;
  • эмоциональная и интеллектуальная рефлексия хода обучения, включающего имитационное и ролевое моделирование.

В содержании предмета необходимо выделять ведущие, стержневые понятия.

Для поискового и исследовательского обучения характерна последовательность обобщенных этапов учебного процесса:

  • постановка проблемы, поиск ее формулировки с различных точек зрения;
  • поиск фактов для лучшего понимания проблемы, ее уточнения, поиска путей и возможностей ее решения;
  • максимально широкий поиск нового знания, информации, практических примеров, выдвижение идей, которые помогут решить поставленную проблему;
  • оценка информации, знания, примеров и идей откладывается до того времени, пока учащиеся не сформулируют их наиболее полно;
  • поиск решения, при котором отбирается найденная информация, анализируются приобретенные знания, высказанные идеи подвергаются анализу и оценке;
  • для воплощения выбираются лучшие из них;
  • обобщение отобранной информации, формулировка способа решения проблемы, поиск признания найденного решения окружающими.



Предварительный просмотр:

Технологии проблемного обучения

Для стимулирования поисковой, самостоятельной деятельности обучаемых уже многие годы в системе образования широко используется проблемное обучение. Его психологической основой является противоречие, возникающее в сознании обучаемого, между тем, какими знаниями он уже обладает, и тем, что необходимо знать, чтобы разобраться в предлагаемой педагогом проблеме, проблемной ситуации.

Специалисты рассматривают необходимость осуществлять всю последовательность этапов организации проблемного обучения в образовательном процессе. Внедрение такой технологии начинается:

– с выявления противоречий, неизвестных или непонятных моментов в учебном материале, осознания их как трудностей, появления стремления к их преодолению и с этой целью формулировки проблемы как сложной задачи;

– анализа проблемной задачи, определения зависимостей между данными;

– выявления всего перечня проблем, ранжирования их по значимости или по трудностям решения, определения механизмов анализа и решения проблем;

– поиска знаний и способов деятельности, необходимых для решения задачи;

– выдвижения гипотезы, генерирования идей, способствующих решению.

К методам проблемного обучения специалисты в сфере педагогики относят:

– проблемное изложение (педагог ставит вопросы и формулирует проблемные ситуации, показывает варианты их анализа и решения, а обучаемые могут высказать свое отношение к предлагаемым версиям анализа и принятого решения);

– частично-поисковый (эвристический) метод, предполагающий включение субъектов в процесс обсуждения, анализа и решения проблемной ситуации; при этом процесс поисковой деятельности обучаемых осуществляется под контролем со стороны педагога;

– исследовательский метод, который предполагает включение обучаемых в процесс формулировки проблемной задачи, выбор инструментов и методов изучения, определение целей и задач, а также разработку программы исследования, отбор базы, определение участников взаимодействия и обработку полученных результатов.

Таким образом, технология проблемного обучения позволяет показать обучаемым образцы решений, технологию анализа проблемы и выработки решений, построение доказательств и аргументаций, освоение алгоритмов разрешения проблемных ситуаций. При организации проблемного обучения нельзя обойтись, как считают специалисты, без разумного сочетания традиционных технологий обучения с репродуктивными, объяснительно-иллюстративными, поисковыми, экспериментальными и эвристическими технологиями, активизирующими взаимодействие участников образовательного процесса.



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии


Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.  Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.


Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
•   
«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
•   
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

  1. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
  2. Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
  3. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
  4. Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
  5. Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
  6. Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение.

Создание благоприятного психологического климата на уроке

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.