ПК 4.4
материал

Шерстобитова Анастасия Андреевна

Предварительный просмотр:

Алгоритм тезисов к выступлению по итогам обобщения

педагогического опыта образовательного учреждения

Здравствуйте уважаемые  коллеги, разрешите рассказать Вам о методической службе МАОУ “СОШ № 15 г. Челябинска". 

Хотела бы начать с истории образовательного учреждения.         

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Общеобразовательная школа № 15 г. Челябинска» одно из старейших учебных заведений Советского района. Школа № 15 города Челябинска открылась 1 сентября 1967 года. В 1975 году в школе организован единственный в области литературно-краеведческий музей "Кораблик". В 1992 году школа стала экспериментальной площадкой по созданию модели школы-комплекса эстетического направления.

В связи со значительным ростом контингента учащихся в 1994 году было введено в эксплуатацию второе здание школы для начальных классов.

В 2006 году школа стала обладателем Гранта Губернатора Челябинской области в конкурсе «Лучшие школы» Челябинской области, а в 2007 году - Гранта Президента во Всероссийском конкурсе «Лучшие школы» России. Кроме того педагогический коллектив школы стал лауреатом областного конкурса «Лучшая школьная команда», внедряющая информационные технологии.

В 2008 году в школе завершился эксперимент по созданию многопрофильной школы. На сегодняшний день в школе функционирует три основных профиля математический», «Химико-биологический», «Социально-гуманитарный». В 2008 году к МАОУ «СОШ №15 города Челябинска» присоединена школа № 27, ставшая филиалом, специализирующегося на кадетском воспитании.

 В 2020 году школа приобрела статус инновационной площадки по реализации ресурсного центра «Эффективная начальная школа». Учредителем школы является Комитет по делам образования г. Челябинска.

Структура методической службы представляет собой взаимосвязанную систему, направленную на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала и в конечном итоге на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья учащихся.

В структуру методического службы входят:

Директор МАОУ СОШ “ № 15 г. Челябинск” Торяник Ольга Вячеславовна, которая  руководит педагогическим советом и деятельностью учебной организации.  

Высшим органом коллективного руководства методической службы является педагогический совет. В состав педагогического совета входят все педагоги образовательного учреждения.

Научно - методический совет является главным связующим звеном всех подструктур. В состав  методического совета входят директор школ, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений.

Заместители директора по учебно-воспитательной работе выступают в роли координаторов, обеспечивают взаимодействие равнозначных структурных компонентов методической службы школы.

Методическое объединение учителей - предметников создается как одна из форм самоуправления в целях совершенствования методического и профессионального мастерства учителей. Цель методической работы: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя.

Перейдем к основным направлениям деятельности методической службы.

Основным направлением деятельности педагогический совет:

  • осуществляет выбор программ, форм и методов учебно–воспитательного процесса;
  • обсуждает учебные планы, образовательные программы, рабочие программы учебных курсов и дисциплин, годовые календарные планы, иную учебно-методическую документацию с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов;
  • организует работу по распространению передового педагогического опыта;
  • принимает решения о проведении промежуточной аттестации и т.д

Основным направлением научно-методического совета являются:

  • диагностическая (мониторинг педагогической деятельности, анализ, аттестация педагогических кадров);
  • информационная (информационная поддержка педагогов, формирование банка данных);

научно-исследовательская (координация научно-исследовательской деятельности, презентация инновационного профессионального опыта);

  • организационная (подготовка к участию в конкурсах педагогического мастерства, распространение передового опыта, стимулирование труда педагогов);
  • образовательная (внедрение и апробация современных технологий, экспертиза и утверждение программ).

Заместители директора по учебно-воспитательной работе выполняет следующее:

  • планирование;
  • информационно-аналитическая деятельность;
  • педагогическая диагностика;
  • первичная экспертиза;
  • выявление и распространение передового педагогического опыта;
  • индивидуальное и групповое консультирование;
  • адресная помощь педагогам.

В МАОУ “СОШ № 15 г. Челябинска” чаще всего используются следующие формы методической работы: семинары, открытые уроки.

Проанализировав “Положение об оплате труда и премировании” в МОАУ “СОШ №15 г. Челябинск”, можно выделить следующие пункты:

  • выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
  • выплаты за качество выполняемых работ;
  • выплаты за наличие ученой степени, почетного звания. Так же стимулирование за категорию учителя;
  • выплаты за непрерывный стаж работы, выслугу лет;
  • премиальные выплаты по итогам работы. В конце года учителя обсуждают свое портфолио, обсуждение результатов методической работы.

 В заключение хочется отметить, что у школы хорошая методическая служба, и это приводит к успешности работы школы в целом. 



Предварительный просмотр:

Отчет по результатам анкетирования учителей начальных классов

 

Анкетирование было проведено в МАОУ “СОШ №15 г. Челябинска” 4-ого марта 2023 года. Всего проанкетировано 4 учителей начальных классов. После обработки и анализа заполненных анкет можно сделать следующие выводы:

  1. Все учителя имеют высшее образование.
  2. Средний педагогический стаж учителей 26 лет.
  3. Стаж работы в данном учреждении: самый маленький - 6 месяцев, самый большой – 16 лет.
  4. Методические разработки учителей, следующие:
  • развитие связанной речи младших школьников;
  • формирование эффективных навыков беглого чтения у младших школьников;
  • развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках;
  • игровые технологии.
  1. В данном учебном учреждении учителя чаще всего посещают  следующие научные и методически мероприятия: семинары и педагогические советы. Также открытые уроки и методические объединения.
  2. Учителя выбирают следующие формы повышения профессионального мастерства: курсы повышения квалификации, самообразование, вебинары.
  3. Для проведения интересных уроков учителя используют следующие педагогические технологии:
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающее технологии;
  • проектно-исследовательские;
  • критические мышление;
  • личностно-ориентированный метод;
  • проектная технология;
  • групповая технология;
  • интегрированная.
  1. В МАОУ “СОШ № 15 г. Челябинска’ действует единая образовательная программа - “Школа XI века”.
  2. Среднее качество обучающихся 75,5%.
  3. Трудности, которые возникают у учителей начальных классов – трудностей у учителей не возникает

Таким образом, учебная методическая работа в МАОУ “СОШ №15 г. Челябинска” организована на хорошем уровне, учителя имеют отличную подготовку, школа дает возможность учителям повышать свой профессиональный опыт, а ученики хорошую успеваемость.



Предварительный просмотр:

Подготовка и составление отчета

1.Оформление сайта

Оформление сайта гармонично, потому что:

1) преобладают три основных цвета, а именно  темно-оранжевый, серый и белый;

2) важные рубрики выделены яркими цветами: оранжевый, жёлтый, голубой, зелёный;

3) в конце сайта контакты школы для обратной связи;

4) одной из особенностей этого сайта является ссылка (иконка) на 2гис, где есть информация о расположении школы;

5) использование контрастности цветов.

Таким образом, дизайн сайта достаточно приемлем и приятен при восприятии.

2.Удобство работы с сайтом и информацией

1) сайт структурированный, удобен для использования пользователей разного уровня, есть версия сайта для слабовидящих и так же на сайте есть активные ссылки по актуальным темам - это большой плюс для людей с ОВЗ;

2) размер текста оптимальный для восприятия;

3) на главном сайте важная информация представлена в разделах: обратите внимание, предстоящие события, обновления сайта, контакты, полезные ссылки;

4) меню сайта находится вверху. Мобильная версия- по вертикали, компьютерная версия- по горизонтали;

5) также на сайте есть меню, где расписаны следующие вкладки:

  • О Гимназии
  • Учащимся
  • Родителям
  • Сведения об ОО
  • Конкурсы
  • Акция и События
  • Объединения и проекты
  • Дистант
  • Инновации

У каждой вкладки есть свои подразделы. Их удобно открывать всего лишь в один клик.

Проанализировав по данному пункту сайт, можно сказать, сайт удобен для работы с сайтом и информацией, даже при первичном использовании.

3. Информативность сайта

1) информация об организации очень наполнена и расписана с разных сторон, к примеру: история школы с 1861г., памятник “Алёша”, организация питания, медицинское обслуживание, публикации в СМИ и т.д.;

2) мы выше говорили о таких вкладках как: о Гимназии, учащимся, родителям, где отражены важные и интересные темы;

3) вкладка “Родителям” раскрыта очень подробно. Важная информация для родителей собрана в отдельные подразделы такие, как: информация родителям учащихся, родителям поступающих.

Проанализировав по данному пункту сайт, можно сказать, сайт разнообразен для всех участников образовательного процесса.

4.Регулярность работы с сайтом

1) последнее обновление актуальной информации на сайте было произведено 10.02.22;

2) проанализировав всю новостную ленту, можно сделать вывод, что сотрудники школы выкладывают актуальную информацию каждый месяц и по несколько раз за один месяц;

3) нормативная информация выделена в отдельную рубрику “Обратите Внимание” (Управление Роспотребнадзора; Приказ МОиН)

5. Соответствие нормативным документам

1.    Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2014 № 33423) (в действующей редакции)

1) в Приказе говорится, что для размещения информации на Сайте должен быть создан специальный раздел "Сведения об образовательной организации" (далее - специальный раздел). Данный раздел создан, информация которая должна быть в данном разделе, на сайте Гимназии №1 размещена именно там. Но кроме этого создан так же раздел “О Гимнизии”;

2) на сайте школы отсутствует такой обязательный документ, как план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетные сметы образовательной организации;

3) в МБОУ «Гимназия № 1 г. Челябинска» платные образовательные услуги не оказываются;

4) МБОУ «Гимназия № 1 г. Челябинска» не имеет предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования

5) в подраздел “Образование” опубликована подробная информация, которая соответствует требования.Но на сайте школы нет информации об адаптированных образовательных программах;

6)в подраздел "Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав" размещены ФИО и контактные телефон, адрес электронной почты директора школы, ФИО и контактные телефоны, адреса электронной почты заместителей директора и сведения о персональном составе педагогических работников, МБОУ «Гимназия №1 г. Челябинска» не имеет филиалов образовательной организации;

7) материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса всю необходимую информацию. Об обеспечение  образовательной деятельности  инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья на сайте написано, что “ … соответственно в МБОУ “Гимназия № 1 г.Челябинска” не предусмотрены специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья”.

Вывод: Все страницы официального сайта соответствуют требованиям Приказу Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785, из этого мы можем сделать вывод, что администрация МБОУ “Гимназии № 1 г.Челябинска” ответственно подошли к разработки сайта и учли все пункты, определяющие  структуру  официального сайта.   

2.    Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» (в действующей редакции)

1) в разделе “Сведения об ОО”,  в теме “основные сведения” говорится про пункт из документа: “о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о представительствах и филиалах образовательной организации, месте нахождения образовательной организации, ее представительств и филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты’’ - данный пункт полностью соблюден на сайте школы;

2)  в теме “Структура и органы управления” -есть информация про:

  • руководителей предметных кафедр;
  • положение об органах управления ( Большой Совет; о Педагогическом совете; о научно-методическом Совете; об собрании работников).

3) на сайте есть электронная почта для всех органов управлени;

4)  в постановлении написано: “адреса официальных сайтов в сети "Интернет" структурных подразделений (при наличии)” -Гимназия № 1 на своем сайте не имеет отдельного сайта для органов управления. Но вся информация о их деятельности доступна по ссылке на официальный сайт школы;

5) на сайте присутствует тема “Образование”:

  • о реализуемых уровнях образования (с представлением ссылки на лицензию);
  • в Постановлении говорится о “об описании образовательной программы с приложением ее копии” - на сайте сказано, что образовательные программы не реализуются;
  • на сайте размещены: учебный план, календарно учебный график, а также образовательные программ с предоставленными документами (ООП по ФГОС 2009; аннотации к рабочим программам ООП НОО;ООП  по ФГОС 2021; ООП по ФГОС 2010 -основного общего образования; дорожная карта мероприятий по обеспечению перехода на новый ФГОС НОО; ООП; РП воспитания на 2021-2026 гг.; Образовательная программа дополнительного образования детей и взрослых)
  • данного документа “реализуемых адаптированных образовательных программах” - нет на сайте.
  • на сайт представлены иные докумнты для обеспечения образовательного процесса ( Требование учителей по готовности обучающихся к уроках; Лаборатория иностранных языков и т.д)

6) Руководство. Педагогический состав. Постановление о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии). На сайте расписаны должности и руководители, а также сведения о персонале в нескольких документах;

7) Постановление о обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - на сайте есть тема “Доступная среда”  с предоставлением документов. На сайте написано, что “ … соответственно в МБОУ “Гимназия № 1 г.Челябинска” не предусмотрены специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья”;

8) Приказ о плане финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации - на сайте есть данная информация с представленными документами.

Вывод: руководители образовательной организации МБОУ “Гимназия № 1 г.Челябинска” отвественно подошли к оформлению раздела “Сведение об ОО”, учли требования прописанные в Постановлении Правительства РФ.  

6. Востребованность информации для родителей

Выше мы говорили про вкладку “Родителям”, где полно расписана информация для родителей со всеми возможными темами. Есть отдельные подразделы для родителей учащихся и для родителей поступающих. Каждый подраздел разделен на несколько тем.

Во кладке “Дистант”  также. есть информация для родителей:

  • электронный адрес каждого учителя;
  • ссылки на телефон доверия;
  • приглашение на родительское собрание в онлайн-формате, а также видеозапись собрания;
  • приглашение к участию дистанционных конкурсов.

7. Востребованность информации для детей.

  1. на сайте, в меню есть вкладка “Учащимся”. В ней следующие темы:
  • объявления
  • профориентация
  • расписание уроков
  • расписание звонков
  • учебный график
  • справочные материалы
  • промежуточная аттестация
  • образовательные ресурсы

Также есть темы, касающийся только средних и старших под названием “ГИА 2023”:  

  •  ЕГЭ
  • ОГЭ
  • новости вузов УРФО
  1. в данном разделе опубликована важная информация для учащихся, но часть информации является на сегодняшний день не актуальной (например, годы публикаций: 2017, 2016, 2015)

Вывод: проанализировав сайта МБОУ “Гимназия № 1 г.Челябинска”, можно сделать вывод, что сайт построен грамотно, логично и структурировано. В нем размещена вся необходимая информация, как для учащихся, так и для их родителей. Он удобен в работе и использовании. Также на сайте представлены все нормативные документы, которые регламентируют  работу данного образовательного  учреждения.



Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Сказка Л. Кэрролла “Алиса в Зазеркалье”: к проблеме интерпретации» магистранта культурологи, Московского государственного института культуры

И. Л. Шивцова

Автор данной статьи акцентирует внимание на интерпретации культовой сказки Льюиса Кэрролла “Алиса в Зазеркалье”.  Книга занимает почетное место в мировой культуре, она переведена почти на все языки мира, а самой Англии вышло более сотни изданий.

Представленная статья, несомненно, актуальна, поскольку “Алиса в Зазеркалье” до сих пор популярно и имеет множество экранизаций. Автором статьи проведена глубокая работа  на анализе кинофильма чешского режиссера-аниматора  Я. Шванкмайнера.

Я. Шванкмайнер интерпретирует знакомую нам сказу  в сюрреалистическую.  Фильм сохраняет основные сюжетные главы, но та самая логика абсурда, близкая “Алисам” и сюрреалистам, идеально переноситься на экран. Все персонажи фильма больше пугают, чем удивляют. Весь сон, в котором разворачиваются действия, скорее напоминает ад, чем центр Земли, поэтому здесь проявляются классические для режиссера мотивы, он буквально одухотворяет предметы быта, превращая их в персонажей своей истории.

Оценивая работу в целом можно отметить, что автор статьи детально разбирает кинофильм Я. Шванкмайнера, показывая, как кинематограф нашел общие художественные средства, чтобы выразить иррациональное начало, присущее историям про Алису.  Автор статьи углубляет наше представление об  интерпретациях  известной нам сказки, вскрывает новые его черты, позволяя посмотреть на  историю Алисы под другим углом.  Довольно интересным представляется вывод о том, что кинофильм чешского режиссера Я. Шванкмайнер – это взрослая версия сказки, открывающая глаза на то, что далеко не всегда детский мир полон грез и сладких снов.

Вместе с тем вызывает сомнение о таковой проблеме интерпретации. Ведь автор подмечает лишь иррационализм и сюрреализм в  кинофильме “Алиса”, даже доказывая читателю, что это только подчеркивает мир и идеи Льюиса Кэрролла, не доказывая, где все-таки скрывается проблема. Так же в работе не хватает анализа и других снятых кинофильмов про Алису, ведь автор статьи зациклился лишь на разборе одного вида.

Отмеченныее недостатки работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора.

Данная научная статья  И.Л. Шивцова «Сказка Л. Кэрролла “Алиса в Зазеркалье”: к проблеме интерпретации» полностью отвечает существующим требованиям, которые предъявляются к трудам такого рода, и может быть рекомендована к публикации.

Шерстобитова Анастасия Андреевна, 44 группа, студентка ГБПОУ “Челябинского педагогического колледжа № 1” г. Челябинска.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

Султангареева Алина Данисовна  

Шерстобитова Анастасия Андреевна

ТЕХНОЛОГИЯ ЛЫСЕНКОВОЙ

РЕФЕРАТ

 

Реферат защищен

Специальность: 44.02.02

с оценкой _________________

Преподавание в начальных классах

“  ” ________________ 2023 года

 Курс 4, группа 44

Руководитель: Ульянова Т. А.

преподаватель психолого-педагогических дисциплин

высшей квалификационной категории

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ С. Н. ЛЫСЕНКОВОЙ

1.1 Основные сведения об авторе

3

1.2 Сущность перспективно-опережающего обучения по С.Н.Лысенковой

4

1.3 Методика применения технологии С.Н. Лысенковой

7

1.4 Эффективность использования технологии перспективно-

опережающего обучения С.Н. Лысенковой

11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

13

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ С. Н. ЛЫСЕНКОВОЙ

1.1 Основные сведения об авторе

Лысенкова Софья Николаевна – педагог-новатор, народный учитель СССР (1990).  По окончанию педагогического класса в 1946 году начинает работать в качестве учителя начальных классов московской школы № 587. Более чем за двадцать лет непрерывной работы педагогом начальной школы, сформулировала основные тезисы, описывающие методику опережающего обучения, которая до сих пор имеет как сторонников, так и критиков [2].

 Разработала методику перспективного обучения учащихся начальных классов с использованием опорных схем при комментируемом управлении учебным процессом. Использовала алгоритмизацию учебного материала в виде опорных сигналов.

Предложенный С.Н. Лысенковой приём "комментированного управления" заключается в том, что деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики, комментируя вслух выполнение задания и ведя за собой остальных учащихся, тем самым задавая уроку общий темп.

Важнейший элемент методики С.Н. Лысенковой – опережающее обучение, которое состоит в предварительном пробном изучении наиболее трудного материала (знакомство с понятиями будущей темы, их уточнение и пр.) задолго до его прохождения по программе [4].

Однажды, работая в самой обычной школе со своим классом, С.Н. Лысенкова прошла программу начальной школы за три года вместо четырех, с другим классом — за два вместо трех. Подчеркнем одно обстоятельство: дети не оставались после уроков на дополнительные занятия.

Никаких дополнительных занятий у С.Н. Лысенковой не бывает в принципе: она принадлежит к числу тех педагогов-новаторов, которые на заре перестройки написали манифест «Педагогика сотрудничества», одно из положений которого было такое: время после уроков принадлежит детям.

Основные труды С.Н.Лысенковой посвящены описанию сути методики, доступным языком с большим количеством примеров даются практические рекомендации по использованию апробированной в течение длительного времени методики на практике при проведении уроков в начальной школе. В качестве основных можно выделить:

  1. Когда легко учиться (1985 г.)
  2. Методом опережающего обучения (1988 г.)
  3. Я читаю. Я считаю. Я пишу. Как учить маленьких (2001 г.)

В педагогическую науку вошла как автор методики опережающего обучения (перспективного обучения). Самим автором методика названа “Перспективно-опережающим обучением”.

Методика С.Н.Лысенковой является общепедагогической, гуманистической,реализуемой в традиционной классно-урочной системе с использованием элементов дифференцированного и индивидуального подходов [2].

1.2 Сущность перспективно-опережающего обучения по С.Н.Лысенковой

С.Н. Лысенкова – автор методики опережающего обучения, главной целью образования является опорные схемы, которые помогают конструктивно понять записанные лекции. Впервые об идее опережения рассказала в 1971 г. на московской городской конференции учителей начальных классов.

Основными целями методики являются:

  1. Усвоение знаний, умений и навыков; ориентир на стандарты.
  2.  Успешное обучение всех учеников.

Три «кита» на которых основывается технология С.Н. Лысенковой:

  1. Комментируемое управление учением.
  2. Опорные схемы.
  3. Перспективная подготовка учащихся [6].

Первый «кит» технологии Лысенковой состоит в том, что урок, построенный на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал. При этом появляются новые в дидактике понятия, раскрывающие сущность опережения: частота опережений, длина или дальность опережения (ближнее опережение — в пределах урока, среднее — в пределах системы уроков, дальнее — в пределах учебного курса, межпредметные опережения).

Трудную тему С.Н. Лысенкова начинает не в заданные программой часы, а много раньше. Это перспективная подготовка, т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная (та, что будет позже основной) тема даётся на каждом уроке малыми дозами (5-7 минут). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга. И учитель, и ученики совсем по-другому чувствуют себя в пространстве времени.

Вторым «китом», на котором основана технология С.Н. Лысенковой, является комментируемое управление. Методический приём «комментируемое управление» представляет, по существу, ответ (информацию) с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение примеров, задач и т.д.). Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики. Сначала сильный ученик (затем и другие) говорит всё, что делает по заданию учителя от начала до конца, и ведёт за собой остальных. На первом этапе после объяснения нового материала учитель пишет на доске за ведущим. Далее только дети пишут за ведущим, слушают внимательно его объяснения. Важно, чтобы комментированное управление началось с первого дня обучения в школе (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов). По мере продвижения к третьему классу комментированное управление переходит в доказательное комментированное рассуждение.

И наконец, третий «кит» системы С.Н. Лысенковой — это опорные схемы, или просто опоры, — выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.

Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.

Первоклассники - вчерашние малыши детского сада. Они мыслят конкретно, образами. Для них опорные схемы - это естественный переход от ярких картинок-игрушек, иллюстрирующих решение математических заданий, к условному наглядно-образному представлению, следу элементов задачи, к абстрагированию от конкретных предметов.

Затем, когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.

«Киты» Лысенковой тянут за собой шлейф методических приемов (тысячу педагогических «мелочей»):

  1.  В первом классе - без домашних заданий.
  2. Домашнее задание по новой теме дается тогда, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым.
  3. Механическое зазубривание правил и формулировок отсутствует.
  4. Дифференцированный опрос: каждого ученика спрашивают в «его время» - когда он может ответить.
  5. Воспитание организованности в ребенке.
  6. Взаимодействие с родителями.
  7. Связь между годами обучения - преемственность.
  8. Все «киты» и приемы применяются во взаимодействии [5].

Усвоение материала происходит в три этапа:

  1. предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний;
  2. уточнение новых понятий, их обобщение и применение;
  3. развитие беглости мыслительных приёмов и учебных действий [6].

     Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память. Таким образом, перспективное изучение трудных тем не замыкается на конце учебного года, а идёт как бы по спирали, что позволяет создать преемственность между годами обучения.

Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот цель каждого учителя. Для достижения этих целей в своей работе я и использую методику опережающего обучения Лысенковой С.Н. По её мнению, надо, чтобы ребёнок чувствовал себя успешным. Чтобы учился легко и радостно [3].

1.3 Методика применения технологии С.Н. Лысенковой

Система С.Н. Лысенковой-это опорные схемы, или просто опоры. Схема-опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. Опорные схемы-это  оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка выводы, которые рождаются в момент объяснения [3].

Классификация опорных схем по технологии С.Н. Лысенковой.

Математика Большие опоры - схемы

     1. Введение в анализ задачи (I класс).        

2. Название компонентов сложения - вычитания (I класс).

  1. Наборное полотно - нахождение x-компонентов сложения -• вычитания (I класс).
  2. Наборное полотно - нахождение х-компонентов умножения - деления (II класс).
  3. Наборные полотна - решение простых задач (I класс).
  4. Наборные полотна - решение простых задач (II класс).
  5. Введение в решение задач на умножение-деление (I класс).
  6. Таблица Пифагора - табличное умножение - деление (II класс).
  7. Изменение результатов действий в зависимости от изменения компонентов (II класс).
  8. Сводные таблицы - изучение четырех свойств арифметических действий (I класс).
  9. Порядок арифметических действий (II класс).
  10. Таблица Пифагора - внетабличное умножение - деление (II класс).
  11. Части, доли (II класс).
  12. Наборные полотна - введение в решение задач на зависи­мость между величинами (II-III классы).

Малые опоры - карточки

  1. Развитие беглости счета по теме «Десяток» (I класс).
  2. Развитие беглости счета по теме «Сложение - вычитание» с переходом через десяток (I класс).
  3. Сводные таблички - развитие навыка счета по теме «Нумерация 100» (I класс).
  4. Преобразование именованных чисел (I-II классы).
  5. Частные случаи арифметических действий (I-II классы).
  6. Развитие беглости счета по табличному умножению - деле­нию (II класс).
  7. Развитие беглости счета по внетабличному умножению - делению (II класс).
  8. Зависимость между величинами (II-III классы).
  9. Буквы латинского алфавита (II класс).

Русский язык Большие опоры - схемы

  1. Думай, когда пишешь предложение (I класс).
  2. Алфавит (I класс).
  3. Гласные буквы (I класс).
  4. Переноси правильно слова (I класс).
  5. Названия предметов (I класс).
  6. Названия действий (I класс).
  7. Названия признаков (I класс).
  8. Безударные гласные в корне слова (I-II классы).
  1. Парные согласные на конце и в середине слова (I-II класс).
  2. Состав слова (I-II классы).
  3. Предлоги и приставки (II класс).
  4. Сложные слова (II класс).
  5. Имена существительные склоняются (II-III классы).
  6. Три склонения имен существительных (II-III классы).
  1. Глагол (II-III классы).
  2. Окончания прилагательных проверяй вопросами (II- III классы).
  3. Главные и второстепенные члены предложения (II – III классы).
  4. Помни о знаках препинания (II-III классы) [1].

От традиционной наглядности опорные схемы отличаются тем, что служат опорами мысли, опорами действия. Школьники строя свой ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней.

Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой, снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.

Очень важное условие в работе со схемами-опорам: они должны постоянно подключатся к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.

Благодаря опорным схемам и управлению на каждом уроке экономиться до 15 минут. Они то и работают на перспективу. Понемногу, из урока в урок, учитель начинает вводить материал будущих тем- на два месяца, на полгода вперед- и глубже. А дальше- по ступенькам опережения: есть перспектива- есть обобщение, есть обобщение- есть опережение, а опережение дает выход на связь между года обучения-преемственность.

Опрос на уроке дифференцированный, каждого ученика можно спросить в то время, когда он освоит материал. Знающий ученик, отвечая, будет учить  незнающего.  К намеченной цели все придут вовремя. Время, когда надо проконтролировать знания, совпадает с тем сроком, который установлен для этой темы программой. Подходят к этому этапу дети, уже глубоко и всесторонне усвоив материал. Без спешки и напряжения, без непонимания и неясности. Без страха перед контрольной.

Таким образом, согласно технологии С.Н. Лысенковой, чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать  их  введение в учебный процесс. Усвоение материала происходит в три этапа: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы,  уточнение новых понятий, их обобщение, применение, использование сэкономленного времени. Важными составляющими перспективно-опережающего обучения является  комментируемое управление и опорные схемы [3].

1.4 Эффективность использования технологии перспективно-

опережающего обучения С.Н. Лысенковой

В школу ребята приходят с различным уровнем подготовки, индивидуальными особенностями, состоянием здоровья, а задача учителя всегда остается неизменной – научить учиться, воспитать, развить личность. Технология перспективно-опережающего обучения С.Н. Лысенковой позволяет всем ученикам работать на уроке активно, вне зависимости от способностей и обученности, развивает орфографическую зоркость. Особенно это большое подспорье и поддержка слабым ученикам, именно они легче и лучше воспринимают образы, нежели стандартные правила.

Создание на уроке опор, работа над алгоритмом, поиск решения проблемы или исследование повышают уровень мотивации, заинтересованности ребенка в собственном труде, а это приводит, в конечном счете, к успеху. Повышается интерес к учению. Дети быстрее думают, быстрее пишут, свободнее рассуждают, доказывают. В целом обеспечивается высокая организация каждого этапа урока, дружная работа класса.

Данная технология позволяет сэкономить время на объяснении нового материала и уделить больше внимания практическому закреплению. Например, при обучении русскому языку, чем быстрее ученик освоит всю систему языка и практически закрепить эти знания, тем скорее научиться писать грамотно. Кроме того, перспективная подготовка позволяет избежать ошибок, поскольку невозможно подобрать текст, в котором были бы только изученные орфограммы.

Сильные ученики пробивают трудный путь всем остальным, а к намеченной цели приходят все вместе. Девиз опережающего обучения: через знающего ученика учить незнающего. Получается, что дети от урока к уроку учат друг друга. Важно каждого спросить в его время, и тогда отметки у всех будут хорошими, а к тому моменту, когда перспективный материал станет программным, его освоят все, всем хватит времени и внимания учителя.

С помощью методики С.Н. Лысенковой учитель, чувствуя трудности детей

в переходе от чувственно-наглядного восприятия к абстрактно-логическому, обеспечивает преодоление этих трудностей системой условных знаков, схематических моделей, которые помогают учащимся овладевать мыслительными приемами.

         Следует отметить еще один момент. Если приучить детей думать вслух, чтобы каждое действие сопровождалось словом, то это слово можно будет направлять, а через него и мысль. Следовательно, данная технология

перспективно-опережающего обучения способствует развитию речи детей.

Метод опережения экономит не только школьные часы, но и домашнее время ученика – на чтение и досуг. А главное – у учителя и ученика хорошее настроение, потому что дела идут успешно.

Учитель творчески подходит к сегодняшнему уровню знаний каждого ученика: успех нужен каждому ребенку для продвижения вперед, и учитель об этом должен помнить.

Перспективная подготовка в системе обучения Лысенковой дает

возможность попутного прохождения трудных тем путем их приближения к изучаемому в данный момент на уроке материалу.

В результате использования технологии С.Н. Лысенковой создается общее опережение в прохождении программного материала, экономится время, повышается интерес к учению, развивается речь детей, учащиеся более активно овладевают мыслительными приемами [3].

Таким образом, изучение данной технологии перспективно-опережающего обучения, бесспорно, поможет учителям с большей отдачей работать с детьми, эффективнее использовать особенности личности каждого ребенка, стимулировать активность и познавательный интерес учеников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Использование методики С.Н. Лысенковой на практике. Опорные схемы. Классификация опорных схем-2018 г.- URL: Глава II. Использование методики с.Н. Лысенковой на практике. Опорные схемы. §1. Классификация опорных схем. (studfile.net) ( дата обращения: 18.03.2023)

2. Софья Николаевна Лысенкова, педагог -новатор - 2022 г. -URL:https://spravochnick.ru/psihologiya/sofya_nikolaevna_lysenkova_pedagog-novator/ ( дата обращения: 18.03.2023)

3.Технология Лысенковой (перспективно- опережающее обучение) -  2017 г. -URL:https://infourok.ru/referat-tehnologiya-lisenkovoy-perspektivno-operezhayuschee-obuchenie-1675699.html ( дата обращения: 18.03.2023)

4. Технология начального перспективно-опережающего обучения С.Н. Лысенковой – 2017 г. -URL: https://bstudy.net/937447/pedagogika/tehnologiya_nachalnogo_perspektivno_operezhayuschego_obucheniya_lysenkovoy ( дата обращения 18.03.2023)

         5.Технология опережающего обучения С.Н.Лысенковой- 2021 г. - URL:https://multiurok.ru/index.php/files/tekhnologiia-operezhaiushchego-obucheniia-s-n-lyse.html?reg=ok ( дата обращения: 18.03.2023)

6.Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем - 2022 г. - URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/tehnologiya_perspektivno-operezhayuschego_obucheniya_s_ispolzovaniem_opornyh_shem/ (18.03.2023)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: