ПК 4.3
материал

Антонюк Анастасия Александровна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и и анализа деятельности других педагогов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемно-диалогическая технология создана на основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях: проблемном обучении и психологии творчества. Она успешно заменила традиционных урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

Автором технологии проблемного диалога является педагог, психолог, которая входит в группу разработчиков образовательной системы  «Школа 2100» Елена Леонидовна Мельникова.

Главным отличием проблемно-диалоговых технологий от традиционного обучении в том, что при традиционном обучении преподаватель сообщает школьникам готовые знания, а деятельность учащихся носит чаще репродуктивный характер.

При проблемном обучении учитель не дает готовых знаний - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными.

Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

На уроке должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

1. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

2. Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы,

Подводящий диалог.  На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Русский язык, УМК “Школа России”, 3 класс. Тема: “Число глаголов”

Актуализация знаний и  мотивации

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Группа практических методов: выполнение задания

1.Организует минутку чистописания.

- Откройте свою тетрадь, отступите две строки и запишите число, сегодня у нас 23 апреля. На следующей строке «Классная работа».

-Какая орфограмма встречается в словосочетании «Классная работа»?

-Обратите внимание на слайд. Прочитайте пословицу.

«Старый друг- лучше новых двух».

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Совершенно верно!

2.Актуализирует знания.

 -Прочитайте слова, которые представлены на слайде.

Плывёт, высокие,  читают, известный (автор).

-К каким частям речи относятся данные слова и почему?

3.Создаёт проблемную ситуацию.

-Разделите эти слова на 2 группы.

-По какому признаку вы распределили слова на данные группы?

 -Определите число у имен прилагательных

-Отлично! А теперь определите число у глаголов

-Ребята, а мы можем справиться с этим заданием?

-А почему не можем?

-Значит, у нас возникла проблема!

1.Записывают число, классная работа.

-Старые друзья никогда не предадут и они намного вернее тебе, чем новые друзья.

  • Записывают пословицу в тетрадь.

3.Вспоминают пройденный материал.

-Плывёт, читают - это глаголы, потому что обозначают действия предмета и отвечают на вопросы: что делает, что делают?

Высокие, известный – это прилагательные, потому что обозначают признак предмета и отвечают на вопросы : какие? какой?

-Плывет, читают.

-Высокие, известный.

-В первой группе глаголы, а во второй группе прилагательные.  

- Определи число у имён прилагательных.

-Высокие – какие? мн.ч.

Известный (автор) – автор – ед.ч., автор (какой?) известный – ед.ч.

- Определите число у глаголов.

-Нет, не можем.

-Потому что мы не знаем, как определять число у глаголов.

УУПД: ориентироваться в учебнике, тетради; строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других.

Учебная презентация

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

- Тогда предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Как вы думаете, что мы сегодня узнаем и чему научимся?

1.Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении.

-Тема: число глаголов.

УУПД:

строить рассуждение по

теме урока в соответствии с

возрастными нормами

Учебная презентация

Слайд №7

Слайд №8

Русский язык, УМК “Школа России”, 2 класс. Тема: “Корень слова”

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Словесный метод:

Беседа

Индивидуальная

Практический метод:

Словарная работа

Самоконтроль

Фронтальная

Словесный метод:

Беседа

-Пока мы идем по лесу Гном предлагает составить предложение из слов на доске: корень, врос, ёлка, в, земля, глубоко

-Какое предложение у вас получилось?

-Молодцы, верно.

4.Создаёт проблемную ситуацию

- Ребята, о чём в нём говорится?

-Да, в нём говорится о корне ёлки

– Что называют корнем?

– Какое ещё значение слова «корень» вам известно?

– Оказывается, у слова «корень» несколько значений. Вспомните, как называются такие слова.

– Как вы думаете, почему часть слова назвали корнем?

-А когда на 1 вопрос есть разные варианты ответов, значит мы точно не знаем? Значит, у нас возникло затруднение!

1. Выписывают словарные слова

- Корень ёлки глубоко врос в землю.

- о корне ёлки

- часть растения, которая растёт под землёй

Поднимают сигнальную карточку:  корень зуба, волос, ногтя, слова

-многозначными

-Потому, что это основа слова, потому что это часть которая нужна слову

УУПД: ориентироваться в учебнике, тетради; строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других

Учебная презентация, слайд №2,3

Учебная презентация, слайд №4,5

Учебная презентация, слайд №6

Учебная презентация, слайд №7

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Словесный метод:

Беседа

Наглядный метод:

Демонстрация на доске

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

-Для того чтобы пройти дальше Гном предлагает нам определить тему урока?

-Зная тему урока давайте поставим цель. Гном оставил нам опорные слова.

1.Познакомиться с…

2. Учиться…

1.Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме.

Тема: Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

Цели: познакомиться с корнем слова, учиться находить корень слова и однокоренные слова

УУРД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; научиться планировать свою деятельность на уроке.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме

Учебная презентация, слайд №8,9,10,11,12,13

Русский язык, УМК “Школа России”, 3 класс. Тема: “ Главные и второстепенные члены предложения”

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Словесный метод:

Беседа

Индивидуальная

Практический метод:

Словарная работа

Самоконтроль

Фронтальная

Словесный метод:

Беседа

-Чтобы войти в волшебный лес знаний Гном предлагает нам найти лишнее: Прилагательное,   существительное,  глагол,  подлежащее,  местоимение.

-Какое слово будет лишним?

-А почему слово «подлежащее» лишнее?

-Есть в каждом предложении такие слова без которых оно не может существовать. Что это за слова?

-Какие главные члены предложения вы знаете?

-Что обозначает подлежащее? На какие вопросы отвечает? Как обозначается на письме?

- А что означает сказуемое? На какие вопросы оно отвечает? Как подчеркивается?

-Что составляют вместе подлежащее и сказуемое?

-Молодцы, верно.

4.Создаёт проблемную ситуацию

-Гному пришло письмо от юной жительницы леса. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте! Я пишу рассказ про наш лес знаний, но не знаю какое предложение будет лучше звучать: «Птицы улетели.» или «Перелетные птицы улетели в теплые края.». Подскажите мне, какое предложение подойдет для красивого рассказа?»

-О чем говориться в этих предложениях?

-Раз говориться в них об одном и том же, то чем тогда они отличаются?

-А как мы можем назвать слова которые не являются главными членами предложения?

- Значит, у нас возникло затруднение!

-Подлежащее.

-Потому что все слова кроме подлежащего являются частями речи.

-Главные члены предложения

-Подлежащее и сказуемое

-О ком или о чем говориться в предложении. Отвечает на вопросы кто? или что? подчеркивается одной чертой.

Сказуемое  обозначает, что говорится о подлежащем.

Отвечает на вопросы: что делает?  что делал?  что сделает?  что будет делать?

Сказуемое подчёркивается двумя чертами.

-Грамматическую отнову

-о том что птицы улетели

-в одном только подлежащее и сказуемое, а во втором есть еще что-то

-мы не знаем

УУПД: ориентироваться в учебнике, тетради; строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других

Учебная презентация, слайд №2,3

Учебная презентация, слайд №4,5

Учебная презентация, слайд №6

Учебная презентация, слайд №7

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Словесный метод:

Беседа

Наглядный метод:

Демонстрация на доске

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

-Как называют вещи без которых мы не можем обойтись?

-А еще их можно назвать первостепенными? Как же мы тогда называем вещи не такие важные, без которых можно обойтись?

-С членами предложений точно так же. Так как же будет звучать тема:

-Зная тему урока давайте поставим цель. Гном очень хочет нам помочь, поэтому оставил нам подсказки

1.Познакомиться с…

2. Учиться…

1.Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме.

-Главные, основные, базовые

-Второстепенные

Тема: Главные и второстепенные члены предложения

Цели: познакомиться с главными и второстепенными членами предложения, учиться находить главные и второстепенные члены в предложении.

УУРД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; научиться планировать свою деятельность на уроке.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме

Учебная презентация, слайд №8,9,10,11,12,13



Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие образовательные технологии»

Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющей внедрения ФГОС ООО -это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

«Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения». (Пояснительная записка к Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (МНО РФ. Москва, 2011)).

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни

По мнению В.Д. Сонькина, здоровьесберегающая технология – это:

• условия обучения ребенка в образовательных учреждениях (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

• рациональная организация учебного процесса ( в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:

1. Отсутствие назидательности и авторитарности

2. Элементы индивидуализации обучения

3. Наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников

4. Интерес к учебе, желание идти на занятия

5. Наличие физкультминуток

6. Наличие гигиенического контроля.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках: В своей педагогической деятельности использую следующие здоровьесберегающие технологии в соответствии с особенностями каждого возраста на основе личностно-ориентированного подхода к детям.

Технология, 4 класс. Тема: “Коллективная лепка по героям сказок»  

IV. Открытие нового знания

(Педпоказ)

5-7

2. Техника безопасности(П)

-Ребята, чтобы начать работу, нам нужно вспомнить правила работы с пластилином.

- Теперь вы слушаете внимательно меня и если вы согласны с высказыванием, то поднимите руку. Если нет то топните ногой один раз.

Правила

1. Необходимо работать на своем рабочем месте.

2. Работай на подкладной доске.

3. Следи за чистотой рук.

4. Вытирай руки влажной тряпочкой.

5. Закончив работу, аккуратно убери свое рабочее место. 

Смотрят педпоказ

Л, П, Р

V. Первичное закрепление во внешней речи

1-2

1. Формулировка задания. (ФР)

-Ваша задача сделать коллективную работу по сказке, которая вам попадется из мешка случайно. Давайте вспомним правила работы в группах. Работайте по плану нашего урока. Он предоставлен на доске.

2. Формулировка критериев отметки (запись на доске)(ИН)

-В ваших конвертах, еще есть таблицы самооценивания. В котором 4 критерия:

  1. Правильность;
  2. Законченность;
  3. Аккуратность;
  4. Оригинальность.

- После того как мы с вами украсим пасхальное яйцо, мы будем оценивать вашу работу.

Вспоминают правила

К

Физминутка

1

1. Проведение физминутки(ФР)

- Перед началом нашей работы я предлагаю вам немного подвигаться. Встаём со своих мест.

- Вот помощники мои, (вытягиваем ручки вперед)
Их как хочешь поверни. (поворачиваем кистями в разные стороны)
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повертели (хлопаем в ладоши)
И работать захотели.
- Сейчас проверяю кто тише всех сядет. Садится первый ряд, второй ряд, третий ряд.

Выполнение упражнений

Р

Обучение письму, 1 класс. Тема «Письмо предложений с изученными буквами. Сочетания ши»

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся.

-Для начала давайте вспомним правила правильной посадки за партой при письме. Какие правила вы знаете?

-Правильно

  1. Тело соприкасается со спинкой стула;
  2. Плечи расправлены;
  3. Ноги располагаются на полу либо подставке, стоят на них всей подошвой, не перекрещиваются;
  4. Руки не подпирают голову.

-А сейчас я предлагаю выполнить задание каждому самостоятельно. Вам нужно в каждом варианте найти лишнюю букву:

1.Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения.

УУПД:

выявлять причинно-следственные связи

УУКД:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

Учебная презентация,

слайд 2, 3

Динамическая пауза

(1 мин)

-мы немножко устали, так давайте немножко разомнемся

-Когда я произношу слово с звуком в начале – вы делаете один хлопок

Когда я произношу слово со звуков в середине вы один раз стучите по парте

Когда в конце- один раз топайте.

-А теперь я предлагаю закрыть глаза. Поводите глазами вправо, затем влево, сделайте круг, поморгайте быстро.

Выполняют упражнения

ОРКСЭ 4 класс Тема: «Семья»

Динамическая пауза

Смена вида деятельности учащихся во время урока для сохранения здоровья

Ф Практический:

выполнение упражнений

-После открытия нового мы немножко устали, так давайте немножко разомнемся.

Раз-согнулись, разогнулись

Два-присесть и потянулись

Три-в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка

На четыре –руки шире (рывки руками)

Пять -повернёмся мы опять (повороты туловища в стороны)

Шесть -тихо сесть.

Выполнение упражнений.

Метапредметные

Р: проводить физическую разгрузку в ходе работы.

Учебная презентация: слайды № 11.



Предварительный просмотр:

Технология сотрудничества

Технология сотрудничества – коллективный способ обучения в парах или группах, который развивает навыки мыслительной деятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, работая в индивидуальном темпе.

Технология сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:

• по уровню применения - общепедагогическая технология;

• по философской основе - гуманистическая;

• по ориентации на личностные структуры - всесторонне гармоничная;

• по характеру содержания: обучающая + воспитательная, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;

• по типу управления: система малых групп;

• по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;

• по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;

Технология сотрудничества - эта одна из технологий личностно ориентированного обучения, которая основана на принципах:

• взаимозависимость членов группы;

• личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;

• совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

• общая оценка работы группы.

Таким образом, при обучении в сотрудничестве особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими ее членами при работе над темой (проблемой, вопросом), подлежащей изучению. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, но и в том, чтобы узнать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями. При этом важно, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик, т.е. вся группа должна быть заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом.

Важно, что перед группой стоит двойная задача: с одной стороны - достижение познавательной цели, а с другой - социальная, которая заключается в реализации в ходе выполнения определенной культуры общения. В ходе обучения в сотрудничестве учитель контролирует не только успешность выполнения задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, собой оказания необходимой помощи друг другу.

Технология, 4 класс «Коллективная лепка по героям сказок»

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

25-30

1. Организация подготовки рабочего места к работе (ФР)

-Посмотрите, все ли материалы у вас есть на столах. Если нет, просите у меня или у своего одноклассника.

-Покажите мне светофорами, готовы ли вы к выполнению.

-Перед началом работы давайте вспомним правила работы в группах

2. Оказание помощи(ФР)

-Если есть проблема – подойдите ко мне или попросите помощи у своего соседа.

-Если есть вопросы: поднимите руку

- Теперь можете приступать к работе.

Смотрят наличие материалов

-1.Говорить про себя

2. не мешать другим

3. слушать друг друга и договариваться

Изготовить изделия

П, Л, К

Русский язык 2 класс Тема: Что такое корень слова?

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Словесный метод:

Беседа

Наглядный метод:

Демонстрация на доске

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

-Для того чтобы пройти дальше Гном предлагает нам определить тему урока?

-Зная тему урока давайте поставим цель. Гном оставил нам опорные слова.

1.Познакомиться с…

2. Учиться…

2. Организует построение плана.

-Ребята, чтобы достигнуть поставленной цели я предлагаю составить план

-Давайте попробуем  переставить пункты плана в правильном порядке. Мне нужны два помощника у доски. Остальные в парах составляют план у себя за партой. Но перед этим повторим правила работы в парах

-Что мы сделаем первым делом?

-Как вы думаете, что мы будем учиться делать дальше?

-Затем что мы можем выполнить?

-И какой будет последний пункт плана?

-Верно, мы узнаем, что такое корень, научимся его определять и выделять, поработаем самостоятельно и конечно же подведём итоги.

1.Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме.

Тема: Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

Цели: познакомиться с корнем слова, учиться находить корень слова и однокоренные слова

2. Разрабатывают план учебных действий по достижению цели урока

Правила:

1. Работать сообща

2. не мешать другим

3.Не перебивать товарища

- узнаем, что такое корень слова

-научимся определять корень в словах

-выполним самостоятельную работу

- подведём итоги.

УУРД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; научиться планировать свою деятельность на уроке.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме

Учебная презентация, слайд №8,9,10,11,12,13

Математика 4 класс. Тема: «Чтение чисел больше 1000»

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Групповая

Практический метод: Упражнение

 -С первой строчкой справились, но у нас осталась вторая строчка.

-Ее я предлагаю обговорить в парах.

-Давайте проверим

-7340

-29680

-305020

-400004

-60090

-Давайте еще раз проговорим алгоритм чтения чисел больше 1000 в парах, Но перед этим повторим правила работы в парах.

-7.340. семь тысяч триста сорок

-29.680. Двадцать девять тысяч шестьсот восемьдесят

-305.020. Триста двадцать пять тысяч двадцать

-400.004. Четыреста тысяч четыре

-60.090. Шестьдесят тысяч девяносто

  • Правила:

1. Не перебивать соседа

2. Не мешать другим

3. Работать сообща

1. Разбили число на классы, отсчитывая по 3 цифры

2. Прочитали сколько единиц каждого класса

УУРД: выполнение пробного учебного действия