ПК 4.4
материал

Меренкова Ксения Евгеньевна

Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Применение технологии развития критического мышления при работе с информацией на уроках окружающего мира» преподавателей начальных классов

 г. Арзамас В.С. Головановой, С. И. Дворяновой, А.А.Калашовой

 

В данной статье приведены приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ) и аргументы по эффективности использования данных приемов.

Представленная статья несомненно актуальна, поскольку использование ТРКМ обеспечивает совершенствование умений работать с информацией, обеспечивать способность учащихся к самостоятельному поиску и усвоению новых знаний, что является немаловажным на сегодняшний день. Поэтому актуальность темы вполне очевидна.

Авторами статьи проведена глубокая работа по определению эффективности использования ТРКМ и выделению одних из самых интересных приемов ТРКМ. Все описанное в статье подкрепляется личным опытом преподавателей. В результате проведенной работы сделан вывод о эффективности систематического использования ТРКМ в сочетании с другими методами при усвоении содержания курса “Окружающий мир” и формирования индивидуальных качеств у обучающихся. Также довольно интересным представляется выделение факта того, что приобретенные умения, с помощью ТРКМ, будут использоваться в дальнейшем не только в образовательном процессе, но и в других видах деятельности при решении множества жизненно важных проблем.

Оценивая работу в целом можно сделать вывод, что авторы проявили умение разбираться в данной теме, систематизировали материал и обобщили его, подкрепив своим профессиональным опытом. Авторы углубляют наше представление об исследуемой технологии, вскрывает новые ее  черты.

К недостаткам работы, допущенными авторами, я могу отнести лишь малое количество приемов, описанных в статье. Данная работа настолько затягивает в свое изучение, что хочется узнать больше методов и приемов применения ТРКМ. Хотя это совершенно не снижает ее высокого уровня, скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе авторов.

Научная статья полностью отвечает соответствующим требованиям, которые предъявляются к трудам такого рода, и может быть рекомендована к публикации.

                                                               

                                                                            Меренкова Ксения Евгеньевна,

                                                                            студентка 44 группы,

                                                                        Челябинский педагогический колледж1.



Предварительный просмотр:

Отчет по результатам анкетирования учителей начальных классов

           С целью систематизации педагогического опыта учителей-наставников мною было проведено анкетирование среди преподавателей начальных классов в МОУ ООШ №4.

           Было выявлено, что у всех педагогов  имеется высшее образование и большой педагогический стаж (у трех преподавателей из четырех педагогический стаж составляет 24-25 лет, и у одного, из анкетируемых преподавателей, 12 лет). А стаж работы в МОУ ООШ №4 составляет 18, 14, 12 и 27 лет.

           Методическими темами учителей являются интерактивные методы обучения, развитие познавательного интереса на уроках, функциональная грамматика в начальных классах.

          Педагоги обобщают свой профессиональный опыт через педагогические советы, городские семинары, открытые уроки в рамках единого методического дня, методические рекомендации, ГМО, вебинары, мастер-классы.

          Преподаватели МОУ ООШ №4 активно принимают участие в повышении профессионального мастерства, с помощью многочисленных  курсов, семинаров, вебинаров. Чаще всего на своих уроках они используют следующие педагогические технологии: развитие критического мышления, игровые технологии, проектно-исследовательская технология, технология проблемного обучения.

          Все преподаватели работают по образовательной программе –Школа России.

            Во внеурочной деятельности учителя работают в следующих направлениях: «Уроки нравственности», «Эрудит», «Орлята России» и подготовка старших классов к ОГЭ.

          Качество обученности учеников в среднем выше 50%.

          В своей профессиональной деятельности учителя встречаются с трудностями. Самыми распространенными трудностями являются низкий уровень или полное отсутствие мотивации учащихся, отсутствие контроля родителей за выполнением домашнего задания.



Предварительный просмотр:

 Выступление по итогам обобщения

педагогического опыта образовательного учреждения

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа №4" (МОУ "ООШ №4") создана 11.01.1956 года. В этой школе дети носят гордое имя - «кадет». Сама школа носит имя Леонида Павловича Кузнецова,  председателя Общественной палаты Кыштымского городского округа, участника ВОВ.

Директор основной общеобразовательной школы № 4

Тысячная Татьяна Александровна-руководит пед.советом, общими собраниями

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – координирует работу метод.совет, ШМО учителей гуманитарного цикла, ШМО учителей математики и естественных наук, ШМО учителей гуманитарно-эстетического цикла, ШМО учителей начальных классов.

Заместитель директора по ВР-координирует работу ШМО классных руководителей, соц-психологической службы, советом обучающихся

Пед.совет- обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирование образовательной деятельности.

У каждого образовательного учреждения должны быть определены основные направления деятельности методической службы. В нашей школе это: мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников образовательного учреждения; анализ работы молодых педагогов с целью оказания помощи; информирование педагогов об изменениях в действующем законодательстве, регулирующем образование; выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам при реализации ФГОС.

В нашем образовательном учреждении используются следующие формы методической работы: дискуссия, заседания, тренинг, деловая игра, анализ конкретных педагогических ситуаций.

На эффективность организации методической работы влияют следующие критерии:

  • Системность – соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы.
  • Дифференциация– второй критерий эффективности методической работы, который предполагает больший удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с педагогами, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей. Выделяют три уровня педмастерства:
  • низкий (интуитивный);
  • средний (поисковый);
  • высокий (мастерский).

В образовательном учреждении нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении педагогов, даже среди тех, кто проработал много лет. В соответствии с уровнем педмастерства для каждого педагога методисту необходимо разработать индивидуальные варианты методической работы. Так, методическая работа с педагогами низкого уровня ориентируется на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями. Цели методической работы с учителями среднего уровня – формирование ориентации на общение, диалог, овладение педтехникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности. Методическая работа с педагогами высокого уровня предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания школьников.

  • Этапность. Процесс методической работы включает в себя определенные последовательные этапы:

1 этап – теоретический – осознание идеи, осмысление передовых систем;

2 этап – методический – показ лучших образцов: передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы;

3 этап – практический – самостоятельная разработка и апробация учителями новых технологий обучения и воспитания;

4 этап – аналитический – выявление результативности работы, а также анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения.

Мое выступление подошло к концу, я готова ответить на ваши вопросы!

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

Меренкова Ксения Евгеньевна

ПРОБЛЕМА ГИПОДИНАМИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

Специальность: 44.02.02

с оценкой «____» (____________)

Преподавание в начальных классах

«_____» _____________ 2021 года

Курс: 2, группа: 24

_____________________

Руководитель: Анищенко И.Л.,

подпись руководителя

преподаватель МДК 04.01

Участие в Конкурсе рефератов

Теоретические и прикладные аспекты

Рекомендован _________________

работы учителя начальных классов

подпись руководителя

высшей квалификационной категории

Нерекомендован _______________

подпись руководителя

        

Челябинск, 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ГИПОДИНАМИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Общая характеристика понятия «гиподинамия» в современной научной литературе

6

1.2 Влияние гиподинамии на здоровье младших школьников

8

1.3. Возрастные психофизиологические особенности развития младших школьников

10

1.4. Необходимость организации работы по профилактике гиподинамии в начальной школе

11

1.5. Современные подходы к организации образовательного процесса в начальной школе с целью профилактики гиподинамии

13

Выводы по 1 главе

17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

20


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Жизнь современного человека, благодаря техническому процессу и удобствам современной цивилизации, стала намного удобней, чем 30-35 лет назад. Чтобы что-то сделать, не нужно прилагать особых усилий, вследствие чего люди стали меньше двигаться.  Среди глобальных причин также снижение количества профессий физического труда. Востребованы скорее интеллектуальные работники и люди, задействованные в нетяжелом физическом труде. Очень много редакторов, дизайнеров, менеджеров, программистов, в обязанностях которых — работа за компьютером или с бумагами. «Одной из важнейших проблем 21 века является гиподинамия. Согласно обнародованному исследованию Европейского отделения Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 60% взрослых и 75% молодежи страдают от гиподинамии. Эксперты утверждают, что малоподвижный образ жизни становиться причиной 10% смертей» (Жданова Д.Р., Рубизова А.А. «Гиподинамия – болезнь 21 века»)

Гиподинамия отрицательно сказывается на работе как опорно-двигательного аппарата, так и центральной нервной системы, обменных процессов, кровообращения. Немаловажно отметить, что гиподинамия отрицательно сказывается и на работе головного мозга, желудочно-кишечного тракта. Также гиподинамия – это прямой путь к ухудшению состояния зрительного анализатора и мышечной чувствительности, снижению координации движений и работы вестибулярного аппарата.

Современных младших школьников эта проблема тоже не обошла стороной, так как они много и долго сидят за партой или учебным столом. Уровень занятий физкультурой и спортом очень низок. В школьном возрасте гиподинамия обычно связана с перегрузкой в учебе, нерациональным распорядком дня ребенка. Как правило, они мало бывают на свежем воздухе, мало двигаются, но много сидят перед компьютером и поздно ложатся спать.

В настоящее время известно, что 70% детей школьного возраста страдают гиподинамией, последствиями которой является снижение работоспособности, общей реактивности организма, рост заболеваемости. Гипокинезия учащихся не компенсируется существующей организацией физического воспитания в школе, так как во многих школьных заведениях нет спортивного зала, а имеющиеся значительно перегружены; ограничены возможности занятия детей плаваньем, лыжами, туризмом [3].

У детей, страдающих от гиподинамии, уменьшаются силы и выносливость, появляется вегетососудистая дистония, депрессия и другие расстройства нервной системы, снижается успеваемость, нарушается обмен веществ. Гиподинамия существенно замедляет формирование организма, снижается иммунитет. С течением времени из-за гиподинамии уменьшается мышечная и костная масса, в последующем начинают страдать суставы и позвоночник. Длительное пребывание в однообразной позе может вызвать нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника.

Именно поэтому важно рассмотреть проблему развития гиподинамии у младших школьников, и подобрать современные подходы к организации профилактики гиподинамии в образовательном процессе в начальной школе. Мало кто сейчас задумывается над тем, как организовать досуг детей, как научить их не бездействовать, а развиваться, для чего им необходимо не просто отбывать время сначала в школе, а потом дома за компьютером. Мало кто обращает внимание на то, что дети скучают и просто слоняются.

На основе актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Современные подходы к профилактике гиподинамии у младших школьников».

Цель исследования: на основе анализа современной научной психолого-педагогической литературы рассмотреть современные подходы к профилактике гиподинамии у младших школьников.

Задачи исследования:

  1. дать характеристику понятия «гиподинамия»,
  2. дать оценку влияние гиподинамии на здоровье младших школьников,
  3. проанализировать возрастные психофизиологические особенности развития младших школьников,
  4. обосновать необходимость организации работы по профилактике гиподинамии и описать современные подходы к организации профилактики гиподинамии у младших школьников,
  5. обобщить материалы исследования, сделать выводы, обозначить перспективу исследования.

Методы теоретического исследования:

  1. поиск и отбор информации;
  2. анализ источников информации;
  3. выделение главного;
  4. сравнение;
  5. синтез;
  6. обобщение;
  7. систематизация;
  8. дедукция, индукция.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ГИПОДИНАМИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  1. Общая характеристика понятия «гиподинамия» в современной научной литературе

Гиподинамия – болезнь современного человека. Из Большой медицинской энциклопедии мы можем узнать, что термин «гиподинамия» в переводе с латинского языка означает «малоподвижность». Под этим подразумевают ограничение двигательной активности, которое возникает в результате малоподвижного образа жизни [1].  

А в учебном пособии «Основы индивидуального здоровья человека» сказано, что гиподинамия – это ограничение двигательной активности, обусловленное особенностями деятельности, длительным постельным режимом, пребыванием человека в условиях невесомости (длительные космические полеты) [2].

Из статьи Андреевой О.Д. «Теоретические основы формирования культуры здоровья младших школьников в учебно-воспитательной среде начальной школы» мы выяснили, что гиподинамия – это нарушение функций организма при ограниченной двигательной активности [10].

В толковом словаре Ефремовой указано, что гиподинамия – это нарушение  в организме функций сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата, в ряде случаев психики вследствие снижения уровня усилий при двигательной активности [7].

         Гиподинамия – это ослабление мышечной деятельности, обусловленное сидячим образом жизни и ограничением двигательной активности, возникающее в результате малоподвижного образа жизни, вследствие перегрузок школьников домашними заданиями и соответственно сокращения времени для игр и спортивных занятий [8].

       Гиподинамия (hypodynamia; греч. hypo- + dynamis сила)— уменьшение мышечных усилий, затрачиваемых на удержание позы, перемещение тела в пространстве, а также на физическую работу, причинами которых могут служить физические, физиологические, и социальные факторы (снижение весовой нагрузки на опорно-двигательный аппарат, иммобилизация, пребывание в замкнутых помещениях малого объема, малоподвижный образ жизни и др.) связанные с относительным уменьшением физ. усилий и энергетических затрат на активное преодоление веса тела и перемещаемых предметов.

В современной медицине данное понятие довольно часто именуют так же гипокинезией. Гипокинезия — термин, употребляемый в двух значениях: 1) симптом двигательных расстройств, выражающийся в понижении двигательной активности и скорости движения при некоторых поражениях экстрапирамидной системы; 2) ограничение подвижности, обусловленное образом жизни, особенностями проф. деятельности, постельным режимом в период заболевания, механической фиксацией суставов (гипсовые повязки, скелетное вытяжение) и сопровождающееся в ряде случаев дефицитом мышечной нагрузки. Ограничение подвижности за счет действия перегрузок или увеличенной силы тяжести не сопровождается явлениями гиподинамии [4].

Таким образом, гиподинамия — это снижение двигательной активности, которое фиксируют, если человек имеет сидячую работу, не ведет активный образ жизни, не занимается физкультурой, танцами или спортом. Причиной могут быть как различные травмы, которые накладывают ограничения на образ жизни, так и особенности жизнедеятельности и взгляда на мир определенного человека. Самое главное условие для профилактики гиподинамии — здоровый образ жизни и правильный режим дня в сочетании с рациональным питанием и разумными физическими нагрузками.

1.2 Влияние гиподинамии на здоровье младших школьников

Гиподинамия особенно опасна в детском возрасте. Часто она наблюдается у школьников, слишком перезагруженных учебными программами и не имеющих времени на спортивные мероприятия. Именно у них гиподинамия отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем. Она задерживает формирование организма. Продолжительная гиподинамия вызывает снижение иммунной реактивности организма. Существенно снижается сопротивляемость к инфекции: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение. Гиподинамия в сочетании с другими факторами может явиться предпосылкой к возникновению целого ряда болезненных состояний и даже заболеваний [15].

Давно подмечено, что основной причиной, формирующей большую часть особенностей организма при различных заболеваниях, является пониженная двигательная активность. Низкая активность ослабляет организм и становится условием для возникновения многих заболеваний, особенно явно отрицательное влияние проявляется на растущем организме. У детей она приводит к отставанию в физическом развитии, недоразвитию большинства органов и их систем. Поэтому у большинства хронически больных детей наблюдается так называемый синдром капельного сердца — несоответствие величины сердца размерам и телосложению человека, сопровождающееся недоразвитием центральных и периферических сосудов.

Данное состояние оказывает и отрицательный психологический эффект: младший школьник с низкой физической активностью лишается одной из главных форм общения между людьми — физической культуры.

К общим особенностям врачебно-педагогической характеристики учащихся, вызванных низкой двигательной активностью, относятся следующие черты: задержка в половом созревании, физическом и интеллектуальном развитии; слабой концентрации внимания, памяти. Задержка развития двигательных качеств, которая в первую очередь проявляется в значительном снижении выносливости при выполнении работы большой интенсивности.

Снижение иммунитета организма, высокая восприимчивость к простудным заболеваниям. Могут обостряться хронически текущие болезни. Снижается общая работоспособность, вследствие чего возникают низкие показатели учебной деятельности.

Со стороны нервной системы может происходить нарушение регуляции вегетативных функций, которые приводят к раздражительности, быстрой утомляемости, неустойчивости настроения.

Со стороны сердечно-сосудистой системы наблюдается ослабление сердечной мышцы, уменьшение сети капилляров в тканях и другие негативные изменения, приводящие к ограничению функциональных возможностей сердечной-сосудистой системы. Результатом является неадекватная реакция организма на физические нагрузки: учащается пульс, повышается кровяное давление, повышается утомляемость организма, период восстановления увеличивается. Со стороны дыхательной системы недостаточно развиваются мышцы грудной клетки, участвующие в дыхании. Это приводит к низкой диффузии газов в легочной ткани и, в конечном итоге, к повышению вероятности воспалительных заболеваний бронхов и трахеи.

 Отрицательное состояние опорно-двигательной системы проявляется в нарушении осанки, деформации стоп, общей мышечной слабости.

 Зачастую происходит формирование вредных привычек. Младшие школьники, не приобщенные к систематическим занятиям физкультурой, заполняют эту нишу обычно именно вредными привычками, не требующими физического напряжения, но эмоционально окрашенными: употребление алкоголя или наркотических веществ, курение. Это может быть и пассивное времяпровождение: социальные сети, компьютерные игры, просиживание за телевизором.

Возникает сильная зависимость и зачастую при попытке бросить пагубные привычки организм реагирует неадекватно: появляются болезненные ощущения и воспалительные изменения в легких, желудке, печени и других органах [12].

1.3. Возрастные психофизиологические особенности развития младших школьников

Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него начинает появляться иная логика мышления.

Младшие школьники, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Еще недавно в развитии маленького дошкольника игра являлась основным занятием, а теперь он школьник, изменилась вся система отношений с взрослыми и сверстниками. Однако игра не исчезает в младшем школьном возрасте совсем, она также занимает существенное место в жизни ребенка наряду с учебной деятельностью, но приобретает другие формы и содержание. Прежде всего это игры с правилами, игры-драматизации.

Возрастная особенность младших школьников — сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание.

Огромное значение для формирования личности ребенка в возрасте 7-9 лет имеет коллектив, который формирует социальную направленность школьника. Особенно к концу младшего школьного возраста, ребенок стремиться к обществу других детей, интересуется делами класса, членом которого сам является.

Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит учителю, который является для него непререкаемым авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы учитель во всех отношениях был примером для детей [7]; [11].

В данный период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма. Отмечается наибольшее увеличение мозга. Продолжается развитие нервной системы. Совершенствуются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга. В 7-8 лет нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Эти изменения в нервной системе закладывают основу для умственного развития ребенка. Совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий. Возрастает подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения преобладают, тем самым определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная эмоциональная возбудимость.

В целом, можно сказать, что у детей 7-10 лет основные свойства нервных процессов по своим характеристикам приближаются к свойствам нервных процессов взрослых людей.

В этом возрасте происходят также существенные изменения в органах и тканях тела, существенно повышающие, по сравнению с предшествующим периодом, физическую выносливость ребенка. Все это создает благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для осуществления учебной деятельности.

Из особенностей анатомо-физиологического созревания заслуживают также внимания следующие моменты: развитие крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняют сравнительно сильные и размашистые движения, чем те, которые требуют точности. Важно также иметь в виду неравномерность анатомо-физиологического созревания детей. Заканчивается полное сращение тазовых костей, усиливаются процессы коллагенизации суставов [12].

1.4. Необходимость организации работы по профилактике гиподинамии в начальной школе

В начальной школе дети, кроме психологической, получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание рассеивается, поэтому страдает качество выполняемой работы. Вместе с тем в период обучения в школе происходят интенсивный рост и развитие детского организма, который чутко реагирует как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на оздоравливающие меры. Так, например, систематическая двигательная активность является естественным стимулятором, активизирующим работу всех физиологических систем организма, в том числе функций головного мозга. При поступлении в школу происходит снижение двигательной активности почти наполовину. Младшие школьники проводят в подвижных играх, беге, ходьбе не более 20% времени суток. Для успешного усвоения учебной программы им нужна повышенная умственная работоспособность, а необходимость длительное время сидеть за партой, снижение двигательной активности, наоборот, приводят к ухудшению снабжения организма, мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности [13].

          Великий русский физиолог И.М. Сеченов писал: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению» [5].

Физическая активность играет очень важную роль в развитии двигательных навыков ребенка, формировании нервных связей между опорно-двигательным аппаратом, центральной нервной системой и внутренними органами. Двигательная активность оказывает мощное влияние на развитие мускулатуры и скелета, на осанку ребенка, совершенствует регуляцию обменных процессов, кровообращения и дыхания, оказывает первостепенное влияние на развитие сердечно-сосудистой системы. У школьников длительное пребывание в однообразной позе в школе от 4 до 6 часов, а иногда и более, еще столько же за домашними заданиями плюс компьютерные игры, вызывает нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника; так называемый мускульный голод у детей может приводить к более выраженным нарушениям функций, чем у взрослых, к снижению не только физической, но и умственной работоспособности. Задерживает формирование организма [6]. Необходимо внедрять регламентированный по времени распорядок для работы и для отдыха, вводить физкультуру в быт детей, помимо уроков физкультуры в школе.

1.5 Современные подходы к организации уроков и внеклассной работы с целью профилактики гиподинамии у младших школьников

В соответствии с современными подходами основными задачами физкультурно-спортивной работы в школе и других учебных заведениях специалисты считают формирование у учащейся молодежи физической культуры и здорового образа жизни, привитие интереса к физкультурно-спортивной деятельности, выработку навыков регулярных занятий физическими упражнениями, содействие эмоциональному, интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию личности, формирование творческих способностей.

В ходе поиска инновационных подходов к организации учебных занятий с детьми и подростками учитываются особая значимость и привлекательность для них игровой деятельности. Подвижные игры позволяют решить целый комплекс важных задач в работе с детьми и подростками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические качества, но и умственные и творческие способности, нравственные качества и т.д. Систематическое использование подвижных игр на уроках физкультуры, в группах продленного дня, на удлиненных переменах в школах способствует оптимизации двигательного режима, улучшению здоровья, повышению умственной работоспособности. [13].

Во-первых, подвижные игры закрепляют навыки двигательной активности, а также обеспечивают социализацию ребенка через коллективную деятельность. Как правило, такие игры не требуют никакого специального оборудования, инвентаря. Они легкодоступны практически в любом месте. В каждой подвижной игре имеются правила, которые предусматривают необходимую пространственную ориентировку, определяют цель и способы действий ребенка.

В режиме работы школы,  учебно-воспитательном плане заложены основные направления формирования здорового образа жизни учащихся: обязательная утренняя зарядка, динамические паузы на уроках, включающие гимнастику для глаз, корректирующую гимнастику для мышц рук и ног. У обучающихся воспитывается потребность в здоровом образе жизни. Эта работа проводится через систему классных часов, школьные спортивные мероприятия, соревнования, беседы, проводимые медицинским работником школы. Использование на уроках подвижных игр и занимательных упражнений.

В формировании культуры здоровья обучающихся можно использовать следующие формы и методы:

          Методы формирования сознания, включающие следующие формы деятельности: классные часы, их проведение и тематика должны быть предусмотрены заранее при составлении плана воспитательной работы;

беседы и диспуты проводятся с классом или индивидуально, предполагая интеллектуальную и эмоциональную активность школьников;

 Методы организации деятельности и формирования опыта поведения включают в себя ряд форм:

приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни и отражают сознательные установки личности; регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях формируют качества здоровой личности;

воспитывающие ситуации применяются с целью формирования новых норм поведения по отношению к собственному здоровью; тренинги помогают изменить негативные внутренние установки обучающихся, пополнить их психологические знания, сформировать определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям, к миру в целом; круглый стол, данные формы применяются для формирования четких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.

         Метод игровых ситуаций успешно применяется, так как он позволяет легко, увлекательно усваивать обучающимся на практике правила здорового образа жизни. Очень часто используются игровые ситуации проблемно-поискового характера, при этом методы убеждения и упражнения максимально сближаются; создаётся атмосфера естественного «вхождения» в конкретную ситуацию определенного содержания.    

         Подвижная игра создает благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений. Постоянно сравнивания и уточняя впечатления, полученные от действий в окружающей среде, ребенок приучается к наблюдательности, осознает взаимосвязь между предметами в окружающей его среде. В играх совершенствуется приобретенные в упражнениях знания о направлении движений, местоположений и взаимоположении предметов.

          В упражнениях и подвижных играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества личности, как целенаправленность, устремленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развития фантазий, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел практически. Ребенок приучается по-новому смотреть на обычное, знакомое.

        Очень важно, чтобы значительная часть занятий проводилась на воздухе. Двигательная деятельность на воздухе усиливает обмен веществ, окислительно-восстановительные процессы, улучшает работу всех органов.

Современными формами физической активности в школе с целью оздоровления и профилактики заболеваний являются подвижные перемены, которые носят релаксационный и оздоровительный характер, направленный на преодоление утомления. В режиме учебного дня необходимо более рационально использовать перемены между уроками. Эта деятельность помогает снять утомление у ребенка. Следует подбирать наиболее эффективные методы и методические приемы в организации игровой деятельности учеников, принимая во внимание уровень их физической подготовленности, функциональные особенности организма младших школьников, их дисциплинированность. Важным условием организованной двигательной активности является ее регулярность, систематичность. Для эффективной организации динамической перемены необходим педагогический контроль над её проведением, определенный эмоциональный подъем. Предлагается несколько вариантов "подвижных перемен": самостоятельные занятия школьников на специальных школьных площадках, оборудованных многопропускными снарядами для физических упражнений; ритмическая гимнастика по группам классов; танцевальные упражнения.

         "Спортивный час" организуется, как правило, в группах продленного дня с использованием спортивно-игровой площадки, гимнастического или игрового городка, "дорожек здоровья", с учетом имеющихся в школе условий, времени года, возраста учащихся, и это могут быть прогулка с играми, простейшие соревнования и развлечения и т.д.

        Досуговое направление в работе с родителями оказалось на данный момент самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Совместные физкультурные досуги, позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только младших школьников, но и их родителей. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом [14]. Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни, профилактика гиподинамии. Вовлечение взрослых в такие формы досуга полезно всем, а особенно детям - это создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, мотивирует на активный образ жизни.

Выводы по первой главе

Анализ научной психолого – педагогической, нормативной литературы по проблеме исследования показал, что тема проблема гиподинамии в начальной школе носит актуальный характер.

Гиподинамия – это проблема современных младших школьников, подростков, молодежи. Изучение сущности понятия «гиподинамия» позволяет нам утверждать, что «ключевыми характеристиками» данного понятия является ограничение двигательной активности, которое возникает в результате малоподвижного образа жизни, приводящее к тяжелым последствиям и проблемам со здоровьем.

Все больше людей нуждаются в определенной дозе физической активности, которая просто необходима для сохранения здоровья. А школьникам – в первую очередь. И это надо ученикам и их родителям не только понимать, но и прикладывать определенные усилия, так как «закладка» здоровья происходит в младшем школьном возрасте и от двигательной активности зависит многое.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следуя поставленной цели исследования, на основе анализа разнообразных сочников информации, мы пришли к следующим выводам:

1. Педагог, с помощью современных методов профилактики гиподинамии, должен обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить применять эти знания в повседневной жизни, целенаправленно подготовить к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, формировать у них культуру здоровья.

Исследование, проведенное на основе теоретического анализа источников информации, показало следующее состояние изучаемой проблемы:

  1. Гиподинамия, как понятие, включает в себя ослабление мышечной деятельности, обусловленное сидячим образом жизни и ограничением двигательной активности.
  2. Влияние гиподинамии на младших школьников явно негативное. Гиподинамия в младшем школьном возрасте приводит к развитию различных заболеваний жизненно важных органов, нарушениям опорно-двигательного аппарата.
  3. В начальной школе необходимо организовать профилактические мероприятия, направленные на борьбу с гиподинамией.
  4. Основными направлениями в начальной школе по профилактике гиподинамии являются:

а) информационно-познавательные часы,

б) квесты,

в) подвижные игры,

г) зарядки и гимнастики.

Таким образом, мы считаем, что данная проблема носит ярко выраженный характер, приводит к негативным последствиям в развитии младших школьников и требует незамедлительных мер по её решению.

В курсовой работе мы планируем продолжить исследование данной темы путем изучения и анализа методических подходов к организации профилактических мероприятий по развитию гиподинамии у младших школьников, отбора эффективных методик по определению состояния данной проблемы в начальной школе.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ)/ под редакцией Петровского Б.В., 3-е издание
  2. Казин, Э.М., Блинова, Н.Г., Литвинова, Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 77с.

  1. Коростелев, Н.Б. – Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя – 1986 

  1. Кривова, Н. Е.  – Обучение в школе/

  1. Решетник, А. С. Влияние гиподинамии на организм школьника / А. С. Решетник,  Ашмарина, Р.Э. — 2020 — С. 467-468.

  1. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001. 25с.

  1. Толковый словарь Ефремовой Т.Ф. /2000. 40с.

  1. Торохова, Е.И. Валеология: Словарь / Клевер - 2006. 49с.  

Статьи из периодических и продолжающихся изданий

  1. Юренкова, Е.В. Роль и значение спортивно-массовых мероприятий в общеобразовательной школе в воспитании подрастающего поколения/ Начальная школа, 2017, 17с.
  2.  Андреева, О. Д. Теоретические основы формирования культуры здоровья младших школьников в учебно-воспитательной среде начальной школы. Особенности работы школы с семьей. Главные методы стимулирования поведения и деятельности школьников. / Спорт и Мы, 2017, 2с.
  3. Карпикова Е. Ф. Физиологические особенности младшего школьного возраста / Мультиурок – 2020, 4с.

Интернет – ресурсы

  1. Гиподинамия – болезнь современности - Международный школьный научный вестник (научный журнал для старшеклассников и учителей) – URL :  https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1081 (дата  обращения: 29.04.2021)
  2. Профилактика гиподинамии - URL: https://otherreferats.allbest.ru/medicine/00620577_0.html (дата обращения: 01.05.2021)
  3. Психологические и возрастные особенности младшего школьного возраста: https://infourok.ru/mladshiy-shkolniy-vozrast-psihologicheskie-osobennosti-1445559.html (дата обращения 01.05.2021)
  4. Психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста - Старкова Татьяна Николаевна /2018-https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/inostrannyi-yazyk/2013/10/03/psikhologicheskie-i-fiziologicheskie-osobennosti (дата обращения 02.05.2021)



Предварительный просмотр:

План подготовки защитного слова

 к реферату

  1. Здравствуйте, уважаемая аудитория. Меня зовут Меренкова Ксения, я студентка 24 группы. Мой научный руководитель Анищенко Ирина Леонидовна - преподаватель  МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты работы учителя начальных классов высшей квалификационной категории. Представляю вашему вниманию реферативное исследование на тему «Проблема гиподинамии в начальной школе».
  2. Актуальность проблемы исследования заключается в том, что каждому учителю необходимо знать о том, как предотвратить развитие гиподинамии младших школьников и помочь сберечь им своё здоровье. Здоровье, по концепции ФГОС, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых физическое, психическое, духовное, социальное здоровье. Охрану и укрепление здоровья должно гарантировать образовательное пространство, комфортное по отношению к обучающимся. Здоровьесбережение, через профилактику гиподинамии, может выступать как одна из задач образовательного процесса. 

При этом необходимо учитывать, что вопросы, касающиеся охраны здоровья обучающихся, урегулированы в специальной статье 41 Закона об образовании, указывая, что охрана здоровья включает в себя в том числе пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся. На основе актуальности проблемы исследования нами была сформулирована тема исследования: «Проблема гиподинамии в начальной школе».

Методы исследования носят теоретический характер и использованные в работе представлены на экране.

  1. Цель нашего исследования я могу отметить так: на основе анализа современной научной психолого-педагогической литературы рассмотреть современные подходы к профилактике гиподинамии у младших школьников. Задачи исследования вы можете увидеть на слайде.

Методы нашего исследования вы можете увидеть на слайде.

В теории нами рассмотрены вопросы:

  1. Общая характеристика понятия «гиподинамия» в современной научной литературе
  2. Влияние гиподинамии на здоровье младших школьников
  3. Возрастные психологические и физиологические особенности развития младших школьников
  4. Необходимость организации работы по профилактике гиподинамии в

начальной школе.

  1. Современные подходы к организации уроков и внеклассной работы с целью профилактики гиподинамии у младших школьников

Ключевым понятием исследования является «гиподинамия».

Гиподинамия — это ослабление мышечной деятельности, обусловленное сидячим образом жизни и ограничением двигательной активности, возникающее в результате малоподвижного образа жизни, вследствие перегрузок школьников домашними заданиями и соответственно сокращения времени для игр и спортивных занятий.

      Рассмотрим параграф № 1.1 «Общая характеристика понятия «гиподинамия» в современной научной литературе». Мы рассмотрели понятие гиподинамия, которое вы наблюдали на предыдущем слайде. Также мы выяснили, что гиподинамия особенно опасна в детском возрасте. Часто она наблюдается у школьников, слишком перезагруженных учебными программами и не имеющих времени на спортивные мероприятия. Именно у них гиподинамия отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем. Она задерживает формирование организма, Продолжительная гиподинамия вызывает снижение иммунной реактивности организма. Существенно снижается сопротивляемость к инфекции: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение. Гиподинамия в сочетании с другими факторами может явиться предпосылкой к возникновению целого ряда болезненных состояний и даже заболеваний.

      Рассмотрим параграф 1.2 «Влияние гиподинамии на здоровье младших школьников». Давно подмечено, что основной причиной, формирующей большую часть особенностей организма при различных заболеваниях, является пониженная двигательная активность. Низкая активность ослабляет организм и становится условием для возникновения многих заболеваний, особенно явно отрицательное влияние проявляется на растущем организме. У детей она приводит к отставанию в физическом развитии, недоразвитию большинства органов и их систем.

      Рассмотрим параграф 1.3 «Возрастные психологические и физиологические особенности развития младших школьников». На этапе младшего школьного возраста происходят также существенные изменения в органах и тканях тела, существенно повышающие, по сравнению с предшествующим периодом, физическую выносливость ребенка. Все это создает благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для осуществления учебной деятельности. Из особенностей анатомо-физиологического созревания заслуживают также внимания следующие моменты: развитие крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняют сравнительно сильные и размашистые движения, чем те, которые требуют точности. Важно также иметь в виду неравномерность анатомо-физиологического созревания детей.

     Рассмотрим параграф 1.4 «Необходимость организации работы по профилактике гиподинамии в начальной школе». В начальной школе дети, кроме психологической, получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание рассеивается, поэтому страдает качество выполняемой работы. Вместе с тем в период обучения в школе происходят интенсивный рост и развитие детского организма, который чутко реагирует как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на оздоравливающие меры. Физическая активность играет очень важную роль в развитии ребенка. У школьников длительное пребывание в однообразной позе в школе от 4 до 6 часов, а иногда и более, еще столько же за домашними заданиями плюс компьютерные игры, вызывает нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника; так называемый мускульный голод у детей может приводить к более выраженным нарушениям функций, чем у взрослых, к снижению не только физической, но и умственной работоспособности. Задерживает формирование организма. Разорвать этот порочный круг просто необходимо.

      Рассмотрим параграф 1.5 «Современные подходы к организации уроков и внеклассной работы с целью профилактики гиподинамии у младших школьников».

В соответствии с современными подходами основными задачами физкультурно-спортивной работы в школе и других учебных заведениях специалисты считают формирование у учащейся молодежи физической культуры и здорового образа жизни, привитие интереса к физкультурно-спортивной деятельности, выработку навыков регулярных занятий физическими упражнениями, содействие эмоциональному, интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию личности, формирование творческих способностей. В ходе поиска инновационных подходов к организации учебных занятий с детьми и подростками учитываются особая значимость и привлекательность для них игровой деятельности.

  1. Таким образом, я сделала выводы, что профилактика гиподинамии в начальной школе просто необходима, для правильного формирования детского организма и сохранения здоровья.

В курсовой работе мы планируем…

Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на ваши вопросы.