ПК 4.4
материал

Антонюк Анастасия Александровна

Предварительный просмотр:

План подготовки защитного слова к реферату

  1. Уважаемая аудитория, представляю вашему вниманию исследование по теме: «Проблема формирования самооценки в младшем школьном возрасте». Руководитель Моисеенко Наталья Сергеевна.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования в качестве одного из приоритетных направлений определяет развитие способности ребенка соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свои поступки и поведение, проявлять самостоятельность и инициативность
  3. Самооценка личности во многом определяет жизненные позиции человека, его систему оценок. Результаты изучения понятия самооценка были отражены в трудах таких зарубежных и отечественных авторов, как Р. Бернс, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.И. Липкина, В.С. Мухина, Л.А. Регуш, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн, Л.А. Рыбак, 3. Фрейд и др
  4. У детей младшего школьного возраста формирование самооценки занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, возникают рефлексия, самоконтроль. То есть формирование самооценки помогает учащимся правильно оценить, свои учебные достижения, способности, возможности, достоинства и недостатки, содействует саморегуляции учебной деятельности.
  5. В рамках образовательного процесса вопрос формирования самооценки становится актуальным, И большая ответственность ложится на учителей, работающих с младшими школьниками.
  6. На основе актуальности проблемы исследования мы сформулировали тему исследования: «Проблема формирования самооценки в младшем школьном возрасте». Цель работы определена в соответствии с темой: на основе анализа психолого-педагогической литературы изучить особенности формирования самооценки у детей младшего школьного возраста.
  7. Для достижения поставленной цели нами сформулирован ряд задач, представленных на слайде и выделены методы исследования, использованные в работе.
  8. В теории нами рассмотрены вопросы, связанные с изучением характеристики понятия «самооценка», её составляющих, нами изучены возрастные особенности формирования самооценки у младших школьников, рассмотрены педагогические условия формирования самооценки.
  9. Ключевым понятием исследования является «самооценка». Теоретический анализ источников информации показал, что большинство учёных под самооценкой понимают- оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. (на слайде – трактовка понятия, фамилии учёных, изучавших эту проблему у школьников) В своем исследовании мы опирались на определение С.Ю. Головина: «Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, - ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. Относясь к ядру личности, она - важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. В качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов личностных индивида» В современной психологии принято разделять самооценку на завышенную самооценку, адекватную и заниженную.
  10. Анализ возрастных особенностей развития младших школьников показал, что на этапе младшего школьного возраста ребенок начинает осознавать самого себя и свои потребности. Именно в этом возрасте происходит формирование правильного отношения к окружающему миру, что требует особенного внимания к развитию адекватного самосознания.
  11. Обосновывая необходимость развития у ребенка адекватной самооценки, следует отметить, что от эффективности организации учебно-воспитательной деятельности в этом возрасте будет зависеть формирование адекватной самооценки, а следовательно и успех дальнейшего обучения в школе, наличие уверенности в собственных силах, желание и умение достигать поставленные цели.  
  12. Самооценка касается различных сторон жизнедеятельности ребенка – физического развития, социальных навыков, успехов в учебной, коммуникативной и игровой деятельности, эмоционального статуса, внешнего облика и др. Следовательно, вопрос формирования самооценки в младшей школе является крайне важным и актуальным.
  13. Современные ориентиры в области начального общего образования требуют от учителя целенаправленного создания психолого-педагогических условий для формирования самооценки у детей младшего школьного возраста. Среди этих условий выделяют «стратегию позитивного оценивания»- схему оценки деятельности ребенка, в основе которой лежит уважение к ребенку и бережное отношение к его личности. Необходимо также отметить, что для формирования адекватной самооценки необходимо в равной степени отмечать успехи и неудачи и соответственно их оценивать. Важно сначала подчеркивать успехи, а потом тактично указывать на недостатки. При выполнении указанных условий положительные оценки усиливают инициативу детей. А отрицательные, соответствующим образом, перестраивают деятельность на достижение требуемого результата.
  14. Подводя итоги исследования, мы пришли к выводу, что проблема формирования самооценки в младшем школьном возрасте существует и является актуальной. Для поддержания интереса к учебной деятельности у младших школьников необходимо сформировать у ребенка адекватную самооценку, выработать умение правильно оценивать себя и свою деятельность, реагировать адекватно на успехи и неудачи. Адекватная самооценка у ребенка несет положительный характер и для ее формирования необходимо грамотно подходить к образовательному процессу в целом.
  15. В курсовой работе мы планируем изучить и описать методические подходы к формированию самооценки у детей младшего школьного возраста.
  16. Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на ваши вопросы.


Предварительный просмотр:

План подготовки защитного слова

Уважаемая аудитория, представляю вашему вниманию исследование по теме: «Методические подходы к созданию портфолио во внеклассной работе, как средство формирования самооценки младшего школьника».Руководитель: Моисеенко Наталья Сергеевна. (Слайд 1)

Самооценка личности во многом определяет жизненные позиции человека, его систему оценок. Результаты изучения понятия самооценка были отражены в трудах таких зарубежных и отечественных авторов, как Р. Бернс, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.И. Липкина, В.С. Мухина, Л.А. Регуш, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн, Л.А. Рыбак, 3. Фрейд и др (Слайд 2)

У детей младшего школьного возраста формирование самооценки занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, возникают рефлексия, самоконтроль. То есть формирование самооценки помогает учащимся правильно оценить, свои учебные достижения, способности, возможности, достоинства и недостатки.

В рамках образовательного процесса вопрос формирования самооценки становится актуальным.

На основе актуальности проблемы исследования мы сформулировали тему исследования: «Методические подходы к созданию портфолио во внеклассной работе, как средство формирования самооценки младшего школьника».(Слайд 3)

Цель работы определена в соответствии с темой: Рассмотреть методические аспекты создания портфолио во внеклассной работе для формирования самооценки младшего школьника. (Слайд 4)

Для достижения поставленной цели нами сформулирован ряд задач, представленных на слайде и выделены методы исследования, использованные в работе. (Слайд 5,6,7)

В теории нами рассмотрены вопросы, связанные с изучением характеристики понятия «самооценка», нами изучены возрастные особенности ипедагогические условия формирования самооценки у младших школьников.

Рассмотрены: роль портфолио в формировании самооценки младшего школьника; подходы к созданию портфолио во внеклассной работе в начальной школе; подходы к диагностированию уровня самооценки младшего школьника.

Ключевым понятием исследования является «самооценка». Теоретический анализ источников информации показал, что большинство учёных под самооценкой понимают – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам.

Анализ возрастных особенностей развития младших школьников показал, что на этапе младшего школьного возраста ребенок начинает осознавать самого себя и свои потребности.

Самооценка касается различных сторон жизнедеятельности ребенка – физического развития, социальных навыков, успехов в учебной, коммуникативной и игровой деятельности, эмоционального статуса, внешнего облика и др. Следовательно, вопрос формирования самооценки в младшей школе является крайне важным и актуальным.

Современные ориентиры в области начального общего образования требуют от учителя создание психолого-педагогических условий и выполнение работы, направленной на формирование самооценки у детей младшего школьного возраста. Одним из подходов к формированию самооценки является портфолио.

Портфолио играет большую роль в формировании самооценки младшего школьника, так как работая над созданием портфолио у ребенка формируется представление о себе, он учится оценивать свои возможности и достижения, ставить цели.

Для его создания мы выделили виды оформления: элетронные и в виде папки, и разделы, формирующие у ребенка представления о себе, такие как: «Мой характер»; «Мои цели»; «Мои месты»; «Мои впечатления» и другие.

В своем исследовании мы определили: как и когда следует начинать работу в портфолио в начальной школе; как следует завершать работу над созданием портфолио: подвести итоги проделанной работы, ответив на вопросы: «Доволен ли ты своим портфолио?»; «Понравилась ли тебе такая работа?» «Добился ли ты поставленных целей?»; «Какие мечты у тебя сбылись?»; «Что хотелось бы изменить?».

Выделили подходы к диагностированию уровня самооценки младшего школьника: Методика «Лесенка»; Методика «Какой я»; Методика «Нарисуй себя». В ходе исследования мы выявили способы диагностирования уровня самооценки и анализа результатов по проведенным методикам.

Подводя итоги исследования, мы пришли к выводу, что проблема формирования самооценки в младшем школьном возрасте существует и является актуальной. Для поддержания интереса к учебной деятельности у младших школьников необходимо сформировать у ребенка адекватную самооценку, выработать умение правильно оценивать себя и свою деятельность. Для формирования представления о себе, развития навыка ставить цели и оценивать свои достижения и возможности в начальной школе следует проводить работу по созданию портфолио с выделенными в ходе исследования разделами.

В своей дипломной работе мы планируем разработать электронный образовательный ресурс по работе с портфолио

Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на ваши вопросы.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Отчет по результатам анкетирования учителей начальных классов

Алгоритм отчета:

  1. Образование учителей: среднее специальное и высшее
  2. Средний педагогический стаж:  10 лет
  3. Стаж работы в данном учреждении: от 2 лет до 20
  4. Примерная методическая тематика учителя: проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе, развитие математических способностей, формирование навыков ЗОЖ.
  5. Посещаемые учебные, научные и методические мероприятия: открытые уроки. Педагогические советы, семинары.
  6. Формы повышения профессионального мастерства: семинары, лекции, методические недели
  7. Используемые педагогические технологии: игровая технология, проектная, кейс-технология, исследовательская деятельность
  8. Образовательные программы: Школа России
  9. Занятость во внеурочной деятельности учителей: скорочтение  
  10. Качество обученности учеников (в %) по всем учителям: 70%
  11. Трудности, возникающие в профессиональной деятельности: отмечают трудности в работе с родителями.



Предварительный просмотр:

Алгоритм тезисов к выступлению по итогам обобщения

педагогического опыта образовательного учреждения

1. История образовательного учреждения.

В октябре 1959 год – открылась Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Средняя общеобразовательная школа №106». В ходе работы школы №106 были открыты два корпуса дошкольного образования.

2. Структура методической службы в образовательном учреждении.

Высшим органом коллективного руководства методической работой является педагогический совет. В состав педагогического совета входят все педагоги образовательного учреждения. Методический совет является главным связующим звеном всех подструктур. В состав методического совета входят директор школы, заместители директора по учебно-воспитательной работе. Заместители директора по учебно-воспитательной работе выступают в роли координаторов, обеспечивают взаимодействие равнозначных структурных компонентов методической службы школы. Методическое объединение учителей - предметников создается как одна из форм самоуправления в целях совершенствования методического и профессионального мастерства учителей; организации взаимопомощи для обеспечения соответствия современным требованиям к обучению, воспитанию и развитию школьников.

3. Основными направлениями деятельности методической службы являются совершенствование качества образования в условиях реализации ФГОС. Повышение качества образования через непрерывное развитие учительского потенциала, повышение уровня профессионального мастерства и профессиональной компетентности педагогов для успешной реализации ФГОС второго поколения и воспитания личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Основные задачи:

1) Создание условий для реализации ФГОС начального образования (НОО), ФГОС основного общего образования (ООО), и для введения ФГОС среднего общего образования (СОО).
2) Создание условий (организационно-управленческих, методических, педагогических) для обновления основных образовательных программ образовательного учреждения, включающего три группы требований, в соответствии с Федеральным государственным стандартом нового поколения.
3) Совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями.
4) Привести в систему работу учителей-предметников по темам самообразования, активизировать работу по выявлению, обобщению и распространению передового педагогического опыта реализации ФГОС.
5) Совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.
6) Обеспечение методического сопровождения работы с молодыми и вновь принятыми специалистами.
7) Создание условий для самореализации обучающихся в образовательном процессе и развития их ключевых компетенций.
8) Развитие системы работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
9) Развитие системы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
10) Развитие ключевых компетенции обучающихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения.

4. Формы методической работы в образовательном учреждении.

В МБОУ «СОШ №106» проводится работа в следующих формах: педагогические советы, методический совет, методическая учеба, семинары, «Круглые столы», наставничество "Школа молодого учителя", работа учителей над темами самообразования, открытые уроки, предметные недели, разработки методических рекомендаций в помощь учителю, индивидуальные консультации по организации и проведению уроков, методические объединения по предметам, методические объединения классных руководителей, организация и контроль курсовой системы повышения квалификации, аттестационные мероприятия, педагогический мониторинг.

5. Условия эффективности организации методической работы учителя.

• четкое и конкретное планирование методической работы (разработка и определение критериев, показателей, индикаторов достижения результатов);

• полный охват методической работой всех членов коллектива;

• постоянное поощрение администрацией самостоятельности и творчества отдельных педагогов, действующая система стимулов;

• создание и постоянная поддержка благоприятного психологического климата, творческой атмосферы в коллективе;

• оптимизация деятельности педагогов;

• формирование банка передового опыта;

• изучение и учет в методической работе критериев передового педагогического опыта (новизна, высокая результативность, соответствие современным достижениям педагогики и методики, стабильность достижения положительных результатов на протяжении ряда лет, возможность творческого применения опыта другими);

• систематическая целенаправленная популяризация достижений и научных рекомендаций.



Предварительный просмотр:

Отчет

Анализируя сайт «Гимназии №10»,  мы выявили что,

Оформление сайта выглядит нагружено, потому что, на главной странице много информации, которая выглядит лишней. На баннере есть информация, восприятию и эстетичному виду которой мешает информация поверх баннера. На главной странице, записи расположены, во – первых, не ровно, во – вторых, непонятно какая картинка соответствует ссылке, потому что, отсутствуют отступы между записями и между колонками. На главную добавлены сторонние ресурсы, которые выглядят как реклама из-за оформления. Непонятно для чего справа, расположены активные ссылки, если в самом начале страницы есть разделы, в которых содержится эта информация.  

Работать с сайтом – удобно. Есть ссылки, на главной странице, через которые мы можем попасть на нужную нам информацию. Шрифт на всём сайте одинаковый, приятно для восприятия. Размер шрифта читабельный, на всем сайте удобно читать информацию. Открывание страниц удобное, при наведении на разделы открывается список подразделов, благодаря чему удобно искать нужный материал. Возможности работы с сайтом для людей с ОВЗ не предусмотрены.

Информация об организации представлена в полном объеме, так как есть основные сведения, структура и органы управления образовательной организацией,  документы. Предусмотрены материалы для школьников, родителей, а так же для педагогов.

На сайте образовательной организации посты выкладываются каждый месяц, в количестве от 1 до 3. Они наполнены и информативны, в них есть всё то, чтобы понять, как прошло мероприятие у учащихся, или же, как прошел тот или иной конкурс, в котором участвовала Гимназия №10. Информация, предоставленная на сайте – актуальна.

Сайт соответствует приказу Рособрнадзора от 29.05.2014 №785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации», так как информация доступна всем пользователям сайта, имеются все разделы, которые подразумевает приказ. Файлы документов соответствуют требованиям. Так же сайт соответствует постановлению Правительства РФ не в полной мере, так как присутствует все информация о дате создания, структуре управления и тд, но нет доступа к информационной среде для людей с ОВЗ, в подразделе доступная среда нет ничего о доступной среде в гимназии, что говорит о несоответствии с пунктом о наличии специальных средств.

Информация для родителей предоставлена на сайте. Некоторые документы утратили, во – первых, свою актуальность, во – вторых, востребованность. Актуальность, потому что, некоторые разделы, можно было убрать в раздел новостей. Востребованность, потому что, много бесполезной информации. Родителям на сайте важнее видеть информацию о достижениях и мероприятиях, проводимых в школе. Из информации можно понять, что много лишнего присутствует на сайте.

Информация для учащихся  - актуальна и востребована. Так как, в разделе находится много полезной информации для школьника, где он может получить всё то, что ему было необходимо знать.

Подводя итог данного анализа, можно сказать, что сайт «Гимназии №10», подходит для работы. Потому что, исключая некоторые минусы, можно выделить и плюсы, такие как: информативность, для всех пользователей сайта; соответствие нормативным документам, удобство работы с сайтом.



Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Работа с бумагой как средство развития творческой деятельности учащихся с детским церебральным параличом» кандидата педагогических наук, г. Нижнего Новгорода Клюевой Е.В, студентки факультета дошкольного и начального образования Чепак В.О.

 

 В данной статье приведены результаты исследований эффективности работы с бумагой для развития творческой деятельности у детей с ДЦП. Данные получены на основе работы Гурвиц В.Н., Дмитриева К.В., Кадол Ф.В. и Кушнерова Э.М., Никитиной Л.Н., методических рекомендаций по развитию навыков успешной социализации детей.

Представленная статья является актуальной, поскольку ДЦП распространен в современном обществе и поиск путей и средств реабилитации людей с этим заболеванием продолжается и работа с бумагой для развития творческой деятельности учащихся с ДЦП на сегодняшний момент является эффективной в решении этой проблемы.

 Среди сильных сторон работы можно выделить то, как определенна эффективность работы с бумагой, ее польза для общего и творческого развития детей с ДЦП. В результате проведенных исследований сделан вывод о целесообразности использования разнообразных техник работы с бумагой, а так же о необходимости включать в урок нормализацию тонуса рук у данной категории детей.

Оценивая работу в целом можно сказать, что авторы углубляют наше представление о детях с ДЦП и необходимости работы по их творческому развитию, обоснованную тем, что учащиеся с ДЦП с удовольствием занимаются творческой деятельностью, которая развивает эстетическое восприятие, чувства, оценочные суждения а так же формирует уверенность в собственной полноценности, в своем исследовании авторами была раскрыта роль работы с бумагой для этого.

Отмеченные недостатки работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора, следует четче формулировать выводы в конце своего исследования, приведенный вывод с трудом можно расценивать как вывод, скорее как продолжение исследования.

Подводя итог можно сказать, что статья отвечает требованиям, предъявленным к научным публикациям, и может быть рекомендована к публикации.

Рецензент: Антонюк Анастасия Александровна

Группа: 44

Место учебы: ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

Антонюк Анастасия Александровна

Тачилкина Екатерина Николаевна

ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГОВАЯ

ТЕХНОЛОГИЯ

РЕФЕРАТ

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс: 4, группа:44

Челябинск, 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.1 История создания проблемно – диалогической технологии

7

1.2 Особенности проблемно-диалоговых технологий

9

1.3 Использование проблемно – диалогической технологии на уроках изучения нового материала

11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

23


1.1 История создания проблемно – диалогической технологии

Проблемное обучение – этоне новое педагогическое явление.О проблемном обучении известно давно. Истоки такого обучения можно найти в далёком прошлом. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмилля у Ж. Ж.Руссо. Особенно близко подходил к этой идеи К. Д. Ушинский. Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Богоявленским, Н. А. Менчинской, А. М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М. А. Данилов, М. Н. Скаткин. Многоэтими вопросами занимались Т. В. Кудрявцев, Д. В. Вилькеев, Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов и И. Я. Лернер. Исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической науки.(1)

Проблемно-диалогическая технология создана на основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях: проблемном обучении и психологии творчества. Она успешно заменила традиционных урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке открытия нового знания должно быть проработано два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или проблемного вопроса. Поиск решения – этап выведения и формулирования нового знания. Вторая часть «диалогическое» означает, что постановку проблемы и поиск ее решения ученики осуществляют в процессе специально организованного учителем диалога. (3)Автором технологии проблемного диалога является педагог, психолог, которая входит в группу разработчиков образовательной системы  «Школа 2100» Елена Леонидовна Мельникова. Основу этой технологии составляет специально организованный педагогом диалог, обеспечивающий творческое усвоение знаний.(2)

1.2 Особенности проблемно-диалоговых технологий

       Главным отличием проблемно-диалоговых технологий от традиционного обучении в том, что при традиционном обучении преподаватель сообщает школьникам готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами, иллюстрациями, опытами, экспериментами, добивается понимания нового материала, связывает его с уже изученным, проверяет степень усвоения. Их деятельность носит чаще репродуктивный характер.

При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.(2)

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

1. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

2. Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог. Состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог. Представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Таким образом, проблемно – диалогическоеобучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию.

1.3 Использование проблемно – диалогической технологии на уроках изучения нового материала

Организация проблемного обучения предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предопределяли применение школьниками соответствующих методов учения.

Поэтому создание учителем цепи проблемных ситуаций в различных видах творческой учебной деятельности учащихся и управление их мыслительной (поисковой) деятельностью по усвоению новых знаний путем самостоятельного (или коллективного) решения учебных проблем составляет сущность проблемного обучения.

Структурными элементами урока являются:

  1. Актуализация прежних знаний учащихся, что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и применение их часто в новый ситуации, стимулирование познавательной активности учащихся, контроль учителя);
  2. Усвоение новых знаний и способов действия, в значении более конкретном, чем понятие «изучение нового материала»);
  3. Формирование умений и навыков, включающих и специальное повторение, и закрепление).

Эта структура отражает и основные этапы учения, и этапы организации современного урока. Но по отношению к мыслительной деятельности учащихся, являясь выражением целей образования, она выступает как внешний показатель учения, то есть не отражает процесса продуктивной познавательной деятельности учащихся и не может обеспечить управление этой деятельностью. Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:

  1. возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;
  2. выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
  3. доказательство гипотезы;
  4. проверка правильности решения проблемы.

Таким образом, структура проблемного урока, в отличие от структуры непроблемного, имеет элементы логики познавательного процесса (логики продуктивной мыслительной деятельности), а не только внешней логики процесса обучения. Структура проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможностиуправления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью ученика.

В рамках проблемного обучения в педагогике исследуются не только общепедагогические проблемы, но и проблемы обучения отдельным предметам. 

Е.Л. Мельникова создала алгоритм осуществления проблемного подхода в обучении:

  1. Постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного
  2. Осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки.
  3. Применение знаний для решения конкретных  задач и выражение «новых» знаний научным языком.
  4. Творческое применение «открытых» знаний. 

Методы, формы и средства обучения технология проблемного диалога: на основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций.

  1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.
  2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома и т.д. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.
  3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на уроках по гуманитарным предметам.
  4. Побуждения учащегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
  5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
  6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.
  7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение. В этом случае, как сравнение выявляет особые свойства новых фактов, необъяснимые их признаки.
  8. Ознакомление учащихся с фактами, несущими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.
  9. Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создания проблемной ситуации (при отработке навыков, повторения пройденного т.п.). В этом случае следует использовать факты и данные наук (учебных предметов), имеющих связь с изучаемым материалом.
  10. Варьирование задачи, переформулировка вопроса.

Методы обучения представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.

1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение

к формулированию проблемы

1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.

-Что вас удивило?

-Что интересного заметили?

- Какие факты налицо?

 

Выбрать подходящее:

 

 

 

Какой возникает вопрос?

 

 

Какая будет тема урока?

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.

-Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили?

-Почему так получилось? Чего мы не знаем?

3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

-Подводящий к теме диалог  представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся. 

-Сообщение темы с мотивирующим приемом                         

Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

2. Методы поиска решения учебной проблемы 

- Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего  побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя. При выдвижении и проверке гипотез диалог выглядит так:

Структура диалога

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез

устной

практической

Общее побуждение

-Какие есть гипотезы?

-Согласны с этой гипотезой? Почему?

-Как можно проверить эту гипотезу?

 

-Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.

По ходу диалога учителю необходимо обеспечивать безоценочное принятие любых мыслительных результатов учащихся: ошибочных и решающих гипотез, ошибочных и верных проверок.

Обеспечив «открытие» знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса: воспроизведению знаний, решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что  задания должны быть «продуктивными», то есть развивать не только предметные умения, но метапредметные. Результатом такого задания будет продукт, который создали сами учащиеся. Однако реальный урок – это не только методы, но еще  формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом.

К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований. Если хоть одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана.

  1. Проблема должна быть доступной пониманию учащихся. Если до учащихся не дошел смысл задачи, дальнейшая работа над ней бесполезна. Следовательно, проблема должна быть сформулирована в известных учащимся терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство учеников уяснили сущность поставленной проблемы и средства для ее решения.
  2. Вторым требованием является посильность выдвигаемой проблемы. Если выдвинутую проблему большинство учащихся не сможет решить, придется затратить слишком много времени или решать ее самому учителю; то и другое не даст должного эффекта.
  3. Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся. Конечно, главным в создании интереса является математическая сторона дела, но весьма существенно подобрать и надлежащее словесное оформление. Развлекательность формы нередко способствует успеху решения проблемы.
  4. Немалую роль играет естественность постановки проблемы. Если учащихся специально предупредить, что будет решатся проблемная задача, это может не вызвать у них интереса при мысли, что предстоит переход к более трудному.

Знание учителем основных требований к учебной программе является одним из важнейших условий успешной постановки проблемы и организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Постановка учебной проблемы осуществляется в несколько этапов:

а) анализ проблемной ситуации;

б) осознание сущности затруднения – видение проблемы;

в) словесная формулировка проблемы.

Учебная проблема не является проблемой для учителя. Учитель ставит перед учениками проблемный вопрос или проблемную задачу. Такая постановка ведет к возникновению проблемной ситуации принятию учеником проблемы, сформулированной и поставленной учителем.

Процесс постановки учебной проблемы должен осуществляться с учетом основных логических и дидактических правил:

1) отделение (ограничение) известного от неизвестного,

2) локализация (ограничение) неизвестного,

3) определение возможных условий для успешного решения,

4) наличие в формулировке проблемы неопределенности.(3)


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Интернет-ресурсы

1.Технология проблемно - диалогического обучения// сайт: URL - https://viktorya.ucoz.com/publ/tekhnologija_problemno_dialogicheskogo_obuchenija/1-1-0-3 (дата обращения 22.03.23)

2. Применения технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе/ Ильина Н.М. // сайт: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/01/22/primeneniya-tekhnologii-problemno?ysclid=lfjropzp9x228991574(дата обращения 22.03.23)

3. «Проблемно-диалоговое обучение»/ Статья по истории на тему / сайт URL - https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2017/12/12/problemno-dialogovoe-obuchenie?ysclid=lfjp0i1ekj819263149(дата обращения 22.03.23)


Предварительный просмотр: