ПК 4.4
методическая разработка

Малкова Кристина Константиновна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

(1 сл)  Здравствуйте, ув. преподаватели и студенты Челябинского педагогического колледжа № 1. Очень рада вас видеть, в нашей уютной и дружелюбной обстановке.

(2 сл) Доклад хочется начать с небольшого теста, что вы видите? Отлично, спасибо за ваши ответы. А если хорошенько подумать, то кроме точки можно увидеть белое пространство, рамку квадрата…. как важно мыслить!

(3 сл)(актуальность) Сегодня важно дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно данное положение фиксируется в ФГОС НОО. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании развития нестандартного видения мира, нового мышления.

(4 сл) Поэтому нам стала интересна эта проблема и нами была сформулирована тема исследования «ТРИЗ – технология как средство развития мышления у детей младшего школьного возраста»

(5 сл) (задачи) Цель работы заключалась в теоретическом обосновании возможности использования ТРИЗ –технологии в развитии мышления у младших школьников, задачи представлены на слайде

(6 сл) Анализ научной психолого – педагогической, нормативной литературы по проблеме исследования дал понять, что: понятие «ТРИЗ – технология», «мышление» не новое в научной литературе, они достаточно изучены и введены в педагогическую практику.

Мышление как психический процесс представляет собой опосредованного и обощённого познания (отражения) окружающего мира, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

 (7сл) Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять – это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением.

Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через неизвестное.

Вторая особенность мышления - его обобщённость. Чтобы предвидеть результат, надо обобщить единичные предметы, явления, факты и, исходя из этих обобщений, делать вывод относительно других подобных единичных предметов, явлений и фактов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения.

(8сл) Изучив разные классификации видов мышления, мы остановились на одной, которая представлена на слайде.

наглядно-действенное мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.

При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

(9сл) Изучив возрастные особенности младших школьников, мы выяснили, что младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Дети 7-8 лет обычно мыслят конкретными категориями. К концу данного возраста они должны научиться самостоятельно, делать выводы, сопоставлять, обобщать, находить отличия и общее, устанавливать простые закономерности. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

(10сл) Психолого-педагогическая практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий. Технология ТРИЗ может помочь в реализации данных задач.

11 (слайд определение) ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач является инструментом по практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать творческие задачи.

(12сл) Основателем ТРИЗ является Генрих Саулович Альтшуллер.Технология Альтшуллера в течение многих лет использовалась в работе с детьми на станциях юных техников.

Так, Альтшуллер сам проводил занятия по ТРИЗу в 1948—1998 годах. Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения самого лучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации.

(13сл) На экране вы можете ознакомиться с правилами применения ТРИЗ с детьми.    Развитие мышления младшего школьника на основе ТРИЗ – технологии требует определённых знаний от учителя. Без понимания содержания этапов организовать работу невозможно. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.

(14сл15,16) Хотим познакомить Вас с несколькими методами технологии ТРИЗ

(кратенько представь их)

(17сл) Проходя практику «Классное руководство» в МАОУ «Академический лицей №95». Мы провели опрос учителей параллели 2-х классов, принимали участие 6 человек. Вопросы представлены на слайде.

(18сл) (вопросы+диаграмма ) Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что мало учителей применяет в своей деятельности ТРИЗ-технологии, но понимают ее ценность в развитии мышления у детей. Мы задумались, почему, ответ прост, не все учителя владеют данной технологией из-за ее сложности

(19сл) (вывод) В курсовой работе мы планируем изучить методические подходы к применению ТРИЗ – технологии для формирования дивергентного мышления у младших школьников, подобрать диагностический инструментарий для оценки его сформированности.

(20сл) Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса

Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

21 сл (спасибо) Мыслите, творите! Как нет детей без творческого мышления, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

Вакенгут Татьяна Сергеевна

Малкова Кристина Константиновна

Технология перспективно-опережающего обучения

С.Н. Лысенковой

РЕФЕРАТ

Реферат защищён с оценкой _________________________

«27» марта 2023 года

Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Курс: 4, группа: 45

Руководитель: Ульянова Т.А.,

преподаватель психолого-педагогических дисциплин,

высшей квалификационной категории

Челябинск, 2023 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРСПЕКТИВНО-ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………………..…………………………...

4

1.1 История создания технологии перспективно-опережающего обучения…………………………………………………………………....

4

1.2 Сущность перспективно-опережающего обучения…………………

5

1.3 Особенности технологии перспективно-опережающего обучения..

7

1.4 Эффективность использования технологии перспективноопережающего обучения С.Н. Лысенковой.......................

11

Заключение…………………………………………………………….......

13

Список использованных источников…………………………………….

14

Введение

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время остро стоит проблема поиска инновационных решений в системе образования, главным результатом которых будет формирование личности, способной к постоянному развитию, обладающей преобразующим интеллектом, определяющим способность к оценке последствий принимаемых решений.

Поиск путей повышения эффективности обучения любой конкретной дисциплине не ограничивается корректировкой ее содержательного компонента. Наряду с этим существуют и другие резервы педагогического и психологического эффекта обучения. Среди них так называемое «опережающее обучение». Понятие «опережающее обучение» давно и прочно вошло в педагогическую терминологию. Оно наполняется разным содержанием в зависимости от того, каким именно образом организовано обучение.

Теоретические предпосылки опережающего обучения, ориентированного на развитие человека в образовании, представлены в трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Э. В. Ильенкова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконина. Одной из первых в своих работах выдвинула необходимость опережения при обучении школьников С.Н. Лысенкова.

Перспективно-опережающее обучение способствует реализации преемственности и перспективности в обучении, но пока не пользуется большой популярностью среди учителей начальных классов.

Исходя из актуальности данной проблемы, нами была сформулирована тема исследования: «Технология перспективно-опережающего обучения С.Н. Лысенковой».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРСПЕКТИВНО-ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1 История создания технологии перспективно-опережающего обучения

С.Н. Лысенкова — народный учитель СССР, учительница начальных классов школ г. Москвы.

Однажды, работая в самой обычной школе со своим классом, С.Н. Лысенкова прошла программу начальной школы за три года вместо четырех, с другим классом — за два вместо трех. Подчеркнем одно обстоятельство: дети не оставались после уроков на дополнительные занятия.

Никаких дополнительных занятий у С.Н. Лысенковой не было в принципе: она принадлежит к числу тех педагогов-новаторов, которые на заре перестройки написали манифест «Педагогика сотрудничества», одно из положений которого было такое: время после уроков принадлежит детям. Ученики Лысенковой не загружены домашними заданиями, у них есть время на спортивные секции, курсы и кружки по интересам.

Основное педагогическое открытие С.Н. Лысенковой заключается в следующем: трудную тему надо долго выращивать, и придет время, когда даже самый слабый ребенок ответит успешно. На каждом уроке, кроме прошлого и сегодняшнего материала, она небольшими порциями дает труднейший материал, который ученики будут изучать гораздо позже. Учительница называет это «большой перспективой». Лучшие ученики интуитивно понимают сложные будущие темы,  а слабые с их помощью, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный для них материал и, в конце концов, усваивают его к сроку, не отставая от всего класса [1].

1.2 Сущность перспективно-опережающего обучения

Обучение – это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями [8].

Опережающее обучение – это вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется её изучение по программе. Такое обучение предполагает освоение материала на основе пропедевтики, давая предварительный круг знаний, выстраивая «островки», на которые ученик сможет опереться при непосредственном изучении сложной темы, давая возможность освоить тему в своем темпе.

В частности на этой основе строится технология перспективно- опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении С.Н. Лысенковой. С.Н. Лысенкова одна из первых выдвинула необходимость опережения при обучении школьников [3].

Строгого определения и развернутого теоретического обоснования этой технологии в педагогической литературе не существует. Её методологическим основанием могут служить некоторые положения теории Л.С. Выготского о ведущей роли обучения по отношению к развитию: обучение, опираясь на достигнутый уровень развития, должно опережать его, стимулировать, вести за собой, поэтому процесс овладения знаниями необходимо организовывать так, 4 чтобы вносить новые элементы, формировать новые отношения, обеспечивая тем самым развитие. Обучение, идущее впереди развития, ориентировано на развитие ребенка как основную цель [6].

Концептуальными положениями технологии С.Н. Лысенковой являются:

- личностный подход в педагогике сотрудничества;

- успех – главное условие развития детей в обучении;

- комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь;

- предупреждение ошибок, а не работа над ними;

- последовательность, системность содержания учебного материала;

- дифференциация, доступность задания для каждого;

- через знающего ученика учить незнающего [1].

По С.Н. Лысенковой, феномен такого обучения заключается в следующем: рассредоточенное усвоение наиболее сложного учебного материала, вводимого с опережением программы, обеспечивает его осознанное восприятие, прочное запоминание и ускоренное формирование навыка практического действия. Учитель, опережая программу, не испытывает недостатка времени, а в некоторых случаях получает даже его избыток, позволяющий дольше и всесторонне работать с каждой темой. Таким образом, «опережение – это не бездумная гонка за счет спрессовывания детского времени ценой отставания слабых, а результат хорошо продуманного, высокоорганизованного процесса обучения».

Согласно теории С. Н. Лысенковой, основами опережающего обучения являются: комментируемое управление, как возможность налаживания обратной связи «учитель - ученик», экономии времени на уроке, воспитания самостоятельности, внимания, умения сосредотачиваться, и опорные схемы, позволяющие включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков.

Урок, построенный на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал. Складывается новая в дидактике система понятий, раскрывающая сущность опережения: частота опережений, длина или дальность опережения (ближнее опережение – в пределах урока, среднее – в пределах системы уроков, дальнее – в пределах учебного курса, межпредметные опережения) [5].

Таким образом, технология перспективно-опережающего обучения способствует воспитанию трудолюбия, желания и умения хорошо учиться, создаёт условия, обеспечивающие ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т.е. осознание смысла и результата своих усилий.

1.3 Особенности технологии перспективно-опережающего обучения

Особенность содержания технологии заключается в том, что она состоит из нескольких «китов».

Первый «кит» - постепенное, опережающее введение будущего учебного материала небольшими порциями, усвоение понятийного аппарата и введение в обиход новых терминов. Чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Трудную тему необходимо начинать не в заданные программой часы, а много раньше: для каждой темы это начало разное; тема дается на каждом уроке малыми дозами, раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга. И учитель, и ученики совсем по-другому чувствуют себя в пространстве времени [2].

Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:

Первый этап – перспективная подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. На этом этапе идёт активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы с комментируемым управлением. При ответах учитывается желание детей. Активны на этом этапе, как правило, сильные ученики.

Второй этап – работа по учебнику: уточнение понятий и обобщение материала. Школьники уже сознательно ориентируются в схеме-обобщении, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями в школе и дома. Именно на этом этапе происходят моменты опережения, так как в перспективный период многие задания на страницах учебника уже выполнены.

Третий этап – использование сэкономленного времени (создавшегося опережения). Схемы уходят, формируется навык беглого действия. Происходит развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий. Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память [4].

Подход к структуре материала при данном обучении обусловлен задачами опережающего введения и последующего повторения понятий и называется пробно-порциональным.

И главное, ни на одном этапе нет напряжения в работе учителя и учеников. С первой до последней минуты урока дети активны: с опорными схемами и без них, устно и письменно, под управлением и самостоятельно. Каждому ученику – посильный вопрос, доступное задание. И все 40-45 минут соблюдается основной принцип – делать всё обоснованно, аргументированно.

Второй «кит» - комментируемое управление учебным процессом. Методический прием «комментируемое управление» представляет ответ с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, 7 вести непрерывную обратную связь со всем классом [2].

Метод комментирования в 1960-х гг. был широко распространен как опыт липецких учителей. У С.Н. Лысенковой он получил более широкое развитие: она объединила комментирование трех действий: «думаю», «говорю», «записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает, одновременно решается задача управления деятельностью всего класса.

Даже при решении простого примера 2 + 3 = 5 - один ученик вслух говорит, какие действия он производит, т.е. он «ведет». В это время все учащиеся в своих тетрадях делают то же. Все они понимают смысл производимых действий [6].

С помощью комментированного управления:

- выдерживается высокий тем урока;

- средний и слабый тянутся за сильным учеником;

- развивается логика рассуждений, доказательность,

- самостоятельность мышления;

- ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.

Комментируемое управление, позволяет сделать учебный труд осмысленным и одновременно обеспечивает обратную связь: даёт учителю возможность контролировать уровень знаний учеников, вовремя заметить отставание, обеспечить продвижение в овладении знаниями и практическими навыками [5].

Третий «кит» – опорные схемы (опоры). Под опорами понимаются выводы, которые формулируются непосредственно перед учащимися и оформляются в виде карточек, схем, чертежей, таблиц и т.д.

При таком виде работы ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной им схеме-опоре, выполняя практическое задание – решение 8 примера, задачи, уравнения, грамматические задания.

Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.

Опорные схемы выполняют следующие функции:

- помогают учителю на различных этапах урока – от проверки домашнего задания до контроля и оценки;

- облегчают ученикам усвоение учебного материала, ответы на вопросы и выполнение заданий;

- обеспечивают более высокую работоспособность, а также энергичный темп урока [2].

Преимущество опорных схем заключается в том, что у детей начальных классов ведущим видом мышления является наглядно-образное. Тем самым при ответе по схеме ребенку не просто легче вспомнить учебный материал и воспроизвести его, но и создаются условия, исключающие возможность ошибиться, что придает учащемуся большую уверенность в себе.

Можно сделать вывод, что схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинноследственных зависимостей и связей.

Таким образом, согласно технологии С.Н. Лысенковой, чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс, внедрять в урок опорные схемы и использовать комментируемое управление.

Исходя из содержания данных «китов», можно выделить основные особенности методики технологии С.Н. Лысенковой:

- первый класс – без домашних заданий;

- домашнее задание по новому учебному материалу необходимо давать

- только тогда, когда он понятен и доступен всем ученикам класса;

- недопущение механического зазубривания правил и формул;

- проведение дифференцированного опроса учащихся;

- воспитание в каждом ученике организованности;

- осуществление постоянного взаимодействия с родителями учащихся;

- соблюдение преемственности между всеми годами обучения;

- применение «китов» и приемов технологии только в рамках комплексного взаимодействия [7].

1.4 Эффективность использования технологии перспективноопережающего обучения С.Н. Лысенковой

В школу ребята приходят с различным уровнем подготовки, индивидуальными особенностями, состоянием здоровья, а задача учителя всегда остается неизменной – научить учиться, воспитать, развить личность.

Технология перспективно-опережающего обучения С.Н. Лысенковой позволяет всем ученикам работать на уроке активно, вне зависимости от способностей и обученности. Особенно это большое подспорье и поддержка слабым ученикам, именно они легче и лучше воспринимают образы, нежели стандартные правила.

Данная технология позволяет сэкономить время на объяснении нового материала и уделить больше внимания практическому закреплению. Например, при обучении русскому языку, чем быстрее ученик освоит всю систему языка и практически закрепит эти знания, тем скорее научиться писать грамотно. Кроме 10 того, перспективная подготовка позволяет избежать ошибок, поскольку невозможно подобрать текст, в котором были бы только изученные орфограммы [5].

В результате создается общее опережение в прохождении программного материала. Четко вырисовываются основные этапы работы по трудной теме.

Сильные ученики пробивают трудный путь всем остальным, а к намеченной цели приходят все вместе. Девиз опережающего обучения: «Через знающего ученика учить незнающего». Получается, что дети от урока к уроку учат друг друга.

Метод опережения экономит не только школьные часы, но и домашнее время ученика – на чтение и досуг. А главное – у учителя и ученика хорошее настроение, потому что дела идут успешно.

Создание на уроке опор, работа над алгоритмом, поиск решения проблемы или исследование повышают уровень мотивации, заинтересованности ребенка в собственном труде, а это приводит, в конечном счете, к успеху.

Следует отметить еще один момент. Если приучить детей думать вслух, чтобы каждое действие сопровождалось словом, то это слово можно будет направлять, а через него и мысль. Следовательно, данная технология перспективно-опережающего обучения способствует развитию речи детей [5].

В результате использования технологии С.Н. Лысенковой создается общее опережение в прохождении программного материала, экономится время, повышается интерес к учению, развивается речь детей, учащиеся более активно овладевают мыслительными приемами.

Заключение

Таким образом, технология обучения С.Н. Лысенковой – это перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении.                                                 Технология опережающего обучения способствует реализации преемственности и перспективности в обучении, уплотнению изучаемого теоретического материала и высвобождению учебного времени для его практического закрепления.                                                                 Данная технология подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности. При системной организации опережения в учебном процессе изменяется структура процесса обучения, предусматривающая приобщение учащихся к перспективной деятельности, формирующая качественно новый компонент сознания – его устремленность в перспективу, в будущее, а также его субъектность, то есть функцию социальной активности. Опережающее обучение предполагает изменение главной задачи – от приобретения знаний, умений и навыков к необходимости научиться обучаться самому и обучать товарищей.                                                                                                Изучение данной технологии перспективно-опережающего обучения, бесспорно, поможет учителям с большей отдачей работать с детьми, эффективнее использовать особенности личности каждого ребенка, стимулировать активность и познавательный интерес учеников.

Список использованных источников

1) Авторская методика С.Н. Лысенковой // Учебные материалы онлайн

:[сайт]. – 2023. – URL: https://studwood.ru/1062712/pedagogika/avtorskaya_metodika_lysenkovo

(дата обращения 26.03.2023).

2) Авторская школа С. Н. Лысенковой: перспективно опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении //Учебные материалы для студентов :[сайт]. – 2023. − URL: https://studme.org/131943/pedagogika/avtorskaya_shkola_lysenkovoy_perspektivno_operezhayu_obuchenie_ispolzovaniem_opornyh_shem_kommentiruem (дата обращения: 26.03.2023).

3) Гавриленко, Е. В. Современные подходы к проблеме опережающего языкового образования младших школьников / Е. В. Соколова // Вестник ЧГПУ 6’2011. – 2011. – No 6. – С. 26-28.

4) Дубровский М. В. Педагогика С. Лысенковой / М. В. Дубровский // Газета «Первое сентября». – 2010. – No55. – С. 10-18.

5) Реферат «Технология перспективно-опережающего обучения» // Инфо-урок: [сайт]. – 2023. − URL: https://infourok.ru/referat-tehnologiyalisenkovoy-perspektivno-operezhayuschee-obuchenie-1675699.html (дата обращения: 26.03.2023).

6) Технология опережающего обучения С.Н. Лысенковой // StudRef.com: [сайт]. – 2020. – URL: https://studref.com/665066/pedagogika/tehnologiya_operezhayuschego_obucheniya_ lysenkovoy (дата обращения: 26.03.2023) .

7) Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении // Студопедия: [сайт]. – 2023. − URL: https://studopedia.ru/4_81916_tehnologiya-snlisenkovoy perspektivnooperezhayushchee-obuchenie-s-ispolzovaniem-opornih-shem-prikommentiruemom-upravlenii.html (дата обращения: 26.03.2023).

8) Что такое обучение. Основные понятия // Студопедия: [сайт]. – 2023. – URL: https://studopedia.net/5_31364_chto-takoe-obuchenieosnovnie-ponyatiya.html (дата обращения: 26.03.2023).\

9) Технология опережающего обучения С.Н. Лысенковой // StudRef: [сайт]. – 2023. − URL: https://studref.com/665066/pedagogika/tehnologiya_operezhayuschego_obucheniya_lysenkovoy (дата обращения - 27.03.2023)



Предварительный просмотр:

Рецензия 

на статью “Формирование межкультурной компетенции школьников в условиях модернизации образования” доктора педагогических наук Фортова Л.К и аспирант Сатарова М.И

      В рецензируемой работе представленная статья несомненно актуальна, поскольку формирование межкультурной компетенции актуальная задача для современной школы, существующей в условиях радикального прогресса современного общества, поддерживающего гуманизацию и демократизацию образовательных программ.

     Рецензируемая статья является серьёзной исследовательской работой на редкую и, вместе с тем, важную тему как процесс глобализации, межкультурной коммуникации, взаимодействие разных культур в связи с массовыми миграционными процессами, делают необходимым наличие у членов гражданского общества межкультурной компетентности. Межкультурная компетенция в условиях становления полицентричного образования в нашей стране подразумевает формирование: права на существование различных культур, сообществ с их особенностями, традициями, обычаями, менталитетом, а также развитие эффективного общения среди учеников, владеющих языком данного культурного сообщества в различной мере. Перед школьным учителем - основным коммуникативным партнёрам - стоит задача грамотного выбора методики освоения языка. И от учителя во многом зависит, как ученик поймёт, усвоит знания, овладеет умениями и навыками, именно преподаватель выбирает учебный материал, знакомит с культурой страны, для которой изучаемый язык является титульным и формирует у обучающихся положительную мотивацию для дополнительного ознакомления со страной изучаемого языка, понимание того, что разнообразие культур - это и ресурс для саморазвития. Выбор средств обучения также остаётся за учителем. Понятно, что формирование межкультурной компетенции происходит не только на уроках иностранного языка (в том числе и русского как неродного) языка. Поликультурность есть в содержании многих школьных предметов - литературе, основах религиозных культур, краеведении. “Учащиеся должны видеть сравнение своих традиций с другими и не считать это чуждым, а наоборот - видеть и принимать национальные ценности.

       Рост межкультурной коммуникации - одна из предпосылок роста толерантности людей к культурным различиям. Воспитание взаимной терпимости, склонности к конструктивным компромиссам, ненасильственным способам решения проблем, показ этнического, национального и общечеловеческого начал в культуре гражданского общества - цели, которые (наряду с образовательными) ставят перед собой современные русскоязычные многонациональные школы. Анализ деятельности некоторых из них показал, что им по силам организовать конструктивный межкультурный диалог между учениками в течение всего образовательного процесса. Это образовательные организации №84 в Ярославле, №15 в Ростове-на-Дону, №17 в Твери, учебно-воспитательный комплекс №1650 В Москве, причём в этом комплексе с 2005 года проводится работа в рамках программы развития поликультурного образования в школах Москвы. В школе обучаются дети разных национальностей (абхазы, армяне, болгары, греки, евреи, корейцы, поляки, чеченцы и др) Они не только осваивают образовательную программу в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, но и изучают язык, литературу, культуру и историю своих народов (или какого-либо иного - по выбору), а также осваивают общечеловеческие нравственные и этические нормы.

  

      Авторы углубляют наше представление об исследуемом явлении, вскрывая новые его черты, которые представлены в вышеперечисленных образовательных организациях. В Башкирии Средняя школа №1 г.Уфы с обучением на русском языке формирует школьные классы с учётом языковых интересов школьников разных этносов. Так, обучающимся представлен выбор и изучение родного языка (башкирского, украинского, татарского, чувашского) по 3 часа в неделю, на изучение русского языка отводится 5 часов в неделю. Например, в Дагестане, Т.К. Цветкова,  проведя анкетирование сельских школьников Дагестана, констатирует, что 76% из них утверждают, что они не вдавались в национальности своих друзей, в городе такого же мнения придерживается 91% школьников; 59% сельских школьников выразили желание обучаться в школах, где присутствуют ученики разных национальностей, в столице Дагестана такое желание продемонстрировали 82,6% учащихся.

       Отмеченные недостатки работы не снижают её высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора, такие как: в российских школах мало поддерживающих идею о развитии межкультурного диалога и внедрение его в образовательный процесс, также в школах занятия могут проходить в выходные дни, а это перегруз для обучающегося школы.

       Подводя итог, ещё раз стоит отметить, что межкультурная компетенция - это определённые навыки поведения с учётом привычек, обычаев и традиций , толерантности, национальных культурных традиций, умение вести конструктивный межкультурный диалог с людьми отличной нации. Формирование у учеников с первых дней обучения в школе этой компетенции является одной из важнейших основ для построения толерантного общества. Научная статья Фортовой Л.К и Сатаровой М.И полностью отвечает существующим требованиям, которые предъявляются к трудам такого рода, и может быть рекомендована к публикации.

       Рецензет: Малкова Кристина Константиновна, 45 группа, Челябинский педагогический колледж №1.



Предварительный просмотр:

Выступление по итогам обобщения

педагогического опыта образовательного учреждения

  1. Структура методической службы

В МБОУ «СОШ №116 г. Челябинска» управление методической работой осуществляется в рамках линейно-функциональной модели управления с включением элементов матричной организационной структуры, где по вертикали можно проследить иерархию субъектов управления (субординационные отношения), а по горизонтали – субъектов с функциональным предназначением, между которыми действуют отношения координации.

Изображение выглядит как стол  Автоматически созданное описание

На каждом из трех уровней управления выделены субъекты управления, определен набор их функций и перечень выполняемых действий.

Первый уровень управления – уровень директора школы (по содержанию – это уровень стратегического управления). К субъектам первого уровня относится Совет учреждения, педагогический совет школы, родительский комитет школы. В ведении этих субъектов находится решение нормативно-правовых, организационно-педагогических и учебно-методических вопросов, эффективное использование кадрового потенциала, рациональное использование учебно-материальной базы.  Функции и права этих органов и их председателей определены и утверждены в локальных нормативных документах школы.

На этом уровне вносятся изменения в локальную нормативную базу, утверждаются программа развития школы, образовательные программы, различные «дорожные карты» (например, дорожная карта перехода на обновленные ФГОС), организуется и координируется взаимодействие участников образовательных отношений, осуществляется общее руководство и контроль.

Второй уровень управления – уровень заместителей директора по уровням образования (по содержанию – это уровень тактического управления). К субъектам второго уровня относятся административный совет школы, методический совет школы, рабочие группы по разработке и реализации долгосрочных проектов и мероприятий.

На этом уровне разрабатываются локальные акты, инструктивно-методические материалы для участников образовательных отношений, конкретные проекты и планы реализации мероприятий «дорожных карт» (общешкольные родительские собрания, классные часы, размещение информации на сайте и др.).

Третий уровень управления – уровень руководителей методических объединений педагогов (по содержанию – это уровень оперативного управления). К субъектам третьего уровня относятся объединения педагогов по предметным областям. На этом уровне обеспечивается содействие в реализации проектов, происходит внутрикорпоративное повышение квалификации работников.

  1. Основные направления деятельности

1. Аналитическая деятельность: мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогов; создание базы данных о педагогических работниках; анализ состояния и результатов деятельности работы методических объединений педагогов; выявление затруднений дидактического и методического характера.

2. Информационная деятельность: формирование банка нормативно-правовой и научно-методической информации; информирование педагогов о новых направлениях в развитии общего и дополнительного образования детей; информирование о содержании образовательных программ, новых УМК, рекомендациях, нормативных и локальных актах.

3. Организационно-методическая деятельность: изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период аттестации; прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования; сопровождение базовой педагогической деятельности учителя как предметника и классного руководителя; сопровождение процесса становления инновационного педагогического опыта (проблемные, творческие группы, обучающие и проектные семинары); организация и проведение конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся; методическое сопровождение профильного обучения, организация элективных курсов; методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению ЕГЭ; обеспечение комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы, программного обеспечения.

4. Консультативная деятельность: организация консультационной работы для педагогов по вопросам педагогики и психологии; популяризация результатов современных педагогических и психологических исследований; консультирование педагогов и родителей по вопросам обучения и воспитания учащихся.

5. Контрольно-оценочная деятельность: проведение мониторинговых процедур и рассмотрение методик с позиций критериев нового качества образования.

  1. Формы методической работы

Формы методической работы разнообразны и соответствуют содержанию работы, профессиональными возможностями, образовательными потребностями и интересами учителей. Индивидуальные и коллективные формы методической работы.

        

Деятельность педагога

Формы работы

Обобщение и распространение инновационного опыта

Участие в научно-практических конференциях, семинарах; публикации; участие в рабочих группах; менторство в рамках деятельности региональной инновационной площадки и проведение стажировок для педагогических работников

Работа с методической документацией

Разработка рабочих программ, инструктивно-методических материалов, технологических карт и конспектов уроков, дидактических и оценочных материалов.

Внутришкольное обучение

Тренинги, семинары, индивидуальные консультации, открытые уроки, взаимопосещения уроков, работа с научно-методической литературой, наставничество, участие в конкурсах профессионального мастерства.

Самообразование

Участие в независимой оценке компетенций и формировании индивидуального образовательного маршрута

        

4.  Условия эффективности организации методической работы учителя

Эффективность управления методической работой (в целом) и профессиональным развитием педагогов (в частности) обеспечивается соблюдением

единства принципов управления на всех этапах профессионального развития педагогов;

оптимальности соотношения между видами, формами работы;

ритмичности и непрерывности процесса управления.

Условия, необходимые для выстраивания эффективной методической работы, можно разделить на:

нормативно-правовые (разработать локальной базы школы);

материально-технические (оснащение кабинетов, рабочих мест учителя, рекреаций, зон отдыха);

информационно-методические (оснащение школьного информационно-библиотечного центра, доступ к электронным образовательным ресурсам и дистанционным курсам повышения квалификации, высокоскоростной интернет, медиатека);

организационно-управленческие (наличие организационной структуры управления, четкое распределение ролей и функций).

Паспорт проекта

1) Название проекта: «Открытка на 8 марта в технике квиллинг»

2) Руководитель проекта: Малкова Кристина Константиновна

3) Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: технология, изобразительное искусство

4) Тип проекта: творческий

5) Цель проекта (практическая и педагогическая цели).

Педагогическая цель: познакомиться и расширить знания о квиллинге;

Практическая цель: создание открытки на 8 марта в технике квиллинг;

6) Задачи проекта:

- познакомиться с историей возникновения квиллинга;

-овладеть техникой квиллинг, а именно базовой фигурой «капелька»;

- создать собственную открытку на 8 марта в технике квиллинг;

- воспитывать  эстетический вкус, целеустремлённость и аккуратность в работе.

7) Необходимое оборудование: цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей, полоски для квиллинга, презентация, проектор.

8) Предполагаемые продукт(ы) проекта: открытка на 8 марта в технике квиллинг.

9) Аннотация: проект направлен на поздравление мам, бабушек с праздником 8 марта. Ведь 8 марта – это международный женский день. В праздничный день, мы дарим внимание, но самый лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками. Открытка в технике квиллинг будет привлекать и радовать глаз и, конечно же сохранит ценное впечатление от получения такого подарка.

10) Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).

2-18 класс

1)Батршина София                                        

2)Башмакова Оксана

3)Безрукова Александра

4)Воронина Валерия

5)Иксанова Ксения

6)Ключникова Ксения

7)Осьминина Вероника

8)Пименова Вероника

9)Прапорщик Мария

10) Степанова Александра

11)Тараненко Анастасия

12)Ташибаева Екатерина

13)Тореева дарина

14) Хамидуллина Милена

15)Шайхисламова Самира

16)Югов Дмитрий

11) Описание этапов работы над проектом:

1) проверка рабочего места

2) знакомство обучающихся с историей квиллинга

3) показ базовых форм квиллинга , а именно капельки и открытки к 8 марта

4) характеристика используемых материалов, инструментов и приспособлений для квиллинга

5) правила техники безопасности

6) изготовление базового элемента для открытки (капелька)

-берём полоску для квиллинга

-полностью накручиваем полосочку

     -снимаем получившееся колесо, немного при отпускаем натяжку.

-склеиваем клеем

-начинаем сжимать с одной стороны до получения капельки нужной ширины.

-сжимаем капельку до нужного вам размера.

7) сборка и приклеивание элементов открытки

8) украшение открытки

12) Презентация результатов проекта (2-3 фотографии).





Предварительный просмотр:

АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Уважаемые педагоги! С целью систематизации педагогического опыта учителей-наставников просим вас ответить на вопросы анкеты.

  1. Образование ____________________________________________________________________
  2. Педагогический стаж ____________________________________________________________
  3. Стаж работы в данном учреждении _________________________________________________
  4. Методическая тема учителя _______________________________________________________
  5. Обобщение профессионального опыта (семинары, педагогические советы, НПК, и т.д.) ______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Формы повышения профессионального мастерства ___________________________________
  2. Используемые педагогические технологии __________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Образовательная программа _______________________________________________________
  2. Внеурочная деятельность учителя __________________________________________________
  3. Качество обученности учеников (в %) ______________________________________________
  4. Трудности, возникающие в профессиональной деятельности ___________________________

______________________________________________________________________________________

СПАСИБО!

Отчет по результатам анкетирования учителей начальных классов

Алгоритм отчета:

  1. Образование учителей: по данным анкетирования 2 учителя начальных классов имеют высшее образование – «Психолого – педагогическое», «УрГПУ олигофренопедагог, учитель-логопед. И 2 учителя начальных классов имеют среднее специальное образование.
  2. Средний педагогический стаж: самый большой педагогический стаж – 38 лет, а самый маленький педагогический стаж – 6 месяцев.
  3. Стаж работы в данном учреждении: 6 месяцев, 3 года, 3,5 года, 5 лет.
  4. Примерная методическая тематика учителя: у 2-х учителей начальных классов, которые считаются молодыми специалистами нет методической темы. А у 2-х учителей начальных классов такие темы: «Национально – религиозный компонент на уроках окружающего мира» и «Развитие орфографической зоркости у младших школьников».
  5. Посещаемые учебные, научные и методические мероприятия: 1. Формирование основ российской и гражданской идентичности младших школьников на уроках ОРКСЭ; 2. Семинары, на курсах ЧПКРО, педагогические советы; 3.Методический совет, при школе; региональный Проф.союз учителей. (Проф.союз народного образования); 4. Форум «Современная цифровая образовательная среда», педагогический совет «Нормативно – правовая база в работе с детьми ОВЗ».
  6. Формы повышения профессионального мастерства: у молодого специалиста, который работает в данном учреждении 6 месяцев – отсутствует повышения профессионального мастерства», у молодого специалиста, который работает 3 года – являются курсы. У остальных преподавателей – это курсы ПК  и вебинары.
  7. Используемые педагогические технологии: игровые технологии, образовательные технологии; индивидуально – дифференцированное, ИКТ, проектная; здоровьесберегающие технологии, ИКТ, использование разных форм (миксы); ИКТ, кейсы.
  8. Образовательные программы: у всех 4-х учителей начальных классов «Школа России»
  9. Занятость во внеурочной деятельности учителей: «Практическая экология – 2 учителя; «Разговоры о важном – 3 учителя, «Безопасное движение – 1 учитель, «Азбука безопасности – 1 учитель, «Грамотный читатель - 2 учителя, «Моя малая Родина».
  10. Качество обученности учеников (в %) по всем учителям: 87,5%
  11. Трудности, возникающие в профессиональной деятельности; много бумажной работы, дети с проблемным поведением, отрицательная реакция на возраст (20 лет); много документации, массовость, большие нагрузки; вопросы, связанные с родителями, недостаток времени на личную жизнь; и у одного учителя нет трудностей, возникающей в профессиональной деятельности.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр: