ПК 4.4
учебно-методический материал

Шпигер Валерия Олеговна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

Шпигер Валерия Олеговна

УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В КЛАССЕ КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

с оценкой «____» (____________)

«_____» _____________ 2021 года

Участие в Конкурсе рефератов:

Рекомендован _________________

подпись руководителя

Не рекомендован ______________

подпись руководителя

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс: 2, группа: 24

Руководитель: Золотникова Е. А.

преподаватель

МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

первой квалификационной категории

Челябинск, 2021


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

  1. Характеристика понятия «социализация» младших школьников в психолого-педагогической литературе                                                  
  2. Ученическое самоуправление в условиях современной начальной школы

6

   9

  1.  Значение ученического самоуправления в социализации младших школьников

12

  1.  Возрастные психические особенности младших школьников

 15

Выводы по 1 главе

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                

21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

22

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), в котором в основных разделах регулярно упоминается понятие социализация, смысл которого – вхождение человека в общество, позволяющее стать его полноценным членом.

В условиях введения ФГОС НОО, проблема социализации младших школьников, становится особенно актуальной. Это связано с современной реформой образования, изменяющейся социальной ситуацией развития ребенка, увеличением его социально- педагогических проблем.

Младший школьный возраст – это период в котором происходит очень важный переход – учебная деятельность впервые становится ведущей, а большинство психических процессов – произвольными. Общение со сверстниками также меняется. Ребенку предстоит принять множество новых правил, норм, и здесь участвует такой процесс, как социализация – активное вхождение в социальную среду. К нему относится не только то, что усвоено именно в младшем школьном возрасте благодаря школе, но и то, что было заложено до – родителями, воспитателями в детском саду. Не только было заложено, но и принято ребенком, как свое собственное. Можно увидеть, что социализация - достаточно сложный двусторонний процесс. Он, так же, как и развитие, идет непрерывно в течение всей нашей жизни.

Согласно Н. Д. Никандрову и С. Н. Гаврову, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает „правила игры“, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения» [8, с.  21].

Первоначально социализация индивида происходит в семье, затем - в обществе. В младшем школьном возрасте происходят психофизические изменения, связанные с поступлением ребенка в школу, меняется ведущий вид деятельности, социальное окружение, отношение ребенка к миру взрослых и самому себе. По мнению В.А.Ситарова, младший школьный возраст - значительный этап в жизни ребёнка, связанный с существенной перестройкой всей логики психологического развития, с формированием нового вида ведущей деятельности (от игры к учению), с обретением первой социально значимой роли - статуса ученика со своим кругом прав и обязанностей перед обществом [19, с. 122].

Ученые выделяют ведущие психосоциальные новообразования младшего школьного возраста: становление и оформление «Я-концепции», развитие широких социальных мотивов (Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский), оформление первичной социальной зрелости (Гудзовская А.А.), возникновение целостной (хотя и несовершенной) картины мира (П. Бернс, М. Шибутани, И.С. Кон), включающей ближайшее социальное окружение и первичные представления о различных социальных группах, народах и странах, развитие рефлексии, открытие своего «Я» и отделение его внутренней и внешней части (В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман), определение первичных жизненных целей и перспектив (Э. Эриксон, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская). Становление доверительной позиции по отношению к значимым взрослым исследуют Л.Ф. Обухова, М.И. Лисина, Д.Б. Богоявленская. Об активном овладении социальным опытом пишет Н.Ф. Голованова; усвоение моральных норм младшими школьниками изучают Н.Я. Рувинский, Ф. Кольберг, Э. Эриксон.

Одним из агентов социализации младших школьников является школа. Мы рассмотрим ученическое самоуправление как способ социализации младших школьников, ведь детское самоуправление – одно из важных составляющих воспитательной системы школы. Оно способствует эстетическому, физическому, нравственному, интеллектуальному развитию. С помощью самоуправления дети вовлекаются в активную общественную деятельность. Наряду с этим развиваются организаторские способности и задатки, психические свойства личности: темперамент, характер, мотивация, способности ребенка, психические состояния, сознание и самосознание, социальные установки, межличностные отношения. Детское самоуправление способствует решению проблем социальной адаптации младших школьников, предоставляя ребенку новые возможности взаимодействия в рамках школы как первой и основной модели социального мира. Оно представляет собой программу сотрудничества, содружества, сотворчества педагогов и воспитанников. Различные формы игровой деятельности позволяют педагогу и ребенку почувствовать себя в различных социальных ролях. Включившись в процесс самоуправления, многие дети оказываются в позиции педагогов. Все это благоприятно сказывается на состоянии и результативности учебно-воспитательного процесса. Однако многие образовательные учреждения не уделяют должного внимания к развитию школьного самоуправления, не считая значения его места в гражданском воспитании школьников. Таким образом, вопросы организации самоуправления учащихся находятся в центре внимания государства и общества.

Анализ литературы и интернет ресурсов позволило выявить недостаточное количество статей, описывающих организацию ученического самоуправления в начальных классах в школах г. Челябинска.

Все перечисленное выше обусловило актуальность темы нашего исследования: «Ученическое самоуправление как способ социализации младших школьников.»

Цель исследования: на основе современной научной психолого-педагогической литературы изучить теоретические основы социализации младших школьников на основе организации ученического самоуправления.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть характеристику понятия «социализация»;
  2. Рассмотреть ученическое самоуправление в условиях современной начальной школы;
  3. Рассмотреть значение ученического самоуправления в социализации младших школьников;
  4. Рассмотреть возрастные психологические особенности младших школьников;
  5. Сделать выводы по итогам проведённого исследования

В работе использованы теоретические методы исследования: поиск и отбор источников информации, структурирование информации, синтез, анализ, систематизация, классификация, обобщение.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

  1. Характеристика понятия «социализация» младших школьников в психолого-педагогической литературе

Определений социализации на данный момент существует довольно много.  Определение, которое даёт нам Федеральный Закон: «Социализация- процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу» [1].

Процесс социализации проявляется в деятельности и общении. Он может происходить как в процессе хаотичного воздействия на личность разнонаправленных различных обстоятельств, так и в условиях контролируемого образования и воспитания – результата планомерного развития личности человека [20, с. 150].

Показателями успешности в процессе социализации для детей младшего школьного возраста являются определенные качества, которые ребенок проявляет: ответственность, инициативность, самостоятельность и исполнительность. Причем, ответственность считается самым важным фактором перехода от социально-реактивного поведения в фазу социально-активного именно в младшем школьном возрасте. Также для этого периода времени характерна способность к саморегуляции на основе усваиваемых норм и правил поведения [13, с. 122].

Результатом осуществления процесса социализации является та степень социальной зрелости человека, которая предполагает накопленный им опыт и социальные характеристики. Так для определения эффективен ли процесс социализации младшего школьника, необходимо рассмотреть несколько групп критериев: социальную активность, социальною автономизацию и социальную адаптированность.

К социальной активности относится готовность к действиям в сфере общественных отношений и направленность на общественно-значимые преобразования окружающей действительности, творчество, самостоятельность, результативность действий.

Социальная автономизация — это процесс совокупных установок на саму личность, устойчивое поведение и отношение.

Социальная же адаптированность предполагает активность в приспособлении ребенка к тем условиям среды и общества, которые оптимальны для его возраста, а также мотивация для достижения успехов в реализации поставленных целей. [2, с. 167].

В процессе обучения в школе дети реализуют свои навыки социализации в двух направлениях: формальном, имеющим связь с школьной системой и неформальном, принимающем во внимание партнерское взаимодействие. При этом, статус в этих обоих структурах прежде всего может быть определен в ходе анализа достижений и навыков ребенка, а не его официальным статусом.

Основной задачей развития характера младших школьников на начальном этапе обучения является обучение социальному взаимодействию. Этот период предполагает также и биологические изменения, и личностный рост [12, с. 88].

При поступлении в школу для ребенка изменяется уровень взаимоотношений с окружающими. Данное общение становится более длительным, более интенсивным. Кроме того, меняется коренным образом основная деятельность ребенка, начинаются изменения в темах для общения, из них постепенно исключается в качестве основной тема игры. В процессе школьного взаимодействия для ребенка появляются две основные группы агентов социализации: сверстники и учителя.

Авторитетом для ребенка младшего школьного возраста является взрослый человек. Дети, как правило, безоговорочно способны принимать его оценки и характеристики. При этом, даже в случае оценки ребенком себя самого он зачастую повторяет ту характеристику, которую ему дал взрослый человек. Также от этих характеристик зависит напрямую уровень самооценки ребенка. Ведь постепенно дети приучаются видеть и оценивать не только результат того, что они делают, но и сам процесс действия.

В процессе социализации происходит обучение, в ходе осуществления которого ребенок младшего школьного возраста учится взаимодействию с учителями и учениками. Подобные взаимодействия с ровесниками и способствуют когнитивному развитию [15, с. 145].

В младшем школьном возрасте определяющей деятельностью ребенка является учебная. Отношения детей к обучению прежде всего характеризуется процессом поиска знаний. Кроме того, для этого возраста характерно расширение и углубление уровня знаний, а также совершенствование умений и навыков ребенка.

То, насколько важна школа в качестве института социализации можно рассмотреть в трех аспектах: школа и общество, учитель, класс.

Школа является первым полноценным институтом социализации личности, позволяющим развиваться новым чувствам и привязанностям, которые выходят за пределы семейных отношений и имеют гораздо более широкий социальный спектр действий [14, с. 170].

Одной из важнейших функций школы является привитие культуры поведения, чувствования и ощущения себя в социуме, сострадания и чуткости.

Младшие школьники управляют своим временем, принимая за основу намерения и решения, появляющиеся благодаря возрастающему уровню самоконтроля. Ребенок учится, играя, и получает опыт трудовой и учебной деятельности вместе с мотивацией к достижению успехов.

Важнейшим преобразованием характера в возрасте младшего школьника является трансформация поведения от непосредственного к опосредованному, осознанному. В это время ребенок начинает учиться ставить цели и уже в зависимости от них планировать модель поведения. У него появляется новый уровень организации формирования потребностей, что также может являться важным показателем развития личности [18, с. 27].

Таким образом, можно сказать, что процесс социализации для детей младшего школьного возраста – это приобретение опыта отношений в социуме и освоение тех социальных ролей, которые характерны для различных сфер деятельности. В процессе общения и самопознания, с помощью освоения и узнавания ребенком опыта межличностного взаимодействия, при обогащении его новыми знаниями и происходит процесс социализации. Он же способствует готовности ребенка к осуществлению социальных действий [10, с. 67].

 1.2.        Ученическое самоуправление в условиях современной начальной школы

Самоуправление - это определенная форма организации жизнедеятельности коллектива детей, через участие в которой обеспечивается развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

Ученическое самоуправление - управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников [3].

Современная наука и практика пытаются развести понятия – соуправление и самоуправление. Часть ученых и практиков считают, что в школе сначала надо развивать соуправление, а затем самоуправление. Дети не могут самостоятельно управлять, а поэтому в начале надо строить соуправление – совместное управление вместе со взрослыми – это Совет школы, положение о существование которого закреплено в Законе РФ “Об Образовании”, которым, как правило, по Уставу школы, руководит директор образовательного учреждения. Совет школы не только не дает простор развитию самоуправления, но и сам не может развиваться, так как его деятельность ограничена решениями педагогов и родителей. Ученые считают, когда дети научатся управлять сами, тогда и будет развиваться самоуправление [1].

Самоуправление класса складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учащимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы. Выполняя общественное поручение, ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для становления гражданственности, навыки общественной деятельности, уроки демократической культуры. Это способствует духовному росту учащегося, расширяет круг его запросов, повышает личную ответственность. Самоуправление помогает раскрыть потенциал учащихся, реализовать лидерские функции. В классе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач, поставленных перед классом [6].

Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Выработка целесообразных форм организации процесса обучения и воспитания детей и накопление полезных знаний о самоуправлении осуществлялись человечеством с незапамятных времен. До нас дошли сведения о прогрессивной деятельности многих ᴨедагогов древности, чьи мысли, выводы из практики образовательной деятельности, высказывания и идеи выполняли роль составных частиц в создании теории школьного самоуправления. В неё по праву вошли высказывания Платона в воспитании через положительный пример, Аристотеля - о тесной связи физического, нравственного и умственного воспитания.

Первое упоминание о школьном самоуправлении и его организации относятся к ХVI столетию. В 1531-1556 гг. в г. Гольдберге (Силезия) работала латинская школа, которой руководил Валентин Тротцендорф. Он был ᴨервым ᴨедагогом, использовавшим в целях гражданского воспитания сᴨециально организованное им школьное самоуправление. В школе ежемесячно избирался сенат из 15 учеников, который рассматривал и разрешал возникавшие конфликты. Ученики привлекались к выполнению различных общественных обязанностей.

Элементы самоуправления детей были заложены М.В. Ломоносовым в подготовленный им в 1758 г. «Регламент московских гимназий», согласно которому прядок занятий в гимназии поддерживается самими гимназистами.

Одним из ᴨервых обратился к проблемам детского самоуправления с. Шацкий, который в 1906 году создал в Москве своеобразное общество культурных людей. В основе воспитательной системы лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития. Решения, принятые на собраниях клубов и на общем собрании, считались обязательными.

После октябрьской революции принимается ряд нормативных документов в области образования способствующих развитию школьного самоуправления. В соответствии с этими документами в школах действовали как раздельные органы самоуправления ᴨедагогов (ᴨедагогические советы, учебно-методические объединения, учащихся (общие и делегатские собрания, комиссии и др., трудового населения и общественности (собрания родителей, их комитеты), так и их совместные органы самоуправления (школьные собрания, конференции).Особый вклад принадлежит А.С. Макаренко, разработавшему основы методики сплочения и воспитания детского коллектива, к которым он отнес: постановку общественно значимой и увлекательной для детей перспективы, включение детей в совместную деятельность, развитие самоуправления и традиции, закрепляющие коллективные достижения. А.С. Макаренко полагал, что решающее значение в движении коллектива имеет предъявление требования. По его мнению, коллектив должен пройти путь от требования педагога через требование актива к требованию всех членов коллектива, выраженному в общественном мнении [17, с. 45].

С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.

Обязанность учителя начальных классов - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.

Начальные классы - это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. Младшим ребятам не подходят серьезные формы - совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще.

Игра - это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест. Игра - веселое, интересное занятие, от которого почти никогда не отказываются. Активность - это одно из главных правил любой игры. Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное - сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

1.3. Значение ученического самоуправления в социализации младших школьников

Школьное ученическое самоуправление в современной социологии вызывает особый интерес. Развитие этого процесса в школьной среде позволяет включать детей в социальные ситуации, формирующие определенный образ поведения, и дает не только знания, умения и способы деятельности, но и возможность ориентироваться в нестандартных ситуациях, прежде всего в ситуациях выбора. Поэтому исследователи рассматривают ученическое самоуправление как средство формирования социализации школьников.

Являясь понятием предельно широким, социализация представляет собой, с одной стороны, процесс и результат взаимодействия личности и общества, важнейший механизм включения индивида в общественные структуры посредством выработки социально необходимых качеств, с другой – социализация рассматривается как внутриличностный феномен, связанный с усвоением определенной системы знаний, норм и ценностей во взаимодействии индивида и социума [9, с.112].

Органы ученического самоуправления в школе представляют собой одну из форм социализации. Тема самоуправления актуальна для современной школы, которая должна обучать не только наукам, но также она должна научить человека быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права. Ученики хотят приходить в такую школу, которая сможет подготовить их к жизни в изменяющихся условиях. И если в школе нет самоуправления, то вряд ли она может идти в ногу со временем.

Ученическое самоуправление – это возможность самим учащимся планировать и организовывать свою деятельность, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны.

Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт. Развитие ученического самоуправления можно рассматривать как часть системы гражданского воспитания, которое стало очень актуальным. Задачи гражданского воспитания – это воспитать лидера, научить демократическому общению, умению работать в коллективе, развить творческие способности. Это научит детей понимать запросы и требования общества и через ученическое самоуправление даст возможность реализовать и сопоставить себя с теми требованиями, которые выдвигает общество [11].

         В классе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач, поставленных перед классом.

Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи. Цель организации ученического самоуправления в классе:

- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества, креативность, инициативность, самостоятельность.

Задачи организации ученического самоуправления в классе:

- повышение активности учащихся в классных делах; - реализация интересов каждого учащегося; - привлечение родителей к совместной деятельности. - дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела; - создать условия для развития; - создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей); - формировать толерантность, умение общаться.

Принципы самоуправления

1.Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.

2. Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.

3. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.

4. Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.

5. Целесообразность – деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

6. Гуманность – действия органов самоуправления должны базироваться на нравственных принципах.

7. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.

8. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед своими избирателями. [4, с. 34]

Данные принципы могут стать для учащихся ориентиром, основой формирования своего поведения в обществе

          Дети проживают в школе огромную часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются совместно. От того как дети проживают каждый день своей жизни, какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперёд по жизни. Совместная деятельность помогает учащимся выработать своё «я», что проявляется в отношении к себе, товарищам, жизни, природе. А главное -  у каждого ребёнка появилось чувство собственного достоинства.

           Немаловажную роль в организации самоуправления в классе, конечно же, играют родители во главе с родительским комитетом, которые в большей мере заинтересованы, чтобы их дети стали как можно самостоятельнее, целеустремлённее, ответственнее. На каждом собрании новая, интересная, волнующая как классного руководителя, так и родителей тема. Большая, серьёзная, совместная подготовительная работа к родительскому собранию.

Участие родителей в жизни класса не ограничивается только посещением родительских собраний, ремонтом класса, они принимают участие в классных мероприятиях, здесь прослеживается связь, которая никогда и нигде не должна прерываться: школа – ученик – родители.

О социализации человека в школьные годы можно сказать словами В. Г. Белинского о Гамлете: это переход от «младенческой бессознательной гармонии через дисгармонию к будущей мужественной гармонии». И очень важно, чтобы этот переход совершался как можно безболезненней во всех сферах жизнедеятельности детей, подростков, юношей, девушек, чтобы все они достигали «мужественной гармонии» с самими собой, с окружающей жизнью, с обществом. В конечном счёте, не так важно, кем являются в мире выросшие дети (слесарями или парикмахерами и т.д.), а важно то, чем является для них мир и кем является каждый из них сам для себя в этом мире.

Школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества [22].

1.4. Возрастные психические особенности младших школьников

В психологии – детской и педагогической, одно из центральных мест занимает проблема психологических особенностей младших школьников. Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволят правильно выстроить учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый должен знать эти особенности и учитывать их в работе и при общении с детьми начальных классов.

Младший школьный возраст – это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1–4  классах начальной школы.  Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский).

В настоящее время нет единой теории, которая способна дать полное представление о психическом развитии ребенка в разные периоды. Поэтому для получения полной картины развития, поведения и воспитания детей, были проанализированы несколько теорий, которые затрагивают периодизацию младшего школьного возраста.

Л.С.Выготский в основу периодизации психического развития ребенка положил понятие ведущей деятельности. На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают – они есть, но существуют параллельно и не являются главными для психического развития. [7:116]

З.Фрейд в психоаналитической теории объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Дети проходят 5 стадий психического развития, на каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела. Возраст 6 - 12 лет соответствует латентной стадии. Таким образом, у младших школьников уже сформированы все те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни. И на протяжении латентного периода происходит «оттачивание» и упрочение его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт предположительно дремлет.

Согласно когнитивной теории (Жан Пиаже), человек в своем умственном развитии проходит 4 большие периода:

1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) - от рождения до 2 лет;

2) дооперативный (2 - 7 лет);

3) период конкретного мышления (7 - 11 лет);

4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 - 18 лет и далее)

На возраст 7 - 11 лет приходится третий период умственного развития по Пиаже – период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.

Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. Это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. [21, с. 234]

Приступая к организации коллектива, педагог должен знать возрастные особенности учащихся. Ведущей деятельностью младшего школьного возраста становится учение, которое влечет за собой новые обязанности, изменяет весь уклад жизни ребенка. Личностным новообразованием является произвольное целеполагание.

Самооценка во многом зависит от оценок учителя. Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предметной деятельности.

Структура межличностных отношений состоит из двух независимых подструктур отношений мальчиков и девочек. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе. Мнения учащихся класса не являются для ребенка эталоном для самооценки, большее значение имеет мнение взрослого.

Среди младших школьников девочки обнаруживают более высокий уровень социального поведения по сравнению с мальчиками. Они же показывают более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности.

Для младших школьников очень авторитетен учитель, воспитатель. Дети верят безоговорочно в то, чему их учат, они доверчивы, исполнительны, у них развита повышенная восприимчивость.

В своей работе с младшими школьниками педагог должен обратить самое серьезное внимание на развитие кругозора учащихся, развитие познавательной сферы, стимулирование исследовательских умений учащихся.

Особенности мышления. Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность.

В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, Л.С. Выготский писали о том, что в период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление, в особенности словесно-логическое. То есть, мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте.

Особенности восприятия. Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Дети приходят в школу развитыми процессами восприятия (сформированы простые виды восприятия: величина, форма, цвет). У младших школьников совершенствование восприятия не останавливается, становится более управляемым и целенаправленным процессом.

Особенности внимания. Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Развитие внимания связано с расширением его объема и умением распределять внимание между разными видами действий. Поэтому учебные задачи целесообразно ставить так, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог и должен был следить за работой товарищей.

Особенности памяти. Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти в процессе их развития внутри учебной деятельности различно. В 1 классе эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного, так как у детей еще не сформированы особые приемы осмысленной обработки материала и самоконтроля. По мере формирования приемов осмысленного запоминания и самоконтроля произвольная память у второклассников и третьеклассников оказывается во многих случаях более продуктивной, чем непроизвольная.        

Особенности воображения. Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Развитие воображения проходит две главные стадии. Первоначально воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект, бедны деталями. Построение таких образов требует словесного описания или картины. В конце 2 класса, а затем в 3-м классе наступает вторая стадия, и этому способствует значительное увеличение количества признаков и свойств в образах.

Как и другие психические процессы, в условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоций детей. Учебная деятельность связана с системой строгих требований к совместным действиям, с сознательной дисциплиной и с произвольным вниманием и памятью. Все это влияет на эмоциональный мир ребенка. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций и повышение устойчивости эмоциональных состояний. [5, с.97]

В характере младшего школьника происходит развитие, что приводит к появлению мотивов самоутверждения, появлению самолюбия, изменениям в регуляции поведения. В это время в поведении ребенка появляются и становятся наиболее важными социальные мотивы. Под ними подразумевается ответственность, долг, самоопределение и самопожертвование. В связи с этим, ребенок в своих действиях начинает опираться на уже вполне сознательные цели, правила и способы поведения, социальные нормы [16, с. 68].

Для детей младшего школьного возраста характерен процесс дальнейшего совершенствования эмоциональной регуляции поведения на произвольном уровне. Ребенок начинает осознавать себя не изолированно, а в контексте и комплексе человеческих отношений. Он начинает отождествлять себя в качестве существа общественного. Таким образом, в процессе социализации формируется наибольшая степень успешности для конкретного индивида, а также самоощущение его и удовлетворенность жизнью [18, с. 87].

Младший школьный возраст – период накопления, впитывания знаний, период приобретения знаний по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям и действиям является значимым условием интеллектуального развития. Особая внушаемость, впечатлительность, направленность умственной активности младших школьников на повторение, внутреннее принятие, создание подходящих условий для развития и обогащения психики. Данные свойства, в большинстве случаев, являются положительной своей стороной, и в этом исключительное своеобразие этого возраста. Следовательно, поступление в школу способствует формированию потребности в признании и познании, к развитию чувства личности

Выводы по первой главе

Анализ научной психолого-педагогической, нормативной литературы по проблеме социализации младших школьников показал, что тема ученического самоуправления в классе как способа социализации младших школьников носит актуальный характер.

Понятие «социализация» и «ученическое самоуправление» не новое в научной литературе, достаточно изучено и введено в педагогическую практику. В образовательном стандарте социализация младших школьников и ученическое самоуправление закреплены на федеральном уровне.

Изучение сущности понятия «социализация» в отечественной литературе позволяет нам утверждать, что «ключевыми характеристиками» данного понятия является усвоение определённой системы ценностей и норм во время взаимодействия с людьми разных возрастов, национальностей, профессий.

Так же мы можем утверждать, что «ключевыми характеристиками» понятия «ученического самоуправления» является право, которым обладают в школе ученики на учёт их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются.

Благодаря научной литературе мы узнали возрастные психические особенности младших школьников, которые следует учитывать при организации ученического самоуправления в классе.

В системе конкретных общественных отношений социализация является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества.

Одним из требований ФГОС является создание и развитие школьного ученического коллектива, что невозможно без создания ученического самоуправления.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следуя поставленной цели исследования, на основе анализа разнообразных источников информации, можно сделать следующие выводы:

  1. Социализация- процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Процесс социализации проявляется в деятельности и общении.
  2. Ученическое самоуправление - управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников. Самоуправление класса складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учащимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы.
  3. Органы ученического самоуправления в школе представляют собой одну из форм социализации. Тема самоуправления актуальна для современной школы, которая должна обучать не только наукам, но также она должна научить человека быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права
  4. Приступая к организации коллектива, педагог должен знать возрастные особенности учащихся. Ведущей деятельностью младшего школьного возраста становится учение, которое влечет за собой новые обязанности, изменяет весь уклад жизни ребенка.

В курсовой работе планируется изучить методические походы к организации ученического самоуправления в классе для социализации младших школьников.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273
  2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 2015. – 250с.
  3. Акберова Е.Ю. Организация ученического самоуправления[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://conf.kstu.ru/servlet/confcontent?id=18981
  4. Алымова Н. А., Надчий Е. И. Школьное самоуправление: структура, рекомендации, нормативы 2012.-139с.
  5. Блонский П. П., Психология младшего школьника. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 575с.)
  6. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении: Пособие для руководителей общеобразовательных школ.- «Владос», 2014 г.
  7. Л.С. Выготский, Психология развития человека. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.
  8. Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности//Вестник УРАО – 2008. - №5
  9. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь,2004. -272 с.
  10.  Гамезо, М. В. Психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова — М.: Педагогическое общество России, 2016. — 325 с.
  11.  Калиш, И.А. Типичные ошибки ученического самоуправления / Калиш И., Прутченков А., Солодова О. // Народное образование. – 2013, №7
  12.  Константинова, Н.И. Динамика развития социализации в современной начальной школе/ Н.И. Константинова // Журнал начальная школа плюс до и после — № 1, 2016 год. – 120с.
  13.  Маркова А.К. Формирование социализации в школьном возрасте: Пособие для учителей / А.К. Маркова. — М.: 2015 — 320 с.
  14.  Матюхина, М.В. Социализация младших школьников / М.В. Матюхина. — М: Педагогика, 2014 — 431 с.
  15.  Нойнера, Г.Н., Бабанский Ю.К. Педагогика/ Под ред. Г.Н. Нойнера, Ю.К. Бабанский. -М.: Педагогика. 2014.-368с
  16.  Петровский А.В., Абрамеикова В.В., Зелеиова М.Е. Социальная психология / Под. ред. А.В. Петровского, — М, 2017. 224 с.
  17.  Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах/ М.И. Рожков.- М.,2004.-86с.
  18.  Сапожников А.И. Педагогические условия формирования у школьников опыта позитивных социальных отношений: Дис.канд. пед. наук. СГУ, 2017. 157 с.
  19.  Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. Пос. для студ. выс. уч. зав./Под ред.В.А.Сластенина. – 2- е изд, стереотип.. – М.: Издательский центр «Академия»,2004. – 368 с.
  20.  Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пос. -М.: Школа Пресс, 2017. — 512 с.
  21.  Д.Б. Эльконин, Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. - 560 с.)
  22.  https://schoolfiles.net/2392463



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

Шпигер Валерия Олеговна

Баранова Алла Александровна

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ВИКТОРА ФЁДОРОВИЧА ШАТАЛОВА

РЕФЕРАТ

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс: 4, группа: 44

Руководитель: Ульянова Т.А.,

заведующая кафедрой психолого-педагогических дисциплин

 

Челябинск, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В. Ф. ШАТАЛОВА

1.1. Историческая справка о развитии педагогической технологии В. Ф. Шаталова

5

1.2. Сущность, цели и задачи педагогической технологии В. Ф. Шаталова

7

1.3. Особенности применения технологии на уроках в начальной школе

10

1.4. Достоинства и недостатки педагогической технологии В. Ф. Шаталова

12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

18


ВВЕДЕНИЕ

Результатом внедрения в практику школьного образования технологического подхода стало ускорение развития технологий обучения по сравнению с технологиями воспитания. Это обусловлено тем, что технология обучения является более объективной. В то время, как воспитательная технология существенным образом зависит от субъективных факторов. Многие утверждают, что в какой-то мере такой подход является насильственным методом, поскольку существует множество факторов, природа, происхождение и механизм развития которых не зависят от волевых качеств, усидчивости и отношения учащихся.

Впервые технологический подход был применен на практике в 70-х годах прошлого столетия. Он был адаптирован под систему общего школьного образования украинским педагогом Виктором Федоровичем Шаталовым. Его по праву можно считать основоположником технологического подхода к обучению в рамках стран СНГ. Он разработал технологию, которая позволяет каждому учащемуся освоить школьную программу в полном объеме, вне зависимости от уровня его подготовленности и исходных данных по предмету. Он утверждает, что школьная программа под силу каждому учащемуся – и слабому, и среднему, и сильному в равной степени.

Методика Шаталова нашла широкое применение в педагогической практике, поскольку способствует активному усвоению школьного материала, и как следствие – формированию у школьников таких личностных качеств, как организованность, самоуважение, добросовестное отношение к своим обязанностям, к окружающему миру. У учащегося неизбежно формируется уважительное отношение к учителю, между учеником и учителем складываются доверительные отношения.

Цель работы: изучить педагогическую технологию Виктора Фёдоровича Шаталова.

Задачи работы:

1. Рассмотреть историческую справку о развитии педагогической технологии В. Ф. Шаталова;

2. Рассмотреть сущность, цели и задачи педагогической технологии В. Ф. Шаталова;

3. Узнать особенности применения технологии на уроках в начальной школе;

4. Выделить достоинства и недостатки педагогической технологии В. Ф. Шаталова;

5. Сделать выводы по педагогической технологии В. Ф. Шаталова.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В. Ф. ШАТАЛОВА

1.1. Историческая справка о развитии педагогической технологии В. Ф. Шаталова

В 70-х годах прошлого века учитель математики из Донецка, Виктор Федорович Шаталов, обнародовал авторскую методику обучения. По причине авторитарности и некоторой косности советской школы система эта (пусть и широко освещенная в СМИ, педагогической литературе, на различных съездах, собраниях) централизованно внедрена не была и стала достоянием избранных.

В. Ф. Шаталов 1956 г. организовал экспериментальные классы в родной школе на Бульваре Шевченко, 65 по своей методике, которую создавал 13 лет.

Начал применять ее в свободное время 2 раза в неделю.

Первый такой класс из 33 человек изучил полный курс школы на 2 года раньше и показал блестящие результаты. В ВУЗы поступило 100% его учеников, причем более половины получали повышенные стипендии.

Виктор Федорович отрицал разделение и внешнюю оценку «ты умница, а ты — тупой» и для каждого ученика он находил свой подход. Именно поэтому в последние годы своей работы Шаталов уже брал не просто отстающие классы «Г» и «Д», но занимался подвижничеством, работая в колониях. Однажды преподал годовой курс геометрии в детской колонии (дер. Б.Поля, Ленинградской обл.) за неделю, продемонстрировав высокие и абсолютно не ожидаемые экзаменаторами результаты.

«Отличников учить легко. А ты попробуй заинтересовать ребят, на которых все махнули рукой». (В.Ф.Шаталов)

1.2. Сущность, цели и задачи педагогической технологии В. Ф. Шаталова

Суть методики Шаталова заключается в поэтапном управлении учебным процессом. Виктор Федорович создал определенный алгоритм, который успешно применим абсолютно для любого изучаемого предмета и не зависит от возрастной группы и уровня подготовки учеников.

Цель методики:

1. Воспитание и формирование:

- мотивов учения;

- любознательности и познавательных интересов;

- чувства долга и ответственности за результаты учения;

- осознание себя личностью.

2. Учеба и познание:

- развитие способностей;

- знание;

- потребность в познании.

Методика обучения Шаталова основана на нескольких принципах. Во-первых, Виктор Федорович утверждает, что все дети обучаемы. Не существует разделения на слабых и сильных, обучаемых и нет. Во-вторых, обязательным требованием к педагогу является уважительное и доброжелательное отношение к ученику.

Согласно методике Шаталова, все ученики равны, хотя это не исключает индивидуального подхода к каждому. Кроме того, Виктор Федорович пересмотрел систему выставления оценок. В его методической системе нет плохих отметок. Особо важен этот принцип методики Шаталова в начальной школе. Ребенок учится исправлять свои ошибки и контролировать свою успеваемость. А коллективное познание развивает у первоклассников такие важные качества, как коммуникабельность, отзывчивость и взаимопомощь.

В разработке своей методической системы Виктор Федорович делает упор на обучение детей младшего возраста, так как основное развитие человек получает именно в первые одиннадцать лет своей жизни.

1.3. Особенности применения технологии на уроках в начальной школе

В.Ф. Шаталов сравнивает учебу с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное представление об изображении. Но именно так сегодня преподают в школе. А если вначале дать общую картину, то кусочки легко встанут на свои места.

Изучение нового теоретического материала крупным блоком, охватывающим материал нескольких параграфов — один из важнейших принципов обучения в системе Шаталова.

Учитель раскрывает его содержание, используя самые разнообразные методы и приемы обучения, включая, где это возможно, различные средства конкретизации.

Непременным условием такого обучения являются:

• яркость, высокая эмоциональность;

• насыщенность живыми примерами;

• строгая логика изложения;

• акцентирование внимания на методах познания;

1) передавать учащимся самую суть, в результате чего материал хорошо понимается и запоминается на 70%. Работает логическая память, которая эффективнее механической.

2) Не разрешать, чтобы учащиеся одновременно слушали и записывали. Он разрывает эти два процесса, т.е. использует закономерность: распределять внимание на письмо и понимание, так как аудирование развито не у всех одинаково.

3) Осуществлять опережающее рассмотрение теории, закреплять ее в блок-схемах или опорных конспектах, в которых сжато отражается логическая последовательность материала. Изображать красочно, ярко, необычно, использовать закономерность зрительного анализатора. Повышается эффективность работы памяти, когда учащийся сам составляет логический план или опорный конспект. Все это облегчает запоминание. Опорные конспекты дают возможность самоконтроля, взаимоконтроля и контроля со стороны родителей.

4. Вести контроль знаний учащихся по этим блок-схемам. Учащийся должен по памяти нарисовать этот опорный конспект и по нему восстановить содержание учебного материала. Использовать закономерность повторения контроля. Больше всего забывается информации в первые три дня. Поэтому сначала надо контролировать ежедневно, а примерно через месяц процесс забывания идет медленнее и можно проводить отсроченный контроль.

5. Создавать в классе такую атмосферу, в которой каждый ученик чувствует себя спокойно и уверенно. Это является главной предпосылкой для творческой и деятельностной атмосферы, помогающей развитию способностей и интереса учащихся.

6. Учет и оценивание знаний в технологии обучения играют не только диагностическую, но и в огромной мере психологическую, мотивационную, воспитательную роль.

В.Ф. Шаталов убежден, что ученик не должен бояться ошибки, а тем более скрывать ее от себя и учителя. Обнаружить ошибку может лишь думающий и знающий — это надо всегда подчеркивать. Способов объяснить свое решение можно найти сколько угодно. Вариантов много, но чувство, лежащее в их основе, должно быть одно — чувство милосердия. Любую нежелательную для себя оценку ученик получает право исправить. Не «закрыть» новой оценкой, полученной за ответ по другому материалу, как это было раньше, а исправить в полном смысле этого слова. Для этого достаточно подойти к учителю и сообщить ему о своей готовности ответить именно по проваленному разделу.

В.Ф. Шаталов считает, что избавление от страха перед двойкой дает следующие педагогические эффекты:

• ученики обретают уверенность, оптимизм;

• нет питательной почвы для зависти, эгоизма, нечестности, зазнайства;

• все умеют трудиться на совесть;

• отношения между учениками товарищеские, чуткие, предупредительные и заботливые, исключающие грубость и неуважение;

• нет деления на лучших и худших, сильных и слабых, актив и пассив; каждый имеет возможность проявить свои лучшие качества, реализовать свои способности.

7. Дать каждому учащемуся возможность улучшить свой балл. Этот принцип называется «открытые перспективы». Причем не тогда, когда того вызовет преподаватель, а когда сам учащийся почувствует, что он знает материал уже лучше и может повысить свою отметку.

8. Гуманное отношение к учащимся и родителям. Например, учащиеся на уроке получают от двух минут до двух секунд, чтобы провести взаимоконтроль правильности записи домашнего задания в дневнике. Такой простой профилактический прием бережет нервы учащихся и их родителей. И подобных приемов у В.Ф. Шаталова много, особенно это касается его умения «беречь двойку», т.е. проводить профилактику, чтобы ее не было.

По словам В.Ф. Шаталова, он не открыл ничего нового, просто взял на вооружение рациональные идеи из педагогики и психологии. Основное в его технологии обучения то, что она позволяет организовать работу класса так, чтобы у всех все получалось и все добивались успеха. Ученику становится интересно, когда у него начинает получаться.

1.4. Достоинства и недостатки педагогической технологии В. Ф. Шаталова

Достоинства:

Учет знаний ведется посредством открытой ведомости. Это большой лист, к которому имеет свободный доступ каждый ученик. Низкие оценки проставляются карандашом. Когда ученик исправляет свои ошибки, повышает уровень знаний, повышается и его отметка в ведомости. Это важнейший фактор в методике Шаталова. Когда ученик получил двойку или тройку, и учитель отметил это в журнале и дневнике, ученик расстроен и угнетен, но не может ничего исправить. Полученная отметка – свершившийся факт. Это существенно снижает стремление к знаниям.

Равные отношения складываются и между учениками. Нет отличников и двоечников. Каждый способен получать только хорошие отметки. У учеников формируется чувство товарищества. В учебном процессе постоянно задействованы все ученики. Когда один из них отвечает, другие слушают и готовы помочь своему товарищу в случае необходимости. Кроме того, учитель создает атмосферу дружелюбия. Между учениками не существует конкурентности. Проведя в такой атмосфере первые свои учебные годы, ребенок не станет в будущем зазнайкой или эгоистом.

Родители также участвуют в процессе обучения. Учитель должен донести до родителей важность создания дома благоприятной и спокойной обстановки. Родители не ругают за плохую оценку, они подбадривают и поддерживают ребенка, мотивируя на получение более высокого балла. Ребенку доверяют, верят в его способности, что повышает у него уровень самооценки и уверенности в собственных силах.

Главное отличие обучения Шаталова от других экспериментальных методик — это получение знаний от общего к частному. При этом используются опорные сигналы. Они являются средством подачи учебного материала. Листы опорных сигналов (некое хранилище) помогают воспринять много информации в целостности, при этом осмыслить и запомнить ее.

Уникальность методики также в: освоении материала с умением применения любым учеником (даже слабым), запоминании при минимуме времени максимума информации, выработке беглых навыков решения простых задач, приобщении каждого ученика к ежедневному умственному труду, отсутствии отметок на текущем занятии (не отвлекают от процесса вживания в знание), отсутствии внешней оценки (ты умница, а ты — тупой), бесконфликтности, быстром движении вперед, открытых перспективах, гласности, в реализации идеи "борьбы с двойками", объединении ученика и учителя, возможности использования в школах и ВУЗах.

Недостатки:

Сейчас интерес к самобытному преподаванию Шаталова угас.  Широкого распространения его методика не получила по причинам:

- не универсальности, она создавалась под конкретного педагога;

- уникальный результат возможен только при таланте учителя, огромной трудоотдаче, полном понимании и принятии метода;

- идея конспекта не доведена до уровня хорошего инструмента;

- упор сделан на создание и развитие репродуктивных, а не творческих способностей (академик А.А. Бодалев);

- отсутствия культуры рассуждений и умозаключений;

- неумению работать с большими текстами;

- сложности видоизменения самой системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, В.Ф. Шаталов на основе своей практики предложил несколько других, в отличие от традиционных, принципов обучения: а) принцип успеха и оптимизма; б) принцип бесконфликтности; в) принцип целостности (блочное, опережающее и обучение в быстром темпе). Благодаря им, ученики Виктора Федоровича способны за 15 минут повторить, пробежав глазами опорные сигналы, годовой курс по любому предмету. Многие воспитанники Шаталова стали мастерами спорта, защитили кандидатские и докторские диссертации по математике, медицине, физике, педагогике, философии.

Система В. Ф. Шаталова достаточно продуктивна. У учащихся формируются прочные теоретические знания, умения применять их в практической деятельности и навыки. Шаталов сумел добиться высоких показателей обученности.

Таким образом, становится ясно, что образовательная модель В.Ф. Шаталова полностью отвечает таким критериям технологичности, как концептуальность, системность и управляемость.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.; "Педагогика", 1979. 136 с.
  2. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза М., Просвещение, 1980. 95 с
  3. Шаталов В.Ф. Соцветие талантов. М.: Просвещение, 1980. 142-175 с.
  4. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1987. 157 с.
  5. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М., Педагогика, 1989. 412 c

Интернет ресурсы:

https://studref.com/665064/pedagogika/tehnologiya_obucheniya_shatalova

https://fb.ru/article/348012/metodika-shatalova-v-nachalnoy-shkole

https://урок.рф/library/obrazovatelnaya_model_vf_shatalova_kak_tehnologiya__124913.html


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Речевое поведение педагога как фактор эмоционального благополучия детей в образовательном процессе» кандидата педагогических наук, доцента, Департамента методики обучения, Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета О. И. Бадулиной

В рецензируемой работе описывается проблема речевого поведения педагога как фактора эмоционального благополучия детей в образовательном процессе. Так же развитие у педагогов коммуникативной компетентности, которая охватывает не только знание языковой системы и владением языковым материалом (речью), но и соблюдение социальных норм речевого поведения.

Представленная статья несомненно актуальна, ведь в образовательном процессе школы часто наблюдается негативное эмоциональное состояние учащихся: напряжённость, неуверенность, страх, агрессивность. Большинство этих эмоций у младших школьников возникает из отношений «учитель-ученик». Иногда именно учитель выступает инициатором конфликта. Такое общение негативно влияет на эмоциональное состояние ученика, в следствие этого возникают проблемы с обучением.

Автором статьи проведена глубока работа по определению влияния речевого поведения учителя на эмоциональное благополучие детей. Например: Способность учителя активизировать у обучаемых интерес, удивление, чувство юмора приводят в движение сложнейшие психологические связи. Следовательно, один из путей, оптимизации педагогического взаимодействия заключается в формировании эмоциональной грамотности, проявляющейся в речевом поведении учителя, а так де формирование профессиональных речевых умений с учётом эмоционального аспекта процесса обучения.

Автор проявил умение разбираться в большом потоке информации, систематизировал материал и обобщил его в два компонента, которые влияют на речевое поведение учителя. 1. Вербальный компонент (высказывания, суждения, рассуждения, мнения, доказательства). Важными характеристиками речи учителя являются правильность и точность, логичность и простота. 2. Психологический компонент (жесты, мимика, поза, походка, интонация, тональность, прикосновения и т.д.)

Отмеченные недостатки работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора. В данной работе автор анализирует высказывания и исследования учёных. Не хватает личной оценки автора изучаемой проблеме, описание его личного опыта.

Научная статья О. И. Бадулиной «Речевое поведение педагога как фактор эмоционального благополучия детей в образовательном процессе» полностью отвечает существенным требованиям, которые предъявляются к трудам такого рода. Материал структурирован, изложен логически и цело. Рекомендована к публикации.

Шпигер Валерия Олеговна

Студентка 44 группы

Челябинский педагогический колледж №1



Предварительный просмотр:

https://w7.pngwing.com/pngs/984/399/png-transparent-frames-ornament-arabesque-burning-letter-a-leaf-branch-monochrome.png

Краткий терминологический

словарь по философии

Выполнила студентка 44 группы

Шпигер Валерия

https://w7.pngwing.com/pngs/984/399/png-transparent-frames-ornament-arabesque-burning-letter-a-leaf-branch-monochrome.png

А

Агностицизм – философское учение, отрицающее познаваемость мира.

Аксиология – учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.

Антропология – наука о сущности и сущностной структуре человека, о его основных отношениях к природе, обществу, другим людям, самому себе, о его происхождении, о социальных и метафизических основаниях его существования, об основных категориях и законах его бытия.

Альтруизм – качество личности, проявляющееся бескорыстной заботой о благополучии других людей.

Анализ – логический приём определения понятия, когда данное понятие раскладывают по признакам на составные части, чтобы таким образом сделать его познание ясным в полном его объёме.

Анархизм – политическое течение, характерной чертой которого является отрицание всякого государства, организованной политической борьбы.

Антропогенез учение о происхождении человека, раздел антропологии.

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, об образовании человеческих рас и о вариациях физического строения человека.

Антропоцентризм – философское мировоззрение, ставящее человека в центр мира и философских размышлений, основная черта ренессансного гуманизма.

Апейрон – термин древнегреческой философии, означающий «бесконечное»; в пифагорейско-платоновском словоупотреблении означает также «неопределенное, неоформленное» (отсутствие внутренних границ).

Апологетика – творчество защитников христианского вероучения, выделяемое в отдельный период развития христианской философии

Апологеты – защитники принципов христианства, раннехристианские писатели и философы.

Архетип - прообраз, древние бессознательные психические образы, отражающие коллективный опыт человеческого рода.

Аскетизм – (от греч. - упражняющийся в чём-либо, а также отшельник, монах), ограничение или подавление чувств. желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества.

Атомизм – атомное учение, атомистика, учение о прерывистом, дискретном (зернистом) строении материи.

В

Вещь в себе – философское понятие, содержание которого составляет вся совокупность предметов внешнего мира, независимого от сознания и воли людей.

Волюнтаризм – направление в идеалистической философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества, отрицающее объективную закономерность и необходимость.

Всеединство – единство всего, принимается в двух главных смыслах: отрицательном или отвлеченном и положительном или конкретном.

Г

Гедонизм – морально-этическая доктрина, позиция, в соответствии с которой наслаждение является высшим благом и критерием человеческого поведения, определяющим всю систему моральных требований. 

Гелиоцентризм – гелиоцентрическая система мира, представление о том, что центром мироздания является Солнце.

Генезис – процесс возникновения и развития чего-либо.

Геоцентризм – мировоззрение, согласно которому Земля находится в центре мира.

Герменевтика –  искусство, традиция и способы толкования текстов, учение о принципах их интерпретации.

Гносеология – наука об источниках и границах человеческого познания; то же, что теория познания.

Гуманизм – мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона).

Д

Дедукция – понятие, обозначающее процесс логического вывода, перехода от общего к частному.

Диалектика – философское учение о внутреннем противоречии всего существующего и метод познания мира в единстве и постоянном изменении.

Догматизм – схематически – окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учета конкретной реальности, условий, места, и времени

Дуализм – философское учение, исходящее из признания равноправия двух начал: духа и матери.

Е

Евгеника – совокупность социальных и политических мероприятий, направленных на улучшение наследственных характеристик человеческих популяций.

З

Западничество – течение русской общественной мысли 40-60-х 19 в., противостоящее идеологии славянофильства.

И

Идеализм – направление в философии, утверждающее, что дух, сознание, мышление, психическое – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно.

Индукция - метод познания, связанный с обобщением наблюдений и экспериментов в логическом плане и представляет собой умозаключение.

Иррационализм – учение, исходящее из того, что познание мира недоступно рассудку. Источниками познания иррационализм считает инстинкт, интуицию, чувство, любовь и так далее.

К

Киники – представители др. греческой философской школы, последователи Антисфена.

Коммунизм – 1) общественный идеал, впитавший в себя гуманистические начала человеческой цивилизации, извлеченные стремления людей к всеобщему благополучию, полному соц. равенству, свободному всестороннему развитию; 2) концепции, учения, политические движения, разделяющие и обосновывающие этот идеал, выступающие за реализацию его на практике.

Космизм – направление в философии, которое рассматривало космос, окружающую природу и человека как единое целое, учение о космическом единстве всего живого.

Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов.

Креационизм – религиозное учение о сотворении Богом мира из ничего. Характерно для иудаизма, христианства, ислама.

М

Материализм – направление в философии, которое считает первичными материю, природу, бытие, физическое, объективное, а дух, сознание, мышление, психическое, субъективное – вторичным, свойством материи.

Материя – единая субстанция, лежащая в основе видимого многообразия вещей, родственной вещному миру и порождающей этот мир. Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им.

Метафизика – философское учение о недоступных опыту, сверхчувственных принципах бытия.

Методология – учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека.

Мировоззрение – система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Монада –  неделимые духовные первичные элементы, составляющие основу мироздания.

Монотеизм – религиеведческое, философское, теологическое (богословское) понятие, означающее веру в одного-единственного Бога, что принципиальным образом исключает веру в каких-либо других богов, и поклонение им.

Н

Натурфилософия – область философских исследований, которые стремятся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие.

Неотомизм – философская школа в католицизме, современный этап развития томизма – философия Фомы Аквинского.

Номинализм – философское учение, отрицающее онтологическое знание общих понятий.

Ноосфера – сфера разума, область планеты, обхваченная разумной деятельностью человека.

О

Онтология – учение о бытии вообще, бытии как таковом, независимо от частных видов, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

П

Пантеизм – учение о том, что все есть Бог; учение обожествляющее Вселенную, природу.

Патристика – традиционно – одна из богословных дисциплин, имеющая своим предметом изучение творение святых отцов церкви и систематическое изложение содержащегося в них учения.

Пессимизм – мироощущение, настроение безысходности, неверия в будущее.

Пифагорейцы – название философского движения и направления древнегреческой философии, основателем которого был Пифагор Самосский

Позитивизм – направление в философии, утверждающее, что единственным источником подлинного знания являются специальные науки, и отрицающие философию как особую отрасль знаний.

Политеизм – многобожие; религия, основанная на вере во многих богов.

Постмодернизм – эпоха социального противостояния идей и идеалов, разрушения барьеров между элитарной и массовой культурой, фрагментарности образов, смешения жанров, поиск индивидуальности через разрыв с единством, отказ от классических авторитетов в культуре.

Прагматизм – следование узкопрактическим интересам, соображениям пользы, выгоды.

Психоанализ – в узком значении — разработанный Фрейдом комплекс психодиагностических и психотерапевтических методов и теоретическое направление в психологии, ориентированное на изучение и объяснение бессознательных психических процессов и явлений.

Р

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Реализм – (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов, либо как объект познания.

С

Сенсуализм – теория, выводящая все познания из чувственных восприятий.

Синтез – соединение различных элементов в единое целое (систему), сведение отдельных данных в единое целое.

Скептицизм – (греч. σκεπτικός – ищущий, рассматривающий, исследующий) – философское направление, созданное в 4 в. до н.э. Пирроном.

Славянофильство – одно из направлений русской общественной и философской мысли 40-50-х г.г. 19в. с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского.

Соборность – понятие русской религиозной философии, означающего в философском смысле единство чувственно – эмоционального и рационального, нравственно – эстетического и религиозного отношения к жизни.

Софисты – древнегреческие платные преподаватели красноречия.

Социализм – государственный и общественный строй, основой производственных отношений которого является общественная собственность на средства производства и при котором осуществляется принцип: от каждого по его способностям, каждому по эго труду.

Социальная философия – это раздел философии, определенным образом описывающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных прогрессов.

Социогенез – процесс зарождения и развития общества.

Социология – наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Стоики – представители философского учения. По их мнению, главная задача философии – в этике; знание лишь средство для приобретения мудрости, умения жить. Жить надо сообразно природе. Счастье – в свободе от страстей, в спокойствии духа, в равнодушии.

Субстанция – реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства. Предельное основание, позволяющее сводить многообразие к чему – то относительно устойчивому, самостоятельно существующему.

Схоластика – 1) средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных политических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви; 2) знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлеченных рассуждениях, не проверяемых опытом.

Т

Теодицея – обозначение философского учения, пытающегося согласовать идею «благого» божественного управления с наличием мирового зла, оправдать это управление перед лицом темных сторон бытия.

Теология – учение о Боге, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического мировоззрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.

Теоцентризм – центральное положение Бога. В соответствии с этим взглядом источником всякого блага, истины и красоты является Бог.

Томизм – направление в схоластической философии и теологии католицизма, порожденное влиянием Ф. Аквинского. Для томизма характерно соединение строго ортодоксальной позиции в религии с подчеркнутым к правам рассудка, здравого смысла.

Тоталитаризм – общественно – политический строй, основанный на авторитарном вмешательстве властных структур во все сферы жизни общества и отдельного человека. Этот строй характеризуют ликвидация демократических свобод, однопартийная система, репрессии в отношении инакомыслящих.

Трансцендентальность – философский термин, характеризующий то, что принципиально не доступно опытному познанию или не основано на опыте.

У

Универсалии – общие понятия.

Утилитаризм – принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности для человека, для достижения какой – либо цели.

Ф

Фашизм – форма открытой диктатуры с опорой на расизм и шовинизм, направленная на искоренение демократии, на установление режима жестокой реакции и на подготовку агрессивных войн.

Феноменология – направление в философии исследующее смыслы, значения, сущности, наука о сознании созерцающем сущности.

Философия – форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Футурология – учение о будущем Земли и человек, о перспективах социальных процессов.

Э

Эволюционизм – учение о развитии живой природы, разработанное Дарвином. Главными факторами эволюции живых существ, по Дарвину, являются изменчивость, наследственность и отбор.

Экзистенциализм – направление западной философии ХХ века, постигающее существование человека через иррационалистические методы: внерассудочные, чувственные и т.д.

Эклектика – механическое соединение разнородных, часто противоположных методов, взглядов, теорий, принципов и т.д.

Эксперимент – исследование каких – либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования.

Элеаты – философская школа в Древней Греции. Центральная категория их учения – бытие.

Эмпиризм – направление в философии и теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, сто содержание знания может быть предоставлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Эпикуреизм – 1) материалистическое учение др.греческого философа Эпикура, считавшего удовлетворение жизненных потребностей основой счастья человека; 2) мировоззрение, возникшее на почве этого учения и видящее смысл жизни в удовольствиях, в достижении личного блага.

Эстетика – философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии, наука о прекрасном.

Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

Этика – учение о морали.