ПК 4.4
методическая разработка

Низамутдинова Олеся Нурисламовна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

ПРОЕКТ

«ОБРЯД МОЕЙ СЕМЬИ – ИМЯНАРЕЧЕНИЕ»

Низамутдинова Олеся Нурисламовна

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс: 3, группа: 36

Руководитель: Сачкова Т.А.

преподаватель МДК 01.09

Проект защищен

с оценкой___________________

«_____»

_______________

_______________

_______________

Челябинск, 2022

Оглавление

1.Введение……………………………………………………3-5

2.Основная часть……………………………………………..6-11

2.1   Информация об обряде имянаречения…………………

2.2   Обряд имянаречения в нашей семье.

2.3  Церемония угощения и чаепития в нашей семье.

3.Заключение…………………………………………………..12-13

Список литературы……………………………………………14

Приложение……………………………………………………15

 

        

                                Имя человека самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Дейл Карнеги

1.Введение.

По представлениям  башкир жизнь ребенка и его счастье во многом зависели от данного ему имени. Имя – «тамға» –печать, знак судьбы, поэтому к подбору имени нужно подходить серьезно. Имя влияло на благополучие и будущие качества ребенка, поэтому старались назвать ребенка таким именем, которое гарантировало бы ему это. По традиции, имя ребенку давали сразу после его рождения во избежание замены его бесами и злыми силами, оно и считалось «первым именем» или «йүргәк исеме» (имя пеленок). Это имя – оберег, основанное на магии слова, выполняло защитную функцию.
Другое имя, которое получал ребенок официально до сороковин, определяло вектор развития его физических и духовных начал .Именно такой смысл и вкладывали в обряд имянаречения, или
 или исем туйы, башкиры.[1]

Актуальность темы. Обряда и обычаи, связанные с рождением человека это цикл семейной обрядности. Являясь неотъемлемой частью культуры и быта любого этноса, они пронизывают все стороны человеческой жизни и их исполнение обязательно как для отдельного человека, так и для общества в целом. В семейной обрядности отражаются особенности образа жизни народа, его общественный строй, этнокультурная история, мировоззрение. Поэтому названные обычаи и обряды представляют важнейший источник, во-первых,  для воссоздания его социальной и культурной истории, во-вторых,  для дальнейшего развития и совершенствования современной обрядности. Всё это обусловлено потребностями сегодняшнего дня, в связи с возросшим интересом к истории и культуре своего народа. Многие современные обряды опираются на традиции прошлого, впитывая накопленный положительный опыт.

Из всего комплекса семейных обрядов башкир в качестве объекта исследования  я  взяла один из обрядов  этого цикла – родильные и наречение именем младенца. По представлениям башкир, для каждого человека обязательно в течение жизни должны быть устроены три торжества - туй: бебей туйы (в честь рождения ребенка), узеннен туйы (собственная свадьба), улемлек туйы (по случаю смерти). Обряды, связанные с родинами, сопровождали акт рождения и имянаречения каждого человека и регулировали его поведение на протяжении всей жизни. По народным представлениям, от того, насколько правильно соблюдались эти обряды, зависело здоровье и благополучие всех людей.[1]

Цель проекта. Целью проекта является изучение традиционных обрядов и обычаев башкир, связанных с рождением и имянаречением   ребенка.  

Задачи проекта:

- на основе семейных  и литературных источников  дать по возможности полное системное описание важнейших родинных и нареченных обрядов башкир, определить их  значение в семейном и общественном быту, исследовать традиционные представления башкир о рождении и наречение именем;

- проследить современные тенденции развития семейных обрядов к возможности использования в них элементов традиционной обрядности.

Предмет проекта: Семейные традиции имянаречения.

 Объектом проекта является наша семья

Место проведения проекта: поселок Ключи

Методы исследования:

-беседа, интервьюирование        

-обработка информации (выбор самого главного)

- обработка результатов анкетирования (составление словаря имен)

-поиск информации в сети Интернет.

Гипотеза проекта.Я предполагаю, что соблюдение различных семейных традиций  делают семью крепкой и дружной.

Структура работы. Проектная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложений.

Новизна работы. Вводится в языковой оборот новый источниковый материал, на основе которого составлен краткий словарь значений слов, используемых при обряде, а также словарь  толкования имен  моих родственников.

2. Основная часть.

В «Толковом словаре»  Ожегова написано: «Традиция - то, что перешло от одного поколения к другому,  что унаследовано от предшествующих поколений (например: идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи).

В онлайн-словаре такое определение: «Семейные традиции – это повторяющиеся, понятные окружающим совместные действия, обряды, ритуалы, передающиеся из поколения в поколение», или «семейные традиции - это духовная атмосфера дома».

     Именно семейными ценностями и традициями, привычками отличаются семьи друг от друга. Ведь у каждой семьи они свои собственные…

В 2014 году на Бажовском фестивале наш фольклорный ансамбль «Буляк»

представлял обряд имянаречения. Мы получили грамоты, места…   (Приложение1-2)

Но тогда мне и в голову не приходила мысль, что это  самый настоящий обряд, и мы его просто исполнители. Но вот прошло не так много лет, и я столкнулась с обрядом имянаречения в нащей семье. Дело в том, что мои родители решили родить наследника (в семье – две девочки).Родился долгожданный мальчик, бабушка созвала родственников на аят.(Приложение3).

2.1. Информация об обряде имянаречения

Я обратилась к различным источникам  и получила информацию об обряде имянаречения.

Итак, аят исем туйы или имянаречение – это первая коллективная трапеза благополучия, успеха рода, семьи по случаю рождения ребенка.
Это торжество устраивалось на третий, 6 или на 40-й день после рождения. Существовало поверье, что если ребёнок часто плачет, значит, он просит имя.
Гости рассаживаются за столом. Пока гости собираются, разговор идет об урожае, о плодовитости скота, о погоде. Когда хозяин дома сообщает, что все приглашенные гости собрались, мулла приступает к обряду имянаречения.  Речь свою он начинает издалека. Диалог приводится с целью обратить внимание на его иносказательность и мудрость, выкованную народом в борьбе за сохранение своего рода.
Мулла: О каком пополнении вы слышали? Может, в этом доме родился ребенок?
Гости: Да, вроде родился ребенок.
Мулла: А кто родился? Дочь? Сын?
Гости: Мы бы тоже хотели это узнать.
Мулла: Может, хозяин  нам раскроет правду?
Отец ребенка: Слава, Аллаху! Я стал отцом, моя жена родила сына (дочь). Сегодня мы пригласили вас на «исем туйы».
Гости: Пусть будет благословенным ваш ребенок!
Мулла: Какое имя ты решил дать своему сыну (своей дочери)?
Отец: Называет будущее имя ребенка, объясняет, почему он решил так его (ее) назвать, что обозначает его выбор.
Мулла: Амин.
Отец выносит ребенка, укладывает на подушку перед муллой головой к кибле и просит дать ему выбранное имя. «Кибла» – религиозное направление на Каабу, куда обращаются все мусульмане во время молитвы.
Мулла читает Азан, потом громко и внятно произносит имя ребенка сначала в правое, затем в левое ухо, выполняет ритуал «Азан кыскырыу».(Приложение4).
Затем все родственники начинают подавать «Хайер», причем правой рукой. Денежный знак не должен  быть виден в руках подающего.

 Бабушка, прикасаясь пальцами, обмазывает слегка губы ребенка
трапезной пищей – ритуал «Аш тәмнәтеу» (снятие пробы трапезной еды). Считается, что ребенок должен попробовать трапезной еды в свою честь, иначе он будет испытывать материальные трудности в жизни.
По случаю такого торжества готовится обильное угощение: мясо жертвенного животного варится целиком, на стол подают голову жертвенного животного, мозги, заправленные коротом. Мясо подают большими кусками вперемежку со сваренным целиком в бульоне картофелем, бульон подают отдельно с домашней лапшой. На трапезном столе должны быть обязательно хлеб, катык,
баурсаки, сливочное масло, сладости – символ достатка, сытости ребенка в будущем.
Приступают к еде с разрешения хозяина, кушают не   спеша,  переговариваясь с соседями. Через стол разговаривать неприлично, как и громко смеяться. Во всем нужно соблюдать меру и быть терпеливым. После трапезы (ждут, пока все гости поедят) выполняется ритуал «Аш кайтарыу». Мулла читает молитву, потом мулла и гости благославляют трапезную еду и благодарят хозяина, проводят ладонями по лицу. Ритуал означает, что весть о жертвоприношении в честь имянаречения ребенка доведена до Всевышнего, сам новорожденный «принят» в мир людей. Остатки трапезной еды убираются со стола.
После ухода всех гостей в чашку наливают чистой воды и омывают все дверные ручки, стекла окон во всех помещениях дома, после чего воду разбрызгивают по всем комнатам, касаясь влажными руками до мебели, занавесок, младенца. Если ребенок после ухода всех гостей спит спокойно, значит, его никто не сглазил и он доволен своим именем.
В первый день жизни ребенка особое значение имел ритуал «ауызландырыу»
 (обычай приобщить к еде новорожденного). Этот ритуал выполнялся пуповиной матерью (кендекәй) сразу после его рождения. Для этого ритуала нужно было использовать топленое масло и мед.  Проговаривались пожелания ребенку: «Атайлы - инәйле  бул, дурт куз арасында гына ус» (Расти возле отца-матери, будь здоров).После официальной трапезы обряда имянаречения в дом приглашаются женщины, родственники, дети. Эта часть торжества называется «бепес бутҡасы» (каша в честь ребенка).
В качестве трапезной еды на стол подается каша с мясом (плов), баурсаки, сладости.
Праздник имянаречения является одним из самых любимых праздников и сохранился почти в таком же виде среди современных башкир.
Ребенку на сороковины шили новое обережное от сглаза платье (распашонку) – алама күлмек - из разных семи старых лоскутков. Даже «новое» платье, или распашонку ребенку было принято шить из старой одежды родителей, братьев и сестер. После обряда «одевания» в эту распашонку с пожеланиями матери и ребёнку здоровья, все родственники пили вместе чай.
Все обычаи и обряды до сороковин новорожденного означали переход его в мир людей.[1]

2.2.Обряд имянаречения в нашей семье.


В моей семье этот обряд полностью не сохранился, осталось
только лишь самое главное. Сейчас я расскажу, как этот обряд проводится в моей семье. Я - самая старшая дочь и самая старшая внучка в моей семье. Когда прошло 40 дней после моего рождения,  мне по нашему обычаю «дали имя», т.е. сделали аят имянаречения, на котором мулла Фарит Шакирович  читал молитву и дал мне имя. Странным было услышать от бабушки, что наши имена «метрические» не совпадают с именами муллы.  По документам у меня одно имя, а на аяте мне дали другое имя. Мулла прочитал молитву. В правое ухо, затем в левое три раза мне сказал «твоё имя Аниса», что в переводе означает — маяк, (об этом знают только самые близкие мне люди), а по документам  я - Олеся. После бабушка рассказала, что эта делается с целью обмануть шайтана. Как только Мулла прочитал молитву, (я лежала на подушке и  мне «дали имя»), началось вручение подарков ребёнку, то есть мне, а потом уже началась церемония угощения и чаепития.  Три года назад на свет появился ещё один член моей семьи, обряды и традиции  совсем не изменились, ему, так же как и мне, и моей младшей сестрёнке «дали имя», он - Артём, но имя, данное муллой - Арслан, что означает «Лев». С целью «расшифровки» имен моих многочисленных родственников, я попыталась проинтервьюировать и старшее, и младшее поколение. Оказалось, молодежь ни значение своего второго имени, даже своё второе имя не знают! Тогда я решила создать  свой мини-словарь. Надеюсь, что с этой проблемой я справилась.

2.3 Церемония угощения и чаепития в нашей семье.

Главной хранительницей семейных обрядов в нашей семье считается моя бабушка - Низамутдинова  Самсинур  Анваровна, ей 62 года.(Приложение 5) Именно она научила мою маму, а затем и нас, своих внучат,  приготовлению наших национальных блюд.

К обряду имянаречения мы готовились несколько дней - выбирали подарки, обсуждали меню.

Большинство блюд башкиры по традиции готовят с мясом. Обычно это конина или баранина. Чаще всего мясо готовят крупными кусками с большим количеством жира. Отваривается лапша - аш, которую подают в касушках.

К супу подают корот  (катык), следом подают бэлиш. Я считаю, что самый вкусный бэлиш – бабушкин, потому что выпекает она с такой любовью!

Затем мулла читает молитву-благодарность, суп  убирают со стола и подают к чаю разные сладости и выпечку. Обязательный атрибут стола - самовар. Им «заведует»  папа.  (Приложение№6 )

Особого внимания заслуживает башкирское национальное блюдо «кыстыбый». В принципе, это обычная лепешка (или блин) с начинкой из картофельного пюре (иногда вместе с пшенной кашей), но для нас это всегда «находка».

Помню, в детстве мы с сестрой  не раз огорчали бабушку, раскрывая наперегонки  эти мини-пирожки «А у меня смотри, что внутри!».

К чаю подают мёд, варенье, конфеты.

3.Заключение.

В ходе своей работы я узнала, что

1. Имянаречение – традиция, это повторяющееся, понятное окружающим совместное действие, обряд, ритуал, передающийся из поколения в поколение;

2.В нашей  семье есть много других хороших традиций, которые в будущем, я хотела бы принести и в свою семью.

На традициях основаны воспитание, правила поведения и духовность. А это значит, что семья выдержит любые трудности, и будет идти по жизни  смело и уверенно.

На основании результатов данного исследования я пришла к выводу, что семейные традиции, почитание старших, трудолюбие, вера – важные понятия для семьи, которые делают ее  крепкой и дружной.

Я считаю, что я достигла поставленной цели. Я подтвердила свою гипотезу. Действительно, среди людей нашего времени есть люди, которые придерживаются определенных традиций и соблюдают их. В ходе работы я узнала много интересного о традициях имянаречения других народов. Эта работа научила меня многому. Я узнала много интересных фактов. И пришла к выводу, что в каждой семье должны соблюдаться традиции. Ведь в каждой семье, нации, стране есть свои интересные традиции, которые иногда очень забавны и поучительны. Мы должны хранить то, что создали наши предки.

 Список литературы:

1. Диссертация  по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/traditsionnye-obryady-i-obychai-bashkir-svyazannye-s-rozhdeniem-i-smertyu#ixzz5Ulxz5IDm

2.Кузбеков Ф.Т. «История культуры башкир». Уфа: Китап, 1997

3. Наречение имени у башкир . Исследования по исторической этнографии Башкирии. -Уфа, 1934. -С.65-74.

3. Башкирская энциклопедия. Ф.Ф.Фатихова.

4.Словарь Ожегова. Москва ,2001г.

5. Интернет-ресурс:www/Wikipedia/tradition/ru.

6.Башкортостан: Краткая энциклопедия. - Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996 г

7.Интернет портал «История и культура Башкортостана» http://www.bashculture.ru/



Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

  1. Тема проекта: «Обряд моей семьи – имянаречение»
  2. Руководитель проекта – Сачкова Т.А.
  3. Возраст учащихся –10 – 12 лет; возраст автора – 19 лет; возраст пользователей -  10- 20 лет
  4. Цель проекта: изучение традиционных обрядов и обычаев башкир, связанных с рождением и имянаречением   ребенка.  
  5. Задачи проекта:

 - на основе семейных  и литературных источников  дать по возможности полное системное описание важнейших родинных и нареченных обрядов башкир, определить их  значение в семейном и общественном быту, исследовать традиционные представления башкир о рождении и наречение именем;

- проследить современные тенденции развития семейных обрядов к возможности использования в них элементов традиционной обрядности.

  1. Аннотация:

Актуальность темы. Обряда и обычаи, связанные с рождением человека это цикл семейной обрядности. Являясь неотъемлемой частью культуры и быта любого этноса, они пронизывают все стороны человеческой жизни и их исполнение обязательно как для отдельного человека, так и для общества в целом. В семейной обрядности отражаются особенности образа жизни народа, его общественный строй, этнокультурная история, мировоззрение. Поэтому названные обычаи и обряды представляют важнейший источник, во-первых,  для воссоздания его социальной и культурной истории, во-вторых,  для дальнейшего развития и совершенствования современной обрядности. Всё это обусловлено потребностями сегодняшнего дня, в связи с возросшим интересом к истории и культуре своего народа. Многие современные обряды опираются на традиции прошлого, впитывая накопленный положительный опыт.

Из всего комплекса семейных обрядов башкир в качестве объекта исследования  я  взяла один из обрядов  этого цикла – родильные и наречение именем младенца. По представлениям башкир, для каждого человека обязательно в течение жизни должны быть устроены три торжества - туй: бебей туйы (в честь рождения ребенка), узеннен туйы (собственная свадьба), улемлек туйы (по случаю смерти). Обряды, связанные с родинами, сопровождали акт рождения и имянаречения каждого человека и регулировали его поведение на протяжении всей жизни. По народным представлениям, от того, насколько правильно соблюдались эти обряды, зависело здоровье и благополучие всех людей.



Предварительный просмотр:

                                Имя человека самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Дейл Карнеги

По представлениям  башкир жизнь ребенка и его счастье во многом зависели от данного ему имени. Имя – «тамға» –печать, знак судьбы, поэтому к подбору имени нужно подходить серьезно. Имя влияло на благополучие и будущие качества ребенка, поэтому старались назвать ребенка таким именем, которое гарантировало бы ему это. По традиции, имя ребенку давали сразу после его рождения во избежание замены его бесами и злыми силами, оно и считалось «первым именем» или «йүргәк исеме» (имя пеленок). Это имя – оберег, основанное на магии слова, выполняло защитную функцию.
Другое имя, которое получал ребенок официально до сороковин, определяло вектор развития его физических и духовных начал .Именно такой смысл и вкладывали в обряд имянаречения, или
 или исем туйы, башкиры.[1]

Актуальность темы. Обряда и обычаи, связанные с рождением человека это цикл семейной обрядности. Являясь неотъемлемой частью культуры и быта любого этноса, они пронизывают все стороны человеческой жизни и их исполнение обязательно как для отдельного человека, так и для общества в целом. В семейной обрядности отражаются особенности образа жизни народа, его общественный строй, этнокультурная история, мировоззрение. Поэтому названные обычаи и обряды представляют важнейший источник, во-первых,  для воссоздания его социальной и культурной истории, во-вторых,  для дальнейшего развития и совершенствования современной обрядности. Всё это обусловлено потребностями сегодняшнего дня, в связи с возросшим интересом к истории и культуре своего народа. Многие современные обряды опираются на традиции прошлого, впитывая накопленный положительный опыт.

Из всего комплекса семейных обрядов башкир в качестве объекта исследования  я  взяла один из обрядов  этого цикла – родильные и наречение именем младенца. По представлениям башкир, для каждого человека обязательно в течение жизни должны быть устроены три торжества - туй: бебей туйы (в честь рождения ребенка), узеннен туйы (собственная свадьба), улемлек туйы (по случаю смерти). Цель проекта. Целью проекта является изучение традиционных обрядов и обычаев башкир, связанных с рождением и имянаречением   ребенка.  

Задачи проекта:

- на основе семейных  и литературных источников  дать по возможности полное системное описание важнейших родинных и нареченных обрядов башкир, определить их  значение в семейном и общественном быту, исследовать традиционные представления башкир о рождении и наречение именем;

- проследить современные тенденции развития семейных обрядов к возможности использования в них элементов традиционной обрядности.

В «Толковом словаре»  Ожегова написано: «Традиция - то, что перешло от одного поколения к другому,  что унаследовано от предшествующих поколений (например: идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи).

В онлайн-словаре такое определение: «Семейные традиции – это повторяющиеся, понятные окружающим совместные действия, обряды, ритуалы, передающиеся из поколения в поколение», или «семейные традиции - это духовная атмосфера дома».

     Именно семейными ценностями и традициями, привычками отличаются семьи друг от друга. Ведь у каждой семьи они свои собственные…

В 2014 году на Бажовском фестивале наш фольклорный ансамбль «Буляк»

представлял обряд имянаречения. Мы получили грамоты, места…  

Но тогда мне и в голову не приходила мысль, что это  самый настоящий обряд, и мы его просто исполнители. Но вот прошло не так много лет, и я столкнулась с обрядом имянаречения в нащей семье. Дело в том, что мои родители решили родить наследника (в семье – две девочки).Родился долгожданный мальчик, бабушка созвала родственников на аят.(Приложение3). Проводился таинственный обряд имянаречения младенца.

Итак, аят исем туйы или имянаречение – это первая коллективная трапеза благополучия, успеха рода, семьи по случаю рождения ребенка.
Это торжество устраивалось на третий, 6 или на 40-й день после рождения. Существовало поверье, что если ребёнок часто плачет, значит, он просит имя.     В дом, где родился младенец, в пятницу в полдень приглашают муллу и гостей: сначала пожилых людей, потом родственников и соседей.
В честь рождения наследника или наследницы приносят в жертву накануне, до заката солнца, барана, телку или бычка, реже лошадь. Кровью жертвенного животного у новорожденного обмазывают место за мочками ушей. Этот обряд именуется «инсемал» (завещанная, предназначенная скотина), «инсе биреу» (выполнить долг, завещание предков), довести до наследника весть о жертвоприношении в его честь. Обычно это обязанность дедушки со стороны отца новорожденного, если он первенец, если это второй (третий) ребенок, то это обязанность самих родителей.
Гости рассаживаются за столом. Пока гости собираются, разговор идет об урожае, о плодовитости скота, о погоде. Когда хозяин дома сообщает, что все приглашенные гости собрались, мулла приступает к обряду имянаречения.  Речь свою он начинает издалека. Диалог приводится с целью обратить внимание на его иносказательность и мудрость, выкованную народом в борьбе за сохранение своего рода.
2.2.Обряд имянаречения в нашей семье.


В моей семье этот обряд полностью не сохранился, осталось
только лишь самое главное. Сейчас я расскажу, как этот обряд проводится в моей семье. Я - самая старшая дочь и самая старшая внучка в моей семье. Когда прошло 40 дней после моего рождения,  мне по нашему обычаю «дали имя», т.е. сделали аят имянаречения, на котором мулла Фарит Шакирович  читал молитву и дал мне имя. Странным было услышать от бабушки, что наши имена «метрические» не совпадают с именами муллы.  По документам у меня одно имя, а на аяте мне дали другое имя. Мулла прочитал молитву. В правое ухо, затем в левое три раза мне сказал «твоё имя Аниса», что в переводе означает — маяк, (об этом знают только самые близкие мне люди), а по документам  я - Олеся. После бабушка рассказала, что эта делается с целью обмануть шайтана. Как только Мулла прочитал молитву, (я лежала на подушке и  мне «дали имя»), началось вручение подарков ребёнку, то есть мне, а потом уже началась церемония угощения и чаепития.  Три года назад на свет появился ещё один член моей семьи, обряды и традиции  совсем не изменились, ему, так же как и мне, и моей младшей сестрёнке «дали имя», он - Артём, но имя, данное муллой - Арслан, что означает «Лев». С целью «расшифровки» имен моих многочисленных родственников, я попыталась проинтервьюировать и старшее, и младшее поколение. Оказалось, молодежь ни значение своего второго имени, даже своё второе имя не знают! Тогда я решила создать  свой мини-словарь. Надеюсь, что с этой проблемой я справилась.

Главной хранительницей семейных обрядов в нашей семье считается моя бабушка - Низамутдинова  Самсинур  Анваровна, ей 62 года.(Приложение 5) Именно она научила мою маму, а затем и нас, своих внучат,  приготовлению наших национальных блюд.

К обряду имянаречения мы готовились несколько дней - выбирали подарки, обсуждали меню.

В ходе своей работы я узнала, что

1. Имянаречение – традиция, это повторяющееся, понятное окружающим совместное действие, обряд, ритуал, передающийся из поколения в поколение;

2.В нашей  семье есть много других хороших традиций, которые в будущем, я хотела бы принести и в свою семью.

На традициях основаны воспитание, правила поведения и духовность. А это значит, что семья выдержит любые трудности, и будет идти по жизни  смело и уверенно.

На основании результатов данного исследования я пришла к выводу, что семейные традиции, почитание старших, трудолюбие, вера – важные понятия для семьи, которые делают ее  крепкой и дружной.

Я считаю, что я достигла поставленной цели. Я подтвердила свою гипотезу. Действительно, среди людей нашего времени есть люди, которые придерживаются определенных традиций и соблюдают их. В ходе работы я узнала много интересного о традициях имянаречения других народов. Эта работа научила меня многому. Я узнала много интересных фактов. И пришла к выводу, что в каждой семье должны соблюдаться традиции. Ведь в каждой семье, нации, стране есть свои интересные традиции, которые иногда очень забавны и поучительны. Мы должны хранить то, что создали наши предки.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

Низамутдинова Олеся Нурисламовна

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЗНАКОМСТВА С КУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ РОССИИ

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

с оценкой «____» (____________)

«_____» _____________ 2021 года

Участие в Конкурсе рефератов:

Рекомендован _________________

подпись руководителя

Не рекомендован ______________

подпись руководителя

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс: 2, группа: 26

Руководитель: Городцова Е. С., преподаватель МДК 01.01 Теоретические основы обучения в начальных классах высшей квалификационной категории

Челябинск, 2021


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические аспекты воспитания младших школьников на основе культуры народов России

1.1. Исторический обзор традиций воспитания у разных народов РФ

5

1.2. Сущность понятий и взаимосвязь «культура», «воспитание», «этнокультура»

6

1.3. Возрастные особенности школьников, как носителя этнокультуры

9

1.4. Особенности реализации основ этнокультурного образования в системе начального обучения

1.5 Организация учебно-воспитательного процесса в рамках этнокультурного образования и воспитания младших школьников

16

Выводы по 1 главе

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

21

ГЛОССАРИЙ

22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

23

ПРИЛОЖЕНИЕ

25

ПРИЛОЖЕНИЕ

25

ВВЕДЕНИЕ.

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы морали, этики, духовности. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие.

В Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, культурных и других ценностей. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».[1]

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис.

 Активные изменения общественно-политической ситуации в стране, возрождение этнического самосознания народов России, разнообразие этнокультурного облика российского социума, сложные процессы самоидентификации народов оказали влияние и на систему образования.

Народные традиции - это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело. Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях. Богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.

Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении. Это является залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников.

Воспитание младших школьников на традициях народной педагогики способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.

Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что "воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ". И также предполагает, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы. Исследователи народной педагогике Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики которые обогащают и дополняют нас.

Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью. Учёные Волков Г.Н., Измайлов А.Э., Виноградов Г.С., Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. и др. выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, дружбы товарищества и дружбы, честности и справедливости.Важность и ценность использования народных традиций народа в воспитании и развитии детей в своих работах подчеркивали И. Я. Яковлев, С. М. Михайлов. Современная начальная школа взяла на вооружение весь опыт трудового воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, который был накоплен отечественной педагогикой :Ф. Ф. Абазов, А. Ф. Амиров, К. Ш. Ахияров, Г. Н. Волков, С. И. Гореславский, Е. П. Кондратьева, А. И. Кочетов, А. С. Макаренко, З. А. Петрова, В. А. Поляков, Т. Н. Проснякова, С. П. Руссков, В. Д. Симоненко, М.Н. Скаткин, В. А. Сухомлинский, Н. А. Цирулик, И. Д. Чернышенко и другие.

Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, тем, что через   народные традиции ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах, ребенок проявлять себя и развиваться. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Если продолжать знакомить ребенка в школе с народными традициями, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.

Воспитательное значение этих социальных явлений заключается в том, что они вызывают горячее стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам. Необходимо создать у младших школьников определенное отношение к народным традициям и обычаям, отношение глубокого уважения, понимания их сущности, желание изучать и следовать примеру людей, носителей этих явлений.

На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе знакомства с культурой народов России во внеклассной работе»

Цель исследования: на основе анализа современной научной психолого-педагогической литературы дать характеристику понятия «духовно-нравственное воспитание» и выявить особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников на основе знакомства с культурой народов России.

Задачи исследования:

  1.  Рассмотреть историю традиций воспитания у разных народов Российской Федерации
  2.   Описать сущность понятий и взаимосвязь «культура», «воспитание», «этнокультура», «духовно-нравственное воспитание»
  3.   Описать возрастные особенности младших школьников как носителя этнокультуры
  4.   Сделать выводы по итогам пройденного исследования

Начиная с XVI в. в состав России стали входить территории с населением, исповедовавшим ислам, — Поволжье, Сибирь, позже Северный Кавказ, Средняя Азия. Часть этих народов, прежде всего татары, перебираются в Центральную и Западную Россию (Прибалтику, Санкт-Петербург, Москву и др.), принося с собой свою систему воспитания детей. Ее особенности во многом предопределялись исламом, поэтому кратко остановимся на этом религиозном учении.

Ислам — одна из грех мировых религий, объединяющая 1,3 млрд представителей разных народов земли. Слово «ислам» в переводе означает «религия мира». Последователей ислама называют мусульманами от арабского «муслим» — «преданный, покорный (Богу)».

Ислам — религия мира, добра, терпимости.

На части территории России ислам господствует более 1300 лет, формируя ментальные черты отдельных этносов, определяя содержание и характер воспитания детей. Огромным было влияние ислама на быт, образ жизни людей, стиль внутрисемейных отношений, нравственные установки, эстетические пристрастия. Воспитание, сложившееся в значительной мере под воздействием этой религии, закрепляло, передавало из поколения в поколение исламский взгляд на мир.

Особенность ислама состоит в том, что это не только религия — это делая цивилизация, культура, образ жизни, воспитание. Для ислама характерно внутреннее единство, неразделенность духовного и светского начал, в результате чего нормы поведения, продиктованные религией, стали руководством для родителей в их повседневном общении с детьми.

Воспитание детей в исламе является фардом для родителей и занимает одно из важнейших мест в поклонении мусульманина. Счастье на том свете также зависит от умения человека воспитывать свое потомство, ведь если дети будут воспитаны оторванными от исламской веры, то их родители понесут бремя ответственности за свою небрежность в вопросе воспитания детей по Исламу, а правильное воспитание является гарантией обретения счастья и в этом мире, и в том, удержанием от вступления на неправильный путь. Необходимо обратить особое внимание, что в процессе воспитания детей, их обучения и образования должны принимать участие оба родителя. Первое свое воспитание согласно исламской традиции дети получают от матери, так как первые годы своей жизни они более привязаны к матери, особенно при грудном вскармливании. Отец также занимает важное место в воспитании, являясь примером для подражания. Правильно воспитать ребенка возможно соблюдая методолгию воспитания, придерживаясь исламских принципов и сунны пророка Мухаммада ﷺ, сохраняя семейный очаг от внутренних конфликтов, являя собой пример для подражания у вашего ребенка.

Первое, на что ислам указывает обратить внимание, это выбор жены, то есть матери для своих будущих детей. Для воспитания праведного потомства важно, чтобы мать ваших будущих детей была привержена Исламу и имела хорошее происхождение. Вспомним слова Пророка Мухаммада ﷺ, который говорил, что при выборе супруги следует принять во внимание четыре фактора: ее знатность, богатство, религию и красоту, но выбрать в итоге следует ту, которая неукоснительно придерживается религиозных заповедей.

Выбирая жениха для своей дочери, родители должны сделать выбор в пользу верующего мусульманина, который понимает религию ислама, совершает намаз и соблюдает остальные предписания Ислама. Если есть на примете такой человек, то нет ничего дурного в том, чтобы говорить ему о своем желании выдать за него замуж дочь. Выдать дочь замуж – это очень ответственное и важное дело, к которому родители должны проявить максимум внимания. Это даже гораздо важнее, чем выбор невесты при женитьбе сына, ведь сын, женившись неудачно, еще имеет шанс исправить жену, но вот девушка, которая выдана замуж за плохого человека, не сможет изменить свою судьбу и, возможно, до конца жизни вынуждена будет мириться с плохим характером и недобропорядочным поведением своего супруга.

В деле воспитания детей в исламе на родителей возлагаются обязанности привить им концепцию Единобожия, правильную акыду об Аллахе. Родители в процессе воспитания должны обучить своих детей исламу, всем обрядам поклонения, которые необходимы каждому мусульманину, чтобы приблизиться к Творцу.

Важно обучить ребенка правилам ислама, чтобы у него было полное понимание концепции таухида, к которой относиться легкомысленно недопустимо в любом возрасте, потому что именно ею устанавливаются границы ислама. Вера в Аллаха или Иман включает в себя ряд основных понятий ислама, которым родители обязаны обучить своих детей. Это вера в существование Аллаха, в то, что именно Аллах – единственный Бог во Вселенной, который является в ней высшим существом и превосходит в этой Вселенной все, что в ней есть. Это вера во владычество Аллаха и вера в поклонение ему, в то, что только один Аллах достоин поклонения.

  • Когда малышу исполнится шесть лет, следует начать учить его совершению намаза, чтению Корана.

Обязательно отправьте его на учебу в медресе, познакомьте его с хадисами. Следует чаще рассказывать детям о таких личностях как пророки, сподвижники и табиины, особенно о Посланнике Всевышнего Мухаммаде ﷺ, о таких сподвижниках, как Абу Бакр, Умар и др, о табиинах и др. праведных предшественниках или саляфах, как Хассан аль-Басри, Мухаммад ибн Сирин, Умар ибн Абдуль-Азиз, Ахмад бин Ханбал и прочих, а также об исламских ученых, как ибн Таймие, ибн аль-Кайиме, ибн Касире и др. Эти знания будут полезны детям еще и потому, что все эти личности являются для них примером, который научит их ценить отношения со Всевышним и вести праведную жизнь.

Не всегда просто будет детям запомнить историю жизни всех вышеупомянутых личностей, но знать их имена, а также то, за что они уважаемы мусульманами, родители обязаны. Посеяв в ранние годы семена уважения к вышеупомянутым личностям в детских сердцах, родители создадут тем самым все условия, чтобы их ребенок в будущем стремился сам узнать о них больше. Ребенку важна помощь взрослых в вопросе, какой образец для подражания избрать для себя, ведь, ориентируясь на этот образец, ребенок в дальнейшем будет моделировать свой характер и поведение. Если родители в ранние годы посеют в сердцах детей семена уважения к этим личностям, то когда они станут старше, сами будут стремиться узнать о них.

Научите детей приветствовать правильно и тактично других людей, чтобы они знали, что при встрече следует пожать руку;

Ребенок должен быть приучен поминать Аллаха;

Использовать сивак, а также должен посещать мечеть, в том числе и для совершения намазов-таравихов и коллективных намазов.

Христианская традиция «Почитай отца своего» плавно легла в русло славянских языческих традиций почитания старших. По мнению историков, изучающих тот далекий период, Русь заимствовала не столько идеал воспитания Нового Завета, основанный на проповеди любви, кротости, ценности каждого человека, сколько старый идеал Ветхого Завета – во многом суровый. По нему служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, оскорбление их – его оскорблению.

Почитание родителей было не столько добродетельной жизнью христианина, сколько было основано на выполнении сыновнего долга. Но именно уважение старости – было главной основой воспитания детей на Руси. Семьи были большие, бабушки и дедушки жили вместе с молодыми, передавали им свой жизненный опыт. Так представлялась преемственность традиций в русской семье. Христианская традиция «Почитай отца своего» стала основой воспитания на Руси.

Огромное внимание наши предки уделяли воспитанию в детях почитания и бережного отношение к природе, так как «Земля – кормилица» давала урожай. Не будет его – пропадет род. Нельзя было, стоя на земле, говорить о ней плохо, ибо «Мать Земля не простит этого». Специальные запреты (запуки) оберегали природу от бессмысленного уничтожения – охраняя птиц, зверей. «Синицу не зори – будет дома пожар», «Не трогай пчел – будешь плакать».

Очень сильны были на Руси традиции гостеприимства. Н.М. Карамзин писал, что, уходя из дома, наши предки даже не закрывали дверь, оставляя еду на столе для гостя. В давние времена хозяин своей головой отвечал за сохранение жизни гостя. Сегодня дома же современных горожан все больше походят на крепости, куда нет входа посторонним. Да и встречи с друзьями все чаще переносятся в кафе и рестораны.
Еще в воспитании прививалась любовь к своему Отечеству: «Своя земля и в горести мила», «С родной земли умри, не сходи».

Детей из разных сословий готовили к выполнению определенных ролей в обществе. Трудовое воспитание было главным. Дети крестьянские часто, не зная грамоты, умели выполнять с ранних лет трудовые обязанности по дому, а лет с 6-7 делали почти полностью работу взрослых – пахали землю, ловили рыбу. Девочки ухаживали за младшими братьями и сестрами, готовили пищу. Детей купцов учили вести торговые дела, обучая грамоте, счету, детей правителей приучали к исполнению государственных дел, заботе о своих подданных, защите их.

Среди русских князей в древности существовал обряд посажения сына на коня. Этот обряд был особой гордостью. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в два-три года. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он вырастет. Примерно в этом же возрасте мальчику вручали его первый меч. В 12 лет юноша получал второй меч. Он был обязан в совершенстве овладеть военным делом, боевыми приемами владения мечами и стать воином, защитником своего города.

Очень любопытно в связи с этим кормильство на Руси. Кормильцы – специально подобранные воеводы, знатные бояре из отдаленных областей государства, в семью которых на обучение и воспитание отправляли сыновей из княжеской семьи. Кормилец выполнял роль наставника в делах управления, на него возлагались все обязанности по воспитанию мальчика.

Сейчас много разговоров относительно того, что дети не хотят учиться. А ведь очень важно, как в обществе относятся к знаниям вообще. Русские пословицы, поговорки, и иные источники позволяют утверждать, что обучение, знание весьма ценились на Руси. «Учить – ум точить», «Ученье в детстве – как резьба по камню», «Гни деревце, пока гнется, учи дитятку, пока слушается». Очень почитались книги как источник знания. Они бережно переписывались, хранились. Огромными библиотеками владели монастыри.

Ученики монастырских школ могли пользоваться книгами. На Руси утвердилось отношение к знанию как исходящему от Бога духовному опыту. В Изборнике 1076 года написано, что чтение книг – «доброе дело» для каждого христианина, ибо там слова Божьи.

Детей учили – с детства читаешь святые книги – совершаешь добрые дела. Надо ли говорить, что подавляющее число книг на Руси имело религиозный характер, и очень популярны были жития святых, откуда детишкам предлагалось брать пример для подражания?

Древнерусские женщины, особенно из царских и княжеских семей знали «инемние» (иностранные) языки, азы геометрии, арифметики, астрономии, медицины. Воспитывая детей, они старались передавать им свои знания.

Так, «до излиха вкусившей мудрости книжной» назвал летописец Ксению Юрьевну, дочь князя Тарусского, мать и воспитательницу князя Михаила Тверского. Янка, или Анна Всеволодовна (XII век), княгиня киевская, обучала «младых девиц» «писанию, також и ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети трудолюбие».

В старых сказках и былинах положительный герой всегда умен, воспитан и образован, а злодей, напротив, груб и невежествен. Даже при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им начальное образование. О воспитании мальчиков на Руси стоит сказать несколько слов отдельно. Первое письменное свидетельство о воспитании мальчиков на Руси в привилегированной княжеско-боярской среде можно встретить в начальной русской летописи – «Повести временных лет» там, где говорится о юных годах сына Игоря Старого и Ольги – Святослава.Впервые Святослав появляется в летописном рассказе во время похода Ольги в Древлянскую землю. Его сажают на коня и дают в руки копье. «И когда сошлись обеими полками на схватку, сунул Святослав копье на Древлян, и пролетело копье между ушами коня и ударило коню в ноги, потому что [Святослав] был еще ребенком» (в подлиннике – «дитеском»). «И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем».Из этого эпизода видно, что маленький князь воспитывался, прежде всего, как воин, и не будущий, а как бы уже действующий. Символически подающий пример дружине броском копья или выстрелом из лука.
Полтора века минуло со времен Святослава Игоревича, когда был написан замечательный памятник литературы – «Поучение Владимира Мономаха своим детям» – свод жизненных правил, которые завещал своим потомкам православный князь, праправнук Святослава. Старый мудрый князь, приготовляясь к смерти, «сидя на санях», размышляет о самом главном в жизни с точки зрения церковного учения и семейной морали русской знати.