Дети с гармоничным типом развития. Дети с дисгармоничным типом развития
учебно-методическое пособие

Погодин Александр Александрович

Дети с гармоничным типом развития. Дети с дисгармоничным типом развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_1.docx15.46 КБ

Предварительный просмотр:

Параметры

Дети с гармоничным типом развития

Дети с дисгармоничным типом развития

Психическое развитие

Дети с гармоничным типом развития одаренности имеют собственные идеи, отстаивают их. Часто наблюдается специфическая направленность одаренных детей.

Этот тип развития характеризуется синхронностью всех сторон личности: когнитивной, эмоциональной, социальной и физической.

Дисгармоничный тип развития определяется неравномерностью психического развития (диссинхрония), которая прямо влияет на личность.

 Для таких детей, по мнению Бексяк М. В., характерно значительное опережение в умственном и художественно-эстетическом развитии. Эмоциональная, социальная и физическая сферы при этом не успевают развиваться

Качества личности

Стремление к творческой деятельности.

Наличие собственной позиции, идей. Потребность в поиске новых способов решения проблем.

Повышенная самостоятельность в процессе обучения, связанная с высоким уровнем развития процессов саморегуляции.

Наличие ярко выраженной внутренней мотивации, которая проявляется в высоком уровне познавательной потребности, огромной любознательности, страстной увлеченности любимым делом. Высокий уровень концентрации внимания на проблеме исследования. Перфекционизм, стремление к совершенству. Независимость (автономность), отсутствие склонности действовать, думать и поступать сообразно мнению общества

Неравномерность психического развития (диссинхрония).

Как правило, наблюдается значительное опережение в умственном или художественно-эстетическом развитии и отставание в эмоциональном, социальном и физическом плане. Чрезмерная специализация интересов, соответствующих незаурядным способностям.

В системе личностных приоритетов важнейшее место занимает деятельность, связанная с содержанием одаренности.

Противоречивость, нестабильность самооценки: в одних случаях — очень высокая, в других — сомнение в своих силах и крайняя неуверенность в себе.

Характерный для одаренных детей перфекционизм превращается в повышенную требовательность и мучительную неудовлетворенность собой, самобичевание, что порождает длительные переживания неудач, тяжелейшие стрессы, депрессивные состояния.

Роль семьи

Чрезвычайное, необычайно высокое внимание к ребенку.

Родители часто сами отличаются высокими познавательными интересами; они или заняты в сфере интеллектуальных профессий, или имеют разного рода интеллектуальные хобби.

Общение с ребенком выходит за пределы бытовых вопросов и строится на совместной познавательной деятельности: общие игры, обсуждение решений сложных задач, совместные творческие занятия и т.д.

Дружеский характер взаимоотношений в семье. Обучение не носит самодовлеющий характер, приоритет отдается содержательной стороне развития ребенка.

Часто именно один из родителей на долгие годы становится для ребенка наставником

Для развития детской одаренности не являются значимыми неблагоприятные условия жизни (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т.д.).

Для гармоничного становления личности одаренного ребенка, развития его способностей прежде всего важно повышенное внимание родителей. Сосредоточенность жизни семьи на одаренном ребенке может приводить к отрицательным воздействиям: попустительству по отношению к развитию у ребенка социальных и бытовых навыков; ограничению его душевной автономии; торможению процессов саморегуляции.

Особое внимание к школьному обучению, вмешательство в учебный процесс ребенка, конфликты с администрацией и педагогами

Взаимодействие со сверстниками

Высокая адаптация к учебной деятельности способствует установлению высокого статуса одаренного ребенка в коллективе соучеников, он пользуется уважением и популярностью у сверстников. Являются лидерами, так называемыми звездами класса в тех школах, где обучение имеет особую ценность

Общение со сверстниками не входит в сферу интересов, существуют проблемы межличностного взаимодействия.

Не являются лидерами в своей дворовой или школьной группе. Наблюдается повышенная конфликтность.

Необычное поведение одаренного ребенка, его странность и непохожесть на сверстников вызывают насмешки и непонимание одноклассников.

Отличаются неконформностью, несоблюдением некоторых норм и требований коллектива


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гармоничное развитие детей в театрализованной деятельности"

Гармоничное развитие детей в театрализованной деятельности.  Чуткость , восприимчивость к красотев детские годы несравненно глубже, чемв поздние периоды развития личности. Потребность в крас...

Целевая комплексная адаптированная программа воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разновозрастной группы семейного типа №2 «Дружная семейка»

Пояснительная записка. Политика управления образования, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в учреждениях государственного воспитания  определяется Программой развития образо...

"Особенности развития детей с задержкой психического развития"

Особенности развития детей с задержкой психического развития...

Чтение как важный компонент развития детей с задержкой психического развития.

В данной статье рассматриваются механизмы чтения у детей в норме и ЗПР...

Использование элементов по социально-эмоциональному развитию детей с задержкой психического развития на занятиях с учителем-логопедом

При работе с обучающимися с задержкой психического развития возможно, применять различные коррекционно-развивающие, воспитательные, педагогические технологии, позволяющие добиваться положительно...

"Гармоничное и твореское развитие детей на уроках музыки"

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки — одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и ...