Рекомендации педагогам образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику
учебно-методическое пособие

Погодин Александр Александрович

Рекомендации педагогам образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.rekomendatsii_inklzpr.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику

Еще совсем недавно детей с ограниченными возможностями здоровья выводили из общеобразовательной школы на надомное или дистанционное обучение, и в коррекционные школы. Однако, с вступлением в силу закона «Об образовании в Российской Федерации», дети с проблемами психофизического развития получили возможность обучаться в общеобразовательной школе вместе со здоровыми сверстниками. В его рамках не ребенок должен подстраиваться под школу, а школа обязана создавать такие условия, при которых все ученики включаются в образовательный процесс. Инклюзия способствует тому, чтобы каждый ребенок, обучаясь, чувствовал себя принятым, чтобы его потребности учитывались, а способности были оценены.

 Учитель, в класс к которому попадают дети с ограниченными возможностями здоровья, встает перед проблемой: как эффективно учить детей данной категории, какие методы, приемы следует применять в педагогической практике?

Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования заключаются в следующем:

  • проблема неприятия детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);
  • проблема непринятия идеологии инклюзивного образования;
  • трудности в понимании и реализации подходов к обучению детей с ОВЗ;
  • нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся  детей вместе с детьми с ОВЗ;
  • неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;
  • трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.

Специфика работы педагога с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования заключается в том, что он имеет дело с обучающимися, у которых имеются не только нарушения в физическом здоровье, но и нарушения познавательной деятельности,  изменения личности в целом.

Содержание работы педагога, реализующего инклюзивную практику, должно быть подчинено задаче коррекционного воздействия, направленного на развитие  ребенка.

Следует выделить направления работы педагога.

 1.Диагностическое направление.

 Диагностическая работа педагога является составной частью

комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк.

 Основная задача этого направления прогноз возможных трудностей обучения и развития каждого ребенка, определение причин и механизмов уже возникших проблем.

 Для решения задач этого направления педагог может:

 –ознакомиться с личным делом, педагогической характеристикой, заключениями врачей и другой документацией о развитии ребенка с ОВЗ;

–побеседовать с родителями или законными представителями ребенка;  

–понаблюдать за ребенком в образовательном учреждении и за его пределами;

 –изучить продукты деятельности ребенка (тетради, рисунки, подели и т.п.);

–воспользоваться  результатами диагностического обследования других специалистов образовательного учреждения.

2.Коррекционное направление.

 Коррекционное направление работы педагога, реализующего инклюзивное образование, представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность, личностную сферу ребенка с ОВЗ  в динамике учебно-воспитательного процесса.

 Основные направления коррекционно-развивающей работы:

–сенсорное и сенсомоторное развитие;

–формирование пространственно-временных отношений;

 –умственное развитие (мотивационный компонент, операционный и регуляционный компоненты);

 –нормализация ведущей деятельности возраста;

 –формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях

окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

 Для этого педагог использует индивидуальные и групповые коррекционные занятия, беседы; вовлекает детей в творческие работы по интересам; привлекает родителей к работе с детьми.

3.Аналитическое направление.

 Аналитическое направление включает анализ процесса коррекционного воздействия на развитие ребенка.

4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

 Консультативно-просветительская и профилактическая работа проводится для оказания помощи родителям, администрации образовательного учреждения и другим специалистам в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

5. Организационно -методическое направление. Это направление деятельности педагога включает подготовку и участие в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации.

    Таким образом, в своей работе педагог, работающий с детьми с ОВЗ в инклюзивном образовании, активно включается во все сферы образовательного процесса. Он организует свою деятельность в условиях взаимодействия специалистов, совместно с ними разрабатывает и реализует комплексные индивидуальные программы коррекции и развития, участвует в заседаниях консилиума, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами, родителями и законными представителями детей.  

 В качестве примера приводим рекомендации по отдельным категориям  детей с ОВЗ.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

  1. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённых усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
  2. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
  3. Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого  ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
  4. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
  5. Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.
  6. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
  7. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
  8. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
  9. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
  10. Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
  11. Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.
  12. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).
  13. Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
  14. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов
  15. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
  16. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.

Рекомендации педагогам, в классе которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендации педагогам, в классе которых обучаются дети с нарушением зрения

 1.Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения. Далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения, а некоторые дети, испытывая чувство стеснения, не надевают их в окружении сверстников.

 2.Рабочее место ребенка с нарушением зрения располагается в центре помещения, на первой

–второй парте. Лучше, если оно будет оснащено дополнительным освещением.

3.Педагогу, работающему с таким ребенком, рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.

 4. В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка. Рекомендуются занятия с таким ребенком, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

 5.Рекомендуется смена видов деятельности, с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в образовательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.

 6.Необходимо использовать в наглядном материале яркие цвета, адаптировать наглядный материал: обвести черным цветом контуры изображений. Педагогу следует ближе подходить к ребенку, чтобы он не только слышал его голос, но и видел мимику и артикуляцию произносимых звуков.

    7.Обучение слабовидящих ведется по учебникам массовой школы, которые печатаются более крупным шрифтом и специальными преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия.

 8. Во время проведения уроков следует чаще переключать учащихся с одного вида деятельности на другой. Педагоги должны учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих школьников. Так, непрерывная зрительная нагрузка (например, чтение) в первых классах не должна превышать 7-10 минут).

Однако для некоторых слабовидящих, например, с атрофией зрительных нервов, центральной атрофией сетчатки, может быть утомительна и такая нагрузка. Поэтому к дозированию зрительной работы надо подходить строго индивидуально, неуклонно следуя рекомендациям офтальмолога.

 9.Положительное влияние на поддержание работоспособности учащихся и предупреждение зрительного переутомления оказывает проведение физкультурных пауз. Во время них выполняют дыхательные упражнения, хватательные, сгибательные и разгибательные упражнения для кистей рук. Слабовидящие не должны выполнять упражнения, связанные с наклоном головы вниз и с резким движением тела, так как эти упражнения им противопоказаны.

 10.Слабовидящие дети должны размещаться ближе к естественному источнику света. При некоторых формах нарушения зрения (катаракта, помутнение роговицы) у детей наблюдается светобоязнь. Таких детей надо размещать дальше от источника света.

Рекомендации учителям, в классе которых обучаются дети с нарушением слуха

   Дети с нарушением слуха разделяются на две группы: слабослышащие, которые с помощью слухового аппарата или без него могут слышать устную (звучащую) информацию, и глухие, которые не воспринимают разборчиво на слух обращенную речь даже при наличии звукоусиления. И те, и другие обязательно используют свои навыки чтения с губ или зрительное восприятие устной речи (умение понимать устную речь по видимым речевым движениям говорящего). Для слабослышащих детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены   к совместному со слышащими сверстниками обучению, может быть эффективно интегрированное обучение.

   Состояние навыков чтения с губ у детей с нарушением слуха весьма различно и находится в прямой зависимости от уровня владения языком в его устной форме. Развитие речи в большинстве случаев, особенно у глухих детей, неудовлетворительно. Но зато они обычно владеют мимико-жестикуляторной речью и могут пользоваться помощью сурдопереводчиков. Наибольшие трудности испытывают дети с относительно недавно наступившей глухотой. Они обычно не владеют мимико-жестикуляторной речью, навыками чтения с губ. Разборчивое восприятие речи на слух отсутствует. Зато они выгодно отличаются уровнем речевого (языкового) развития, что позволяет им обучаться, используя в основном письменные источники информации. Общей проблемой для всех детей с нарушенным слухом является отсутствие навыков записи материала, быстрый темп речи педагога, практическая невозможность одновременно воспринимать и фиксировать предлагаемый материал. Педагог должен стараться делать небольшие паузы (3–4 мин.) после объяснения какого-либо вопроса, два и три раза повторять основные положения предлагаемого материала, использовать как можно шире иллюстративный материал. Ученик, имеющий нарушение слуха, обязательно должен быть слухопротезирован, т.е. иметь индивидуальные слуховые аппараты.

   Учитель, обучающий ребенка с нарушением слуха в общеобразовательном классе, должен:

- посадить ребенка за первую парту;

- не поворачиваться спиной к обучающемуся;

- четко задавать вопросы, обращаясь к ребенку;

- проверять рабочее состояние слуховых аппаратов;

- разрешать детям оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека;

- широко применять наглядность в целях более полного и глубокого осмысления учебного материала;

- речь учителя должна быть внятной, четкой, оптимальной громкости с переменными интонациями, приуроченными к тем местам объяснения,  которые имеют ключевое значение.

   

Рекомендации педагогам, в классе которых обучаются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

1.Следует подготовить детский коллектив к приходу ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.

 2. Важно правильно организовать двигательный режим во время игр и занятий (педагог подбирает наиболее удобную для ребенка позу во время работы за столом, на ковре и т. д.).

 3. Во время работы необходимо проводить  физкультурные пауза.

 4. Детям необходимо развивать тот или иной двигательный навык и воспитывать правильное о нем представление через ощущение движений:

-формирование навыка самообслуживания; развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. Следует помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует много времени и большого терпения со стороны педагога. Воспитание двигательных навыков целесообразно проводить в ходе интересных и понятных для ребенка игр; все предлагаемые ребенку занятия должны соответствовать его двигательным возможностям.

 5. Необходимо развивать ручные навыки каждого ребенка:

произвольно брать опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определенное место, выбирать.

 6.Педагог должен проводить тесную работу с родителями.

 7.Педагогу необходимо подбадривать детей при неудачах, поощрять за малейший успех.

8. Педагог должен посадить учащегося с нарушением опорно-двигательного аппарата на тот ряд и на ту парту, которые позволят ребенку свободно стоять или выходить из-за парты; пространства на столе должно быть достаточно для манипуляции учебными принадлежностями.

 9.Необходимо варьировать формы выполнения письменных заданий. Если ребенок не успел выполнить задание полностью письменно, часть задания он может ответить устно. Следует рационально определить дозировки письменных и контрольных работ

 (индивидуальный подбор объема и способа выполнения заданий)

10.Необходимо крайне аккуратно дозировать нагрузку, как в школе, так и дома, нужно давать ребенку перерывы при выполнении продолжительных заданий. Таких детей лучше более интенсивно нагружать в начале урока, в начале учебного дня и снимать нагрузку в конце занятий.

11.Понаблюдав за учеником первое время, учитель должен понять, в какой позе ему удобнее выполнять письменные работы, как удобней отвечать: сидя или стоя.

 

Рекомендации педагогам при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

При планировании и проведении занятий необходимо учитывать специфические особенности детей с ТНР.

 Организуя работу с ними, целесообразно:

-          осуществлять сугубо индивидуальный подход к ребенку с учетом его возрастных и психических особенностей;

-          обеспечивать положительную мотивацию выполнения заданий, с тем, чтобы повысить эффективность обучения;

-          чередовать различные виды деятельности;        

-       включать в занятия тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций и т.д.

  1. Создание щадящего режима.
  2. Использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям учащихся.
  3. Зная особенности детей с ОНР, для лучшего восприятия изучаемого материалоа, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного).  
  4. Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми. Говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса.
  5. Спокойные, уверенные движения, отсутствие суетливости, самообладание во все моменты жизни.
  6. Всегда и во всем уметь до конца доводить начатую с ребенком работу, проявлять настойчивость.
  7. Детям и подросткам со сниженной работоспособностью при наличии выраженных невротических расстройств аффективном поведении можно организовать индивидуальный щадящий режим (снижение объема знаний, дополнительный день отдыха в течение недели), предложить рекомендации по обследованию врачами специалистами. (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.)
  8. Основные рекомендации учителю в добукварный и букварный период предусматривают:

-развитие у детей двигательных ощущений и осознанность выполнения графических движений руки;

-формирование зрительно-двигательного образа буквы;

-формирование пространственного восприятия, зрительной памяти;

-развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

-формирование фонетико-фонематического слуха с обязательным проговариванием вслух при письме;

-исключение безотрывного письма, формирование графического образа буквы по элементам;

-использование визуального, аудиального, кинестетического каналов восприятия при обучении.

-использование линейки во время чтения для его облегчения;

- освобождение обучающихся от контрольных срезов по выполнению норм техники чтения. (Васильева О.В. Инструктивно-методическое письмо «О едином подходе к обучению детей с нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку». Томск, 2007.)

Рекомендации учителям при работе с детьми с психоподобным поведением, СДВГ

 

  1. Помогайте ребенку организовать свою работу, но не делаете это вместо него. Делайте вместе, а не вместо ребенка;
  2. Для выше названной цели задавайте ребенку организующие вопросы. Пример: «Как ты будешь решать эту задачу?», «Что ты будешь делать вначале, а что в конце?», «Как ты распределишь время на выполнение задания?» и т. д.;
  3. Для помощи ребенку в составлении плана действий используете наглядность (цветные стикеры, часы, песочные часы, схемы и т.д.);
  4. Если ребенок сделал ошибку, не говорите сразу, какую именно ошибку он совершил. Можно сказать так: «в этой строчке ошибка, постарайся найти ее»;
  5. Оценивая текучую работу, выставляете оценки по разным критериям: за красоту написания, за скорость, за точность и т.д.
  6. Давайте четкие инструкции. Не используете сложных предложений;
  7. Не берите с таких детей обещаний. Они все равно их не выполнят;
  8. Хвалите за терпение и сдержанность на уроке. Важно больше хвалите за хорошее поведение, чем ругайте за плохое;
  9. Если ребенок плохо себя ведет на уроке, то постарайтесь не делать ему вербальных замечаний;
  10. По возможности постарайтесь посадить ребенка с СДВГ ближе к учителю;
  11. Четко обозначьте правила поведения в школе. В случае если ребенок их нарушил, не ругайте его за это. Просто напомните ему о правилах. Пример: «Какие у нас правила? В нашей школе правило ходить в сменной обуви»;
  12. Проговариваете детям план урока. Предупреждайте детей о тех или иных действиях заранее;
  13. Давайте только одно задание на определенный период времени;
  14. Во время урока можно использовать таблички: «Время работать», «Время отдыхать»;
  15. По возможности чередуйте на уроке различные типы деятельности;
  16. Не забывайте о физминутках;
  17. Просите ребенка с СДВГ помогать Вам во время урока. Например, раздать тетради, смочить тряпку и т. д.
  18. Во время физминуток и перемен найдите время поиграть с детьми в различные игры, направленные на развитие произвольности поведения («Найди отличия», «Нос, пол, потолок»), на преодоление расторможенности («Скалолаз», «Совы и мыши», «Море волнуется», «Дождь» и т.д.), на контроль импульсивности («Кричалки, шепталки, молчанки», «Найди и промолчи» и т.д.).

Рекомендации учителям при работе с детьми  с умственной отсталостью

     При подготовке к урокам учителю-предметнику необходимо учитывать образовательные потребности и возможности особых учеников и обеспечивать им  дидактическую помощь путем адаптации учебного материала. Практикой подтверждается, что наиболее эффективным видом дидактической помощи (адаптации) является замена задания (задачи) аналогичным заданием, но с более простым содержанием. Значительную помощь оказывает и уменьшение объема учебной статьи, но с сохранением основных ведущих терминов, определений; сокращение подробных сведений, не несущих основной смысловой нагрузки, а также применение алгоритма действий; упрощение материала, изложение формулировок простым понятным языком с опорой на доступные примеры из жизни. Достаточно эффективным считается использование приема разделения материала на единицы (блоки) усвоения: алгоритм действий, выделение этапов, памятки по составлению выводов, составление логической цепочки событий, явлений и т.д. Допускается краткое, обзорное, ознакомительное изучение тем, не имеющих практической направленности и не находящих дальнейшего применения при изучении других тем. Крайне необходимым является разработка заданий практического характера, демонстрация примеров применения знаний в повседневной жизни, составление опор, памяток, схем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

Методические материалы по организации внеурочнойдеятельности в образовательных учреждениях, реализующихобщеобразовательные программы начального общегообразования...

Профессиональные задачи содержания деятельности педагогов образовательного учреждения по обеспечению готовности выпускника к прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Важнейшиезадачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться...

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовате...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» (для адаптивного образовательного учреждения, реализующего программы для детей с умственной отсталостью) 2 класс

Данная рабочая программа по учебному предмету «Математика» 2 класс составлена на основе следующих нормативных документов, регламентирующими составление и реализацию рабочих программ:Федера...

Единый мультимедийный информационный комплекс, обеспечивающий методическое сопровождение педагогического процесса и профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений.

Единый мультимедийный информационный комплекс, обеспечивающий методическое сопровождение педагогического процесса и профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений....

Методические рекомендации педагогам образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику

Рекомендации педагогам образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику...