ПК 4.3.
методическая разработка

Пешкова Анастасия Дмитриевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения в начальной школе

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

 Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.

Для того, чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе

необходимо выполнять условия ее выполнения:

Проблемное обучение целесообразно применять:

- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий;
- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности);
- когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени.

Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.

 М.Н. Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения:

1. Проблемное изложение знаний.
2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.
3. Исследовательский метод обучения.

 А также И.Я. Лернер - активный исследователь в области проблемного обучения -утверждает, что «проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения. Если бы школа стала на этот путь, оказалось бы, что молодое поколение вынуждено самостоятельно пройти значительную часть пути познания окружающего мира, который человечество прошло на протяжении своей истории. Проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько это допускает проблемный материал.

Примеры технологии проблемного обучения.

Русский язык. Тема: «Суффиксы –ик, -ек, -ок, -онок». УМК: «Школа России». 3 класс.

Урок письма. Тема: «Подумай и сравни», УМК «Перспектива», 1 класс.



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология в образовании.

Родоначальником понятия стал Н.К.Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

-Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
-Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
-Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
-Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья

учащихся. Отсюда возникают основные задачи:
-
обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
-
снижение уровня заболеваемости учащихся;
-
сохранение работоспособности на уроках;
-
формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
-
формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

В последние годы педагоги стали больше акцентировать свое внимание на вопросах обеспечения здоровья учащихся. Многие учителя стремятся включить школьников в различные виды двигательной, интеллектуальной, эмоциональной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, создать условия для их творческого самовыражения. Для этого они используют программы и методики формирования у детей ценностей ЗОЖ, применяют различные способы укрепления здоровья (дыхательную, корригирующую гимнастику, элементы психотерапии и др.).

Основные принципы здоровьесбережения в начальной школе

Принципы сформулированы Н.К.Смирновым.
-"Не навреди".
-Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
-Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
-Соответствие содержания обучения возрасту.
-Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
-Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

Примеры здоровьесберегающей технологии.

Урок письма. Тема: «Подумай и сравни», УМК «Перспектива», 1 класс.

Урок обучения грамоте. Тема: «Узелки на память», 1 класс, УМК «Перспектива».



Предварительный просмотр:

Игровая технология в обучении

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

-развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
-коммуникативную: освоение диалектики общения;
-самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
-игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
-диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
-функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
-межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
-социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

-свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
-творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

Р.Г.Хазанкина, К.В.Маховой и другие.

- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Примеры игровой технологии:

Финансовая грамотность. Тема: «Как правильно делать покупки?», 1 класс. УМК: «Введение в финансовую грамотность».

Литературное чтенеие. Тема: «Н.Н. Носов «Телефон», 3 класс. УМК: «Школа России».