ПК 4.4
методическая разработка

Рябкина Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:

Отчет по результатам анкетирования учителей начальных классов

Мною было проанкетировано 4 учителя начальной школы МАОУ «Образовательный Центр №1» (филиал)

Алгоритм отчета:

  1. Образование учителей: высшее
  2. Средний педагогический стаж: 30 лет
  3. Стаж работы в данном учреждении: 25-27 лет
  4. Примерная методическая тематика учителя: «Леворукие дети», «Работа со словарными словами»

        5.Посещаемые учебные, научные и методические мероприятия: семинары, педагогические советы, педсоветы.

        6.Формы повышения профессионального мастерства: курсы повышения квалификации, вебинары, семинары, конкурсы.

       7.Используемые педагогические технологии: ИКТ, проектные, игровые, критическое мышление, проблемные, проектные, развивающее обучение,  групповые, здоровьесберегающие.

  1. Образовательные программы: «Школа России»
  2. Занятость во внеурочной деятельности учителей: «Разговоры о важном», «Умники и умницы», «Юный краевед», «Практическая экология», «ИЗО»
  3. Качество обученности учеников (в %) по всем учителям: 75%
  4. Трудности, возникающие в профессиональной деятельности: безграмотные родители.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кутепова Дарья Анатольевна

Мыларщикова Татьяна Владимировна

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

с оценкой «____» (____________)

«_____» _____________ 2023 года

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс: 4, группа: 44

Руководитель: Ульянова Т.А

Челябинск, 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Здоровьесберегающие технологии…………………………………..4

1.1. Что такое здоровьесберегающие технологии?..............................................4

1.2. Цель и задачи здоровьесберегающих технологий………………………….5

1.3. Виды здоровьесберегающих технологий…………………………………...5

1.4. Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий………………….…..5

1.5. Система здоровьесбережения …..……………...………………………..6

1.6. Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий………6

ГЛАВА 2. Формы работы……………………………………7

2.1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья………………………7

2.2.Технологии обучения здоровому образу жизни….........................................8

2.3.  Коррекционные технологии………………………………………………...9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………10

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...11

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Закаливание …………….....……………………………….12

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Самомассаж………………...………………………………14

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Технология Су-Джок………………………………………17

ВВЕДЕНИЕ

                                      «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье –это важнейший труд воспитателя.

             От жизнерадостности, бодрости детей

                       зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

                 умственное развитие, прочность знаний,

                                       вера в свои силы».  

 В.А. Сухомлинский

В настоящее время человечество сталкивается с огромным количеством вызовов со стороны природы,  предъявляются  новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, не только к его знаниям и способностям,  но и к его здоровью. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции.

   Задача воспитания здорового ребенка является приоритетной в работе воспитателя дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются  черты  характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

   Согласно утверждению В.Т. Кузнецова и др., работа учителя реально становится важнейшим звеном в сохранении здоровья детей и отправной точкой здоровьесберегающей деятельности современного является реализация здоровьесберегающих технологий в условиях работы учителя психолого-педагогического процесса [4].

   Приказом Министерства Образования и науки РФ от 17.10. 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта школьного образования» представлена система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.[1] Учебная нагрузка, режим занятий воспитанников определяются  санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами[3].

   Таким образом, задача педагога – создать условия для правильного физического развития ребенка, обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий современному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников[2].

ГЛАВА 1. Здоровьесберегающие технологии

 1.1.Что такое здоровьесберегающие технологии?

   По определению Всемирной Организации Здравоохранения здоровье - это состояние физического и социального благополучия человека.

Здоровьесберегающий процесс - это специально организованное, развивающееся  во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей дошкольного возраста и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

   Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

1.2. Цель и задачи здоровьесберегающих технологий

   Цель здоровьесберегающих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

      Задачи:

-способствовать развитию у детей осмысленного отношения к физическому и духовному здоровью как единому целому;

- воспитывать у ребенка способности к самосозиданию, к овладению психологической самокоррекцией;

- обучать здоровому образу жизни, воспитывать культуру здоровья.

Важно достичь такого результата, чтобы наши дети не только обладали высоким потенциалом здоровья, вели здоровый образ жизни,   но имели бы и багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

1.3. Виды здоровьесберегающих технологий:

1. Медико-профuлактические технологии;

2. Физкультурно-оздоровительные технологии;

3. Здоровьесберегающие образовательные технологии в школе;

4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка;

5. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов школьного образования.

1.4. Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий[5]

- Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности школьников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды.

- Организация здоровьесберегающего образовательного пространства/

- Установление контактов с социальными партнерами по вопросам здоровьесбережения.

- Освоение педагогами методик и приемов здоровьесбережения детей и взрослых.

Внедрение разнообразных  форм  работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.

- Работа валеологической направленности с родителями.

1.5. Система здоровьесбережения в

- Различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул).

- Комплекс закаливающих мероприятий (хождение по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия, бодрящая гимнастика).

- Физкультурные занятия всех типов.

-Оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, тактильные дорожки).

- Организация рационального питания.

- Медико – профилактическая работа с детьми и родителями.

- Соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса.

1.6. Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий

- Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей.

- Проявление толерантности всех участников внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе.

- Внедрение научно – методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства и семьи.

- Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

- Снижение уровня заболеваемости.

ГЛАВА 2. Формы работы учителя

Анализ тематической литературы показывает, что  в чаще всего учителя используют здоровьесберегающие технологии по следующим  направлениям:

2.1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:                                 

- Динамические паузы - проводятся во время урока, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других.  

- Подвижные и спортивные игры – проводятся ежедневно во время перемен, а также на уроках физической культуры..[6]                                                                                   

- Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Задача состоит  не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе учителя используют специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, Моцарт),  звуки природы.                                                                                                    

- Гимнастика пальчиковая – проводится  индивидуально, либо с классом детей ежедневно, в любое свободное время. Рекомендована всем детям, особенно детям с речевыми проблемами. Систематические  упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тренирует мелкую моторику,  стимулирует речь, мышление, воображение.[7]

- Гимнастика для глаз - проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения.

- Гимнастика дыхательная - проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

2.2.Технологии обучения здоровому образу жизни.                  

 - проводятся 2 раза в неделю в спортивном зале и 1 раз на воздухе. Проводится в соответствии программой, по которой работает школа. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм.                                                                                   

- Игротерапия – проводится в свободное время. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано незаметно  для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.[10]                                                              

- Коммуникативные игры – проводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. Игры строятся  по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В  них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности.[8]

  - Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы.     

                                                                

                  

2.3.  Коррекционные технологии:  

- Арттерапия  – способ оздоровления детей посредством искусства, является методом благотворного психологического воздействия, направленный на восстановление и поддержание душевного баланса, а также на гармоничное развитие личности человека. Это огромный перечень увлекательных творческих мероприятий: деятельность по изотерапии: рисование, лепка, аппликация, оригами и т.д.; занятия музыки, пения и танца, а также чтение художественной литературы, сказок, драматическое искусство и многое-многое другое. Таким образом, комплексная методика арттерапии направлена на всестороннее развитие ребенка[9].

- Сказкотерапия -  проводятся 2-4 раза в месяц по 30 мин. Используется для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, А может прочитать ученик, или группа учеников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, здоровьесберегающая среда, созданная в условиях детского сада воспитателями, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков. Результатом эффективной работы учителя является снижение заболеваемости детей.

   Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

   Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21- го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников без ущерба для их здоровья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155  "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);

2. ФГОС ДО Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г.;

3. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с редакцией от 27.08.2015 г.):
Источник: https://zpp.guru/uslugi/sanpin-dlya-detskix-sadov/

4. Развивающая педагогика оздоровления, программно-методическое пособие, Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б., 2000.;

5. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс дошкольников, Шарипова Д.Д., /Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста»/, 2016
КиберЛенинка: 
https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-zdoroviesberegayuschih-tehnologiy-v-obrazovatelnyy-protsess-doshkolnikov;

6. Подвижная игра как средство реализации ФГОС ДО, Кошкина Н.Р.

КиберЛенинка: Для чего нужна пальцевая гимнастика ребенку?,  научная статья по специальности «Народное образование. Педагогика», Архипова Е.Ф.

 КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/dlya-chego-nuzhna-paltsevayagimnastika-rebenku

7. Для чего нужна пальцевая гимнастика ребенку?,  научная статья по специальности «Народное образование. Педагогика», Архипова Е.Ф.

 КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/dlya-chego-nuzhna-paltsevayagimnastika-rebenku.

8. Нестерюк Т.В. Игровая психогимнастика как форма оздоровительно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Дис. канд. пед. наук. - М., 2000.;

9. Развитие мелкой моторики детей 2-4 лет средствами пластилинографии, научная статья по специальности «Народное образование. Педагогика», Денисова Л.Ю., КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-melkoy-motoriki-detey-2-4-let-sredstvami-plastilinografii;

10. Игровая компетентность воспитателя научная статья по специальности «Народное образование. Педагогика», Смирнова Е.О.
КиберЛенинка: 
https://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya-kompetentnost-vospitatelya

Приложение 1

Босохождение

   Процедура «Босохождение» - это действенный метод закаливания детей, который к тому же является хорошим средством укрепления связок стопы, формирования свода стопы – профилактики плоскостопия. На поверхности стопы находится множество активных точек, которые должны стимулироваться для поддержания общего здоровья, а происходит это только при хождении босиком. 

   Закаливающая процедура «Босохождение» применяется начиная с 1,5-летнего возраста детей, хорошо переносится, очень физиологична. Противопоказаний для данного вида закаливания детей нет. Исключение составляют дети с острыми заболеваниями.

   Начинается закаливание детей ходьбой босиком с раннего возраста сначала с хождения в тёплой комнате по ковру, затем по полу. При проведении босохождения используются специальные резиновые коврики с шиповым рифлением, «Дорожки здоровья». Первые 3-5 дней закаливающую процедуру осуществляют в носочках, затем дети ходят босиком по 3-4 минуты, каждый день прибавляется по 1 минуте, доводя до 10 минут.

   Используемые для босохождения «Дорожки здоровья» наполняются природным материалом: песком, морскими камушками, еловыми шишками, палочками, древесной корой. Природные материалы должны быть экологически чистыми и безопасными для здоровья детей. Также используются материалы разной фактуры.

   Процедура босохождения доставляет малышам огромное удовольствие! 

Хождение босиком благотворно воздействует на сосуды, суставы, кожу всего тела и даже головной мозг, а это значит, что практически любому человеку полезно время от времени расставаться с обувью. Ходите босиком и будьте здоровы! 

Приложение 2

Самомассаж для детей

Массаж  пальцев «Умывание»

Поочередно массируют каждый палец. Затем энергично растирают ладони и кисти рук.

Знаем, знаем- да-да –да,

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По- нем- нож- ку.

Нет, не понемножку-

Посмелей!

Будет умываться веселей

Массаж лица «Воробей»

Сел на ветку воробей Обеими ладонями проводят

И качается на ней. от бровей до подбородка и

Раз – два- три – четыре- пять- обратно вверх (не слишком

надавливая)

Массируют височные

Неохота улетать. впадины большими

пальцами правой и левой

руки, совершая вращаельные

движения.

Массаж  носа «Улитки»

От крылечка до калитки Трут указательные пальцы,

Три часа ползут улитки массируют ноздри сверху вниз

Три часа ползли подружки, и снизу вверх 10- 12 раз

На себе таща избушки.

Массаж повышает иммунитет к заболеванию верхних дыхательных путей.

 

Упражнение на осанку «Зайчик»

Посмотри, как зайка встал,

Как головку он поднял.

Шейкой, спинкой потянулся

И назад слегка прогнулся.

Лапка на шейке, лапка на спинке.

Пряменький зайка, как на картинке!

Посмотри-ка на себя!

Вот он я! Какой он- я?

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Массаж биологически активных зон

«Вышел зайчик погулять»

для профилактики простудных заболеваний

Раз, два, три, четыре, пять- приставляют ладони ко лбу

Вышел зайчик погулять. пальцы выпрямлены и прижаты

друг к другу («козырек»), и

растирают лоб

Вдруг охотник выбегает, кулачками массируют крылья

Прямо в зайчика стреляет.

Но охотник не попал, Всей ладонью растирают уши.

Серый зайчик убежал.

Массаж лица «Умывалочка»

Надо, надо нам помыться. хлопают в ладоши

Где тут чистая водица? Показывают руки то вверх ладонями, то тыльной стороной.

Кран откроем- ш- ш- ш.. делают вращательное движение

кистями («открывают кран»).

Ручки моем – ш- ш- ш-… растирают ладони друг о друга.

Щечки, шейку мы потрем энергично поглаживают щеки

и шею движениями сверху вниз.

И водичкой обольем. мягко поглаживают ладонями

лицо от лба к подбородку

Массаж  биологически активных зон «Неболейка»

для профилактики простудных заболеваний

Чтобы горло не болело, поглаживают ладонями шею

Мы его погладим смело. мягкими движениями сверху

вниз.

Чтоб не кашлять, не чихать, указательными пальцами

Надо носик растирать. растирают крылья носа.

Лоб мы тоже разотрем, прикладывают ко лбу ладони

Ладошку держим козырьком.

 растирают крылья носа

«Вилку» пальчиками сделай, раздвигают указательный

Массируй ушки ты умело. и средний пальцы и растирают

точки перед и за ушами.

Знаем, знаем- да- да- да!- Потирают ладони друг о друга.

Нам простуда не страшна!

Массаж спины «Суп»

Чики- чики- чики-ща! Похлопывают ладонями.

Вот капустка для борща.

Покрошу картошки, Постукивают ребрами ладоней.

Свеколки, морковки,

Полголовки лучку Поколачивают кулачками.

Да зубок чесночку.

Чики- чок, чики- чок- Поглаживают ладонями.

И готов борщичок.

Массаж  ушей «Тили- бом»

Тили- тили, тили- бом! загибают вперед ушные раковины

и отпускают их так, чтобы ощутить

хлопок.

Сбил сосну зайчишка лбом. Оттягивают мочки вниз и в

стороны.

Жалко мне зайчишку: Массажируют козелок.

Носит зайка шишку. массаж вершины завитка.

Поскорее сбегай в лес, Растирают ладонями уши.

Сделай заиньке компресс! Поглаживают уши ладошками.

Приложение 3

Технология Су-Джок

Представляем вашему вниманию нетрадиционную технологию  – Су-Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Она является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Создатель метода Су-Джок - южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия кистей и стоп всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются, "пультами дистанционного управления" здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов.

Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.

Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов-массажеров, один из которых представляет собой шарик – две соединенные полусферы, внутри которого, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.

Вместо шарика Су-Джок можно использовать различные природные материалы.

C:\Users\Asus\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200421_132213.jpg

«Совушка»

У глазастой совушки

Круглая головушка,

(катаем шарик круговыми движениями на ладошке)

Пёрышки пушистые,

(катаем медленно шарик вперёд-назад)

Ноженьки когтистые.

(шариком проводим по ладошке)

Ловит мышек и зайчат

На охоте по ночам.

(сжимаем шарик в ладошке).

«Ёжик»

Наш волшебный мудрый ёжик

(прокатываем по левой руке)

Не нашёл в лесу дорожек.

Ёжик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

(катаем между ладоней вертикально)

Если будем с ним играть

Ручки будем развивать.

(катаем между ладоней горизонтально)

Ловкими станут пальчики,

Умными – девочки, мальчики.

(катаем между ладоней по кругу, правая рука вверху).

«Вот сидит собака…»

Вот сидит собака в будке,

(сжимаем шарик в ладошке)

А потом бежит туда-сюда,

(шарик катаем вперёд-назад на ладони)

Охраняет она дом,

(катаем шарик круговыми движениями на ладошке правой руки)

Чтоб спокойно жили в нем!

«Белка»

Сидит белка на тележке.

(кольцо в руке, сжимаем и разжимаем ладонь)

Раздаёт она орешки.

Лисичке-сестричке,

(на каждое животное надеваем массажное кольцо Су-Джок)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: