ПК 4.4.
методическая разработка

Халилова Ляйсан Саидовна

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Защитное слово к реферату123.44 КБ
PDF icon Реферат на тему "Использование интеллект-карт для развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе"543.43 КБ
PDF icon Курсовая работа на тему "Интеллект-карты как средство формирования критического мышления у мл. школьников на уроках окр. мира"942.48 КБ
PDF icon Защитное слово к курсовой работе1.17 МБ
Файл Реферат на тему "Использование коллективного способа обучения на уроках в начальной школе"43.63 КБ
PDF icon Кейс вожатого996.15 КБ
PDF icon Выступление по итогам обобщения педагогического опыта образовательного учреждения210.88 КБ
PDF icon Отчет по итогам анкетирования учителей начальных классов185.79 КБ
PDF icon Отчет по анализу сайта Гимназии №161.57 КБ
PDF icon Выступление по итогам обобщения педагогического опыта (Гимназия №1)66.22 КБ
PDF icon Рецензия на статью «Как формулировать вопросы для игры «Что? Где? Когда?»45.27 КБ
PDF icon Рекомендации при работе с детьми с нарушениями слуха795.44 КБ
PDF icon Рекомендации родителям первоклассника759.06 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра общественных и естественнонаучных дисциплин

Мухубуллина Елизавета Вадимовна

Халилова Ляйсан Саидовна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

с оценкой «____» (____________)

«_____» _____________ 2023 года

Участие в Конкурсе рефератов:

Рекомендован _________________

подпись руководителя

Не рекомендован ______________

подпись руководителя

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс: 4, группа: 43

Руководитель: Ульянова Т.А.,

преподаватель психолого-педагогических дисциплин

высшей квалификационной

категории

Челябинск, 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. История создания технологии коллективного способа обучения

5

1.2. Общая характеристика коллективного способа обучения как педагогической технологии

9

1.3. Методики, используемые при коллективном способе обучения

13

Выводы по 1 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современном образовательном процессе все обучение направлено на развитие различных умений и навыков, которые позволяют обучающимся развивать познавательные способности. Использование коллективного способа обучения позволяет обучающимся запоминать и закреплять полученные знания лучше, благодаря особенностям данного вида педагогической технологии.

Также важным является то, что современное образование направлено на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с которым, у обучающихся к концу обучения должны быть сформированы различные универсальные учебные действия, в частности коммуникативные.

По мнению Т.А. Яндуковой, «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий является объективной необходимостью современной школы, целевая направленность которой связывается с воспитанием личности младшего школьника, которую характеризует не только осведомленность в различных сферах науки, но и современный тип мышления, ответственность и воля в принятии решений в различных ситуациях, толерантность и коммуникабельность».

Именно с необходимостью развивать познавательные способности обучающихся и коммуникативные универсальные учебные действия связана актуальность и важность использования коллективного способа обучения на уроках, который позволяет их развивать.

Коллективным способом обучения занимались А.Г. Ривин, В.К. Дъяченко, В.В. Врхипова и т.д., а в настоящее время занимаются данным вопросом М.А.Мкртчян, А.Г.Границкая

В настоящее время коллективный способ обучения рассматривается как «способ организации обучения, при котором обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, в результате чего воспроизводится и усваивается общественно - исторический опыт и виды человеческой деятельности».

Коллективный способ обучения повышает познавательный интерес у младших школьников, процесс обучения становится более интересным, так как этот способ обучения расширяет рамки общения, коренным образом изменяет характер участия учащихся в добывании знаний. Более осознанными становятся знания учащихся, более уверенными - умения, более надёжными - навыки, что в целом ведёт к формированию учебно-познавательной компетенции учащихся.

На основании актуальности мы сформулировали тему нашего исследования «Использование коллективного способа обучения на уроках в начальной школе».

Целью данного исследования является: на основе анализа современной научной психолого-педагогической литературы описать возможности использования коллективного способа обучения на уроках в начальной школе.

Задачи исследования:

1. Изучить историю создания коллективного способа обучения

2. Описать общую характеристику коллективного способа обучения как педагогической технологии

3. Рассмотреть методики, используемые при коллективном способе обучения

4. Сделать выводы по итогам проведенного исследования

Методы исследования:

Поиск и отбор информации, анализ, выделение главного, сравнение, синтез, систематизация, классификация, обобщение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1 История создания технологии коллективного способа обучения

Коллективный способ обучения появился в 1918 году, когда педагог А.Г. Ривин (1877—1944) провел на хуторе Корнин под Киевом необычный педагогический эксперимент. Он около года один вел занятия с 40 детьми в возрасте от 10 до 16 лет.

Каждый ученик изучил курс 3-4-летнего обучения. Впечатляющим было развитие учеников. Неразвитые сельские подростки быстро научились доказывать, рассказывать, дискутировать, анализировать сложные тексты по истории, литературе, философии, проявили преподавательские способности.

В Корнине были сделаны три педагогических открытия: впервые в истории отечественной и мировой педагогики шла интенсивная коллективная работа в сменных парах и в микрогруппах; были разработаны основы методики работы учащихся друг с другом, технология нового учебно-воспитательного процесса; впервые был создан разновозрастной самообразовательный учебный коллектив, который сам себя обучал, сам себя проверял, самоуправлялся, что, однако, не уменьшало роли педагога.

Технологии коллективного взаимообучения, в том числе и КСО, позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения, специфическим чертам каждой школы и обслуживаемого ею социума, поэтому их можно с полной уверенностью отнести к личностно-ориентированным педагогическим технологиям.

В.К. Дьяченко, современный теоретик коллективных способов обучения, считает, что обучение есть общение обучающих и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения.

Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало из древности, а в новое время была наиболее ярко воплощена в так называемой белл-ланкастерской системе взаимного обучения. Суть этой системы состояла в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, осуществлять массовое их обучение, но само качество этого обучения было крайне низким. Этим и объясняется то, что белл-ланкастерская система не получила широкого распространения.

1.2 Общая характеристика коллективного способа обучения как педагогической технологии

Идеи А.Г.Ривина были забыты, и только в послевоенные годы их реализовал на практике и развил в целостную систему В.К.Дьяченко, а также М.А.Мкртчян, А.Г.Границкая и др. Теоретические основы технологии коллективного взаимообучения (КСО) сформулированы В.К.Дьяченко. Рассматривая обучение как частный случай общения, он выделяет четыре формы обучения:

1. Индивидуальная: учащийся работает самостоятельно по заданию, инструкции преподавателя.

2. Парная: «учитель - ученик», «ученик – ученик» (один говорит – другой слушает).

3. Групповая: «учитель – ученики», «ученик – ученики» (один говорит – все слушают). По мнению В.К.Дьяченко, к групповой форме относится не только работа в малой группе, но и фронтальная форма обучения.

4. Коллективная: половина учеников говорит – половина слушает. К коллективной форме автор относит только работу в парах сменного состава. Групповые формы работы не являются в строгом смысле слова коллективными формами, так как в них, как правило, интенсивно работают наиболее активные учащиеся.

Коллективное взаимообучение осуществляется посредством включения каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихся.

Для этого обучающийся должен:

1) изучить новую тему или выполнить задание самостоятельно (индивидуальная работа);

2) объяснить тему или порядок выполнения задания другому; выслушать объяснение другого учащегося или выполнить данное им задание (работа в паре);

3) найти нового партнера и осуществить действия, идентичные предыдущему этапу работы, а затем повторить их с другими участниками учебного процесса (работа в парах сменного состава);

4) отчитаться в выполнении задания в группе, быть готовым к управлению работой учебной группы (групповая форма).

Таким образом, КСО позволяет реализовать потенциалы индивидуальной, парной, групповой и коллективной деятельности обучающихся.

Принципы КСО: 

1. Завершенность: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;

2. Интернационализм: обучение должно происходить на языках, представители которых принимают участие в учебном процессе. При этом происходит взаимное проникновение культур на базе предметного изучения того или иного языка;

3. Дифференциальный подход: каждый из обучаемых может работать согласно своим возможностям и способностям;

4. Всеобщее сотрудничество и взаимопомощь: любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;

5. Разновозрастность и разноуровневость: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;

6. Разделение учебного труда: с одной стороны, чем будет большее разнообразие изучаемых, тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;

7. Педагогизация населения: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, этому необходимо учиться в самом процессе обучения;

8. Безотлагательная и непрерывная передача знаний: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.

Работая по технологии коллективного способа обучения, педагоги выделяют ряд преимуществ перед традиционным обучением:

1. В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логических мышления и понимания;

2. В процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

3. Участвуют все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, вербальная;

4. Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

5. Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

6. Отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

7. Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

8. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Негативные последствия коллективного способа обучения: вызывают шумовые помехи в процессе организационного диалога. Эти опасения в современном варианте технологии снимаются специальными тренингами по выработке оптимального режима общения, позволяющего учащимся слышать друг друга и не мешать другим. Кроме того, по закону Вебера-Фелнера длительное раздражение перестает ощущаться по истечении непродолжительного времени.

Коллективный способ обучения может не всегда применяться на каждом занятии. Частое применение приводит к большой утомляемости учащихся и потере интереса.

1.3. Методики, используемые при коллективном способе обучения

Для более плодотворной работы разработано несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях:

1. Взаимные диктанты в парах сменного состава.

2. Взаимотренаж.

3. Разучивание стихотворений.

4. Работа в парах сменного состава по карточкам.

5. Взаимообмен заданиями (ВОЗ).

6. Методика работы по вопросникам.

7. Методика А. Г. Ривина.

8. Сотрудничество учащихся «по вертикали».

9. Педагогика сотрудничества и «погружение».

Приведем в пример «Методику Ривина»:

Данная методика применяется при изучении нового материала самим учеником без объяснения учителя. Учитель выбирает несколько тем. По содержанию темы выбираются так, что ученик может изучать их в любой последовательности. Темы небольшие, учитель может сам разделить текст на абзацы, но может этого не делать. Подготовленный материал может изучаться на одном уроке или несколько занятий подряд в разные дни. Каждый ученик в данный момент изучает одну тему, а за определённый промежуток времени он должен усвоить все темы. У каждого ученика своя последовательность их изучения. 

Алгоритм работы прост. Ученикам выдаются обучающие тексты (скажем, параграфы учебника), каждому свой. Ученик просматривает свой текст, чтобы получить о нем общее представление (необязательно) и находит себе временного напарника. Они договариваются, кто начинает первым. Этот ученик (назовем его Номер 1) читает вслух один абзац своего текста. Напарники обсуждают абзац, Номер 1 придумывает ему название, отражающее суть абзаца. Если Номер 2 согласен, то он и записывает название в тетрадь Номера 1, а рядом пишет свою фамилию. Если есть разногласия, напарники обсуждают абзац, пока не придут к общему мнению.

Затем Номер 2 читает вслух первый абзац из своего (другого!) текста и предлагает название после обсуждения. Опять же название записывает другой (в данном случае Номер 1) в тетрадь напарника и указывает свою фамилию.

После этого пара распадается. Каждый ищет себе другого временного напарника. Например, Номер 1 сговорился с Номером 3. Но Номер 3 не знает первого абзаца Номера 1 и наоборот. Поэтому Номер 1 сначала пересказывает ему содержание первого абзаца, только потом читает вслух второй абзац, ребята обсуждают его и озаглавливают по той же схеме, что и с первым абзацем. Теперь Номер 3 пересказывает содержание своего первого абзаца, читает вслух второй и т.д.

Процедура повторяется столько раз, сколько в текстах абзацев. Тот, кто озаглавил все абзацы текста, пересказывает его по получившемуся плану перед небольшой временной группой слушателей.

После этого ученик может перейти к изучению в той же форме второго текста.

Подготовка к работе по методике Ривина:

Не каждый текст подходит для того, чтобы использовать эту технологию. То есть в отдаленном будущем, когда ученики в совершенстве овладеют методом, они справятся уже с любым. На первых же порах надо выбирать такие тексты, в которых каждый абзац содержит в себе некий законченный смысловой элемент, чтобы его удобно было озаглавливать и пересказывать. Такие тексты придется заготовить или даже напечатать самому.

Особенности работы по методике Ривина:

1. Сначала следует предложить ребятам работать в постоянной паре; только когда навык будет сформирован, переходить к работе во временных парах.

2. Неплохо предложить ученикам завести специальную тетрадь для работы в парах и заранее расчертить ее страницы на 4 графы: название текста, название пункта плана, запомнить (термины, формулы и т.п.), слушал (фамилия напарника).

3. Время уйдет также и на то, чтобы обучить ребят работать при некотором шуме.

4. Разумеется, учитель должен также выбрать подходящую тему или раздел, определиться со стратегией, которую хочет использовать.

Плюсы методики Ривина:

Методика Ривина позволяет решать целый ряд проблем. Особенно актуально использование этого приема на уроках в свете требований нового ФГОС.

1. Развивает коммуникативные навыки.

2. Учит вычленять самое главное и определять микротемы.

3. Материал хорошо запоминается, ведь он излагался несколько раз.

4. Каждый последующий текст воспринимается еще быстрее и лучше, ведь ученик его уже слышал.

5. Помогает научиться пересказывать кратко, своими словами.

6. Формирует способность взаимодействовать с любым членом коллектива; учит вежливому, корректному отношению к партнеру.

7. Вырабатывает навыки делового общения.

8. Дает возможность каждому ученику работать в комфортном для него темпе, снимает чувство тревоги.

9. Значительно повышает навыки осмысленного чтения.

Минусы методики:

Подготовка трудоемка для учителя; для проведения требуется значительное время; может быть использована не на любом предмете или, по крайней мере, не на каждой теме; текстов должно быть не очень много: спустя определенное количество «пар» ученики начинают сбиваться, путать тексты, устают; скорость усвоения материала низкая: ребята получают глубокие знания, но медленно.

Тем не менее, обилие достоинств методики Ривина, пожалуй, все-таки является основанием для ее использования время от времени на уроках изучения подходящей группы тем.

Выводы по первой главе

В ходе выполнения работы нами были достигнуты поставленные задачи.

В параграфе 1.1 мы изучили историю создания коллективного способа обучения, а также ученых, которые стояли у истоков его создания.

В параграфе 1.2 мы описали общую характеристику коллективного способа обучения как педагогической технологии: особенности данной технологии, принципы, преимущества и недостатки.

В параграфе 1.3 нами были рассмотрены методики, используемые при коллективном способе обучения, а также подробно описана работа с одной из методик: подготовка учителя, ход работы, преимущества и недостатки.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во время нашего исследования нами была поставлена цель: на основе анализа современной научной психолого-педагогической литературы описать возможности использования коллективного способа обучения на уроках в начальной школе.

Следуя поставленным целям исследования, на основе анализа разнообразных источников информации, мы пришли к следующим выводам:

1. Коллективный способ обучения появился в 1918 году, благодаря педагогу А.Г. Ривину, который впервые в мире применил работу в сменных парах и в микрогруппах; основал методику работы учащихся друг с другом, технологию нового учебно-воспитательного процесса; впервые создал разновозрастной самообразовательный учебный коллектив.

2. Коллективный способ обучения позволяет реализовать потенциалы индивидуальной, парной, групповой и коллективной деятельности обучающихся и осуществляется посредством включения каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихся.

3. Разработано несколько различных методик коллективного способа обучения. В нашем исследовании мы подробно рассмотрели методику Ривина, которая позволяет решать целый ряд проблем. Особенно актуально использование этого приема на уроках в свете требований нового ФГОС.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко) // средняя школа №21 г. Орши [сайт]. – 2015 - URL: https://clck.ru/33qddR  (дата обращения: 21.03.2023)

2. Методы и приемы технологии КСО как средство для формирования познавательной, коммуникативной компетентностей у учащихся начальных классов»// Мультиурок [сайт]. – 2021 – URL: https://multiurok.ru/files/metody-i-formy-tekhnologii-kso.html (дата обращения: 20.03.2023)

3. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста// Муратова, М.А.// электронная библиотека УрГПУ [сайт]. – 2018 – URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11951/2/2018Muratova.pdf (дата обращения: 20.03.2023)

4. Реализация технологии коллективного способа обучения в начальной школе»// Нспортал [сайт]. – 2014 – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/10/11/obobshchenie-opyta-po-teme-realizatsiya-tekhnologii (дата обращения: 21.03.2023)

5. Технология коллективного взаимообучения// Студфайл: [сайт]. – 2019 – URL: https://studfile.net/preview/7806756/page:7/ (дата обращения: 20.03.2023)

6. Технология коллективного способа обучения» (КСО): сайт для учителей // Инфоурок [сайт]. – 2015 – URL: https://infourok.ru/vystuplenie_na_gorodskoy_shkole_pedagogicheskogo_masterstva-326659.htm (дата обращения: 21.03.2023)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: