Педсовет "Взаимодействие семьи и школы в образовательном процессе"
методическая разработка

Метелёва Ирина Геннадьевна

Выступление конкурсанта Недели педагогического мастерства - 2023 на испытании ПЕДСОВЕТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсное испытание «Педагогический совет»

«Взаимодействие семьи и школы в образовательном процессе».

Добрый день, дорогие коллеги!

- Все мы знаем, что с 1 сентября 2022 года каждая школа начала обучение школьников по обновленным ФГОС. Одной из задач которого является повышение роли родителей в процессе образования детей.

Слайд 2

Я считаю,  что именно эта тема на сегодняшний день самая актуальная, особенно для сельской местности, так как слабо развита инфраструктура, низкий образовательный уровень большинства родителей, и как результат отсутствие мотивации обучения у детей.

Слайд 3

В идеале, согласно обновленному ФГОС, родитель полноценный участник образовательного процесса, но, согласитесь, довольно таки сложно добиться этого.

Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка.

Я считаю, что только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.

Слайд 4

В своей воспитательной программе я выделила  три основных направления  для плодотворного сотрудничества с родителями:

- психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей;

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

- участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

Слайд 5

       Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей включает организацию следующих форм работы с семьёй:

- родительские лектории;

- индивидуальные или тематические консультации;

- родительские собрания.

     Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс происходит с помощью следующих форм деятельности:

- дни творчества детей и их родителей;

- открытые уроки и внеклассные мероприятия;

- помощь в организации и проведении внеклассных дел.

     Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом организуется с помощью следующих форм деятельности:

- участие родителей класса в работе Совета школы, общешкольного и классного родительского комитета.

     Результативность работы проявляется в различных аспектах:

- в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;

- в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;

- в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;

- в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;

- в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

Взаимодействие школы и семьи, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.

Но тенденция «дистанцирования» родителей от школы пока сохраняется.

Причин этому немало, среди них:

- пассивность родителей, нежелание что-либо менять и меняться самим; (классный  руководитель не звонит, значит в школе делать не чего)

- безразличное отношение к своему ребёнку; (он сам справиться)

- чрезмерная занятость родителей; (мне некогда проверять твои уроки,   сделай сам)

- нежелание идти на контакт - (боязнь  выявить проблемы)

- агрессивное восприятие информации; (мой ребёнок самый, самый, он не мог…)

- следование сложившимся стериотипам воспитания, принесённым из собственного детства; (вот когда мы учились, такого не было)

- непонимание целей совместной деятельности со школой и своей роли в ней; (мы  сами справимся)

Дискуссия

- Я предлагаю разделиться на 2 группы.

Для первой группы нужны мастера перевоплощения, присаживайтесь сюда, это будет группа «Родители»! Вы должны забыть что работаете в школе и имеете пед образование и включаете только родительские качества!

 Вторая группа «Педагоги», вы смотрите на проблемы с педагогической точки зрения.

-Постараться определить, какие различия во взглядах педагогов и родителей на задачи воспитания и обучения ребенка, и найти пути решения этой проблемы (на столах лежат карточки с заданиями).

Слад 6

  1. Задание  “Наши общие задачи”.

Ответить на вопрос “На что необходимо обращать первостепенное внимание в семье и школе?”

Выделите не менее 5 вариантов ответов, наиболее значимых, по вашему мнению, или добавьте свои варианты (время выполнения 1 минута).

Соблюдение режима дня.

Рациональное и калорийное питание.

Полноценный сон.

Достаточное пребывание на свежем воздухе.

Благоприятная психологическая атмосфера.

Наличие спортивных площадок, физкультурного оборудования. Закаливающие процедуры.

Проблемы семьи и школы.

Эффективные способы наказания и поощрения.

Регулярное выполнение домашних заданий.

Развитие позитивных межличностных отношений со сверстниками, родителями и сотрудниками образовательного учреждения.

Внимательное отношение к проблемам ребенка, его успехам и неудачам.

Использование активных форм проведения досуга.

Обобщение опыта семейного воспитания.

Привитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.

Нравственное воспитание.

Эстетическое развитие.

Профориентационное воспитание

Озвучивание результатов работы.

-Мы видим, что подход к воспитанию детей у педагогов и родителей не всегда совпадает.

Слад 7

2. Задание «Хороший педагог/родитель – это….».

- Выделите какими качествами должен обладать хороший педагог и хороший родитель. Педагоги пишут о родителях, родители - о педагогах (время выполнения 1 минута)

Хорошему педагогу присуще:

Дух соперничества

Любознательность

Чувство товарищества

Открытость

Способность к творчеству

Озабоченность материальным успехом

Способность критически мыслить

Наличие собственных убеждений

Порядочность

Уравновешенность

Честность

Интеллектуальная развитость

Независимость

Чувство юмора

Доброта

Эмоциональность

Организованность

Искренность

Послушание

Воспитанность

Предприимчивость

Целеустремленность

Хорошему родителю присуще:

Дух соперничества

Любознательность

Чувство товарищества

Открытость

Способность к творчеству

Озабоченность материальным успехом

Способность критически мыслить

Наличие собственных убеждений

Порядочность

Уравновешенность

Честность

Интеллектуальная развитость

Независимость

Чувство юмора

Доброта

Эмоциональность

Организованность

Искренность

Послушание

Воспитанность

Предприимчивость

Целеустремленность

 Озвучиваем результат работы.

По результатам всего лишь двух заданий, мы видим, что взгляды родителей и педагогов не всегда совпадают, что приводит к некоторым сложностям в отношениях между ними. Поэтому следующее задание, составить памятку «Как наладить сотрудничество».

Слайд 8

3. Памятка «Как наладить сотрудничество»

- В предложенном варианте памятки выделить главные пути взаимодействия и добавить 2-3 пункта (время выполнения 2 минуты)

Найдите возможность встретиться с педагогом /родителем/ в спокойной обстановке.

Проясните проблему: сформулируйте свою точку зрения.

Выслушайте точку зрения другого: постарайтесь понять его цели, намерения, опасения.

Сформулируйте суть проблемы.

Поставьте перед собой и собеседником вопрос: что можно сделать в данной ситуации?

Обсудите как можно больше вариантов решения и выберите оптимальный для обеих сторон.

Обсудите действия каждой стороны в рамках принятого решения.

Договоритесь о сроках и способах связи друг с другом.

_______________________________________________________________________

Озвучивание результатов работы.

Мы с вами составили памятку «Как наладить сотрудничество»

Не важно, что выделяют главным во взаимодействии педагоги, а что родители. Пути решения проблемы озвучены и если, следовать данным рекомендациям, то результат обязательно будет.

Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и должны стремиться.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Взаимодействие семьи и школы в образовательном процессе» Зеленская О.В. учитель начальных классов МОУ «Ыныргинская СОШ»

Слайд 2

Обновленные ФГОС для школ вступили в силу с 1 сентября 2022 года и коснутся начального общего и основного общего образования (НОО и ООО) Права и обязанности родителей определены: – в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации; – главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации; –в Законе Российской Федерации «Об образовании» В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте».

Слайд 3

Нормативные документы:

Слайд 4

психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; - участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом. Три направления для сотрудничества с родителями:

Слайд 5

Сотрудничество с родителями

Слайд 6

Задание 1 «Наши общие задачи» Ответить на вопрос “На что необходимо обращать первостепенное внимание в семье и школе?” Выделите не менее 5 вариантов ответов, наиболее значимых, по вашему мнению, или добавьте свои варианты (время выполнения 1 минута).

Слайд 7

Задание 2 «Хороший педагог/родитель – это…» Выделите какими качествами должен обладать хороший педагог и хороший родитель. Педагоги пишут о родителях, родители - о педагогах (время 1 минута) Хорошему педагогу/родителю присуще Дух соперничества Любознательность Чувство товарищества Открытость Способность к творчеству Озабоченность материальным успехом Способность критически мыслить Наличие собственных убеждений Порядочность Уравновешенность Честность Интеллектуальная развитость Независимость Чувство юмора Доброта Эмоциональность Организованность Искренность Послушание Воспитанность Предприимчивость Целеустремленность

Слайд 8

Задание 3 Памятка «Как наладить сотрудничество» В предложенном варианте памятки выделить главные пути взаимодействия и добавить 2-3 пункта (время выполнения 2 минуты) -Найдите возможность встретиться с педагогом /родителем/ в спокойной обстановке. -Проясните проблему: сформулируйте свою точку зрения. -Выслушайте точку зрения другого: постарайтесь понять его цели, намерения, опасения. -Сформулируйте суть проблемы. -Поставьте перед собой и собеседником вопрос: что можно сделать в данной ситуации? -Обсудите как можно больше вариантов решения и выберите оптимальный для обеих сторон. -Обсудите действия каждой стороны в рамках принятого решения. -Договоритесь о сроках и способах связи друг с другом.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в воспитательно-образовательном процессе

 Есть вечные темы нетеряющие своей актуальности, не только в педагогике, но и в обществе в целом. Одна из таких тем «Взаимодействие семьи и школы».     Права и обязанности родителей определены:– в ста...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Консультация для родителей: "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семьи"

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди известных технологий по степени влияния на здоровье детей....

Родительское собрание. Тема : Роль родителей в формировании ключевых компетентностей образовательного процесса. Эмоциональное благополучие детей в семье.

Цель: формирование у родителей «педагогической компетентности».            познакомить  родителей младших школьников с понятиями...

Взаимодействие семьи и школы в условиях реализации образовательного процесса

Взаимодействие семьи и школы в условиях реализации образовательного процесса в МБОУ СОШ№196...