Урок окружающего мира "Почему в лесу нельзя шуметь"
методическая разработка (1 класс)

Цель урока: формировать знания о правилах поведения в природе (лесу); учить определять лесных обитателей по звукам, передавать голосом звуки леса; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в лесу и его последствия; содействовать воспитанию чувства ответственности и долга за состояние природы; оценивать свой вклад в ее благосостояние, ценить ее красоту.

Тип урока: комбинированный


Форма урока: урок-путешествие

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon презентация к уроку2.97 МБ
Файл конспект20.83 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Тип урока: комбинированный


Форма урока: урок-путешествие


Цель: формировать знания о правилах поведения в природе (лесу); учить определять лесных обитателей по звукам, передавать голосом звуки леса; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в лесу и его последствия; содействовать воспитанию чувства ответственности и долга за состояние природы; оценивать свой вклад в ее благосостояние, ценить ее красоту.


Оборудование: Окружающий мир. 1 класс.учеб. для общеобразоват. учреждений в 2ч. Ч.2./ А.А. Плешаков.- 2-е изд. – м.: Просвещение, 2012. – 95 с.: ил. – Школа России, презентация «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?»; сюжетные картинки для работы в паре, раздаточный материал для изготовления экологических знаков

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе, паре.

В процессе обучения формируются следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные  УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

- умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-коррекция;

Ход урока:

  1. Орг. Момент

Ребята, сегодня у нас с вами немного необычный урок. У нас на уроке гости. Давайте поприветствуем их – повернитесь и поздоровайтесь.

Сегодня мы отправимся в путешествие, где вы будете переживать и сочувствовать. И, конечно, узнаете и откроете для себя что-то новое. Вспомним и узнаем новые правила поведения в природе.
Для этого я предлагаю вам отправиться в путешествие. Угадайте, куда?

Загадка:

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Красоту увидишь в нем. (ЛЕС)
СЛАЙД 1

Вы угадали, мы отправляемся в лес. Каким вы представляете себе лес? Кто может сказать, что такое лес? (Дети высказывают свои предложения)
(Владимир  Даль написал в своем словаре: «Лес - это пространства,  покрытые большими, растущими деревьями».) (слайд 2)

Ребята, нам посчастливилось жить в таком замечательном уголке Земли! У нас красивая и разнообразная природа. Наш город со всех сторон окружает огромное количество лесов. А какие деревья растут в наших лесах?
II. Актуализация опорных знаний
-Ребята, скажите на прошлом уроке мы с вами где побывали? Вам там понравилось? А что понравилось? А какое правило мы вынесли с прошлого урока? А почему? Бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром, а цветам плохо без бабочек, потому что они их опыляют.

А что тогда можно делать на лугу? Бабочки и цветы очень красивые. Ими можно только любоваться.

С какими растениями мы познакомились на прошлом уроке? (Мак, ромашка, тысячелистник, клевер)
-Названия каких бабочек вы запомнили? (голубянка, пестрянка, крапивница и т.д.)


III. Сообщение темы и цели урока
1.Проблемная ситуация
Ребята, как вы думаете, что необходимо соблюдать на уроке, чтобы услышать объяснения учителя? (тишину)

Тишина нужна не только на уроке. Где ещё надо соблюдать тишину? (в общественных местах, транспорте… ). Скажите, как связаны  слова лес и тишина по смыслу?

-Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке? Правильно. Тема нашего урока «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (слайд 3)

IV. Изучение нового материала.

- Итак,  отправляемся в лес. ..

Релаксация

 А сейчас закройте глаза, положите голову на руки  и послушайте звуки леса. Ваши ручки, ножки и лицо ощущают приятную лесную прохладу. Вдохните… Вы чувствуете запахи леса, лесной травы, коры деревьев.

(слайд 5, звуки включить)

Расскажите, что вы почувствовали, что представили? Красиво?

Какие звуки услышали?

Когда в лесу можно услышать звуки леса????

Лес шелестит, поет, звенит…

Игра «Птичий хор»

А хотелось ли вам побывать на месте лесных обитателей?  

Тогда давайте попробуем воспроизвести звуки леса, которыми он нас радует.  

Разделимся на 3 группы. Я загадаю вам загадки, а отгадывать будем по очереди. 1загадка для 1 группы. Кто это?

 Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (дятел)

1.ДЯТЕЛ (стучат карандашами)  слайд 6

Вторая загадка для 2 группы:    Не ворона, не синица -

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку -

Раздалось в лесу "ку-ку".(кукушка) 

2.КУКУШКИ ( тихо кукуют ) слайд 7

Третья  загадка для 3 группы:     Не жужжу, когда сижу,  

Не жужжу, когда хожу,  

Не жужжу, когда тружусь,  

А жужжу, когда кружусь.(жук) 

3.ЖУКИ ( тихо жужжат ) слайд 8

Для чего животные в лесу издают столько звуков?

Лес притягивает человека своей неповторимой красотой, загадочностью, тишиной. В лесу можно встретить много интересного и необычного. Воздух чистый, пахнет травами, ягодами, грибами.

 - Лес – большой дом для всех его обитателей и огромная кладовая. А кто знает, что такое кладовая? Давайте попросим помощника помочь нам.

(Выясняют по словарю значение слова).

- Давайте заглянем в неё. Поработайте со своим соседом в паре: сопоставьте между собой слова левого и правого столбиков и попробуйте догадаться, почему лес – это кладовая.

       

        Пища

       Лекарства

 Топливо                                              
Дом для зверей и птиц      
Дома, мебель                      
Музыка                                              

           грибы, ягоды, орехи, шишки  

     молоко, масло, творог

     голоса зверей и птиц

            чабрец, подорожник
           сухие деревья, мох

            норы, дупла деревьев

           деревья

         

Проверка слайд

Догадались почему говорят, что лес – КЛАДОВАЯ?

Физкультминутка

Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сдувает росу.

В стороны руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже расскажем -
Крылья сложили назад.

Работа по учебнику

С 49.  Правильно ли вели себя ребята в лесу ? К чему может привести такое поведение? Какой сделаем вывод?

Игра «Правила вежливости»

Хочу проверить поняли ли вы как нужно вести себя в лесу?  Я буду читать предложения. Если вы согласны со мной, показываете  желтую сторону карточки, если нет - розовую.

1. Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не срывайте.

2. В лесу можно рвать букеты, листочки с деревьев. Всё равно новые вырастут.

3. В лесу можно шуметь, кричать, главное, что никому не мешаешь. Людей ведь нет!

4. Старайтесь не шуметь, а то побеспокоите лесных жителей.

5. Не пугайте животных!

6. Не ловите бабочек, они нужны цветам!

- Да, вы все правы, если мы будем себя вести тихо в лесу, то лесные жители не испугаются нас. И мы сможем многих из них увидеть. Шумными играми, криками, громкой музыкой мы помешаем животным сообщить друг другу что-то важное. Шумом мы можем очень испугать животных. Напуганная птица побоится подлететь к гнезду, и птенцы останутся голодными. Никогда не забывайте, что в лесу мы просто гости, а для животных и птиц лес- родной дом.

VIl. Рефлексия

А сейчас я предлагаю вам придумать знаки для людей – как вести себя в лесу. Ребята каждого ряда соберутся вместе и сделают один знак который нам скажет чего нельзя делать в лесу, а другой знак, что можно делать

Давайте посмотрим какие знаки получились? Что они нам говорят

Я думаю, что наши ребята запомнили как нужно себя вести в лесу. И теперь лесные обитатели могут жить спокойно, ведь, придя домой, вы расскажите своим родителям, друзьям о чём? (В лесу нельзя шуметь!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Животные леса"

Цель:создать условия на уроке по восприятию, усвоению и закреплению знаний о животных леса, систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях, уточнить знания учащихся об основных качествах...

Конспект урока окружающего мира "Экосистема леса" 3 класс

Урок разработан по учебнику А.А.Вахрушева и содержит технологическую карту , иллюстрации слайдов, прописаны УУД....

Урок окружающего мира "Жизнь леса. Природное сообщество-лес"

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру  (4 класс)...

Презентация к уроку окружающего мира "Этажи леса".

Материал презентации разработан на произведении Ю.Дмитриева "Что такое лес"....

Урок окружающего мира "Животные леса"

Урок окружающего мира "Животные леса"...

Урок окружающего мира "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Материал открытого урока окружающего мира (4 класс. УМК "Школа России")...

Презентация к уроку окружающий мир Виды леса

Презентация содержит 17 слайдов  к уроку  окружающий мир 3 класс система Л.В.Занкова, в том числе и тест....