Развитие функциональной грамотности в начальной школе
статья

Барабаш Ирина Сергеевна

В работе представлены методические приёмы для формирования функциональной грамотности в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mumo.docx86.19 КБ

Предварительный просмотр:

Представиться

Работа над формированием Ф.Г. ведётся в рамках урока

Функциональная грамотность – умение человека вступать в отношения с внешней средой, адаптироваться к ней и продуктивно в ней функционировать.

Функциональную грамотность можно условно подразделить на несколько категорий:

- читательская грамотность;

- математическая грамотность;

- естественнонаучная грамотность;

- финансовая грамотность;

- креативное мышление;

- глобальные компетенции.

Читательская грамотность формируется при работе с текстом на любом уроке.

Подразумевает освоение следующих компетенций:

 - находить и извлекать информацию;

 - интегрировать и интерпретировать информацию;

 - осмысливать и оценивать содержание и форму текста;

 - использовать информацию из текста.

Формирование читательской грамотности начинается с развития техники чтения. Ребёнку тяжело осознать прочитанный текст, если он читает по слогам.

Хотела бы предложить несколько упражнений для формирования навыка чтения.

Приёмы, которые формируют у детей антиципацию. Антиципация – это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

«Пол-арбуза», «Потерянные буквы». Чтение с решёткой,

Чтение наоборот (При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов).

Вверх ногами (можно обыграть как «Бешенная книга»), разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.

«Птицы прилетели». Ученикам предлагается прочитать фразу «птицы прилетели»: спокойно; радостно; громко; тихо; грустно; с раздражением; со страхом; с издевкой; со злостью. Данное упражнение развивает умение читать выразительно и передавать голосом чувства и эмоции. С разной интонацией читаем пословицы, поговорки, скороговорки.

Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста используются следующие приёмы:

Приём «Читаем и спрашиваем», где формируется умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

Приём «Чтение – сравнение»

Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.

Приём «Работа с вопросником»

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, находить ответы на вопросы.

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать»

Применяется на стадии объяснения нового материал, так и закрепления. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Приём «Лингвистическая сказка». Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.

Приём конкурс шпаргалок (извлекать информацию ориентируясь на слова, схемы, рисунки).

В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

1)«шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;

2)в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3)количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

Работа с афишами, пригласительными билетами.

Для формирования умения интегрировать и интерпретировать информацию (куда входят задание, требующее развернутого ответа, выбор всех правильных ответов, работа с диаграммами) используются приёмы:

Приём «Шифровальщики» (зашифрованное письмо)

Прием «Письмо с дырками». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала на уроках русского языка (знакомство с порядком морфологического разбора, составление рассказа им.сущ. по опорным словам).

Прием «Тексты с "хвостами"» - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу.

Прием «Мозаика». Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности.

Приемы «Своя опора», «Ключевые слова»

Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему на этапе закрепления знаний. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки.

Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и др.на уроках русского языка.

Для формирования читательского умения осмыслять и оценивать содержание и форму текста:

Прием «Чтение с пометками». «V» - знаю. (мне это было известно ещё до чтения текста).

«+» – узнал что-то новое! (абсолютно новая информация).

«–» – противоречит моим представлениям (критически к этому отношусь).

«?» – возникшие вопросы, желание больше узнать о данном предмете.

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Дети учатся  различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить  определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

1) Толстые вопросы                                  

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

2) Тонкие вопросы

Кто…?               Что…?

Прием «Чтение с остановками»

Материалом для его проведения  служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

Прием  «Составление кластера» - это умение осмыслить и представить информацию в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

Прием «Синквэйн» 

Приём «Работа с вопросником»

На этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт.

Для формирования умение- использовать информацию из текста (смысловое чтение):

Приём «До – после» (прогнозировать события, соотносить известные и неизвестные факты, таблица заполняется в начале и в конце урока, сравнивает, делает выводы)

Прием «Верите ли вы, что…?Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста или  параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Приём «Отсроченная отгадка». До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

Приём «Мозговой штурм».

Мне очень нравится учебно-методический комплект «Чтение. Работа с текстом» автор Ольга Николаевна Крылова. Полностью соответствует ФГОС. Способствует обучению учащихся извлекать требуемую информацию и обрабатывать её. Это пособие использую как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. Оно помогает подготовить детей к комплексным работам.

Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных практических контекстах.

Подразумевает освоение следующих компетенций:

- формулировать ситуацию математически;

 - применять математические понятия, факты, процедуры;

- интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты;

- рассуждать (над формулированием, над решением, над результатом).

Для формирования умения формулировать ситуацию на языке математики можно использовать следующие приёмы:

Идет работа с математическими терминами

Приём «Переводчик» (соотнести-соединить знаковые и словесные формулировки, которые записаны в два столбика).

Можно предложить дать названия математическим объектам.

- Игровые приёмы:

«Доскажи словечко»;

«Противоположные слова»;

«Буквы перепутались».

- Приём  «Терминологическая викторина»

- Словарная работа:

«Вставь пропущенную букву»;

«Найди ошибку».

Для формирования умения применять математические понятия, факты, процедуры:

- приём сравнения предметов (фигур) по их форме и размерам,

- моделирование заданий;

Различные формы работы над задачей:

1. Работа над решенной задачей.

2. Решение задач разными способами.

3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:

а) с помощью отрезков.

б) с помощью чертежа.

в) с помощью таблицы

4. Разбивка текста задачи на значимые части.

5. Решение задач с недостающими или лишними данными.

6. Самостоятельное составление задач учениками.

7. Изменение вопроса задачи.

8. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).

9. Закончить решение задачи.

10. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

11. Составление и решение обратных задач.

12.Решение задач с величинами

Формирование умения интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты:

«Лови ошибку». Учитель заранее подготавливает карточки по математике, где допускает ошибки и раздает каждому ребенку, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, а также уровень сложности материала.

Прием – игра «Верно, неверно?»

Для повторения пройденного материала, задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “верно” или “неверно”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (верно), если согласны с утверждением, и минус (неверно), если не согласны.

А как ещё: Учитель просит учащихся дома составить вопросы и предположения по теме, которая только будет изучаться на следующем уроке, используя утверждения «Верно, неверно». Учащиеся высказывают предположения, не заглядывая в учебник, на основе уже изученного материала. Таким образом, у учащихся развивается умение строить логические цепочки, наглядно увидеть взаимосвязь известного и нового.

Последнее умение – умение рассуждать. Дети учатся математически рассуждать поэтапно в процессе работы над формированием предыдущих трёх умений. С помощью учителя при решении задач «Что известно? Что неизвестно?», работа с алгоритмами.

Естественнонаучная грамотность включает следующие компоненты:

Реализуется в рамках урока «Окружающего мира»

Подразумевает освоение следующих компетенций:

 научно объяснять явления;

 понимать основные особенности естественнонаучного исследования;

 интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения

выводов.

Отсюда можно выделить три общих группы заданий.

1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.

2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.

3.Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.

Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности. Этот тип заданий – самый распространенный в учебнике и рабочей тетради по курсу «Окружающий мир». Приведем типичные примеры таких заданий.

  • Воспроизводить по памяти, узнавать

Пример 1. Соедини линиями понятия.

Пример 2. Проставь номера месяцам по порядку следования в году. Укажи число дней и месяцев.

Пример 3. Изобрази условными знаками, какие виды осадков бывают в разные времена года

  • Определять

Пример 1. Запиши показания термометров.

Пример 2. Какие времена года изображены на рисунках.

Пример 3. Что можно узнать об этих предметах с помощью органов чувств?

  • Приводить примеры

Пример 1. Какие национальные одежды носят жители твоего родного края?

Пример 2. Какие ты знаешь тела и вещества?

Пример 3. Приведи примеры животных, которые родились зимой, застыли, заснули, поменяли шерсть.

  • Описывать

Пример 1 . Пользуясь рисунком, составь рассказ о жизни людей в Арктике.

Пример 2.  Расскажи, какие изменения в неживой природе происходят осенью

Пример 3. Опиши снаряжение воина, рассмотрев картину художника

  • Демонстрировать знания об использовании приборов и материалов, методов и процедур

Пример 1. Расскажи, как устроен микроскоп.

Пример 2. Как называется эта группа изделий человека (см. рисунок)? Что можно ими измерить?

Пример 3. Подчеркни и объясни, какие предметы нужны при наблюдении за Солнцем?

Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.

  • Сравнивать, противопоставлять, классифицировать
  • Использовать модели
  • Связывать, соотносить
  • Интерпретировать информацию
  • Находить решения
  • Объяснять

Составление памяток: уход за домашними животными, комнатными растениями, правила поведения дома.

Приём «Хорошо - плохо»

Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:

Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь.

- Найдите плюсы или минусы данного явления.

- Я вам предлагаю оставить эту же тему, но взять природное явление - снег. Найдите плюсы и минусы данного явления.

Дидактическая игра-упражнение «Узнай объект по описанию»

- Прочитайте текст письма одного путешественника. О какой природной зоне идёт речь в его письме?

 «Зашифрованное письмо» («Послание в бутылке»)

Во время похода путешественники фиксировали все географические объекты, которые встречали на своем пути.

Из дневника путешественника:

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/10/17/s_616c2f3d2d0cc/php0svWr4_Estestvenno-nauchnaya-gramotnost.-Naster-klass_html_b82257a6183bf65.png

Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций

Решение открытых задач

Открытые задачи — это проблемные ситуации, встречающиеся в реальной жизни. Для решения их необходимо самостоятельно осмыслить, сформулировать условие, вопрос задачи, иногда найти сведения, необходимые для ее решения.

Например, актуальной проблемой в современной школе стало искривление осанки учащихся, появление сколиоза, а значит нарушения деятельности внутренних органов. Предложите способы сохранения осанки учащихся.

  1. Реки, впадающие в моря пресные. Почему же морская вода всегда остаётся солёной?
  2. Кукушка не высиживает своих птенцов, а подбрасывает свои яйца в другие гнёзда. Почему?
  3. Какую пользу могут получать растения от животных, которые их поедают?

Способы работы над решением открытых задач:

Проектные задачи

«Мозговой штурм»

Моделирование

Серия «Сделай вывод» - задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных.

Финансовая грамотность – способность рационально распоряжаться деньгами, принимать разумные финансовые решения, которые позволяют достигать личного финансового благополучия.

В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математика, русский язык и литературное чтение, технология.

Так, включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Окружающий мир» возможно в следующие темы: 

«Моя семья» (Что нужно семье), «Зачем нужны автомобили» (Сколько стоит автомобиль), «Опасные незнакомцы» (Кто такие мошенники), «Опасные места» (Когда рискуешь деньгами), «Что такое экономика и для чего она нужна» (Как разумно делать покупки), «Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения), «Что такое деньги» (Из истории денег, денежные единицы, способы обмена товара), «Путешествия по городам и странам» (Деньги в разных странах) др.

Иная логика легла в основу встраивания элементов финансовой грамотности в предмет «Математика». Здесь в целях развития финансовой грамотности обучающихся целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий.

В 1-м классе ученики знакомятся с единицами измерения стоимости – рублями, монетами достоинством 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться считать и выбирать монеты для оплаты любого продукта в пределах 20.

Во 2-м классе понятие денег вводит их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Младшие школьники продолжают расширять свои знания о банкнотах: монеты и банкноты появляются в пределах 100 рублей.

В 3-м классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 рублей. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена * количество = стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Карманные деньги могут быть в пределах 1000 рублей. Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т. д.

В 4-м классе школьники продолжают учиться переводить рубли в копейки и наоборот. Используя формулу стоимости покупки, они решают различные типы задач, чтобы определить цену, количество и стоимость продукта. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д.

На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Понятие расточительности и экономии можно формировать в ходе чтения специальных рассказов, сказок (например, «Приключения Буратино», «Мужик и медведь»).

 На уроках русского языка использование заданий по работе с пословицами, анаграммами, ребусами и т. д.

Соедини линиями продолжение пословицы

Богатому не спится,                        богатый вора боится

Денежка дорожку                          прокладывает

Анаграммы. Расшифруйте слова.

СИПЕНЯ        (ПЕНСИЯ)

На уроках технологии, обучающиеся знакомятся с элементами финансовой грамотности. В темах «Работа с бумагой» (Что такое свое дело),  «В мастерской кондитера. Как работает мастер» (Сколько стоит торт), «Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников» (Как правильно и экономно расходовать материал).

Рабочая тетрадь. Финансовая грамотность. 1-4 класс. О.Н. Исупова, А.А. Козлова.

Мультфильмы:

Серии мультфильма «Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности»

Серии мультфильма «Фиксики»:

-Деньги;

-Копилка;

-Как делают деньги.

«Богатый бобрёнок»

«Азбука денег. Уроки тётушки Совы».

«Незнайка на Луне»

Креативное мышление – способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, это отклонение от традиционных схем мышления, умение быстро решать проблемные ситуации.

Развивать креативное мышление можно на каждом уроке. Задания творческого характера.

На уроках литературного чтения

Упражнения по рифмованию

Сочинение стихотворений, сказок, рассказов, небылиц, считалок, сказок на новый лад и т.д.

Творческие пересказы

Создание иллюстраций к произведениям, обложек к книгам и произведениям

Драматизация в любом из ее проявлений: чтение по ролям, пантомима, постановка спектаклей.

На уроках русского языка

Разгадывание и составление ребусов, загадок

Составление пиктограмм

Составление предложений

Берутся наугад три слова, мало связанные по смыслу, например: озеро, карандаш и медведь. Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова. 

Игры со словами

«Исключение лишнего слова».

Берутся любые три слова, например: собака, помидор, солнце. Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим для них признаком, следует исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую остающуюся пару слов и не присущих исключенному лишнему.

На уроках математики

Разгадывание и составление ребусов, загадок

  • Не стареет, не умирает, а все забирает и уничтожает; (Время)

Решение задач – шуток, задач – логоволомок

Что тяжелее: килограмм бумаги или железа?

Змей Горыныч обещал детям выпустить их на волю, если они принесут ему ведро воды без самого ведра. (Ответ: воду нужно заморозить)

Задания на развитие логического мышления.

Можно ли разделить 5 конфет между пятью ребятами так, чтобы каждый получил по конфетке, и одна осталась в коробке?

Дидактические игры

Н-р, игра «Танграм» Составление рисунков из геометрических фигур. Сначала можно по образцу, потом по представлению.

На уроках окружающего мира

Разгадывание и составление ребусов, загадок

Моделирование

Дидактические игры

Игра «Кто это? «Изобрази животное».

Игра «Назови предмет и его свойство» при изучении темы «Свойства предметов». В мешочке сложены предметы с разными свойствами (стеклянный, деревянный, круглый. шершавый, бархатный и т.д. ). Играющий берёт в руку предмет и, не вынимая из мешочка, определяет его свойство.

Игру «Поле-Чудес». Лучший эрудит

Задания творческого характера

При изучении темы урока «Про воду», «Про воздух» подвести итог урока от имени воды и воздуха.

Синквейн

Кластер

Оформление стенгазет

Изготовление экологических знаков

Уроки изо и технологии носят творческий характер. Одним из критериев оценивания работы является привнести что-то своё.

При работе над проектной задачей по любому предмету так же развивается креативное мышление. Дети не только создают продукт, но и думают, как его оформить и представитьпредставить.

Глобальные компетенции - способность успешно применять знания,  умения, взгляды, отношения, ценности при взаимодействии с различными людьми, при участии в решении глобальныз проблем.

Содержательные аспекты формирования «глобальных компетенций» в начальной школе.

Знания глобальных проблем:

- Причины возникновения и возможности разрешения глобальных проблем

- Взаимосвязь глобальных проблем. Проявление глобальных проблем в локальных ситуациях.

- Изменение климата;

- Мировой океан, вода;

- Здоровьесбережение, питание;

- Права человека, образование.

Данные аспекты формируются в основном на уроках окружающего мира.

Знания в области межкультурных взаимодействий

- Традиции и обычаи

- Передача социального опыта

- Воспитание и самовоспитание

- Патриотическое образование

- Гражданское воспитание

Данные аспекты более актуальны для уроков литературного чтения и классных часах

Решение проектных задач

Беседы, Диспуты

Споры

Беседы

Тематические выставки, экскурсии

Просмотр мультфильмов, фильмов.

Участие в патриотических, экологических и краеведческих конкурсах

И в заключение, хочу сказать, что каждодневная работа учителя на уроке и образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности в начальной школе

Развитие функциональной грамотности в начальной школе (интеграция предметов английский язык, изобразительное искусство, технология)...

Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает  даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...

Рабочая программа по развитию функциональной грамотности учащихся начальной школы

Программа дополнительного образования по формированию функциональной грамотности «Читай, считай, думай» разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процес...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....

«Модель формирования и развития функциональной грамотности в начальной школе»

Проект «Модель формирования и развития функциональной грамотности в начальной школе», адресован учителям начальных классов, классным руководителям, руководителям МО, методистам и зам. дире...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Читательская грамотность — это уровень владения навыками чтения и понимания текста. Она включает в себя способность правильно произносить слова, понимать и интерпретировать прочитанное, а т...