КАК НАУЧИТЬ ЛЮБИТЬ ЧИТАТЬ? ПОИСКИ РЕШЕНИЙ.
статья

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека, окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя.Для человека уметь читать – это главное умение, ведь без чтения, он не сможет постичь окружающий мир. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ: КАК НАУЧИТЬ ЛЮБИТЬ ЧИТАТЬ? ПОИСКИ РЕШЕНИЙ.

Книга — великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас.

Книга – это не только источник знаний, книга воспитывает и формирует сознание, так как через книги происходит передача нравственных ценностей и норм от поколения к поколению.

В нашем современном мире, когда компьютерные технологии очень развиты, новое поколение выбирает то, что ему интересно и не собирается ориентироваться на традиционные формы времяпровождения старшего поколения: например, сидеть с книжкой на диване. Дети с самого раннего детства предпочитают сидеть перед телевизором или монитором, чем взять книгу и что-то почитать. А ведь дети, которые любят читать, знают гораздо больше своих сверстников, становятся успешными в школе. Для человека уметь читать – это главное умение, ведь без чтения, он не сможет постичь окружающий мир. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека, окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя.

Как пробудить интерес к чтению, как развивать и поддерживать его - вот,  на мой взгляд, одна из важнейших задач не только школы, но и дошкольных образовательных учреждений и самих родителей. Чтобы побудить ребенка к чтению, надо сам процесс чтения представить как чудо – показать в знакомом незнакомое, в обычном – необычное, изумить таящимся в нем богатством возможностей.

Пробуждение интереса к книге происходит в дошкольном возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А когда ребенок начинает посещать детский сад, то задача воспитателей, - знакомить родителей с приемами общения малыша с книгой.

Когда ребенок только учится читать, этот процесс его очень увлекает, заинтересовывает, он видит свои успехи. Успешность в обучении чтению во многом зависит от мотивации деятельности ребёнка. И наоборот, именно успех рождает мотив: "У меня получается, поэтому я хочу!". При развитии интереса к процессу чтения важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха. А что же дальше? Как же привить ребенку любовь к чтению? С чего начать? Сейчас этот вопрос стоит очень остро в начальной школе. Ведь научить детей читать, это, конечно же, трудно, но еще труднее, научить их любить читать.

В первый класс приходят дети с разным уровнем подготовки. Одни хорошо читают, другие читают по слогам, третьи не знают букв. И поэтому перед учителем на уроке чтения стоит проблема: «Как заинтересовать всех»?                 Основным способом освоения читательского интереса у ребенка является игра. Игры формируют привычки, интересы и нравственные ориентиры. В игре нет никакого принуждения, напротив, очень высокая мотивация и эмоциональная насыщенность информации. Необходимо начинать с самых простых игр с книгой:

"Озвучивание" - это рассматривание картинок и их звуковое сопровождение. Ребенку очень нравится мычать, как коровка, мяукать, гавкать, шипеть.

"Копирование картинки"- это очень интересная игра, которая заставляет ребёнка внимательно всматриваться в изображенное. Он изображает в лицах и с помощью предметов то, что написано в книге, что изображено на картинках. Учитель или воспитатель не просто комментирует происходящее, а как будто все время обращается к тексту книги: “Посмотрим, что там написано дальше про Медвежонка, тут сказано, что он очень развеселился. Как, по-твоему, смеется наш медвежонок?  А потом он присел на пенечек." И т.д.

"Иллюстрирование книги" — эта игра подойдет детям на любом этапе обучения чтению.

Нужно все время провоцировать ребёнка, чтоб он заглянул в книгу. Она должна стать ему другом, и не просто другом, а самым любимым и интересным. Очень часто в процессе такой игры ребенок учится творить книгу самостоятельно, он сам придумывает сценарий. Это бесценный опыт его самостоятельной творческой вовлеченности в процесс чтения. На картинке не всегда изображено именно то, что написано в книге. Поэтому большинство картинок ребёнок имеет возможность воспроизвести самостоятельно, опираясь на текст. Следовательно, здесь уместно использовать пиктограммы, которые составляют сами дети.

Работа с текстом начинается с того, что хорошо читающие дети читают текст с доски или из учебника. Затем к каждому предложению ребята придумывают и рисуют картинку. По завершению работы текст могут прочитать не только те, которые хорошо читают, но и те которые не знают букв.

В начальной школе необходимо интерес к книге поддерживать постоянно, но поддерживать приходится то, что сложилось. Однако в каждом классе есть дети, которые знакомятся с книгой впервые только в школе. Руководить детским чтением невозможно без учета их возрастных и индивидуальных особенностей. В соответствии с этими особенностями необходимо формировать читательский интерес у  учащихся начальной школы. А, следовательно, строить урок необходимо так, чтобы каждый ученик смог проявить себя. Решение этой проблемы я нашла в новых технологиях обучения. В основе построения урока лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями. Урок чтения ориентирован на решение таких задач, как совершенствование навыков осознанного, беглого, правильного, выразительного чтения, как речевое, эмоционально-нравственное и творческое развитие. Роль учителя состоит в том, чтобы целенаправленно формировать у детей самостоятельную деятельность. Такой алгоритм проведения уроков чтения включает в себя новые технологии обучения: модульное, разноуровневое. По нему  ведется работа индивидуально: одни могут продвинуться значительно вперед,  другие могут остановиться на одном из этапов урока. Организую работу по трем уровням: низкий, средний, высокий. Зона ближайшего развития определяется после каждого модуля. Группы меняю по составу  в течение урока. После того, как дети приобретут некоторые умения пользоваться алгоритмическими предписаниями, можно перейти к самостоятельной работе на одном уровне. Когда эти навыки будут устойчивыми, тогда можно перейти на организацию самостоятельной деятельности на разных уровнях. Необходимо проявлять творческий подход: что-то взять на урок, что-то отбросить. После такой работы повышается интерес к предмету и чтению вообще, улучшаются результаты.
Процесс всей учебно-воспитательной работы должен быть пронизан постоянным знакомством учащихся с детскими книгами и обращением к книгам при каждом удобном случае.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы. ( М.И. Оморокова «Совершенствования чтения младших школьников», М. Просвещение. – 2006г.) Она же утверждает, что исходя из общей задачи развития личности ребенка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой. Заставлять ребенка читать, конечно же, это не выход. Он должен сам проявлять инициативу и иметь свободу выбора интересующего произведения.

Начну с того, что основными помощниками в этой работе, будут родители. Если в семье мама и папа занимаются саморазвитием, чем-то увлекаются, интересуются, читают, а ребенок видит, что для них это не напряженный труд, а легкий и приятный досуг, то он подпитывается от этого эмоционально. Дети копируют поведение своих родителей. Если в доме они видят родителей, которые постоянно читают газеты, книги, делятся новостями, то у детей возникает интерес к такому способу познания.

И вот, знакомство с буквами… Этот процесс надо сделать настолько интересным, чтобы привлечь внимание детей к изучаемому. Для этого в своей работе полезно использовать такие приемы:

- «Живые буквы» - дети по одному, парами или группами стараются изобразить изученные буквы;

- Рисование пальчиком на ладошке соседа по парте;

- Рисование на спинке товарища изученных букв или слогов;

- Пение слогов-слияний на мотив известных детских песен;

- Учитель раздает подготовленные карточки, на которых напечатана загадка или небольшой текст. Ребенок, прочитав, иллюстрирует ответ загадки или то, о чем прочитал в тексте.

Когда дети уже изучили азбуку, вместе с родителями они выполняют проекты о буквах. Здесь работает фантазия: это могут быть книжки-малышки, поделки в виде букв и даже «вкусные буквы»!

 Следующий способ, который можно использовать – это учить ребенка сочинять истории. Интерес к придуманным мирам лежит в основании потребности читать толстые книжки в дальнейшем. Чтобы сформировать творческое воображение ребенка, полезно пересказывать вместе с ним старые сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки. А дети с развитым творческим воображением будут искать более интересные и занятные истории, чем могут придумать сами, они потянутся к книгам.

Чтобы сделать успешность ребенка наглядной, полезно в классном уголке отвести место для Экрана прочитанных книг. Дух соперничества присутствует в детях и им не захочется отставать от своих одноклассников.

В классе мы часто устраиваем выставку рисунков по мотивам прочитанных книг, где ученик кратко передает содержание прочитанного. Некоторые ребята заинтересовываются и скорее спешат самим погрузиться в данную историю.  

Прекрасно работает метод, когда учитель, выбрав текст с ярким сюжетом, начинает читать или просто рассказывать, но на самом интересном месте вдруг останавливается. Детям очень хочется узнать продолжение и заинтригованные, они стремятся поскорей дочитать начатую историю.

Ни один раз на помощь приходит метод известного педагога Ш.А. Амонашвили. Суть этого метода в том, что ребенку приходят письма от известного сказочного героя Карлсона. В своих письмах он сообщает о книгах, от которых сам в восторге. Это «авторитетное» мнение любимого героя оказывает свое положительное действие. Героев, соответственно, можно использовать любых, которые смогли бы своим примером заинтересовать детей чтением.

Еще один способ, о котором мне хочется сказать, это проведение викторин по прочитанному произведению. Например, учитель объявляет, что скоро они станут участниками викторины по сказке Ш. Перро «Золушка». И чтобы получить положительный результат и набрать нужное количество баллов, дети стремятся скорей прочитать эту сказку.

Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Когда учитель и библиотекарь - единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты. При детских библиотеках организуется работа целого ряда кружков, посильных и полезных для младших школьников: знаменитая «Книжкина больница», «Клуб почемучек», «Клуб знатоков», «Клуб путешественников». Соответственно, мы стараемся как можно чаще посещать всем классом школьную библиотеку. Это также настраивает детей на читательский лад. В классе у нас организована библиотека, где дети сами являются библиотекарями, «докторами» книг.

Распространенной формой работы учителя является игра-инсценирование. Она базируется на содержании конкретного литературного произведения. Распределяются роли, готовятся декорации, костюмы, развивается сюжет игры, отбирается содержание ролевых высказываний. Инсценирование литературного произведения может протекать и в свободной форме, когда содержание творчески меняется, а сюжет и роли сохраняются.

Со 2 класса можно проводить игру «Буду поэтом». Предлагаю по данной рифме сочинить стихотворение (не обижаю, приглашаю, угощаю, играю) или закончить стихотворение по заданному началу ( В зоопарке бегемот проглотил ежа и вот…)

Очень популярны литературные праздники. Например, «Папа, мама, я– читающая семья», «В гостях у сказки», «Литературная гостиная», «Неделя литературного чтения» и др. Они как бы закрепляют и обобщают многообразные впечатления, знания и умения детей, они включают в себя разные виды детской деятельности: чтение, рассказывание, пение, танцы, игры, инсценировки.

Работа учителя в любом направлении должна быть систематической и регулярной. Только тогда она может дать какой-то результат. Мы в течение четырёх лет начальной школы стараемся привить детям интерес к знаниям, всеми силами пытаясь им показать, что эти знания они смогут получить из книг.

Очень много говорят о воспитательной роли литературы, о том, что хорошая книга учит добру. Но ведь не только прочитанное, а уже сама любовь к чтению, невозможность жить без книги, потребность искать и находить в ней друга, советчика, черпать материал для размышлений – все это одна из важнейших целей воспитания. Ведь у человека, который с детства приучен к чтению, любит книгу, просто не может быть в жизни пустот, когда некуда себя деть. Задача подлинного искусства пробуждать добрые чувства,  и оно  это  делает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на III научно-практической конференции "Инновационные образовательные технологии Петербургской школы: проблемы, поиски, решения"

Выступление на III научно-практической конференции "Инновационные образовательные технологии Петербургской школы: проблемы, поиски, решения" по теме "Виды прогулок"....

Социализация воспитанников интернатных учреждений: проблемы, поиски, решения.

Сегодня социум имеет тенденцию к стремительному развитию. На глазах меняется жизнь, жизненные приоритеты, ценности и поэтому вопросы воспитания и социализации личности детей, имеющих недостатки ...

ФГОС. Проблемы, поиск решения....

Размышления о плюсах и минусах новых образовательных стандартов в начальной школе из опыта работы пилотной площадки по реализации ФГОС НОО. Анализ трудностей, с которыми столкнулись учителя и возможны...

Семь правил для пап и мам, или как помочь детям научиться любить своих родителей

РОЛЬ РОДИТЕЛЯ ПОХОЖА НА РОЛЬ ПРОВОДНИКА В ГОРАХ. НЕ ПОДТАЛКИВАЙТЕ СВОЕГО МАЛЕНЬКОГО АЛЬПИНИСТА ПИНКАМИ И КРИКАМИ, НО ВСЕ ЖЕ УКАЖИТЕ ЕМУ ТРОПИНКУ К ВЕРШИНЕ!...

Семь правил для пап и мам, или как помочь детям научиться любить своих родителей

Главный труд ребенка - это любовь к своим родителям. Именно она обеспечивает становление и развитие его души. Как помочь ребенку этому научиться?...

Как научить любить стихи

Я работаю в коррекционной школе. Современные дети равнодушны к чтению и не любят его. Я очень люблю читать. И поэтому поставила перед собой задачу воспитать у детей интерес и любовь к чтению. Начали м...