Использование опыта педагогов-новаторов в современном образовании
статья

Граф Анна Валерьевна

В данной статье предпринята попытка кратко проанализировать педагогический опыт педагога-новатора Шаталова В.Ф. и оценить возможность использовать его наработки в современном образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование опыта педагогов-новаторов в современном образовании

        В начале я хочу обратиться к ФГОС и напомнить, что Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Среди многих выделю некоторые:

-креативный и критически мыслящий;

-активно и целенаправленно познающий окружающий мир;

-владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

-мотивированный на творчество и инновационную деятельность.

      Какие методики позволят прийти к такому результату? На сегодняшний день актуальными считаются следующие технологии:

-личностно-ориентированные;

-технология развития критического мышления;

-ТРИЗ (теория решения изобретательских задач);

-технология проектной, исследовательской деятельности;

-игровые технологии;

-технология дистанционного обучения;

-информационно-коммуникационные.

         Некоторые из перечисленных технологий известны и применяются давно, есть и те, что появились сравнительно недавно. Учителя и методисты находятся в вечном поиске эффективных методик обучения.

       Новаторской деятельностью в педагогике в 20-м веке занимались многие учителя. Всем известны А. С. Макаренко, С. Н. Лысенкова, Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов. Их вклад в развитие отечественного образования огромен. Хочется понять, насколько опыт педагогов-новаторов применим в современном образовании? Давайте попробуем ответить на этот вопрос на примере методики, разработанной одним из упомянутых мною учителей прошлого.

        В 1971 году в «Комсомольской правде» вышла статья «Метод Шаталова». Речь в ней шла об учителе, которого впоследствии назовут «изобретателем опорных сигналов». Сразу скажу, что Шаталов ставил их на последнее место в своей системе работы.

       «Опорный сигнал» - тетрадная страница, на которой материал нескольких уроков закодирован в образной легко обозримой форме. Ключевые понятия, слова, важные цифры, узловые моменты темы, стрелки, выделение цветом, шрифт – вот из чего состоят «опорные сигналы». С их помощью идет изучение теории в классе и повторение дома с использованием учебника. Главное при изучении теории не запомнить, а понять. Изо дня в день, разбираясь в схемах, ученики постепенно овладевают главной умственной операцией: научаются быстро и точно схватывать суть. «Опорные сигналы» составляет сам учитель. Но бывают такие уроки или темы, когда сами ученики пробуют силы в составлении, это так называемые «творческие конспекты». При проверке знаний – снова опорный сигнал. Пришел на урок – напиши лист сигналов. Если работал дома, не ошибешься ни в одном символе. Не справился – в ведомости пустая клетка, значит, придется переписать работу. После начинается устный опрос: кто-то отвечает перед классом, кто-то наговаривает свой ответ на магнитофон, ответившие могут опросить соседа.

      После изучения теории- практика: решение задач, примеров, выполнение практических и лабораторных работ, работа по сборникам олимпиадных заданий. При чем ученикам заранее выдаются все задачи. Это домашнее задание. Оно предъявляется, как поле для самостоятельной работы. Любой ученик вправе выполнить столько, сколько он сможет или успеет. Последовательность решения тоже определяет ученик. Решенные задачи проверяются учителем и фиксируются в открытой ведомости. Такая индивидуальная домашняя подготовка на основе саморегуляции позволяет решить проблему перегрузки детей. Шаталов утверждал, что такая раскрепощенность повышает трудовую отдачу, потому что дети работают не за страх, а за совесть.

        За счет экономии часов при изучении теории появился резерв, который был отдан на дополнительные уроки физкультуры. В экспериментальных классах Шаталова один час физкультуры был ежедневно. Кроме того, было доказано, что изучение предметов на новой методической основе дети способны закончить программу средней школы на 1-2 года раньше и показать отличные результаты. При этом В. Ф. Шаталов всегда брал классы, где средний балл порой был меньше 3. В вузы поступало большинство его выпускников. Несколько десятков его учеников защитили кандидатские и докторские диссертации.

      Теперь вернёмся к технологиям, о которых писалось выше. Один из принципов шаталовской методики – бесконфликтность. «Двойку» ученику не ставят, всегда можно подготовиться и ответить на высший балл. Каждая оценка, считает Шаталов, должна быть стимулом, вызывать положительную реакцию. Отношения «учитель-ученик» Шаталов строит на принципах сотрудничества и свободы выбора, учитывая возможности учеников, создаёт условия для их развития. А это всё личностно-ориентированное обучение.

       «Игра-дело серьёзное,» - говорил Виктор Федорович, придавал ей большое значение. В своей практике активно использовал игровую технологию.

         Из-за интенсификации учебного процесса Шаталова обвиняли в перегрузках. Но исследования и замеры в экспериментальном классе показали, что работая в новых условиях, дети не испытывают перегрузок.

      Также существуют критические замечания, что упор в методике сделан на создание и развитие репродуктивных, а не творческих способностей. На известное утверждение «ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь» Шаталов отвечал: «Не наполнишь – не зажжешь!» Факт развития творческих способностей подтверждается результатами экзамена, проводившегося в экспериментальном классе исследователями. По творческому мышлению ребята показали итог в 2-2,5 раза выше по сравнению с результатами классов, в которых работали лучшие учителя города. Да и наличие у учителя такого количества выпускников, посвятивших свою жизнь науке, говорит о сформировавшемся у них творческом, критическом мышлении.

      Последнее время мы работаем над формированием функциональной грамотности у обучающихся. Мне кажется, эта проблема может быть решена в том числе и с помощью элементов описываемой методики. Возьмём для примера составление опорного сигнала. Здесь требуется умение выделить смысловые блоки в тексте, заменить текстовую информацию символами. Используя опорный сигнал, ученик учится пересказывать прочитанное.  Такая работа будет способствовать формированию читательской грамотности.

      Таким образом, мы видим, в современном образовании методика В. Ф. Шаталова актуальна. Использование этой методики в целом или её элементов позволит сформировать те личностные характеристики выпускника, о которых было написано в начале.

 

     Использованная литература:

  1. Сайт https://fgosreestr.ru/
  2. В.Ф. Шаталов. Эксперимент продолжается. Издательство «Педагогика», 1989 г.
  3. С. Соловейчик. Метод Шаталова. Газета «Комсомольская правда», 1971 г.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в опыте А.С Макаренко и современном образовании. Исследовательская деятельность младших школьников.

Требования ФГОС через исследовательскую деятельность  в системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Из опыта работы учителя....

Педагогические технологии: для всех или для педагогов-новаторов.

В статье затронут вопрос использования учителями инновационных технологий на уроках....

Использование информационно-коммуникационных технологий в современном образовании начальной школы

Одним из результатов обучения в начальной школе должна быть готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и умение использовать полученную информацию для дальнейшего самообразов...

БАЗАРНЫЙ ВЛАДИМИР ФИЛИППОВИЧ Русский учёный, врач и педагог-новатор

Базарный Владимир Филиппович (родился 4 мая 1942), русский учёный, врач и педагог-новатор. Более 33 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы пу...

Проектирование и проведение современного урока с учетом практического опыта и рекомендаций по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках начальных классов»

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной ...

Обобщение передового педагогического опыта на тему: "«Формирование современной цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта "Образование" в творческих объединениях естественнонаучной направленности МБУ ДО «Центр дополнительног"

laquo;Формирование современной цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта "Образование" в творческих объединениях естественнонаучной направленно...

Использование информационно – коммуникативных технологий в современном образовании начальной школы

Использование информационно – коммуникативных технологий в современном образовании начальной школы...