Доклад "Умения, характеризующие читательскую грамотность"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Белова Лариса Николаевна

Выступление на заседании районного методического объединения учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo_-2023.docx44.01 КБ

Предварительный просмотр:

            МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

          СТЕПНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

                                                                                               Выступление на заседании

                                                                                               РМО начальных классов

                                                                                             учителя начальных классов

                                                                                             МКОУ «Степновская ООШ»

                                                                                                       Беловой Л.Н.

                         Доклад

                                       на тему:

       «Умения, характеризующие читательскую  

                             грамотность»

                                           Подготовила: Белова Лариса Николаевна

                                                                  учитель начальных классов

                                                      2023 г

                                                  с.Степное

1.Понятие читательской грамотности

                                               Для того чтобы уничтожить цивилизацию,

                                            необязательно сжигать книги.

                                              Достаточно просто отучить людей читать их.

                                                                                           Рэй Бредбери                  ( 2  слайд)

В списке способностей XXI века читательская грамотность занимает почетное первое место. Ни для кого не секрет, что жизненные условия меняются постоянно. С раннего детства каждый знает сказку о Буратино, которого обманули лиса Алиса и кот Базилио. Им удалось это сделать, потому что он вовремя не получил образование — не воспользовался своей «Азбукой».  Точно так же угрозы подстерегают и современного человека, не получившего необходимые знания, — например, в интернете, когда мошенники просят назвать номер кредитной карты, или при совершении покупок, когда переплачиваешь за товары и услуги из-за нежелания получить о них исчерпывающую информацию. Люди подписывают банковский договор не читая, а потом удивляются, откуда берутся высокие проценты и иные неприятные условия.  Все это происходит, потому что мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, растет по экспоненте. Необходимо учиться с этой информацией работать, структурировать ее, сортировать, относиться с известной долей критики и выбирать ту, которая нужна.

(3 слайд) Попытаемся дать определение читательской грамотности. Воспользуемся сначала определением, применяемым в международном исследовании PIRLS: «Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида». А вот другое не менее популярное определение, используемое в международном исследовании PISA: «Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Что общего в этих двух определениях? Ориентир на цели чтения. Это основное отличие современного понимания читательской грамотности от традиционного. Поэтому синонимами к термину «читательская грамотность» можно считать: грамотность чтения, смысловое чтение, функциональное чтение, целевое чтение, продуктивное чтение.

(слайд 4)    Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. 

2. Классификация читательских умений.

Если есть категория читательской грамотности, значит, ее нужно научиться выделять среди умений наших учеников и проверять. Сегодня Россия, как и весь мир, ищет пути, как можно по-разному формировать и оценивать читательскую грамотность. Есть комплексные варианты диагностики, а есть те, которые проверяют читательскую грамотность в чистом виде. В частности, к таким диагностикам относится исследование читательской грамотности в рамках международного исследования PISA.

Слайд-5  Читательская грамотность определяется по уровню сформированности  трех групп читательских умений

                        Что такое читательская грамотность?

Опора на текст

Опора на внетекстовое задание

- Умение найти извлечь информацию

- Интегрировать( связывать), интерпретировать (толковать) информацию

- Умение осмыслить, оценить текст

1.Содержание текста

2. Форма текста 

Рассмотрим эти группы умений :  

1 группа            (6 слайд)

Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

2 группа             (7 слайд)

 Учащиеся анализируют, интерпретируют  (объясняют) и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения

3 группа   (8 слайд)

Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.

    - С какими проблемами сталкиваются учителя на уроках .   Слайд-9

Проблемы:                              

-   дети имеют низкую скорость чтения;

-   зачастую не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

 - не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

 - затрудняются кратко пересказать содержание.        

(10 слайд) -  Какие задачи должен поставить учитель -это научить:

1.Осознанно, правильно, выразительно читать.

2.Извлекать из текста полезную информацию.

3.Самостоятельно выбирать книги для чтения.

4.Работать с разными источниками информации.

5.Высказывать оценочные суждения о прочитанном.

6.Развивать потребность в чтении.

7.Развивать читательскую компетентность.

Уровень овладения читательской грамотностью является одной из важных характеристик современного ученика. Данные, полученные в рамках международных исследований оценки читательской грамотности, показывают, насколько актуальна сегодня эта проблема.

Нет необходимости говорить о том, что, не научившись хорошо читать, ребенок не сможет быстро и качественно выполнить задание по любому предмету школьной программы, его грамотность будет оставлять желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Поэтому важно не дать ребенку потерять интерес к книге в средней и старшей школе. И знаменитые слова Дидро: «Люди перестают думать, когда перестают читать» должны стать определяющими на данном этапе.

Грамотность – подразумевает «успешность» в овладении уч-ся чтением как средством осуществления своих дальнейших планов;  продолжения образования, подготовка к трудовой деятельности.

Поэтому для формирования читательской грамотности необходимы различные виды работы с текстом; использование технологии проектной деятельности на уроках, которая требует сформированных навыков читательской грамотности.

Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие задачи для всех предметов школьной программы. На современном этапе в соответствии с требованиями ФГОС учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект.

- Но формирование читательской грамотности проходит не только на уроках литературного чтения, но и на уроках русского языка, окружающего мира, математики.

  -В начальной школе есть предмет, на котором ученики получают информацию, читая текст. Это окружающий мир. Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными текстами. Учебный курс окружающего мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы как биология, география, история, обществознание, физика.

  -На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот.

Работе над текстом задачи педагог предает также творческий характер начиная с 1 класса: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.

           Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у детей должны быть сформированы специальные читательские умения.

Слайд -11          Можно выделить следующие этапы формирования умений по работе с текстом в начальной школе:                                                                          

1 класс: учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.

2 класс: учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.

3-4 классы: учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.

Современные  технологии обучения, способствующие формированию читательской компетентности у обучающихся начальных классов

В настоящее время существует большое количество педагогических технологий, которые широко используются в педагогической практике. Рассмотрим некоторые из них.

                          Технология продуктивного чтения             (12 слайд)

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.

Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

Цель: прогнозировать будущее чтение и вызвать у ребёнка  мотивацию прочитать книгу.

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2.   Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.        (13 слайд)

Цель: понимать текст и создать его читательскую интерпретацию (истолкования, оценки). Обеспечить полноценное восприятие текста в ходе перечитывания («медленного» чтения).

  1. Первичное чтение текста.

На  этом этапе чтения  применяются такие приёмы :

         «Диалог» обучающихся с автором литературного произведения — это приём работы с текстом во время его чтения.

           Комментированное чтение  (Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, чтение ребёнка можно прервать в любой момент) 

                         Приёмы прерывания чтения обучающихся:

 рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребёнком), за которым следует комментарий или вопрос к обучающимся;

‒ «включение» воображения детей, например, такими словами: «Представьте себе…», «Увидели?».., «Представили?»..;

формулировка максимально «свёрнутого», «сжатого» вопроса, не предполагающего дальнейшей беседы, например: «Догадались, почему?».

(14 слайд)  2) Перечитывание текста.  Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов. Такое чтение вызывает желание узнавать новое, позволяет постепенно увеличивать скорость чтения.

3)Анализ текста. Включает: обобщение прочитанного, постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста.

                     III-й этап. После чтения текста

Цель: скорректировать читательскую интерпретацию в соответствии с авторским смыслом. Обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

1) Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия, соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.  

2) Знакомство с писателем (рассказ о писателе, беседа о личности писателя).

(15 слайд)    3) Работа с иллюстрациями.  Установление  степени соответствия  данных иллюстраций , самостоятельное иллюстрирование (рисунки, создание диафильмов, коллективные рисунки и т. п.),  устное словесное рисование

‒ Рецензирование созданных иллюстраций        ‒ Моделирование обложки книги

‒ Музыкальное иллюстрирование

4) Творческие задания (Составление аннотаций. Составление буктрейлеров.

Все виды творческого пересказа. Составление сказочных объявлений и телеграмм. Написание писем герою прочитанного произведения. Сочинение. Разработка сценария. Инсценирование.)

                   Технология критического мышления    (слайд 16)

Эта технология  представляет собой целостную систему приёмов и методов, формирующих навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Цель данной технологии – формирование базовых мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Все методы развития критического мышления основаны на вдумчивом продуктивном чтении, в ходе которого человека учится подвергать анализу и ранжированию всю полученную информацию. При этом в понятие «текст» входят не только письменные записи, но и речь преподавателя, а также видеоматериалы.

(слайд 17)     Данная технология предполагает использование на уроке трёх этапов (стадий):

1 этап – «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап – «Осмысление» (реализация осмысления).

На данной стадии ребёнок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3 этап – «Рефлексия» (размышление).

Размышление и обобщение того, «что узнал» ребёнок на уроке  по данной проблеме.

(слайд 18)  Для стадии вызова характерны следующие приёмы: «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения», «Ключевые слова», «Кластер», «Мозговой штурм», «Ассоциации», «Круги на воде».

На стадии осмысления используются такие приёмы, как осмысления «Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», «Сводная таблица», «Уголки», «Лови ошибку», «Логические цепочки», «Прогнозирование с помощью открытых вопросов», «Ромашка Блума», «Взаимоопрос», «Сюжетная таблица», «Лови ошибку», «Перекрестная дискуссия, «Бортовой журнал»

Стадия рефлексии включает приёмы: «Шесть шляп», «Синквейн», «Толстые и тонкие вопросы», «Эссе», «Рафт», «Последнее слово за мной», «Свободное письмо», «Кубик Блума».

             Технология проблемно - диалогического обучения           (слайд 19)

Проблемный диалог помогает ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся.

На этапе постановки проблемы учителем создаётся проблемная ситуация, а затем организуется осознание противоречия и формулирования проблемы учениками.

 На этапе поиска решения учитель  побуждает   учеников    выдвинуть     и проверить гипотезы, т.е. обеспе чивает «открытие» знаний  путём  проб и ошибок.

  (Слайд 20)                 Виды проблемных диалогов:

•      Через использование цитат.             •      Через ключевой вопрос урока

•      Через использование «отрицательной» цитаты или карикатуры

•      Через столкновение мнений          .•      Через грамматическую сказку

•      Через ошибку.                                  •      Проблема «лёгкой темы»

•      Приём сравнения                      •      Приём сопоставления репродукций

•      Урок-портрет с чистого листа или  задача со всеми неизвестными

                                Проектная технология           (слайд 21) 

Целью проектной деятельности  является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и   рефлексии деятельности.

Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

(слайд 22)      Приёмами  формирования читательской грамотности           в рамках   проектной технологии являются:

  1. написание сочинения-рассуждения на заданную тему;
  2. выполнение творческой работы – иллюстрации к произведениям, викторина или кроссворд по прочитанным произведениям;
  3. сочинение своего стихотворения,   басни, сказки.

                                          Игровая технология         (слайд 23)

Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создаёт у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия.

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения возможно на всех его этапах – на этапе изучения нового материала, на этапе актуализации знаний, на этапе закрепления изученного материала.

Данная технология позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, вовлекать в работу каждого, учитывая его интерес, склонность и уровень подготовки. Упражнения игрового характера обогащают младших школьников новыми впечатлениями, снимают утомляемость, позволяют полюбить книгу и процесс чтения, способствуют развитию читательских умений.

(Слайд 24)        С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды .

Наибольшее распространение находит применение игровых технологий при проведении уроков повторения, основной целью которых является определение полученных знаний и умений учащихся в обобщённой форме.

Игры и приёмы, способствующие развитию читательских умений младших школьников:

Игры «Угадай автора», «Тёмная лошадка», «Установи последовательность» , «Горячий стул», «Бюро находок»,  «Прочитанные книги», «Настоящий спектакль»

Игры-путешествия «По страницам любимых книг», «Строим музей сказок»

Литературные аукционы «Кто больше назовёт?..»

Лото «Перепутанные страницы».

Пантомимы «Мим-театр»

Приёмы «А если бы…» ,«От имени одного героя рассказать о другом герое», «Ответь на вопрос героя», «Вы режиссёр», «Крестики – нолики», «Древо мудрости»

                   Информационно-коммуникационная технология     (25 слайд)

В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. ИКТ обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий  всё чаще вместо  толкового  и энциклопедического словарей  используется интернет.

Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении.

Применение ИКТ на уроках литературного чтения, даёт возможность учителю использовать эффективные педагогические технологии с применением интерактивных средств обучения, разнообразных форм и методов работы по формированию читательской компетенции.

                 Личностно-ориентированная технология    (слайд 26)

Личностно- ориентированная  технология  во главу угла ставит самобытность ребёнка, его самоценность, субъективность процесса учения.

При реализации данной технологии в процессе формирования читательской грамотности важно создать эмоционально положительный настрой школьников на работу

Особенностями этой технологии являются:

  • Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
  • Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
  • Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.
  • Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.

Один из приёмов работы - вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны.

(Слайд 27)     Продуманная и целенаправленная работа над формированием читательской грамотности позволяет добывать ребёнку из большого объёма информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.        (Слайд 28)    Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и оценке функциональной читательской грамотности обучающихся начальной школы «Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»

laquo;Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анали...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ, ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ, ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ...