Отчёт по самообразованию на тему: "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики"
методическая разработка

Кожанова Оксана Григорьевна

Отчёт по самообразованию на тему: "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики". Представляю данный материал для распространения опыта работы, как учителя начальных классов. Используемые методы и технологии позволяют успешно развивать у учащихся самостоятельность, умение применять на практике полученные знания, проявлять творчество, свободу мышления и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию учителя начальных классов

Кожановой Оксаны Григорьевны

на тему:

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

Цель: создание условий для активного развития познавательной деятельности  учащихся на уроках  математики.

Задачи:

  • Повысить свой теоретический, научно- методический уровень в области активизации познавательных действий учеников, через изучение актуальных источников по проблеме.
  • Разработать ряд заданий способствующих формированию активной познавательной деятельности на уроках математики.

Среди важнейших вопросов совершенствования обучения основам наук следует выделить активизацию познавательной деятельности школьников в процессе обучения математике. Сегодня повышена роль математики в развитии науки, техники, производства и вызванного математизацией (почти всех областей деятельности человека) значительного повышения требований к уровню математической подготовки школьников.

Оптимальный вариант познавательной деятельности предполагает сформированность умственной самостоятельности учащихся. Исходной позицией формирования творческой активности и умственной самостоятельности является воспитание внимания учащихся на основе пробуждения у них познавательного интереса. Воспитание внимания и интереса осуществляется средствами включения школьников в творческую работу. Постепенно проявляющийся у учащихся интерес к изучению предмета и приобретенные умения повышают их любознательность. Учащийся, как бы, самоутверждается в своих возможностях, ищет новые способы овладения учебным предметом; у него появляется устойчивая потребность знать и трудиться.

С целью  развития  у учащихся интереса к предмету в своей работе  я  используются различные педагогические технологии. Все они предполагают создание условий, способствующих проявлению самостоятельности учащихся при овладении учебным материалом.

      Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук.

       Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны, поэтому выработан ряд направлений деятельности на уроках математики: дидактические игры и игровые моменты, работа со схемами, использование провоцирующих задач, ИКТ.

    Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес , а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания.

По характеру познавательной деятельности игры можно разделить на следующие группы:

  1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. («Составим узор»)
  2. Игры, требующие воспроизводящей деятельности. К этой группе относятся игры, направленные на формирование вычислительных навыков. («Лучший лётчик», «Математическая рыбалка», «Помоги собрать бананы»)
  3. Игры, в которых запрограммирована преобразующая (контролирующая) деятельность детей.  С помощью этих игр дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. («Составь круговые примеры», «Математическая эстафета»)
  4. Игры, в которые включены элементы поисковой деятельности, где целью игры является формулирование учащимися по рисунку, схеме и опорным словам математического правила. («Угадайка», «Определи курс движения самолёта»).

Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от её места в системе уроков. Игра может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа. Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойства, действий и вычислительных приёмов. В этом случае следует ограничить использование средств наглядности, а усилить внимание к громкому проговариванию правила, свойства, вычислительного приёма. В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности – исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью можно использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки или разрезные цифры. Всё это служит средством активизации детей в игре.

Использованные источники

1.        Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей/ А.Э.Симановский. – М. : Волгоград, 2002. – 201 с.

2.        Лакоценина, Т.П. Необычные уроки в начальной школе/ Т.П. Лакоцетина. – М. : Учитель, 2008. – 134 с.

3.        Тихомирова, Л.Ф., Басова, А.В. Развитие логического мышления детей/ Л.Ф. Тихомирова, А.В.Басова. – М.: Волгоград, 2002. – 100 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ науки. Поэтому я ставл...

Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе."

Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе." Содержит методические приёмы,пути и способы активизации с помощью которых учитель мож...

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Способы организации, приемы, формы способствующие развитию познавательных процессов на уроках математики в начальной школе...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.Развитие активности, самостоятельности, инициативности, тво...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах

Активизация познавательной деятельностиучащихся на уроках математики в начальных классах...

Доклад "Роль игры в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики".

Активизация познавательной деятельности учащихся на всех уроках- одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения.    Прочные знания, умения и навыки уча...