Наставничество
методическая разработка

Людмила Петровна Рачковская

Работа с молодыми специалистами. Наставничество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_programma_nastavnika.docx35.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

Индивидуальная программа наставника

Рачковская Людмила Петровна

форма «учитель-учитель»

г.Пыть-Ях, 2022

Паспорт индивидуальной программы наставника

№ п/п

Наименование раздела

Стр.

Основные сведения о наставнике и наставляемом

Задачи и цель программы

Приоритетные направления реализации программы

Содержание программы. Планируемые результаты

Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставника

Приложения (анкеты, план работы)

Общие сведения о наставнике и наставляемом.

Общие сведения

Наставник

Наставляемый

ФИО

Рачковская Людмила Петровна

Давлетчина Валерия Газинуровна

Должность

Учитель начальных классов

Учитель начальных классов

Возраст

53

22

Общий стаж

28

1

Педагогический стаж

28

1

Категория

Высшая

 Без категории

Контактный телефон

89048710893

89504834667

Задачи и цель программы

Цель программы:

Организовать разностороннюю поддержку для успешного закрепления на месте работы молодого специалиста, повысить его профессиональный потенциал и уровень, оказать методическую и психологическую помощь в его профессиональном становлении в условиях реализации новых ФГОС.

Задачи программы:

  1. Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности.
  2. Выявить путем опроса или беседы затруднения в профессиональной практике молодого педагога.
  3. Создать условия для профессиональной адаптации молодого учителя в коллективе.
  4. Принять меры по профилактике проблем в дальнейшей работе молодого педагога.
  5. Обеспечить постепенное вовлечение молодого учителя во все сферы школьной жизни.
  6. Способствовать формированию творческой индивидуальности молодого учителя.
  7. Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
  8. Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации.
  9. Ускорить процесс профессионального становления педагога.

Приоритетные направления реализации программы:

  1.  Углубление научных знаний и повышение научно-методического уровня молодого педагога в контексте современного образования, с учетом специфики контингента школы.
  2.  Транслирование профессионально значимых умений наставником и формирование аналогичных у молодого педагога, с учетом направлений работы школы.
  3.  Свободное владение научным стилем речи и культурой педагогического общения.
  4.  Развитие способности работать в коллективе (команде).
  5.  Тактичное транслирование корпоративных норм поведения наставником и освоение их подопечным.
  6.  Углубление освоения методики научно-исследовательской деятельности.

Содержание программы

  1. Психологические основы адаптации в системе образования.

Реализация этой части программы предусматривает оперативное и нацеленное преодоление неизбежных трудностей в процессе адаптации начинающего педагога. Психологическим аспектом адаптации является принятие высокого социально - психологического статуса личности начинающего специалиста в педагогическом и ученическом коллективах.

Планируемые результаты:

Социально-психологическая адаптация предполагает успешность вхождения молодого учителя в новый коллектив школы, умение купировать межличностные проблемы, ставить себя в позицию равноправного члена коллектива. Психологическая результативность контактов с обучающимися и родителями.

  1. Организация учебно-воспитательного процесса.

Работа над этим разделом программы предполагает детальное изучение молодым специалистом действующих государственных программ по преподаваемым предметам, знакомство с авторскими программами; посещение уроков и внеурочных мероприятий, проводимых опытными учителями школы (в первую очередь, наставников), с их последующим анализом.

Планируемые результаты:

Активное включение молодых учителей в учебно-воспитательную работу с обучающимися, вовлечение их в целом в работу школы, в совместную разработку программ, грамотное применение государственных программ, соблюдение образовательного минимума, адаптация молодого специалиста в образовательном пространстве школы.

  1. Школьная нормативная документация в работе учителя.

Ознакомление молодого педагога с локальными актами МАОУ «Прогимназия «Созвездие», с должностными инструкциями и прочей необходимой документацией.

Планируемые результаты:

Формирование действующей прямой и обратной связи управленческой информации, обеспечивающей своевременный обмен сведениями с целью упорядочения деятельности молодого педагога и оказания ему своевременной корректирующей помощи.

  1. Методическое сопровождение молодого учителя.

Важно научить начинающих учителей правильно ориентироваться в потоке методической информации при создании учебно-методического комплекса по своему преподаваемому предмету, при написании рабочих программ, программ внеурочной деятельности, сценариев школьных мероприятий.

Планируемые результаты:

Умение молодого специалиста систематически изучать имеющееся методическое сопровождение, грамотно его использовать, с учетом индивидуальных особенностей своих учеников. Формирование у молодого педагога опыта создания собственных методических разработок.

  1. Организация воспитательной работы с детьми.

Из опыта работы обращает на себя внимание несоответствие возможностей у молодых педагогов при планировании воспитательной работы и эффективном выполнении этого плана. Это диспропорция говорит, прежде всего, о неумении молодых учителей организовать воспитательную работу. Именно этому направлению деятельности в программе уделяется большое внимание.

Планируемые результаты:

Освоение на практике концептуальных основ воспитания, формирование профессионального мастерства воспитателя.

  1. Социология образования. Ученик в социуме.

Осуществление этого направления программы предусматривает знакомство с социологией в образовании, с социальной педагогикой; со связями школы с семьей и общественностью, с микросоциумами и макросоциумом школы.

Планируемые результаты

Умение ориентироваться в общих и частных вопросах социально-педагогической работы с учащимися и их родителями.

Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставника

Мониторинг процесса реализации программы наставника:  система сбора, обработки, хранения и использования информации о реализации мероприятий программы.

Организация систематического мониторинга программы наставника дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.

Мониторинг программы наставничества состоит из оценки мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников программы, динамики образовательных результатов (Приложения).

План индивидуальной работы с молодым специалистом   по адаптации к профессии (3 год сотрудничества)

ФИО наставляемого

ФИО наставника, должность

Направления деятельности  

Формы деятельности

Периодичность

Результат

Давлетчина Валерия Газинуровна, учитель начальных классов

Рачковская Людмила Петровна –учитель начальных классов

Оказание помощи в осуществлении качественного планирования (учет ключевых тем, рациональное распределение времени на изучение тем, отбор содержания).

Консультативная помощь в разработке рабочих программ по внеурочной деятельности

Сентябрь  

Предъявление программы, соответствующей требованиям

Совместная разработка поурочных планов внеурочной деятельности.

1 раз в четверть

Конспекты занятий

Проверка поурочных планов  

1 раз в четверть

Конспекты занятий  с устраненными замечаниями

Оказание помощи по организации качественной работы с документацией.

Консультации по ведению электронного журнала

1 раз в полугодие

Качество работы молодого специалиста с документацией

Консультации «Осуществление анализа практических и проектных работ» во внеурочной деятельности

Октябрь.

Схемы анализа работ; готовые таблицы пробелов.

Организация деятельности по повышению качества преподавания

Посещение и анализ занятий молодого специалиста учителем наставником; посещение молодым специалистом уроков наставника

Не менее 1-го урока в 2 недели  

Самоанализ занятий.

Консультация по отбору содержания материала к занятиям.

1 четверть

Перечень рекомендованной литературы.

Через посещение занятий и конспекты занятий.

Консультация «Работа с родителями. Как подготовить выступление на родительское собрание»

2 четверть

Консультация «Организация внеурочной деятельности»

3 четверть

Консультация «Социальное проектирование»

4 четверть

Диагностика затруднений.

Анкетирование, беседы, тестирование.

2 раза в год.

Обработка и интерпретация анкет.

Индивидуальные консультации по педагогическим затруднениям

По необходимости

Помощь при подготовке к открытым занятиям, к творческим конкурсам и выставкам.

По необходимости

Таблица 1

Индикаторы оценки влияния программ на всех участников школы

Индикаторы оценки

Оценка результатов программы

на входе

202____

на выходе

202____

Вовлеченность обучающихся в образовательный процесс.

Успеваемость учащихся по школе

Качество обучения по школе.

Процент учащихся, желающих высокой школьной успеваемости

Уровень сформированности гибких навыков учащихся.

Доля учащихся, посещающих объединения дополнительного образования.

Доля учащихся, посещающих спортивные секции

Доля учащихся, участвующих в программах развития талантливых обучающихся.

Доля учащихся, принимающих участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях на школьном уровне

Доля учащихся, принимающих участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях на региональном уровне

Доля учащихся, принимающих участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях на всероссийском уровне

Доля учащихся, участвующих в волонтерской деятельности.

Доля успешно реализованных творческих и образовательных проектов.

Доля обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, принимающих участие в программах наставничества.

Число обучающихся состоящих на ВШК и ПДН.

Доля собственных профессиональных работ, статей, исследований, методических практик молодого специалиста

Участие молодого учителя в профессиональных конкурсах, фестивалях.

Доля учащихся, имеющих пропуски по неуважительной причине (желание посещения школы учащимися).

Уровень личностной тревожности учащихся.

Эмоциональное состояние при посещении школы

Количество жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся

Уровень психоэмоционального состояния специалиста

Уровень удовлетворенности профессией педагога

Количество конфликтов с педагогическим и родительским сообществами.

Приложение 2

Анкета наставника

1.  Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]

2.  Если да, то где? _____________________________________________

Инструкция

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.

3.  Насколько  комфортным  Вам представляется общение с наставником.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4.  Насколько  Вы  можете  реализовать  свои лидерские качества в программе?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.  Насколько могут быть полезны/интересны

групповые встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6.  Насколько могут быть полезны/интересны

личные встречи?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7.  Насколько  Ваша  работа  зависит  от предварительного  планирования

(разработанного Вами)?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8.  Насколько  Вы  собираетесь придерживаться плана?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9.  Оцените  ожидаемую  включенность

наставляемого в процесс.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10.  Оцените  ожидаемый  уровень

удовлетворения от совместной работы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11.  Оцените  ожидаемую  полезность

проекта для Вас и Вашего наставляемого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12.  Что Вы ожидаете от программы и своей роли?

_____________________________________________________________

13.  Что в программе является наиболее ценным для Вас?

_____________________________________________________________

14.  Насколько  важна  польза

обучения Наставников?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

15.  Вы рады, что участвуете в программе?  [да/нет]

Приложение 3

Анкета для участников (до начала работы) формы наставничества «Учитель– учитель».

Анкета наставляемого ________________________________________________

1.  Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]

2.  Если да, то где? _____________________________________________

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.

3.Ожидаемая  эффективность программы

наставничества.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4.  Оцените ожидаемый уровень комфорта при

участии в программе наставничества?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.  Ожидаемое  качество  организационных

мероприятий  (знакомство  с  коллективом,

рабочим  местом,  должностными

обязанностями  и  квалификационными

требованиями)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6.  Ожидаемая  полезность  программы

профессиональной и должностной адаптации.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7.  Ожидаемая польза организованных для Вас

мероприятий  по  развитию  конкретных

профессиональных  навыков  (посещение  и

ведение  открытых  уроков,  семинары,

вебинары, участие в конкурсах).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8.  Ожидаемое качество передачи Вам

необходимых теоретических знаний.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9.  Ожидаемое качество передачи Вам

необходимых практических навыков.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10.  Ожидаемое  качество  программы профессиональной адаптации.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11.  Насколько  Вам  важно  ощущение поддержки от наставника?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12.  Насколько Вам важно, чтобы Вы остались довольны совместной работой?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3.  Что Вы ожидаете от программы и своей роли?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

14.  Что особенно ценно для Вас в программе?

_____________________________________________________________

15.  Как  часто  Вы  ожидаете

проведение  мероприятий  по

развитию  конкретных

профессиональных  навыков

(посещение и ведение открытых

уроков,  семинары,  вебинары,

участие в конкурсах)?

Очень

часто

 

Часто

Редко

1-2

раза

Никогда

16.  Рады ли Вы участвовать в программе? [да/нет]

Приложение 4

Анкета наставника

1.  Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]

2.  Если да, то где? _____________________________________________

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.

3.Ожидаемая эффективность программы наставничества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4.  Ожидаемый  комфорт  от  работы  в

программе наставничества?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.  Насколько  эффективно  Вы  сможете

организовать  мероприятия  (знакомство  с коллективом,  рабочим  местом, должностными  обязанностями  и

квалификационными требованиями)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6.  Ожидаемая  эффективность  программы

профессиональной и должностной адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7.  Как  Вы  думаете,  как  хорошо  с  Вашей

помощью  наставляемый  овладеет

необходимыми теоретическими знаниями?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8.  Как  Вы  думаете,  как  хорошо  с  Вашей

помощью  наставляемый  овладеет

необходимыми практическими навыками?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9.  Ожидаемое  качество  разработанной  Вами

программы профессиональной адаптации.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10.  Ожидаемая включенность наставляемого

в процесс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11.  Ожидаемый  уровень  удовлетворения

совместной работой

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12.  Что Вы ожидаете от программы и своей роли?

_____________________________________________________________

______________________________________________________________

13.  Что особенно ценно для Вас в программе?

_____________________________________________________________

______________________________________________________________

14.  Как часто Вы собираетесь

проводить  мероприятия  по развитию  конкретных

профессиональных  навыков (посещение и ведение открытых

уроков,  семинары,  вебинары, участие в конкурсах).

Очень

часто

 

Часто

Редко

1-2

раза

Никогда

15.  Рады ли Вы участвовать в программе наставничества? [да/нет]

Приложение 5

Анкета для участников (по завершению работы) формы наставничества «Учитель – Учитель».

Анкета наставляемого

1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]

2. Если да, то где? _____________________________________________

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.

3. Эффективность программы наставничества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Насколько комфортно было работать в программе наставничества?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Качество организационных мероприятий (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6. Полезность программы профессиональной и должностной адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

7. Организованные для Вас мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8. Качество передачи Вам

необходимых теоретических знаний

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

9. Качество передачи Вам

необходимых практических навыков

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10. Качество программы профессиональной адаптации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11. Ощущение поддержки от наставника

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12. Насколько Вы довольны вашей совместной работой?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

13. Что Вы ожидали от программы и своей роли?

_____________________________________________________________

14. Насколько оправдались Ваши ожидания?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

15. Что особенно ценно для Вас было в программе?

_____________________________________________________________

16. Чего Вам не хватило в программе/что хотелось бы изменить?

_____________________________________________________________

17. Как часто проводились мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)

Очень часто

Часто

Редко

1-2 раза

Никогда

18. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]

19. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по наставничеству

План работы с молодыми специалистами в МКОУ СОШ №24...

Программа по наставничеству.

НаименованиеОсновные цели программыСроки реализации программыСтруктура программыУчастники программы...

Перспективный план наставничества на 2015-2016 учебный год.

ГБОУ СОШ № 191 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга. Перспективный план наставничества на 2015-2016 учебный год. Наставник: воспитатель ГПД Фадеева Валентина Федоровна Молодой ...

Приказ о наставничестве

Приказ о наставничестве...

Современные формы и технологии педагогического наставничества

Рассмотрены как традиционные, так и инновационные технологии работы наставника с начинающими педагогами. Описаны формы работы с молодыми и малоопытными учителями. Определены условия становления профес...

Наставничество

В помощь учителям -наставникам ....

Приказ о наставничестве. План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы (2018 - 2021 гг), приказ о наставничестве 2020 - 2021 уч год

В данной  папке размещены:1) Приказ о наставничестве 2020 - 2021 учебный год2) План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы - Гороховой В.Н. 2018 - 2021 гг...