ПК 4.4
учебно-методический материал

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1» «Методические основы создания сборника приемов по развитию исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира» Курсовой проект Выполнила: Точилина В.Д., студентка 301НК группы, специальности 44.02.01 Преподавание в начальных классах Научный руководитель: Анищенко И.Л., преподаватель ОП.10 Основы учебно-исследовательской деятельности студентов высшей квалификационной категории Челябинск, 2023 г.

Слайд 2

Актуальность проблемы исследования Тема исследования: «Методические основы создания сборника приемов по развитию исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира» Современное образование направлено на развитие личности, которая обладает такими характеристиками, как активность, самостоятельность, способность творчески подойти к решению любых проблем Формирование исследовательской культуры в целом и умения в частности надо младшем школьном возрасте, т.к. на данном этапе закладываются личностные качества, необходимые для дальнейшей успешной деятельности человека. Поиск нового, стремление исследовать, находить ответы – естественные потребности детей этого возраста Младшие школьники охотно включаются в активный процесс познания. В основе этого лежит врождённая готовность к открытиям и познавательный интерес . Следует только развивать естественную направленность ребёнка, а это повлечёт за собой активность и самостоятельность в исследовательской деятельности . Что поспособствует формированию потребности подходить к любой научной или жизненной проблеме творческим исследователем

Слайд 3

Методологический аппарат исследования Цель исследования: Объект исследования: Предмет исследования: методическое обеспечение процесса развития исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира. на основе анализа научно и методической литературы и источников информации обосновать необходимость создания сборника приемов по развитию исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира. развитие исследовательских умений у младших школьников.

Слайд 4

Методологический аппарат исследования Задачи исследования: 1) раскрыть сущность понятия «исследовательские умения» в современной науке; 2) выявить психолого-педагогические особенности формирования исследовательских умений у младших школьников; 3) рассмотреть систему работы учителя начальных классов по развитию исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира; 4) обосновать создание сборника приёмов для развития исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира; 5) обобщить результаты исследования. Методы исследования (теоретические): Поиск источников информации, теоретический анализ, структурирование, систематизация, обобщение, проектирование.

Слайд 5

Глава 1. Теоретические основы развития исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира РАССМОТРЕНЫ ВОПРОСЫ: Необходимость развития исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО; 2) Возрастные особенности развития исследовательских умений у младших школьников ; 3) Возможности предмета «Окружающий мир» в развитии исследовательских умений у младших школьников .

Слайд 6

Основные понятия Рассмотрены точки зрения ( Савенков А.И., Семенова Н.А.; ) ‏ Исследовательские умения детей младшего школьного возраста как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования. Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Исследование, исследовательское поведение – это неотъемлемая часть поведения любого живого существа, а в частности и младшего школьника, ведь в основе такого поведения лежит любознательность. Исследование помогает приспособиться к постоянно меняющемуся миру, а так же ведет к развитию личности.

Слайд 7

Возрастные особенности развития исследовательских умений у младших школьников

Слайд 8

Возможности предмета «окружающий мир» в развитии исследовательских умений у младших школьников Школьный предмет «Окружающий мир» обладает колоссальными общеобразовательными ресурсами, интегрируя естественно-научные и общественные знания. Здесь закладываются основы формирования экологической и общей культуры, умения, связанные с использованием источников естественно-научной информации. Наряду с другими дисциплинами здесь формируются идеалы и ценности патриотизма, демократического общества, мировоззрения и др. Как исследовательская область, предмет «Окружающий мир» способен не только объяснять сущность происходящего, но и расширять научную картину мира, предлагать оригинальные решения и конкретные пути в направлении устойчивого развития.

Слайд 9

Выводы по 1 главе Формирование исследовательских умений требует соблюдения ряда условий, которые подробно изложила в своих исследованиях Н.А. Семенова ; В целом под исследовательскими умениями понимают систему интеллектуальных и практических умений учебного труда, способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач. Для младших школьников характерны некоторые возрастные психологические и анатомические особенности, которые способствуют занятиям исследовательской деятельностью либо препятствуют им. «Окружающий мир» способен не только объяснять сущность происходящего, но и расширять научную картину мира, предлагать оригинальные решения и конкретные пути в направлении устойчивого развития.

Слайд 10

Глава 2. Методические основы развития исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира РАССМОТРЕНЫ ВОПРОСЫ: 1) Приёмы развития исследовательских умений у младших школьников ; 2) Система работы учителя начальных классов по развитию исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира; 3) Обоснование создания сборника приёмов для развития исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира. Рассмотрены точки зрения учёных: В.Д. Кузнецова; А.И. Савенков; И.П. Подласый ‏

Слайд 11

Приёмы развития исследовательских умений у младших школьников 1. Развитие умение видеть проблемы 2. Развитие умения выдвигать гипотезы. ‏ 3. Развитие умения задавать вопросы. 4. Развитие умения наблюдать. 5. Развитие умения классифицировать. (А.И. Савенков)

Слайд 12

Система работы учителя начальных классов по развитию исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира Формирование исследовательских умений школьников младшего звена предполагает проектирование целостного учебного процесса, в котором все обучающиеся погружаются в исследовательскую работу, в первую очередь на уроке, а также во внеурочной деятельности с 1 по 4 класс.

Слайд 13

Обоснование создания сборника приёмов для развития исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира

Слайд 14

Обоснование создания сборника приёмов для развития исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира

Слайд 15

Выводы по 2 главе В результате проведенных исследований ребенок получает не только новые знания, но и переживания, личный опыт практической деятельности, он анализирует свою деятельность, в связи с этим у него формируются рефлексивные умения. Учитель начальных классов должен выстроить систему работы по развитию исследовательских умений у младших школьников с 1 по 4 класс. Составление сборника приемов для развития исследовательских умений у младших школьников на уроках окружающего мира направлено на повышение деятельности педагога, а также оказание помощи педагогу в формировании собственной программы занятий с младшими школьниками.

Слайд 16

Заключение ‏ Развитие исследовательских умений у младших школьников – сложная, но важная задача. Работа учителя в решении данной проблемы должна носить целенаправленный и системный характер, ориентированный на возрастные особенности младших школьников. В перспективе в выпускной квалификационной работе мы планируем: доработать сборник приемов «Юные исследователи», подобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников, провести апробацию сборника в период преддипломной практики, дать оценку эффективности использования материалов сборника в решении заявленной проблемы.

Слайд 17

Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1» Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на Ваши вопросы


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: