ПК 4.3
учебно-методический материал

Циер Александра Андреевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Проблема современной школы – потеря интереса у обучающихся к учению.

Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:

• перегрузка однообразным учебным материалом;

• несовершенство методов, приёмов и форм организации учебного процесса;

ограниченные возможности для творческого самоуправления.

Сегодня представление о том, что школа должна давать только знания, умения,

навыки признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать

формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно

принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е.

творческого в широком смысле этого слова.

Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским

образованием, в первую очередь, обеспечить условия для развития ребёнка как субъекта

собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий

учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных

государственных стандартах общего образования.

Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением,

а не только по обязанности. Для младшего школьного возраста характерны яркость и

непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы.

Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую.

Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы.

Игра – это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством

игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно

и естественно его взять.

В жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

• развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие,

воодушевить, пробудить интерес);

• коммуникативную: освоение диалектики общения;

• самореализации (в игре как на «полигоне человеческой практики»);

• терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других

видах жизнедеятельности;

• диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения,

самопознание в процессе игры;

• коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных

показателей;

• межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей

социокультурных ценностей;

• социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм

человеческого общежития.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и

ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования

обучающихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при

урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

• дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

• учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал

используется в качестве её средства;

• в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу

дидактических задач в разряд игровых;

• успешное выполнение дидактического задания связывается с

игровым результатом.

По характеру педагогического процесса бывают:

• обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

• познавательные, воспитательные, развивающие;

• репродуктивные, продуктивные, творческие;

• коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и

другие.

По характеру игровой методики делятся на: предметные, сюжетные, ролевые,

деловые, имитационные, игры – драматизации.

Спектр целевых ориентаций:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность;

применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и

навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и

навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование

определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих

установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности,

коммуникативности .

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать,

сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей,

эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации

учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к

условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению;

психотерапия.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее

определённую часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом,

персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие

умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять

их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в

процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные

явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту

реакции на слово, фонематический слух смекалку и др.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация

1. Открытие для учеников новых сведений.

  • Предлагаю вам открыть учебник на странице 35  Рассмотрите карту, условные обозначения. Что вы видите?
  • - Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как славяне устремились на земли, простиравшиеся от Чёрного до Балтийского моря. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви – восточную, западную, южную.
  • - От восточных славян позднее пошли русские, украинцы, белорусы. Жили славяне племенами. На этой территории проживало до 12 племенных союзов
  • (их названия зависели от места поселения)

Предметные: уметь самостоятельно добывать новые знания.

Метапредметные:

Р: выработать учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Презентация

Учебник

Слайд 2-3



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология

Здоровьесберегающая технология - это условия обучения ребенка в школе

(отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и

воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с

возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими

требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным

возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный

двигательный режим.

Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья учащихся от

неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику

возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование

воспитанию у учащихся культуры здоровья. формирование у школьников

необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в

повседневной жизни.

Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения

ФГОС:

• Сбережение и укрепление здоровья учащихся;

• Формирование у них ценности и культуры здоровья;

• Выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих

здоровье школьников.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной школе:

• "Не навреди";

• Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете;

• Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна

вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно;

• Соответствие содержания обучения возрасту;

• Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и

акцентирование положительных факторов;

• Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка

ответственность за свое здоровье.

Динамическая

пауза  

Снижение эмоционального и физического напряжения 

Практический: выполнение динамической паузы 

Организует динамическую паузу.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу. Руки согнули, плавно встряхнули,

Ветер сдувает росу. В сторону руки – плавно помашем –  Это к нам птички летят.

Как они сели тоже покажем –

Руки согнули назад.

Повторяют движения. 

Л: формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни

 



Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения в начальной школе

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения,

обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей,

готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения

детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения,

пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его,

самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого

уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих

способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при

котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными

педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию

мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе

изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.

Для того, чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе

необходимо выполнять условия ее выполнения:

Проблемное обучение целесообразно применять:

- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и

зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,

- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на

развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений,

творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это

преодолевается дифференциацией уровней проблемности),

- когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших

затрат времени.

Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать

у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном

процессе.

М.Н. Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения:

1. Проблемное изложение знаний.

2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.

3. Исследовательский метод обучения.

А также И.Я. Лернер – активный исследователь в области проблемного обучения –

утверждает, что «проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни

преобладающей системой обучения. Если бы школа стала на этот путь, оказалось бы, что

молодое поколение вынуждено самостоятельно пройти значительную часть пути познания

окружающего мира, который человечество прошло на протяжении своей истории...

Проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько это допускает проблемный

материал».

IV. Открытие нового знания

7-8мин

Что означает запись 18+7? Сколько всего денег потратила Света? Что означает запись 15+9? Сколько всего потратил Олег? Сравните числа 25 и 24. Можем ли мы теперь сказать, чья покупка более выгодна? Почему? А как вы получили число 25? Число 24? Какой можно сделать вывод? Итак, как же нам удалось решить спор между ребятами? А что значит сравнить выражения?

- Проверьте свои предположения на с. 41 учебника.

формулируют проблему, строят логическую цепь рассуждений, выдвигают гипотезу, применяют знаково-

символические действия.

Предметные: называет числа, выполняют сложение, читают и записывают числовые выражения, сравнивают их.