Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог"
рабочая программа (2 класс)

Слепухова Надежда Викторовна

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса + календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekolog.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 48имени Р.М.Каменева»

                                    УТВЕРЖДЕНА

                                   Директор МБОУ «Средняя

                                                 общеобразовательная школа № 48

                        им. Р.М. Каменева»

                                        ____________И.П. Верютина

                                                                   Приказ № _________

                                                                  от «_______» ____________ 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                   курса внеурочной деятельности

«Юный эколог»

(направление: проектно-исследовательская  деятельность)

для обучающихся 2 классов

Срок реализации: 1 год

г. Курск 2023г

Содержание курса внеурочной деятельности

«Юный эколог»

2 класс

  1. Мой дом за окном

Что такое экология?

Дом, где мы живем.

Откуда берется и куда девается мусор?

Краски и звуки осени

Птицы нашего двора

  1. Я и мое окружение

Моя квартира

Моя семья

Соседи-жильцы

Мой класс

Дом моей мечты

Комнатные растения

Уход за комнатными растениями

Животные в доме

Уход за квартирой

Бытовые приборы в квартире

Наша одежда и обувь

  1. Вода и солнце в нашей жизни

Вода в моем доме и природе

Вода в жизни растений и животных

Вода и здоровье человека

Солнце, Луна, звезды – источники света

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

Отношение к свету и теплу различных животных

Электрический свет и тепло в моем доме

Воздух и здоровье человека

  1. Мой край

Растительный мир области

Животный мир области

Исчезающие растения родного края

Исчезающие животные родного края

Планируемые результаты  освоения учебного курса внеурочной деятельности «Юный эколог»

Содержание программы внеурочной деятельности «Юный эколог», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Метапредметные результаты:

 Регулятивные универсальные учебные действия:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Предметные результаты:

Обучающиеся должны знать:

  • планета Земля – наш большой дом;
  •  Солнце – источник жизни на Земле;
  • неживое и живое в природе;
  • основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования;
  • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов;
  • самоценность любого организма;
  • значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними;
  • значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
  • многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
  • основные виды растений и животных различных экосистем;
  • организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
  • человек – существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
  • условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
  • различия съедобных и несъедобных грибов;
  • позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
  • способы сохранения окружающей природы;
  • что такое наблюдение и опыт;
  • экология – наука об общем доме;
  • экологические сообразные правила поведения в природе.

Обучающиеся должны уметь:

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • составлять экологические модели, трофические цепи;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе;
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
  • гербаризировать растения;
  • оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
  • выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т.п.

  1. Тематическое планирование в с указанием количества академических  часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса внеурочной деятельности «Юный эколог»  и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов

№ п/п

Наименование темы

Количество

часов

Форма проведения

Целевые приоритеты воспитания

Электронный  (цифровой) ресурс

1

Мой дом за окном

8

Беседа, игра

1, 2,         3е, 3к, 4

http://nsc.lseptember.ru

uchi.ru

2

Я и мое окружение

11

учебная дискуссия, беседа

3б, 3е

http://nsc.lseptember.ru

uchi.ru

3

Вода и солнце в нашей жизни

8

Соревнование, игра

3к, 3е

http://nsc.lseptember.ru

uchi.ru

4

Мой край

9

Беседа, игра

1, 2,         3е, 3к, 3 и,  4

http://nsc.lseptember.ru

uchi.ru

Итого

34

Целевые приоритеты воспитания:

  1. Целевые приоритеты воспитания: Создание благоприятных условий для усвоения младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
  2. Создание благоприятных условий для самоутверждения их в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения школьника.
  3. Создание благоприятных условий для развития умений и навыков социально значимых отношений школьников младших классов.

К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся следующие:

  1. быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогать старшим;
  2. быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
  3. знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;
  4. беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
  5. проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
  6. стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
  7. быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
  8. соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
  9. уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
  10. быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

4.Создание благоприятных условий для развития и накопления младшими школьниками опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем.

Календарно-тематическое планирование

занятий внеурочной деятельности

«Юный эколог»

Тема занятия

Кол-во часов

дата

Мой дом за окном - 6

1

Что такое экология?

1

2

Дом, где мы живем.

1

3

Откуда берется и куда девается мусор?

1

4

Краски и звуки осени.

1

5

Птицы нашего двора.

1

6

Изготовление плак4ата «Берегите природу!»

1

Я и мое окружение - 11

7

Моя квартира.

1

8

Моя семья.

1

9

Соседи-жильцы.

1

10

Мой класс.

1

11

Дом моей мечты.

1

12

Комнатные растения в квартире.

1

13

Уход за комнатными растениями.

1

14

Животные в доме.

1

15

Уход за квартирой.

1

16

Бытовые приборы в квартире.

1

17

Наша одежда и обувь.

1

Вода и солнце в нашей жизни - 8

18

Вода в моем доме и в природе.

1

19

Вода в жизни растений и животных.

1

20

Вода и здоровье человека.

1

21

Солнце, Луна, звезды – источники света.

1

22

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения.

1

23

Отношение к свету и теплу различных животных.

1

24

Электрический свет и тепло в моем доме

1

25

Воздух и здоровье человека

1

Мой край - 9

28

Растительный мир области.

1

27

Животный мир области.

1

28

Исчезающие растения родного края.

1

29

Исчезающие животные родного края.

1

30

Погода. Климат.

1

31

Лекарственные растения.

1

32

Сельскохозяйственные растения.

1

33

Экологические памятки для детей и взрослых.

1

34

Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»

«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся. Кружок "Экология и человек"

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экологи"

Программа разработана на основе авторской программы  В.А. Самковой «Моя первая экология». Сборник программ внеурочной деятельности. Новая школа 21 века, под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, и...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология" 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Моя первая экология» 3 класс

Рабочая программа по социальному направлению для работы во внеурочной деятельности....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Моя первая экология» 3 класс

Рабочая программа по социальному направлению для работы во внеурочной деятельности....

Рабочая программа кружка «Юные экологи» для обучающихся 1-4 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.

Актуальность разработанной программы продиктована  отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополните...