Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому, 12 класс, II вариант
рабочая программа

РП 12 кл....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_12_kl._2022-2023_uch.g._mariya.docx135.92 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

УТВЕРЖДЕНА

приказ № ___ от ______________ 2022года

СОГЛАСОВАНО

_________________________

_________________________

_________________________

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

по предметам учебного плана

обучающейся индивидуально на дому

12 класса

М.М.

(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования

обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

(вариант 2)

                                                                                            Объем: 374 ч.

                                                                                      Речь и альтернативная коммуникация: 68 ч.

                                                                                      Математические представления: 34 ч.

                                                                                      Домоводство:  68 ч.

                                                                                      Окружающий социальный мир: 34 ч.

                                                                                      Профильный труд: 68 ч.

                                                                                      Коррекционно-развивающие занятия: 68 ч.

                                                                                      Учитель: Зверева И.В.

                                                                                      Музыка и движение: 34 ч.  

                                                  Учитель: Озеров П.В.

г. Нефтеюганск 2022

Оглавление

1.

Индивидуальные сведения о ребенке

2.

Психолого-педагогическая характеристика

3.

Индивидуальный учебный план

4.

Содержание образования

4.1.

Планируемые образовательные результаты освоения предметов учебного плана

4.2.

Планируемые образовательные результаты обучающегося

4.3.

Содержание учебного предмета, курса

4.4.

Нравственное воспитание

4.5.

Формирование экологической культуры, здорового образа жизни

4.6.

Внеурочная деятельность

5.

Программа сотрудничества с семьей

6.

Специалисты, участвующие в реализации программы

7.

Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

8.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

9.

Календарно-тематическое планирование

9.1.

«Речь и альтернативная коммуникация»

9.2.

«Математические представления»

9.3.

«Домоводство»

9.4.

«Окружающий социальный мир»

9.5.

«Музыка и движение»

9.6.

«Профильный труд»

9.7.

«Коррекционно-развивающие занятия»

10.

Коррекционные курсы

10.1.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Сенсорное развитие»

10.2.

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Предметно-практические действия»

11.

Приложение

1.Индивидуальные сведения о ребенке

ФИО ребенка:

Дата рождения:

Адрес проживания:

ФИО мамы:

ФИО папы:

2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося

        Общие сведения.

Сведения о семье. Мария проживает и воспитывается в полной семье. Семья проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире. Большую часть времени Мария проводит с родителями. Девочка обеспечена всем необходимым для обучения. Родители интересуются успеваемостью, рекомендации учителя выполняют.

Общая осведомлённость и социально - бытовая ориентировка. Мария знает своё имя, фамилию, возраст, устанавливает родственные связи. Умеет устанавливать временные отношения (времена года, дни недели, части суток). Ориентируется в учебнике, находит нужную страницу. Различает основные цвета спектра, оттенки называть затрудняется. У девочки сформированы элементарные представления о размере (различает больше- меньше), количество (один - много).  Девочка выгляди опрятно, следит за своим внешним видом, правила личной гигиены соблюдает, волосы прибирает с помощью взрослого, т.к. кисть правой руки не функционирует. Навыки самообслуживания сформированы: аккуратно принимает пищу, одевается и раздевается с организующей и направляющей помощью взрослого.

Посещаемость. Пропуски уроков без уважительных причин отсутствуют.

Характеристика обучаемости. В учебных заданиях, без помощи учителя, не ориентируется, ошибки в выполненном задании не замечает, дать оценку результатам своего труда не может. Работоспособность низкая. Помощь учителя принимает в полном объёме.

Соответствие объема школьных знаний, умений и навыков требованиям программы с оценкой динамики обученности:

- владение письменной речью: ведущая рука – левая. Захват ручки, карандаша сформирован. Письменные работы выполняет путём списывания при списывании допускает ошибки. Ошибки не замечает. Под диктовку не пишет. Работоспособность низкая, часто отвлекается на уроке, быстро утомляется.

- чтение: Мария читает короткие слова по слогам, не уверенно, прося помощи у взрослого. При чтении нет плавности, выразительности. Повторяет за взрослым непроизвольно текст, смысл прочитанного понимает.  Может ответить на 2-3 вопроса к прочитанному тексту. Любит и умеет слушать сказки, рассказы, стихи, рассматривать иллюстрации.

- развитие устной речи: умеет с помощью сюжетных картинок, опорных схем и наводящих вопросов составить рассказ, пересказать знакомый текст. Словарный запас беден, отвечает на вопросы и высказывается простыми предложениями.

- сформированность учебных навыков по математике: Счёт до 10 с помощью учителя, наглядно, обратный счет не сформирован. Узнает несколько цифр 0, 1, 2, 4, 5, остальные цифры называет с подсказкой. Формы геометрических фигур путает, основные цвета спектра знает, размеры предметов сравнивает на конкретном материале. Цифры пишет по образцу. Соотносит количество предметов с соответствующей цифрой.  Значение арифметических действий не понимает. Вычислительные операции в пределах 10 самостоятельно не выполняет, только с помощью учителя, на основе счётного материала (калькулятор, счётные палочки). Испытывает трудности при решении простых арифметических задач. Не умеет ориентироваться в учебнике, находя нужную страницу.

- трудовое обучение: готовит рабочее место, убирает за собой, необходим контроль и направляющая помощь учителя.  Технику безопасности соблюдает. Работает с ножницами и клеем. Охотно выполняет творческие работы с пластилином, бумагой, тканью. Умеет планировать и оценивать свою работу.

Усвоение учебной программы. Адаптированную образовательную программу усваивает по мере своих психофизических возможностей.  

Поведение и общение в учебной ситуации. Во взаимоотношениях с взрослыми субординацию не соблюдает. К учителю обращается на «Ты». Поручения учителя выполняет.

Эмоциональное - волевое состояние в учебной ситуации. На уроке к учебному материалу спокойное равнодушное состояние, эмоциональное воодушевление наблюдается при привлечении игрушек, картинок со сказочными персонажами, необходимо чтобы на уроке присутствовала игровая деятельность.

Общие выводы и впечатления о ребенке. Мария готовит рабочее место, знает учебные принадлежности. Помощь учителя принимает не всегда, темп работы на уроке медленный, неравномерный, внимание неустойчивое, легко отвлекается. Ошибки в выполненном задании не замечает. Если при выполнении задания испытывает трудности, то может отказываться от его выполнения. Продуктивное время учебной деятельности 15-20 минут.

Вывод: Ребёнок нуждается в психолого-педагогической помощи, с применением игровых приемов, с учетом индивидуальных особенностей, постоянном контроле со стороны взрослого.

Заключение ППК

                                Продолжить обучение в 12 классе по адаптированной основной общеобразовательной программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Нуждается в уменьшении объема учебной нагрузки, перераспределение учебного плана в сторону увеличения часов коррекционных курсов с учетом индивидуальных образовательных потребностей. Нуждается в дефектологической помощи.

Задачи индивидуального образовательного маршрута

на 2022-2023 учебный год

Предметная задача: Сформировать умение самостоятельно выстраивать алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

Личностная задача: Продолжать учить  писать свою фамилию, имя и домашний адрес.

3. Индивидуальный учебный план

Класс

Учебные предметы

Число учебных занятий

Контрольные работы

Практические (лабораторные). творческие работы

12

Речь и альтернативная коммуникация

2

68

Математические представления

1

5

29

Домоводство

2

68

Окружающий социальный мир

1

34

Музыка и движение

1

34

Профильный труд

2

68

Коррекционно-развивающие занятия

2

68

Объём учебных предметов

По базисному учебному плану для изучения предметов   отводится  374 часа в год.

                                 Кол-во часов Предмет

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

Год

1.

Речь и альтернативная коммуникация

18

14

20

16

68

  2.

Математические представления

9

7

10

8

34

3.

Домоводство

18

14

20

16

68

4.

Окружающий социальный мир

9

7

10

8

34

5.

Музыка и движение

9

7

10

8

34

6.

Профильный труд

18

14

20

16

68

7.

Коррекционно-развивающие занятия

18

14

20

16

68

Итого:

99

77

110

88

374

4. Содержание образования

4.1. Планируемые образовательные результаты освоения предметов учебного плана

Предметные результаты связаны с овладением обучающейся содержания предметов программы и характеризуют его достижения в усвоении знаний и умений, возможности применения в практической деятельности и жизни, который предоставлен в таблице:

Индивидуальные возможности освоения предметов учебного плана

Предмет

Минимальный уровень усвоения программы

Речь и альтернативная коммуникация

Выполнять задания по словесной инструкции учителя;

Называть предметы и действия, соотносить их с картинками;

Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;

знать, называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, ближайших родственников.

 Читать по слогам слова, соотносить их с предметами и картинками;

Слушать тексты, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, иллюстрациям к тексту.

Писать строчные и прописные буквы;

Списать с печатного и рукописного текста прочитанные и разобранные слова и предложения;

Писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением.

Математические представления

Строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию;

Читать и записывать числа;

Считать в прямом и обратном порядке  в пределах 20;

Решать примеры, задачи на сложение и вычитание в пределах 20 с помощью счётного и дидактического материала;

Заменять несколько монет одной монетой достоинством 50к.50к.=1р.; 1р.1р. =2 р., 5р.5 р.= 10 р., 10р. 10р. = 20р., 50р.50р. = 100р.

Решать простые арифметические задачи, записывать решение (с помощью учителя);

Знать единицы (меры) массы, емкости — килограмм, литр. Обозначение: 1 кг, 1 л.

Домоводство

Обрести доступную степень самостоятельности в общественной жизни;

Умение овладению доступным теоретическим и практическим материалом, необходимым в повседневной жизни в трудовой деятельности;

Познакомиться с последовательностью выполнения определенных бытовых операций;

Нравственные качества личности: аккуратность, самостоятельность, трудолюбие.

Окружающий социальный мир

Типовые модели поведения в различных ситуациях согласно общепринятым нормам поведения.

Назначение кухонного инвентаря, предметов посуды, мебели, школьных принадлежностей.

Наземный транспорт.

Правила перехода улицы

Выполнять правила поведения в общественных местах,

Различать помещения школы и школьной территории и части улицы

Музыка и движение

Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку);

Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения; Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах;

Умение узнавать знакомые песни, подпевать их;

Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях;

Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;

Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности

Профильный труд

Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия;

Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего туда;

Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким;

Коррекционно-развивающие занятия

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в социальной среде, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с людьми.

Входить и выходить из помещения.

Ориентироваться в пространстве, пользоваться мебелью.

Организовывать рабочее место.

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Следовать предложенному плану и работать в темпе.

Передвигаться по квартире, находить необходимые помещения.

4.2. Планируемые образовательные результаты обучающегося

п/п

Предмет

Планируемые образовательные результаты обучающихся

Формирование базовых учебных действий

Предметные

Личностные

1.

Речь и альтернати-вная коммуника-ция

Способствовать возникновению   интереса к общению с учителем. Активизировать знания о правилах поведения при приветствии, в беседе с помощью учителя.

Закреплять умение рассказывать, опираясь на содержание картин и имеющиеся знания с помощью учителя;

Понять и запомнить правила пользования календарем. Получать информацию из телевизионных сообщений и печатных изданий.

Читать осмысленно, осознанно, выразительно.

Отвечать на вопросы.

Связно пересказывать содержание.

Знать и различать гласные и согласные звуки. Графически обозначать границы предложения. Делить слова на слоги, предложения на слова.

Предложение и его схема.

Осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению.

Выполнение учебных заданий, поручений, договоренностей с помощью учителя и самостоятельно.

Совершенствовать диалогические умения, умение ставить вопросы с помощью учителя.

Умение рассказывать, опираясь на содержание картин и имеющиеся знания.

Сформировать навык правильной посадки при письме, правильного расположения тетради, умение держать правильно ручку.

Сформировать способность к пониманию смыслового значения изученных предметов, включению новых слов в активный словарный запас.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми в процессе выполнения заданий, поручений.

Воспитывать бережное отношение и интерес к книгам.

Формировать интерес к общению (учитель – ученик)

Понять смысл и значение информации, содержащейся в рассказе.

Формирование навыка правильной посадки при письме, правильного расположения тетради, умение держать ручку, пользоваться карандашом.   отличать рукописное и печатное начертание изучаемых букв.

2.

Математиче-ские представле-ния

Выполнение сложение и вычитание с помощью счетного материала: палочек, счёт, линейки.

Работа с раздаточным материалом (цифры от 0 до 10, геометрические фигуры, зайчики, ёлочки, цветы и т.д.) - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале с помощью учителя;

Выполнять арифметические действия с помощью учителя; Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми в процессе выполнения задания.

  • Работать с учебными принадлежностями (учебник, тетрадь, счеты, счетные палочки, линейка и др.); Организовывать рабочее место под руководством учителя. обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию

  • Выполнять арифметические действия самостоятельно и с помощью учителя.
  • Ориентироваться в учебнике, под руководством учителя. Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.

3.

Домоводство

Проявлять интерес к объектам, созданным и используемым человеком;

Иметь представления о предметах посуды, мебели, продуктах питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;

Уметь соблюдать элементарные правила безопасного использования предметов в быту;

Иметь представления о социальных ролях людей;

Овладение  умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома;

Уметь выполнять доступные бытовые виды работ: уборка, стирка, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.;

Основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;

Работа в коллективе (ученик – ученик);

Слушание и понимание инструкции педагога;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Обращение за помощью и принятие помощи педагога.

Регулятивные: Понимать учебную задачу. Организовывать рабочее место под руководством учителя.

Коммуникативные: участвовать в обсуждении содержания предстоящей работы.

Регулятивные: определять план выполнения задания под руководством учителя

Познавательные: уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.

4.

Окружаю-щий социальный мир

Интерес к объектам, созданным человеком.

Представления о доме, школе, о

расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

Целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей

•        Принимать цели и произвольно включаться в деятельность;                  

     Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.

•        Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

•        Пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.

Устанавливать видо-родовые отношения предметов

5.

Музыка и движение

-выполняют упражнения для развития певческого дыхания;

-пропивают мелодию с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);

-слушают музыку (не отвлекаться, слушать произведение до конца);

-ритмично двигаются в соответствии с характером музыки;

-подыгрывают простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне и др. инструментах.

-умеет устанавливать и поддерживать контакты;

умеет кооперироваться и сотрудничать;

-избегает конфликтных ситуаций;

-пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

-использует элементарные формы речевого этикета;

принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

-охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.).

Развитие навыков сотрудничества с учителем в процессе пения;

Познавательные: уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.

6.

Профильный труд

умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего туда;

овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах;

потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.

формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, строгое соблюдение правил техники безопасности.

формирование ценности здорового образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения;

Регулятивные: Понимать учебную задачу. Организовывать рабочее место под руководством учителя.

Коммуникативные: участвовать в обсуждении содержания предстоящей работы.

Регулятивные: определять план выполнения задания под руководством учителя

7.

Коррекционно-разви-вающие задания

Коррекционная работа:

-повторяет движения тела по примеру взрослого;

-переливает воду из одной ёмкости в другую;

-выкладывает с помощью палочек простые изображения;

-застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах;

-собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке;

-строит из кубиков башню.

Предметно-практическая деятельность

-умеет фиксировать взгляд на объекте;

-умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;

-разматывает и сматывает клубок ниток;

-складывает (достает) предметы в (из) коробки;

-наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами.

формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

Регулятивные: Понимать учебную задачу. Организовывать рабочее место под руководством учителя.

Коммуникативные: участвовать в обсуждении содержания предстоящей работы.

Регулятивные: определять план выполнения задания под руководством учителя

Познавательные: уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.

4.3. Содержание учебного предметов, курса

«Речь и альтернативная коммуникация»

Чтение и письмо

Расширять представление о школе.

Ответы на вопросы и самые простые самостоятельные высказывания.  

Развивать умение составлять рассказ с использованием различных опор (картинок, символов, вопросов). Способствовать формированию умения участвовать в игре, соблюдая правила. Познакомить с правилами поведения в библиотеке; воспитывать уважение и интерес к книгам.

Развивать умение использовать вежливые слова в различных ситуациях.

Воспитывать чуткое отношение к живой природе.

Правильное чтение вслух по слогам и целыми словами.

Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого.

Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков.

Пересказ текста по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений.

Узнавание графического изображения буквы в  слоге (слове).

Продолжать формировать умение писать слова прописными буквами. Выделять гласные и согласные буквы цветом. Познакомить со знаком ударения и в умении выделять ударного гласного в слове. Делить слова на слоги. Записывать предложения под их схемой. Чертить схему и записывать под ней предложение. Развивать умение находить гласные в образовании слогов. Различать И – Й, Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, Ж – Ш. Знать и различать шипящие и свистящие согласные. Знать и различать звонкие и глухие согласные. Умение находить буквы Ё, Е, Ю в начале слова или слога. Копирование букв и знакомых слов печатными буквами.

Подписывание обучающейся поздравительных открыток, в которых текст может быть заранее напечатан или написан учителем.

«Математические представления»

Количественные представления

Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Соотнесение цифры с количеством предметов. (1-20) Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе.

Представления о форме

Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой (куб –квадрат, шар – круг). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой.

Представление о величине

Различение по величине, длине, ширине, высоте, весу однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине, длине, ширине, высоте, весу. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Измерение с помощью мерки.

Пространственные представления

Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве (близко, около, рядом, далеко, сверху, снизу, спереди, сзади, справа, слева). Перемещение в пространстве в заданном направлении (вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево). Ориентация на плоскости (верх, низ, середина, правая сторона, левая сторона). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду

Временные представления

 Различение частей суток (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение действия с временным промежутком (сейчас, вчера, сегодня, завтра). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности

 «Домоводство»

Покупки:

Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного отдела и товара в магазине. Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара: складывание продукта в пакет, выкладывание товара на весы, нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с продуктом.

Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, ожидание во время пробивания кассиром товара, оплата товара, предъявление карты скидок кассиру, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку. Раскладывание продуктов в места хранения.

Обращение с кухонным инвентарем

Обращение с посудой. Предметы посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Выбор предметов посуды для сервировки стола. Раскладывает столовые приборы и посуду при сервировке стола. Накрывание на стол. Сравнение кухонных принадлежностей (терка, венчик, овощечистка, разделочная доска, шумовка, дуршлаг, половник, лопаточка, пресс для чеснока, открывалка и др.).

Различает чистую и грязную посуду. Соблюдает последовательность действий при мытье и сушке посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Замачивание посуды. Протирание посуды губкой. Чистка посуды. Ополаскивание посуды. Сушка посуды. Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды: очищение посуды от остатков пищи, замачивание посуды, намыливание посуды моющим средством, чистка посуды, ополаскивание, сушка. Обращение с бытовыми приборами. Различение бытовых приборов по назначению (электрический чайник, холодильник и др.). Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Соблюдение последовательности действий при пользовании электробытовым прибором. Мытье бытовых приборов. Хранение посуды и бытовых приборов. Соблюдение последовательности действий при сервировке стола: накрывание стола скатертью, расставление посуды, раскладывание столовых приборов, раскладывание салфеток, расставление солонок и ваз, расставление блюд.

Приготовление пищи

Соблюдение этапов подготовки к приготовлению блюда. Учимся выбирать продукты для приготовления блюда. Выбор инвентаря для приготовления блюда. Резание продуктов ножом (кольцами). Поддержание чистоты рабочего места в процессе приготовления пищи. Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда. Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда: выбор продуктов (хлеб, колбаса, помидор, масло), выбор кухонного инвентаря (тарелка, доска, нож), нарезание хлеба, нарезание колбасы, нарезание помидора, намазывание хлеба маслом, сборка бутерброда (хлеб с маслом, колбаса, помидор).

 Соблюдает последовательность действий при приготовлении салата. Очистка вареных овощей. Перемешивание продуктов ложкой.

Соблюдение последовательности действий при жарке продукта: включение электрической плиты, наливание масла, выкладывание продукта на сковороду, постановка сковороды на конфорку, установка таймера на определенное время, перемешивание/переворачивание продукта, выключение электрической плиты, снимание продукта.

Соблюдение последовательности действий при выпекании полуфабриката: включение электрической духовки, смазывание противня, выкладывание полуфабриката на противень, постановка противня в духовку на определенное время, вынимание противня из духовки, снимание выпечки, выключение электрической духовки.

Уход за вещами

Соблюдение последовательности действий при ручной стирке. Ознакомление с составными частями стиральной машины. Сортировка белья перед стиркой. Соблюдение последовательности действий при машинной стирке: сортировка белья перед стиркой, закладывание белья, закрывание дверцы машины, насыпание порошка, установка программы и температурного режима, запуск машины, отключение машины, вынимание белья.

 Складывание белья и одежды и вывешивает на «плечики». Чистка одежды и ухаживание за обувью. Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке обуви. Утюг, части утюга (подошва утюга, шнур, регулятор температуры, клавиша пульверизатора). Соблюдение последовательности действий при глажении белья: установка гладильной доски, выставление температурного режима, подключение утюга к сети, раскладывание белья на гладильной доске, смачивание белья водой, движения руки с утюгом, складывание белья. Складывание белья и одежды. Вывешивание одежды на «плечики». Чистка одежды. Уход за обувью. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви: намачивание и отжимание тряпки, протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой. Просушивание обуви. Соблюдение последовательности действий при чистке обуви: открывание тюбика с кремом, нанесение крема на ботинок, распределение крема по всей поверхности ботинка, натирание поверхности ботинка, закрывание тюбика с кремом.

Уборка помещения

Хранение и уход за спецодеждой. Мелкий ремонт спецодежды (пришивание пуговиц, кармана). Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели: наполнение таза водой, приготовление тряпок, добавление моющего средства в воду, уборка предметов с поверхности, вытирание поверхности, вытирание предметов интерьера, раскладывание предметов интерьера по местам, выливание использованной воды.

Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок. Соблюдение последовательности действий при подметании пола: сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совок, высыпание мусора в урну. Подготовка пылесоса к работе. Чистка поверхности пылесосом. Соблюдение последовательности действий при уборке пылесосом: подготовка пылесоса к работе, установка регулятора мощности, включение (вставление вилки в розетку; нажатие кнопки), чистка поверхности, выключение (поворот рычага; нажатие кнопки; вынимание вилки из розетки), отсоединение съемных деталей пылесоса. Соблюдение последовательности действий при мытье пола: наполнение емкости для мытья пола водой, добавление моющего средства в воду, намачивание и отжимание тряпки, мытье пола, выливание использованной воды, просушивание мокрых тряпок.

Мытье стекла (зеркала). Соблюдение последовательности действий при мытье окна: наполнение емкости для мытья водой, добавление моющего средства в воду, мытьё рамы, вытирание рамы, мытьё стекла, вытирание стекла, выливание использованной воды.

Уборка территории

Уборка бытового мусора. Сгребание травы и листьев. Подметание школьной территории. Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Уход за уборочным инвентарем. Соблюдение техники безопасности при работе с инструментами (лопата, грабли, ледоруб). Правила хранения уборочного инвентаря.

 «Окружающий социальный мир» 

Школа

Помещения школы, их различение с назначением помещений школы и их нахождением. Соотнесение работника школы с его профессией. Практическая работа (рисование). Дидактическая игра «Назови лишнее». Рассматривание иллюстрации, фотографии сюжетных картинок. Просмотр видеофрагментов. Подбор иллюстративного материала. Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя.

Квартира, дом, двор.

Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Соблюдение правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Вредные насекомых (муравьи, тараканы, клопы, вши), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые.

Аудио, видеотехника и средства связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Назначение технического устройства (сотовый телефон, планшет, видеоплеер и др.). Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном (плеером, планшетом и др.): включение, пользование функцией (связь, игра и т.п.), выключение). Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя. Территория двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Соблюдение правил безопасного поведения во дворе. Рассматривание иллюстрации, сюжетных картинок, видеофрагментов. Слушание рассказа учителя. Аппликация. Работа по презентации. Дидактическая игра «Моя квартира». Работа по сюжетным картинкам. Работа в тетради (рисование).

Предметы быта.

 Рассматривание иллюстрации, сюжетных картинок, видеофрагментов. Слушание рассказа учителя. Ответы на вопрос учителя. Соотнесение натурального объекта с картинкой. Часы (наручные, настенные, механические, электронные часы). Части часов: стрелки, циферблат. Назначения часов (частей часов). Предметы интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Назначения предметов интерьера. Светильники (люстра, бра, настольная лампа). «Дидактическая игра «Назови одним словом». Конструирование. Работа по сюжетным картинкам. Работа в тетради (рисование).

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

Рассматривание иллюстрации, сюжетных картинок, видеофрагментов. Слушание рассказа учителя. Дидактическая игра «Назови, что это?» Работа в тетради (рисование). Выполнение упражнений на выявление свойств стекла. Презентация о свойствах стекла. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Работа по сюжетным картинкам. Работа в тетради (рисование). Свойства стекла (прозрачность, хрупкость). Предметы изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.). Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла. Предметы изготовленных из дерева (стол, деревянная ложка, стул, разделочная доска, черенок для лопаты и др.). Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из дерева. Предметы изготовленных из железа (ложка, кастрюля, замок, гвоздь, гиря и др.). Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из железа.

Город.

Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя, работа по картинкам

 Работа по сюжетным картинкам. Технических средства организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). Соблюдение правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Достопримечательности нашего города (улицы, памятники).

Продукты питания

Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя, работа по картинкам. Работа по сюжетным картинкам. Работа по презентации. Дидактическая игра «Супермаркет». Работа в тетради (рисование). Мясные продукты: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Правила хранения мясных продуктов.

Рыбные продукты: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов. Правила хранения рыбных продуктов. Мучные изделия: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки). Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных изделий. Правила хранения мучных изделий. Кондитерские изделия (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Правила хранения кондитерских изделий. Крупа и бобовые: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох), требующие обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые). Знакомство со способами обработки (приготовления) круп и бобовых. Знание правил хранения круп и бобовых. Дидактическая игра «Назови, что это?»

Транспорт

Специальный транспорт (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Назначения специального транспорта. Профессии людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя. Рассматривание иллюстрации, сюжетных картинок, видеофрагментов. Слушание рассказа учителя. Работа по презентации. Наземный транспорт. Назначение наземного транспорта. Составные части наземного транспортного средства. Водный транспорт. Назначение водного транспорта. Составные части водного транспортного средства. Воздушный транспорт. Назначение воздушного транспорта. Составные части воздушного транспортного средства.

Дидактическая игра «Четвертый лишний». Работа в тетради.

Традиции, обычаи

Знание традиций и атрибутов праздников. Работа по презентации.

Дидактическая игра «Угадай праздник». Работа по сюжетным картинкам.

Работа в тетради. Традиции и атрибуты праздников (Новый Год, 8 марта, 23 февраля, День Победы, Масленица, Пасха). Школьные традиции. Символики и атрибуты православной церкви (храм, икона, крест, Библия, свеча, ангел). Нравственные традиции, принятые в православии. Представление о религиях мира. Следование общепринятым традициям на праздниках. Слушать, наблюдать, повторять за учителем, принимать участие, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя.

Страна

Рассказ учителя о названии города, государства, в котором мы живём. Работа по презентации. Работа по плакатам. Работа по сюжетным картинкам. Работа в тетради. Государственные символики (герб, флаг, гимн). Президент РФ (на фото, видео). Столица России. Достопримечательности городов России. Права и обязанности гражданина России. Документы, удостоверяющие личность гражданина России (паспорт, свидетельство о рождении). Значимые исторические события России. Выдающиеся люди России. Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции

«Музыка и движение»

Содержание учебного предмета «Музыка и движение» предусматривает знакомство обучающихся со следующими видами музыкальной деятельности: «Слушание музыки», «Пение», «Движение под музыку».

«Слушание музыки» Определение начала и конца звучания музыки.

Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки.

Слушание (различение) колыбельной песни и марша.

Слушание (различение) веселой и грустной музыки.

Узнавание знакомой песни. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах

Определение характера музыки. Определение музыкального стиля произведения.

Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения. Слушание (узнавание) оркестра (народных инструментов, симфонических и др.), в исполнении которого звучит музыкальное произведение.

Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения

 «Пение» Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов.

Подпевание повторяющихся интонаций припева песни.

Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни).

Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков.

Пение в хоре. Различение запева, припева и вступления к песне.

 «Движение под музыку» Покачивание с одной ноги на другую. Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании.

Движения: ходьба, кружение. Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные стороны, опускание/поднимание предмета, подбрасывание/ловля предмета и т.п.

Выполнение движений разными частями тела под музыку: «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др. Соблюдение последовательности простейших танцевальных движений.

Ритмичная ходьба под музыку. Изменение скорости движения под музыку (ускорять, замедлять).

Имитация (исполнение) игры на музыкальных инструментах.

Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов.

Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте.

Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте.

Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд.

Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте

 «Профильный труд» (Младший обслуживающий персонал)

Работа на территории возле дома

Функциональные обязанности дворника. Особенности уборки территории в зависимости от времени года. Инструмент и хозинвентарь для уборки территории. Виды покрытий дорожек на пришкольном участке и особенностями ухода за твёрдыми и насыпными покрытиями. Кормушки для птиц, материалы для изготовления. Изготовление кормушек и развешивание на пришкольном участке. Виды декоративных кустарников. Правилами ухода за ними. Секатор, его устройство и правила безопасной работы с ним.

Вызов пожарной команды, полиции и аварийных служб. Алгоритм вызова пожарной команды, полиции и аварийных служб.

Работа с картоном и бумагой

Изготовление блокнота в мягком переплёте, оформление обложки аппликацией. Подготовка бумажного блока, шитьё в два прокола. Изготовление блокнота в твёрдом составном или цельнотканевом переплёте. Выклейка сторонок цветной бумагой. Вставка страничного блока в обложку. Подготовка страниц, соединение с обложкой. Изготовление футляра для документов, папка с клапанами и завязками, подарочные коробочки, крандашницы и т.д.

Уход за спецодеждой

 Выбор спецодежды в зависимости от вида предстоящей работы. Правила хранения и ухода за спецодеждой. Стирка спецодежды в стиральной машине и ручным способом, полоскание, отжим. Развешивание для просушки на воздухе. Раскладывание и установка сушилки для белья. Утюжка спецодежды, складывание. Выполнение простейшего ремонта при эксплуатации спецодежды наложение заплаты.

Работа с тканью

 Изготовление салфетки для уборки. Замётывание срезов краевым швом вподгибку с закрытым срезом, прокладывание машинной строчки. Пошив сумки хозяйственной. Раскрой деталей, обработка ручек для сумки, отделка сумки аппликацией. Обработка верхнего среза, застрачивание уголков. Пошив фартука на поясе квадратной формы. Намётывание первого и второго подгиба, обработка срезов на швейной машине. Изготовление завязок. Присоединение завязок: подгиб противоположных углов фартука, вкладывание завязок в подгиб и прострачивание. Отделка фартука вышивкой или аппликацией.

 Работа на пришкольном участке (территории возле дома)

 Знакомство с породами деревьев. Строение дерева: ствол, крона. Основные породы деревьев на школьном участке. Осенний уход за деревьями. Приствольный круг. Значение. Правила вскапывания приствольного круга. Секатор: устройство, наладка и правила безопасной работы. Составление плана подготовки плодового дерева к зиме. Правила обрезки, очистки ствола, обработка ран, побелка ствола и т.д.

Уход за комнатными растениями. Названия комнатных растений, периодичность и приемы полива, правила обрезки растений, приспособления для опрыскивания.

Уход за одеждой и обувью. Правила хранения и ухода. Ручная стирка, полоскание, отжим, развешивание для просушки, утюжка. Повторение правил безопасной работы утюгом. Чистка одежды и обуви. Правила хранения межсезонной одежды и обуви.

«Коррекционно-развивающие занятия»

Зрительное восприятие

Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).

Слуховое восприятие

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

Кинестетическое восприятие

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).

Восприятие запаха

Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)

Восприятие вкуса

Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

4.4. Нравственное воспитание

Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;

Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.);

Умение выражать свои желания, делая выбор;

Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.

  1. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Работа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни,

обучающегося реализуется по следующим направлениям:

  1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательной деятельностью с

целью реализации необходимых условий для сбережения здоровья, обучающегося.

  1. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной

деятельности при использовании программного материала, формирующего у обучающегося установку на безопасный, здоровый образ жизни, предусматривающего обсуждение проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

  1. Организация физкультурно-оздоровительной работы, направленной на обеспечение

рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающегося, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающегося и формирование культуры здоровья в различных формах (на уроках физкультуры, в секциях, при проведении динамических пауз на уроках, при проведении дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

  1. Совместной экологической деятельности родителей (законных представителей),

обучающегося и учителя, обеспечивающей расширение опыта общения с природой.

  1. Просветительская работа с родителями (законными представителями) по вопросам

 охраны и укрепления здоровья, обучающегося направленной на повышение уровня его знаний, привлечения родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и

 безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

4.6. Внеурочная деятельность

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

«1 сентября – День Знаний»

Фото зона. Гимн Родины, Югры. Урок мира «Наш округ – седой богатырь» Особенности родного края, пословицы, загадки о природе

«Осень, осень к нам пришла»

Поделки из природного материала.

«День здоровья»

Подготовить стен газету «Физкульт - привет» или  «Здоровый образ жизни»

«Новый год»

Подготовка к мероприятию: изготовление ёлочных украшений, новогодних открыток. Участие в новогоднем празднике.

«23 февраля»

Выучить стихотворение, сделать поделку….

8 Марта международный женский день

Выучить стихотворение, сделать поделку….

«Пасха»

Знакомство с праздником «Пасха».

Весна пришла

Выучить стихотворение, сделать поделку….

9 Мая

Выучить стихотворение, сделать поделку….

Игра

Игры с игрушками мячом, машинками, кубиками и др.; настольные дидактические игры «Лото», «Домино», игры с сенсорными игрушками. Сюжетно ролевые игры: «Врач», «Продавец», «Шофёр» и др. (по желанию обучающегося)

5. Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  • Индивидуальные консультации родителей со

специалистами (раз в триместр и по запросу родителей)

  • Индивидуальные консультации родителей по темам:
  • «Развитие двигательной активности ребенка», «Реализация СИПР в домашних условиях»,
  • «Формирование социально – бытовых навыков».

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

  • Участие родителей в разработке СИПР
  • Посещение родителями уроков/занятий;
  • Консультирование родителей по вопросам обучения

ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы;

организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

  • Информирование электронными средствами;
  • Личные встречи, беседы;
  • Ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка;
  • Просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с

ребенком дома.

Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

  • привлечение родителей к планированию, разработке и

реализации мероприятий:

  • «1 сентября – День Знаний»
  • «Мама, папа, Я – спортивная семья»  
  • «Новогодний праздник»
  •  «Последний учебный день»

6. Специалисты, участвующие в реализации программы

Сведения об авторе:

ФИО:

Образование:

Стаж работы:

Квалификационная категория:

Специалисты: 

7. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

  • Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки

разной величины с крышками и т. д.

  • Наглядный и дидактический (демонстрационный) материал по темам: «Овощи»,

«Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы»,

«Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».

  • Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки,

стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.

  • Гимнастические мячи большого и среднего размера.
  • Компьютер, презентации, видеозаписи и др.

Вспомогательная литература:

1. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2020.- 124 с.      

2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 2015

3. Волкова Т.Г., Евтушенко И.В. Особенности эстетической воспитанности умственно отсталых старших школьников// Современные наукоемкие технологии. 2016. №10 (часть 1). С. 119-122

4. Емельянова И. Д. Мелкая моторика рук как предпосылка овладения навыками письма дошкольников с ОНР. // Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии.–М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института ,

5. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2019. - 124 с.

Базовая. Программа подготовительных 1–4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ, 2010

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, для учащихся 1-4 классов, под редакцией И.М. Бгажноковой . Москва: «Просвещение» 2010

Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://elenaranko.ucoz.ru/  - шаблон для презентации

8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Результаты оценивания знаний отражается степенью освоения обучающимся АООП 2 вариант (ИОМ), взаимодействием следующих компонентов:  

  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

Оценку обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости, ТМНР в 5-х - 9-х классах по в предмету «Окружающий природный мир» программы основного общего образования, за исключением коррекционного блока, принято осуществлять по пятибалльной системе с измененной шкалой оценивания по каждому предмету.

Для описания личностных и предметных достижений, обучающихся применяется уровневый подход, который включает в себя следующие уровни достижений: базовый, минимально необходимый, индивидуальный, пониженный и низкий уровни.

Базовый уровень (оценки отлично - хорошо, отметки - «5» / «4» / «зачтено») -  сформирована система знаний (качество) в соответствии с запланированными результатами, обучающийся решает учебно-практические и учебно-познавательные задачи, основанные на учебном материале.

Минимально необходимый (оценка удовлетворительно/ отметка «3», для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости – отметка «зачтено») – сформирована система знаний в соответствии с запланированными результатами, обучающийся решает учебно-практические и учебно-познавательные задачи, основанные на учебном материале с организующей помощью учителя.

Индивидуальный для обучающихся по ИОМ (оценка хорошо, отметка - «зачтено») - наблюдается положительная динамика относительно индивидуально запланированных результатов.

Для описания подготовки, обучающихся фронтально, уровень достижений которых ниже минимального могут быть применены такие уровни как:

Пониженный уровень достижений (оценка неудовлетворительно/ отметка «2») – отсутствует система базовой подготовки, обучающийся не освоил и половины планируемых результатов, которые осваивают большинство обучающихся со схожими проблемами психофизического развития. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания. Данная группа обучающихся нуждается в дополнительной психолого-педагогической диагностике и занятиях, направленных на восполнение пробелов в знаниях

Низкий уровень достижений (оценка «плохо», отметка «1») – наличие фрагментарных знаний по предмету, что требует корректировки образовательного маршрута, специальной коррекционной помощи.

Важным элементом при обучении и воспитании детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и ТМНР является диагностика уровня их развития. Даже минимальные изменения в знаниях, характере выполнения действий, в общении и др. своевременно выявляются педагогами и на их основе строится дальнейшая работа.

11. Приложение

Сведения о создании условий для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. 

п./п

Нозологии

Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал

Формы, методы и приемы

работы с обучающимися

1.

Обучающиеся с тяжелой

умственной отсталостью.

  • Ноутбук HP;
  • Учебное место учащегося с нарушениями ОДА;
  • «Волшебный сундук логопеда»;
  • Комплексы физминуток;
  • Швейный дорожный набор;
  • Трудовое обучение.

Инвентарь:

  • Набор муляжей;
  • Коллекция семян и плодов;
  • Коллекция шишек;
  • Гербарий различных растений;
  • Плакаты (цветы, деревья, кустарники, овощи, фрукты и т.д.).

Щадящий индивидуальный двигательный режим.

Практические методы и приемы обучения:

  • целенаправленные действия с дидактическими игрушками;
  • многократное повторение практических и умственных действий;
  • наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения);
  • подражательные упражнения; дидактические игры;

Наглядные методы:  

  • обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);
  • наблюдения за предметами и явлениями окружающего;
  • рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий;
  • совместная деятельность детей с патологией и их сверстников с нормальным развитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предметам учебного плана обучающейся индивидуально на дому

Данная рабочая программа индивидуального обучения соответствует целям и задачам образовательной организации, и основным требованиям федерального образовательного стандартаобразования для обучающихся с...

Составление индивидуальных программ развития для детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе в условии инклюзии.

Предложенная программа рассчитана на половину учебного года работы. Упражнения данной программы могут быть полезны для развития познавательной сферы  детей с ОВЗ. По аналогии с этими упражнениями...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 2019-2020 учебный год на учащегося 1б’ класса

Структура СИПР. Общие сведения о ребёнке.Психолого-педагогическая характеристика.Индивидуальный учебный план.4.Содержание образования.4.1. Пояснительная записка.4.2. Базовые учебные действия.4.3....

Составление индивидуальных программ развития для детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе в условии инклюзии

Инклюзия означает - раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные у...